как объяснить ребенку что такое имя существительное
Как понятно объяснить ребенку части речи
Видеоурок № 1:
Представляем вашему вниманию урок из первого класса Школы умных детей, где Любовь Стрекаловская поясняет, как легко, ненавязчиво, понятно и в игровой форме можно познакомить детей с такими понятиями как слова-предметы (существительное), слова-действия (глаголы) и слова-признаки (прилагательные)?
Данный урок полезен учителям начальных классов, репетиторам, родителям учеников первых классов и старших дошкольников:
Из урока вы узнаете, как ввести детей в тему, как развести вопросы существительного кто? что?, какие варианты игр можно использовать для того, чтобы ребенок освоил эти понятия и не путал их.
Этого достаточно для первоклассников.
Во втором классе на уроках русского языка дети уже основательно знакомятся с частями речи существительное, прилагательное, глагол, а так же некоторыми морфологическими признаками.
Любой темой можно отбить охоту учиться, а можно разжечь искорки в глазах детей. Что и делает Любовь ежедневно на своих уроках.
Видеоурок № 2:
Предлагаем Вашему вниманию урок Школы умных детей, посвященный теме существительное.
Именно так рекомендуем вводить данную тему и объяснять ее детям, если вы на семейном обучении, если вы педагог или репетитор или просто вам небезразличны успехи и понимание ребенка.
После того, как ребенок поиграл с учителем или мамой в игры, предложенные в ролике, следом рекомендуем объяснить ему вторую часть речи — глагол.
В школьной программе часто три части речи разведены друг от друга в разные недели и даже месяца обучения, тем самым дети изучают материал дискретно, не имея полной картины.
Однако научно доказано, что использование обучения «от общего к частному» (т.е. когда виден весь объем знаний) намного эффективнее. Поэтому важно знакомить детей с тремя частями речи практически одновременно.
Видеоурок № 3
Из следующего видео Вы узнаете, как объяснить ребенку тему — Глагол.
Непременно используйте следующие игры:
И наконец, переходим к знакомству ребенка с прилагательным.
Видеоурок № 4
Именно данная часть речи почему-то сложнее всего поддается ученикам начальной школы. Но все подводные камни стороной с легкостью в своем уроке обошли Любовь Стрекаловская, Никита и Кот Ученый, смотрим:
Имя существительное – что это за часть речи, какие у него есть постоянные и непостоянные признаки, чем оно является в предложении
Самостоятельная часть речи, обозначает предмет.
Имя существительное – это самостоятельная часть речи. То есть к ней можно задать вопрос и у нее есть лексическое значение. Вопрос к существительному может быть «Кто?», если оно одушевленное, или «Что?», если неодушевленное. Например: (кто?) собака, человек, муха; (что?) дом, счастье, вода.
Если проанализировать все слова, которые мы постоянно употребляем в речи, то 40 % из них – существительные. На втором месте – глаголы, их 26 %.
4 типа существительных по значению
Конкретные. Обозначают предмет, который можно потрогать руками. Например, можно руками потрогать стол, книгу, кошку, окно.
Вещественные. Их тоже можно потрогать, но у них есть две особенности:
Например, вода, бензин, лен, железо. Если я зачерпну стаканом воду, то есть возьму ее часть – свойства этой воды будут такими же, как и свойства всей остальной воды. Если отколю кусок железной руды – у него будут те же свойства, что и у остальной руды.
В этом отличие вещественных от конкретных. Конкретные в принципе не делятся на части. Если у стола отпилить ножку – это будет ножка стола, а не стол.
Абстрактные, или отвлеченные. Их нельзя потрогать руками. Любовь, счастье, совесть, дружба – что это вообще такое?
А что такое небо? Его тоже нельзя потрогать. Оно тоже абстрактное.
Собирательные – они обозначают несколько предметов, которые образуют одно целое. Предметы должны быть одинаковые. Например, студенчество – в нем одни студенты, профессура – одни профессора, листва – только листья.
У собирательных обычно есть особые суффиксы – «-еств-», «-в-» и другие.
