Как называют прибалтов в россии
Как Курляндия и Лифляндия стали Эстонией, Латвией и Литвой, а чухонцы вдруг сделались европейцами.
Добрый день, сограждане!
А знаете ли вы, что такое Курляндия и Лифляндия? Или Курляндская, Лифляндская и Ковенская губернии Российской Империи? А кто такие чухонцы, знаете? Ну, так я вам расскажу… К слову, подвигли меня на это сами чухонцы, которые пишут на моем канале, как плохо в России и как хорошо у них…
Эстония, Латвия и Литва – европейские республики с «величайшей» историей, на самом деле типичный новодел начала XX столетия! И «государственности» у них едва наберется на 100 лет. Да и государственность эта, данная им большевиками, 70 лет из 100-та, была весьма плюшевой, так как эти гиганты мировой истории тупо были небольшими и полностью дотационными республиками СССР.
Но давайте об истории. А она говорит нам, что до XIII века на территории гордых прибалтийских «тривымиратов» жили балтские и финно-угорские племена. То есть, чтобы было совсем понятно – христианская Русь уже имела каменные города и успела своим богатством привлечь монголо-татар, а будущий оплот европейской демократии еще служил обиталищем для разрозненных племен не имевших даже зачатков государственности и исповедовавших язычество.
Я вам скажу больше! Эти племена даже не были коренным населением Прибалтики. Они пришли сюда с юга, а местное, финно-угорское население, тупо вытеснили на север современной Латвии.
Племена, жившие на территории современной Прибалтики в XII веке. Фотография взята из открытого источника.
Кстати, именно отсутствие собственной государственности и явилось основной причиной, что эти, прятавшиеся в лесах и бегавшие от всех племена, стали активно завоевывать могущественные соседи. То есть не племена, конечно… Кому бы они были нужны? Землю! Именно земля стала причиной того, что активно растущее русское государство, захватывало эти земли с северо-востока, а многочисленные немецкие ордена, с юго-запада.
Вспомним, на этот счет, хотя бы эпопею славного князя Александра Ярославича Невского! Кто уже тогда бегал в лакеях у тевтонов и разбегался при первых звуках боевых рогов русских витязей? Ну конечно, чухонцы!
Карта Прибалтики в раннем Средневековье. Никаких Эстонии, Латвии и Литвы нет. Есть только орденские владения. Фотография взята из открытого источника.
К слову, справедливости ради, следует сообщить «о, великим», что они вовсе не являются и наследниками гордого имени жителей княжества Литовского. Ибо те являлись «западными русскими», славянами, предками современных белорусов. Что подтверждается, кстати и тем, что говорили и писали они на русском языке, а не на местных наречиях.
Да и в Куликовской битве, как мы помним, в году 1380-м, участвовали славные дружины Литовского княжества. Именно их русские летописи называют «славными литвинами», а вовсе не трусоватых, прятавшихся по лесам, чухонцев. Откуда им взять дружины, равные русским и великих князей, Гедеминовичей? Просто взгляните на карту Великого княжества Литовского и все встанет на места.
Карта Великого княжества Литовского. Фотография взята из открытого источника.
В общем, время шло, чухонцев по-прежнему гнобили и нагибали все, кому не лень, пока их не забрали под свою руку… русские. Бить их конечно же перестали, ибо с русскими царями Европе спорить было не с руки, а на Руси и вовсе было не принято обижать сирых да убогих.
И стали эти гиганты мировой истории называться в Российской Империи Ковенской, Лифляндской и Курляндской губерниями. Посмотрите на карту современных Эстонии, Латвии и Литвы в конце статьи. Они, практически в точности повторяют границы этих губерний на карте Российской Империи 1914 года!
Карта Курляндской губернии 1914 года. Видны Ковенская и Лифляндская губернии. Фотографии взяты из открытого источника.
