Как называют колыбель у таджиков
Уникальная «гахвора». Как иностранные доктора исследовали таджикскую колыбель
Они, в частности, изучали различия между гахворой и западными колыбелями, их достоинства и недостатки.
В течение нескольких веков в таджикских семьях для новорожденных детей используется местная разновидность колыбели, известная как «гахвора». Гахвора является одной из самых старых традиций по уходу за ребенком, которая до сих пор сохранилась в регионе.
Примечательно, что даже многие современные семьи в городах все еще применяют подобную колыбель. Одна из исследователей гахворы, профессор City University of New York, доктор Лана Карасик поделилась с CAAN некоторыми результатами своих последних исследований на тему использования гахворы.
Дизайн гахворы уникален
Использование гахворы предусматривает пеленание ребенка особенно, когда родители намерены уложить его спать, или просто, чтобы он не мешал при занятости другими домашними делами или другими детьми. Гахвора также практична с точки зрения возможности сохранения ребенка в более легкой одежде в тепле.
Уникальный дизайн гахворы – ее дренажная система – обеспечивает чистоту и сухость младенцев без необходимости использования подгузников, которые обходятся дорого и семьям, и окружающей среде.
Первому ребенку женщины ее родители по традиции дарят гахвору. Исходя из обычаев и традиций в Таджикистане на самом деле трудно найти местную семью, где бы не было такой.
В наше время гахвора является скорее символом, чем практической необходимостью; семьям с достатком, живущим в столице с немного большим доступом к воде и электричеству, возможно, не приходится пользоваться гахворой.
Под какие таджикские колыбельные крепче спится?
Будучи экспертами по развитию двигательной системы у детей младшего возраста, а также социальному познанию, языку и воспитанию детей, доктор Лана Карасик и ее коллеги доктор Карен Адольф и доктор Кэтрин Тамис-ЛеМонда заинтересовались практикой использования гахворы
Наше нынешнее видение о развитии детей основано на исследованиях детей на Западе, воспитанных в западных традициях, где таких практик как «гахвора» не существует.
Однако это не означает, что практика воспитания детей за пределами Запада является неправильной. Это просто означает, что за пределами западных традиций не было проведено достаточно исследований.
Таким образом, можно сказать, что теории развития не учитывают различия в опыте детей и результатах развития во всем мире.
Первые исследователи гахворы
Карасик и ее коллеги были первыми, кто принялись за исследование практики использования гахворы с научной точки зрения. В статье, опубликованной ими в 2018 году в журнале PLoS ONE, они задались в основном двумя вопросами:
1) Ограничивает ли на самом деле гахвора движение младенцев?
2) Продолжают ли родители использовать гахвору через пару первых месяцев рождения, когда навыки движения, осанки и опорно-двигательного аппарата ребенка начинают развиваться, как документировано у западных новорожденных?
Перед изучением последствий ограничения передвижения ребенка в гахворе необходимо было сначала изучить и задокументировать степень и сроки ограничения.
Гахвора имеет давнюю традицию в Таджикистане, которая распространена по сей день.
Исследователи собрали данные из более 300 семей, живущих в деревнях в двух крупных регионах за пределами столицы. Собирая данные, стало совершенно очевидным, что функциональная польза от гахворы есть, а это достаточно важно, поскольку подобная практика преобладает в течение сотен лет и, вероятно, имеет место в соседних регионах Центральной Азии (у Узбекистана есть собственное название колыбели – «бешик»).
Гахвора защищает детей от потенциальных опасностей окружающей среды (суровая погода, животные, ирригационные канавы, сельскохозяйственные инструменты, огонь, строительные материалы, скалы, лужи воды, скопление людей и т. д.).
Кроме того, это умный и адаптированный метод туалета, позволяющий содержать младенцев в чистоте и сухости, не полагаясь на дорогие одноразовые подгузники (которые, как было отдельно показано, влияют на ходьбу. К примеру, это подтверждено и описано в статье Адольфа и ее коллег.
Также возможно, что ограничения гахворы – пеленки и повязки – помогают младенцам успокоится и, возможно, заснуть.
В некотором смысле, гахвора похожа на современные устройства поддержания детей, в английском языке их называют baby-minder, которые удерживают младенцев и позволяют родителям или няням выходить из комнаты по своим делам.
