как объяснить ребенку что такое уровень жизни
Что такое жизнь? Что мы сами знаем о жизни?
Что такое жизнь? Что мы сами знаем о жизни?
Хотим мы того или нет, но каждый день, отвечая на вопросы ребенка, мы формируем его образ мира, сценарии переживания, страхи, восторги, отказы и желания. Они будут влиять на решения, ощущение счастья или неудовлетворенности от жизни у детей, когда те вырастут.
Когда перед нами ребенок, нам нужно понимать и помнить следующее:
• Что он знает о жизни? – Картинки, слова, истории, сказки, которыми он оперирует.
• Что он говорит? – Детские интерпретации, рассуждения о том, что он видит, как он оценивает поведение своих родителей, друзей, соседей.
• Что он делает? – То, как эти интерпретации влияют на поведение ребенка.
Почему он поступает не так, как мы его учим?
Прежде чем учить своих детей жизни, неплохо было бы научиться для начала осознавать свои собственные представления о жизни.
Достаточно провести экспресс-опрос среди своих знакомых, спросив: «Что такое жизнь?», – и вы обнаружите, как велико разнообразие таких определений. Это те сценарии жизни, которые мы выбираем себе и детям. О них мы сообщаем нашим детям!
Глобальные определения жизни
Жизнь – это большая и трудная дорога.
Жизнь – это смена черных и белых полос.
Борьба за существование.
Пессимистические, предупредительные, угрюмые определения жизни
Жизнь – это тяжкий крест.
Жизнь прожить – не поле перейти.
Жизнь – это противостояние смерти.
Гедонистические определения жизни
Жизнь – это радость.
Жизнь – это любовь. Пока есть любовь, жизнь продолжается.
Это повод для удовольствия.
Динамические определения жизни
Созерцательно-эстетические, импрессионистские определения жизни
Жизнь – это красота.
Жизнь – это большой красивый букет, в котором много разных цветов.
Жизнь – это туннель со светом только в конце.
Ценностные определения жизни
Любовь и служение людям.
Императивные определения жизни, указывающие, как себя вести
Результат собственных усилий.
Отношения с окружающими (близкими и друзьями).
Эти определения, которые мы бросаем походя, задают общее отношение ребенка к жизни, его ожидания и тревоги. Они будут влиять на принятие самых судьбоносных решений вашего сына или дочери. Будьте внимательны!
Читайте также
1.1. Что такое жизнь?
1.1. Что такое жизнь? «Кто ты? Откуда ты? Куда ты идешь?» – спросил ночной сторож у молодого Шопенгауэра. Над ответами философ думал всю жизнь. Кто мы: я, мой род (родной завод), народ, страна? Для чего мы существуем и чего хотим? Да и вообще, что такое жизнь и счастье?Однозначных
Часть первая Как мы знаем, что мы знаем, если мы знаем что-то?
Часть первая Как мы знаем, что мы знаем, если мы знаем что-то? Я говорю вам не абсолютную правду, но лишь то, что я считаю абсолютной правдой. Роберт Ингерсол, Свобода мужчины, женщины и ребенка На этой иллюстрации можно разглядеть две разные картинки. Способны ли вы
4.2.1 Вы сами формируете все события своей жизни
4.2.1 Вы сами формируете все события своей жизни Первый принцип имеет вид: “Вы сами формируете все события своей жизни!”.Утверждение вроде бы несложное, но на первый взгляд сомнительное. Разве мы сами формируем свои болезни, неприятности в семье или на работе, невыплату
Что такое секрет легкой жизни?
Что такое секрет легкой жизни? Создание системы, которую я назвал легкой жизнью, было возможно лишь благодаря сорока пяти годам напряженных исследований и тысячам опытов работы с людьми, находящимися в разных жизненных ситуациях. Так что же такое эта система, эта легкая
Что такое жизнь? Что мы сами знаем о жизни?
