Как называют жителей крыма правильно
Как называются жители Крыма?
Как правильно: крымчани или крымчане, или есть третий вариант?
Жители Крыма называются и называют себя сами КРЫМЧАНЕ. Насколько мне известно, другого названия не применяется.Именительный падеж- крмчане, родительный-крымчан, дательный- крымчанам, винительный- крымчан, творительный- крымчанами, предложный- о крымчанах.
Жители Крыма- крымчане.
Женский род крымчанка
Мужской род крымчанин.
Крым расположен на побережье черного и Азовского морей. в Крыму находится городов,17 в том числе город федерального значения, портовый город, Севастополь
Каппадокия в один момент, когда Митридат Евпатор И Тигран Великий заключили союз, стала входить в Понт Евксинский. По договору между Тиграном и Митридатом, Тигран завоевал Каппадокию, вывез оттуда 200 тыс. рабов, переместил их в Армению Великую, а Понт посадил там своего правителя.Затем после поражения Митридата Лукуллу и Помпею, Каппадокия вошла в состав Римской империи.Большинство народа Каппадокии в тот период составляли армяне из Малой Армении. ННыне входит в состав Турецкого султаната Эрдогана.
Ну это очевидный пример манипуляций в каких-то своих целях. Ведь если считать по ВВП на душу населения, по средней зарплате, по располагаемым доходам, то цифры будут совсем другими. Сами подумайте, каким образом доход жителей Швейцарии и Белоруссии может отличаться почти в 300 раз? Это явный абсурд. Да и «цена денег» везде отличается очень сильно. Скажем, если в Норвегии бытылка пива стоит 500 росс. рублей, а в Белоруссии 25, то означает ли оно, что норвежец в 20 раз богаче белоруса?
Нуууу. Тут можно было бы ответить, что оглядываясь назад, в историю, украинцы это те, кто всегда ищет под кем бы оказаться. У кого лучше под того и ложатся.
Рейтинг Януковича может быть высоким из-за простого сравнения его периода правления и нынешнего. Разница такая, что её видят все, даже полные идиоты.
Ну а почему правят его свергатели это вопрос риторический. Ответ давно известен-приказали, заставили, запугали.
Новое в блогах
Национальный состав населения Крыма.
В качестве источника я использовал дельную статью из Википедии «Население Крыма».
В статье приведены результаты переписей населения за 1897-2014 годы, а обилие таблиц всегда делает текст интересным.
В позапрошлый век давайте не будем заглядывать, а сравнить результаты последней советской переписи населения 1989 года, украинской переписи 2001 года и переписи, проведённой в Крыму в 2014 году было бы интересно.
В первой таблице указан национальный состав населения всего Крыма (Республики и Севастополя). Исходную таблицу из Википедии я немного изменил, собрав вместе восточнославянские, татарские и еврейские народы. Народы, доля которых в населении Крыма возросла за период 2001-2014 годов, обозначены зелёным цветом.
Таблица 1. Национальный состав населения Крыма по данным переписей.
Как видите, в населении Крыма после вхождения в состав Российской Федерации заметно увеличилась доля русских при резком уменьшении абсолютного числа и удельного веса украинцев и белорусов. Полагаю, что причина этого скачка вполне понятна.
В целом, доля восточных славян в населении полуострова сократилась за 25 лет с 95 до 81 процента.
Доля татар за 1989-2014 годы увеличилась в шесть раз. По мнению Росстата часть крымских татар в ходе переписи назвала себя татарами. Примечательно появление турок.
Евреев по данным переписи осталось всего 0,17% от населения Крыма.
Помимо татар, имеется ещё пять народов, численность которых в Крыму растёт. Это армяне, азербайджанцы, узбеки, таджики и цыгане.
Примечательно, что доля не указавших свою национальность в ходе переписи возросла в 2014 до 3,82 % в сравнении в 0,82% в ходе украинской переписи 2001 года.
Таблица 2. Национальный состав городского и сельского населения Крыма в процентах к итогу.
В таблице 2 указаны доли от числа указавших свою национальность, а не от общего числа крымчан. Поэтому данные по Крыму в целом несколько отличаются от данных таблицы 1.
Как видим, на селе доля русских существенно ниже, чем в городах. А доля татар и украинцев, напротив, существенно выше на селе.
Таблтца 3. Во сколько раз возросла (уменьшилась) доля той или иной национальной группы за 2001-2014 годы.
Как видим, доля русских в городском населении за период между переписями 2001 и 2014 годов возросла на 13%, а доля русских в сельском населении возросла на 22%. Это не удивительно, т.к. доля назвавших себя украинцами и белорусами в сельской местности изначально была выше, а с изменением политической ситуации всё встало на свои места.
