Как называют жителей ижевска правильно
Как называют жителей города Ижевска?
Много разговоров ходит вокруг вопроса о том, как же правильно называть жителей Ижевска.
за консультацией обратимся к знатоку истории Ижевска Евгению Шумилову.
Он говорит, что исторически правильно жителей Ижевска называть
Однако, «благодаря» журналистам, которые в своих публикациях употребляли
Случилось это в 70-е годы и это название так и закрепилось и считается правильным на сегодняшний день.
Вот как рассуждает Евгений Шумилов:
Население города Ижевск (столицы Удмуртской Республики) чаще всего называют так:
Отдельные словари предлагают менее употребимые формы:
Но звучат они скорее забавно, чем привычно.
Ориентируясь на язык журналистов, которые, говоря об Ижевске, употребляют исключительно первый вариант (ижевча́не, ижевча́нин, ижевча́нка),
Основан он в 1760-м году.
С 1987-го года городу принадлежит текущее название.
Население Ижевска последние годы растёт и приближается к шестисам пятидесяти тысячам человек. И всех их принято официально именовать ижевчанами:
Для этого нужно провести сход жителей деревни, провести голосование на этом сходе. И при нужном исходе голосования обратиться в вышестоящий административный орган. Возможно, он поддержит аргументированное решение схода жителей Вашей деревни.
Официально на русский язык никто особо не предлагал перевод населения Ганы, поэтому в литературе можно встретить совершенно разные варианты, такие вот как эти:
конечно восновном все говорят просто жители Душанбе но правильно говорить душанбинцы
Войдите в ОК
. ⇓⇓⇓. Имя твоё?
Как только не назывались жители Ижевска: ижаки, ижевляне, ижевцы, ижевчане. И если первые два варианта ныне воспринимаются с историческим юмором и лёгким недоумением не разбирающегося в филологических изысках горожанина, то последние вызывают нешуточные споры до хрипоты.
Многим, и мне в том числе, всегда казалось, что разделение между ижевцами и ижевчанами произошло после антибольшевистского восстания и гражданской войны. Не сразу, конечно, но самоназвание «ижевцы» стало прочно ассоциироваться лишь с историей города и его прежним бытом. Как говорится, ижевцы ушли с белыми, а ижевчане остались.
Кафе «Ижевчанка» в районе Культбазы, плакаты и лозунги со словом «ижевчанин» в памяти ещё многих людей. Но ясно было, что системно проследить проникновение в нашу речь слова «ижевчане» можно было лишь по одному источнику – газетной периодике. Пользуюсь случаем, говорю огромное спасибо сотрудникам краеведческого отдела Национальной библиотеки УР за их труд по сбережению нашей памяти!
. ⇓⇓⇓. «Удмуртская правда», 1971 год.
В труде, культуре и спорте.
. ⇓⇓⇓.
«Удмуртская правда», 1975 год.
То же самое касается всех материалов про успехи к датам и по итогам прошедших годов. И в статье под названием «Ижевск зажигает огни», посвящённой достижения города и напечатанной 1 января 1976 года, не один раз встречается это слово:
«С вводом в строй нового аэропорта расширились воздушные ворота города. «Ту-134», «Ил-18» сейчас доставляют ижевцев без промежуточных посадок в Москву, Ленинград и другие города». Там же сообщается о том, что «ижевцы получили Дом быта», да и вообще «ижевцы празднуют Новый год с уверенностью в своём завтрашнем дне».
Между прочим, к этому времени, как сообщила газета ещё 20 октября 1974 года, число горожан перевалило полумиллионную отметку. Материал, по сути официальный, поскольку опять рассказывал об успехах города в годы Советской власти, так и назывался «Ижевцев – 500 тысяч». Им стал сын крановщицы ДСК и водителя трамвая Саша Усов.
«К родителям новорожденного с тёплыми словами приветствия обратилась гастролирующая сейчас в Удмуртии народная артистка СССР, Лауреат Ленинской премии Людмила Зыкина. Супругов Усовых сердечно поздравили председатель исполкома Ижевского горсовета Б. В. Шишкин, заведующая бюро загс Т. В. Таманова, представители промышленных предприятий».