Что такое жизнь? Что мы сами знаем о жизни? Хотим мы того или нет, но каждый день, отвечая на вопросы ребенка, мы формируем его образ мира, сценарии переживания, страхи, восторги, отказы и желания. Они будут влиять на решения, ощущение счастья или неудовлетворенности от жизни
О том, что такое жизнь по-российски
О том, что такое жизнь по-российски Дети, как правило, живут в мире родительских интерпретаций, мире, о котором рассказывают им взрослые. Особенность традиционного российского воспитания состоит, в частности, в том, что в разговорах с детьми мы озвучиваем в основном
Глава 4 Мы знаем больше, чем думаем, что знаем: интуиция и творческие способности
Глава 4 Мы знаем больше, чем думаем, что знаем: интуиция и творческие способности – Это ты сам додумался? – Да, вроде как сам, – отвечал Пух. – Но не то чтобы я умел думать, – продолжал он скромно, – ты ведь знаешь, но иногда на меня это находит. – Угу, – сказал Кролик,
7.2. За свою жизнь отвечаем сами
7.2. За свою жизнь отвечаем сами Мы очень любим обвинять в наших неудачах окружающих, неблагосклонную судьбу или существующее правительство. Но насколько это близко к истине? Подумайте сами: если вы вышли на улицу без зонтика, и вдруг пошел дождь – он виноват? Или синоптики,
Глава 2 «ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИНТИМНОГО ПЛАНА…» Что такое «половая жизнь»
Глава 2 «ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИНТИМНОГО ПЛАНА…» Что такое «половая жизнь» Масяня:Вам, небось, кажется, что вся половая жизнь заключается в том, чтобы «потрахаться», и притом почаще. Ошибаетесь, уважаемые! Все значительно сложнее, и всем вам, как, впрочем, и мне, еще предстоит в
Все, что есть в вашей жизни, вы сотворили сами
Все, что есть в вашей жизни, вы сотворили сами Земная жизнь существует не для того, чтобы мы здесь страдали, и не для того, чтобы мы здесь чему-то учились или проходили испытания. Земная жизнь создана для того, чтобы мы здесь проявили свою Божественность. А для этого надо
Мы не знаем того, чего не знаем
Мы не знаем того, чего не знаем Если вам когда-либо приходилось поступать на должность, для которой у вас было недостаточно квалификации, то вы хорошо знакомы с этим ужасным ощущением потерянности. Оказалось, что вы совсем ничего не знали об этой должности и не
Глава 16 ЧТО ТАКОЕ НРАВСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ?
Глава 16 ЧТО ТАКОЕ НРАВСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ? Мы гости на этой планете. Мы находимся здесь, самое большее, девяносто — сто лет. За этот период мы должны попытаться сделать в своей жизни что-то хорошее, что-то полезное. Старайтесь быть в мире с самим собой и помогать другим
Остроумный священник объяснил подростку в чём смысл жизни и чем человек от обезьяны отличается
Здравствуйте, уважаемые читатели! С самого утра я подумывал написать вечерком пару статеек на сложные психологические темы. Но на пути домой я стал свидетелем очень любопытной сцены, о которой я не могу не написать. Уж больно мне она в душу запала.
Я часто езжу на маршрутном автобусе до бассейна и обратно и всегда в одно и то же время. Уже многих завсегдатаях попутчиков запомнил. Часто вижу в автобусе молодого попа, что служит в местной церкви. Честно говоря, мне очень странно видеть его в общественном транспорте. Я всегда думал, что у них отличные зарплаты и накопить на приличную машину должно быть не проблема. Ну, я человек нисколько не скромный, поэтому решил спросить его об этом напрямую. Подошёл, поздоровался, спросил. Он сказал, что просто не любит рулить и спросил у меня о том, почему я тоже без тачки. Видать решил, что я хочу его чем-то задеть или обидеть своим вопросом, не знаю. Я ответил честно, что зрение не позволяет. Потом ехали молча, до поры до времени…
На следующей остановке в автобус забрались девочки лет по 13 – 15 где-то в количестве трёх штук. Они спорили на какую-то философскую серьёзную тему. Я внимания сначала и не обратил. Ну умничают детишки, что с того? Сейчас у каждого второго пятиклассника на страничках в соц сетях вместо статуса высказывания великих мыслителей позапрошлого столетия имеются. Мода нынче у молодёжи такая. Мы вот в свои 15 стены домов расписывали в стиле «ПАНКИ ХОЙ!». А ведь тогда это и впрямь казалось очень круто и просто жуть, как умно.))
