Как называют предводителя цыганской общины
Как называют предводителя цыганской общины?
Барон.
Существует несколько версий происхождения и формирования этого этноса, но сейчас не будем на этом заострять внимание.
Предводитель табора(группы семей) или целого клана у цыган называется барон. Обычно именно барон решает все вопросы, связанные с адаптацией клана на той местности, по которой он кочует(улаживает дела с администрацией, правоохранительными органами и т.д). Вопросы внутри общины разрешает тоже барон.
Предводителя цыганской общины называют
Всем знакомы слова песни: Я цыганский барон, я в цыганку влюблен.
В цыганском сообществе, Барон считается авторитетом для всех цыган различных кланов и таборов.
Не знаю почему, но из всех титулов, цыгане выбрали, для своих предводителей, самый низкий, в дворянской иерархии, титул барона. Но, все мы, прекрасно знаем, что цыганский народ в своей общей массе очень скромен, то видимо именно по этой причине.
Цыганский предводитель называется цыганским бароном.
Природный артистизм, помноженный на культуры разных стран, привлек внимание к цыганам, как к певцам и танцорам. Самая заурядная песня в цыганском исполнении звучит так, что аж «мороз» по коже. Уже в начале XIX века в Петербурге был создан первый цыганский хор.
Русские романсы в цыганском исполнении приобретали свою окраску. А позже появилось понятие «цыганский романс», как оранжировка русского романса с присущей цыганам манере исполнения, музыкальному стилю. Сам жанр цыганского романса основали русские поэты и композиторы, увлеченные цыганской культурой.
Я несколько лет назад побывала на Международном фестивале цыганской культуры в Цехоцинеке. Среди выступавших были представители разных стран. Конечно, песни славянских цыган отличаются от балканских. Но, знаете, именно цыганская песня, на каком бы языке не звучала, настолько узнаваема, хоть и несет отголоски культур разных стран.
Как живет цыганский табор: образование, управление, иерархия, традиции
Что происходит внутри цыганского табора? Несмотря на кажущуюся сторонним наблюдателям хаотичность устройства цыганского табора, на самом деле в нем существует четкая иерархия. Любой табор построен по кастовой системе, аналогичной той, что существует в Индии.
Классическую кастовую структуру табора можно наблюдать у цыган-лудильщиков, которые называют себя кэлдэрарами.
Как образовывался табор
Существует два способа образования табора. Первый — когда из соображений безопасности объединяются несколько разных семей. У кэлдэрар такое объединение называлось «кумпанией». Любая семья при желании могла выйти из табора (но это случалось редко). Жили цыгане-кочевники в палатках. В одной кумпании могло насчитываться от 10 до 25 палаток. В наше время бродячая кумпания преобразовалась в общину, проживающую оседло в том или ином районе.
Также табор мог образоваться по принципу товарищества, во главу угла которого было положено какое-то общее занятие, профессия. Это объединение называлось «вортэчией» (у русских цыган — «амалом»). В таборе мужчины жили отдельно от женщин, доходы делились на всех поровну, включая древних стариков. Меньше выделяли только холостякам, поскольку им не нужно было кормить детей.
Управление в цыганском таборе
Все семьи цыган-кочевников многодетные и зачастую сложные, то есть включают несколько поколений родственников. Во главе табора всегда стоит вожак, самый мудрый, опытный и «заслуженный» цыган. Обязательно женатый. Помимо него в семью могут входить его престарелые родители (если еще живы), дети, зятья и невестки, их дети и т.д. Все, как один, обязаны подчиняться вожаку. Его слово — закон для всех членов семьи в частности и табора в целом. Вожаку не перечат даже его родители.
Метод управления цыганским табором — резко авторитарный. Мнение вожака не обсуждается. Он априори является выразителем древней цыганской мудрости и неписанных законов, которые все обязаны свято чтить. В исторических хрониках вожака табора обычно рисуют эдаким деспотом, который может послать любого члена табора на преступление, и тот не посмеет ослушаться. Это справедливо лишь отчасти.
Лидер-вожак цыганского табора
Обычно вожаком становится авторитетный человек, который заслужил это право и доказал всем членам табора, что способен защитить их интересы в любой ситуации. Вожака беспрекословно слушались все, но он обязан был являться выразителем мудрости и придерживаться цыганских законов. Если же он был несправедлив, мог остаться вообще без табора (но это случалось крайне редко).
