как объяснить ребенку что оценки не главное
Как вы чувствовали себя, когда получали четверку в школе? Если вам было настолько больно, грустно и обидно, что оценка доводила вас до слез, велика вероятность, что в школьные годы вы получили не только массу не очень пригодившихся в реальной жизни знаний, но и «синдром отличника», который мешает куда больше, чем знание того, что диагонали ромба пересекаются под прямым углом.
Откуда появляется синдром отличника?
Значит ли это, что у всех отличников так или иначе формируется этот синдром?
Вовсе нет. Дети, уверенные в себе и не зависимые от мнения окружающих, тоже вполне могут знать предмет «на отлично». Но от обладателей «синдрома отличника» здоровых отличников отличает то, что они не будут рыдать над дневником с тройкой и умолять учителя не ставить оценку в журнал и назначить пересдачу.
Чем вреден этот синдром?
Даже если «отличнику» повезет, и он найдет себе пару, которая будет постоянно его хвалить, и устроится на работу, где все его ценят и жить без него не могут, в какой-то момент цепочка все равно разрушится, когда кто-то забудет сказать, какой Вася молодец.
Что делать, если у вашего ребенка уже есть этот комплекс?
И, кстати, отсутствие контроля совершенно не означает обилие троек в дневнике.
Что делать со своим синдромом отличника?
Хорошая новость заключается в том, что заботливого родителя можно в себе взращивать. Когда вам в следующий раз захочется кого-то покритиковать, пристыдить или объяснить, что и как надо было сделать, остановитесь и представьте на секунду, а что бы сделал заботливый родитель, который всегда стремится помочь и поддержать? И попробуйте, хотя бы ради разнообразия, повести себя именно так.
Кстати, это работает точно также и для тех обладателей синдрома отличника, у которых пока нет детей. Начните с того, чтобы почаще «включать» заботливого родителя для себя самого. Спросите себя: «Как я себя чувствую? Чего мне сейчас хочется? Так ли важно устраивать генеральную уборку в три часа ночи, когда в шесть уже вставать на работу?»
Как предотвратить появление синдрома отличника?
Любите своего ребенка (а также своих близких и себя самого) не за что-то, а просто так. Чаще говорите «я так рад, что ты у меня есть», обнимайте и улыбайтесь.
Томас Эдисон, изобретатель лампы накаливания, имел лишь четыре класса образования, и на старости лет любил повторять: «Неужели вы считаете, что я бы сумел что-то изобрести, если бы ходил в школу?» Альберт Эйнштейн еле-еле окончил высшее техническое училище в Цюрихе. А Билл Гейтс был отчислен из Гарварда за неуспеваемость и прогулы, потому что адвокатура его привлекала сильно меньше, чем микросхемы и техника. Задумайтесь, каким бы был современный мир, если бы у всех этих людей был «синдром отличника»?
Как объяснить маме, что оценки ‒ не главное: что делать с плохими отметками, советы
На современных школьниках лежит большая ответственность. Родители постоянно твердят, что высокие отметки в школе помогут получить пропуск в лучшие вузы, а потом найти престижную работу. Как реагировать на неудачи школьника в учебе?
Можно ли наказывать ребенка за плохие оценки
Когда ребенок радует пятерками в дневнике, его хвалят и поощряют. Но не всем детям знания даются одинаково легко. Если вы привыкли ругать за плохие оценки, то можно добиться обратного эффекта. Наказывать ребёнка за двойки психологи не советуют. Опросы показывают безрезультатность метода: агрессивная реакция взрослых лишь повышает неуверенность и отвращение к учебе.
Ребенок может решить, что родителей интересуют исключительно школьные успехи. Однако любому человеку хочется быть любимым не за успехи в учебе, а просто так. Появляется риск спровоцировать развитие синдрома отличника. Избавиться от него во взрослой жизни будет проблематично.
Вместо того чтобы думать, как наказать ребенка за плохую учебу, научите его не бояться делать ошибки. Главное их исправлять. Объясните: плохая оценка – лишь повод для дальнейшего улучшения результата. Удачной аналогией будет спорт. Проигрыш или пропущенный гол – не конец, а очередной шаг к совершенствованию себя и новой победе.
