как объяснить ребенку что нет денег на игрушки
Главное за сегодня
Подопечные Ночлежки получат их в преддверии Нового года.
Наименее популярными стали эмодзи флагов и эмодзи с животными-млекопитающими.
В настоящее время размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от продолжительности трудового стажа работника.
Популярные статьи
Инфографика
«Хочу, и все!» или Как объяснить ребенку отказ от покупки новой игрушки
Многим родителям знакома ситуация, когда на одной чаше весов оказывается содержимое кошелька, а на другой – новая игрушка, которую ребенок очень хочет. Сегодня мы поговорим о том, как объяснить ребенку отказ от покупки новой игрушки.
Материалы по теме:
Содержание
Детские капризы и родительские деньги ↑
С одной стороны, ребенок очень хорошо должен понимать, что его хотения должны быть в меру, и что ему могут купить и подарить далеко не все, что ему хочется.
Однако, ответ «У нас нет денег» – слишком взрослый. Что для 3–4–5 летнего малыша деньги? Бумажки или блестящая карточка, которые мама достает из кошелька. Чуть более чем ничто. К тому же, когда вы вместе идете в магазин за продуктами, ребенок видит, что вы покупаете много разного в красивых обертках, почему же ему одну маленькую, – или не очень маленькую, – игрушку нельзя? Может, он еще не умеет считать, но сравнить-то уже может.
Как объяснить ребенку, почему ему не купят эту игрушку, откуда берутся деньги и денежные затруднения родителей?
Есть многие родители, кто в детстве был лишен многого, и мечтал себе новую «барби», «пуховик». Советские дети, и дети 90-х сейчас уже стали родителями, и очень хорошо помнят, что такое дефицит, очереди и нехватка не только продуктов и одежды, но и игрушек. И часто им очень тяжело отказать своим детям – «Мне ведь несложно, а ему так хочется. Никогда не забуду, как мечтал, но родители не могли мне купить». И ребенок получает даже больше, чем ему нужно, а потом, в момент финансовых затруднений, поток подарков прекращается. И этот момент важно объяснить.
Классический капризный ребенок, которые получает все, что хочет, это вовсе не счастливый. Часто постоянные потакания не ведут ни к чему положительному для самого ребенка.
Как сформировать у ребенка правильное отношение к деньгам? ↑
Первое, что нужно объяснить ребенку, – откуда берутся деньги. Напомните, что мама или папа, бабушка и дедушка, – кто в семье работает, – ежедневно уходят на работу на целый день. Зачем? Чтобы заработать денег. И зарабатывают они столько-то и столько-то.
А еще очень важно объяснить ценность денег. Объясните, что все, что все игрушки, даются не просто так. Что они не сыплются с неба. Для ребенка очень сложно понять ценность этой самой бумажки. И родители должны помочь ему объяснить это. Например, подарите ребенку копилку, и отдавайте ему мелочь и объясните, что на нее можно купить что-то. Дайте задание собрать мелочь по всему дому, если она может валяться в разных его частях. Это мотивирует ребенка к порядку, помощи по дому, и заодно ребенок осознает, что несмотря на то, что монет-то много, в итоге он купит на них не так уж и много.
Можно вводить его в курс экономической жизни семьи: рассказать в общих чертах, как формируется бюджет, сколько стоят основные продукты, одежда, обувь, обучение, развлечения, спортивная секция. Какую часть от родительской зарплаты что отнимает. Слова могут быть малышу малопонятны, поэтому лучше объясните картинкой. Таким образом ребенок получит представление о том, как расходуются деньги внутри семьи.
Когда у ребенка появятся «собственные», – накопленные или карманные – деньги, которыми ребенок будет распоряжаться сам, у него появится возможность применить на практике данные родителями знания о планировании личного бюджета.