Цыгане вожака нередко называют «баро» (не «барон»!), что в переводе обозначает «главный», «большой». Никаких цыганских баронов на самом деле не существует. Этот миф придумали не сведущие в цыганских обычаях европейцы. Сами же ромалэ просто поддерживают его, не считая нужным спорить с окружающими. У этого народа принято говорить то, что посторонние хотят услышать.
Английские кочующие цыгане
Вожак решает все споры, подтверждает браки, назначает наказание провинившимся и пр. Самым суровым наказанием раньше считалось изгнание из табора. Оно могло привести наказанного к скитаниям и лишениям, поскольку в другом обществе цыгане-одиночки практически не могли прижиться и обычно оказывались за решеткой.
Иерархия цыганского общества и традиции
После вожака по важности идут другие мужчины-главы семейств и старейшины. Затем — старшие женщины, на которых ложится основная забота о заработке и пропитании. Мнение дам в таборе почти никогда не спрашивают, а они сами, зная устав, на нем и не настаивают. Самыми бесправными, практически лишенными права голоса являются молодые холостяки, незамужние девушки и дети.
Цыганская детвора в России
Все спорные моменты решает цыганский суд. В какой бы стране табор ни жил, на государственное судопроизводство он никогда не полагает надежд. Даже при столкновении с официальной властью вожак всегда отстаивает право решить проблему внутри табора при помощи цыганского суда, полагая, что чужаки просто не способны понять устройство жизни и законы цыганского общества.
Одной из самых больших проблем современных цыган являются принятые у них ранние браки. Мальчиков женят в 14-15, девочек могут выдать замуж и в 12 лет. Во многих регионах цыгане почти не дают возможности своей молодежи учиться. В лучшем случае, ребенок может окончить 2-3 класса средней школы, научиться сносно читать и отлично считать деньги.
Румынские цыгане празднуют рождение Девы Марии
Получение нормального образования цыгане считают бессмысленным. Подростка зачастую забирают из школы и насильно женят. Так в 12-14 лет дети оказываются отягощены собственной семьей с детьми. Браки заключают только со своими. Союзы с представителями других наций для ромал — нонсенс, незаконное деяние. За это могут выгнать из табора. Такая практика повторяется из поколения в поколение, образуя очень закрытую, в какой-то степени «окаменелую» структуру цыганского общества.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Как называют предводителя цыганской общины?
Как называют предводителя цыганской общины?
В категории Прочие искусства Спросил Anayarn
1 Ответ 2342 Просмотров 1 месяц назад
Для добавления вопроса на сайт, блог или форум просто скопируйте и вставьте в html код:
О происхождении цыган историки спорят до сих пор. Сами себя цыгане называют рома. Но в разных странах и континентах существуют и другие названия, например, лом или дом. С чем это связано объяснить пытались многие, но достоверно это так и неизвестно. Что мы знаем о цыганах? Это кочевой народ, по одной из версий, выходцы из Индии. На протяжении много веков они кочевали по всему свету. Их можно встретить как в Европе, так и в Америке. Цыгане в разных уголках мира не однородны по своему составу, они делятся на этнические группы. Эти группы отличаются диалектами, родом своих занятий, обычаями. О современных цыганах уже и не скажешь, что они кочевники. У них, как и у нас с вами есть дома, семьи, они уже не живут, как раньше табором в шатрах. Но, не смотря на это, у них сохранилось много обрядов и обычаев. Они могут, в отличие от нас, собираться на праздники сотнями. Главу цыган в русском языке называют бароном. Цыгане же так называют его, только если общаются с людьми, которые не являются цыганами. Ром баро по-цыгански значит важный цыган, что употребляется в значении глава общины.
О цыганах существует много мнений, как хороших, так и плохих. Почему к цыганам принято относиться предвзято? Уж не потому ли, что они резко отличаются от нас с вами цветом кожи, темпераментом, линией поведения и своими древними обычаями. Но, цыгане – это тоже люди со свойственными им недостатками и достоинствами. Среди представителей любой расы существует много очень нехороших людей, но существуют и наоборот достойные люди. Так и у цыган, можно увидеть представителей и одной и другой категории.