Ребенок переживает из-за оценок, что делать?
Он и так чувствует себя хуже других, негативная реакция мамы только усилит ощущение собственной неполноценности. Как помочь малышу собраться и исправить положение?
Как объяснить маме, что оценки – не главное
Порой психологам приходится давать советы не родителям, а детям. Порой их слишком перегружают репетиторы, не давая передохнуть и воспринять новую информацию. Ребенок в праве попросить снизить нагрузку.
Низкие оценки всего лишь показатель того, что ребенок не успел усвоить материал. Воспринимайте их как повод разобраться и помочь ему найти оптимальный способ решения проблемы.
Почему оценки ребенка – это не главное?
Пять, четыре, три, два… как – «два»?
Все родители хотят, чтобы дети хорошо учились. В нашем понимании «хорошо учиться» чаще всего значит получать «пятерки» и «четверки». В российской школе оценки принято ставить на каждом уроке, за домашние задания, за устные ответы, за самостоятельные и контрольные работы, с начальных классов и до последнего звонка.
Во многих странах от такой системы отказались, а оценки ставят только за проверочные работы – тесты и экзамены. Что же лучше? Может быть, стоит держать ребенка в тонусе, поощряя его хорошими оценками и подхлестывая плохими? А то вдруг он расслабится и не сможет сдать тест прилично? Или все же дать возможность учиться спокойно… Итак, что хорошего и что плохого в ежедневных оценках?
А для того чтобы читать статью вам было чуточку веселее, её будут сопровождать фото различных записей учителей и учеников в дневниках и тетрадях. Иногда они шокирующие, иногда смешные, но все, поверьте, очень оригинальные. Ну что ж, всякое бывает.
Как оценки мотивируют школьника?
Считается, что, получив плохую оценку, ребенок задумается об уровне собственных знаний и захочет улучшить его. Именно поэтому первые оценки в начальных классах школьники получают не за знания, а за почерк и чистоту в тетрадках. Именно в это время начинает формироваться и отношение детей к оценкам.
Дело в том, что далеко не все могут сразу писать красиво и аккуратно. Начинается бесконечная борьба ребенка с непослушными ручками и тетрадками, с собственным темпераментом и природными данными. К этой борьбе добавляется неодобрение учителя и упреки родителей. Другие же дети могут, а ты почему не стараешься?
Но ребенок бы и рад стараться, однако чудеса не случаются в секунду. Сегодня он написал немного лучше, чем вчера, но все же не так идеально, как одноклассница Маша Иванова. И снова получает «трояк».
В результате, вместо того, чтобы исправлять почерк, ребенок ничего не делает, потому что не верит в успех. Это входит в привычку, формируется абсолютно равнодушное отношение к оценкам и вообще к учебе, которое очень трудно изменить.
Что делать родителям, если уже в младших классах они видят проблему с почерком и постоянно сниженные оценки?
Во-первых, подождите упрекать ребенка.
Лучше поддержать его и подбодрить. Объясните ему, что плохие оценки не обозначают, что он не способен учиться и что у него никогда ничего не получится. Просто в том, что не можешь сразу, нужно двигаться потихоньку, и рано или поздно оценки тоже улучшатся.
Во-вторых, не реагируйте бурно на каждую оценку.
С грязью в тетрадках и кривым почерком, конечно, нужно бороться, но учитывайте особенности ребенка. Возможно, на что-то можно просто закрыть глаза. Обратите внимание сначала на знания, а во вторую очередь на почерк. Решите, что для вас важнее. Некоторые взрослые люди так и не научились писать разборчиво, но это не делает их глупее.
Могут ли оценки быть только хорошими?
Оценки за знания, безусловно, более важны для процесса образования. Чем старше школьник, тем больше появляется предметов в программе, и все эти предметы обязательно оцениваются.
Только что ребенок учился на 4 и 5, и вдруг появляются «тройки». Что происходит? Родители недовольны, ребенок расстроен. Не спешите обвинять ребенка в лени или сваливать все на подростковый возраст. Попробуйте вспомнить себя и своих друзей. Все ли предметы вы понимали и любили одинаково?
