Как называют людей которые драматизируют
Как с помощью драмы манипуляторы пытаются воздействовать на твою волю
1. Они постоянно пытаются быть в центре внимания
Если человек, с которым ты общаешься, пытается захватить все твое внимание и готов для этого предпринять любые шаги, то такое поведение должно стать первым «звоночком». В погоне за вниманием любители играть на чувствах заставят тебя плакать, смеяться, чувствовать себя виноватым или же героем, неважно. Если понимаешь, что конкретная личность усиленно воздействует на твои эмоции, то подумай о том, чего хочет добиться этот человек.
2. Любое событие они превращают в личное
Когда в мире происходит что-нибудь значимое, они пытаются показать, как это событие повлияло на их жизнь. Точно так же они будут вести себя и при переменах в твоей жизни. Короли драмы расскажут о своих чувствах в социальных сетях, всячески выразят свою причастность и в итоге представят все так, будто произошедшее ранее повлияло на их жизнь и практически изменило ее. Любой информационный повод напомнить о себе будет использоваться как благодатная почва для культивации собственного контроля.
3. Они преувеличивают
Любую мелочь, которая стала бы несущественной для нормального человека, они превращают в катастрофу масштабов Судного дня, ведь это отличный способ показать свою активную позицию. Они расскажут тебе о водителе, который не пропустил их на пешеходном переходе, об официанте, который включил чаевые в счет, и придадут этому такое значение, будто водитель хотел сбить, а официант нагло обманывал и вытягивал деньги. Если это вызовет у тебя эмоции, то они будут пользоваться таким способом из раза в раз.
4. Они будут манипулировать твоим эго
Сначала такой человек создаст ситуацию, в которой ты почувствуешь себя героем и победителем, а затем перестанет что-либо делать. Когда ты разочаруешься в себе, почувствуешь собственное бессилие, тут как тут вновь появится эта личность и вознесет тебя на Олимп. Это классическая техника, благодаря которой такой манипулятор становится центром мира для несчастной жертвы, на чьих эмоциях и доверии усиленно играет наглый и беспринципный «драматург».
5. Они любят сплетничать
Сказать по правде, многие запросто могут обсудить кого-то за спиной. Но короли драмы используют сплетни, чтобы манипулировать другими. Более того, они могут намеренно порождать слухи и культивировать их в обществе, чтобы воздействовать уже не на одного человека, а на целую группу. Если кто-то обсуждает при тебе человека и говорит о нем и его поступках в неприглядном свете, скорее всего, он хочет вызвать у тебя определенные чувства.
6. Они погружаются в чужие проблемы
Даже если события в жизни другого человека не имеют к ним никакого отношения, они сделают все, чтобы стать частью происходящего. Любители драматизировать вникнут в проблему, проживут ее и в итоге сделают свое экспертное заключение, которое, скорее всего, будет совпадать с мнением того, кто должен стать предметом манипуляции. Почему? Все просто: они показывают участие и таким образом проникают в круг доверия в этот же момент.
7. Они всех критикуют
Критика – это образ их жизни. Никто не может быть достаточно хорош, во всем найдется свой изъян и повод отметить недостатки. Лишь их мнение является единственно верным. Таким способом манипулятор будет пытаться создавать иллюзию своей экспертности во всем, чтобы в дальнейшем ты обращался за советом по любому вопросу и всегда искал его одобрения.
8. Они волнуются лишь о своих потребностях
В итоге все действия этих людей направлены на достижение собственной выгоды. Они дружат с теми, кто может принести пользу, воздействуют и втираются в доверие к тем, кто имеет влияние и способен качественно улучшить их жизнь. В отношениях такие люди совершают красивые жесты лишь для того, чтобы превознести себя в глазах партнера. Так что не стоит заблуждаться относительно этих персон.
9. Они одержимы собственным совершенством
Манипуляторы будут стараться выглядеть идеально во всем: социальные сети – образец прекрасной жизни, где напоказ выставляются лучшие моменты, каждая фотография будет подобна произведению искусства. Эти люди будут стараться довести до идеала даже каблуки на своей обуви, но в итоге такое позирование приводит к тому, что не остается времени на друзей и родственников.