Из истории российских цыган
Но вначале попробуем ответить на некоторые «изначальные» вопросы.
а) Кто такие цыгане и откуда они родом?
Цыгане — одно из древнейших, крупнейших и слабо изученных этнических меньшинств Европы. По европейским странам цыгане расселялись в XII—XIV вв. из Балканского региона, где концентрировались в эпоху Византийской империи. Долгое время их считали выходцами из Египта, но последние исследования это опровергают. Предки цыган пришли из Северозападной Индии через Малую Азию. Есть точка зрения, что в Индии самогО такого названия этого этноса не было вообще,а были просто индусы.
По последним генетическим и лингвистическим исследованиям, предки цыган, группа индусов касты «дому музыкантов и ювелиров индийский правитель подарил персидскому, как было в обычае того времени». Предполагается, что эту группа в 1000 примерно человек, покинула Индию где-то в VI веке. Уже в Персии численность группы сильно разрослась, появилось социальное деление внутри её (в основном, по профессиям); часть працыган в IX–X веках начала постепенно передвигаться на запад и наконец, дошла до Византии и Палестины (две разные ветви). Часть осталась в Персии и оттуда расползалась на восток. Часть из этих цыган, в конце концов, дошли до родины своих далёких предков — Индии.
б) почему цыган нередко отождествляют с египтянами?
Современные генетические исследования доказали, что цыгане родом не из Египта, а из Индии, но в Средние века цыган в Европе действительно считали «фараоновым племенем». Само слово Gitanes — производное от египтянина. Египтов в Средние века было два: верхний и нижний. Цыган так прозвали, очевидно, по названию верхнего, который находился в области Пелопоннеса, откуда шла их миграция. Таким образом, цыгане были в Египте. Путь из верхнего Египта, вероятно, был главным путем их миграции. Принадлежность к культам нижнего Египта видна в быте даже современных цыган. Так, карты Таро, которые считаются последним сохранившимся осколком культа египетского бога Тота, были привнесены в Европу именно цыганами. Кроме того, цыгане принесли из Египта искусство бальзамирования покойников.
Чисто условно цыгане делятся на «восточных» и «западных» и они практически не общаются, так как «восточные» цыгане имеют культуру, резко отличающуюся от «общецыганской». Вообще, «восточных» цыган стали называть цыганами лишь в 19–20 веках, когда европейцы, посещавшие Азию, обратили внимание на их внешнее сходство с цыганами, а также некоторые общие ремёсла и традиции. Западные цыгане не только более многочисленны, но и более разносторонне развиты в культурном отношении.
«Цыгане» — собирательный термин. К цыганам относятся несколько десятков народностей, разделённых не столько по каким-то этническим особенностям, сколько по роду занятий. В течение столетий основой жизни большинства из них были ремесла, цыгане были умелыми торговцами, искусными кузнецами, ювелирами и коневодами.
Есть и более мелкие этнические группы цыган:
блидари, рудари и лингурари занимаются различного рода работами по дереву (блидари специализируются на изготовлении вещей для дома);
чобатори — сапожники; косторари — лудильщики; гилабари — музыканты; лаутари — изготовители музыкальных инструментов;
местери лакатуши — слесари по замкам;
салахори — каменщики и строители;
ватраши — садовники; златари — золотых дел мастера.
г)Мировосприятие и воспитание табора.
Социальной основой и ячейкой жизни цыган является табор во главе которого стоит цыганский барон. Цыгане — закрытая система, чужаков они в свою таборную жизнь не пускают. С древних времен их система мировосприятия сохраняет кастовую ментальность. Для цыган существуют они сами («рома») и все остальные («гадже»).Цыгане не ведут письменной истории, все события переживаются ими в своем тесном кругу.
Традиционный уклад цыганской семьи неукоснительно диктовал соблюдение строгих нравственных правил. Девушка до замужества должна хранить чистоту — иначе ей грозит всеобщее осуждение. Замуж она может выйти только за представителя своей национальности (причем жениха ей выбирают родители).