Постоянные признаки существительных
Постоянные морфологические признаки – это такие, которые невозможно изменить.
Род – мужской, женский, средний. Каждое существительное принадлежит только к одному из них: стол – мужского рода, парта – женского, солнце – среднего.
Собственное или нарицательное. Собственные – это имена, клички, прозвища. Они применимы к одному-единственному предмету. А вот нарицательные называют несколько одинаковых предметов.
У меня был пес Цыган. Пес – нарицательное, потому что псов полно. А Цыган – собственное, потому что оно называет моего единственного Цыгана. Я человек, меня зовут Алексей. Человек – нарицательное, так как людей полно, а Алексей – собственное, потому что оно называет именно меня.
Да, Алексеев тоже много. Но когда преподаватель мне говорит: «Алексей!» или однокурсницы говорят: «Леш!» – я понимаю, что они обращаются именно ко мне.
Одушевленное или неодушевленное. Это не значит «живое» – «неживое». Неодушевленное – это когда Винительный падеж во множественном числе равен Именительному: вижу столы = стоят столы. Одушевленное – когда Винительный падеж во множественном числе не совпадает с именительным: вижу коров – коровы спят, вижу мужиков – мужики работают.
Про мертвеца и куклу
Мертвец – одушевленное существительное. У него винительный падеж во множественном числе не равен именительному: лежат мертвецы – вижу мертвецов.
Вот видите, мертвецы – не живые, однако одушевленные.
То же самое с куклами: у меня есть куклы – одеваю кукол. Одушевленные, хоть и не живые.
Непостоянные признаки
Эти признаки меняются.
Число. Множественное или единственное: дом – дома, кукла – куклы.
Падеж. Ребенок – именительный, рожать ребенка – родительный, творить с ребенком – творительный.
Запоминалочка падежей
Иван родил девчонку, велел тащить пеленку. Иван – именительный падеж, родил – родительный, девчонку – дательный, велел – винительный, тащить – творительный, пеленку – предложный.
Другие советы по запоминанию падежей есть вот в этом видео. Оно моё, я записывал сам.
В зависимости от контекста существительное может быть в разных числах и падежах.
Начальная форма существительного
Это всегда именительный падеж единственного числа: колдун, веревка, кольцо, печаль.
Ее обязательно надо указывать при морфологическом разборе, чтобы правильно определить постоянные признаки.
Синтаксическая роль
Существительное может быть всеми членами предложения. Смотрите:
Если существительное у вас в предложении является определением, то это определение всегда несогласованное.
Спасибо, что дочитали, надеюсь, не очень устали.
Урок «Знакомство с понятием имя существительное. Что такое имя существительное?»
Учитель: Терентьева Светлана Анатольевна
Тема урока : Знакомство с понятием имя существительное. Что такое имя существительное?
Тип урока : урок изучения нового материала
Формы работы: общеклассная дискуссия, самостоятельная, индивидуальная, работа в паре, ИКТ.
Цель урока : дать первоначальное представление об именах существительных (общее значение, вопросы).
1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения :
— формирование уважительного отношения к мнению других учащихся;
— формирование положительной мотивации к учению и познанию;
— развитие навыков сотрудничества с одноклассниками в ходе решения образовательных задач урока;
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения :
— формирование умения принимать и сохранять учебные задачи;
— формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
— формирование умения использовать различные способы поиска информации (в словарях, в учебнике);
— формирование умения работать в парах;
— формирование умения ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её;
3 . Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов
— познакомить учащихся с понятием «имя существительное»;
— учить выделять имена существительные в тексте;ставить вопросы.
Я смотрю на вас и улыбаюсь. Улыбнитесь мне тоже.Улыбнитесь друг другу.Улыбнитесь нашим гостям.Улыбка всегда располагает нас к приятному
Подписывают число, классная работа.
Ответы обучающихся :Повторение. Новый материал. Закрепление. Итог урока.
3. Актуализация знаний и умений
часть речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол
Докажите, что это однокоренные слова
Что такое орфограмма? Орфографическая минутка. Называем орфограмму.