Конечно, есть дети, у которых школьная программа усваивается легко и просто. Им одинаково понятны русский язык, алгебра, химия, английский и биология. Так тоже бывает. Но далеко не у всех. Не нужно ставить талантливых детей в пример, вгоняя собственного ребенка в неуверенность. Лучше поговорить о том, что именно не получается и не нравится.
Если ребенок – явно выраженный гуманитарий, ему могут плохо поддаваться точные науки. Или наоборот – математики с трудом рассуждают о литературе. В этом случае можно сосредоточиться на том, что действительно получается. Остальное же поддерживать на среднем уровне. Разумеется, нельзя допускать «двоек», это точно не улучшит аттестат и не поможет при поступлении.
Если что-то катастрофически не идет, лучше договориться о дополнительных занятиях, чтобы не запустить предмет окончательно. Но не стоит упираться в оценки. «Пять» по истории, литературе, русскому, но «три» по химии, алгебре и физике? Ну что ж делать. Выбирайте с ребенком гуманитарные профессии.
Собственная система оценок? Почему бы и нет?
Чтобы не переживать за каждую пониженную оценку и понимать, как успехи в школе, можно договориться с ребенком о шкале важного, менее важного и совсем не важного. Основываясь на этой шкале, выстроить не только свое отношение к оценкам, но и понимание вообще процесса образования.
Определитесь, что выбирает ребенок среди школьных предметов. Все основные силы бросайте в этом направлении. Здесь следите за оценками, не пропускайте ничего важного, прокачивайте знания и навыки. Другие предметы, пусть они по важности займут лишь второе место, все равно держите под контролем, старайтесь не запускать. Хотя бы для того, чтобы сдать экзамены и получить приличный аттестат. Остальные оценки – за забытые тетради, помарки, неаккуратность и так далее – не сбрасывайте со счетов совсем, но и не делайте трагедии из каждой.
Разумеется, выбор области знаний нужно делать не в первом классе. Обычно склонности ребенка становятся понятны ближе к старшей школе. До самоопределения стоит усиленно заниматься и гуманитарными, и точными, и естественными науками, чтобы лучше разобраться в себе и своих целях. Главное, что хорошо бы и детям, и родителям понять в школе – оценки далеко не самое важное в образовании. Понимание важнее!
Школьные оценки устарели: 4 аргумента против оценок
Почему оценка — враг современного образования
«Оценки — отличный способ заставить детей учиться». Это правило прекрасно работало сотни лет. Да и сейчас правильный ответ школьника на вопрос: «Как учишься?» — «На пятерки!». Но все больше экспертов считают, что оценки — дело архаичное, и они работают совсем не на то, чтобы молодой человек был заинтересован получать знания. Вот мнение Дмитрия Волошина, в недавнем прошлом директора департамента исследований и образования Mail.Ru Group, создателя образовательной платформы Otus.
Доказательства того, что оценки не нужны
Вот какие четыре аргумента против оценок приводит Дмитрий.
Стоит ли говорить, что такая система совершенно непригодна для оценивания творческих работ? Не существует эталонного исторического эссе, сочинения по литературе или даже исследования в области фундаментальной физики. В основе всего этого лежит креативная мысль, а эталонной креативности не бывает.
Страх быть наказанным за плохую оценку — вот главный стимул прогулять. А не хорошая погода за окном.
Возможно, готовясь отругать ребенка за тройку, стоит лишний раз задуматься, зачем он ходит в школу. За пятерками или за знаниями? А это — разные вещи. Для кого-то и четверка — хорошая оценка (например, человек долго болел и наверстывает упущенное), а для кого-то и пятерки мало — если человек щелкает олимпиадные задачи как семечки.
Школа наказывает за ошибки. По мнению Дмитрия Волошина, это создает фундаментальное противоречие идеи обучения как такового:
— Для того чтобы обучиться, вам нужно ошибаться, не бывает по-другому. Студент или школьник написал работу, скинул преподавателю. Тот отвечает: «Хорошо написали, знаю даже, откуда скатали. Но вот тут, тут и тут я бы сделал так». И именно так человек учится. А школа у нас все одиннадцать лет выбивает малейшее право на ошибку. Потом человек приходит в вуз, и выясняет, что облажаться — это абсолютно нормально.