Объяснения и альтернативы ↑
Ребенок очень хорошо должен понимать, что ему могут купить и подарить далеко не все, что ему хочется и пожелается. Ребенку надо дать понять, что это не просто прихоть родителей не покупать желаемую вещь, а действительность. Поэтому ему нужно объяснить, что что кроме него в семье есть другие члены семьи – братья или сестры – у которых тоже есть потребности. А если других детей в семье нет, есть родители, бабушки, дедушки. И у всех есть свои потребности. Очень сложно бывает просто сказать – «Извини сын, это мы не купим, у нас нет денег». Ребенок этого и не поймет. Ведь что может быть важнее новой куклы (конструктора, робота, машинки, заколки с героем мультфильма, и проч.)?
Всегда давайте понять ребенку, объясняйте, что вы не покупаете конкретную вещь не из прихоти. Предлагайте всегда ребенку выбор. Если ты получишь платье именно это, тогда кто-то из вашей семьи будет чего-то лишен. Ребенок просто должен понять, что деньги с неба не падают, и что даются не так-то просто. И что родители бы рады дать ребенку все, что он захочет, но не получается так. Вероятно, объяснять одно и то же нужно будет не один раз, но это нужно будет делать, пока ребенок не поймет.
Стоит ребенку говорить не о том, что нет денег или дорого, а давать альтернативу. И давать понятное объяснение. Если игрушка стоит ну слишком дорого, а в этом месяце у вас запланирована большая покупка, например, новая стиральная машина. Объясните чаду, что если мы купим эту игрушку, мы не сможем купить стиральную машинку. И тогда маме придется стирать все руками. Руки у нее будут очень болеть, ей будет тяжело. Она будет много времени проводить за стиркой, вместо того, чтобы вместе с ребенком поиграть и почитать книжку. Таких альтернатив можно предоставить много.
Понаблюдайте за ребенком. Если он не играет в свежекупленные игрушки или быстро их ломает и требует новую, то проблема лежит куда глубже – это требование внимания. Ребенок испытывает радость только в момент получения новой игрушки — радость обладания, символ внимания родителя. Это чувство яркое, но быстро притупляется. Не «откупайтесь» от ребенка, водя его в магазин.
Давайте какую-то замену. Например, когда идете в место, где много аттракционов, шариков и соблазнов, где ребенку очень сложно не хотеть все сразу. Проведите заранее с ним разговор. Объясните ему, что все сразу не получится купить. И дайте выбор – скажите, что можете купать что-то сладкое, покататься на определенном количестве каруселей. Заранее оговорите их количество, в зависимости от ваших возможностей. И пусть ребенок сам выберет – хочет ли он съесть что-то вкусное, или же покататься на паровозике. Если сделать это заранее, это, конечно, не панацея, но будет проще.
А еще очень важная вещь – счастливый ребенок, который в достаточном объеме получает внимание родителей, никогда не будет зацикливаться на таких вещах, как новая игрушка. Ведь ему всегда есть чем заняться с родителями. Если в семье нет денег, есть тысячи средств сделать жизнь ребенка настолько интересной, что все другие дети со всеми гаджетами мира будут завидовать такому детству. И это главных принцип, если вы хотите, чтобы ребенок понимал ценность не только денег, но и труда родителей. Проводите с ребенком больше времени. Собирайте осенние листья, рисуйте, учите играть в шахматы, лазайте по деревьям, ставьте детские спектакли, вырезайте из картона, зарывайте клады – сделайте жизнь яркой. И тогда разочарование от некупленной вещи не будет трогать ребенка.
«Мам, а мы что, бедные?». Как объяснить ребёнку, что у вас нет денег
Даже если вы растите детей в концепции разумного потребления, не откупаетесь подарками, учите ценить нематериальные радости, рано или поздно они все равно попадут в социум — а там у других детей будут более дорогие и крутые игрушки, вещи, гаджеты. Психолог Марина Быкова размышляет, как объяснить ребенку, что у семьи на все это нет денег. И не расстроить его.
Начиная с 2–3 лет дети сравнивают себя с окружающими. Так они пытаются познать себя: я выше, моя футболка самая блестящая, у меня больше игрушек. Это звучит так, как будто ребёнок пытается отвоевать себе больше пространства в мире: обычно дети всегда хотят быть уверенными, что они лучше других.