В общем, спорят они, спорят, а потом одна из девочек заметила служителя церкви. Подошла к нему и спрашивает:
— «Скажите, а в чём смысл жизни? Ведь в самой же жизни и есть? Ну там найти пару, родить детей и просто жить и радоваться жизни. Ведь так?
Я уж было рассчитывал услышать скучную проповедь и извечные родительские наставления в духе «Главное – жить так, чтобы люди тебя всегда добрым словом поминали и т д и т п. Но нет, Батюшка, дай ему Бог здоровья, не подвёл. Да так, что моя ухмылка мигом с лица сползла.
— «Так многие люди живут. И им нормально. Да и не только люди. Обезьяны, например, тоже так живут. И другие животные, полагаю. В целом, это мудрый выбор, но немного бесполезный, не находишь? Чем мы по твоему от обезьян отличается?»
Бедная девочка… Надо было видеть её выражение лица! Она явно не ожидала, что ей устроят тест на сообразительность. В ответ она промямлила что-то вроде «Ну, люди умные». И поп продолжил:
Тогда зачем нам ум, если мы можем жить, просто ради жизни? Ты знаешь такое выражение «Создатель создал нас по своему образу и подобию»? Вдумайся в эти слова. Раз уж мы его подобия, значит мы тоже создатели, разве не так? Каждый человек должен что-то создавать. Не важно, что именно: научные изобретения или просто уют в доме. Пока человек создаёт, он развивается, совершенствуется. Если мы перестанем быть создателями, тогда на кой нам столь умные мозги? Смысл жизни каждого человека в том, чтобы создавать. А вот что создавать – каждый решает для себя сам».
Как разговаривать с детьми о различиях и неравенстве
Уверена, что многие родители будут удивлены самой постановкой вопроса — почему вообще нужно разговаривать об этом с детьми? Ведь на сегодняшний день все хорошо, особого неравенства не наблюдается, лично не сталкиваемся. В конце концов, мы же не в Америке, где негров когда-то за людей не считали. Понятно, что детям нужны некоторые сведения на эту тему, но мы-то тут при чем?
Зачем разговаривать?
Безусловно, российские реалии отличаются от реалий других стран — некоторые проблемы, связанные с неравенством, выглядят у нас иначе. И все же разговаривать с детьми о несправедливости и неравенстве имеет смысл по трем основным причинам.
Основные группы риска таковы:
Есть еще более мелкие группы риска, в том числе временные, в которых человек не пребывает всю жизнь, но легко может туда попасть — например, молодые мамы. Этих групп очень много, нет нужды перечислять их все — вы легко найдете эту информацию сами. Достаточно того, что у вашего ребенка не так уж мало шансов оказаться в какой-либо группе в течение жизни, либо стать партнером человека из какой-либо группы. Хорошо бы иметь максимум информации на такой случай, правда?
Когда говорить?
Эксперты и психологи всего мира подтверждают: что ребенок способен чувствовать несправедливость уже в возрасте двух лет, а отличать, например, людей разной расы может даже младенец. А к 5–6 годам некоторые дети уже крепко усваивают предрассудки тех, кто о них заботится. Конечно, трудно рассказывать о чем-то сложном дошкольнику, но можно использовать простые примеры из жизни (Маше дали яблоко, а Лейсан — нет, это несправедливо; Миша и Джон очень разные, у Миши темные волосы, а у Джона светлые), чтобы укрепить идею. Потом на этой базе получится объяснить и другие штуки.
Не волнуйтесь, вы не заложите таким образом основу для расизма и для того, чтобы ваш ребёнок кого-то потом дискриминировал. Вы только лишь назовете то, что уже и так происходит. Дети в любом случае будут замечать различия, и в ваших силах лишь сделать эту тему допустимой и легальной, чтобы вовремя отлавливать странные стереотипы и нежелательные выводы, или чтобы защитить от дискриминации своего ребенка.