Получится ли заставить детей учиться без оценок?
Вот что говорит Татьяна Балебанова, учитель физики, лауреат образовательных премий, основатель Межшкольного центра изучения астрономии:
— Мне кажется, что совсем отменить оценки в школе пока нельзя. Какими бы интересными уроки ни были, мотивировать детей учиться довольно трудно. Только из-за того, что им нравится урок, заниматься будут далеко не все.
Конечно, лучше, чтобы система поощряла, а не наказывала. Потому что сейчас если отличник выполняет все задания хорошо, он со временем привыкает и не чувствует никакой отдачи. Он постепенно перестает серьезно подходить к учебе.
Если отменять оценки, надо вводить какую-то систему поощрения. Но с этим есть сложности, так как дети сейчас все более меркантильны. В хорошем смысле. Они понимают свою выгоду, умеют ее оценивать. Получается, нужны дополнительные возможности. Например, участие в интересных поездках, экскурсиях, других мероприятиях.
Нынешнюю систему оценок можно изменить так, чтобы она не была травмирующим и отвращающим от учебы фактором. Например, сделать гибкую систему пересдач. Если школьник будет знать, что контрольная — не единственная попытка, он не будет так бояться двойки. Более того, это дает возможность разобрать ошибки, проработать их и понять материал лучше. Я стараюсь всегда давать возможность исправить оценку. Но это не предусмотрено существующей системой.
Как без оценок родителю понять, успевает ли ребенок?
— Избавиться от оценок очень просто, — Дмитрий Волошин предлагает свой вариант взамен оценок. — Например, у вас есть предмет, который изучают нескольких лет. Год состоит из четвертей, четверть — из недель. На каждой неделе есть одно контрольное мероприятие. И оценивается — сдал/не сдал. Либо прошли, либо не прошли. И это логично — пока не прошел «А», нет смысла изучать «Б».
В этом случае родителям и учителям легко контролировать, на каком участке образовательной траектории находится ребенок. Способный по этому предмету ученик может пробежать все быстро вперед и сдать программу за одну четверть. А другой может на ее освоение потратить весь год — в комфортном для себя режиме.
— Когда мы пытаемся заставить всех учиться с одной скоростью, я вижу в этом что-то странное, потому что люди не одинаковы по природе своей, — объясняет Волошин. — А чтобы понять, хорошо ли ваш ребенок учится, лучше расспросите его, что он узнал в школе.
учитель у нас самая обыкновенная) тебе бы вряд ли понравилась) без регалий, без амбиций, спокойно позволяющая каждому развиваться в своем темпе, она не работает на рейтинг, ей плевать на современные тенденции, не грузит родителей всякими проектами долбанутыми (простите за выражение)))), но отрабатывает каждую тему конкретно, я вижу ее работу и мне нравится, я вижу систему, базу
именно это мне и надо было
а для дополнительного всегда есть кружки, интернет
вот был у нас момент с английским, учитель молоденькая, ребенок не понимал ее, подключилась я, взяли неск уроков проф репетитора, ребенок спокойно разобрался, сейчас вполне успешно идет по программе, а дополнительно занимается с сестренкой, она пошла учится в пед на учителя анг, вот ходит на моем практикуется) ей нравится, ему нравится)
серьезный или нет уровень, пока говорить рано, пока получает удовольствие)
а с 5 класса пойдет на спецкурс английского, его уже прошли неск знакомых детей, в тч и та самая сестренка, результат всем нравится, вот и тогда будет уровень серьезный
Начнем с классиков нашей педагогики:
«Однажды Д.Б.Эльконин произнес меткую фразу, которая распространилась как афоризм: “Отметка есть нацеленная в лоб ребенку винтовка”.
А В.А.Сухомлинский писал: “Я всегда с большой тревогой думал о психозе погони за отличными отметками – этот психоз рождается в семье и захватывает, ложится тяжелым бременем на юные души школьников, калечит их. У ребенка нет в данное время таких способностей, чтобы учиться на отлично, а родители требуют от него только пятерок, в крайнем случае мирятся с четверками, и несчастный школьник, получая тройку, чувствует себя чуть ли не преступником”.