Гахвора и моторика
Основные различия между гахворой и другими видами колыбелей сводятся к следующим пунктам:
дети в гахворе лежат на спине (как в западных детских кроватках);
пеленание (пеленание было недавно введено в западную практику и обычно используется в течение первых 1-3 месяцев жизни);
с ног до головы связывают конечности, выпрямляя их вдоль тела;
а также гахвора используется на протяжении второго и даже третьего года жизни детей.
Согласно стандартам Всемирной организацией здравоохранения, к 12 месяцам 50% младенцев должны приобретать основные двигательные навыки, такие как сидение, ползание, стояние и ходьба. Ползание и ходьба являются основными вехами в развитии моторики в младенчестве, позволяя младенцу взаимодействовать и узнавать об окружающем мире.
Если препятствовать или задерживать ползание и ходьбу, например, из-за использования гахворы, то повлияет ли это на развитие?
«За день мы устали очень»: какие колыбельные поют мамочки из «Азия-Плюс» своим детям
На основе данных, собранных из западных выборок, основные двигательные навыки – сидение, ползание, стояние, ходьба – действительно открывают возможности для изучения окружающей среды, предметов и людей в ней.
Стандарты ВОЗ не всеобъемлющи, так как они предлагают рамки возраста, когда все дети должны приобрести базовые двигательные навыки. Но стандарты ВОЗ не отражают индивидуальные различия или различия в опыте младенцев, которые, как мы знаем, влияют на навыки в младенчестве.
Например, некоторые культуры способствуют движению младенца с помощью преднамеренных упражнений, растяжек, массажа и специальных приспособлений, игрушек или оборудования, предназначенного для стимулирования подвижности, мануальных и осаночных навыков. Но последствия ограниченных возможностей (то есть эффекты ограничения) все еще менее известны и мало изучены.
Карасик и ее команда в настоящее время изучают связь между использованием гахворы и развитием моторики младенца. Они обнаруживают, что частое употребление гахворы было связано с детской брахицефалией или уплощением затылка. Однако, форма головы не связана с ручными или двигательными навыками младенцев, особенно с точки зрения того, когда дети приобретают навыки или насколько хорошо они их выполняют.
Имеет ли использование гахворы долгосрочные последствия для личности детей – неизвестно. С точки зрения детей, они, похоже, не считают, что гахвора – это карательная мера. Исследователи проверили, насколько протестуют младенцы, когда их помещают в гахвору.
Несмотря на то, что с детьми много возятся, когда их помещают, пеленают и связывают, младенцы редко суетятся. Как ни странно, матери сообщали, что их дети даже «просят», чтобы их посадили в эту колыбель. Еще предстоит определить, связано ли использование гахворы с темпераментом детей в целом, и если да, то в какой степени.
По этой причине продолжение работы в данном направлении в Таджикистане так важно для теории и практики. Гахвора является важной практикой в таджикских семьях из-за своей историко-культурной традиции и функционального значения, особенно в сельских местностях. Дети в Таджикистане, которые вырастают в гахворе, любимы и являются центральными элементами семьи. И это самое главное! То, что моторные навыки рано или поздно приобретаются, подразумевает, что есть какая-то норма, но норма относительно кого? Идея о том, что существуют определенные возрасты или стадии, устарела; на самом деле нет универсального ребенка или среднего ребенка внутри или между культурами.
Свои вопросы, сообщения, видео и фото присылайте на Viber, Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45.
Роскошная колыбель. Как появляется на свет гахвора
Считается, что на севере Таджикистана изготавливают самые красочные гахворы, однако работа раштских мастеров-плотников уникальна уже тем, что их люльки отличаются среди всех других тонкостью резных узоров и стойкостью самой колыбели, на которой может вырасти не одно поколение.
Мы побывали в гостях у потомственного мастера Эшонджона Маликова из кишлака Навди Рашского района.
Так уж повелось в многовековой традиции таджиков, что детская колыбель – гахвора, должна быть в приданом каждого младенца. И даже упорядочение традиций и запрет на проведение ритуала гахворабандон (первое укладывание ребенка) не могут уменьшить количество тех, кто заказывает добротную гахвору для нового члена семьи.
Волшебные прутики. Кто и как у нас занимается корзиноплетением?
Для изготовления таджикской колыбели в каждой местности есть специальные плотники – устои гахворасоз.
Одним из них и является акаи Эшонджон Маликов из кишлака Навди Раштского района, которого знают во всей Каратегинской долине. Ему заказывают гахворы даже из Хатлона.