Важно то обстоятельство, что татарское население ощутимым образом двинулось из села в город.
Таблица 4. Национальный состав городских округов и сельских районов Крыма.
Таблица 5. Национальный состав городских округов и сельских районов Крыма в процентах к итогу.
Полужирным шрифтом выделены наиболее высокие значения по столбцам.
Интересно то обстоятельство, что доля не пожелавших указать свою национальность в ходе переписи 2014 года в некоторых городах Крыма оказалась достаточно высокой. В Ялте таких было 9,2%, в Симферополе 5,8%, в Севастополе 4,9%. Высока доля не указавших свою национальность в Армянске и Алуште.
Я попробовал определить зависимость доля не указавших свою национальность от доли лиц той или иной национальности в населении городов и районов Крыма.
Оказалось, что наиболее тесно доля не указавших национальность коррелирует с долей татар (с общим количеством крымских татар и «просто» татар). Причём зависимость отрицательная. Чем меньше на данной территории доля татар, тем больше доля лиц, не указавших свою национальность.
Поэтому, мне думается, любопытно будет взглянуть на табличку, в которой сведены вместе данные о численности татар (крымских татар и «просто» татар) и лиц, не пожелавших назвать свою национальность.
Таблица 6. Изменение численности татар по городским округам и районам Крыма.
Крымский Вавилон
Крымские татары: можно попробовать сосватать невесту
Название «крымские татары» осталось в русском языке с тех времен, когда почти все тюркоязычные народы Российской империи именовались татарами. С историческими татарами или татаро-монголами (за исключением степных) они имеют мало общего, будучи потомками тюркоязычных, кавказских и других племен, населявших Восточную Европу до монгольского нашествия.
По словам Ленары, невесте до сих пор обязательно готовят приданое. В основном это вещи, которые можно использовать для оформления спальни. В семьях по-прежнему принято иметь много детей, которых называют восточными именами: Зарема, Эльвира, Ленур, Эдем, Айдер и т.д. Смешанные браки бывают, но не приветствуются. В домах, даже самых современных, присутствуют элементы восточного стиля. Обычно на стене висит декоративная тарелка или кожаное полотно в рамке с выдержкой из Корана.
535 караимов.
. и 228 крымчаков
В симферопольском крымчакском музее целый зал посвящен жертвам Холокоста, а на 10-м км Феодосийского шоссе стоит памятник тысячам расстрелянным в течение нескольких декабрьских дней 1941 года. Среди них были и родные председателя культурно-просветительского общества крымчаков Доры Пирковой, которая выросла в семье, где разговаривали на крымчакском языке и готовили традиционные блюда. Но сегодня, говорит она, таких осталось мало.
В обществе стараются сохранить традиции: ежегодно в конце лета в разных городах проводят дни крымчакской культуры, собираются на праздники. И все же может случиться так, что уже через 30-50 лет народ ассимилируется полностью. Так что соприкоснуться с его культурой в Крыму лучше сегодня.
В Крыму официально существуют три государственных языка.
Единые и неделимые: какие народы населяют Крым
Сегодня все народы живут на полуострове в мире. Каждый свободно исповедует свою религию, отмечает национальные праздники, наставляет молодёжь и, конечно же, рассказывает о своей культуре соседям. Нет, Крым не забыл прошлое. Он помнит о страшных днях депортации. Эти ошибки научили: только вместе, уважая друг друга и живя в мире, идя рука об руку, можно справиться со всеми невзгодами.
Сейчас в Крыму живут представители 175 национальностей. Основную национальную группу составляют русские (65% от общего населения), украинцы (16%) и крымские татары (13%). Также Крым – родной дом для татар, белорусов, армян, азербайджанцев, узбеков, молдаван, евреев, корейцев, греков, поляков, цыган, чувашей, болгар, немцев, мордвы, грузин, турок и многих других народов. Крым как цветущее пёстрое поле. А сила его народов – в единстве!
Русские
Сегодня русские – самый многочисленный народ в Крыму. Начиная с прошлого века они составляют большинство среди многих наций и национальностей полуострова. Русские в Крыму создавали шедевры в живописи, поэзии и прозе, архитектуре и виноделии. Здесь творили Александр Пушкин и Иван Бунин, Алексей Горький пешком пришёл в Крым из Одессы, здесь жили художник и поэт Максимилиан Волошин, писатель-романтик Александр Грин, винодел Лев Голицын, архитектор Николай Краснов…
Крымские татары
Девушки в ярких платьях танцуют народные танцы, парни состязаются в национальной борьбе куреш, рядом жарят шашлыки, угощают пловом и сладостями. А вот мастер-классы по лепке из глины, ткачеству, живописи, кузнечному делу – людей видимо-невидимо, все празднуют весёлый и светлый крымскотатарский праздник весны и плодородия Хыдырлез. Его ежегодно проводят в Бахчисарае – древней столице Крымского ханства.
