Как называют новгородцев в простонародье
Как называют себя жители российских населенных пунктов?
Закономерности и необычные названия
Именование жителей населенного пункта (или области) в науке называется сложным словом «катойконимы», или этнохоронимы. Нет каких-то определенных правил, по которому именуют жителей того или иного российского города, есть лишь некоторые закономерности.
Но в данном правиле есть и несколько исключений: брянцы — в Брянске, нижнекамцы — в Нижнекамске, рыбинцы — в Рыбинске, тоболяки — в Тобольске.
Часто на то, как зовутся жители, влияет старое название населенного пункта. К примеру, Архангельск ранее звался Архангельским городом, а жители, соответственно — архангелогородцами. Наименование осталось и по сей день.
Архангелогородцы празднуют 435-летний юбилей родного города, 2019 г.
Фото: Артём Келарев, m.region29.ru
Жители Торжка зовутся новоторами, поскольку раньше город называли Новый торг. Город Энгельс имел до 1931 года название Покровск, поэтому наряду с катойконимом «энгельситы» используется и старое название — «покровчане».
Долгие годы спорят краеведы по поводу того, почему же жители города Мценск называются себя амчанами. Причина в том, что ранее в простонародье город называли Амченском, отсюда и пошло название жителей.
Нелегко сразу понять, какой катойконим использовать для названия жителей городов со сложными двойными названиями. Здесь также встречаются многие необычные названия. К примеру, жители Гуся-Хрустального зовутся гусевчане (также гусевцы); жители Старой Руссы — рушане; жители Великого Устюга — устюжане; жители Набережных Челнов — челнинцы.
Как называли себя русские до того, как стали русскими?
Хань, луораветланы, кимры, нохчи, картвелы – далеко не всем может быть понятно, что обозначают эти странные слова, хотя на самом деле за ними скрываются названия хорошо всем известных народов. Хань – доминирующая народность в Китае, за многосложным и тяжелым для чтения словом «луораветланы» скрываются привычные нам чукчи, кимры – жители холмов и равнин Уэльса, а нохчи – чеченцы. Картвелов же мы называем грузинами. Все эти малоизвестные слова – самоназвания этих народов, которые в силу различных исторических и языковых причин не прижились в русском языке, а пришлись ко двору другие, первоначально чуждые этим народам слова, которые в лингвистике принято называть экзонимами. Разумеется, такая путаница в названиях и наречениях разных этносов является частым явлением. И периодически название русских по версии иностранцев тоже может вызвать удивление.
Как русских называют иностранцы?
На заре времен, в далекую, древнюю эру, когда славяне еще были единым народом, они были известны античным авторам под двумя разными именами. Первый вариант – анты. Весьма вероятным кажется, что это экзоним и едва ли сами древние славяне когда-либо так себя называли, второй вариант, который звучит как «склавины», определенно ближе к самоназванию, хоть он тоже и пережил множественные трансформации за время своего перехода из языка древних славян в латынь.
В Средние века европейцы в основном оперировали двумя названиями для обозначения Руси. Это странное и древнее слово «Рутения», которое является результатом логической ошибки, т.к. европейцы напрасно старались установить преемственность непонятных северных варваров-русских по отношению к известным по летописям кельтам-рутенам. Второй вариант – Московия, основанный от названия древней столицы русских, Москвы.
Из современных же экзотических вариантов названия удивителен финский вариант, который звучит как Венайя (Venäjä), а название самих русских, соответственно, как веналайнен (venäläinen). Такой непривычный для нас вариант названия обусловлен тем, что самыми первыми славянами, с которыми столкнулись финны, были не дожившие до нашего времени племена балтских славян-венедов. Финны сумели сохранить народную память об этом давно утраченном народе и впоследствии ретранслировали их название на ближайшего славянского соседа – Россию. Впрочем, финский язык вообще обладает странным стремлением к переиначиванию названий других европейских стран: Франция по-фински почему-то называется «Ранска», а Швеция – «Руости» (примечательно, что как раз-таки финское название Швеции образовано от слова «Русь»).
Похожим путем пошел и другой финно-угорский народ Европы – эстонцы. Они тоже образовывают название России от уничтоженного немцами в средние века племени венедов и называют нашу страну Венамаа.