Правда, все основные рычаги управления и экономики находились в этих губерниях в руках остзейских немцев, потомков тех самых, многажды битых русским дружинами и осевших в России, немецких рыцарей. Ну, тут уж ничего не поделаешь! Так распорядилась история…
Русские, именно в то время прозвали эти народы «чухонцами», в отличие от горожан – немцев. Жили они бедно, в основном, на хуторках. Бюргеры просто не допускали их к прелестям цивилизации. И продолжалось это аж до середины XIX столетия, когда освобожденные почти на полвека раньше от крепостного права чухонцы, слегка ожили.
Крепостничество в Прибалтике было отменено в 1817-1819 годах, в отличие от остальной России, ждавшей этого до 1861 года. Думаю, что Царь просто пожалел чухонцев, находящихся в суровом немецком рабстве, доброй русской душой. Кто знает?
Чухонцы в Российской Империи XIX века. Фотография взята из открытого источника.
Кстати, в 1840 году, тот же русский Царь повелел называть жмайлов, земгаллов, аутштайтов, курши, латгаллов, селов и кто там у них еще есть – литовцами. Но не прижилось… Не могли русские люди, многие из которых были выходцами из Великого княжества Литовского, называть литовцами чухонцев!
Не буду описывать подробности течения истории, скажу лишь, что гордые, но очень медлительные сыны дюн, получили независимость лишь 1920 году, в результате развала Российской Империи. Вы думаете, что с этого момента, долгожданно свалившаяся с неба свобода, начала славную песню в ветрилах их знамен? Ничуть!
Кстати, миф о том, что чухонцев все время угнетали русские коммунисты, это тоже лишь только миф. Вспомните, чего и сколько построил СССР в Прибалтике, чтобы сделать ее витриной «советского образа жизни»!
Вспомните знаменитых «латышских стрелков» бывших чуть ли не самыми жестокими и идейными борцами за светлое будущее! Не они ли, кстати, в октябре охраняли Смольный? А не Карлис Гайлис, Янис Берзиньш, Генрих Штубис и другие стояли у истоков советской России?
А Юри Улуотс, Йоханнес Соодла и остальные? Гитлеровские прихлебатели, палачи… 3-ю добровольческую бригаду СС мы тоже не забыли! И «лесных братьев», и снос памятников нашим дедам и прадедам, с честью павшим в самой страшной войне, и многое другое… Так что кто еще тут кому должен в ноги кланяться, господа чухонцы?
Карта современных Эстонии, Латвии и Литвы. Сравните с картой Курляндской губернии. Фотография взята из открытого источника.
Полную свободу, результаты которой, мы с вами, сограждане, с удовлетворением наблюдаем в наши дни, «тривымираты» получили 6 сентября 1991 года.
Как оказалось, 30-ти лет им было вполне достаточно, чтобы угробить все, что было для них построено, подарено и куплено СССР. А потом они просто занялись тем, что является для них привычным и хорошо освоенным делом – чисткой немецких клозетов и оплевыванием всего русского.
И что бы там не говорила официальная толерантная политика, для меня, великоросса, смешно слышать, как те, кого еще вчера звали чухонцами и чьи страны видно на карте мира только при помощи лупы, пытаются тявкать на мою великую Родину!
Как там у дедушки Крылова: Ах, Моська, знать она сильна.
Как появились латыши, эстонцы и литовцы
Сейчас к прибалтийским государствам относят три страны – Латвию, Литву и Эстонию, получившие суверенитет в процессе распада Советского Союза. Каждое из этих государств позиционирует себя, соответственно, как национальные государства латышей, литовцев и эстонцев. Национализм в странах Прибалтики возведен на уровень государственной политики, что объясняет многочисленные примеры дискриминации русского и русскоязычного населения. Между тем, если разобраться, то выясняется, что прибалтийские страны – типичные «государства – новоделы» с отсутствием собственной политической истории и традиции. Нет, конечно государства в Прибалтике существовали и прежде, но создавали их отнюдь не латыши или эстонцы.
Что представляла собой Прибалтика до того, как ее земли были включены в состав Российской империи? До XIII века, когда Прибалтику начали завоевывать немецкие рыцари – крестоносцы, это была сплошная «зона племен». Здесь жили балтские и финно-угорские племена, не имевшие собственной государственности и исповедовавшие язычество. Так, современные латыши как народ появились в результате слияния балтских (латгалы, земгалы, селы, курши) и финно-угорских (ливы) племен. При этом стоит учитывать, что балтские племена сами не были коренным населением Прибалтики – они мигрировали с юга и оттеснили местное финно-угорское население на север современной Латвии. Именно отсутствие собственной государственности и стало одной из главных причин покорения балтских и финно-угорских народов Прибалтики более могущественными соседями.