В детском саду дело может дойти до настоящей ссоры: «Чья мама лучше?» или «Чей папа сильнее?» Лишь со временем ребёнок осознаёт: не все, что есть у него, лучшее, есть позиции, по которым он уступает другим. Конечно, все дети развиваются неравномерно, не все имеют одинаковые возможности — рано или поздно каждый ребенок замечает, что не может делать или иметь некоторые вещи, которые доступны другим.
К примеру, один ребенок легко может запомнить и рассказать короткий стих, а другому сложно дается заучивание или выступление на публике. Бывает, что ребёнок понимает, что не может высоко залезть или ровно отрезать — и в итоге отказывается это делать вообще. Уже в таком возрасте родителям стоит обращать на это внимание и поддерживать детей, но еще и объяснять: все люди разные, отличаться от других — нормально, в этом нет ничего стыдного и страшного.
Ближе к школе важными становятся не только физические различия, но и материальные. Здесь ребёнка ждёт новое открытие: если резать и лазить он мог научиться сам, то финансами управляют только взрослые.
Может возникнуть когнитивное искажение: если родители не покупают то, что я хочу, они просто не хотят мне это купить
Винить ребенка за это нельзя: очевидно, что в этом возрасте он не может сам осознать цену вещей, так как у него никогда не было опыта взаимодействия с деньгами.
Если родители хотят объяснить ребёнку, что и как устроено на самом деле, нужно быть готовым к тому, что разговор может быть не очень приятным. Будьте готовы ответить на любые вопросы честно, учитывая, что ребёнок не хочет вас обидеть, а просто мало пока знает об устройстве мира.
Что нужно объяснить младшему школьнику?
Первое. Как происходит процесс покупок и почему покупки не самое важное в жизни. В любом случае, даже если ребёнок все равно затаит обиду на то, что у него нет последнего айфона, со временем он поймёт вас, а вы от него не отмахнетесь.
Второе. Откуда берутся деньги и почему нельзя их распечатать побольше? В некоторых семьях принято постепенно приучать ребёнка планировать свои сбережения: дарить деньги на праздник или «оплачивать» помощь по дому. Это не единственный способ, можно просто рассказать настоящую историю появления денег. Как древние люди обменивали товары и услуги, как поняли, что нужна общая ценность, как добывали эту ценность. Психика отдельного человека в целом сохраняет логику развития логики всего человечества. И чтобы в будущем понять устройство фондового рынка, можно начать с историй про красивые ракушки и золото.
Как отвечать на неудобные вопросы детей о деньгах
До того как эти вопросы возникнут, полезно вместе с ребёнком подумать, на что тратятся деньги вашей семьи: продукты, одежда, транспорт. Не забудьте включить туда приятные траты, чтобы постепенно человек понимал, что каждая конфета равняется нескольким минутам работы. Если же ребенок спрашивает:
1. Почему ты не можешь заработать больше?
Не воспринимайте этот вопрос как упрек, даже если вас самих эта тема волнует. Ответить можно просто — каждая работа важна и сложна, даже если оплачивается по-разному.
Такие разговоры не должны привести к выводу «У тебя нет айфона, потому что мы не заработали». Более подходящий итог — «Мы работаем и тратим сейчас деньги на что-то более важное, без чего не можем обойтись». И ребёнку, и родителям полезно быть уверенными в завтрашнем дне своей семьи.
2. У меня нет всех игрушек из коллекции (гаджета, модной одежды), никто не будет со мной дружить!
Маркетологи детских товаров ликуют: чем больше героев и деталей в мультике, тем больше можно продать. Проблема в том, что дети довольно быстро забрасывают игрушки: несколько похожих собачек и машинки к ним могут стать ненужными через полгода. А потом проходит несколько лет — и повзрослевшие дети требуют дорогую одежду или новые гаджеты каждый сезон. Современная культура только подогревает интерес к потреблению, все хотят кроссовки как у любимого блогера — неважно, сколько они стоят. Соцсети буквально кричат: «Купи, ведь ты же хочешь это прямо сейчаc». Даже взрослым сложно устоять перед таким напором.