Литовцы возводят название России к древнему восточнославянскому племени кривичей. Звучит это как Криевия. На самом деле такой вариант в чисто историческом смысле правильней, чем эстонский и финский. Так как кривичи, безусловно, оказали влияние на возникновение русских, и, фактически, являются одними из наших предков, в то время как венеды, образно выражаясь, в лучшем случае претендуют на право считаться нашими двоюродными (если даже не троюродными) братьями.
В большинстве же случаев название нашей страны и нас, ее жителей, воспроизводится от корня «Росс» в различных его вариациях. Иногда, впрочем, эти метаморфозы становятся значительны: например, венгры называют Россию – Оросорсаг.
Как называли себя наши предки?
Сами же жители Древней Руси эпохи средних веков чаще использовали для самообозначения названия своих племен: кривичи, древляне, поляне и т.д. Любопытно, что древние новгородцы сами себя называли словенами, а термин «Русь» использовали по отношению к своим южным соседям, и в легендарных берестяных грамотах можно найти занятные утверждения о том, что кто-то из новгородцев уехал в Русь. Осознание культурно-исторического родства и принадлежности к единому, русскому корню на тот момент все-таки существовало, но не играло такой большой роли.
Неудивительно, что в эпоху феодальной раздробленности, в мире удельных князей и частых братоубийственных войн будущие русские стали забывать о своем родстве, отдавая приоритет частному, а не общему. Однако помогла беда. В XIII веке из необъятных степей Азии хлынула неистовая волна могучих захватчиков – монголов, которая на долгие три столетия похоронила под собою независимость русских земель. Впрочем, именно острая, живая необходимость противостоять оккупантам стала импульсом для рождения той центробежной силы, которая и привела восточных славян к осознанию своего единства.
Известнейший отечественный ученый-историк Лев Николаевич Гумилёв писал на этот счет следующее: «На Куликово поле пришли москвичи, серпуховчане, ростовчане, белозерцы, смоляне, муромляне… а ушли с него – русские».
Источник
Прозвища, которые получили жители регионов России
Почти каждый регион России одаривает своих уроженцев не только именами, но и прозвищами. Почему псковичей называют скобарями, жителей Великого Новгорода — долбежниками, а пермяков — солеными ушами?
На официальном научном языке такие прозвища называются экзоэтнонимами. Если прозвище обидное, то это этнофолизм. Так, например, этнофолизмом с недавних пор стало слово «негр» по отношению к негроидам, а во время Великой Отечественной войны этнофолизмом было слово «фриц» по отношению к немцам. Сегодня самыми известными экзоэтнонимами в русском языке являются слова «москаль» и «хохол»
5 картинок и текст
Пермяки — соленые уши
Соляной промысел на Урале — один из основных начиная с XV века. Соответствующее прозвище получили грузчики пермских пристаней на Каме, таскавшие на плечах полупудовые мешки с ценным товаром. От работы их уши, постоянно трущиеся о мешки с солью, просаливались и краснели. На центральной улице Перми, Комсомольском проспекте, около гостиницы «Прикамье» даже установлен бронзовый овал с ушами, в который любой желающий может поместить лицо и увековечить себя для потомков. В 2009 году журналом «Русский мир» этот объект городского дизайна был признан самым странным памятником России.
Вятичи (кировчане) — свистоплясцы и слепороды
Прозвищ сразу два, но связаны они с одним и тем же историческим казусом: Хлыновским побоищем. Случилось это в 1392 году (по другой версии — в 1418-м), когда Вятку (тогда она называлась Хлыновым) осадили татары. На подмогу соседям выдвинулось войско из Великого Устюга, но татары неожиданно ушли сами, а устюжане подошли к Хлынову не с той стороны, откуда их ждали. К тому же дело было ночью. Вятичи приняли их за татар, окружили в овраге, названном позже Раздерихинским, и завязался бой. Пока разобрались, что к чему, погибло несколько сотен воинов и с той и с другой стороны. Так вятичи получили прозвище слепороды.
В память об этом трагическом недоразумении на краю Раздерихинского оврага построили часовню во имя архангела Михаила и учредили ежегодный праздник «Свистопляска», который отмечался в четвертую субботу после Пасхи. Праздник начинался с панихиды по убитым, а затем перерастал в дикое веселье с кулачными боями и свистом в специально сделанные к этому дню свистульки. По обе стороны злополучного оврага становились толпы народа и, оглашая окрестности неимоверным гамом, устраивали шуточную баталию, бросая друг в друга глиняные шарики. Кстати, свистульки эти вскоре переродились в знаменитую дымковскую игрушку, так как изготавливали их в основном на окраине Хлынова, в деревне Дымково.