Табор не стоял на месте, он постоянно перемещался. И в основе этого явления лежали экономические причины: таборным ремесленникам требовались рынки сбыта своей продукции, артистам нужна была новая публика для выступлений, гадалки нуждались в смене клиентуры. В каждом случае ареал перемещений был определенным и сравнительно небольшим — примерно 300–500 км;. В настоящее время в России лишь 1% российских цыган кочует. Но даже в случае осёдлости, законы табора действуют.
д) Особенности быта.
ж) Ассимиляция и аккультурация.
Хотя, существует множество представителей этой национальности, ассимилированных на той земле, на которой живут: они чтят свою культуру, служат государству, занимаются наукой и т. д. Каждый год в Праге проходит конгресс цыган, на который съезжаются лучшие представители цыганских народностей. Певец и музыкант Элвис Пресли, Николай Сличенко (актер, а теперь и руководитель Московского музыкально-драматического цыганского театра «Ромэн»), Златан Ибрагимович (футболист), Иван Ром-Лебедев (советский актер), Дуфуня Вишневский (кинорежиссер), Тони Гатлиф (кинорежиссер, обладатель приза Каннского кинофестиваля), Алексей и Михаил Ильинские (писатели), Александр Бердников (музыкант, участник группы «Корни»).
В Россию цыгане пришли более 300 лет назад. Первые цыгане (группы сэрвы) в Российской империи появились в XVII веке на территории Украины. Как и другие укоренившиеся ныне народы (например, калмыки) они получили императорское разрешение проживать в России и заниматься традиционными ремёслами (торговля, коневодство, гадание, пения и танцы).
Через некоторое время эти цыгане стали называть себя русска рома, до сих пор это самая многочисленная из цыганских национальностей в России. К 1917 году русска рома были самыми интегрированными и образованными цыганами России. В разное время в Россию иммигрировали также кэлдэрары (котляры), ловари, сэрвы, урсари, влахи и другие цыгане.
В Российской империи к цыганам отнеслись достаточно дружелюбно. 21 декабря 1783 года вышел Указ Екатерины II, причисливший цыган к крестьянскому сословию. С них стали взимать налоги. При этом никаких особых мер по принудительному закрепощению цыган не проводилось. Более, того, им разрешалось приписываться к любому сословию, кроме дворян. Уже в сенатском указе 1800 года говорится, что в некоторых губерниях «цыгане вышли в купцы и мещане».
Русска рома добровольно передавали на содержание российской армии большие суммы. В войне 1812 года цыганские общины жертвовали крупные суммы денег на содержание армии, поставляли лучших коней для кавалерии, а цыганская молодежь шла служить в уланские полки. Молодые цыганские парни воевали в составе российских войск. При этом, что забавно, в войске Наполеона сражалось немало французских цыган. Есть даже описание встречи во время битвы между испанцами и французами двух цыган с разных сторон.
Цыгане в первое время после революции даже воспринимались советской властью как союзники. Большевики видели их бедность и таборный коллективизм, ошибочно принимая их за признаки классовой близости. На самом деле, цыгане были органически аполитичны, они по определению не могли согласиться с классовой рознью, а уж тем более с военной диктатурой. Ошибались большевики и в том, что раз цыгане «бедные», то они должны ненавидеть «богатых». Напротив, именно существование зажиточных людей всегда помогало цыганам выживать. К тому же цыгане с пиететом относились к торговле и считали её не менее почетной, чем производительный труд. Естественно поэтому, что когда советская власть осознала чуждость рома для себя, то они сразу были причислены к «неблагонадежным элементам». Отдельные представители цыганской молодёжи после революции участвовали в Гражданской войне как на стороне Красной Армии, так и на стороне Белой Армии. В результате прихода к власти большевиков многие оседлые купеческие семьи бросают имущество и уходят в кочевье — кочевых цыган власть автоматически относит к категории бедноты.
Перепись цыган никогда не могла дать точно статистической картины, поскольку документов у цыган долгое время не было. Кочевой образ жизни также не располагал к тому, чтобы произвести точный подсчет рома. О том, насколько могли различаться цифры статистики, могут сказать такие цифры: по результатам переписи 1926 года в СССР была зарегистрирована 61 тысяча цыган, по переписи 1937 года — немногим больше двух тысяч. Очевидно, что такая разница была связана не только с кочевым образом жизни и цыган, но и другими процессами. Такими, например, как коллективизация.