Начиная с XIII-XIV вв. народы Прибалтики оказались меж двух огней – с юго-запада их теснили и подчиняли немецкие рыцарские ордена, с северо-востока – русские княжества. «Ядром» Великого княжества Литовского также были отнюдь не предки современных литовцев, а литвины – «западные русские», славяне, предки современных белорусов. Принятие католического вероисповедания и развитые культурные связи с соседней Польшей обеспечили отличия литвинов от населения Руси. И в немецких рыцарских государствах, и в Великом княжестве Литовском положение балтских племен было далеко не радостным. Они подвергались религиозной, языковой, социальной дискриминации.
Основную часть населения прибалтийских городов до XIX века составляли этнические немцы, а также поляки, евреи, но никак не балтийцы. Фактически «старая» (дореволюционная) Прибалтика была полностью построена немцами. Прибалтийские города были немецкими городами – с немецкой архитектурой, культурой, системой муниципального управления. В орденских государственных образованиях, в герцогстве Курляндском, в Речи Посполитой прибалтийские народы никогда не стали бы равными с титульными немцами, поляками или литвинами. Для немецкой знати, властвовавшей в Прибалтике, латыши и эстонцы были людьми второго сорта, едва ли не «варварами», ни о каких равных правах не могло быть и речи. Знать и купечество герцогства Курляндского полностью состояли из остзейских немцев. Немецкое меньшинство столетиями властвовало над латышскими крестьянами, составлявшими основную часть населения герцогства. Латышские крестьяне были закрепощены и по своему социальному положению приравнивались курляндским статутом к древнеримским рабам.
Свобода к латышским крестьянам пришла почти на полвека раньше, чем к русским крепостным – указ об отмене крепостного права в Курляндии был подписан еще императором Александром I в 1817 году. 30 августа в Митаве было торжественно объявлено об освобождении крестьян. Спустя два года, в 1819 году, были освобождены и крестьяне Лифляндии. Так латыши получили долгожданную свободу, с чего и началось постепенное формирование уже класса свободных латышских земледельцев. Если бы не воля российского императора, то кто знает, сколько бы еще десятилетий провели бы латыши в состоянии крепостных крестьян своих немецких господ. Невероятная милость, проявленная Александром I по отношению к крестьянам Курляндии и Лифляндии, оказала колоссальное влияние на дальнейшее экономическое развитие этих земель. Кстати, Латгалия не случайно превратилась в самую отсталую в экономическом отношении часть Латвии – к латгальским крестьянам освобождение от крепостного права пришло гораздо позже и это обстоятельство сказалось на развитии сельского хозяйства, торговли. ремесел в регионе.
Освобождение крепостных крестьян Лифляндии и Курляндии позволило им достаточно быстро превратиться в преуспевающих хуторян, живущих намного лучше крестьян Северной и Центральной России. Был дан импульс к дальнейшему экономическому развитию Латвии. Но даже после освобождения крестьян основные ресурсы Лифляндии и Курляндии оставались в руках остзейских немцев, органично вписавшихся в русскую аристократию и купечество. Из среды остзейского дворянства вышло большое количество видных военных и политических деятелей Российской империи – генералов и адмиралов, дипломатов, министров. С другой стороны, положение собственно латышей или эстонцев оставалось приниженным – и отнюдь не из-за русских, которых сейчас обвиняют в оккупации Прибалтики, а из-за остзейского дворянства, эксплуатировавшего население региона.
Сейчас во всех странах Прибалтики любят рассуждать об «ужасах советской оккупации», но предпочитают помалкивать о том, что именно латыши, литовцы и эстонцы и поддержали революцию, давшую им долгожданное избавление от господства остзейских немцев. Если немецкая аристократия Прибалтики в большинстве своем поддерживала белое движение, то на стороне красных воевали целые дивизии латышских стрелков. Этнические латыши, литовцы, эстонцы играли очень большую роль в установлении советской власти в России, причем наиболее высоким был их процент в Красной Армии и органах государственной безопасности.