Воля ваша, но воспринимается сегодня подобное сочетание: «ижевцы» и авиаперелёты, полумиллионный ижевец и т. д. – неким историческим сюрреализмом. Просмотрев огромное количество официальных газетных материалов, что-то не заметил я никакого идеологического давления для смены самоназвания.
Про спортивные мероприятия и победы я уж молчу, предоставив слово лишь нескольким газетным заголовкам: 1969 год – «Ижевец – чемпион мира», 1970 год – «Чемпионы-ижевцы», 1972 год – «Победный полёт ижевца», «На пьедестале ижевцы» и т. д. А вот заметка 1973 года памятного многим спортивного журналиста Яна Львовского, называется она «Успех юного ижевца». И даже в 1978 году информация о соревнованиях по скоростному бегу на коньках носит название «Серебро» у ижевца».
. ⇓⇓⇓. «Удмуртская правда», 1969 год.
. ⇓⇓⇓.
«Удмуртская правда», 1979 год.
ПОСЕТИТЕ НАШИ ПРЕДПРИЯТИЯ!.
И вот в уже наступившем 1971-м Ижевский почтамт предупреждает «уважаемых ижевцев», что майские праздники не за горами, так что лучше заблаговременно отправить почтой свои поздравления.
Времечко – тик да тик, глядь, уже и семидесятые на исходе, а мы всё по-прежнему оставались ижевцами, по-крайней мере, на страницах республиканской партийной (а другой в то время и не было!) печати:
«Дорогие ижевцы и гости столицы Удмуртии!
20 июля 1979 года в 16 часов в помещении кафе «Ошмес» Ижевский трест ресторанов и кафе проводит вечернюю кулинарную ярмарку, посвящённую Дню советской торговли. На ней будет представлен широкий ассортимент кулинарных, хлебобулочных и кондитерских изделий, приготовленных опытными кулинарами нашего треста. Посетите ярмарку!»
И тут же по соседству объявление о том, что «к сведению ижевцев в Доме быта (Красноармейская, 127-а) производится регистрация велосипедов всех марок, а также велосипедов с подвесными моторами с объёмом цилиндра не более 48,8 куб. см. Стоимость регистрации один рубль».
Но вот уже и 1979-й на исходе – три дня до 1980-го олимпийского года осталось, а в «Удмуртской правде» печатается объявление:
«Вниманию ижевцев и гостей города!
30 декабря, в воскресенье, все магазины Ижевского горпромторга работают обычным порядком.
С 28 по 31 декабря продлены часы работы до 21 часа в магазинах «Светлана», «Ландыш», «Дом одежды», «Подарки», «Весна», «Дом обуви», № 20 (ул. Ворошилова, 29) и № 51 (пер. Северный, 45).
1 и 2 января магазины торга не работают».
Оказывается, я и в армию ушёл ещё ижевцем, а не ижевчанином, как меня пытались всё это время убедить! Стоп, стоп, а кто это меня убеждал?
. ⇓⇓⇓.
«Удмуртская правда», 1979 год.
. ⇓⇓⇓.
«Удмуртская правда», 1979 год
. ⇓⇓⇓.
«Комсомолец Удмуртии», 1957 год.
. ⇓⇓⇓.
«Комсомолец Удмуртии», 1960 год.
Ижевцы? Ижевчане? Выбирайте сами!
Как только не назывались жители Ижевска: ижаки, ижевляне, ижевцы, ижевчане. И если первые два варианта ныне воспринимаются с историческим юмором и легким недоумением не разбирающегося в филологических изысках горожанина, то последние вызывают нешуточные споры до хрипоты.
Многим, и мне в том числе, всегда казалось, что разделение между ижевцами и ижевчанами произошло после антибольшевистского восстания и Гражданской войны. Не сразу, конечно, но самоназвание «ижевцы» стало прочно ассоциироваться лишь с историей города и его прежним бытом. Как говорится, ижевцы ушли с белыми, а ижевчане остались.
