Как называют шайтана в исламе
Шайтан
Сатана, лишившийся Божьей милости, далекий от истины, наносящий вред. Его зовут Иблис. Существуют и другие его имена: Карур, Васвс, Ханнас, Кяфир, Сагир, Марид, Таиф, Фатин, Мал’ун, Маз’ум, Мадхур, Макзу, Кафр, Хазул, Адувв, Мудилл, Марид. В Исламе шайтаном называется один из джиннов, который отказался поклониться первому человеку Адаму и был проклят за это Аллахом: «[Вспомни, Мухаммад,] как Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом!» Все поклонились, кроме Иблиса. Он был из джиннов и ослушался воли своего Господа» (18: 50). Согласно аятам Корана 15: 28-42, когда Аллах создал первого человека (Адама), он приказал всем ангелам и джиннам поклониться ему. Все они выполнили Его приказ. Однако среди них был джинн по имени Иблис (сатана, дьявол), который, возгордившись, отказался повиноваться этому приказу, в то время как до этого он поклонялся Аллаху и выполнял все его повеления. Причиной этого была гордыня сатаны, который посчитал себя выше Адама по причине того, что он был сотворен из огня, а человек из глины. В результате этого Аллах проклял его за неповиновение Его воле и определил ему место в аду. Но сатана попросил у него отсрочку до дня Страшного суда и получил ее. Затем Аллах поселил Адама и его жену в раю. Они могли наслаждаться там всеми прелестями рая, но им было запрещено есть плоды одного дерева: «И Мы сказали: «О Адам! Поселись ты и твоя жена в раю и питайтесь оттуда на удовольствие, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, чтобы не оказаться из неправедных» (2: 35). Однако шайтан обманным путем побудил первых людей съесть плод этого запретного дерева. Он сказал: «Запретил вам ваш Господь это дерево только потому, чтобы вы не оказались ангелами или не стали вечными» (Коран, 7: 20). Тогда Адам и его жена съели запретный плод и «явилась пред ними их мерзость, и стали они шить для себя райские листья…» (Коран 7: 22). Аллах разгневался на них за это: «Разве не запрещал Я вам [есть плоды] этого дерева и не говорил вам, что шайтан — ваш явный враг?»» (Коран, 7: 22). Но, Адама и его жена раскаялись в совершенном грехе и Аллах простил их: «Они ответили: «Господи наш! Мы наказали сами себя, и, если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, мы обязательно окажемся в числе потерпевших урон»» (Коран, 7: 23). После этого Аллах спустил Адама и его жену на землю уже прощенными: «[Аллах] сказал: «Низойдите из рая вы оба, и одни [из ваших потомков] да будут врагами других. Если вы по моей воле ступите на прямой путь, то тот, кто последует ему, не окажется ни в заблуждении, ни в бедствии» (Коран, 20: 123). Хотя возможно, что Адам и его жена и на земле продолжали молить Аллаха о прощении. С этого момента шайтан стал врагом человечества: «Воистину, шайтан — ваш враг и относитесь к нему как к врагу. Он зовет своих последователей к тому, чтобы они стали обитателями пылающего огня» (35: 6). Он сбивает с пути истинного всех людей, побуждает их к совершению грехов, идолопоклонству, бунту против Создателя. Однако, в то же время, шайтан не властен над людьми. Все греховные поступки люди совершают по своей воле. Против искренней веры в Аллаха, против сильной воли людей, шайтан и его воинство ничего не могут сделать. Шайтаны, во главе с Иблисом, пытались даже вселить сомнения в души посланников Аллаха, однако Аллах защитил их от дьявольских козней. Пророк Мухаммад говорил, что «при каждом человеке есть шайтан». Когда его спросили, а есть ли шайтан при нем, он ответил: «Да. Но Аллах дал мне силы справиться с ним и он подчинился мне» [Муслим («Мунафикун», 11), Ахмад ибн Ханбаль («Муснад», VI, 115)]. Шайтанами называются также все неверные джинны (сущности созданные из огня) и люди, которые составляют воинство Иблиса. Проклятый Аллахом Иблис является руководителем сонма шайтанов. Все они являются неверными, искушают людей и способствуют распространению неверия и грехов. В конце концов, Иблис, вместе со всем своим воинством шайтанов, войдет в ад: «Ввергнуты будут они и заблудшие в ад, а также все полчища Иблиса» (Коран 26: 94-95). Основными причинами, по которым человек может попасть под влияние шайтана, являются такие духовные пороки, как чувство безнадежности, лень, извращенное понимание любви, стремление к наживе любой ценой, гордыня, гнев, нерешительность, невежество, обман, ложь и т. д. Излечиться от этих пороков можно только путем искренней веры, постоянного поминания Аллаха, ощущением Его близости. Тех людей, которые достигли этих качеств, шайтаны начинают побаиваться и сторонятся их. По этому поводу пророк Мухаммад сказал Омару ибн Хаттабу: «О Омар ибн Хаттаб! Шайтан избегает встречи с тобой. Когда ты идешь по одной дороге, он обязательно сворачивает на другую» [Бухари («Фадаилю’ль-Асхаб», 6); Муслим («Фадаиль ас-Сахаба», 2); Ахмад ибн Ханбаль («Муснад», I, 171, 182)]. Шайтана также называют «раджим», т.е. побитый камнями, лишенный милости Аллаха. Это название упоминается упоминается в кораническом аяте (38: 76-77).