Прозвища, которые получили жители регионов России
Почти каждый регион России одаривает своих уроженцев не только именами, но и прозвищами. Почему псковичей называют скобарями, жителей Великого Новгорода — долбежниками, а пермяков — солеными ушами?
На официальном научном языке такие прозвища называются экзоэтнонимами. Если прозвище обидное, то это этнофолизм. Так, например, этнофолизмом с недавних пор стало слово «негр» по отношению к негроидам, а во время Великой Отечественной войны этнофолизмом было слово «фриц» по отношению к немцам. Сегодня самыми известными экзоэтнонимами в русском языке являются слова «москаль» и «хохол».
Пермяки — соленые уши
Соляной промысел на Урале — один из основных начиная с XV века. Соответствующее прозвище получили грузчики пермских пристаней на Каме, таскавшие на плечах полупудовые мешки с ценным товаром. От работы их уши, постоянно трущиеся о мешки с солью, просаливались и краснели. На центральной улице Перми, Комсомольском проспекте, около гостиницы «Прикамье» даже установлен бронзовый овал с ушами, в который любой желающий может поместить лицо и увековечить себя для потомков. В 2009 году журналом «Русский мир» этот объект городского дизайна был признан самым странным памятником России.
Вятичи (кировчане) — свистоплясцы и слепороды
Прозвищ сразу два, но связаны они с одним и тем же историческим казусом: Хлыновским побоищем. Случилось это в 1392 году (по другой версии — в 1418-м), когда Вятку (тогда она называлась Хлыновым) осадили татары. На подмогу соседям выдвинулось войско из Великого Устюга, но татары неожиданно ушли сами, а устюжане подошли к Хлынову не с той стороны, откуда их ждали. К тому же дело было ночью. Вятичи приняли их за татар, окружили в овраге, названном позже Раздерихинским, и завязался бой. Пока разобрались, что к чему, погибло несколько сотен воинов и с той и с другой стороны. Так вятичи получили прозвище слепороды.
В память об этом трагическом недоразумении на краю Раздерихинского оврага построили часовню во имя архангела Михаила и учредили ежегодный праздник «Свистопляска», который отмечался в четвертую субботу после Пасхи. Праздник начинался с панихиды по убитым, а затем перерастал в дикое веселье с кулачными боями и свистом в специально сделанные к этому дню свистульки. По обе стороны злополучного оврага становились толпы народа и, оглашая окрестности неимоверным гамом, устраивали шуточную баталию, бросая друг в друга глиняные шарики. Кстати, свистульки эти вскоре переродились в знаменитую дымковскую игрушку, так как изготавливали их в основном на окраине Хлынова, в деревне Дымково.
Псковичи — скобари
Считается, что это прозвище появилось из-за того, что на Псковщине по приказу Петра I делались скобы для строящегося флота России. По другой версии, слово «скобарь» — производное от слова «скупой». Так жителей Псковщины называли их соседи — латыши, литовцы и немцы (skops, skupes, skeptisch). Но псковичи на это слово не обижаются. В городе даже установили скульптуру мастерового, держащего в руках подкову. Ежегодно празднуется День скобаря, издается литературный альманах «Скобари», существует несколько спортивных команд и сувенирных магазинов с таким названием.
Муромцы — святогоны
Потому что в XIII веке обвинили в прелюбодействе муромского епископа Василия и выгнали его из своего города («недостойно тебе имети дев в храмине своей на ложе»). Об этом случае говорится в «Повести о епископе Василии», созданной три века спустя. Однако неизвестный летописец оправдывает священника и говорит, что муромцев «бес попутал» и обвинение было ложным. А чтобы доказать праведность Василия, он рассказывает, что епископ подошел к Оке, положил на воду свою епископскую мантию, встал на нее и поплыл против течения в Старую Рязань, где его приняли с распростертыми объятиями. В XIX веке епископ Василий Рязанский был возведен в ранг святого, а к попутанным бесом муромцам навсегда прилипло прозвище святогоны.