Кафе «Ижевчанка» в районе Культбазы, плакаты и лозунги со словом «ижевчанин» в памяти еще многих людей. Но ясно было, что системно проследить проникновение в нашу речь слова «ижевчане» можно лишь по одному источнику — газетной периодике. Пользуясь случаем, говорю огромное спасибо сотрудникам краеведческого отдела Национальной библиотеки УР за их труд по сбережению нашей памяти!
В ТРУДЕ, КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ
Первое, что скажу — комплексы человека совсем не красят. Это я по поводу того, что сам не смел называть себя ижевцем. И родился я в 1960-м году еще ижевцем, и в первый класс пошел им же, и даже окончил среднюю школу в 1978-м году всё тем же ижевцем! Да вот вам заголовок огромного материала из «Удмуртской правды» за январь 1961 года: «Ижевцы рукоплещут Араму Хачатуряну». Он, кстати, приезжал в Ижевск вместе с Тихоном Хренниковым, встречались они здесь и с местными композиторами. К этому времени я уже месяц как народился и был, как выяснилось, вполне себе ижевцем.
Да и далее всё ижевцы да ижевцы! Но одно дело заметка об открытии нового детского сада в 1964 году под названием «Подарок юным ижевцам» и совсем другое, когда секретарь обкома партии В. Кардаполов называет свою газетную статью «Опыт ижевцев — всем предприятиям!».
Кстати, и культурная жизнь в столице Удмуртии была не чета нынешней — по глубине восприятия в первую очередь. «Ленинградский Русский музей — ижевцам» — это о выставке 1967 года. На следующий год: «Эрмитаж в гостях у ижевцев». Моряков теплохода «Ижевск» во всех публикациях, разумеется, также называют ижевцами. С питерских что взять! Но ведь информацию о предстоящих праздничных мероприятиях под названием «Для юных ижевцев», напечатанную в самый первый день наступившего 1971 года, готовил явно местный автор.
Город меняется на глазах, но слово «ижевцы» из республиканской печати никуда не исчезает. Говорит об этом хотя бы статья В. Арефьева «Камская вода в квартирах ижевцев», опубликованная в «Удмуртской правде» 14 сентября 1974 года. Пример этот выбран не случайно, ибо статья вышла на первой полосе в рубрике «Определяющему году пятилетки — ударный труд» и явно была одобрена в обкоме партии.
То же самое касается всех материалов про успехи к датам и по итогам прошедших годов. Так, в статье под названием «Ижевск зажигает огни», посвященной достижениям города и напечатанной 1 января 1976 года, не один раз встречается это слово: «С вводом в строй нового аэропорта расширились воздушные ворота города. “Ту-134”, “Ил-18” сейчас доставляют ижевцев без промежуточных посадок в Москву, Ленинград и другие города». Там же сообщается о том, что «ижевцы получили Дом быта», да и вообще — «ижевцы празднуют Новый год с уверенностью в своем завтрашнем дне».
Между прочим, к этому времени, как сообщила газета еще 20 октября 1974 года, число горожан перевалило полумиллионную отметку. Материал (по сути официальный, поскольку опять рассказывал об успехах города в годы Советской власти) так и назывался: «Ижевцев — 500 тысяч». Пятисоттысячником стал сын крановщицы ДСК и водителя трамвая Саша Усов. «К родителям новорожденного с теплыми словами приветствия обратилась гастролирующая сейчас в Удмуртии народная артистка СССР, лауреат Ленинской премии Людмила Зыкина. Супругов Усовых сердечно поздравили председатель исполкома Ижевского горсовета Б. В. Шишкин, заведующая бюро загс Т. В. Таманова, представители промышленных предприятий».
(Воля ваша, но воспринимается сегодня подобное сочетание — «ижевцы и авиаперелеты», «полумиллионный ижевец» и т. д. — неким историческим сюрреализмом.)
Просмотрев огромное количество официальных газетных материалов, что-то не заметил я никакого идеологического давления для смены самоназвания. Про спортивные мероприятия и победы я уж молчу, предоставив слово лишь нескольким газетным заголовкам:
1969 год — «Ижевец — чемпион мира»,
1970 год — «Чемпионы-ижевцы»,
1972 год — «Победный полет ижевца», «На пьедестале ижевцы» и т. д.