10. Они крайне эмоциональны
Любая незначительная ситуация станет отличным поводом, чтобы продемонстрировать весь спектр своих эмоций. Где-то это будет смех, в других ситуациях – скандал и слезы. Делается это с целью показать тебе, что в любой конфликтной ситуации исходом станут истерики и рыдания, так что подсознательно ты будешь пытаться угодить манипулятору, дабы избежать ненужных разборок. Каждый из нас когда-либо прибегал к одному из этих способов в той или иной ситуации, но если для кого-то такие методы добиваться своего стали нормой, то ты должен их распознать и не попасть в ловушки, расставленные манипулятором.
Драматическое расстройство личности
Драматическое расстройство личности – расстройство личности, для которого характерны интенсивные, но поверхностные межличностные отношения, яркие нестабильные эмоции и искажение образа себя. Пациенты с драматическим расстройством личности стараются вести сверхактивную жизнь, драматизируют происходящие с ними события, постоянно пытаются привлечь внимание окружающих, быстро меняют убеждения. Возможно манипулятивное поведение и сексуальные провокации. Расстройство возникает в детском возрасте. Диагноз выставляется на основании анамнеза, беседы с пациентом и результатов тестов. Лечение – психотерапия.
Общие сведения
Драматическое (театральное) расстройство личности – одно из самых распространенных расстройств личности. Наряду с диссоциальным, пограничным и нарциссическим расстройствами входит в группу расстройств с непредсказуемым или драматическим поведением (группа В расстройств личности). Традиционно считалось, что драматическое расстройство личности чаще встречается у женщин, однако исследования, проведенные американскими психологами и психотерапевтами в конце прошлого века, показали некоторую тенденциозность при постановке диагноза «драматическое расстройство личности» больным мужского и женского пола.
Выяснилось, что при наличии как истерических, так и антисоциальных черт женщинам нередко выставляли диагноз «драматическое расстройство личности», а мужчинам – диагноз «диссоциальное расстройство личности». Современные западные специалисты утверждают, что театральное расстройство выявляется у 2-3% населения и одинаково часто встречается у мужчин и у женщин. Возникает в детстве и сохраняется на протяжении всей жизни. Лечение осуществляют специалисты в области психотерапии и клинической психологии.
Причины драматического расстройства личности
Существует несколько концепций развития театрального расстройства личности. Сторонники психоаналитического направления ставят во главу угла семейные отношения, указывая, что больные с драматическим расстройством личности часто воспитываются властными родителями, которые постоянно транслируют детям скрытые двойные послания (особенно часто – в вопросах взаимоотношения полов). Страх отвержения подталкивает детей с драматическим расстройством личности к драматизации обычных жизненных ситуаций и обусловливает провокативное сексуальное поведение в сочетании с восприятием своего пола, как слабого и неполноценного, а противоположного – как сильного и опасного.
Представители когнитивного направления указывают на крайнюю внушаемость и отсутствие внутренней содержательности мышления больных с драматическим расстройством личности. Специалисты полагают, что причиной развития расстройства становятся повышенная эмоциональность и прогрессирующий эгоцентризм. Пациенты с драматическим расстройством личности настолько погружены в собственные эмоции и переживания, что у них остается мало возможностей для знакомства с реальным миром и происходящими в нем событиями. Они компенсируют отсутствие глубоких знаний мнениями других людей или собственными интуитивными озарениями.
Специалисты в области социологии выдвигают гипотезу о связи драматического расстройства личности с социальными нормами и общественными ожиданиями по отношению к представительницам слабого пола. Они считают, что данное расстройство может являться отражением чрезмерной фемининности, внутренней незрелости и зависимости от других людей – одного из гендерных стереотипов, отрицающих самодостаточность и внутреннюю зрелость женщины. Ряд психологов считают, что драматическое расстройство личности развивается под влиянием всех вышеперечисленных факторов в сочетании с наследственной предрасположенностью, а также стереотипами мышления и поведения, усвоенными при постоянном контакте со старшими членами семьи, страдающими тем же расстройством.
Симптомы драматического расстройства личности
Театральное расстройство личности проявляется демонстративным поведением, вычурной речью, постоянными изменениями и неутолимой потребностью быть в центре внимания. Пациенты с драматическим расстройством личности обычно обладают хорошими социальными навыками, но испытывают затруднения при построении стабильных гармоничных близких отношений. Они обаятельны, легко вступают в контакт и способны быстро очаровать собеседника, однако их интерес к другим людям отличается поверхностностью и нестабильностью. Они импульсивны, часто поступают под влиянием эмоций, не думая о последствиях. Быстро меняют свое мнение и убеждения, нуждаются во внимании, поддержке и одобрении.