Мы записали слова. Каждое слово-как кирпич в большом доме. Каждое слово –это..
Какие группы слов вы запомнили. Как они называются?
Как вы разберётесь, в какую группу попадает слово?
Проверка д/з упр 70
Я называю часть речи, а вы слово из упражнения.
Выделяют корень, подчеркивают грамматическую основу, ставят ударение.
Записывают слова, вставляя букву, объясняют орфограмму; пружина, тучка, пальто, корова Зойка, мешки, слоны
Отвечают на вопросы
Приводят примеры частей речи.
4. Самоопределение к деятельн ости
Читают в учебнике тему, цель урока.
Что изображено на слайде? (одним словом)
Какие вопросы надо задать, чтобы каждый из вас перечислил все предметы?
Сегодня на уроке мы будем говорить о предметах и учиться задавать вопрос кто? Или что?
Вывод на слайде: Бабочка, арбуз, мальчик, светофор, свинья, расчёска, ёжик, ножницы – это СЛОВА, КОТОРЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ ПРЕДМЕТЫ или ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
Почему слова, обозначающие предметы, так назвали-существительные?
Отвечают на вопросы:Предметы, картинки
Задают вопрос, называют предмет
Отвечают на вопрос
6.Закрепление материала (7 мин)
Часть речи –имя сущ
Работа с учебником.
Упр 74 в тетради. Запишите слова в 2 столбика. Кто? Что?
Прочитаем правило от тётушки Совы
Читают правило в учебнике.
Динамическая пауза. Игра « Найди пару»
Назовите многозначное слово. Объясните его значение.
Прчитаем вывод на стр 46.
Дети получают карточки и ищут свою пару. Встают парами, называют вопрос к своему слову.
(НАД КРОВАТЬЮ КРОВАТЬ ЛИСОЙ ЛИСА НЕБОМ НЕБО О РЕКЕ РЕКА ПЯТЁРКОЙ ПЯТЁРКА ОБ ОСЕНИ ОСЕНЬ СОБАКОЙ СОБАКА О МЕСЯЦЕ МЕСЯЦ)
Объясняют лексические значения слова месяц.
Читают вывод о том, что существительные имеют разные вопросы.
Работаем снова самостоятельно. Проверяем себя.
Работают с ноутбуком. Диск. Тема 29 «Имя существительное»
Какую часть речи научились распознавать?
Что обозначает имя существительное7
На какие вопросы отвечает?
Мне понравилось задание
Отвечают на вопросы.
9 Домашнее задание (1 мин.)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-470457
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж
Время чтения: 2 минуты
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России будут создавать школьные театры
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Подборка правил: имя существительное
Имя существительное — это самая существенная часть речи, в грамматике она считается часто встречающейся.
Знать о ней необходимо всем школьникам для того, чтобы правильно выполнять задания как в ЕГЭ, так и в ГИА. В частности, в экзамене 11 класса имеется задание, в котором нужно выбрать правильную форму имени существительного. Также эта подборка поможет сделать морфологический разбор любого существительного.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ: имя существительное — это часть речи, которая обозначает ПРЕДМЕТ и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО?
Собственное и нарицательное
Одушевленные и неодушевленные
Число имён существительных
Род имени существительного
РОД — постоянный признак имени существительного. По родам существительные не изменяются.
ПРАВИЛО: чтобы определить род имени существительного, нужно поставить это существительное в начальную форму: с мячами — мяч (м. р.), на земле — земля (ж. р.), у моря — море (ср. р.).
Орфограмма «Мягкий знак (Ь) после шипящих на конце имён существительных»
Мягкий знак после шипящего на конце имени существительного показывает, что это существительное женского рода.
Склонение имени существительного
СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ — это изменение слов по падежам. Падеж определяется по вопросам.
Падежи и вопросы:
Чтобы легче запомнить вопросы падежей можно подставлять вспомогательные слова.
ПРАВИЛО: Чтобы определить падеж имени существительного, необходимо найти слово, с которым это существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос.