Фото: Pexels
Некоторые приемы для начала разговора
Малыши. В СССР во многих детских книжках и на плакатах была такая замечательная картинка — девочки и мальчики, одетые в национальные костюмы, держатся за руки. Можно начать с нее, или с любой книжки или мультфильма, где рассказывается о существовании людей разных культур (например, серия «Гора самоцветов»). Можно зайти и с другой стороны: герои многих детских сказок, мультфильмов и книг — очень непохожие на людей существа. Чем они отличаются от нас? Также можно показывать на людей другой расы или культуры в путешествиях, обращать внимание ребенка на людей с яркими внешними отличиями (в том числе с инвалидностью). Цель — чтобы ваш ребенок не воспринимал различия между людьми как нечто экзотическое или страшное, чтобы он привык к тому, что мы разные — и это нормальная часть жизни.
Обращайте внимание ребенка и на эпизоды, где кому-то чего-то не досталось, хотя он все делал правильно.
Будьте готовы к странным вопросам, вызванным любопытством к различиям и их причинам. Это нормальная часть развития, даже если пока вопросы звучат не очень аккуратно, например, «Мама, смотри, узкоглазый дядя (толстая тетя, ребенок с черной кожей, женщина без руки и т. д.)!». Постарайтесь отвечать на них так, чтобы не выставить различия чем-то плохим. Например, хороший прием — ответы типа: «Вижу, вот какие мы разные, да?», или «О, какой он красивый/ интересный!».
Дошкольники. Примерно в 3–4 года дети начинают использовать отличия как основу для принятия решений (с кем играть, с кем не играть, к кому идти, к кому — нет, кто нравится, кто — нет). Иногда это происходит потому, что у них уже есть какие-то стереотипы и мнения, подхваченные от взрослых (кстати, не обязательно лично от вас — бабушка или няня могут что-то сказать при ребенке, а он запомнит). Иногда это происходит из-за того, что детям в целом свой ственно бессознательно тянуться к тем, кто на них похож, больше им доверять и испытывать большую симпатию. И конечно же, первым делом они будут использовать что-то очень простое, чтобы отделить «наших» от «не наших».
Также в этом возрасте дети могут говорить другим детям довольно обидные вещи, основанные на внешности или других различиях, и важно вовремя замечать это и не оставлять просто так, поясняя, что именно, на ваш взгляд, не совсем верно понято ребенком и не должно быть повторено.
В этом возрасте можно более активно обращать внимание детей на то, что отличает вас лично, самих детей и вашу семью от других людей, и добавлять, что эти отличия не могут быть поводом для того, чтобы кто-то вас обижал.
Младшие школьники. Дети этого возраста получают гораздо больше информации от внешнего мира. Школа, телевизор, фильмы, обрывки разговоров про то, у кого есть власть или нет власти, кто лучше/хуже, кто чего заслуживает и не заслуживает, кто более ценен и менее ценен. Это именно то время, когда нужно учить их относиться ко всему критически. Проще всего делать это через уточняющие вопросы к их заявлениям, вроде таких:
— Эльза красивая? А почему она считается красивой?
— Интересно, почему женщины-воины в видеоиграх все время так одеты?
— Ты сказал, что…, а почему так?
В это время уже можно прямо сказать, что к людям разного пола, разного цвета кожи, разной религии, разного веса и вида в мире относятся по-разному. Часть этих людей сталкивается с несправедливостью в свой адрес. Вы можете привести примеры:
Хотя легче приводить примеры из прошлого, все же стоит объяснить, что сейчас тоже происходит много несправедливого. Спросите, приходилось ли детям самим сталкиваться с несправедливостью — когда с ними или с их друзьями обходились нечестно и обижали их, основываясь на какой- нибудь характеристике вроде внешнего вида, национальности или пола.