Исламский мир джиннов
На протяжении всей истории человечество привлекало сверхъестественное. Духи, привидения и многие другие существа заполнили наши умы и захватили наше воображение.
Джинны в Исламе
Однако Бог Мудр, и Он не оставил нас беззащитными. Всевышний объяснил природу джиннов.Из Корана и в Сунны Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах, мы узнаем о методах и мотивах этих существ. Всевышний дал нам «оружие», чтобы защитить себя, и средства, чтобы противостоять убеждениям. Однако сначала мы должны иметь четкое представление о том, что представляют собой джинны.
Арабское слово Джинн происходит от «глагола джанна», которое означает «скрывать», «прятать». Джинны названы так потому, что они прячутся от людских глаз. Джинны являются частью Божьего творения. Они были созданы из огня еще до сотворения Адама и человечества.
А мир джиннов Мы сотворили раньше, когда сотворили Иблиса из пылающего огня, который пробивается в поры человеческого тела(15:26).
Из Сунны пророка Мухаммада (мир ему и благословение) известно: «Ангелы были созданы из света, джинны из огня и люди из того, что было предписано для вас (имеется в виду глина)» (Муслим).
Бог сотворил ангелов, джиннов и человечество для поклонения Ему.
Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне. (51:56)
Джинны существуют в нашем мире, но они живут сами по себе. Джинны имеют свой особый характер и отличительные черты, которые обычно остаются скрытыми от человечества. У джиннов и людей действительно есть некоторые сходства, наиболее важными из которых является свобода воли и вместе с ней возможность выбора между добром и злом, правильным и неправильным. Джинны едят и пьют, женятся, рожают детей и умирают.
Мы сотворили для Геенны много джиннов и людей. У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но являются еще более заблудшими. Именно они являются беспечными невеждами.(7:179)
В хадисах Пророка Мухаммада говорится, что джинны делятся на три категории: «Те, кто имеют крылья и летают по воздуху; те, кто напоминают змей и собак; и те, кто путешествует в бесконечности» (Ат-Табарани).
Среди джиннов есть те, кто верит в Бога и послания всех Его пророков, и есть те, кто этого не делают. Есть и те, кто откажутся от зла и станут истинными верующими, верными и терпеливыми.
Скажи: «Мне было открыто, что несколько джиннов послушали чтение Корана и сказали: «Воистину, мы слышали удивительный Коран. Он наставляет на прямой путь, и мы уверовали в него и не будем приобщать сотоварищей к нашему Господу (72:1-2).
Джинны ответственны перед Богом и подчинены Его командам и запретам. Они будут привлечены к ответственности и попадут либо в Рай, либо в Ад. Джинны будут присутствовать с людьми в День Суда.
Мы скажем: «О сонмище джиннов и людей! Разве к вам не приходили посланники из вашего числа, которые читали вам Мои аяты и предупреждали вас о встрече с этим днем вашим?» Они скажут: «Мы свидетельствуем против самих себя». Мирская жизнь обольстила их, и они принесут свидетельство против самих себя о том, что они были неверующими (6:130).
Сверхъестественные существа действительно есть. Мы не одиноки. Они живут рядом с нами, но в то же время и отдельно от нас. Их существование объясняет многие странные и тревожные явления.
Является ли Сатана (Шайтан) одним из джиннов?