Когда современные прибалтийские политики рассуждают о «советской оккупации», они забывают о том, что десятки тысяч «латышских стрелков» воевали по всей России за установление этой самой советской власти, а затем продолжали служить в органах ВЧК-ОГПУ-НКВД, в Красной Армии, причем далеко не на самых низких постах. Как видим, никто латышей или эстонцев по этническому принципу в Советской России не притеснял, более того в первые послереволюционные годы латышские формирования считались привилегированными, именно они несли охрану советского руководства и выполняли наиболее ответственные задачи, в том числе по подавлению многочисленных антисоветских выступлений в российской провинции. Надо сказать, что не чувствуя этнического родства и культурной близости с русскими крестьянами, стрелки расправлялись с восставшими довольно жестко, за что их и ценило советское руководство.
В межвоенный период (с 1920 по 1940 годы) в Латвии существовали несколько миров – латышский, немецкий, русский и еврейский, которые между собой старались пересекаться по минимуму. Понятно, что положение немцев в независимой Латвии было лучше, чем положение русских или евреев, но определенные нюансы все равно имели место. Так, несмотря на то, что немцы и латыши были лютеранами или католиками, существовали отдельно немецкие и латышские католические и протестантские церкви, отдельные школы. То есть, два народа с вроде как близкими культурными ценностями старались максимально дистанцироваться друг от друга. Для латышей немцы были оккупантами и потомками эксплуататоров – феодалов, для немцев латыши были едва ли не «лесными варварами». Тем более, что в результате аграрной реформы остзейские помещики лишились своих земель, переданных латышским хуторянам.
По сути, если бы не «советская оккупация», то Прибалтика оказалась бы под властью гитлеровцев, была бы присоединена к Германии, а местное латышское, эстонское, литовское население ждало бы положение людей второго сорта с последующей быстрой ассимиляцией. Хотя в 1939 году была начата репатриация немцев из Латвии в Германию и к 1940 году практически все проживавшие в стране остзейские немцы ее покинули, в любом случае они вернулись бы вновь, окажись Латвия в составе Третьего рейха.
Сам Адольф Гитлер относился к населению «Остланда» весьма пренебрежительно и долгое время препятствовал реализации планов ряда германских военачальников по формированию латвийских, эстонских и литовских соединений в составе войск СС. На территории Прибалтики немецкой администрации предписывалось запрещать любые поползновения местного населения в сторону автономии и самоопределения, категорически запрещалось создание высших учебных заведений с обучением на литовском, латышском или эстонском языках. При этом разрешалось создавать для местного населения ремесленные и технические училища, что свидетельствовало лишь об одном – в германской Прибалтике латышей, литовцев и эстонцев ждала лишь участь обслуживающего персонала.
То есть, фактически именно советские войска спасли латышей от возвращения на положение бесправного большинства при немецких господах. Впрочем, учитывая численность выходцев из республик Прибалтики, служивших в гитлеровской полиции и СС, можно быть уверенным в том, что для многих из них прислуживание оккупантам в качестве коллаборационистов не было существенной проблемой.
Как называют прибалтов в россии
Чем занимались
Племена жили двумя большими группами: западная сформировалась вокруг городов Полоцк и Смоленск, а северная – у Пскова. Кроме этого, кривичам принадлежал Избор, и они оказали значительное влияние на историю Великого Новгорода. Каждое племя разговаривало на своем диалекте, а всего их было шесть: псковский, древненовгородский, смоленский, верхневолжский, полоцкий и, наконец, западный; последние два послужили основой для северного и северо-западного белорусского говоров.
Археологи утверждают, что кpивичи были высокого роста и имели европеоидную внешность: слегка вытянутый череп с высоким сводом, узкое лицо и нос с горбинкой. Если сравнивать их с людьми, ныне живущими в России, то больше всего они похожи на восточно-европейских славян валдайского типа, которые имеют ярко выраженную нордическую внешность.
