Как называют людей с востока
Коренное население и список народов Дальнего Востока
По статистическим данным, население Дальнего Востока — народ довольно разнообразный. В то же время это самый малочисленный регион России. Большинство живет в Приморском крае, здесь плотность составляет 12 человек на 1 кв. км. В Магаданской области на такую же территорию приходится 0,3% об общей численности граждан. У каждого из народов свои традиции культура.
Общая информация
В современный Дальневосточный федеральный округ входит Хабаровский, Камчатский, Приморский края. Сюда же относятся Амурская, Сахалинская, Магаданская и Камчатская области. Кроме того, в состав включены республика Саха (Якутия), Еврейская автономная область и Чукотский автономный округ. Административный центр ДВО находится в Хабаровске.
Площадь региона — 6169,3 тысячи кв. км. Население — 7,6 млн человек, то есть здесь проживает только 5% от общей численности Российской Федерации.
В демографической ситуации наблюдается негативная динамика — молодежь массово покидает Дальний Восток, желая переехать поближе к столице.
Этнический состав и коренные народы
Национальный состав региона очень разнообразен. Кроме русских, на Дальнем Востоке живут народы:
В XIX веке началось активное освоение региона. Этому процессу способствовала государственная политика Российской империи: переселенцы освобождались от военной службы, выплачивали более низкие налоги, чем жители остальных регионов Российской империи, получали льготы и господдержку.
Несмотря на внушительный список названий и пеструю этнографическую картину, коренные народы не отличаются большой численностью. Поэтому их еще называют малыми этносами. У части из них есть автономные территориальные образования, но большинство их не имеет. Некоторые народы уже исчезли с этнографической карты России либо находятся на грани вымирания.
Многие языки практически забыты, помнят их только старики. Хотя с 90-х гг. в местах компактного проживания коренных народов пытаются преподавать местные языки. Но дефицит учителей, отсутствие родной речи в быту очень усложняет обучение.
Рассматривая, какой народ живет на Дальнем Востоке, выделяют следующие группы:
Внешне коренные жители Дальнего Востока достаточно похожи друг на друга. Их относят к северным представителям монголоидной расы.
Внешние черты
Для местных народов характерны расовые отличия — маленький рост, светлая кожа, прямые черные волосы, узкий разрез глаз, маленький нос, плотное телосложение. Из-за смешанных браков некоторые жители приобрели европейские черты: увеличились глаза, среди потомков появились светлоглазые люди с каштановым или русым цветом волос.
Дети от смешанных браков часто в паспорте демонстрируют свою принадлежность к коренным национальностям — это дает им привилегии при ловле рыбы или охоте на животных.
Культура и быт
В прошлом автохтонные народы Дальнего Востока были поклонниками шаманизма. Но в XVI−XIX веках их обратили в православие. Хотя некоторые люди до сих пор верят в силы природы и проводят шаманские ритуалы.
Как и прошлые времена, селятся представители коренных этносов возле водоемов и рек. Это связано с тем, что доставка самых необходимых товаров осуществляется по воде. Зимой в поселки можно попасть только на вертолёте.
Местные жители занимаются оленеводством, разводят песцов и норок, ловят рыбу — т. е. практикуют традиционные занятия их предков. Многие осваивают современные профессии. Оленеводы и рыбаки часто покидают свои жилища на длительное время, наведываясь к ним лишь изредка.
Для езды по-прежнему иногда использую оленьи и собачьи упряжки (нарты) и лыжи. В тайге и тундре часто можно увидеть охотничьи избушки — место, где можно согреться и переночевать. Покидая охотничий домик, следует оставить в нем чай, спички и дрова для случайного гостя.
Традиционная кухня непривычному к ней человеку может показаться странной. Сырая, только слегка присоленная свежая рыба или мясо, теплая оленья кровь не годятся для изнеженных европейцев или жителей средней полосы России.
Жарить мясо и рыбу у коренных народностей не принято: дичь или вялят, или варят. На топленом тюленьем жире готовят лепешки, жир также пьют с чашки или используют как соус. Популярным напитком является чай с добавлением оленьего молока.
Летом женщины отправляются на поиски дикорастущих ягод и трав — морошки, клюквы, голубики, брусники. Зимой они приправляют ими мясо и готовят различные морсы.