Впервые он предстал в истории Адама и Евы, и, хотя христианская и исламская традиции имеют много общего, есть определенные различия по этому поводу.
Все ангелы до единого пали ниц, за исключением Иблиса, который отказался быть в числе павших ниц. Он сказал: «О Иблис! Почему ты не в числе павших ниц?» Он сказал: «Не подобает мне падать ниц перед человеком, которого Ты сотворил из сухой звонкой глины, полученной из видоизмененной грязи». Он сказал: «Изыди отсюда. Отныне ты изгнан и побиваем. И проклятие пребудет над тобой до Дня воздаяния» (15:30-5).
Наш злейший враг
Сатана был высокомерным, высокомерен он и сейчас. Его обещанием с этого момента стало вводить в заблуждение и обманывать Адама, Еву и их потомков. Когда Сатана был изгнан из рая, он дал обещание Богу сделать все возможное, чтобы ввести в заблуждение человечество. Сатана коварен и хитер, знает слабости человеческих существ, прибегает к всевозможным уловкам и обману, чтобы увести человека с праведного пути. Он начал делать грех привлекательным для человечества и искушать людей злом.
Предположение Иблиса относительно них оказалось правдивым, и они последовали за ним, за исключением группы верующих. (34:20)
Бог предупреждает нас о враждебности Сатаны на протяжении всего Корана. Он способен обманывать, вводить в заблуждение. Он способен представить грех, похожим на ворота в рай, и если не быть осторожным, то можно легко войти в заблуждение. Аллах Всемогущий говорит:
О сыны Адама! Не позволяйте сатане совратить вас, подобно тому, как он вывел из Рая ваших родителей. (7:27)
Воистину, сатана является вашим врагом, и относитесь к нему как к врагу. Он зовет свою партию к тому, чтобы они стали обитателями Пламени.(35:6)
Кто сделал сатану своим покровителем и помощником вместо Аллаха, тот уже потерпел очевидный убыток. (4:119)
Способности джиннов
То, что отличает джинна от человека, – это его сила и способности. Господь наделил их такими возможностями для испытания. Если они используют свою силу в угнетение других, им придется нести за это ответственность. Зная о необыкновенных способностях джиннов, мы по-другому смотрим на загадочные происшествия, творящиеся вокруг нас. Одна из способностей джиннов – принятие любого облика. Так, они могут предстать перед нами в образе человека, животного, растения. Еще один навык, который за века существования джинны научились доводить до совершенства, – овладениеразумом и телами других созданий.
Только ислам дает правдивое объяснение этому явлению. Мусульмане знают, что джинны овладевают телами людей по многим причинам. Иногда такое происходит потому, что джинну или члену его семьи был нанесен вред (пусть даже случайно). Иногда джинн влюбляется в человека и вселяется в него. Но чаще всего причина в злобности и нечестивости джиннов. Именно поэтому Аллах повелевает мусульманам как можно чаще читать Коран в своих домах. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил:
«Способность летать и быть невидимыми делают джиннов главными участниками аномалий». Вуду, черная магия, полтергейст, колдовство, медиумы – стоит лишь познакомиться с миром джиннов, как все это приобретает вполне логичное объяснение.
Защита от джиннов
Пророк Мухаммад (мир ему) говорил, что джинны собираются в больших количествах и выходят с наступлением темноты. По этой причине он повелел нам, чтобы наши дети находились внутри дома в сумеречное время.
Когда ты читаешь Коран, то ищи защиты от изгнанного и побиваемого сатаны у Аллаха. Воистину, он не властен над теми, которые уверовали и уповают только на своего Господа (16:98-9).
Осознание природы джиннов позволяет понять некоторые странные явления, которые происходят в нашем мире. Люди обращаются к гадалкам и экстрасенсам, чтобы заглянуть в будущее. Есть некоторые личности, которые утверждают, что говорят с мертвыми и обладают таинственной информацией. Ислам же говорит, что это невозможно.
Тем не менее, в древности джинны могли подниматься на небеса. В то время они могли узнать о событиях до того, как они произойдут. Во времена Пророка Мухаммада (мир ему) защита небес была увеличена и остается таковой до сих пор. Джинны не в состоянии подслушивать разговоры в небесном царстве.