Но ведь большинство из нас уверены в том, что отметки создают мотив учения: “Дети сами хотят отметок!”
– Да, после того, как мы сами их пристрастили к ним. Наркоман тоже хочет наркотика, не мыслит своей жизни без услаждающих и отравляющих веществ, – отвечает Шалва Амонашвили. – И еще мы лукавим вот в чем: дети хотят не любых отметок, а только положительных, лучше всего – пятерок. Но мы-то придумали для них не только пятерки! И дети добывают их всякими средствами: хитроумными шпаргалками, замаскированными формами списывания, изощренными подсказками. А грубость учителя, его силовое воздействие ради того, чтобы совершить самое святое – с точностью аптекаря оценить знания ребенка отметкой! Все это – кровное достояние авторитарно-императивного педагогического процесса, который держится, так сказать, на вооруженной силе. Иначе как ему обеспечить спокойствие и повиновение в своей империи, как принудить учеников учиться усердно, не шалить, не хулиганить, не мешать? А вот так – испытанными еще средневековой иезуитской школой двойками, тройками, единицами, которые охраняют процесс обучения от учеников, готовых каждую минуту уклониться от учения, от знаний.
Отметки не учебу детей стимулируют – они охраняют власть учителя. Они так и были задуманы – они сменили множество изощренных форм физического и нравственного наказания учеников в школах средневековья, но не для того, чтобы изгнать из школы физическое наказание вообще, а только для того, чтобы перенести часть этого дела и на родителей. «
сними розовые очки, на со пойдут или те кто имеет много денег и амбиций, или те, кто имеет детей с особенностями развития, остальным оно совершенно не нужно
Этот ребенок просто не мог не играть, не заниматься музыкой прежде всего для себя:
«Этому способствовал случай: в июле Леопольд тяжело заболел, и для того, чтобы содержать его в покое, в августе семья переехала в дом в сельской местности в Челси. Вольфгангу было запрещено играть на клавире, чтобы не тревожить отца. Не имея возможности заниматься игрой на инструменте, Вольфганг проводил больше времени за сочинением музыки.»
Это и есть настоящая игра и творчество!
Мои тоже играют музыкальными инструментами, играют рисуя, играют в театр, играют, сочиняя сказки, играют в математические игры, стоят корабли и замки. Это самый лучший способ учиться!
Если бы Вы знали, сколько во время игры у них проявляется трудолюбия, таланта. Не как у взрослых. Больше!
Когда я пишу, что мои рисуют сами, это не значит, что это бывает от случая к случаю и как либо сравнимо со школьным уровнем, тем более как то слабее. Сын реально пишет по 12 часов в неделю в мастерской маслом. Было бы больше времени, работал бы больше. Но хочется и того, и другого, и третьего! И требования к себе и педагогам всё выше. Этот ребенок на станции юных техников уговаривает педагога делать большую детализацию у кораблей, упрашивает разрешить заниматься еще и с другими группами, приходит домой и ищет информацию по кораблям, по техникам, по картинам. Этот ребенок, готовясь к соревнованиям, встает в шесть утра и до двухчасовой тренировки бегает в метель. Эти дети рисуют декорации, делают кукол, разучивают пьесы на пианино и дарят спектакль по Шекспиру на день рождения сестренки в секрете от нас.
И мои не уникальны. С другими детьми я тоже занимаюсь и вижу как они раскрываются.
Все споры про оценки, домашние задания, используемые учебники и т.п. становятся бессмысленными, если мы принимаем концепцию образования, которую рекомендуют эксперты из образовательной среды. Бунимович, Давидович, Ковальджи и т.п. люди.
Тогда будут появляться и авторские школы. И школы без домашних заданий. И инженерные школы. И новые школы, а не одна Новая школа (рекомендую сходить туда на экскурсию, кстати). И найти школу под свои потребности будет проще.
Как научить ребенка правильному отношению к оценкам
«Учись на пятерки!» — это напутствие от старших слышал каждый из нас, когда впервые шел в школу. Во многих семьях, если не во всех, слово «двоечник» — нелестная характеристика. Стоит ли так серьезно воспринимать оценки и учить этому же детей? Какое отношение к отметкам в дневнике будет более правильным? Своей точкой зрения на эти проблемы делится Татьяна Василькова, основатель школы раннего развития «АЗ-БУ-КА».