А вот заметка от 1973 года памятного многим спортивного журналиста Яна Львовского — называется она «Успех юного ижевца». И даже в 1978 году информация о соревнованиях по скоростному бегу на коньках носит название «“Серебро” у ижевца».
Но и в событиях культурной жизни ижевцы никуда не исчезают. Судите сами: в 1975 году директор городского сада имени М. Горького В. М. Алферова рассказывает о том, что делается для досуга горожан, в материале под названием «К услугам ижевцев». И даже 29 августа 1979 года В. Лоншакова (автор, которого до сих пор читатели помнят) пишет: «Ижевцы уже привыкли, что в один из выходных дней уходящего лета в городском саду имени М. Горького их ожидает встреча с книгой: под сенью деревьев устанавливают свои прилавки книжные магазины, с эстрады выступают писатели, вниманию посетителей предлагаются выставки литературы на различные темы».
Но, конечно, особое внимание обращают на себя рекламные публикации. «На стол ижевцев» — это Горплодовощторг докладывает о торговле свежими овощами и фруктами в 1974 году. В материале Е. Ламбина «Для вас, ижевцы» рассказывается об Ижевской фабрике фоторабот и их услугах населению. Такое же название носит статья в номере «Удмуртской правды» за 30 января 1966 года о демонстрации новых моделей одежды Ижевской фабрики индивидуального пошива («интерес к ней проявили многие ижевцы»). А вот как предлагалось встретить горожанам Новый 1970-й год:
И вот уже в наступившем 1971-м Ижевский почтамт предупреждает «уважаемых ижевцев», что майские праздники не за горами, так что лучше заблаговременно отправить почтой свои поздравления.
Времечко тик да тик, глядь — уже и семидесятые на исходе, а мы всё по-прежнему оставались ижевцами, по крайней мере на страницах республиканской партийной (а другой в то время и не было!) печати:
Дорогие ижевцы и гости столицы Удмуртии!
20 июля 1979 года в 16 часов в помещении кафе «Ошмес» Ижевский трест ресторанов и кафе проводит вечернюю кулинарную ярмарку, посвященную Дню советской торговли. На ней будет представлен широкий ассортимент кулинарных, хлебобулочных и кондитерских изделий, приготовленных опытными кулинарами нашего треста. Посетите ярмарку!
И тут же по соседству объявление, обращенное «к сведению ижевцев», что «в Доме быта (Красноармейская, 127-а) производится регистрация велосипедов всех марок, а также велосипедов с подвесными моторами с объемом цилиндра не более 48,8 куб. см. Стоимость регистрации один рубль».
Но вот уже и 1979-й заканчивается — три дня до 1980-го олимпийского года осталось, а в «Удмуртской правде» предупреждают: «Вниманию ижевцев и гостей города! 30 декабря, в воскресенье, все магазины Ижевского горпромторга работают обычным порядком».
Оказывается, я и в армию ушел еще ижевцем, а не ижевчанином, как меня пытались всё это время убедить! Стоп, стоп, а кто это меня убеждал?
Твердо заявляю, что слово «ижевчанин» было мне привычно с малых лет, более того — казалось тогда естественным и правильным в сравнении с у таревшим словом «ижевцы». И не я один чувствовал принципиальную разницу между ними.
Ижевск и во второй половине ХХ века рос за счет приезжих: сначала оставшихся здесь эвакуированных, затем молодых специалистов, демобилизованных солдат, вчерашних колхозников — новые ижевские заводы нуждались в кадрах. Ни в коей мере не хочу сказать, что новым обитателям города было всё равно, как называться, но какой-то разброд и шатания наметились.
Особенно это заметно на страницах газеты «Комсомолец Удмуртии», где слово «ижевчанин» встречается постоянно с середины 1950-х годов — молодежь оказалась более восприимчивой к переменам в языке. Зато у известного журналиста и краеведа А. А. Артамонова (про которого поговаривали, будто бы именно он запустил новое словечко в печать и с его легкой руки мы и стали ижевчанами) еще в 1962-м году в том же «Комсомольце Удмуртии» жители города названы ижевцами.