«Моя куртка стоит 120 тысяч рублей. Кроссовки — 70». 17-летний Валера — о том, зачем подростку брендовые вещи
Почти весь школьный возраст (от младшего до конца подросткового) детям важно принадлежать группе, иметь то же, что есть у всех. Нужно иметь силу, чтобы перенаправить фокус ребёнка на внутренние качества. Для начала подумайте, как вы сами это делаете. Поговорите с ребёнком: кто его друзья, за что он их ценит, почему с ними интересно. Для чего нужен последний айфон: чтобы вместе играть или чтобы просто класть на парту?
С раннего возраста учите ребенка видеть интересное в любом дне, даже если ты провёл время не на море или в крутом лагере, а у бабушки в деревне. Учите ребенка опираться на себя, не зависеть от вещей, чувствовать себя крутым без какой-то подпитки извне. Для этого не так важно убеждать его, что дорогие покупки не нужны — важнее то, что и с ними, и без них в жизни есть много веселого и интересного.
Можно пофантазировать, что такого дорогого и важного ребёнок хочет купить в будущем, какие эмоции это принесёт. Ребёнок постепенно осознает, что вещи — это всего лишь средства. И что друзья не перестанут быть друзьями вне зависимости от того, есть ли у них последний айфон или нет.
Как правильно объяснить ребёнку, что денег нет
В большинстве случаев родители сами переживают за свое финансовое состояние. Независимо от уровня заработной платы любой взрослый человек ограничивает себя в тратах, в большей или меньшей степени. Иногда родители неосознанно перекладывают обиду на ребёнка: денег на малышей тратится очень много, а от своих желаний приходится отказываться. Несмотря на то что ребёнок в принципе не может себя обеспечивать сам, он требует и бОльших, нерациональных трат. Так возникают всем знакомые фразы, которые ранят обе стороны: «Мы тебе не миллионеры, денег нет», «Я и так на тебя много денег трачу. У меня нормальной зимней обуви нет, а тебе игрушки подавай», «Заработаешь — купишь себе все что угодно». Знакомо?
Такие слова выглядят как соревнование с ребёнком: ты в моей власти, я решаю, что будет, твое мнение не важно
Ребёнок и так чувствует себя зависимым от родителей, а тут получается, что он в очередной раз теряет право голоса.
По закону родители обеспечивают детей до 18 лет, а в старости дети обеспечивают родителей. Но разве такой подход с подсчетом потраченных средств похож на тёплые семейные отношения? Ребёнок, который вырос в атмосфере «мы на всем экономим, ты должен быть благодарен и за это», не будет иметь здорового отношения к деньгам. Баланс «важное — приятное» может быть сильно перекошен в одну из сторон.
Что делать? С ребёнком всегда можно говорить честно. Объяснить, что на разных работах люди получают разную зарплату — и это нормально. Поговорить, как составляется бюджет: обязательные и необязательные траты, издержки вроде внезапного ремонта или болезни. Если вы не можете позволить себе отпуск на море, это тоже нормально, и в этом нет виноватых.
Одноклассницу забирает личный водитель, а меня — папа на «газели». Подросток — о жизни среди богатых друзей
Младшему школьнику об этом можно говорить просто как о фактах, без обиды на несправедливую судьбу (потерянную молодость, злого начальника или рождение ребёнка). С подростком можно посоветоваться, на что бы он потратил лишние деньги, что сейчас важно для семьи.
«Я знаю, что тебе хочется новый телефон, но сейчас мы не можем себе это позволить», «Ты знаешь, что в прошлом месяце у нас сломалась машина и мы никак не можем обойтись без её ремонта», «Ты знаешь, что я работаю много и хотел бы дать тебе все, что ты хочешь, но моя зарплата позволяет сделать чуть меньше», «Я бы хотел, чтобы мы все вместе поехали отдыхать, но раз пока не получается, давай подумаем, как интересно провести время здесь».
Важно не отрицать, что есть недоступные для вашей семьи вещи, но сместить акцент — мы делаем для тебя все, что можем.
Наше отношение к деньгам частично формируется в детстве. Это очень важный момент, который будет влиять на финансовое поведение в будущем. Вспомните родителей и подумайте, как вы тратите или экономите, как планируете покупки и как часто говорите: «Денег нет».