ПРИМЕР: Старик ловил неводом рыбу. (А.С. Пушкин)
Ловил (чем?) неводом (Т. п.); ловил (кого?) рыбу (В.п.).
НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО — форма именительного падежа единственного числа (всегда определяется в морфологическом разборе).
Три склонения имён существительных
В русском языке имена существительные, которые имеют одинаковые окончания в одних и тех же падежах, распределяются по трём группам — СКЛОНЕНИЯМ.
ПРАВИЛО: чтобы определить склонение имени существительного во множественном числе, нужно поставить это существительное в начальную форму, определить его род и выделить окончание.
ОРФОГРАММА «Буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных»
ОРФОГРАММА «Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных»
Морфологический разбор
1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
3. Неизменяемые признаки: одушевлённое или неодушевлённое; собственное или нарицательное; род (мужской, женский, средний); склонение (1,2,3).
4. Изменяемые: падеж, число.
4. Роль в предложении.
ПРИМЕР УСТНОГО РАЗБОРА
Охотник увидел белку.
1. Белку — имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос кого?
2. Начальная форма — белка.
3. Одушевлённое, нарицательное. Женского рода, 1-го склонения.
4. Употреблено в единственном числе, в винительном падеже.
5. В предложении является второстепенным членом предложения, поясняет сказуемое: увидел (кого?) белку.
ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ РАЗБОРА В ТЕТРАДИ
Белку — сущ., кого?, н. ф. — белка, одуш., нариц., ж.р., 1-го скл., ед.ч., В.п., второст. член (дополнение).
Как видите, имя существительное — это самая всеобъемлющая часть речи. Она описывает сразу большое количество вещей в этом мире, наименований, событий и прочего. Также его признаки позволяют произвести еще большее уточнение.
Подборка правил: имя существительное
Имя существительное — это самая существенная часть речи, в грамматике она считается часто встречающейся. Знать о ней необходимо всем школьникам для того, чтобы правильно выполнять задания как в ЕГЭ, так и в ГИА. В частности, в экзамене 11 класса имеется задание, в котором нужно выбрать правильную форму имени существительного. Также Читать далее
Как писать сочинение по русскому языку
В данной статье описаны советы по успешному написанию школьного сочинения. Читать далее
Подборка правил: наречие
Подборка правил: наречие. Читать далее
Подборка правил: причастие
Подборка правил: причастие (определение, признаки, залог причастия, склонение, орфограммы). Читать далее
Ребёнок пишет неграмотно! Заметки в помощь родителям!
В тетради по русскому языку вашего чада все больше замечаний красной пастой? И даже в обычном слове присутствуют ошибки? Читать далее
Русский язык. 4 класс
Конспект урока
Конспект урока по русскому языку
Тема: Имя существительное и его роль в речи.
Раздел «Имя существительное»
Я вспомню: что такое имя существительное
объяснять, что обозначает имя существительное;
выделять имена существительные в тексте
распознавать имена существительные среди других частей речи;
находить устаревшие слова-имена существительные;
определять лексическое значение имён существительных
Одушевлённые имена существительные
Неодушевлённые имена существительные
Словарные слова: беседа, железо, багаж
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Электронные ресурсы по теме урока:
Прочитайте стихотворение Т. Рик «Песенка про имя существительное».
Джинсы, майки и штиблеты –
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Сёла, города, планеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Ах, какие все слова восхитительные!
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
Небоскрёбы и мосты,
Булки, яблоки, котлеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Ручки, ластики, листы,
И отвёртки, и болты,
Звёзды, облака, кометы –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Ну какие же слова поразительные!
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
Зайцы, мышки и кроты,
Пальмы, ёлки и кусты,
Мухоморы и конфеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
И компьютер, и дискеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
До чего же все слова изумительные!
Не забудьте, все они – СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
Мухи, комары, сверчки,
Мотыльки и светлячки,
Книжки, письма и газеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Да, давно сказать пора:
Журналисты и поэты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Все младенцы, и банкиры,
Лётчики и пассажиры,
Дяди Коли, тёти Светы
(И они у нас – ПРЕДМЕТЫ!)
