Как называют основные разделы закона
Основные разделы закона
Название раздела | Краткое пояснение | |
1. | Общие положения | Раскрывает основные понятия закона, принципы государственной политики в сфере образования и полномочия органов государственной власти. |
2. | Система образования | Рассматривает структуру системы образования, образовательные стандарты и программы, а также формы получения образования и формы обучения. |
3. | Лица, осуществляющие образовательную деятельность | Вопросы создания, реорганизации, ликвидации и управления образовательными организациями. |
4. | Обучающиеся и их родители (законные представители) | Основные права, обязанности и ответственность обучающихся и их родителей (законных представителей), защита прав обучающихся и родителей. |
5. | Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность | Права и свободы, обязанности и ответственность педагогических работников, аттестация педагогических работников. |
6. | Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений | Общие требования к приему на обучение, целевой прием, промежуточная и итоговая аттестации, документы об образовании. |
7. | Общее образование | Структура общего образования, преемственность программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, формы получения общего образования. |
8. | Профессиональное образование | Структура среднего профессионального образования и высшего образования. Общие требования к организации приема в образовательную организацию для обучения по программам бакалавриата (академического, прикладного) и программам специалитета. Вопросы интеграции систем образования. |
9. | Профессиональное обучение | Организация профессионального обучения. Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих, программам переподготовки рабочих и служащих, программам повышения квалификации рабочих и служащих. |
10. | Дополнительное образование | Организация дополнительного образования детей и взрослых. Дополнительное профессиональное образование. |
11. | Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования обучающихся | Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности, особенности реализации профессиональных образовательных программ. |
12. | Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности | Государственная регламентация образовательной деятельности. Лицензирование и аккредитация образовательной деятельности Государственный контроль (надзор) в области образования. Независимая оценка качества образования. |
13. | Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования | Принципы экономической деятельности в сфере образования. Контрольные цифры приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Осуществление образовательной деятельности за счет средств физических и юридических лиц. Имущество образовательных организаций. |
14. | Международное сотрудничество в сфере образования | Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования. Подтверждение документов об образовании и (или) квалификации. Признание документов иностранных государств об образовании и (или) квалификации |
15. | Заключительные положения | Вступление в силу настоящего Федерального закона. Обеспечение реализации положений настоящего Федерального закона. |
?Чем, на Ваш взгляд, обусловлена представленная структура закона«Об образовании в РФ»:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
?В каких ситуациях Вы будете обращаться к закону:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
? Почему нужно знать законы педагогу________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Базовые положения закона «Об образовании в РФ»
Организация (образовательная) является обобщенным понятием для различных организационно-правовых форм.
?Каковы, на Ваш взгляд, основные изменения, определяемые законом «Об образовании в РФ», в структуре системы образования? Как вы оцениваете данные изменения?
?Чем, по Вашему мнению, обусловлены предлагаемые в законе «Об образовании в РФ», требования:
Основные отрасли права
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Понятие отрасли права
Отрасль права — это совокупность правовых норм, которые регулируют целую сферу однородных, близких по своему характеру общественных отношений. Отрасль характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования.
Один из критериев разделения системы на отрасли — отличия одних социальных отношений от других по содержанию, целям, задачам.
Прежде всего все отрасли российского права различают по предмету правового регулирования.
Предмет правового регулирования— это совокупность общественных отношений, которые регулируются нормами соответствующей отрасли. Его отличительные признаки:
Метод правового регулирования— это приемы и способы, с помощью которых нормы, образующие отрасль, воздействуют на ее предмет.
Конституция РФ — исходная база всех отраслей права. В России система права охватывает около 30 отраслей.
Рассмотрим важнейшие группы отраслей права.
Виды и характеристики отраслей права
По назначению
Все отрасли права РФ по назначению делятся на два типа:
Материальные — состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения:
Процессуальные — состоят из норм, которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права:
Процессуальное право представляет собой системы норм, которые регламентируют правовые процедуры при разрешении споров или при определении ответственности за правонарушения. В России признано пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный, конституционный.
По предметному единству
По предметному единству отрасли права делятся на следующие виды:
По сфере интересов
По регулируемым отношениям (по сфере интересов) отрасли права делятся на следующие типы:
Публичное право — совокупность отраслей права, которые защищают общий интерес всего государства.
Частное право — совокупность отраслей права, которые обеспечивают частный интерес отдельной личности, коллективов людей.
Критерии, по которым право разделяют на публичное и частное:
Отдельно выделяют международное право, которое не входит в систему права ни одного государства. Оно представляет из себя совокупность правовых норм, которые регулируют отношения между государствами. Это своего рода наднациональная отрасль права.
Таблица основных отраслей права РФ
Содержание правовой отрасли
Регулирует социально-значимые общественные отношения, основной источник это Конституция РФ.