Холмогорцы — заугольники
Потому что «царя из-за угла встречали». И вот как, согласно городской легенде, это было. В 1693 году молодой царь Петр I решил совершить инспекционную поездку на Русский Север — в Вологду и Архангельск. Заехал он и в Холмогоры. Но когда Петр со своей свитой прошелся по городку, его удивило, что на улицах совсем нет людей. Те же, что все-таки встречались, опасливо выглядывали из-за углов и подворотен, но лишь царь подходил ближе, тут же убегали. Наконец, под руку ему подвернулся какой-то древний старик. «Что ж вы прячетесь от меня?» — спросил он окаменевшего от страха старика. «Дак как же не прятаться, батюшка, — ответил старик. — Предки-то наши из Новгорода от Грозного Ивана-царя сюда сбежали, так вот теперь и боимся, что ты нас за это наказывать станешь». Рассмеялся царь: «Не боись, дед, и всем скажи: кто старое помянет, тому глаз вон. Эх вы, заугольники». Так и приклеилось к жителям Холмогор это «царское» прозвище.
Москвичи — москали
Считается, что москаль — это искаженное «москвич». Но это не совсем так. В XVII–XIX веках словом «москаль» в Малороссии называли солдат русской армии. Так, в 1819 году украинский писатель Иван Котляревский написал пьесу «Москаль-чародей», главным героем которой был русский солдат, москаль по фамилии Лихой. При этом слово «москаль» не имело тогда негативного, оскорбительного значения. Также часто в украинской литературе XIX века встречается выражение «забрали в москали», то есть в солдаты. Некоторые историки считают, что москалями на Украине называли всех русских служивых людей: военных, чиновников и дворян. А простой народ, крестьян, — кацапами (цап, или кацап, — по-украински «козел», что гораздо оскорбительнее). Исследователи подсчитали, что в творчестве Тараса Шевченко слово «москаль» встречается 117 раз. Из них 70 раз в смысле «солдат» и лишь 30 раз — в смысле «русский». Интересно, что в наше время москалями на Западной Украине часто называют своих же граждан, украинцев, но живущих на востоке страны и в ее центральной части.
А вот украинцев русские прозвали хохлами за их внешний вид: длинные опущенные вниз усы и свисающий с головы хохол-оселедец. В старину такой чуб могли носить только представители знатных родов. Например, мы знаем, что таковой был у киевского князя Святослава. Во времена Запорожской Сечи хохлы вошли в повсеместную моду. Вспомните картину Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Однако отпустить хохол мог только побывавший в настоящем бою козак. Молодым, необстрелянным бойцам иметь его не разрешалось. Кстати, в Москве есть Хохловская площадь и Хохловский переулок, в котором расположена церковь Троицы Живоначальной в Хохлах.
Интересности 17 декабря, 2018 5 544 просмотра
Кому из древних новгородцев давали «аппетитные» и «судьбоносные» фамилии
Пока жители всей Руси довольствовались именами и прозвищами, новгородцы уже с XIII века начали величать друг друга по фамилии.
Обидные
Многие исконные новгородские фамилии лишь на первый взгляд кажутся обидными. Например, Чудинов. Считается, что фамилия образована от названия финно-угорских племен – чудь/чухна, живших в Великом Новгороде. Отличительными чертами Чудиновых была богатырская сила. В одной из легенд упоминается, что некий чудин был силен настолько, что чихом убивал овцу. Славились чудиновы и светлыми глазами, которыми они якобы прозревали будущее. Неслучайно среди Чудиновых было много колдунов с «иным зрением».
Лингвист В. Максимов, изучавший антропонимы новгородских берестяных грамот, приходит к выводу, что фамилия Дурдев имеет «весьма достойное и даже возвышенное значение». Она восходит к редкой форме церковного имени Георгий. Правда, анализируемое берестяное послание адресовано не самому Дурдеву, а его супруге – Дурдевии, получившей прозвище-фамилию «по мужу». Не стоит искать бранного подтекста и в новгородской фамилии Олухов, ведь произошла она не от «олуха», а от имени Олуферий (греч. – свободный).