Приход европейского человека ознаменовался настоящей пищевой революцией в рационе местных племен. Сейчас даже консервативные охотники и оленеводы не представляют себя без каши, хлеба, соли и сахара.
Жилище народов севера называется чумом. Это конический шатер, накрытый шкурами оленей, непромокаемой тканью или брезентом. Устанавливать чумы по традиции должны женщины. Посредине чума находится очаг — печка или костер. Традиционный интерьер выполнен из ивовых подстилок, дерева и шкур. У рыбаков могут быть чумы, покрытые кусками вываренной березовой коры.
Оленеводы Таймыра и долганы живут в балках — реечных каркасных домиках, обтянутых шкурами и парусиной. Внутри благодаря узкому пространству с двухъярусными койками по бокам создается впечатление вагонного купе. Такие домики можно перевозить на оленьих упряжках. Кстати, первыми этот вид жилья придумали русские торговцы.
Чукотские и корякские оленеводы обитают в ярангах — разновидностях того же чума, но более вместительных и сложных в устройстве. Внутри яранга разделена пологом: в передней холодной части (у входа) готовят еду, задняя служит для сна и отдыха. Поток воздуха регулируют через кожаный рукав.
Мифология и легенды
Согласно истории, у всех народов Дальнего Востока России существует миф о Вороне, сотворившему мир. Среди южных этносов распространены тотемические и космогонические представления.
Например, народы Приамурья верили, что землю сотворил орел. Многие племена связывали свое происхождение с животными, которые считались покровителями рода. Например, предком орочей и нанайцев был тигр, нивхов — медведь. Все народы одушевляли природу, верили в злых и добрых духов, оборотней. Декоративно-прикладное искусство представлено петроглифами (наскальными рисунками), деревянными и металлическими фигурками, сложными аппликациями из рыбьей кожи, резьбой по дереву и моржовой коже.
Особенное место занимает шаманская музыка на варгане — так называют оригинальный музыкальный инструмент, сделанный из дерева, кости, иногда металла.
Народы Дальнего Востока отличаются своей самобытностью. При этом несмотря на некоторые различия, в их образе жизни и культуре прослеживаются общие тенденции.
Орочи – народ Дальнего Востока с культом медведя и тигра
Сегодня в мире насчитывается не более 1000 человек, то причисляют себя к народу орочей. Тем не менее, не стоит недооценивать эту народность, ведь у орочей есть немало интересных культурных особенностей, а также давняя история.
В переводе с местного наречия слово «орочи» значит «имеющий много оленей». Это действительно так – большинство орочей проживают в Хабаровском крае, а их предки издавна были известны как оленеводы и охотники. Сегодня народ этот привлекает к себе ещё больше внимания, ведь коренные жители Дальнего Востока являются одними из немногих, кто хранит в памяти древние предания, легенды и песни, что передаются из поколения в поколение. Каким было прошлое орочей? Как сегодня живут эти люди?
Название орочей
Как я уже сказала, своё название орочи получили от слов местного языка, а конкретнее – наречия тунгусов. Его основой является «орон», что переводится как олень. А вот сами орочи называют себя не так. Говоря о своём народе, они используют слово «нани».
Что напоминает это название? Сразу возникает ассоциация с нанайцами, и это не просто так. Как предполагают исследователи, орочи могли заимствовать у соседей нанайских племён самоназвание. Если дословно перевести «нани», то получим «местный житель этой земли». Согласитесь, вполне логично.
Рисунок из книги «Путешествие де Ла-Перес по всему миру», 1791 год
Смешанный народ
Несмотря на то, что почти тысяча людей причисляет себя к орочам, а в Хабаровском крае проживает две трети этого количества, народ этот нельзя назвать однородным. Проблема кроется как раз в малочисленности орочей.
Даже на заре своего формирования орочи представляли собой группу племён, на становление которых значительно повлияли соседние этносы. Учёные считают, что колыбелью орочей стали склоны Сихотэ-Алиня, дальневосточного вулканического поля. Культура орочей представляла собой некую смесь традиций айнов, эвенков, нанайцев.
В середине прошлого века смешение с представителями других народностей заметно сказалось на этническом составе орочей, из-за чего на данный момент сложно найти чистокровных представителей этого племени оленеводов. Если посмотрим в данные о браках между орочами, то заметно, что с 1960-х годов большая часть семей стала примером межнациональных союзов.