Больные с драматическим расстройством личности, словно постоянно находятся «в лучах рампы». Они разыгрывают представления перед любой аудиторией, носят слишком сексуальную одежду, часто флиртуют, контактируя с представителями противоположного пола. Пациенты с драматическим расстройством личности очень чувствительны к любой критике и одновременно очень внушаемы, легко манипулируют окружающими и так же легко поддаются на манипуляции более расчетливых людей, из-за чего иногда оказываются в затруднительном положении. Еще одной отличительной особенностью драматического расстройства личности является непереносимость скуки. Сталкиваясь с рутиной, пациенты с таким расстройством очень быстро «гаснут», не заканчивая начатые дела и «перепрыгивая» от одного события к другому.
При контакте с больными другие люди могут ощущать недостаток внимания к собственным интересам и собственной личности. Пациенты с драматическим расстройством личности могут выглядеть поверхностными, лживыми, тщеславными и настойчивыми. Для привлечения внимания в ход идут любые приемы – от соблазнения и эмоциональных рассказов о произошедших событиях до преувеличенной демонстрации собственной слабости и беспомощности. Иногда больные с драматическим расстройством личности преувеличивают собственные физические страдания от какой-либо существующей или выдуманной болезни либо совершают попытки самоубийства в стремлении получить желаемое.
Люди с драматическим расстройством личности, как правило, озабочены своим внешним видом. Они отслеживают модные тенденции, носят яркие, экстравагантные, бросающиеся в глаза наряды. Провокативность поведения и легкость при сближении с другими людьми влекут за собой многочисленные романы, которые, однако, далеко не всегда перерастают в серьезные отношения из-за поверхностности и непостоянства пациентов. При этом больные часто неадекватно оценивают свои отношения с другими людьми, считая себя другом в случае простого знакомства или постоянным партнером в случае мимолетной любовной связи.
Диагностика и лечение драматического расстройства личности
Пациенты с театральным расстройством личности, как правило, не понимают, в чем причина их жизненных затруднений и ищут эту причину в социальных условиях, особенностях отношений с близкими людьми и т. д. Согласно данным западных исследователей, за профессиональной помощью обращается всего около 20% больных с драматическим расстройством личности, при этом многие бросают лечение после незначительного улучшения или прекращают посещать специалиста, чувствуя разочарование от отсутствия быстрых результатов.
Диагноз устанавливается на основании анамнеза жизни, беседы с пациентом и результатов специального психологического тестирования. При постановке диагноза «драматическое расстройство личности» специалисты учитывают критерии, указанные в МКБ-10 и DSM-IV. Для постановки диагноза в соответствии с МКБ-10 необходимо три или более критерия из списка, включающего в себя театральность и самодраматизацию, легкую внушаемость, быстро меняющиеся поверхностные эмоции, постоянную потребность быть в центре внимания, неадекватную обольстительность и чрезмерную озабоченность собственной привлекательностью.
Основным методом лечения драматического расстройства личности является психотерапия. Используются индивидуальные и групповые методики. Существует два основных подхода к лечению подобных расстройств. Представители классической психодинамической терапии делают акцент на выявление скрытых в бессознательном болезненных переживаний пациента. Сторонники поведенческого подхода помогают больному с драматическим расстройством личности увидеть неэффективность собственного образа жизни, выявить ошибочные представления об окружающем мире, исправить ошибки мышления и научиться новому, более адаптивному поведению.
Для достижения состояния устойчивой компенсации требуется длительная (нередко – в течение нескольких лет) совместная работа специалиста и пациента с драматическим расстройством личности. При наличии сопутствующих депрессий, неврозов и других психических расстройств назначают соответствующие лекарственные средства. Прогноз зависит от уровня мотивации больного и его готовности к постоянной активной работе. Драматическое расстройство личности не излечивается, личностные особенности больных сохраняются в течение всей жизни, однако при компенсации данного расстройства пациенты могут успешно функционировать в социуме.
Драматизирование
По-настоящему хорошая жена не нуждается в драматизации жизни.
Она во всем готова была усмотреть тяжелую драму. Жизнь принимала остро и трудно.
Я же считаю, что принимать так жизнь неумно, точно дразнить
опасного зверя, который в конечном счете все равно переломает тебе кости.
Айрис Мердок. Под сетью
Предрасположение к драмам и создаёт драмы.