ПОСЫЛАЮТ ВАМ ПРИВЕТЫ!
О чём это стихотворение? (Об имени существительном.)
Сегодня на уроке мы будем исследовать имя существительное.
Тема: Имя существительное и его роль в речи.
Я вспомню: что такое имя существительное
объяснять, что обозначает имя существительное;
выделять имена существительные в тексте
распознавать имена существительные среди других частей речи;
находить устаревшие слова-имена существительные;
определять лексическое значение имён существительных
1. Работа с правилом.
Как вы думаете, к какой части речи относится это «великое множество хороших слов и названий»? (Эти слова относятся к именам существительным.)
Вспомним, что обозначают и на какой вопрос отвечают имена существительные.
Имена существительные ― это слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? или что?
Есть имена существительные, которые обозначают конкретные предметы, которые мы можем увидеть, потрогать.
Это люди, животные – живые существа, растения, предметы окружающего мира, вещи, орудия труда, транспорт и т. д.
Есть имена существительные, которые обозначают явления природы (дождь), чувства (любовь), качества людей (доброта), действия (стук), время (миг), события (праздник) и т.д.
Вспомним, имена существительные могут быть мужского, среднего и женского рода.
Дождь железо любовь
Вспомним, имена существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными.
называют людей и животных называют неживые предметы
ребёнок, мама, папа, лиса, мышь луна, ручка, стол, стекло
Имена существительные могут быть собственными и нарицательными
Фамилии, имена, отчества название предметов
рек, морей, океанов, озер, гор, пустынь)
Названия газет, журналов, книг, картин,
Названия кораблей, поездов, различных организаций
Имена существительные изменяются по числам.
единственное число множественное число
обозначает один предмет обозначает два или несколько предметов
Как вы думаете, слова, какой части речи чаще всего употребляются? (Имени существительного.)
Имя существительное – самая многочисленная часть речи. Докажем это. Для этого
проведём исследование. Обратимся к тексту.
Прочитайте отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице.
Найдите в тексте непонятные слова.
Давайте объясним лексическое значение непонятных слов.
Злато – то же, что золото (драгоценный металл).
Престол – трон монарха, т.е. место, где сидит верховный правитель. Символ власти.
Венец – это корона. Символ власти.
Дума – мысль, размышление.
Это устаревшие слова. Устаревшие слова – это слова, явления, предметы или понятия, вышедшие из употребления. Например, десница – правая рука; кичка – головной женский убор; ланиты – щёки; очи – глаза, локоть – мера длины; боярин – представитель правящего класса на Руси IX века – начала XIII века.
Прочитайте ещё раз текст и подсчитайте, общее количество слов, входящих в этот отрывок. (В этом тексте 20 слов.)
Подсчитайте количество имён существительных. (Этот отрывок содержит 8 имён существительных.)
Сделайте вывод, какие части речи преобладают в тексте и почему? (В тексте преобладают имена существительные (8), потому что они обозначают предметы, явления, состояния.)
Продолжаем своё исследование. Понаблюдаем за ролью имён существительных в речи.
Из известного нам отрывка исключим все имена существительные
Без имён существительных текст потерял всякий смысл. Стало непонятно, что хотел сказать автор.
А теперь уберём из этого же отрывка глаголы.
Царь Салтан … в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице.
Хотя текст и потерял ясность, но смысл легко восстанавливается.
Вывод: без имени существительного невозможно построить текст, передать мысли, чувства, переживания, какую-то информацию.
Л.Успенский сказал: «Имя существительное – хлеб языка». Объясните, как вы понимаете это высказывание.
Л.Успенский своим высказыванием говорит нам о том, что как хлеб для человека является важнейшим блюдом, символом достатка, благополучия, так и имя существительное делает предложение единым и понятным. А из предложений складывается наша речь.
4. Тренировочный модуль.
1)Пропишите буквы (прописную и строчную), с которой начинается имя верховного правителя из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице.