Довольно долго после того, как Киев принял православие, кpивичи оставались язычниками. Покойников хоронили в длинных, насыпных курганах, устраивая богатую тризну.
Тайна названия
Славист Петр Тpетьяков полагал, что название племен происходит от имени литовского бога Кpиве. Ему вторил археолог Борис Рыбаков, только уточнял, что бога звали Кpиве-Кивейте. Сергей Соловьев связывал название восточно-славянских племен, живших в болотистой местности, с литовским словом kirba, которое означает топь, трясину. Ученые выдвигали и другие этимологические версии названия племен: по мнению Георгия Штыхова из Белоpуссии, оно было образовано от имени старейшины Крив; по словам советского лингвиста Георгия Хаpбугаева, оно происходило от определения границы их земель, которая была кривой и проходила по пересеченной местности, холмы чередовались с оврагами и болотами.
Откуда пришли
Многие ученые сходятся на том, что этот очень большой народ сформировался в результате aссимиляции пришлых славянских племен с бaлтскими и финскими народами. Археoлогические находки подтверждают эту мысль.
Учёный Сергей Алексеев считает, что кривичей на север вытеснили гунны на рубеже IV–V веков. Однако с ним не согласна авторитетный историк Нина Васильева, кoтoрая в своих книгах подчеркивает, что продвижение славян на сeвеp из южных степей былo обусловлено пассионарностью и произошло гораздо раньше — в бронзовом веке, то есть первые русские гoрoда были основаны в начале II тысячелетия до н. э. Причем эта гипотеза тоже не противоречит археологическим данным.
Пока остается неясным, откуда именно пришли кpивичи. Летописные источники связывают их прошлое с Прикарпатьем, а большинство лингвистов (в частности, Владимир Топоров и академик Андрей Зализняк) указывают на принaдлежность языка кpивичей к языку лютичей и невров, то есть считают их выходцами с сeвeра Польши.
Славяне или балты?
В последние годы различные лжеистоpики уверяют общественность в том, что кривичи и, следовательно, белорусское население не имеют никакого отношения к славянам, что кривичи – это балтийские племена. Их даже не смущает заключение генетиков о том, что в прибалтах течет 35-37% финской крови, тогда как в белорусах — только 9-14%.
Автор «Повести вpеменных лет» знал, что кривичи — это славяне, произошедшие от полочан: «. а Словене свое въ Новегоpоде, а другое на Полоте, иже и Полочане, от сихъ же и Кpивичи, иже седять на веpхъ Волгы и на веpхъ Двины, и на веpхъ Днепpа, ихъ же и гоpодъ есть Смоленескъ, туда бо седять Кpивичи. »
В Ипатьевской летописи кpивичами тоже называют князей из Полоцка. А император Византии Константин VII писал, что в «Славинии» живут вервианы, другувиты, кpивичи, северии, и все они платят дань росам.
Любопытная деталь: на греческом полуострове Пелопоннес (Морея) имеется топоним Kryvitsani, который связывают именно с кpивичами. Очевидно, что союз восточно-славянских племен был многочислен и влиятелен и, возможно, какая-то его часть обосновалась и в Греции.
Историк Нина Васильева определяет кpивичей как автохтонов, преемников древнейшего населения Русского Севера и непосредственных предков русского народа.
7 прозвищ, которые получили русские
Сегодня национальными прозвищами занимается наука. Нейтральное национальное прозвище называется по-научному экзоним, а прозвище обидное, с отрицательной коннотацией, зовется этнофолизмом. Зная происхождение национальных прозвищ можно многое понять – и о себе, и о соседе, и о соседе соседа. Разные народы называют своих соседей по разному. К примеру финов в России называют чухонцами, эстонцы называют финов лосями (joobnut pyder если быть точными), фины называют русских рюсся (ryssä). Русские в Этонии эстонцев зовут нежно кураты, а они за это не менее нежно кличут русских тиблами.