Советская власть вовсю «раскулачивала» цыган, отбирала у них лошадей, имущество, но все было понапрасну — они никак не хотели становиться на путь социализма. Большой проблемой адаптации цыган к новому строю стала и их религиозность. Даже те цыгане, которые волею судьбы становились красными командирами или вступали в комсомол, продолжали держать в своих домах «красный угол», крестили детей, венчались. Советская власть выпускала для рома брошюры на цыганском языке, где объяснялось, что «религия-опиум для народа», но. Не хотели цыгане становиться частью коммунистического общества, да и не могли. Поэтому подвергались репрессиям.
Цыган в СССР обвиняли не только по политическим статьям. В ходу также было обвинение их в незаконных валютных операциях. Доходило до абсурда. В 1934 году в Ленинграде арестовали лудильщика, цыгана-кэлдэрара. У этих цыган весь доход обращался в золотые украшения. Кроме традиционных обвинений в контрреволюционной деятельности и шпионаже цыган был также осужден за скупку валюты.
Все потому, что кэлдэрары делали монисто из иностранных монет. Лудильщик был обвинен на 10 лет, конфисковал суд и его имущество. В крупных городах подверались облавам целые артели лудильщиков. То что было для цыган (прирожденных кузнецов) традиционных ремеслом, для советской власти считалось манипуляцией с драгоценными металлами. «Правонарушители» не только получали большие сроки, но и приговаривались к расстрелу.
Во время Великой Отечественной войны русские цыгане по призыву и добровольно отправляются в армию. Они участвуют в боевых действиях в качестве рядовых, офицеров, танкистов, артиллеристов, лётчиков, шофёров, кавалеристов, разведчиков, медицинских работников. Подростки и старики партизанят.Партизанские действия цыган против фашистов иногда называют «Арии против арийцев». Цыганские артисты (в основном, женщины) выступают на передовой, дают шефские концерты в госпиталях.
Огромное количество цыган, в том числе русских, погибает на оккупированных территориях в результате геноцида немецких оккупантов, на фронте, в блокадном Ленинграде. В результате систематического направленного истребления цыган фашистами в Европе умерло около 150,000 (для сравнения, в СССР проживало от 60 000, по переписи, до 120 000, по предположениям) цыган. «Цыганский Холокост» называется Кали Траш (есть также варианты Самударипэн и Параимос).
Коренным образом повлиял на жизнь цыган в СССР указ об оседлости, который вышел 26 октября 1956 года. Полное название документа было таким: Постановление Совета Министров РСФСР № 658 «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». Важно в этом постановлении как то, что впервые на государственном уровне цыган назвали цыганами, так и то, что именно по национальному признаку теперь могли проводиться репрессии.
Цыган продолжили отлавливать на улицах, выносили обвинение в несанкционированной торговле (спекуляции), в тунеядстве. Однако нужно сказать, что к тому времени Постановление послужило цыганам в целом добрую службу. Многие из них уже были вполне социализированы. Не особо афишируя своей национальности, они работали на скромных должностях на предприятиях и даже в колхозах. Такой традиционный для цыган вид деятельности как коневодство стал, в силу роста механизации труда, терять свою значимость. Цыган заставляли продавать лошадей за бесценок, тех, кто оказывал сопротивление, могли арестовать.
Впрочем, в целом этот этап истории цыган в СССР сейчас расценивается ими даже с благодарностью. Государство старалось помогать цыганам с трудоустройством, открывало школы, куда отправлялись учиться цыганские дети, давало дома и земли, приучая «вольный народ» к оседлости. Справедливости ради нужно сказать, что с цыганами в СССР не только боролись. Их также и любили. Стремясь их социализировать, государство как могло старалось показать, что цыгане — свои.
Блеск и нищета гомельских ромов: фоторепортаж из цыганского табора
О жизни цыган мы знаем не много. Но, кажется, и этого достаточно для того, чтобы в обществе сформировалось непоколебимое убеждение: цыганский народ состоит исключительно из воров, наркоторговцев, мошенников и попрошаек. Корреспонденты Оnliner.by отправились в гости к гомельским цыганам и посмотрели, так ли все однозначно.