Связано с осуществлением исполнительной власти.
Регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения субъектов права.
Предметом регулирования являются правовые отношения, связанные с землей.
Посвящено рассмотрению проблем, связанных с брачно-семейными правоотношениями.
Рассматривает отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности.
Предусматривает порядок отнесения деяний к правонарушениям, порядок наступления ответственности за их совершение.
Регулирует отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства.
Регулирует порядок судопроизводства по гражданским делам.
Регулирует межгосударственные отношения, принципы поведения государств на международной арене.
Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.
Понятие и виды институтов права
Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт регулирует их вид.
Институт права — это совокупность правовых норм, которая образует обособленную часть отрасли права. Эти правовые нормы обладают самостоятельностью и автономией, так как регулируют независимые друг от друга, но возникающие в одной отрасли права самостоятельные вопросы.
Юридическая норма является исходным элементом, ячейкой права, а правовой институт можно представить как первичную правовую общность.
Институт — это составная часть, звено отрасли. Их много и у каждого есть относительная самостоятельность.
Примеры правовых институтов:
Все институты реализуют свою деятельность в тесном взаимодействии друг с другом как внутри отрасли, так и вне ее.
Классификации правовых институтов
Самый общий критерий разделения правовых институтов — это их отраслевая принадлежность.
По сфере распространения институты делят на отраслевые и межотраслевые:
По содержанию правовые институты могут быть простыми и сложными (комплексными):
Наконец, по функции институты можно разделить на регулятивные и охранительные:
Что нужно знать каждому об основном законе страны?
Что такое Конституция?
Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт Российской Федерации.
Документ обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина, а также конституционные поправки и процедуры пересмотра Конституции.
Когда была принята Конституция?
Действующая редакция Конституции была принята народом России 12 декабря 1993 года, путем всенародного голосования. В этот же день состоялись первые в современной истории выборы в Государственную Думу.
За принятие Конституции проголосовало 58,43 %.
Когда Конституция вступила в силу?
Она начала действовать со дня опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.
Из чего состоит Конституция?
Действующая Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов.
В преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в нее поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.
Кто может инициировать внесение изменений в Конституцию?
Инициировать изменение Конституции могут только Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, законодательные органы регионов и группа не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Как могут вноситься изменения в Конституцию?
Смотрите также
Как инициатива становится законом
Изменения Конституции, кроме отдельных глав, оформляются в виде федерального конституционного закона, принимаемого Государственной Думой и Советом Федерации, и одобренного законодательными органами не менее двух третей регионов Российской Федерации.
Главы, касающиеся основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, а также порядка пересмотра Конституции, изменяются только по решению Конституционного собрания, которое созывается в случае если предложение об изменении поддержано тремя пятыми голосов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Конституционное собрание может само принять новый текст Конституции либо может вынести этот вопрос на всенародное голосование.
Наиболее важными изменениями Конституции можно назвать увеличение срока полномочий Президента с 4 до 6 лет (решение было принято 30 декабря 2008 года). В этот же день был продлен срок полномочий депутатов Государственной Думы с 4 до 5 лет. Кроме того, поправки предусматривали ежегодный отчет Правительства перед Государственной Думой.
21 марта 2014 годы был изменен состав Российской Федерации: 84 и 85 субъектами Федерации стали Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
В этом же году были объединены Арбитражный и Верховный суды: Высший Арбитражный Суд РФ упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, были переданы в юрисдикцию Верховного Суда РФ.
Какие вопросы, согласно Конституции, относятся к ведению Государственной Думы?
С некоторыми из положений основ конституционного строя вы можете ознакомиться на наших карточках
Закон юридическое понятие и виды в современном понимании
Понятие и виды закона
Современное юридическое понимание закона выражается через определения закона как принятого в особом порядке «первичного правового акта» по основным вопросам жизни государства, «непосредственно выражающего общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой» (См.: Алексеев С.С. Общая теория права).
Понимание закона сводится к определению его формы выражения, при этом содержательная часть закона формулируется как общая государственная воля, регулирующая важные общественные отношения.
Понятно, что законы занимают особое место в системе нормативно-правовых актов. Их ведущее положение определяется опять же общим установленным порядком, согласно которого законы принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума. Их принятие, изменение, дополнение или отмена осуществляются в особом процессуальном порядке; и обладают законы высшей юридической силой.
Содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить закону, и никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, издавшего закон.
Федеральные законы (ФЗ) принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные наиболее важные аспекты общественных отношений (экономические, социальные, политические и др.).
Федеральные законы, в свою очередь, подразделяются на органические (кодифицированные) законы и обыкновенные, иными словами Кодексы и просто ФЗ.