И не только празднуют, но и ставят рекорды. Например, в 2017 году испекли самый большой в мире чебурек, в 2018 году сшили самую большую в мире феску – женский головной убор, а в 2019 году сделали турку на 800 литров кофе, тоже, кстати, самую большую в мире…
Крымские татары вместе с русскими и украинцами составляют тройку основных по численности народов, живущих в республике. Три языка – русский, украинский и крымскотатарский – являются у нас государственными. Чаще всего можно услышать русскую и крымскотатарскую речь.
Крымские татары – потомки тюркоязычных, кавказских и других племён, населявших Восточную Европу до монгольского нашествия. С историческими татарами и татаро-монголами они имеют мало общего. Название «крымские татары» осталось в русском языке с тех времён, когда почти все тюркоязычные народы Российской империи именовались татарами.
Народ славится своим гостеприимством. Они не откажут любому гостю, будь он единоверец или нет. Перед тем как гость заходит в дом, он должен спросить разрешения у главы семьи. Переступая порог, снимают
обувь, целуют руки старшим членам семьи. В гости не принято ходить с пустыми руками, а также уходить не попрощавшись.
СПРАВКА
По данным переписи населения, проведённой в 2014 году, в Крыму проживает 229 тысяч крымских татар, а это почти 13% от общего населения республики.
Устремлённая ввысь
В Крыму завершается строительство самой большой соборной мечети полуострова. Разговоры о начале её возведения велись с 1990-х, когда крымские татары начали массово возвращаться на родину. Но только в 2015 году строительство стало возможным. Достроить главную мечеть Крыма планируют в следующем году. По проекту у мечети четыре минарета, каждый высотой 50 метров. Основное здание размером 37 на 37 метров. Его венчает 28-метровый купол.
Караимы
Крым – историческая родина караимов. Это небольшой, но дружный народ, в котором нет бедных. Всего в мире караимов насчитывается около двух тысяч, а на полуострове, исторической родине, согласно данным переписи 2014 года, живут 535 караимов.
Язык у них тюркский, кипчакской группы. Религия основана на почитании Ветхого Завета и единого бога Тенгри, сохранились и отголоски язычества. К примеру, обычай поклонения священным дубам, растущим на родовом кладбище Балта-Тиймэз («топор не тронет») близ крепости Джуфт-Кале.
Издревле народ занимался садоводством, виноградарством, скотоводством, военным делом, ремёслами, мелкой торговлей. Вели сезонный образ жизни – весной спускались в долины, в сады, пасли овец, а к зиме возвращались в крепость. «Если кто садом при Шуре владеет, и на Альме виноградник имеет, и дом в Кале с пещерой в скале, и в степи овец стадо, то чего ему ещё надо?» – гласит караимская поговорка.
Караимы строго придерживаются Ветхого Завета. Но не чрезмерные молитвы, а милосердие считалось и считается лучшим способом искупить грехи. Поэтому среди караимов ни раньше, ни сейчас нет нищих.
Главная кенаса
Храм крымских караимов – кенаса – был построен в Симферополе в 1896 году. В 1920-х годах ХХ века с приходом советской власти какое-то время общине удавалось его сохранять как караимский клуб. Однако в 1930-х годах здание отдали радиокомитету, его перестроили и разделили на этажи. В 1989 году, когда было организовано первое караимское общество, сразу встал вопрос о возврате культовых зданий крымских караимов, но здание было передано общине только в 2014 году.
Симферопольская кенаса, хоть и построенная на совесть, давно требовала реставрации. Сейчас работы на объекте подходят к концу. Реставрация должна полностью завершиться в декабре 2021 года. Работы выполнены на 80%.
Армяне
Армяне никогда не были кочевниками, и только крайние обстоятельства могли подвигнуть их на миграцию. Первые армянские поселения в Крыму относятся к VIII веку, когда Крымский полуостров входил в состав Византийской империи, а армянскому народу пришлось спешно спасаться от налётов кочевников-сельджуков. Для временного пристанища был выбран Крымский полуостров, который впоследствии стал домом для многих армян.
Культурное наследие армянского народа в Крыму – это в основном религиозные сооружения. Только в Феодосии было построено 40 армянских церквей, а также школ и караван-сараев.
Крым – это родина знаменитых братьев Айвазовских. Габриел Айвазовский – педагог, историк, переводчик, церковный деятель. А его младший брат – великий русский художник Иван Айвазовский. Братья родились и выросли в Феодосии. Их деятельность неоценима для национальной культуры не только армянского народа, но и в целом России.