Что такое оценка? Это некая шкала, которая отражает глубину знаний ребенка в конкретном предмете.
Пока ребенок дошкольник, родитель должен ответить сам: как он относится к оценкам? Его отношение скопирует ребенок. А у мамы или папы, скорее всего, будет такое же мнение, как у их родителей. Ведь несколько поколений воспитаны при одной и той же образовательной системе, в которой пять баллов — отличная отметка, два балла — плохая, а то и ужасная.
Многие привыкли мыслить так: если ребенку поставили двойку, то это очень плохо, и надо выразить свое неудовольствие по этому поводу и отругать его. А кто-то считает с точностью до наоборот. Одна знакомая мама сказала: «Я праздную двойки ребенка, потому что это бывает редко!» Одну и ту же ситуацию можно представить как драму или крах родительских надежд, а можно отнестись к ней, как эта мама.
Важно, как вы первый раз отреагируете на каждую оценку, от пятерки до единицы. Бывает и такое! Что вы сформируете своей реакцией? Страх или мотивацию исправить?
Не будем обсуждать четверки и пятерки: обычно хорошие и отличные оценки детей — радость для родителей. Хотя, конечно, я знаю, что в некоторых семьях четверка — это недостаточно высокая отметка, и это отдельная тема для разговора. Более серьезной проблемой мне кажется резко негативное отношение родителей к двойкам и тройкам, которое передается и детям.
Очень важно, чтобы вы, открыв дневник, попытались воздержаться от бурных эмоций. Оценка — это лишь способ узнать, что о ребенке как об ученике думает учитель. Двойка — это проблема ребенка, ему ее и исправлять, и он исправит только тогда, когда сам захочет. Если у ребенка в дневнике появляется двойка или тройка, спокойно задайте ему простые, но важные вопросы.
«Как ты к этому относишься?»
Возможно, ребенок сам не рад своей оценке. Посочувствуйте и не ругайте. Он расстраивается, когда впервые получает двойку и тройку: ведь малыш с начала учебы знает, что от него ждут других результатов.
Многие думают: «Я его отругаю, и он будет лучше стараться». Не будет. Как видит эту ситуацию ребенок? «У меня неприятность, но меня же за это и отругали. Меня не любят». Я не преувеличиваю: детская психика устроена так, что до определенного возраста ребенок не различает полутонов в эмоциональной сфере. В его понимании родители могут либо безоговорочно любить его, либо недолюбливать. Поэтому не стоит повышать голос, стыдить ребенка или наказывать его. Мотивация хорошо учиться основывается на вдохновении и на желании, а не на страхе родительского наказания.
Если он недоволен плохой оценкой, то будет стремиться исправить ситуацию.
«Как ты мог помочь себе и не получить такую оценку?»
И тут неважно, что ответит ребенок и ответит ли вообще. Он в любом случае задумается, как не допустить повторения ситуации в следующий раз.
«Как ты можешь изменить ситуацию?»
Спрашивая об этом, вы говорите ребенку, что он может влиять на положение дел. Когда ребенок в это верит, у него выстраивается план действий: заниматься этим предметом дополнительно, прочитать книжки по теме, спросить у учителя, как исправить оценку. Последнее особенно важно: когда учитель видит, что ребенку важен и нужен его предмет, то он относится к ученику с вниманием и помогает.
«Тебе нужна моя помощь?»
Ребенок берет ответственность за учебу на себя, учится ради себя. Но он должен знать, что всегда за помощью может обратиться к вам. И вы ее окажете. Не нужно брать на себя контроль за исполнением: устанавливать время для занятий, лишать ради них мультфильмов и прогулок и укорять ребенка, если он отклоняется от намеченного плана.
Наверняка на этом пути у школьника возникнут трудности, но, преодолевая их, он будет осознавать, что сам все решает. Возможно, он не получит высокую оценку, но зато натренируется распоряжаться своим временем, ставить цели и идти к ним. Школа закончится, оценки утратят свою актуальность, а навык ставить цели и добиваться их останется.