Сиану Хутунка (Савелий Максимович). Белый дедушка, был знаменитым орочским шаманом фото 1959 года / slovoart.ru
Из охотников – в торговцев
С помощью лука и стрел, всевозможных ловушек местные охотники добывали пушнину, которую со временем стали менять на ценные товары у русских купцов, что стали часто бывать на Дальнем Востоке.
Приход на земли орочей русских принёс немало перемен. И если в экономическом плане орочи стали успешнее, то многие давние традиции уступили место новой, русской культуре. Однако многие обычаи орочей и сегодня имеют силу на их исторической родине.
Отголоски древней культуры
Немало обрядов народа Хабаровского края, что практиковались ранее, ушли в прошлое. Так, например, орочи совершали воздушное погребение умерших. Как это происходило? Тело покойного подвешивали в воздухе. Согласно старинным верованиям, так душа умершего человека могла объединиться с духами ветра, которые уносили её с собой – на свободу.
Но если традиции похоронного обряда уже довольно давно не проводятся среди орочей, то некоторые культурные отголоски древности по-прежнему актуальны у них. Меня очень заинтересовало разделение года, что ещё много столетий тому назад было принято у этого народа. Каждый период в году соответствовал какому-либо природному явлению или времени определённой деятельности.
«Орочи» / © Александр Химушин
К примеру, одним из первых в году шёл месяц гуси биани («прилёт орла»), за ним следовали туа и зонка («месяц ворона» и «время капели»). Охотники терпеливо дожидаются омо хукканку ини («начало охоты с петлями»), а женщины орочей любят илакта биани («месяц цветов»).
Сегодня большинство орочей являются христианами, но ещё совсем недавно многие представители этого народа поклонялись духам. Что интересно, и в наше время орочи не совсем ушли от старинных верований. В их понимании весь мир вокруг нас наполнен добрыми или злыми невидимыми созданиями, что могут стать покровителями или противниками человека.
женщина из народа орочи / © Александр Химушин
Культ священных животных
Немало племён орочей в древности поклонялись священным животным – медведю, тигру, которых считали своими прародителями. Не менее могущественным созданием считалась и касатка, которую моряки и рыболовы называли властелином всех рыб.
Особенное отношение в старинной культуре орочей заметно и по отношению к луне. Народ верил, что это светило представляет собой два царства, на одном из которых властвует Хозяин медведей. А на другом – Хозяин тигров. Жены этих верховных правителей вскармливали своим молоком души умерших людей или животных, чтобы те могли возвратиться на землю.
Девушка Орочи / © Егор Ткачев / ruscivilization.ru
Фольклор орочей богат разнообразными традиционными жанрами – от молитв и заговоров до анекдотов и песен. До сих пор старожилы Хабаровского края помнят многие шутки и колыбельные, что пришли из глубины веков. Они понимают, насколько важно суметь сохранить эти нематериальные сокровища прошлого.
В наше время культура орочей является одной из самых интересных и древних в этом крае. Сегодня национальный дух этих людей находится в процессе подъёма, ведь немало людей осознают, как важно не растерять собственное древнее наследие. Хочется от всей души пожелать, чтобы чудесный и волшебный фольклор орочей не только не ушёл в прошлое. Но и стал одной из частей сокровищницы мировой культуры.
Разница между азиатским и восточным
Содержание:
Азиатский против восточного
Восточный
Слово «восток» буквально означает «восток» или «восточные вещи». Слово было придумано европейцами для обозначения людей и территорий, которые были восточными, со ссылкой на расположение Европы. Этимологически это слово относится к стране восходящего солнца. Поскольку солнце восходит на востоке, слово «восток» стало обозначать восток. Восток издавна использовался западными авторами для обозначения народов и культур, отличных от западных или западных народов и культур. Европейцы часто интересовались товарами, поступающими с Востока, такими как пряности и шелк. Слово «восточный» представляет экзотические и загадочные аспекты культур и народов, которые внешне и внешне отличались от западных людей. Для многих американских активистов слово «восточный» евроцентрично и имеет плохую коннотацию. По этой причине они предпочитают более нейтральное слово «азиатский» для обозначения людей из восточных культур.
Азиатский
В чем разница между азиатским и восточным?