Мы достигли неба, но обнаружили, что оно заполнено суровыми стражами и пылающими огнями. Прежде мы садились там на седалищах, чтобы подслушивать. Но тот, кто подслушает сейчас, обнаружит, что его подстерегает пылающий огонь. Мы не знаем, зло ли задумано для тех, кто на земле, или Господь пожелал направить их на прямой путь (72:8-10).
Иногда в этом странном и удивительном мире мы сталкиваемся с испытаний и невзгодами. Справиться с вредом и злыми намерениями джиннов кажется еще большим испытанием. Однако отрадно знать, что Бог является источником всей силы и власти и ничего не происходит без Его разрешения.
Нет никакой другой защиты, кроме защиты Аллаха, Ему одному мы поклоняемся и только к нему мы обращаемся за помощью.
Кто такой шайтан? Это дьявол, злой дух в мусульманской мифологии. Происхождение термина до сих пор остается предметом дебатов. Считается, что это слово произошло от древнесемитского «гайтан», которое переводится как «противник». Следовательно, шайтан является непримиримым врагом человечества.
Злой дух в исламе
Выше говорится о том, что шайтан – это дьявол в исламском богословии. Это существо враждебно настроено по отношению к Аллаху и людям, которых он сотворил. Оно обладает множеством сверхъестественных способностей, в том числе и возможностью трансформации. Шайтан может принимать человеческий облик, превращаться в животное. Он создан из огня и дыма, обладает устрашающей внешностью, которая описывается по-разному в различных источниках.
Шайтан – это существо, главной целью которого является причинение вреда человечеству. Он не позволяет людям совершать хорошие дела, подталкивает их к плохим поступкам. Это создание совращает праведников, вынуждает становиться на путь греха и не сворачивать с него.
Вечная война
Испокон веков злые духи вынуждают человечество совершать ошибки, грехи. Шайтан способен подтолкнуть к неправильному пути даже безгрешного пророка. Скажем, много столетий назад его жертвой стал праведник Юсуф, прославившийся благодаря своим благим деяниям, помощи несчастным и обездоленным.
Кто такой шайтан? Это существо, которое заставляет людей забывать про Аллаха и его наставления. Под его влиянием они перестают возносить молитвы, обучаются колдовству, совершают магические ритуалы. Шайтан и ангел – спутники каждого человека. Они ведут сражение за сердца и души, которое не прекращается вот уже на протяжении многих столетий. Если злобной сущности удается одержать победу, человека охватывают негативные чувства. Он становится жертвой зависти, ненависти, гнева, отдается на волю своим слабостям, развращается. Грешник отворачивается от Бога, а его ангел бессилен помочь ему вернуться на праведный путь. Вырваться из лап шайтана удается лишь немногим.
Шайтан – это джинн
Нельзя не рассказать и о происхождении злых духов. Считается, что шайтан – это джинн, который некогда был верен Богу, отличался скромностью и набожностью. Сам Аллах приблизил это существо к себе, однако оно не сумело оценить эту милость по достоинству. Джинн стал жертвой собственной гордости, именно из-за гордыни его изгнали с небес. Конечно же, шайтан озлобился на Аллаха и всех подданных, которые остались его преданными слугами. Именно это заставляет его сбивать верующих с истинного пути.
Мусульманские богословы до сих пор ведут дебаты о том, что представляют собой шайтаны. Часть ученых считает их злыми духами, которым предстоит вечное пребывание в огненном аду. Другие предпочитают называть их строптивыми и лишенными истинной веры джиннами. В доисламской Аравии было принято рассматривать этих существ в качестве проводников, которые помогают устанавливать связь с потусторонним миром.
Кто такой Иблис
Выше рассказывается о значении слова «шайтан», но кто же такой Иблис? Бытует мнение, что это всего лишь одно из имен дьявола. Однако официальная версия гласит, что Иблис – идейный предводитель злых духов, их прародитель. Этому существу подчиняются все шайтаны, разбросанные по миру. Излюбленные места Иблиса – кладбища и руины, также часто можно встретить его в банях и на рынках. Удивительно, но он является творческим созданием, с уважением относится к поэзии, музыке, танцам.
В Коране содержится запись о том, что некогда Иблис ослушался Аллаха, что и стало причиной всех его несчастий. Всевышний приказал своему некогда преданному слуге пасть ниц перед первым человеком, которого он сотворил. Конечно же, речь идет об Адаме. Дерзкое существо не покорилось этому желанию, за что и было низвергнуто с небес без права на возвращение.