Как бы то ни было, до определенного времени ижевцы и ижевчане мирно сосуществовали: первые на страницах печати и официальных документов, вторые — в разговорной речи. Изредка слово «ижевчанин» проникало и в печать — однажды встретилось в заметке жителя Кирова (т. е. «кировчанина», ибо «кировец» относится более к Кировскому заводу в северной российской столице). А в 1979 году в статье «Наш город глазами детей» автор приводит среди отрывков школьных сочинений и такой: «Как человек не может жить без сердца, так и город Ижевск не может жить без памятника Владимиру Ильичу Ленину. Ижевчане бережно хранят светлую память о вожде». Устами младенца, как говорится!
Кое-кто, разумеется, чувствовал некоторую странность ситуации. В 1971 году в рубрике «Отвечаем на вопросы» была даже напечатана статья преподавателя кафедры Удмуртского пединститута Т. Стерховой «Ижевцы или ижевчане?» Тамара Георгиевна честно предупреждала, что в вопросе образования, по терминологии Ломоносова, «отечественных имен» не всегда способны разобраться и лингвисты. Как бы то ни было, суффиксы -ец и -чане соединяются с основами тех слов, от которых можно образовать прилагательное на -ск(ий): Ижевск — ижевский — ижевцы — ижевчане, т. е. суффиксы взаимозаменяемы.
[Но если учесть широкое распространение суффикса -ец вне географической привязки (баснописец, стахановец, комсомолец, ленинец. ), ясно, что он оказался уязвим. «Суффикс -чанин предельно четок: он участвует только в образовании названий жителей городов. »]
Разумеется, и тогда, и нынче некоторые филологи считали и считают, что суффикс -чане искусственно внесен в наш язык, другие — наоборот — видели в этом прогресс и развитие языка. Но, с точки зрения филологии, оба варианта имеют равное право на существование. Так что сами выбирайте, кем вам быть, — ижевцем или ижевчанином!
Евгений Шумилов: «Жителей Ижевска правильней называть «ижевцами» или «ижевлянами»
Характеры городов. Как они формируются, какое влияние оказывают на самих горожан, какое впечатление производят на гостей и в чём их изюминка? Чем, возможно, они похожи между собой?
Мы пригласили к разговору Евгения Шумилова, известного историка-искусствоведа, доктора исторических наук, почётного гражданина Ижевска.
Константин Ижболдин, журналист: Бытует мнение, что историческая часть Ижевска – это Санкт-Петербург в миниатюре.
Евгений Шумилов, историк-искусствовед: Есть такое обобщённое и не совсем правильное с научной точки зрения выражение. Нельзя нас уподоблять Петербургу. Дело в том, что все города, которые были основаны в XVIII веке, были построены по Петербургскому типу — петровские новые города, новой регулярной планировки. Но какие-то отдельные архитектурные мотивы и элементы у нас действительно могут совпадать с Петербургом. Главные ансамбли Петербурга ориентированы на водное зеркало Невы, так и у нас, главный архитектурный шедевр Ижевска ориентирован на зеркало первой шири пруда. Вот одна аналогия. Улица Троицкая (ныне улица Советская) – её действительно иногда называли полушутливо Невский проспект, потому что Александро-Невский проспект начинался от храма и шёл до Троицко-кладбищенской церкви. Ну и параллели обусловлены тем, что именно из Петербурга присылали так называемые «образцовые проекты», всё-таки столицей была не Москва, а Петербург. Вынужденное строительство по образцовому проекту тоже, какую-то долю носило, но уникальности Ижевска тут нет.
Константин Ижболдин: Какие ещё города под стать городу Ижевску?
Евгений Шумилов: Все города: Пермь, Екатеринбург, в том числе и уральские так называемые города-заводы, были петровского типа, нового типа. Древнерусские города, допетровские, естественно, могут иметь запутанную, кольцевую, ещё какую-то структуру, планировку. Каждому своё.
Константин Ижболдин: Допустим, Глазов?