Подростки. С подростками уже можно начинать довольно сложные дискуссии, включающие понятия «дискриминация» и «права человека». Общая цель разговоров в этом возрасте — научить подростков видеть за каждым ярлыком живых людей, и не торопиться обобщать любую группу как «врагов», или «тупых и ленивых», или «жадных», или «истеричных» и тому подобное, а использовать свой мозг для вынесения собственного суждения. Старайтесь привязать разговоры к контексту, к тому, что происходит вокруг подростков (например, почти наверняка у каждого из них найдется друг или подруга, в чем-то непохожий на других). Старайтесь отвечать на их вопросы, а не просто читать им нудные лекции о том, что нельзя бить женщин, надо уважать людей другой расы и т. д.
Проверяйте информацию, которую они получают от друзей и из интернета. Вовсе не вся она будет правдивой и правильно понятой детьми. К тому же они легко могут по незнанию попасть на какой- нибудь сайт, где принято высказывать очень много ненависти к определенным группам людей — и либо расстроятся, либо бездумно присоединятся к ним.
Обязательно упомяните, что слухи, злые шутки и обобщения про разные группы людей — это база, которая сама по себе ничем не опасна, но на которой могут когда- нибудь начаться ссоры, вплоть до серьезных конфликтов с драками и вой нами (так уже бывало в истории, здесь тоже можно приводить примеры).
Фото: Andrew Neel/Unsplash
Что говорим?
Наш мир не очень-то честен и справедлив, и это ужасно грустно, потому что справедливость — то, в чем мы сильно нуждаемся и ждем этого от мира, от людей и от общества. Но пока что все сложно: есть бедные и богатые, есть здоровые и не очень, есть люди с разной внешностью, и мир не относится ко всем одинаково. Так что, когда с кем-то обходятся несправедливо из-за того, что он просто такой, какой есть, нормально на это злиться и обижаться.
Справедливость не означает, что все должны быть одинаковыми. Мы все разные: девочки и мальчики, белые и смуглые, круглые и длинные, и это прекрасно, поскольку делает мир разнообразным, нескучным, полным удивительных разных вещей и людей. Справедливость не означает, что мы все должны стать одинаковыми, или что всего у всех должно быть поровну. Она означает, что если кто-то отличается от других, он не должен иметь больше проблем, чем другие, только из-за своей непохожести и невозможности угнаться за всеми. Иметь проблемы можно из-за своих плохих поступков, но не из-за различий, которые невозможно убрать.
Все сталкиваются с несправедливостью, хотя лично нам может казаться, что наша ситуация гораздо обиднее, чем у других. Это нормально: мы все думаем в первую очередь о себе. Но и другие люди тоже страдают от несправедливости и неравенства. Мы не одни, и нас многие могут понять. В этом наше сходство: благодаря общему опыту неравенства мы можем понимать других людей и верить им, даже если мы совсем не похожи на них, а они на нас.
Если много людей будут стараться соблюдать эти правила как можно чаще, мир станет более добрым местом.
Некоторые виды несправедливости можно использовать для того, чтобы развиваться. Это помогает не чувствовать себя такими уж бессильными и обиженными, даже если конкретно сейчас ничего нельзя исправить. Например, многие дети из бедных семей, у которых было очень мало игрушек, выросли и получили образование, смогли найти хорошую работу и обеспечить игрушками не только своих детей, но и детей других людей. Многие дети, которых травили и обижали в школе, выросли и стали помогать другим справиться с психологическими проблемами. Многие девочки, столкнувшиеся с несправедливостью, выросли и стали бороться за права других женщин. Это не значит, что несправедливость сама по себе хороша, но иногда мы можем использовать свои негативные чувства, чтобы сделать что-то и улучшить ситуацию как для себя, так и для других. В общем-то, так и появилось большинство улучшений в мире — просто кому-то было сначала настолько плохо, что он решил не терпеть, а действовать. И все поменялось.