Вероятна противоположная ситуация: ребенок не захочет ничего менять и скажет, что этот предмет ему не нужен. Пусть он ответит еще на один вопрос.
«Кем ты хочешь стать?»
Не все то, что изучают в школе, пригодится во взрослой жизни, тем более в объемах программы. Но все предметы нужны и важны. Скажем, у ребенка двойка по математике, а на ваш вопрос он отвечает, что хочет стать инженером или летчиком. Ваша задача — пояснить ему, что без знания математики это невозможно. Поищите информацию о разных ученых и инженерах, расскажите ребенку их биографию, помогите ему понять, почему математика для него важна.
А что если ребенок хочет стать музыкантом и переводчиком? Как тогда обосновать для него необходимость изучения математики? К этому можно вернуться, когда ребенок будет постарше и поймет всю важность этой науки. А пока лучше переключить все внимание на то, в чем он силен, что ему интересно. Подчеркну: переключить внимание, а не забросить математику окончательно.
Нет таких специальностей, где надо разбираться только в одной дисциплине, а остальные неважны. Если у вас своя клиника, мало быть врачом. Вы должны быть немного юристом, немного экономистом, владеть основами управления и различными бизнес-навыками. Только в комплексе все это поможет достичь успеха. Договоритесь с ребенком: «Ты усиленно занимаешься по любимым предметам, а вот по тем выполняешь необходимый минимум».
Задавая эти вопросы, вы учите ребенка ответственности за его успехи в учебе. Чтобы ситуация с оценками менялась, нужно, чтобы он осознал эту ответственность.
Помогите ребенку учиться
Вы тоже в какой-то мере отвечаете за то, как учится ваш ребенок. От того, как он делает домашнюю работу, на 50 процентов зависит его успеваемость: именно дома, при самостоятельной работе, закрепляется материал. Делает ли он эту работу сам или вы почему-то берете ее на себя? Созданы ли хорошие условия для учебы? А их немало: это и выбор школы, и правильно оборудованное рабочее место с хорошим освещением, и возможность сделать так, чтобы ребенку никто не мешал. Нередки ситуации, когда ребенок получил двойку за несделанное задание — просто потому, что не знал, что задано, или неправильно записал. Не решайте эту проблему за него, но подскажите решение: можно позвонить одноклассникам, например. Он не знает, где взять информацию для доклада? Посоветуйте заглянуть в интернет, библиотеку или вместе полистайте энциклопедию, покажите, как искать материал. Но не пишите доклад вместо него!
Мы не знаем, какие знания будут востребованы, когда ребенок станет взрослым. Но можно точно сказать, что во все эпохи будут востребованы люди, умеющие учиться, задавать вопросы и знающие, где искать на них ответы. В ваших силах — помочь ребенку стать таким человеком.
Что бы ни произошло с ребенком, вы должны быть на его стороне. Например, он говорит вам: «Мам, завтра я не хочу идти в школу. У нас будет сложная контрольная, а я совсем к ней не готов и не успею ничего выучить». Позвольте ему остаться дома, но со строгим условием: такие ситуации исключительны и должны быть не чаще раза в год. Можно и отказать, но с обоснованием: например, вас не убедили его аргументы, а ваши более весомые.
И еще раз о двойках
С чего мы взяли, что у ребенка не должно быть плохих оценок? Он не имеет права на ошибку? Он ходит в школу ради цифр в тетради и дневнике? Тогда это вопрос не про образование. Ходит за знаниями? Тогда, если ребенок старается, они у него в любом случае есть.
Недавно ко мне пришла моя дочь и сказала: «Мама, представляешь, у нас в школе есть девочка, которая никогда не получала двоек!» Посмотрев на нее, я подумала, что возможно, она чуть-чуть завидует, и сказала: «Мне жаль ее, ведь эта девочка не испытала всей гаммы эмоций». Разрешите ребенку и себе эту эмоцию. И пусть она будет нечастой.
Все-все знания нашим детям в таком объеме, как в школе, не нужны. Но им нужен друг в виде мамы и папы. Доверие между родителями и ребенком — тоже очень важная дисциплина, изучать которую нужно дома. Каждый день. Из года в год.