Законы субъектов Российской Федерации не могут противоречить общефедеральному законодательству и действуют только на территории субъекта Федерации. Основными нормативными актами, регламентирующими взаимоотношения органов власти и граждан на уровне республик, являются конституции республик, на уровне краев и областей — уставы, выполняющие функции региональных конституций.
Виды законов по содержанию: общие, действующие в отношении всех граждан данного государства; специальные, издаваемые в отношении отдельных социальных групп или классов, а также для регулирования специальных отношений, отличающихся особенностями, которые не соответствуют общим нормам и требуют потому особых норм.
Виды законов по предмету правового регулирования — административные, гражданские, уголовные, процессуальные и др.
Непонимание закона влечет неправильное (неверное) его применение, а значит, на практике законодатель не добивается тех целей, которые он ставил, издавая данный закон, и государство утрачивает регулирующую функцию в тех общественных отношениях, которым и посвящен тот или иной блок «непонятых» законов.
Определение закона классиком
Раскрывая понятие, содержащееся в юридическом определении, юрист иногда находит в нем неисчерпаемое богатство: иногда из одного закона путем силлогизмов можно вывести целый ряд юридических определений.
Мейер Д. И. Существо закона и его виды
Статья 28. Структурные элементы нормативного правового акта
Структурными элементами нормативного правового акта являются преамбула, разделы, главы, статьи, пункты, подпункты, части, абзацы.
Нормативный правовой акт может иметь преамбулу – вступительную часть, содержащую информацию о причинах, условиях и целях его принятия (издания). Включение нормативных предписаний в преамбулу, как правило, не допускается.
Текст нормативного правового акта в зависимости от его вида может подразделяться на статьи или пункты, которые могут объединяться в главы и разделы. Законы, в том числе кодексы, как правило, подразделяются на статьи, иные нормативные правовые акты – на пункты. Кодексы должны содержать оглавление. Оглавление может содержаться и в иных значительных по объему нормативных правовых актах.
Статьи и пункты нормативного правового акта – основные структурные элементы нормативного правового акта, содержащие законченные нормативные положения. Статьи, как правило, должны иметь название, отражающее их содержание.
Статьи нормативного правового акта обозначаются арабскими цифрами, после которых ставится точка. Название пишется строчными буквами в той же строке. Пункты обозначаются арабскими цифрами с точкой и названия не имеют.
Статьи нормативного правового акта могут подразделяться на части (абзацы) или пункты. В свою очередь части могут подразделяться на абзацы; пункты – на подпункты, части или абзацы; подпункты – на части или абзацы.
Главы нормативного правового акта – структурные элементы нормативного правового акта, объединяющие в себе статьи (пункты) этого акта. Главы обозначаются арабскими цифрами и должны иметь название, которое пишется прописными буквами и размещается в центре строки.
Разделы нормативного правового акта – структурные элементы нормативного правового акта, объединяющие главы этого акта. Разделы обозначаются римскими цифрами и должны иметь название, которое пишется прописными буквами и размещается в центре строки.
Абзац нормативного правового акта – часть текста, выделяемая отступом в первой строке и начинающаяся со строчной буквы, кроме первого абзаца части, который начинается с прописной буквы. Абзацы, как правило, заканчиваются точкой с запятой, кроме первого абзаца соответствующего структурного элемента, который заканчивается двоеточием, и последнего абзаца, который заканчивается точкой.
Подпункты нормативного правового акта – абзацы, являющиеся составной частью пункта и обозначаемые несколькими арабскими цифрами с точками после каждой из них, первая из которых обозначает номер пункта.
Часть нормативного правового акта – структурный элемент нормативного правового акта, состоящий из абзаца (нескольких абзацев) и представляющий собой смысловое единство. Часть начинается с прописной буквы и заканчивается точкой, кроме последней части подпункта, которая может заканчиваться точкой с запятой. В случае, если часть состоит из нескольких абзацев, абзацы начинаются со строчной буквы, кроме первого абзаца части, который начинается с прописной буквы. При этом первый абзац части заканчивается двоеточием, все последующие – точкой с запятой, кроме последнего абзаца, который заканчивается точкой.
Если часть является структурным элементом пункта или подпункта, то первая часть пункта, подпункта, как правило, начинается с арабской цифры с точкой, после которой следует прописная буква, или с нескольких арабских цифр с точками после каждой из них, после которых следует строчная буква.
Нумерация разделов, глав, статей, пунктов (кроме пунктов в статьях) должна быть сквозной для всего нормативного правового акта, пунктов в статьях – сквозной для каждой статьи, подпунктов – сквозной для каждого пункта.
Нумерация структурных элементов должна быть единообразной для всего нормативного правового акта.
Использование в нормативных правовых актах указанных в настоящей статье структурных элементов с несвойственными им цифровыми или иными обозначениями допускается в исключительных случаях и при наличии в нормативных правовых актах специальных оговорок.