Термин «восточные» означает вещи и людей с востока, особенно с востока Европы. Этот термин придуман европейцами для обозначения экзотических и загадочных культур и людей с Востока. Этот термин противоположен западному, который относится к вещам и людям с запада.
Однако американские правозащитники считают термин «восточный» напыщенным словом, имеющим плохую коннотацию. Они также считают этот термин евроцентрическим.
Люди в Америке склонны называть людей с раскосыми глазами восточными. Хотя такие люди принадлежат к азиатским странам, таким как Китай, Япония, Малайзия, Таиланд, Индонезия и т. Д., Не у всех азиатских людей раскосые глаза, в особенности у жителей Индийского субконтинента. У людей из разных частей Азии огромные культурные различия.
Тем не менее, людей с этого континента лучше называть азиатами, а не восточными, это термин, который следует использовать для обозначения вещей с Востока, таких как ковры и ковры.
«Русские корейцы Цой, Ким, Дзю»: Как они оказались в Средней Азии и кто их предки
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Они охотно принимали русскую культуру
До сих пор довольно много корейцев проживает на Дальнем Востоке (Хабаровский Край, Приморье, Сахалин), а также в южных регионах России. Немало их в Москве и в Питере. Однако в XIX – начале XX века их было в нашей стране во много раз больше.
Перебираться в Россию представителям этого восточного народа приходилось по разным причинам: голод, военные конфликты, политическое давление, стихийные бедствия. А 1860-м, когда согласно Пекинскому договору, заключённому между Россией и империей Цин часть территории Южного Приморья отошла нам, проживавшие на ней более 5 тысяч корейцев автоматически стали гражданами Российского государства. Уже тогда на этих землях жило более пяти тысяч корейцев, получивших российское гражданство.
Первой же задокументированной массовой иммиграцией корейцев в Россию считается переселение в 1854-х годах 67 корейских крестьян, которые основали в Уссурийском крае поселок Тизинхэ. K 1867 году таких корейских поселений было уже три.
К корейцам на Дальнем Востоке в те времена относились неплохо: иммигранты с Востока благодаря врожденному трудолюбию и дисциплинированности активно развивали сельское хозяйство, к тому же, они не только принимали русское подданство, но и охотно обращались в православную веру, и быстро осваивали русский язык. А корейские мужчины даже отказались от ношения традиционных причесок (своеобразная шишка из волос), что было также обязательным условием принятия русского подданства. Этот азиатский народ смог очень деликатно и органично влиться в русское общество, не вызывая неприятия у обычных жителей – их не воспринимали как враждебных чужаков.
Начиная с 1910 года – после того как Япония сделала Корею своей колонией (этот период длился вплоть до капитуляции страны самураев в 1945-м) – к уже живущим в России корейцам прибавились иммигранты, покинувшие родину по политическим причинам. К 1920 годам они составили уже треть населения Приморья. В отдельных населенных пунктах представителей этого народа было вообще большинство. А после Русско-Японской войны корейских поселений в этой части России стало еще больше.
Говоря о «русских корейцах», нельзя не упомянуть о таком печальном факте в истории, как депортации. Охотно пуская иммигрантов на свои земли, Россия была в то же время обеспокоена таким быстрым ростом числа переселенцев. Местные власти видели в них потенциальную экономическую угрозу, однако ничего серьезного предпринять не сумели. В отличие от большевиков…
Массовые переселения в Среднюю Азию
В 1929 году Советский Союз собрал более двухсот «добровольцев», которые были отправлены в Среднюю Азию. В Узбекистане и Казахстане им было велено организовать рисоводческие колхозы.
Огромное число корейцев власти выселили из Приамурья и Приморья в 1937-м. При переезде семьям разрешалось брать с собой имущество и живность. В тот год буквально за пару месяцев в Казахстан и Узбекистан с дальнего Востока было депортировано более 170 тысяч выходцев из Кореи. И уже к 1939 году, согласно переписи населения, на Дальнем Востоке корейцев оставалось лишь около двух с половиной сотен.
Историки отмечают, что принудительные выселения корейцев из Южно-Уссурийского края имели место еще в начале прошлого века. А к началу 1940-х советские власти увидели в корейцах угрозу иного рода – военную: стали опасаться, что они примут сторону Японии.