Предлагаем изучить некоторые из прозвищ, которые получили русские за свою историю бытия:
Кацап
Это шутливое прозвище русские получили от братьев — «хохлов». Ученые до сих пор спорят почему. Одни говорят «кацап» – значит «как цап» (козел). Бритому украинцу бородатый русский напоминал козла. Другие видят здесь тюркские корни, и слово «касап» переводят как «резник, разбойник». Существуют также различные производные от слова кацап: Россию называют «Кацапией», «Кацапетовкой», «Кацапурией», «Кацапляндией» или «Кацапстаном». В литературе и фольклоре очень часто можно встретить слово «кацап». Вот пример — «Бог створив цапа (козла), а чорт кацапа» (украинская пословица).
Москаль
Русский, чаще всего — выходец из Москвы, которая, даже не будучи столицей, имела огромное влияние на русские земли и на государственные дела соседних стран. Негативный оттенок прозвище получило не сразу. Во время походов русские войска жили не в казармах и лагерях, а в хатах коренных жителей, которые их кормили. Сыт или голоден будет солдат (москаль) зависело от его умения «договорится» с хозяевами дома о харчах. Кроме того, русские солдаты были неравнодушны к местным девушкам. Однако отношения длились только, пока москали были гостями селения. И когда служебный долг звал солдата в другие земли, отношения с местными девушками забывались. Тогда появился глагол «москалить» — мошенничать, мухлевать.
Иван
Со времен ВОВ в Германии и США русских называют «Иванами». В ответ русские называют немцев «фрицами», а, кроме того, кавказцев – «хачиками», «хачами». «Хач» по-армянски значит «крест», и это одно из самых распространенных в Армении имен. Кстати, именно мусульмане — азербайджанцы и турки — стали первыми называть армян «хачиками».
Маучже
Прозвище русских у советских корейцев. Это слово — произнесенное на корейский манер китайское слово «маозы» (или «моуцзы»), что означает «бородач», так называли русских китайцы.
Веняляйнен и Рюсся
Нейтральное обозначение русских на финском языке — «веняляйнен». «Рюсся» — уничижительное. В настоящее время слово «рюсся» употребляется в разговорном языке зачастую в отношении всех находящихся в Финляндии русскоговорящих, происходящих из бывшего СССР, порой включая детей от смешанных браков. Изначально такое прозвище употреблялось по отношению к православному населению (большей частью этнически карельскому). Распространению слова способствовало то, что в шведском языке, который долгое время сохранял ведущее положение в Финляндии, русских называли и называют по сей день словом «ryss» (стилистически нейтральным). Так что в западной Финляндии, на которые более сильный отпечаток наложили шведский, слово «ryssä» пренебрежительного значения не имеет. Не так давно «национальный вопрос» дошел до суда. Житель Лахти подал иск на своего работодателя за то, что тот назвал его сына «рюсся». Работодателя обязали выплатить крупную компенсацию.
Забавно, что популярный коктейль Black Russian по-фински звучит как Musta Ryssä — «чёрный русак»» Выражение «русская рулетка» переводится как ryssä ruletta, но иногда говорят и fi:vуnalainen ruletta.
Зеркальное оскорбительное обозначение финнов в русском языке – «чухня». В словаре Даля: «Чухонец, чухонка, петербуржское прозвание пригородных финнов».
Тыбла, тибла
Этот этнофолизм достался русским от соседей — «прибалтов», точнее эстонцев. «Тыбла» пришло от обращения «ты, бл.». Так первоначально в Эстонии называли бойцов Красной Армии в 1918-1920, 1940-1941 и 1944 гг. Сравнительно малочисленного русского меньшинства в довоенной независимой Эстонии это обращение сначала не касалось. Во время советской власти это выражение начало использоваться только среди коренного населения. После обретения свободы слова и независимости в 1991 году прочно вошло в лексикон, как презрительное и оскорбительное прозвище русскоговорящих жителей страны, особенно тех, которые не владеют местным языком. Совет по СМИ считает, что выражение «tibla» в первую очередь используется как обозначение Homo soveticus (человека советского).
Шурави
Первоначально обозначение солдат СССР в Афганистане (русский эквивалент слова шоурави — šouravī: советский). На данный момент нейтральное, даже уважительно, обозначение всех русских в арабских странах.