Действительно, мастеру Эшонджону повезло: по материнской линии его дед был столяром, а по отцовской – плотником. От двух дедов и отца передались нашему герою навыки по столярному и плотницкому делу и кроме изготовления колыбельных, он также занимается изготовлением национальной деревянной посуды – таваков, а также различных кувшинов из меди.
Гончарных дел мастер
Теперь свои навыки и опыт он передал трем сыновьям – Олиму, Фарруху и Махмадулло, а на подходе уже внук – берет тесак и бежит работать с деревяшками.
Так из чего же состоит работа мастера по изготовлению гахворы?
На первом этапе нужно выбрать дерево, в основном, это ива или тополь, так как они больше всего подходят для здоровья младенцев. Старший сын покупает деревья, они разделывают его на доски, из них начинают сооружать каркас будущей люльки. Как только доски нарезаются до нужного размера и сооружается основа, на старом прадедовском приспособлении – «саллабандак», из фанеры делают дугообразную часть люльки, и уже на готовую продукцию наносят краску.
Шкатулки мастера Дилмурода. Каково это «вышивать» серебром?
Отличительная особенность раштских колыбельных в том, что они, в основном, красятся в черный и красный цвета, иногда используется зеленый, для разбавления узоров. Но то, что преобладают эти два цвета, отличает эти колыбельные от других регионов страны.
По словам усто, наносить краску доверяют женщинам семейства – жене, матери или невестке. После – следует другой этап – резьба уже почти готовой гахворы: именно узоры требуют от мастера-плотника умения быть и хорошим резчиком.
Когда он это рассказывает, то невольно вспоминает события 90-х годов прошлого века, когда из-за гражданской войны многие молодые люди не могли ехать в столицу учиться и находились в неком вакууме. Тогда местные власти попросили мастера преподавать этим ребятам, чтобы они научились специальности, а не слонялись без дела. Таким образом, усто подготовил более ста учеников, многие из них сами стали мастерами, некоторым понадобились полученные навыки при работе в России.
Кстати, усто Эшонджон гордится, что он и его сыновья могут обойтись без трудовой миграции и здесь, в Таджикистане находят свой кусок хлеба.
Эксклюзивных дел мастер. Как таджик помог нижегородскому левше кольцо ковать
Одновременно усто показывает нам бумажку, сохранившуюся с 1979 года, то есть почти 40-летней давности, где местный джамоат предупреждает его отца, что если он не перестанет изготавливать гахворы, то он ответит по всей строгости закона.
Все материалы проекта «Ремесла Таджикистана» можно посмотреть здесь.
Уникальная «гахвора». Как иностранные доктора исследовали таджикскую колыбель
В течение нескольких веков в таджикских семьях для новорожденных детей используется местная разновидность колыбели, известная как «гахвора». Гахвора является одной из самых старых традиций по уходу за ребенком, которая до сих пор сохранилась в регионе.
Примечательно, что даже многие современные семьи в городах все еще применяют подобную колыбель. Одна из исследователей гахворы, профессор City University of New York, доктор Лана Карасик поделилась с CAAN некоторыми результатами своих последних исследований на тему использования гахворы.
Дизайн гахворы уникален
Использование гахворы предусматривает пеленание ребенка особенно, когда родители намерены уложить его спать, или просто, чтобы он не мешал при занятости другими домашними делами или другими детьми. Гахвора также практична с точки зрения возможности сохранения ребенка в более легкой одежде в тепле.
Уникальный дизайн гахворы – ее дренажная система – обеспечивает чистоту и сухость младенцев без необходимости использования подгузников, которые обходятся дорого и семьям, и окружающей среде.
Первому ребенку женщины ее родители по традиции дарят гахвору. Исходя из обычаев и традиций в Таджикистане на самом деле трудно найти местную семью, где бы не было такой.
В наше время гахвора является скорее символом, чем практической необходимостью; семьям с достатком, живущим в столице с немного большим доступом к воде и электричеству, возможно, не приходится пользоваться гахворой.
Будучи экспертами по развитию двигательной системы у детей младшего возраста, а также социальному познанию, языку и воспитанию детей, доктор Лана Карасик и ее коллеги доктор Карен Адольф и доктор Кэтрин Тамис-ЛеМонда заинтересовались практикой использования гахворы
Наше нынешнее видение о развитии детей основано на исследованиях детей на Западе, воспитанных в западных традициях, где таких практик как «гахвора» не существует.