Между тем тысячи корейцев, проживавших на Сахалине, в основном так и остались там. На сегодняшний день на острове их сконцентрировано больше, чем где бы то ни было в России. Те же корейцы, которые переехали в Среднюю Азию, в подавляющем большинстве осели на новой земле и уже не вернулись на Дальний Восток, и их потомки – это уже не «русские корейцы» (Советский Союз, как-никак распался), хотя изначально их предки ехали со своей родины именно в Россию.
Если же говорить об известных людях с корейскими фамилиями, то у каждого из них – своя семейная история.
Юлий Ким
Легендарный бард, драматург и диссидент родился в 1936 году в семье переводчика с корейского языка. Мать Юлия Кима была русской.
Его отец Ким Чер Сан через пару лет после рождения сына был расстрелян, а мама – отправлена в лагеря, а затем в ссылку. Освободилась она только в 1945-м. Во время ее заключения мальчика воспитывали родственники.
Виктор Цой
Отец отечественного рок-кумира, инженер Роберт Максимович Цой – выходец из древнего корейского рода, причем очень именитого.
Прадед Виктора Цоя Ён Нам жил в рыбацкой деревне на берегу Японского моря. В начале прошлого века, во время войны Японии с Россией, он был в рядах сопротивления против диктатора Ли Сын Мана, в результате чего ему пришлось покинуть родину. На русской земле, во Владивостоке, он женился. Погиб Ён Нам в 1917 году.
Анита Цой
Фамилию Цой, по которой певицу знают российские поклонники, Анита получила от мужа Сергея (известного человека в нефтяной сфере, бывшего пресс-секретаря Юрия Лужкова, президента федерации карате России). Однако сама она, так же, как и он, имеет корейские корни. Девичья фамилия Аниты – Ким.
Дедушка известной певицы, Юн Сан Хым, переехал в СССР из Кореи в 1921 году. В 1937-м он был депортирован в Узбекистан, где выбился в председатели колхоза. В Средней Азии он женился и обзавелся четырьмя детьми. Кстати, отец Анны, которого, как и ее мужа, звали Сергеем, оставил их с матерью, когда девочка была совсем маленькой.
Костя Цзю
Отец прославленного спортсмена, кореец Борис Цзю, в молодые годы работал на металлургическом заводе, а мать (по национальности русская) была медсестрой.
Говорят, именно папа привел девятилетнего Костю в секцию бокса детско-юношеской спортивной школы.
Кстати, хотя прадед боксера Иннокентий был чистокровным корейцем, приехавшим в нашу страну из Китая, его дед уже практически не знал корейского языка.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Остывший фронтир. Почему власти не удается заманить людей на Дальний Восток
В самом деле, власти провозглашают «исторической» (это значит, не решаемой веками и, возможно, не решаемой принципиально) задачей сделать так, чтобы люди непременно жили на определенной территории. Кажется, отношения Центральной России и российского Дальнего Востока уникальны: формально будучи полноценной частью метрополии, регион фактически продолжает оставаться колонией, ценность которой определяется самим ее криптоколониальным статусом. Экспансия России на запад — все еще живой процесс, страна до сих пор продолжает, пыхтя, толкаться в попытках продвинуться дальше хоть на километр. Но на востоке она остановилась, докатившись до естественного предела, и застыла, не в силах придумать, что делать и куда идти дальше. Последним импульсом восточной экспансии был проект «Желтороссия» более века назад, закончившийся слишком болезненным разгромом.
Москве Дальний Восток все еще очень нужен как символический форпост присутствия в Азии, но форпост — это лишь торгово-пограничная застава; жизнь на заставе в окружении культурно чуждых народов — это служба, а служба подразумевает отсутствие инициативы и выполнение приказов в обмен на полное обеспечение. И для этого, честно говоря, много народу-то и не нужно.
Владивосток Фото: Дмитрий Шипуля/ Wikimedia Commons
«Русский мир» продвигать дальше просто некуда, фронтир потерял смысл. Теперь в центре вынуждены отчаянно придумывать, чем занять жителей Дальнего Востока и как убедить их вообще там жить. Создано целое министерство, один за другим рождаются проекты все новых льгот для жителей региона: ипотека по 0,1%, бесплатные гектары, компенсации за авиабилеты — все это, конечно, по сути означает, что власти просто пытаются платить людям за то, чтобы они там жили. Сами жители тоже прекрасно осознают свою роль и воспринимают плату как должное — да, им должны платить, имперская слава стоит денег.