Безусловно, физические, моральные, материальные и другие условия у всех людей очень разные. Кроме того, они меняются с течением времени — и могут меняться очень даже стремительно. Однако уверенность в себе, своих силах и будущих возможностях — то, что родители могут воспитать в своём ребёнке вне зависимости от финансового положения семьи.
Как правильно объяснить ребенку, что в семье больше нет денег на игрушки и развлечения
Периоды кризиса тяжело переносятся в семьях, особенно в тех, где есть дети. Очень трудно объяснить малышу, почему у родителей больше нет денег на развлечения или сладости, ведь он не осознает, что такое кризис, и как зарабатываются деньги. Рассказываем, как правильно преподнести ребенку такую информацию.
Не жаловаться
Не стоит выливать свои проблемы на чадо ни в каком виде, оно не должно утешать вас, ведь для него родители — люди с авторитетом. Если материальное положение в семье ухудшилось, ни в коем случае не показывайте малышу слабость, это может спровоцировать страхи и неуверенность в будущем. Если ситуация и правда тяжелая, и вам нужна поддержка, поделитесь проблемой в кругу друзей, но не делайте этого при детях.
Объяснить, что это временно
Очень важно дать малышу понять, что такая ситуация не навсегда, и ему не стоит бояться. Важно подобрать такие слова и примеры, которые будут ему понятны.
Скажите, что сейчас наступили времена, когда нужно потратить все средства только на вещи первой необходимости, а развлечения и конфеты временно подождут. Можно также добавить, что если постоянно покупать игрушки, может не остаться денег на еду, а это гораздо важнее.
Пообещайте ребенку в меру своих возможностей купить ему игрушку или сводить куда-нибудь, как только ситуация улучшится, так у него будет больше надежды, и он поймет, что скоро все вернется на круги своя.
Выбирать правильные фразы
Старайтесь избегать таких фраз как «у нас нет средств» или «мы не можем себе этого позволить». Это опять же формирует у ребенка страх и неуверенность в том, что будет дальше. Такие слова могут спровоцировать даже панические страхи потери денег в более старшем возрасте и неумение позитивно мыслить в кризисных ситуациях.
Замените эти слова на «эта игрушка пока что не входит в наши планы», добавив, что через время все снова будет хорошо. Так вы дадите малышу понять, что ситуация не безвыходная, и у вас есть четкий план действий.
Стойко выдерживать капризы ребенка
Не нужно ругать чадо за его капризы, ведь такие резкие изменения — неожиданность, которую оно не понимает. В его голове не укладывается, почему раньше вещи покупались по первому требованию, а теперь этого сделать нельзя, отсюда и возникают капризы. Не стоит винить малыша за его слезы и поддаваться на провокации и истерики, старайтесь доступно пояснить ему, в чем проблема, и почему сейчас вещица не может быть куплена.
Еще больше полезных советов по воспитанию и развитию на нашем канале в Яндекс.Дзен. Подписывайтесь!
Как объяснить ребенку, что у вас нет денег на новую игрушку, или Разговоры с детьми о деньгах
Разговоры с детьми о деньгах, как правило, сложны и почти всегда не слишком приятны. Особенно, если разговаривать приходится с маленьким ребенком, у которого слово «хочу» является чуть ли не самым главным в лексиконе. Дело даже не в детском эгоизме, что свойственно раннему детскому возрасту, а в том, что дети объективно пока не могут зарабатывать сами и полностью зависят в своих «хотелках» от взрослых.
Современные дети хотят всё и сразу: конфеты, мороженное, куклу, машинку, конструктор, дрон, велосипед. И это только начало, потому что в школе они уже будут хотеть новые джинсы, кроссовки, ноутбук, айфон, скейт, электросамокат и учиться за рубежом. Чтобы общение по всем этим вопросам было адекватным, лучше, если вы с самого раннего детства выберете правильную стратегию разговора о деньгах и тактику отказов, которые, поверьте, неизбежны даже в очень обеспеченных семьях.
Как общаться с самыми маленькими
Детский истошный рёв на весь торговый центр, визгливое «хочу» и «купи», молодая мама, которая пытается оттащить извивающееся и падающее на пол дитя от витрины с игрушками.