Однако это не означает, что практика воспитания детей за пределами Запада является неправильной. Это просто означает, что за пределами западных традиций не было проведено достаточно исследований.
Таким образом, можно сказать, что теории развития не учитывают различия в опыте детей и результатах развития во всем мире.
Первые исследователи гахворы
Карасик и ее коллеги были первыми, кто принялись за исследование практики использования гахворы с научной точки зрения. В статье, опубликованной ими в 2018 году в журнале PLoS ONE, они задались в основном двумя вопросами:
1) Ограничивает ли на самом деле гахвора движение младенцев?
2) Продолжают ли родители использовать гахвору через пару первых месяцев рождения, когда навыки движения, осанки и опорно-двигательного аппарата ребенка начинают развиваться, как документировано у западных новорожденных?
Перед изучением последствий ограничения передвижения ребенка в гахворе необходимо было сначала изучить и задокументировать степень и сроки ограничения.
Гахвора имеет давнюю традицию в Таджикистане, которая распространена по сей день.
Исследователи собрали данные из более 300 семей, живущих в деревнях в двух крупных регионах за пределами столицы. Собирая данные, стало совершенно очевидным, что функциональная польза от гахворы есть, а это достаточно важно, поскольку подобная практика преобладает в течение сотен лет и, вероятно, имеет место в соседних регионах Центральной Азии (у Узбекистана есть собственное название колыбели – «бешик»).
Гахвора защищает детей от потенциальных опасностей окружающей среды (суровая погода, животные, ирригационные канавы, сельскохозяйственные инструменты, огонь, строительные материалы, скалы, лужи воды, скопление людей и т. д.).
Кроме того, это умный и адаптированный метод туалета, позволяющий содержать младенцев в чистоте и сухости, не полагаясь на дорогие одноразовые подгузники (которые, как было отдельно показано, влияют на ходьбу. К примеру, это подтверждено и описано в статье Адольфа и ее коллег.
Также возможно, что ограничения гахворы – пеленки и повязки – помогают младенцам успокоится и, возможно, заснуть.
В некотором смысле, гахвора похожа на современные устройства поддержания детей, в английском языке их называют baby-minder, которые удерживают младенцев и позволяют родителям или няням выходить из комнаты по своим делам.
Гахвора и моторика
Основные различия между гахворой и другими видами колыбелей сводятся к следующим пунктам:
дети в гахворе лежат на спине (как в западных детских кроватках);
пеленание (пеленание было недавно введено в западную практику и обычно используется в течение первых 1-3 месяцев жизни);
с ног до головы связывают конечности, выпрямляя их вдоль тела;
а также гахвора используется на протяжении второго и даже третьего года жизни детей.
Согласно стандартам Всемирной организацией здравоохранения, к 12 месяцам 50% младенцев должны приобретать основные двигательные навыки, такие как сидение, ползание, стояние и ходьба. Ползание и ходьба являются основными вехами в развитии моторики в младенчестве, позволяя младенцу взаимодействовать и узнавать об окружающем мире.
Если препятствовать или задерживать ползание и ходьбу, например, из-за использования гахворы, то повлияет ли это на развитие?
На основе данных, собранных из западных выборок, основные двигательные навыки – сидение, ползание, стояние, ходьба – действительно открывают возможности для изучения окружающей среды, предметов и людей в ней.
Стандарты ВОЗ не всеобъемлющи, так как они предлагают рамки возраста, когда все дети должны приобрести базовые двигательные навыки. Но стандарты ВОЗ не отражают индивидуальные различия или различия в опыте младенцев, которые, как мы знаем, влияют на навыки в младенчестве.
Например, некоторые культуры способствуют движению младенца с помощью преднамеренных упражнений, растяжек, массажа и специальных приспособлений, игрушек или оборудования, предназначенного для стимулирования подвижности, мануальных и осаночных навыков. Но последствия ограниченных возможностей (то есть эффекты ограничения) все еще менее известны и мало изучены.
Карасик и ее команда в настоящее время изучают связь между использованием гахворы и развитием моторики младенца. Они обнаруживают, что частое употребление гахворы было связано с детской брахицефалией или уплощением затылка. Однако, форма головы не связана с ручными или двигательными навыками младенцев, особенно с точки зрения того, когда дети приобретают навыки или насколько хорошо они их выполняют.