Детские мифы о разных группах людей
Ниже я привожу самые распространенные мифы и установки, связанные с несправедливостью и неравенством, которые вы можете услышать от детей и поправить их, объясняя правду (она приведена в скобках):
Думаю, для этой темы хватит. Конечно, все разговоры о неравенстве, несправедливости и различиях не уместишь в одну главу, но этого минимума уже будет достаточно, чтобы ваши дети намного лучше адаптировались в нашем постоянно меняющемся мире. И если вы, родители, приложили к этому немного сил — вы молодцы!
Помощь подростку – разговор о смысле и целях жизни
«Человек в поисках смысла»: почему это так важно для подростка
Киберполиция находит группы «Синий кит», арестовывает создателей и кураторов сообществ. Но это не панацея! Появляются новые и новые группы, и каждый ребенок может стать их жертвой.
Главная задача родителей, педагогов, детских психологов – дать ребенку те ответы, которые он ищет. Иначе могут найтись злоумышленники, которые ответят ему совершенно по-иному, и это может привести к плачевным последствиям.
Понимание смысла и целей жизни не только убережет подростка от игры «Синий кит», но и даст ему ощущение спокойствия, удовлетворенности жизнью, поможет легче справляться с приступами хандры, которые возникают в периоды гормональной перестройки. Это эффективная профилактика суицида, наркозависимости, вступления в секту, общения с «дурными компаниями».
Как уберечь ребенка от игры «Синий кит» и помочь осмыслить жизнь?
Наверняка за прожитые годы у вас сформировалось собственное представление о смысле и главных целях в жизни. Поговорите со своим ребенком, обсудите вашу концепцию и выслушайте его мнение. Это поможет ребенку определиться с приоритетами, высказать то, что его беспокоит.
Не исключено, что и вас ждут новые открытия, ведь подростки нередко высказывают чрезвычайно полезные идеи. Также вы поймете, какие проблемы ваш ребенок считает самыми важными.
Предлагаем несколько советов психолога, которые помогут вашему ребенку более четко понять жизненные цели:
Любовь и забота родителей, их искреннее желание выслушать, поддержать и помочь – все это предпосылки для будущего благополучия ребенка. От того, насколько доверительные отношения складываются в семье, зависит, научится ли ребенок управлять собственной жизнью, придет ли к осознанию ее смысла. По большому счету, от этого зависит счастье.
Берегите и любите своих детей! Если же в какой-то момент вам покажется, что вы не справляетесь, обратитесь за консультацией к специалистам нашего психологического центра. Мы подскажем, как вести себя в сложных ситуациях во взаимоотношениях с ребенком.
Давайте вместе, шаг за шагом, выстраивать счастье и благополучие вашей семьи!
Подросткам о смысле жизни
Подростковый и юношеский возраст – то самое время, когда со школьниками можно и нужно говорить о таком важном понятии, как смысл жизни, о его сути. Но такой разговор, безусловно, непрост.
Надеемся, что предложенный материал поможет ученикам сфокусироваться на главных аспектах поиска смысла жизни и станет толчком для развития в себе необходимых способностей, например рефлексии.
Понятие смысла жизни
Кто я? Зачем я? В чем смысл моего существования? Зачем я живу? Ради чего я живу? Наступает момент, и каждый человек начинает задавать себе и другим подобные вопросы. Наступление времени такого рода вопросов говорит о том, что человек вышел из возраста детства и начал понимать самого себя, задумываться о том, как и зачем ему жить. Это очень важные вопросы, и без нахождения своих, личных ответов на них трудно жить, работать, строить отношения с другими людьми. Но найти свой личный ответ легче, если знаешь о том, как на подобные вопросы отвечали другие люди, что известно о таких поисках философии, психологии, как описаны поиски смысла в великих произведениях мирового искусства. То есть познакомившись с опытом других людей и целых поколений.
Говоря о смысле жизни, люди имеют в виду что-то, что придает жизни ценность, выходящую за рамки самого существования человека, за его хорошее или плохое самочувствие или чью-то оценку.
Можно сказать, что смысл жизни – это знаменатель, позволяющий нам оценивать всё, что с нами произошло, происходит или может произойти. Благодаря ему мы расставляем приоритеты в целях и судим о собственной жизни. Получается, смысл стоит выше целей и ценностей.