Максим Горький. Жизнь Клима Самгина
Драматизирование как качество личности – склонность преувеличивать последствия какого-либо обстоятельства, намеренно превращать чуть ли не любую неприятную жизненную ситуацию в драму, в причину для переживаний в насыщенной эмоциональной форме.
Три недели после свадьбы. Молодая жена звонит матери вся в слезах. — Мам, я просто не знаю что делать! У нас тут такая семейная сцена разыгралась! Ужас! — Спокойно, дочка, не расстраивайся. Не драматизируй ситуацию. В каждой семье когда-нибудь возникают первые споры, конфликты. — Да это я знаю, мама. А с трупом что делать?
Драматизирование – мастерица преувеличения. Жизненные ситуации она видит через увеличительные стекла своих страхов, верований и заблуждений. Образы, созданные богатым воображением, рождают гамму переживаний и фонтан эмоций. Получается своеобразный «музыкальный фонтан» сознательно раскрученных переживаний и эмоций. Здесь в одной «струе» могут быть недовольство, негодование, обида и возмущение.
Драматизирование – это хорошо организованный бунт души, проявленный в эмоционально болезненных переживаниях. Намеренная генерация переживаний, энергичное самонакручивание на переживания – это почерк драматизирования. Николай Козлов пишет: «Драматизация — это намеренное создание переживаний, драм, активное раскручивание души на какие-либо (и в первую очередь эмоционально болезненные) переживания. Например, на возмущение. Или, обиду. Или, как минимум недовольство».
Драматизирование – это когда пустяк становится драмой. Запуск намеренных переживаний типичен не только для драматизирования. Он активно используется, когда нужно привлечь к себе внимание, типичные его причины или цели – личностная беспомощность, борьба за власть, месть. Например, женщина жалуется на непутевую дочь. В душе она понимает, что девочка переживает сложный подростковый период, гормональную атаку, что нужно в отношениях с ней проявлять женскую мудрость и терпение, но жаловаться подругам приятно, это куда лучше, чем отгородиться от них. К тому же оказываешься в центре внимания.
Драматизирование – это спектакль, в котором режиссер – разум, а артисты – эмоции. Цель спектакля – вызвать у зрителя максимальный эмоциональный отклик на созданное театральное действо. Когда переживания возникают естественным, не намеренным путем, они тоже воссоздают спектакль, ибо, что внутри, то и наружи. Артисты знают, если войдешь в роль, вызовешь внутренний шторм эмоций, тело зеркально на них отреагирует. Вместе с тем, при не намеренных переживаниях телесный театр больше тяготеет к внутреннему миру — переживания больше задействуют вегетативную систему, а не внешнюю эмоциональную выразительность. Словом, переживания служат средством привлечь внимание или психологически защититься.
Жизненные драмы реальны, в этом убеждаешься на каждом шагу. Измерить их можно только тяжестью либо со стороны актера, либо зрителя. Оскар Уайльд считал, что «в чужих драмах есть что-то безмерно жалкое», что «чужие драмы всегда невыносимо банальны».
Драматизирование – это спекуляция на реальной драме жизни. Человек берет какую-то неприятную ситуацию из своего прошлого или настоящего и намеренно начинает ее раскручивать, вызывая каскад отрицательных эмоций у себя и у окружающих. Постепенно возникает привычка драматизировать ситуации жизни, ведь таким способом можно вызвать к себе жалость, сочувствие и сострадание, привлечь к себе внимание. В то же время у других можно сформировать чувство вины за бездушное к вам отношение. Привычка со временем становится проявленным качеством личности. Человек уже не может не играть. Драматизирование становится его сущностью, он уже сам не понимает, где настоящий, а где театрально наигранный.
К примеру, драматизирование вызвало к жизни обидчивость. Женщина надулась. В глаза не смотрит. В отношениях возникла отчужденность и холодность. Мужчина, находясь под невыносимым прессом женской обиды, восклицает: «Ты прохладой меня не мучай И не спрашивай, сколько мне лет, Одержимый тяжелой падучей, Я душой стал, как желтый скелет».
Драматизирование – это ответ на вопрос, к чему человек привязан, либо чего он страшится и опасается. Поводов для драматизирования – бесконечное множество. Потерпел аварию – драма, потерял документы – драма, стащили кошелек – драма, состарилась и растолстела – драма, завалил экзамен – драма. Словом, жизнь подбрасывает бесчисленные сюжеты, на основе которых опытный режиссер всегда сможет написать драму. Бесспорно, что некоторые жизненные ситуации действительно драматичны, но драматизирование проявляется, когда они преподносятся с перекосом, чрезмерностью и избыточностью.