Нередко имя давалось по семейной традиции в попытке защитить новорожденного от злых духов, отпугнуть их, запутать. К этой группе относятся новгородские фамилии Некрасов (от прозвища Некрас), Найденов (от Найден) и Ненашев (от Ненаш). Иногда прозвище-фамилия отражала и реальные особенности своего хозяина. В новгородском именнике XI-XV века, как пишет В. Максимов, популярностью пользовалось прозвище Дурак, от которого позднее образовалась нелицеприятная фамилия.
И еще одну интересную особенность выявили исследователи. В Новгороде древние имена в форме односложного прилагательного (Малый, Кривой, Лютый) употреблялись новгородцами в краткой форме – Мал, Крив, Лют. От них и образовались известные сегодня фамилии – Малов, Кривов, Лютов.
«Жалящие»
Только этимологический анализ помогает выявить связь между такими новгородскими фамилиями, как Бухарин, Строков и Паскалов. Объединяет их то, что первые хозяева всех трех фамилий непременно были острословами.
Фамилия Бухарин – от «бухара» (так на новгородском диалекте с ударением на первый слог звучала оса/пчела). Строков – от «строк» (крапива). Паскалов – от «плетка». Интересно, что у последней фамилии – литовские корни. Языковеды предполагают, что она образована от мирского литовского имени Паскал (от Paskala – плеть).
Аппетитные
Новгородцев за пределами города часто называли гущеедами за страсть хлебать гущу – ячменно-гороховую похлебку. Поэтому языковед Михаил Горбаневский справедливо предполагал, что фамилия Гущин – самая что ни на есть новгородская, ведь сложно было удержаться, чтобы не назвать ребенка «вкусным и сытным» кушаньем.
Окающие
Характерное диалектное оканье новгородцев придало уникальности и их фамилиям. Далеких предков Корелиных или Корельских с большой долей вероятности можно считать жителями Великого Новгорода, чего нельзя сказать о Карелиных и Карельских.
Работящие
Не секрет, что многие фамилии происходили от рода деятельности, которым занимался тот или иной новгородец. Так, Кожеуром кликали рыбака, добывавшего рыбу зимой на озере Ильмень (в западной части современной Новгородской области). Новгородские рыбаки надевали для подледного лова фартуки из кожи, чтобы меньше замочить одежду и защитить ее от въедливого рыбьего запаха. От кожи – и Кожеур, а прозвище затем трансформировалось в фамилию Кожеуров.
Судьбоносные
В берестяной грамоте № 36 из Старой Руссы, датируемой 20-50 гг. XII века, приводится список должников, среди которых особенно выделяются два новгородца – Путила и Путила Носович. Прозвище Носович потребовалось для более точной идентификации должников с двумя одинаковыми именами.
Лингвисты считают, что от имени Путила (Путило) произошла новгородская фамилия Путилин. Имя Путило (и его двусоставные аналоги – Путислав, Путимыл, Путимир) играло роль защитного амулета. Предполагалось, что ребенок с такими именем обязан вырасти добрым, справедливым, умным, в общем, «путным». Такой, верили, не собьется с истинного Пути, а имя всегда укажет ему верную дорогу.
Выдающиеся
После падения Новгородской республики многие жители были сосланы, в том числе в Суздаль и Владимир. Краевед Виктор Огурцов в соавторстве с коренным суздальцем Николаем Шершовым в объемном труде рассказывают историю новгородских «переведенцев». В частности, исследователи доказывают, что среди высыльных было немало тех, чьи фамилии впоследствии прославились. Например, братья Тучковы – генералы, участники Отечественной войны 1812 года.
Наиболее массовый «вывод» новгородских купцов был предпринят в 1489 году. Иван Грозный повелел «перевести» из Великого Новгорода многих бояр и «житъих людей», но поместья им «жаловать» не в Москве, а во Владимире. Отдельно говорится про 17 семейств, в том числе про Денисовых, Сомовых, Кошутиных, Боровецких и Столетовых.
Получается, что известный купеческий род Столетовых берет начало в Великом Новгороде. Предки-новгородцы получили фамилию за долголетие. Были они людьми крепкими, не страдали от хворей и доживали до 100 лет. Сегодня более всего известны двое Столетовых: генерал, национальный герой Болгарии, участник Крымской войны Николай Григорьевич Столетов и его брат Александр Григорьевич – физик, заслуженный профессор Московского университета, получивший мировую славу благодаря изучению законов фотоэффекта. Его наработки помогли ученым создать квантовую и электронную теории, а также открыть атомную энергию.