Аллах постановил, что Иблис должен испытать ужасные муки, однако коварному злому духу удалось выторговать себе отсрочку. Его наказание было отложено до Страшного суда. На Иблиса была возложена миссия сбивать праведников с истинного пути, чем и занимаются его преданные подданные-шайтаны. Лишь те, которым удается сопротивляться его воле, смогут избежать Страшного суда. Следовательно, человечество проходит своеобразную проверку.
Библейская история
Кто такой шайтан? Это тот, кому удалось совратить Адама и его вторую половину. Именно злой дух повинен в том, что первые люди, сотворенные Богом, вкусили плод с запретного дерева. Именно с этого и начались все беды человеческого рода.
Как его отогнать
Конечно же, на протяжении многих веков люди интересовались вопросом о том, как избавиться от преследования злых духов. Считается, что защитить человека от шайтана, позволить ему победить его может один лишь Бог. Призывая на помощь Аллаха, мусульмане произносят формулу «а’узу би-ллахи мина ш-шайтани р-раджим», а также читают священные тексты Корана.
Разумеется, тот, кто обращается к Богу за защитой, должен обладать истинной верой. В противном случае одолеть шайтана, обратившись за поддержкой к Всевышнему, не удастся.
Со злыми духами связан ритуал, согласно которому бросают камни при хадже. Считается, что так когда-то поступал пророк Ибрахим, который пытался избавиться от следующего за ним по пятам Иблиса. Благодаря этому ему удалось не сойти с праведного пути.
Альтернативные значения
Какое значение слова «шайтан» также известно? Нередко его употребляют в качестве ругательства. В данном случае оно означает «черт». Чаще всего данное слово используется по отношению к людям, которые позволяют себе недостойные поступки, пытаются заставить других свернуть с истинного пути.
Что такое шайтан? Злой дух – существо, которому испокон веков отводится важная роль в верованиях и мифологии. Стоит ли удивляться тому, что в его честь получили свое название многие географические объекты. К примеру, именно так называется озеро, которое находится на юге Кировской области, а также остров в озере Иткуль.
Как шайтан говорит с человеком? Видео
Одним и самых больших и самых опасных врагов мусульманина является шайтан. Шайтаны – это невидимые нам создания Всевышнего. Целью их существования является совершение всевозможного зла. Несомненно одно – они не способны ни на что благое.
Шайтаны, как известно, сотворены из огня. Этот факт стал для иблиса (главного шайтана) основным аргументом для якобы своего превосходства над Адамом (мир ему). Те, кого мы называем шайтанами – это иблис и его потомство.
Когда Всевышний Аллах сотворил Адама и приказал всем совершить перед ним поклон, иблис отказался выполнить этот приказ, сославшись на то, что он сотворён из огня, а человек (Адам) – из глины.
С той поры шайтан стал главным врагом верующего человека, поэтому борьба с ним продолжается на протяжении всей истории человечества. В ходе этой борьбы шайтан прибегает к всевозможным хитростям и уловкам, чтобы сбить человека с истины.
Он ни в коем случае не покажет человеку истинные цели своих действий и никогда не скажет: «Я твой враг, я буду вводить тебя в заблуждение, и моя цель – привести тебя в Ад».
Наоборот, шайтан постоянно внушает человеку свои наущения, скрывая даже своё существование. Человек, не осознающий присутствие шайтана, считает его наущения собственными мыслями, рождающимися у него в голове.
В достоверных хадисах передаётся, что шайтан очень близок к человеку, более того, он может проходить по кровеносным сосудам человека и внушать ему дурные мысли, когда он пребывает в состоянии беспечности (гафлат).
От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إِنَّ الشَّيْطَانَ يَجْرِي مِنَ الانسان مجْرى الدَّم
«Поистине, шайтан передвигается в (теле) человека подобно крови». (Бухари, 3281; Муслим, 2175)
Однако, когда верующий поминает Всевышнего, шайтан отступает от него, а когда он в гафлате, шайтан очень близок к нему, более того, он передвигается внутри его тела, как кровь.
Действуя таким образом, шайтан изучает все привычки и желания человека и работает над тем, как украсить запретные желания для его ока. Шайтаны, так же, как и ангелы, могут знать, в чём человек сомневается и к чему он больше склоняется, к добру или злу. Учитывая всё это, он и внушает человеку свои наущения.