Евгений Шумилов: Глазов – как раз тоже новый город регулярной планировки. Регулярность – это определенная система. Глазовские лучи сходятся на зрачке – это новая архитектура, идея 18-го века связанная с классицизмом.
Константин Ижболдин: Историко-архитектурная связь с Санкт-Петербургом, если я правильно понимаю, обусловлена тем, что столица располагалась в Санкт-Петербурге и ведущие архитекторы проживали там?
Евгений Шумилов: Ещё и тем, что, первые архитекторы Удмуртии появились именно в Ижевске. Поэтому все наши архитекторы дореволюционные, получили образование в Петербурге, и уже в Ижевске развивали Петербургскую архитектурную школу. Заложил основы не кто иной, как Семён Емельянович Дудин – самый первый профессиональный архитектор Удмуртии. Учился не просто в академии у великого зодчего Захарова. Был не просто его учеником, но и помощником. Вместе с ним Дудин ездил работать. Это тоже ниточка, которая связывает нас с Петербургом.
Константин Ижболдин: Давайте обозначим архитектурные исторические здания, которые присутствуют в настоящее время в столице.
Евгений Шумилов: Можно назвать Александро-Невский собор – это ни что иное, как Андреевский собор в Кронштадте. Этого собора сейчас нет, его снесли перед войной. Сейчас там площадь и всё. У нас в Ижевске своеобразная уменьшенная, упрощённая копия этого собора. Дудин упрощал проект своего великого учителя Захарова. Некоторая связь угадывается у главного корпуса Оружейного завода с Адмиралтейством в Петербурге. Ориентация на большое водное зеркало и отдельные архитектурные приёмы, трёхчастность композиции, роль декоративных арматур и т.д. Ещё одна важная деталь – то, что башня нашего завода замыкает перспективу нашего «Невского проспекта». Точно так же в Петербурге, башня Адмиралтейства замыкает перспективу Невского проспекта. Приём идущий из XVIII века, из классицизма.
Константин Ижболдин: Мы сейчас обозначили два здания. А другие здания?
Евгений Шумилов: 2 шедевра. Арсенал – это тоже шедевр. Арсенал как раз с Петербургом прообразов не имеет. Петербургский Арсенал — это очень скучное здание тюремного типа. Арсенал, который в Ижевске – уникальный в России. Аналогия будет не с Россией, а с Францией, с творчеством Клода-Николя Леду – великим французским зодчим, который оказал влияние на нашего Дудина. Помимо того, что Дудин учился в Петербурге, он ещё учился и в Италии, там он воспринял творчество Леду. Нельзя нас исключительно к Петербургу привязывать, мы европейский город. Наша «европейность» объясняется, прежде всего, личностью выдающегося зодчего Дудина. Неслучайно в Ижевске именем Дудина назвали набережную. Начиная от плотины и до Дворца Пионеров – это набережная зодчего Дудина, сразу Петербургское начало подчеркивается уже самим названием.
Константин Ижболдин: Ещё Ижевск называют деревянным Петербургом или называли так раньше?
Евгений Шумилов: Когда-то можно было назвать. Что такое деревянный Петербург? Все здания в так называемых Петровских городах содержали элементы классицизма, ампира. Если уж говорить, то нас называли большой деревней. Я сам помню Ижевск в то время. Ещё раз — мы уникальны, мы сами по себе. У нас замечательные ансамбли, замечательные архитектурные объекты типа Арсенала.
Константин Ижболдин: Если характер у города? Есть ли он у города Ижевска?
Евгений Шумилов: Характер у города, естественно, есть. Характер объясняется нашим титулом. Мы город-завод. Иногда считают, что город-завод это Петербург, Тула. В Туле конечно много заводов и в Петербурге-Ленинграде тоже много заводов. Просто это города другого планировочного типа. Ижевск – уральский город-завод, т.е. у нас в центре должен быть пруд, которого нет ни в Туле, ни в Петербурге. У нас особая планировочная схема, которая восходит в чём-то Петербургу, но всё равно своя — уральская. Говорили в Ижевске по-особому, язык у нас своеобразный уральский и трудовые традиции были.
Константин Ижболдин: Сохранились эти традиции?
Евгений Шумилов: Конечно, сохранились. На всех заводах.
Константин Ижболдин: Просто в 17-18-х годах прошлого века, во время Гражданской войны, традиции были серьезно нарушены.
Евгений Шумилов: Какая-то часть жителей, вынуждена была уехать в Сибирь, в Китай и так далее. После амнистии многие вернулись. Поэтому мы сохранили свою целостность, своеобразие, ижевский менталитет, всегда все отмечали этот факт. До и после войны. После войны к нам очень много хлынуло эвакуированных людей. Впервые ижевская специфика нарушилась. Но мы это восстановили, мы – особые, мы – ижевцы, не питерцы. Не спорю, питерцы оказали огромное влияние на ижевцев в 1916 — 1917 годах, когда из Питера огромное количество путиловских рабочих было послано на Оружейный завод для поднятия производительности завода. Эти рабочие были более революционизированы, чем наши «кафтанщики». То, что так быстро у нас Советская власть утвердилась – заслуга путиловских рабочих. Связь с Ленинградом была и в блокаду и в советское время. Очень важно то, что крупнейшие оружейники Ижевска – представители Ленинградской оружейной школы. Ленинградский военно-механический институт, в нём учился Устинов, а проходил практику у нас на заводе в 30-е годы, и Лехин, и многие другие крупные оружейники. Мы – часть Петербургской школы не только в архитектурном плане, но и в оружейном плане. С Тулой мы тоже связаны. С Тулой у нас больше конкуренция, а с Питером конкурировать не в чем. Очень важно ещё то, что последний начальник завода, Александр Григорьевич Дубницкий, в 1916 году в качестве поощрения был отправлен в Петербург и стал директором Путиловского завода. Дубницкий погиб в первый день Второй русской революции. Погиб, когда умиротворял питерскую пьяную чернь, призывал их начать работу: «Отечество в опасности» — и так далее. Есть трагические и радостные совпадения. Ещё одно совпадение с Питером. Когда нас не спросили, нарушив конституцию Удмуртской АССР, нарушив волю горожан, взяли и переименовали в город Устинов.
Константин Ижболдин: Евгений Федорович, жителей северной столицы называют «петербуржцами» чаще «питерцами». Кто-то по старой памяти и «ленинградцами» может назвать. А жителей нашего города по аналогии именуют «ижевчанами», раньше называли «ижевцами». Хорошо, что не успело прижиться обозначение «устиновец». 2,5 года в середине 80-х годов столица республики носила официальное имя Устинова Дмитрия Федоровича. Как исторически верно называть жителей Ижевска?
Евгений Шумилов: Не 2,5 года, а ровно 900 дней. Ещё одна аналогия – блокада Ленинграда. Если говорить о самом названии – «жители Ижевска» — то исторически правильнее, благородней по отношению к нашей истории называть «ижевцами» или «ижевлянами», что более экзотично. К сожалению, в 70-е годы, не кто-нибудь, а журналисты навязали такую форму – «ижевчанин». Грамматически это правильно, но слишком она типовая: ижевчане, глазовчане, воткинчане, сарапульчане. Господа, давайте уважать историю, и говорить специфически – «ижевцы», «ижевляне», даже «ижаки». В XVIII веке мы себя называли «ижаками». Называли и «ижевлянами», лично мне очень нравится такая форма. И питерцы называли нас «ижевлянами», замечательная форма.
Константин Ижболдин: Вы работаете над очередной книгой об истории Ижевска?
Евгений Шумилов: Да. Близится 250-летие Ижевска, и каждый историк, искусствовед, краевед должен поднести к этому юбилею подарок. Я много лет работаю над книгой, и выхожу на стадию завершения. Комплексная, обобщающая история Ижевска появится впервые, может даже в конце года. Строгая объективная хроника, без эмоций, то, что мы есть без мифов и легенд. Можно такой подзаголовок дать моей книге.
Константин Ижболдин: Что-то новое мы узнаем из Вашей книги?
Евгений Шумилов: Естественно. В том числе некоторые факты, которые подчеркивают статус Ижевска.
Один из таких мифов: якобы в 1925 году нас официально утвердили в статусе Ижевска. Ничего подобного. Официально в 1921 году за подписями Калинина и прочих, именовали городом Ижевск. Один из мифов который я разрушаю в книге. По поводу статуса богоспасаемого Ижевска в дореволюционного годы. Мы имели в начале XIX века статус горного города. Не случайно наш Александро-Невский собор официально являлся собором, а не церковью. Все эти факты и по статусу города, и по развитию архитектурному, по взаимосвязи с другими городами. Как раз пытаюсь в своей книге показать, раскрыть их хронику развития, образ города в развитии.
Константин Ижболдин: Санкт-Петербург по праву считается культурной столицей России. Но во времена революционных потрясений 1917-го года, на тот момент Петроград был и пролетарской столицей. Ижевск — тоже промышленный рабочий город, город-завод. Можно при всём при этом говорить об Ижевске как о центре культуры?
Евгений Шумилов: Конечно. Кто вообще сказал что завод и культура – это какие-то противоположные понятия? Есть завод, есть заводская культура. Выдающиеся произведения создавались и создаются до сих пор на заводах. Легендарный гравер — Леонард Михайлович Васев. Высочайшее искусство, уникальные техники, художественная техника, нигде в мире не появились. Противопоставление нелепо – или ты завод, или культурная столица. Всегда были культурной столицей, более того, цивилизующим центром для окрестного удмуртского населения. Потому что завод содержал, строил школы, церкви в окрестных удмуртских деревнях и приобщал крестьян и других жителей нашего края к вершинам цивилизации. Мы всегда были культурным центром. И в этом тоже аналогия с Петербургом есть.
Константин Ижболдин: Если бы была такая возможность, чтобы вы лично добавили в архитектурный ансамбль столицы республики?
Евгений Шумилов: Многое можно что построить. Хорошо, что у нас появился Свято-Михайловский собор, появляются другие объекты. Но у нас страдает пруд. Ансамбля застройки набережной пруда до сих пор нет. На берегу пруда должны появиться здания, которые бы деликатно корреспондировались с главным корпусом завода. Дудин заложил традицию, наш город-завод повернул к пруду, создал прекрасный водный фасад Ижевска, но, к сожалению, в советское время на этот прекрасный водный фасад стали выходить задворки, свалки. Город должен развернуться к пруду, модуль, заложенный Дудиным нужно развить. Работа над этим по немного ведется, составляются конкурсные проекты по реконструкции набережной. Работа эта долгая, сложная, думаю к 250-летию, её осуществить не успеют, и дай бог, что не успеют. Потому что здесь нужно каждый шаг, каждое предложение проектное продумать. Не нужно спешить. Город с 250-летней историей – не нужно городить времянки.
Константин Ижболдин: Мы не обозначили характер города, характер людей. Конечно, оружейный профиль тоже наложил свой отпечаток, и не только оружейный…
Евгений Шумилов: Ещё машиностроительный, электронный. У нас не только автоматы имени Калашникова, но и космическая аппаратура и многое другое. В книге я впервые древо заводов рисую. Как всё между собой связано – межзаводские производства. Мы машиностроители, мы электронщики, оружейники, но мы и художники, и музыканты, всё-таки национальная столица, национальная культура развивается, не только удмуртская, но и русская культура. Мы многогранны. Город-завод, прежде всего, тип планировочный, тип архитектурный. Мы — разные, богатые, уникальные.
Константин Ижболдин: В преддверии грядущего 250-летия со дня основания города Ижевска, (напомню, этот юбилей мы будем отмечать в 2010-м году). Хочется услышать напутствие от почетного гражданина города Ижевска. Евгений Федорович, вам заключительное слово.
Евгений Шумилов: Всем горожанам не терять оптимизма. Сейчас, говорят, «кризисные времена». И стремиться сделать наш город ещё краше, чище, богаче.
Благодарим Администрацию Ижевска и лично Милану Семиволкову за предоставленные исторические фотографии Ижевска