Лиз Бурбо пишет: «Почему же не все люди драматизируют одинаково? Для некоторых слишком важны их ВЕРОВАНИЯ и системы ЦЕННОСТЕЙ. Другие полагают, что драматизация вносит остроту в их существование, им кажется, что таким образом они делают свою жизнь интереснее, активнее. Третьи думают, что нет другого способа привлечь к себе внимание окружающих, как только драматизировать свою болезнь, свое безденежье — любые проблемы, которые им хотя бы почудятся. Чем сильнее мы драматизируем ситуации, тем больше развиваем в себе энергию ЖЕРТВЫ. Чем больше власти забирают драматические события в нашей жизни, тем чаще они происходят. Таким образом, все больше драматизируя события, мы переживаем и все больше эмоций, преждевременно изнашивая системы защиты, созданные на случаи реальной опасности».
Драматизирование – хлеб человека в страсти. Он считает, что лучше сделать из жизни драму, чем анекдот. Драма нужна ему как приправа, чтобы острее воспринимать жизнь. Однако многие, столкнувшись с серьезным жизненным препятствием, терпят поражение, не могут подняться. Поражение становится платформой для драматизирования.
Знаменитая пара – поэт Константин Симонов и всенародно известная актриса Валентина Серова, прошли как через множество реальных жизненных драм, так и не меньшее число драматизирований. Журналист Игорь Изгаршев описал некоторые из них.
Любовь Симонова к Ваське (поэт не выговаривал буквы «л» и «р» и именно так называл свою музу и будущую жену) не была взаимной. Симонов, часто выезжающий в командировки, писал Валентине каждый день. «Нет жизни без тебя. Не живу, а пережидаю и считаю дни, которых, по моим расчетам, осталось до встречи 35–40. Верю, как никогда, в счастье с тобой вдвоем. Я так скучаю без тебя, что не помогает никто и ничто…»
Поначалу Симонов и Серова производили впечатление действительно счастливой семейной пары. В роскошной квартире на улице Горького, где только один зал занимал около шестидесяти квадратных метров, собирались веселые компании, на даче в Переделкино специально для Валентины был построен бассейн. Супруги вместе ездили за границу. Правда, взглядов на жизнь они придерживались разных: во время визита во Францию Симонов пытался уговорить Ивана Бунина вернуться в СССР, а Серова, когда муж на мгновения отлучался от стола, шептала великому писателю: «Не возвращайтесь ни в коем случае».
В 1945 г. цензура разрешила выход картины «Сердца четырех», запрещенной ранее как «не соответствующей генеральной линии по патриотическому воспитанию масс». А еще через год вышел фильм «Композитор Глинка», за работу в котором Серова получила Сталинскую премию и звание заслуженной артистки. Ей было всего 29 лет, и она вряд ли могла предположить, что на этом счастливая, по крайней мере, внешне, полоса ее жизни подошла к концу.
«Что с тобой, что случилось? — напишет ей в одном из писем Симонов. — Почему все сердечные припадки, все внезапные дурноты всегда в мое отсутствие? Не связано ли это с образом жизни? У тебя, как я знаю, есть чудовищная русская привычка пить именно с горя, с тоски, с хандры, с разлуки…»
Валентина и в самом деле все сильнее и сильнее увлекалась алкоголем. Дошло до того, что суд лишил Серову родительских прав, и родившуюся у них с Симоновым в 1950 году дочь Машу воспитывала бабушка. Клавдия Михайловна Половикова оказалась дамой со стальным характером и в борьбе то ли за внучку, то ли за алименты от ушедшего в 57-м году к другой женщине Симонова заняла круговую оборону, не подпуская Валентину к собственной дочери ни на шаг. Серова умоляла, требовала у матери, которую она ненавидела, ставя слово «мать» в своих письмах в неизменные кавычки, обращалась к бывшему мужу и в суд, чтобы ей дали возможность видеться с Машей. Но ей такой возможности не давали. Уж слишком убедительно звучали объяснения Клавдии Михайловны, что ее спившаяся дочь, упустившая сына (Анатолий действительно был хроническим алкоголиком и закончил жизнь в 35 лет), не сможет достойно воспитать девочку. И Серова, которая, казалось, еще вчера, сидела на кремлевских приемах рядом со Сталиным, уже ничего не могла сделать.