Думается, такое приходилось наблюдать многим. Причем как объяснить ребенку, что у вас нет денег на новую игрушку, не понятно. Двух- трехлетнему ребенку рассказывать про деньги практически бесполезно, потому что в этом возрасте дети еще не способны мыслить абстрактными категориями вроде «зарплата», «цена», «стоимость», «бюджет семьи».
Если родители хотят приучить ребенка к тому, что существует слово «нет», начинать это делать нужно с самого рождения.
Так, большинство психологов не рекомендует бежать и брать ребенка на руки каждый раз, как только он заплачет. Иначе у него формируется условный рефлекс: хочешь что-то получить, значит, плачь, и погромче. Гораздо правильнее будет отвлечь внимание плачущего ребенка на что-то интересное: полетела птичка, побежала собачка, посмотри, какая красивая картинка.
Брать на руки стоит только тогда, когда ребенок спокоен, но делать это регулярно, чтобы у него формировалось чувство безопасности и спокойная здоровая психика. В этом случае он просто никогда не устроит истерику из-за такой мелочи, как игрушка, которую ему не купили немедленно. А вы уже знаете, как отвлечь его внимание на что-то интересное.
Как снизить значимость
Дети подражают взрослым. И с тех пор, как только они начинают понимать взрослую речь, они понемногу усваивают ценности, транслируемые в словесной форме. Если ваши любимые темы для разговора «денег нет», «купить не на что», «как дожить до зарплаты», «это пальто такое дорогое», «опять подорожало мясо», у ребенка сформируется неадекватное представление о деньгах как чем-то таком, что заполняет жизнь человека целиком и полностью.
Кроме того, постоянная тревога родителей на тему денег передаётся детям, и они уже начинают проверять взрослых на прочность просьбами о покупках, которые самим детям не всегда нужны.
Если хотите, что ребенок воспринимал покупки адекватно и понимал, что в этой жизни есть много чего важнее и интереснее, чем игрушки и деньги, фильтруйте темы для разговора в его присутствии.
Дети подражают взрослым, и, если вы вместо денег будете обсуждать спортивные соревнования, систему тренировок по фитнесу, театральную премьеру или новую выставку в музее, у ребенка будет более спокойная психика и адекватная система ценностей.
Как сказать «нет» правильно
Но, даже самый спокойный ребенок в один «не» прекрасный момент, когда денег нет от слова «совсем», может захотеть новую игрушку, самокат, коньки, что-нибудь ещё.
Отвлечь пяти- шестилетнего ребенка птичкой или собачкой уже не получится, поэтому придется говорить, как есть. Тут есть несколько важных правил.
Топ-7 правил, как говорить с ребенком о деньгах:
К слову, разговоры с детьми о деньгах в контексте разной оплаты разных профессий могут стать хорошим «мостиком» к теме важности хорошей учёбы как основы для получения высокооплачиваемой работы в будущем.
Благо, сегодня проще сложить эту цепочку, чем, к примеру, в лихие 90-е, когда миллионами ворочали вчерашние двоечники. Сегодня два высших образования и свободный английский есть у многих бизнесменов, а в банковском и IT-секторе без хороших знаний, вообще, делать нечего.
Думается, вам, в целом, понятно, как объяснить ребенку, что у вас нет денег на новую игрушку. Мы желаем любви и понимания в ваших семьях. А также того, чтобы слова «нет денег» звучали в вашей жизни как можно реже!
Занимаюсь маркетингом и продвижением сайтов (корпоративных сайтов, блогов и интернет-магазинов), брендов. Иногда пишу и творю тут, на моем ресурсе.
Post Author: Таня Нестеренко
Похожие записи
Топ-3 случая, когда нужен психолог для родителей
Такое понятие, как «психолог для родителей», появилось относительно.
Детские истерики — простые правила для сложных ситуаций
Мало кто из взрослых спокойно реагирует на детские истерики. Кто-то сам.
Как понять по рисунку ребенка, что ему нужен психолог
В чем польза рисования для ребенка: топ-4 причины рисовать
А вы любили в детстве рисовать? Скорее всего, да, ведь тогда не было.