Имеет ли использование гахворы долгосрочные последствия для личности детей – неизвестно. С точки зрения детей, они, похоже, не считают, что гахвора – это карательная мера. Исследователи проверили, насколько протестуют младенцы, когда их помещают в гахвору.
Несмотря на то, что с детьми много возятся, когда их помещают, пеленают и связывают, младенцы редко суетятся. Как ни странно, матери сообщали, что их дети даже «просят», чтобы их посадили в эту колыбель. Еще предстоит определить, связано ли использование гахворы с темпераментом детей в целом, и если да, то в какой степени.
По этой причине продолжение работы в данном направлении в Таджикистане так важно для теории и практики. Гахвора является важной практикой в таджикских семьях из-за своей историко-культурной традиции и функционального значения, особенно в сельских местностях. Дети в Таджикистане, которые вырастают в гахворе, любимы и являются центральными элементами семьи. И это самое главное! То, что моторные навыки рано или поздно приобретаются, подразумевает, что есть какая-то норма, но норма относительно кого? Идея о том, что существуют определенные возрасты или стадии, устарела; на самом деле нет универсального ребенка или среднего ребенка внутри или между культурами.
Свои вопросы, сообщения, видео и фото присылайте на Viber, Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45.
Колыбель таджикского ремесла: как мастер Ахмаджон создает детские гахвора
Sputnik Таджикистан встретился с мастером из Спитамена, унаследовавшим от отца древнее искусство изготовления детских колыбелей, и узнал все тонкости этого вида народного искусства.
Традиционная гахвора
Кроватка для новорожденного уже не одно столетие покупается у специального мастера.
Она изготавливается только из ивового дерева. В колыбели делается специальное круглое отверстие, в которое ставится подобие ночного горшка. Такое ноу-хау позволяет сохранить ребенка сухим и чистым, а также сэкономить бюджет на пеленках и памперсах.
Младенца кладут на матрас из соломы, тоже с круглым отверстием.
При любом движении ребенка колыбель убаюкивающе раскачивается.
Самого малыша аккуратно фиксируют широкой лентой, чтобы он не вывалился.
Из поколения в поколение
Мастер Ахмаджона стал постигать азы столярного мастерства еще в школьные годы. Его обучал отец, Усто Бободжон, запомнивший все секреты деда.
Сегодня в мастерской уже дети помогают отцу делать колыбели, двери, оконные рамы и многие другие предметы национального быта из натурального дерева.
Еще в 1976-м мужчина окончил факультет планирования и рисования Худжандского госуниверситета имени академика Бободжона Гафурова (ранее имени С. М. Кирова), а после этого несколько лет преподавал в школе столярное мастерство.
Так, на протяжении всей жизни детское увлечение переросло в профессию и стало основным источником дохода и гордостью.
По словам Ахмаджона, все в округе сразу после после появления в доме новорожденного прямиком идут к ремесленнику за гахворой. Да и на местном рынке тоже наслышаны о качестве и красоте его колыбелей и с радостью берут именно такой рукотворный товар.
Первый дом для младенцев
Именно поэтому все колыбели Пулотов старается сделать не только качественными, но и красивыми, чтобы его хозяева с детства наслаждались яркими цветами и спокойно спали.
На изготовление одной такой кроватки уходит около недели. Для этого ремесленник собирает подходящие по размеру ветки ивы, сушит их прямо на солнце несколько дней и только затем приступает к работе и отделке. Он соединяет детали воедино, а затем раскрашивает стены и ручку геометрическими фигурами или цветочными узорами.
Сохранить народное ремесло
За одну колыбель он получает около 150 сомони (15 долларов). На эти средства и живет. Благо, что с 2018 года, объявленного в Таджикистане периодом развития туризма и народных промыслов, такие ремесленники, как Ахмаджон, освобождаются от уплаты налогов.
Колыбельный мастер рад, что его дети уже освоили семейное дело. Он спокоен за их будущее и за народную традицию.
Старший сын Акбарджон уже давно работает плотником в Худжанде, средний, Акмалджон, устроился в мебельную мастерскую в Сургуте.
Третий сын, Сухроб, сейчас учится в университете, а самый младший 14-летний Амиржон только закончил восьмой класс и помогает отцу в свободное от занятий время. И, кстати, уже демонстрирует первые миниатюрные колыбели собственного производства.