Валентина Серова драматизировала своё актерское небытие. Меня забыли. Я никому не нужна. Меня никто не любит, поэтому можно впасть в драматизирование и, успокоив себя, откупорить следующую бутылку. «Запах пыльных книг, пролитого вина, папиросного дыма и высыхающего актерского грима — это запах моего детства, — будет позже вспоминать дочь актрисы Мария.- Это ее комната… Над ворохом бумаг сидит женщина с копной изведенных пергидролем волос. Опухшие веки, резкие морщины. Над ее головой портретный снимок: красивое лицо, ненатуральность позы, улыбки, взгляда — чуть-чуть. Типичный снимок актрисы в роли. Как предсказано было: «…и постарев, владелица сама/ Себя к своим портретам приревнует…» И эти два лица принадлежат одному человеку — не так давно актрисе в зените славы и теперь забытой почти всеми, исстрадавшейся, спившейся женщине. Моей матери…Мать была в жизни такой, какой была в его стихах: «Злой и бесценной, проклятой — такой нет в целой вселенной другой под рукой». И он любил в ней эти «две рядом живущих души» одинаково страстно, потому что они составляли одно-единственное — сумасшедшее, из огня в полымя существо, понять которое было трудно, а не любить — невозможно».
Опустившуюся женщину старались не замечать. Даже обожавший ее Когстантин Симонов напишет в письме: «Люди прожили четырнадцать лет. Половину этого времени мы жили часто трудно, но приемлемо для человеческой жизни. Потом ты начала пить… Я постарел за эти годы на много лет и устал, кажется, на всю жизнь вперед…»
На дворе стоял 1975 год, а последняя серьезная работа в кино осталась у Серовой в 46-м. Она числилась в штате Театра киноактера, в котором у нее не было работы. «А работа подстегивала ее, тогда она держалась, — говорит Вульф. — Но в последнее время ее не было, и она изо дня в день слышала только одно: «Нет, Валечка, для вас нет ничего».
А Серова верила — или хотела верить — что она все еще нужна. «Простите меня за настырность, — будет писать актриса в ЦК КПСС, — но больше нет сил висеть между небом и землей! Всю грязь, которую на меня вылили, я не могу соскрести с себя никакими усилиями, пока мне не помогут сильные руки, которые дадут работу и возможность прежде всего работой доказать, что я не то, чем меня представляют. Я готова на любой театр, только бы работать. Я недавно прочла несколько отрывков и статей о бывших преступниках, возвращенных к жизни, которым помогли стать людьми дружеские руки, добрые человеческие отношения, доверие. Неужели я хуже других? Помогите… Глубоко уважающая Вас В. Серова».
Но ответа не было. И тогда женщине приходилось снова распродавать личные вещи, драгоценности. Все деньги уходили на выпивку. 10 декабря Валентина Васильевна отправилась в театр за зарплатой. На улице услышала за спиной: «Это кто, Серова? Та самая? А я думала, она умерла». Что было дальше, не знает никто. Приятельница актрисы Елизавета Конищева, безуспешно пытаясь дозвониться до Валентины, отправилась к ней домой. Открыла дверь своим ключом и в ужасе отшатнулась. В коридоре полупустой, как будто нежилой квартиры, лежало некогда божественное тело некогда безумно обожаемой женщины. Символу верности, любви и того, что все будет хорошо, было 58 лет…
Симонов, отдыхавший в Кисловодске, на похороны не приехал, прислав 58 красных гвоздик. Но забыть Серову не мог. Незадолго до смерти попросил дочь привезти ему в больницу архив Валентины Васильевны. «Я увидела отца таким, каким привыкла видеть, — вспоминает Мария Кирилловна. — Даже в эти последние дни тяжкой болезни он был, как всегда, в делах, собран, подтянут, да еще шутил… Сказал мне: «Оставь, я почитаю, посмотрю кое-что. Приезжай послезавтра»… Я приехала, как он просил. И… не узнала его. Он как-то сразу постарел, согнулись плечи. Ходил, шаркая, из угла в угол по больничной палате, долго молчал. Потом остановился против меня и посмотрел глазами, которых я никогда не смогу забыть, столько боли и страдания было в них. «Прости меня, девочка, но то, что было у меня с твоей матерью, было самым большим счастьем в моей жизни… И самым большим горем…»