Кроме того, шайтан способен заставить человека поверить в правильность этих мыслей. И таким образом, человек, сам того не осознавая, полностью оказывается под контролем шайтана.
Однако этого врага, способного внушать наущения человеку, можно нейтрализовать, читая священный Коран и прося нашего Создателя, Который является и создателем и хозяином шайтана, предостеречь нас от него.
Если кто-то осознаёт, что стал целью наущений шайтана, ему следует неуклонно выполнять то, что предписывает Коран, и прибегнуть к защите Аллаха, так как наущения шайтана не производят никакого воздействия на того, кто поминает Аллаха.
Этот важный секрет Всевышний Аллах раскрывает в Коране:
وَإِمَّا يَنْزَغَنَّكَ مِنَ الشَّيْطَانِ نَزْغٌ فَاسْتَعِذْ بِاللَّهِ ۚ إِنَّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ إِنَّ الَّذِينَ اتَّقَوْا إِذَا مَسَّهُمْ طَائِفٌ مِنَ الشَّيْطَانِ تَذَكَّرُوا فَإِذَا هُمْ مُبْصِرُونَ
(смысл): «А если коснётся тебя, о Мухаммад, какое-нибудь наваждение (васвас) от шайтана, то обратись за защитой к Аллаху, ведь, поистине, Он – слышащий все твои речи, знающий все твои деяния». (сура Аль-А‘раф: 200)
Всевышний Аллах в этом аяте призывает не только Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), но и всех нас прибегнуть к Его защите. Лучше всего делать это, произнеся известное выражение: «А‘узу би-Ллахи мина-ш-шайтани-р-раджим» (Прибегаю к Аллаху за защитой от проклятого шайтана).
Общеизвестно, что тот, у кого достаточно сил и способностей, не нуждается в помощи других для победы над врагом, а кто лишён этого, тот вынужден обращаться за помощью. Поэтому раб, произнося «А‘узу би-Ллахи», обращается к Аллаху с просьбой о защите.
Он это делает, зная, что не в силах защитить себя от шайтана, кроме как с помощью Аллаха, и признавая свою слабость и бессилие. Произносить «А‘узу би-Ллахи» необходимо в состоянии хузура (искренне и с присутствием сердца). Недостаточно просто произносить это устами, с отвлечённым сердцем.
Таким образом шайтан вредит нам, внушая свои наущения, подвергая болезням, несчастьям, трудностям, бедности и разным другим напастям. Поэтому нам подобает произносить «А‘узу би-Ллахи» в состоянии хузура, мысленно обращаясь к Аллаху за защитой от всех этих напастей.
Указывая на то, как победить шайтана, шейх Саид-Афанди Аль-Чиркави в своей книге «Побуждение внять призыву Корана» приводит следующую историю.
Некий талиб (студент) из Хорасана отправился в Ирак в поисках религиозных знаний. Там он обучался у разных учёных и выучил наизусть четыре тысячи хадисов. В конце учебы, когда он попросил у своего учителя разрешения вернуться домой, учитель спросил у него: «Научить тебя изречению, которое лучше для тебя, чем все заученные тобою хадисы?»
Ученик пожелал узнать это изречение, и учитель спросил его: «Обитает ли у вас там иблис?»
Ученик ответил утвердительно. Учитель спросил ещё: «Вселяет ли он в ваши сердца васвас?»
Опять получив утвердительный ответ, учитель спросил: «Что же вы с ним делаете?» – «Мы отгоняем от сердца шайтана, то есть васвас, который он вселил в наши сердца». «А если он вновь придет к вам?» – «Мы опять прогоним его».
Тогда учитель научил его: «Когда этот враг Аллаха вредит вам, вселяет васвас в ваши сердца, отвлекая вас от поклонения Аллаху, не старайтесь отогнать его, не увлекайтесь этим, а ведите себя так, словно находитесь рядом с чабаном, при котором злая овчарка.
Если кто-то станет самостоятельно защищаться от этой овчарки, будет отгонять её, не прибегая за помощью к чабану, что же из этого выйдет? Овчарка станет бросаться на него и не успокоится, пока его не искусает.
Таким образом, учитель учит ученика постоянно обращаться к Аллаху для защиты от шайтана, подобно человеку, который обратился к чабану за защитой от злой овчарки.
Да защитит Аллах нас, особенно наши сердца, уста и разум, от шайтана, как Он защитил Пророка Айюба (мир ему).