2)Выпишите из отрывка сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» имена существительные с безударными гласными в корне.
3)Спишите этот отрывок.
2. Словарная работа.
Определите слова по их лексическому значению. Запишите их в 3 столбика. Поставьте ударение. Обозначьте орфограммы.
Упакованные в дорогу вещи.
То же, что и разговор.
Общее название изделий из тяжёлого металла.
3. Прочитайте слова. Определите, какой частью речи являются слова.
Ходить, добрый, стучать, честный, бегать, ловкий, дружить, весёлый.
Образуй от данных слов имена существительные. Напиши по образцу.
4. Прочитайте. Озаглавьте текст. Спишите текст. Найдите и подчеркните в тексте имена существительные.
Через всю поляну вьётся лесная тропинка. Мы любим гулять по этой тропинке. Ранней весной мы здесь наблюдаем за полётом птиц.
(По И. Соколову-Микитову)
5. Прочитайте стихотворение В. Луговского. Подберите заголовок к этому стихотворению: «Ветер», «Ночь», «Колыбельная»? Объясните, почему? Подчеркни в стихотворении те имена существительные, которые не обозначают конкретных предметов.
Ветер в горы полетел
Листья вьются по шоссе
Совы спят на чердаке,
Спят под нашей крышей.
Бродят в горе и тоске
Кот гуляет под столом,
Засыпает тихий дом…
6. Прочитайте стихотворение З. Александровой. Найдите в тексте имена существительные. Подчеркните одушевлённые имена существительные жёлтым цветом, а неодушевлённые – зелёным.
Где летом пели зяблики,
Как розовые яблоки,
7. Спишите, раскрывая скобки. Обозначьте орфограмму «Большая буква в именах собственных».
(Х,х)удожник (И, и)лья, (Т,т)ётя (К,к)лава, (П,п)рекрасная (Е,е)лена, (Д,д)едушка (В,в)итя, (С,с)овет (Д,д)яди, (П,п)риятный (З,з)апах, (К,к)лоун (Н,н)икулин, (М,м)ой (Г,г)ород.
8. Закончите предложения. Используйте слова для справок.
Слова для справок: писатель, баснописец, композитор, поэт, художник.
9. Прочитайте текст. Выпишите имена существительные в два столбика.
Тяжело зимой людям и животным на севере. Зима там длинная и холодная. Людей и груз везут на собаках лайках. Это верные друзья.
10. Прочитайте басню И.А. Крылова. Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните имена существительные.
«Как, милый (П,п)етушок, поёшь ты громко, важно!»
«А ты, (К,к)укушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно!».
Тут (В,в)оробей, случась, промолвил им:
«Друзья! Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,
Всё ваша музыка плоха!»
11. Соотнесите предложения и схемы. Подчеркните в предложениях одушевлённые имена существительные жёлтым цветом, а неодушевлённые – зелёным.
(что?).
(что?) (кому?).
Сегодня дул сильный ветер.
Строители построили дом.
Я отправил сообщение другу.
В поле растут колокольчики.
12. Восстановите пословицы. Объясните их смысл. От выделенных слов образуйте имена существительные.
Летний день лучше новых двух.
Старый друг год кормит.
Дружба с хорошим человеком – лунный свет, здоровый дух.
13. Восстановите текст. Спишите. Найдите и замените устаревшие слова. Подчеркните одной чертой предложение, в котором выражена основная мысль текста. Предложение с однородными членами предложения разберите по членам предложения.
Взошло солнце. Оно высветило изумительной красоты зимний белоснежный наряд. Ребятишки высыпали на улицу. Малыши устремились к горке с санками, дощечками. Все хотят скатиться с ветерком! Очи блестят. Ланиты разрумянились. Липкие комья снега летели во все стороны.
Зима дарит людям много радости.
Всю ночь шёл густой снег. Крупные снежинки мотыльками кружились в свете окна. За несколько часов всё в природе изменилось.
14. Решите кроссворд. Определите имя существительное по его лексическому значению.