Отыскать цыган нетрудно. Но сам к ним не пойдешь: чужака, а уж тем более журналиста, они к себе не подпустят. Действовать нужно через доверенное лицо. Оказалось, что найти такое непросто. Интернет и телефонный справочник единодушно выдали номер организации гомельских ромов, но по нему ответили, что это квартира и здесь таких нет. В отделе по делам религии тоже развели руками. Мол, раньше цыгане с властями больше знались, а теперь вот ушли в подполье. Участковые на просьбу провести нас по цыганским адресам порекомендовали забыть об этой идее. «С хорошими цыганами мы по долгу службы не сталкиваемся. У тех же, с которыми общаемся, вам делать нечего», — отрапортовали милиционеры. После двух часов безрезультатных поисков удалось выудить информацию об общественном объединении «Социальные проекты». С недавнего времени организация вызвалась помогать гомельским цыганам. Через нее-то мы и вышли на представителя ромской диаспоры. Нет, не барона. Николай назвал себя координатором недавно зарегистрированной цыганской общины «Романо Дром» и с радостью вызвался помочь.
— Обидно, что про нас думают только плохое. Среди цыган много хороших людей, которые честно трудятся, ходят на работу, в церковь, ведут обычный образ жизни. У любой нации найдутся нечистые на руку люди, но из-за них ведь никто не называет плохим весь народ. Преступники есть везде, и от национальности это не зависит, — изливает накипевшее за долгие годы Николай.
На стареньком Nissan мы едем к его племяннице Раде. Ей понадобилась какая-то помощь по хозяйству. Сворачиваем с Барыкина на Сосновую и останавливаемся возле старого кирпичного дома.
— Здесь раньше много цыган жило. Такие дома были! Вон тот большой и вон тот, — обводит рукой окрестности Николай. — Это сейчас коттеджи стало модно строить. А в советские годы двухэтажные дома были только у цыган. Но сегодня многие из них распроданы русским.
— Зачем?
— Кто за долги, кто уходит в квартиры, а кто переезжает в другое место в поисках лучшей жизни.
— А сейчас цыгане кочуют?
— Да нет. Слышал, что в России кочевой образ жизни ведет 1% цыган. Думаю, у нас и того меньше.
Нас встречает скромно одетая цыганка с большими золотыми серьгами в ушах. Просит не разуваться и зовет за стол. На небольшой кухне — скромная мебель, в углу — печь, чисто. Рада наливает чай и извиняется за отсутствие лакомств: не успела сходить в магазин.
15 лет назад от Рады ушел муж. С тех пор она одна. Сначала растила детей. Теперь — внуков. С гордостью рассказывает о том, что дочь получила образование: закончила 11 классов. Сын, правда, не успел — в 9-м женился. Теперь у него две дочки. На подходе третий ребенок. О своем прошлом цыганка рассказывает с удовольствием, а вот от фотокамеры уворачивается. На очередную попытку фотокора заполучить колоритный снимок выругалась на своем языке и одарила суровым цыганским взглядом. После такого направлять объектив в ее сторону уже не хотелось. Зато внучку Рада презентовала без тени стеснения. Трехлетняя Злата словно создана для фотосессий.
Рада рассказывает о том, как трудно живется. Денег совсем нет. Выручают огород и хозяйство: женщина держит корову, свиней. Продает молоко и мясо.
— А гадать не пробовали?
— Не верю я в это. Моя мама гадала, чтобы выжить. Но я знаю, что она толком-то и не умела этого делать. Там у нас на Крайней была одна гадалка. Вот она была настоящая — к ней все начальство города и даже прокуроры ходили. А все остальные… Не верю я им, — машет рукой цыганка.
В семье работает только дочь Рады. Сын сидит дома. И это норма. В перманентном поиске рабочего места пребывают многие цыганские мужчины. Спроси у любого из них, где он работает, и 8 из 10 непременно скажут: только что уволился, ищу новую. Но тунеядца у цыган никогда не попрекнут куском хлеба. К проблеме постоянной нехватки денег у этой нации отношение философское.
Недавно у Рады повалился забор. Говорит, помогали всем цыганским миром: «Кто пятьдесят тысяч давал, кто сто — так и собрали деньги. Отремонтировали и поставили», — с гордостью рассказывает женщина.