В конкретных жизненных ситуациях мы ставим цели и стремимся к их достижению: «Я хочу научиться играть на синтезаторе», «Я хочу попасть в финал Всероссийской олимпиады по физике в этом году», «Я хочу поступить в медицинский институт». Выбирая цели, мы руководствуемся определенными ценностями: «Хочу получить профессию, которая позволит мне помогать людям», «Мне нравится писать музыку», «Я хочу доказать себе, что способен стать лучшим в физике…».
Но все наши цели и ценности становятся по-настоящему важными, когда над ними, как вершина, как купол, настроен смысл, то есть ответ на вопрос: «Ради чего?». Не всем людям важно понять, почему мы живем, но всем нам необходимо иметь ответ на вопрос, как нам жить. Именно для ответа на этот вопрос нам нужно понимание смысла.
Рис.1. Масштаб понятия «смысл жизни»
Таким образом, смысл – это значение, которое придается жизни человека вообще и личной жизни в частности. Понятие смысла по масштабу соотносимо не с конкретным желанием, не с эпизодом в жизни, а с жизнью в целом (Рис.1).
Смысл освещает и придает значение всему, что делает человек, помогает правильно расставить акценты и критически отнестись к сделанному и задуманному. Как писал известный мыслитель ХХ века Карл Юнг, «человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать свое место во Вселенной. Человек способен преодолеть совершенно невозможные трудности, если убежден, что это имеет смысл. И он терпит крах, если сверх прочих несчастий вынужден признавать, что играет роль в сказке, рассказанной идиотом».
Личный смысл жизни
Известный психолог рубежа ХХ– ХI веков предложил нам классификацию личных смыслов жизни, назвав среди них альтруизм, преданность делу, творчество, гедонизм (получение удовольствий), саморазвитие (Рис. 2).
Рис.2. Классификация личных смыслов жизни
Альтруизм (служение другим).
«Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее», – говорил Альберт Эйнштейн. Служить другим, проявлять милосердие и оказывал поддержку слабым и больным, воспитывать и наставлять детей, участвовать в благотворительности – эти цели дают ощущение смысла многим людям. Многие философы и психологи признают, что человек устроен так, что его по-настоящему радует только то, что доставляет радость другим. Именно поэтому служение людям для многих становится самым осмысленным и самым желанным образом жизни. Выбор таких профессий, как врач, педагог, социальный работник и многих других также связан с осуществлением данного смысла.
Преданность делу.
Историк и философ Уилл Дюран писал в своей работе «О смысле жизни»: «Соединиться с целым, трудиться для него телом и душой. Смысл жизни заключен в возможности, которую она нам дает, – создать нечто большее, чем мы сами…». Приобщаясь к большому и значимому делу, человек чувствует себя значимым, нужным. Он работает на результат, который будет важен для мира и после его личного ухода из жизни. Это придает сил, наполняет уверенностью многих людей. Таким делом может быть участие в создании новейшей техники, лекарства от серьезной болезни, архитектурного шедевра и много другого. Непосредственная роль человека в этом деле может быть довольно скромной, но для обретения смысла достаточно чувства принадлежности к большому целому.
Творчество.
Создание чего-то нового, отмеченного красотой или гармонией – источник смысла для большинства людей, обладающих тем или иным талантом. Творчество не нуждается в ответе на вопрос «зачем?», оно само по себе имеет значение для того, кто посвящает ему всего себя. Но даже если и нет особых талантов, творческий подход к своей ежедневной работе, к приготовлению пищи, к игре, учебе, общению с друзьями, проявлению любви, уходу за домом добавляет жизни человека осмысленности независимости от уровня его достатка и физического здоровья.
Гедонизм (стремление к удовольствиям).
Согласно этой точке зрения, жизнь состоит просто в том, чтобы наполнять свое время, сохранять чувство удивления перед чудом мира, погружаться в естественный поток переживаний, искать и находить разнообразные удовольствия: чувственные, интеллектуальные, физические… Наполненность жизни яркими событиями и переживаниями и придает ей значение и смысл. У такого взгляда на жизнь всегда были свои сторонники и противники, и он имеет право на существование, как и все остальные.