Но не существует достаточно высокой платы за это. Чем дальше от Европы, тем сложнее обеспечивать уровень жизни, близкий к европейскому, и речь здесь идет даже не о зарплатах, а о самих принципах жизни. Зарплаты — лишь производная от них. Ни одного внятного аргумента в пользу переезда на Дальний Восток по-прежнему нет, о европейских стандартах местные жители могут узнать лишь в пересказе столичных чиновников, а это тот еще испорченный телефон.
Кроме того, служба подразумевает временный характер с вознаграждением в конце. Как римские легионеры после отставки должны были получить участок земли непосредственно в Италии в качестве платы за многолетнее пребывание в провинциях, так и россияне с дальних рубежей страны справедливо могут рассчитывать на переезд, допустим, в Краснодарский край, когда сочтут, что для этого пришло время.
Поэтому отток населения с Дальнего Востока продолжается — любой соцопрос показывает большое количество желающих уехать. Если так много молодежи хочет бежать, значит, они родились и живут с ощущением своей чуждости и временности на этой земле. В 2020 году отток составил почти 20 тысяч человек, и в интернете легко найти множество форумов, на которых перечисляются всем давно известные причины. Отсутствие работы, отсутствие перспектив, отсутствие того уровня жизни, который стал привычен для жителей мегаполисов Центральной России. Если в США переезд из Бостона в Лос-Анджелес не представляет проблемы, то в России переезд на Дальний Восток, в общем-то, удел авантюристов, как и 200 лет назад.
Создание многочисленных спецпредставительств, министерств, особых программ — все это продиктовано лишь желанием попрочнее встроить дальнюю колонию в управленческую вертикаль власти. Потому что сама идея власти в России основана на строго вертикальном распределении благ: все хорошее везде должно происходить по благоволению Москвы, и Дальний Восток не может быть исключением. Но поставлять блага за тысячи километров слишком сложно, долго и дорого. Многое растрясается по дороге.
Хорошо известные всем на Дальнем Востоке ленинские слова «Владивосток далеко, но это город-то нашенский» (это последняя речь Ленина, произнесенная уже в ремиссии; фактически основатель СССР сходил в могилу с именем Владивостока на устах, это его завещание, которое должен выполнять и Путин) для москвича звучат совершенно естественно, но если вдуматься, то для местных жителей они могут означать только одно: их город вовсе не их, он принадлежит каким-то чужим людям в далекой Москве, и даже, кажется, вместе с жителями и принадлежит.
В эпоху помешательства на нацбезопасности трудно представить, что кто-то разрешит Владивостоку быть пестрым и бурлящим, как в 1920-е
В эпоху помешательства на национальной безопасности трудно представить, что кто-то разрешит Владивостоку быть таким же пестрым и бурлящим, как в 1920-е.
Если не служба, обеспечение которой влетает в масштабах целого макрорегиона в копеечку, то идея добровольной колонизации отдаленных окраин сводится не к включению в централизованную систему, а как раз к бегству от нее. Ценность жизни «в глухой провинции у моря», где всякая инструкция теряет силу, составляют свобода, удаленность от директивности управления, возможность рискованного, но быстрого обогащения в условиях фронтира.
А если нет ни того, ни другого, то теряются остатки смысла проживания вдали от центра. Хотя бы потому, что если ставить целью превратить Владивосток в новую Москву или Петербург, чтобы дать людям мотивацию переезда, как это предлагают сейчас, так ведь гораздо проще и быстрее просто сразу переехать в Москву или Петербург. Ну или хотя бы в Краснодар.
Радикальный способ «сохранить людей» на восточной границе России, не вполне, правда, пригодный для пропаганды, состоит в том, чтобы, напротив, физически затруднить отъезд: разрушить дороги, отменить авиарейсы, ввести налог на отъезжающих. Жестокий способ, конечно, на который можно решиться только от полного отчаяния; и пока что остаются альтернативы. На том же Восточном экономическом форуме чиновники рассказали о проекте чартерных поездов для трудовых мигрантов из Средней Азии. Как знать, может быть, этот проект в итоге окажется основным для сохранения жизни на Дальнем Востоке.
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь