Как называют стукачей в полиции
Осведомитель
Осведомитель — человек, тайно сотрудничающий с правоохранительными органами или с органами безопасности и передающий им нужную информацию о деятельности лиц, представляющих оперативный интерес. Синонимом является слово «информатор».
Содержание
История
В России
Слово «осведомитель» широко использовалось в Российской Империи, где осведомителями называли секретных агентов «охранки». Официально они назывались секретными сотрудниками (сокр. сексоты). Тот же термин, сексоты, использовался в документах советских спецорганов (ВЧК-ОГПУ-НКВД).
В разговорной речи осведомителей часто называли и называют доносчиками. Кроме того, имеется много сленговых называний, таких как желтуха, жёлтый, зуктер, шестак. Осведомитель в камеpе — наседка (он же кукушка, куруха, индюк, dront). Осведомитель в ИТУ- светящий фитиль и т. д.
После 1950-х годов в разговорной речи употребительным словом стало имеющее резко негативный оттенок слово «стукач», заимствованное, по-видимому, из воровского сленга. Это слово часто используется при обсуждениях вопроса об этическом аспекте осведомительства.
В документах КГБ и МВД СССР использовался термин «источник оперативной информации». [1]
В настоящее время в терминологии российских оперативных служб термин «осведомитель» полностью заменен термином «агент».
В США
В американской системе правосудия осведомители (информаторы) играют важную роль, так как во многих случаях они используются прокурорами в качестве свидетелей преступления (уже совершенного или готовящегося), что может дать прокурору достаточно «компромата» на подозреваемое лицо для возбуждения уголовного дела, запроса у судьи ордера на обыск или арест.
При этом осведомители часто вознаграждаются за их помощь. Вознаграждением может быть сделка с прокурором об освобождении от ответственности за совершённое преступление или иметь денежную форму. Зачастую осведомители зарабатывают этим на жизнь, так как вознаграждение может быть пропорционально количеству конфискованного при содействии осведомителя имущества.
СОДЕРЖАНИЕ
Криминальные осведомители
Информаторы чрезвычайно распространены в повседневной работе полиции, включая расследования убийств и наркотиков. Информатором по определению является любой гражданин, который предоставляет информацию о преступлениях правоохранительным органам.
Правоохранительные органы и спецслужбы могут столкнуться с критикой своего поведения по отношению к информаторам. Информаторам могут быть снисходительны к их собственным преступлениям в обмен на информацию, или они могут просто оказаться нечестными в своей информации, в результате чего время и деньги, потраченные на их получение, будут потрачены впустую.
Мотивация информатора
Информаторы, особенно криминальные осведомители, могут быть мотивированы многими причинами. Многие информаторы сами не знают всех причин, по которым они предоставляют информацию, но, тем не менее, делают это. Многие информаторы предоставляют информацию, находясь в состоянии стресса, принуждения, эмоций и других жизненных факторов, которые могут повлиять на точность или достоверность предоставленной информации.
Сотрудники правоохранительных органов, прокуроры, адвокаты, судьи и другие лица должны знать о возможных мотивах, чтобы они могли надлежащим образом подходить, оценивать и проверять информацию информаторов.
Как правило, мотивацию информаторов можно разделить на личный интерес, самосохранение и совесть.
Список возможных мотивов включает:
Рабочие и социальные движения
Корпорации и детективные агентства, которые иногда их представляют, исторически нанимали рабочих-шпионов для наблюдения или контроля рабочих организаций и их деятельности. Такие люди могут быть профессионалами или новобранцами. Они могут быть добровольными соучастниками или их могут обманом сообщить об усилиях своих коллег по объединению в профсоюзы.
Платные информаторы часто использовались властями в рамках политически и социально ориентированных движений, чтобы ослабить, дестабилизировать и в конечном итоге сломать их.
Политика
Криминальные схемы информаторов использовались в качестве прикрытия для политически мотивированных наступательных операций разведки.
Информаторы тюрьмы
Терминология и сленг
Сленговые термины для информаторов включают:
Фраза «брось копейку» относится к информатору, который звонит по таксофону в органы власти и сообщает информацию.
Список известных личностей
Информаторы по странам
Россия и Советский Союз
«Мент», «мусор» и «легавый»: почему так называют полицейских
В царской России работники милиции сами представлялись «мусорами», и в этом не было ничего зазорного. Нелицеприятным подтекстом это слово наделили в преступном мире.
В России воровское арго прочно вошло в лексикон простых обывателей. Многие не заметили, как начали называть полицейских и милиционеров словечками из жаргона преступников — фени.
Фактрум разобрался, откуда пошли эти названия стражей порядка.
Имеют ли «легавые» отношения к собакам?
В некотором роде да, имеют. В послереволюционной России оперативники, состоящие в рабоче-крестьянской полиции, получали жетоны со своими личными номерами. В те времена на этих значках был изображён охотник вместе с легавой охотничьей собакой. Жетоны носились на лацкане пиджака, по ним оперативники могли опознать друг друга.
Вполне вероятно, что словом «легавые» полицейских начали называть ещё до революции. Работники угрозыска в царской России должны были носить нашивки с изображением собаки и соблюдать конспирацию. Поэтому при встрече с другими людьми, а особенно с подозреваемыми в совершении преступления, они представлялись членами какого-нибудь охотничьего клуба. Однако всё тайное рано или поздно становится явным, и уловку полицейских быстро раскусили. После революции нашивки на одежде пропали, но прозвище «легавые» по отношению к оперативникам осталось.
Не исключено, что такое прозвище милиционеров не несёт в себе негативной окраски. Наоборот, в народе их сравнивали с легавыми — целеустремлёнными охотничьими собаками, которые никогда не упускали свою добычу.
Венгерский «мент»
В России двадцатых годов ментами называли тюремных надзирателей и рядовых сотрудников милиции. Само слово «мент» пришло в русский язык из польского, а в него, в свою очередь, из венгерского. На венгерском «mente» означает плащ или накидку, которые являлись частью формы жандармов, а на польском «ментик» — солдат или постовой надзиратель. А так как многие слова блатного языка фени пришли из других языков, то и слово «мент» пришлось по вкусу русским преступникам. К тому же, этому немало поспособствовали польские криминальные элементы, приехавшие в Россию.
Впервые упоминание слово «мент» в качестве названия милиционера встречается в жаргонном словаре 1908 года Трахтенберга «Блатная музыка». Позднее в воровском арго стали использовать и производные от «мента» — «ментяра» или «ментозавр», а отделение полиции стали называть «ментовкой» или «ментурой». После двадцатых годов слово «мент» едва не пропало из фени, поскольку стражей порядка стали называть «мусорами».
«Мусора» — работники сыска
В царской России существовал особый отдел полиции, который назывался МУС — Московский Уголовный Сыск. В самом начале название сокращали до МосУР. Все его работники, приходя на вызов, представлялись, называя свою фамилию и говоря перед ней «московского уголовного сыска оперативный работник». Но такой сложной словесной конструкцией пользоваться было неудобно, и сами сыщики сократили её до мусора. После революции МУС переименовали в МУР — Московский Уголовный Розыск, но прозвище агентов сыскной службы так и закрепилось в народе. Стало оно и синонимом беспринципного карьериста, подлеца, приобретя негативную окраску.
По другой версии, «мусорами» работников полиции стали называть с подачи еврейской криминальной общины из Одессы. Там словом «мосер» называли стукачей — тех, кто закладывал своих товарищей. Они сотрудничали с полицейскими, и их услуги были востребованы. Со временем «мосер» трансформировалось в «мусор», и так стали называть представителей милиции, занимающихся розыском преступников.
СТУКАЧ
Смотреть что такое СТУКАЧ в других словарях:
СТУКАЧ
СТУКАЧ
стукач м. разг. Доносчик.
СТУКАЧ
СТУКАЧ
ДОНО́ЩИК, ДОНО́СНИК, ДОНО́ШУВАЧ, ВИКА́ЗУВАЧ, ВИКА́ЖЧИК розм., Я́БЕДНИК розм., Я́БЕДА розм., ФІСКА́Л розм., НАВУ́ШНИК розм., ВУ́ХО розм., ШЕПТУ́Н розм. смотреть
СТУКАЧ
СТУКА́Ч, а́, ч.1. Те саме, що сту́калка 1.Виходив з контори, пірнав у гущу осінньої ночі і прислузався, як калатав стукач навкруг подвір’я (М. Коцюбинс. смотреть
СТУКАЧ
СТУКАЧ
(2 м), Р. стукача/, Тв. стукачо/м; мн. стукачи/, Р. стукаче/йСинонимы: агент, баклан, доноситель, доносчик, дятел, засланный казачок, информатор, крыс. смотреть
СТУКАЧ
сущ.; разг (доносчик, осведомитель) snitch; жарг whistle-blower; whistlerСинонимы: агент, баклан, доноситель, доносчик, дятел, засланный казачок, инф. смотреть
СТУКАЧ
СТУКАЧ
Rzeczownik стукач m Potoczny donosiciel m Potoczny szpicel m stukanie odczas. n
СТУКАЧ
м, прост., презр. radarcıСинонимы: агент, баклан, доноситель, доносчик, дятел, засланный казачок, информатор, крыса, наговорщик, наушник, осведомител. смотреть
СТУКАЧ
СТУКАЧ
Стукач приментованный. Жарг. хиппи. Пренебр. Доносчик, выдающий милиции своих товарищей-хиппи. ФЛ, 45; Никольский, 134.Синонимы: агент, баклан, доносит. смотреть
СТУКАЧ
СТУКАЧ
м. разг.délateur m, dénonciateur mСинонимы: агент, баклан, доноситель, доносчик, дятел, засланный казачок, информатор, крыса, наговорщик, наушник, осв. смотреть
СТУКАЧ
м разг.Zuträger mСинонимы: агент, баклан, доноситель, доносчик, дятел, засланный казачок, информатор, крыса, наговорщик, наушник, осведомитель, радист. смотреть
СТУКАЧ
СТУКАЧ
СТУКАЧ
מגלה סודותמוסרמלשיןעשבСинонимы: агент, баклан, доноситель, доносчик, дятел, засланный казачок, информатор, крыса, наговорщик, наушник, осведомитель, р. смотреть
СТУКАЧ
стукач м разг. Zuträger m 1dСинонимы: агент, баклан, доноситель, доносчик, дятел, засланный казачок, информатор, крыса, наговорщик, наушник, осведомит. смотреть
СТУКАЧ
м. прост. презр.soplón m, chivato m; viento m (арго)
СТУКАЧ
告密者Синонимы: агент, баклан, доноситель, доносчик, дятел, засланный казачок, информатор, крыса, наговорщик, наушник, осведомитель, радист, тележник, фу. смотреть
Про оплату стукачей
Теперь немного о насущном. В последнее время в отечественном интернет-пространстве активно обсуждается нормативный документ МВД, позволяющий производить выплаты гражданам за помощь в раскрытии преступлений и задержании виновных. То есть СМИ просто осветили данный факт, а дальше пошло общественное обсуждение (в том числе и на Пикабу) с выводами: стукачам начнут платить официально, начнется массовая волна доносов с целью заработать, это просто новая коррупционная схема с целью помытия ментами бюджетных денег и так далее. В связи с этим хотелось бы немного разъяснить эту тему с точки зрения внутренней кухни.
Начну с того, что открою для кого-то страшную тайну: действующее законодательство уже очень и очень давно позволяет материально стимулировать лиц, сообщающих органам правопорядка различную интересующую их информацию. Причем стимулировать даже таким образом, чтобы личности этих граждан оставались неизвестными. Для этого в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» имеются статьи 17 и 18, в которых сказано буквально следующее: «Отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту. Лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, либо оказавшие им помощь в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших, могут получать вознаграждения и другие выплаты. Полученные указанными лицами суммы вознаграждений и другие выплаты налогами не облагаются и в декларациях о доходах не указываются». Ну и там же перечислены социальные льготы, которыми такие лица могут пользоваться.
То есть на самом деле у полиции (и других оперативных структур) имеется вполне законная возможность выплачивать вознаграждение так называемым «стукачам». И соответствующее финансирование, разумеется, тоже всегда было предусмотрено. Конечно, объем этого финансирования и механизм производства выплат, как и личности граждан, которым эти выплаты производятся, по понятным причинам составляют государственную тайну. Но в целом существование в России разного вида агентуры никогда не скрывалось. Впрочем, это обычная практика, принятая во всем мире.
Для чего же тогда МВД потребовалось издавать какой-то нормативный документ, так взбудораживший интернет-общественность? А вот зачем.
Дело в том, что Гражданским кодексом РФ (статья 1055) предусмотрено, что лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) тому, кто совершит указанное в объявлении правомерное действие в указанный в нем срок, обязано выплатить обещанную награду любому, кто совершил соответствующее действие, в частности отыскал утраченную вещь или сообщил лицу, объявившему о награде, необходимые сведения. То есть в принципе объявить награду за информацию о преступлении, может не только МВД, а кто угодно, даже физическое лицо. Насколько я понимаю, за рубежом это вообще нормальная практика. Да и у нас уже были подобные случаи, сходу могу вспомнить убийство зампреда Центробанка России Козлова в 2006 году. Вот тогдашняя новость: «Группа сотрудников Генеральной прокуратуры, возможно, сможет претендовать на средства специального фонда Ассоциации российских банков, созданного для вознаграждения тех, кто поможет раскрыть убийство первого заместителя председателя Центрального банка РФ Андрея Козлова. Как сообщил вчера «НГ» советник президента АРБ Александр Суриков, «фонд распространяется и на частных информаторов, и на сотрудников правоохранительных органов». Представитель АРБ подчеркнул, что «это будет зависеть от конечных результатов расследования» (отсюда: http://www.ng.ru/events/2007-01-12/8_kozlov.html ). Кстати, насколько мне известно, денежные вознаграждения за раскрытие этого убийства в итоге получили несколько гражданских лиц, а также ряд оперов МУРа и следователей Генпрокуратуры (всего не более восьми человек).
Так что МВД всего лишь решило регламентировать порядок осуществления публичного обещания награды, и ничего более. Причем тем самым пресловутым приказом МВД России № 356 от 06.06.2018 (полный текст на всякий случай тут: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012018081600. ) этот порядок достаточно серьезно усложнен рядом процедур. Схематично все должно происходить следующим образом: у полиции возникает необходимость обратиться к гражданам за помощью в раскрытии преступления (или розыске преступника). Решение об этом должен принять либо начальник УМВД (ГУ МВД) по субъекту и приравненные к ним, либо начальник полиции УМВД (ГУ МВД), либо заместители министра, либо министр. После этого в ФЭДе (Департаменте по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий) МВД России запрашивается наличие у МВД денежных средств на эти цели. После согласования ФЭДа информация об обещании награды публикуется на официальных сайтах МВД и его подразделений, в СМИ и т. д. Решение о выплате вознаграждения принимается только после задержания разыскиваемого или после предъявления виновному обвинения. Потом исполнителем составляется заключение о выплате, которое согласовывается с подразделением собственной безопасности, и утверждается начальником УМВД (ГУ МВД), либо заместителями министра, либо министром (в зависимости от суммы). Затем направляется заявка на деньги в ФЭД, и только после этого вознаграждение выплачивается гражданину.
Резюмируя: у МВД была, есть и будет возможность соблюдая режим секретности и конспирации (то есть без лишнего шухера и привлечения внимания общественности) выплачивать вознаграждения своим негласным источникам информации. Новый порядок просто расписывает процедуру установления и выплаты обещанной награды. И ничего более. Из-за чего так возбудилась общественность, решительно непонятно. С другой стороны, МВД как-то тоже не особо стремится разъяснить все детали, так что очередной минус их пресс-службе. А в следующий раз я собираюсь попытаться разобраться в том, почему полиция так медленно приезжает на вызовы, и как с этим бороться. Ну, если это кому-то покажется интересным.