Саморазвитие.
«Смысл жизни в том, чтобы достигнуть совершенства и рассказать об этом другим», – так написал известный писатель Ричард Бах. Саморазвитие, раскрытие своих талантов, самовыражение, самосовершенствование – для многих людей сегодня это слова, исполненные высокого значения. Эти люди рассматривают деятельность по раскрытию своего личного потенциала как главный смысл своей жизни. Выбор профессии, образа и места жительства, хобби, стиля общения в семье и воспитании своих детей – всё это может рассматриваться как возможность самопознания и саморазвития.
Среди перечисленных видов смысла нет хороших и плохих, правильных или неправильных. Гораздо важнее, что они есть, и забота каждого человека – найти среди них самый близкий или создать свой собственный смысл жизни
В поисках смысла
Поиск личного смысла – это особая деятельность, особая работа личности, которая может быть обозначена как осмысление. Особое значение такая работа приобретает в подростковом и юношеском возрасте, хотя и зрелые люди время от времени встают перед необходимостью переосмыслять свою жизнь. Поиск личного смысла может протекать поразному. Во-первых, это знакомство со смыслами, уже открытыми раньше другими людьми. Знакомство, примерка и присвоение. Можно сказать, что в этом случае человек заново открывает для себя смысл, давно известный человечеству. В этом нет ничего унизительного или нелепого. Это нормальный путь развития личности, присвоения, как принято говорить сегодня, культурного кода человечества. Чтение художественной литературы, знакомство с шедеврами искусства, биографиями и высказываниями великих людей, судьбами людей, живших в различные эпохи, помогают открыть для себя различные смыслы жизни. Открыть, примерить и, возможно, выбрать для себя.
Во-вторых, это смыслотворчество, создание новых смыслов. Каждое поколение людей вносит что-то новое в историю человечества. И обогащает потомков своим уникальным опытом поисков смыслов и достижения целей. Так, например, сегодняшние школьники сталкиваются с новой реальностью жизни человечества – виртуальной, информационной культурой. Значительная часть жизни многих современных людей проходит внутри информационных потоков, в виртуальном общении с другими людьми. Никогда еще человечество не сталкивалось с задачей поиска смысла жизни в такой ситуации. Тебе и твоим современникам предстоит выдержать испытание виртуальной реальностью и найти способы остаться людьми.
Поиск смысла жизни – это особая работа не только души, но и ума. Об этом нужно уметь думать, то есть обладать особой умственной способностью. Она называется рефлексией. Великий философ Дж.Локк следующим образом объяснял, что такое рефлексия: «Представим себе, что в голове человека сидит другой маленький человечек, который наблюдает и фиксирует, что делает большой человек. Эти наблюдения и осознание опыта и есть рефлексия».
Рефлексия – это способность, позволяющая человеку делать свои мысли, эмоциональные состояния, действия, отношения, самого себя предметом внутреннего анализа и оценки. Благодаря рефлексии мы можем анализировать себя, оценивать, решать, что нам нравится, а что нет. И при необходимости и желании – изменять себя.
Рефлексия может помочь нам в размышлениях о смысле жизни. Заглядывая в себя, мы можем определиться с тем, что нам действительно важно, что находится на вершине нашего «Я»: желание помогать другим, быть нужным людям? Способствовать улучшению мира? Реализовывать свой талант? Познавать тайны мира? Жить ярко и насыщенно? Быть причастным к чему-то действительно большому и важному? Совершенствовать себя?
Потребность в смысле – одна из самых загадочных особенностей человека. И вместе с тем – одна из самых важных. Нет ничего более тупикового для развития человека и безнадежного для обретения им счастья, как состояние смыслоутраты. Можно сказать, что забота о смысле собственной жизни – это одна из главных человеческих забот с того момента, как он осознает себя как самостоятельную личность, и до самого конца жизни.
Марина Битянова, к.психол.н.