В Крыму армяне проводят множество национальных праздников – Тэрендез, Сурб-Хач, Вардавар…
Греки
Греки – один из древнейших народов Крыма. И хотя сейчас их на полуострове не так много, они внесли большой вклад в создание того Крыма, каким мы его знаем. Греки первыми стали выращивать здесь виноград и делать вино, разбили первые сады и стали первыми рыбаками в прибрежных водах.
В крымском селе Чернополье находится греческий культурно-этнографический центр «Карачоль». Он представляет собой воссозданную греческую усадьбу середины XIX века. В экспозиции музея представлены предметы быта, одежда, вышивки, старинные фотографии.
В центре Чернополья выстроена церковь Святых равноапостольных Константина и Елены. Особо торжественно греки отмечают праздник, посвящённый святым Константину и Елене, – Панаир. А ещё греческий Новый год, Ай-Василь, который приходится на 14 января.
Кому принадлежит Крым на самом деле? Исторически
Территориальный спор по поводу принадлежности республики Крым между Украиной и Россией открыт до сир пор, не смотря на чёткую непреклонную позицию с российской стороны по поводу принадлежности полуострова. Более того, данный территориальный спор выходит далеко за пределы двух государств, поскольку практически всё мировое сообщество солидарно с Украиной и поддерживает её позицию, вводя против России экономические и политические санкции.
Территориальный спор по поводу принадлежности полуострова между странами возник из-за того, что Россия считает Крым — исторически русская земля, а передача Крыма от России Украине, а точнее, от РСФСР к УССР (Украинская Советская Социалистическая Республика) в 1954 году носила чисто формальный характер и осуществлялась в масштабах одной страны — СССР, после распада которого Крым так и остался за Украиной.
Украина же считает Крым своим, поскольку после распада СССР и до момента отсоединения Крыма от Украины произошло уже 23 года, и в течение всего этого времени огромный лакомый кусочек потрясающей территории Крыма в географическом, климатическом, курортном смысле находился во владении и пользовании современной Украины, которая в одночасье его потеряла, что было бы обидно для любой страны и любого народа. А уж с момента передачи Крыма Украинской ССР, пусть и формальной и в масштабах одной страны, прошло уже аж целых 60 лет. Выращены целые поколения местных жителей полуострова Крым, и для многих Крым исторически уже украинский.
Поэтому возникший достаточно острый и резонансный территориальный спор с украинской стороны по поводу полуострова вполне понятен и обоснован.
Хотя, в деле советской эпохи о законности передачи Крыма в 1954 году от Российской Советской Федеративной Социалистической республики Украинской Советской Социалистической Республике не поставлена точка до сих пор.
Конечно, позиция России по поводу принадлежности республики Крым является достаточно твёрдой и жёсткой, и несмотря на давление всех остальных стран, вряд ли что-то когда-либо повлияет на твёрдость российской позиции.
Но чтобы определить не политическую, а моральную и этическую составляющую вопроса о принадлежности полуострова Крым, нужно обратиться к истории.
Выдержка из истории:
Исторически Крым — не российская и не украинская, а татарская земля, которую Россия, что называется, «взяла на штык» в конце XVIII века в полном соответствии с нормами того времени, но в разрез с современным международным правом, отрицающим приобретение территорий путём войны и насилия. Овладеть полуостровом Крым Россия совершала попытки давно. Наиболее известны походы князя Василия Голицына и фельдмаршала Миниха. В последнем случае даже удалось занять Бахчисарай. Каждый раз камнем преткновения оказывалась жара и безводье. Татары умели находить в степи воду для людей и коней, а русские — нет. Чтобы покорить Крым, потребовалось, во-первых, создать флот, во вторых, нанести чувствительное поражение Турции, чтобы вынудить её отказаться от протектората над Крымом. И это случилось в 1774 году. Стамбул отрёкся от прав на полуостров, и, спустя 9 лет, в 1783 году Крым официально вошёл в состав Российской Империи.
И поскольку полуостров Крым находился многие столетия на границе и России (Российской Империи, РСФСР) и Украины, его принадлежность той или иной стороне всегда была формальностью. И за много лет полуостров населяли как украинцы, так и русские, поэтому, я считаю, современные государства Российская Федерация и Украина имеют на Крым одинаковые моральные и этические права, а народ Крыма, воспользовавшись в 2014 году своим правом на самоопределение, путём референдума отделился от Украины, а затем присоединился к России. И решение о присоединении принял народ Крыма, ведь даже по Конституциям обеих стран только народ является источником власти и никто не вправе эту власть узурпировать. Поэтому окончательное решение всегда за народом, и народ это решение принял, и Крым вошёл в состав Российской Федерации.
Но всё мировое сообщество до сир под почему-то с этим решением не согласно, вмешивая в это дело политическую подоплёку.