Племянник Рады Иван долго не хочет нас отпускать. Просит передать привет одному нашему знакомому тележурналисту. «Он мой друг. Мы вместе в детстве росли», — не обращая внимания на наше удивление, рассказывает цыган.
Пока стоим, мимо дома проезжают две груженные ломом повозки. И один велосипед. Рядом — пункт сдачи металлолома.
— Где они берут столько металла?
— Собирают. Иногда скупают за бесценок, а потом перепродают.
— У милиции другая версия…
— Не-ет. У нас никто не ворует.
В своем ответе Иван так убедителен, что дальнейшие расспросы о природе возникновения металла в цыганских закромах становятся бессмысленными. Тем временем велосипедист с пустым багажником возвращается назад. Заработал 65 тыс.
— Негусто, — оценивает доход соседа Иван. — Но ведь и их никто не даст.
Две девочки погодки — Сандра и Рената — с любопытством разглядывают неместных. У Сандры светлые волосы. Говорят, такое у цыган случается, когда мешается кровь.
Свою маму, наполовину цыганку, наполовину украинку, сестры не помнят. Она оставила их, когда те еще ползали. Что-то не заладилось у нее с мужем и отцом девочек, собралась да уехала на родину в Украину. Теперь детей растят бабушка и тетя Зоя.
Малышки проводят экскурсию по дому. Хотя демонстрировать здесь особо нечего. В гостиной из мебели только диван и стол. В других комнатах — видавшие виды комоды и кровати. Сестры показывают, кто где спит. Из их рассказа получается, что членов семьи как минимум в два раза больше, чем спальных мест в доме.
На прощание угощаем девочек жвачкой. Они просят еще.
Следующий адрес — дом Николая и Альбины. Во дворе две машины. Одна — подержанная иномарка, вторая… верно — «Жигули». О многолетней преданности цыган именно этой марке авто ходят легенды. Сами цыгане свою любовь к ВАЗу объясняют просто: любую поломку в этом автомобиле можно исправить самостоятельно, не прибегая к помощи автослесаря.
На пороге нас встречает глава семейства — мужчина лет пятидесяти. В руках у него молоток: хозяин починяет дверь в гостиной. Нас тут же усаживают на диван. Судя по обстановке, здесь живут крепкие цыганские середнячки. На полу ковры, на стене — многодюймовый телевизор.
С Николаем и Альбиной в доме проживает еще восемь душ: три дочки, сын с невесткой и трое внуков. Все они каким-то чудом размещаются всего в двух комнатах.
Молодежь, заслышав звуки затвора фотокамеры, заперлась в зале.
— Не надо нас фотографировать.
— Почему?
— Потом все смеяться будут и обсуждать, — объясняет одна из девушек. После чего берет веник и начинает мести пол возле порога. Где-то приходилось слышать, что если уж цыганка при гостях делает такое, расположения от нее не жди.
Ситуацию разрядила средняя дочь — Вера. Она только что вернулась с работы. Одета девушка по последней моде. Юбка не в пол, а до колена.
— Такую длину можно, пока не замужем, — поясняет цыганка. — А замуж выйдешь — уже от мужа зависит. Одни разрешают, другие — нет.
— Ой не знаю. Мне бы и разрешил муж — не надела бы. Стыдно это. Знаете, как наши люди говорят потом? А! Это она уже мужика другого захотела, так юбку такую надела. Нет, это позор так ходить, — выговаривает Вере ее сноха.
— А это правда, что замуж берут у вас только девственниц?
— Конечно. У нас даже обычай такой — на свадьбе простыню выносят. И всем гостям показывают. Если девушка нечестная оказалась — позор ей и всей ее семье потом.
После таких откровений девушки оттаяли и согласились-таки на фотосессию. Пошли наряжаться. Чтобы гости не скучали, глава семейства включил DVD с цыганскими песнями. В клипах лошади всех пород и мастей галопом скачут по ЖК-экрану. Цыган, затаив дыхание, не сводит с гнедых своих горящих глаз.
— Ну, посмотри, какие красавцы! — причмокивает Николай.
— А у вас есть лошадь?
— Был конь. Продал, — вздыхает мужчина. — Деньги нужны были. Но обязательно куплю. Какой же цыган без коня?
Через 15 минут вышли наряженные девушки.
Еще позже цыганок и вовсе как подменили. Позабыв о том, с чего начиналась наша встреча, они разговорились и рассказали о своей главной проблеме — безработице.
— Стоим с мамой на бирже. Как только там для нас находится подходящая работа, нам дают номер телефона. Мы звоним. Нам говорят: «Да, приходите». Приходим, видят, что цыганка, и отказывают. Уже не знаем, сколько раз такое было. Обидно. Мы ведь хотим работать. Почему к нам такое отношение? — недоумевает Светлана. — Пусть бы спросили о нас, узнали бы, что мы честные и порядочные. Вон, наша Вера уже сколько на «Стеклолюксе» работает! И начальство довольно ею.
Цыганское радио сработало исправно. Прослышав, что на его земле журналисты, в дом Николая и Альбины пожаловал сам барон. Впрочем, обряд посвящения в бароны Жан не проходил. Просто, будучи уважаемым человеком, взял на себя обязанности по поддержанию в округе порядка. Вот и сейчас приехал посмотреть, все ли спокойно. Убедившись в нашей адекватности, цыганский предводитель засобирался домой, кинув с порога:
— Ну что? Когда закончите, жду вас у себя?
Дом барона не спутаешь ни с каким другим. Выглядит внушительно, но без особых изысков. Никаких расписных башенок и мозаичных витражей из цветного стекла. Зато внутри — и хрустальные люстры, и мейсенский фарфор…
Жан проводит нас по дому. Знакомит с приятной моложавой женщиной — это жена Светлана, с единственной дочерью Златой и самой большой своей радостью — внучкой Раминой.
— Хочу, чтобы она артисткой была, — не сводит глаз с девочки барон. Глядя на Рамину, которая в свои четыре года не поленилась нарядиться к приходу гостей, в ее артистическом будущем совсем не сомневаешься.
Затем нас приглашают за огромный стол. От роскоши взгляд не может сконцентрироваться на хозяине дома, а мысли — те и вовсе не собрать. Приходится задавать дежурный вопрос.
— В обществе сложился стереотип: цыган — вор, обманщик, бездельник. Как думаете, почему и кто в этом виноват?
— Не исключаю, что среди представителей нашего народа имеются и такие люди. Но их не больше, чем в любой другой нации. Одна из наших бед — низкий уровень образованности. Многие не закончили даже начальную школу. Сейчас, правда, ситуация меняется к лучшему: все больше цыган получают не только среднее, но и высшее образование. Но это среди тех, кто более-менее обеспечен. На селе же все по-прежнему. Цыгане держат хозяйство, за ним нужно смотреть. И дети сызмальства помогают родителям это делать. Взять хотя бы меня. Мой отец был уважаемым человеком, богатым, но богатство он это заработал упорным трудом: держал много скота. В нашей семье любые рабочие руки на вес золота были. Какая там школа!
— Почему подавляющее большинство цыган не работает?
— Во-первых, как мы уже говорили, из-за отсутствия образования. А во-вторых, думаю, из-за свободолюбия своего. Цыган должен заниматься любимым делом. Откройте конезаводы для цыган, и они смогут обучать лошадей, смогут работать кузнецами — заниматься теми профессиями, которыми они зарабатывали сотни лет. Цыгане хорошие артисты, но почему-то в последнее годы об этом все забыли и не хотят говорить. Общество отвернулось от цыган. Из-за их неграмотности они не знают законов, не знают, как им вести разговор с властями. За цыган некому заступиться.
— Поэтому цыганам нужны и барон, и другие люди, которые помогали бы защищать их интересы, — вступает в беседу Николай. — У нас много планов и соображений, как улучшить жизнь нашего народа. К примеру, я, являясь представителем цыганской общины, могу встречаться с администрацией района, доносить до них цыганские проблемы. Жан имеет весомый авторитет среди цыганского народа. Его слушают. Он может повлиять на поведение отдельных представителей нашей нации.
— Но почему тогда, раз барон такой уважаемый и его все слушают, цыгане продолжают пополнять криминальные сводки?
— Если кто-то из наших преступил закон, мы можем собрать сход общины, на котором решаем, как с ним быть дальше. Наказать можем по-разному. Смотря что он сотворил. Самое страшное наказание — изгнание. Другое дело, что не на всех это сегодня действует. Лес неровный, и люди неровные.