Как называют камчатку в народе
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Самым точным переводом термина «коряки» будет «владеющий оленями», что в полной мере отражает суть главного занятия народа. Одна из версий этнологов гласит, что такое название люди получили от русских казаков, которые пришли на полуостров в XVII веке. Согласно другой теории, «коряками» их прозвали соседи юкагиры.
Коряки-рыболовы и коряки-оленеводы
Корякские племена не всегда были кочевыми. Изначально они занимались рыболовством и вели оседлую жизнь. Необходимость отделится от основной группы возникала крайне редко — в годы плохого улова, когда мужчины были вынуждены уходить вглубь полуострова на охоту и оставаться там долгое время. С этого и началось разделение коряков на две основные ветви: кочевых тундровых и оседлых береговых.
Что примечательно, сам народ никогда не называл себя «коряками». В противовес этому термину использовались другие. «Намылан» и «анкалан» для обозначения оседлых жителей, «чавчувен» и «чаучу» — для кочевых представителей.
Кроме охоты и рыболовства в селениях были хорошо развиты другие промыслы. Коряки всегда мудро распоряжались дарами природы. Убитые животные использовались не только для пропитания. Из оленьих шкур шились теплые закрытые рубахи «кухлянки», которые украшали витиеватыми узорами из меха пушных зверьков. Для изготовления традиционных меховых валенок отбирались целые шкурки моржей и нерп.
Исключительно женским занятием считалась обработка мягких материалов, в частности шитье и вышивка. Мужчины занимались более тяжелым трудом: изготавливали фигурки, табакерки и украшения из моржовых клыков; обрабатывали металл, камень и дерево.
Отрезанные от цивилизации коряки даже придумали своеобразное подобие подгузников. Их сооружали из мягчайших шкурок телят оленей и снабжали специальным карманом на пуговицах, который было удобно расстегивать и застегивать, не снимая одежды. В карман закладывали особый сорт мха, хорошо впитывающий жидкости и препятствующий появлению опрелостей.
Яранги — традиционное жилье коряков
Олицетворением родного дома для любого коряка является яранга. По строению она похожа на небольшую юрту, покрытую шкурами оленей. Самое теплое место яранги — полог или спальня, которое представляет собой небольшую квадратную «комнату» в центре, со всех сторон укрытую оленьими шкурами мехом внутрь. Раньше туда забиралась вся семья и, зажигая «жирник» (светильник на основе тюленьего жира), укладывались на ночлег. Тогда в пологе становилось настолько жарко, что в даже в самые морозные ночи можно было спать без одежды.
Кроме яранг, коряки строили полуподземные жилища из бревен. Строения имели два входа: нижний, ведущий внутрь через сени, и верхний, который параллельно исполнял роль дымоотвода. Первый использовали в летнее время, пока строение не засыпало снегом. Но как только снежный покров становился настолько высоким, что под ним скрывалась большая часть дома, коряки забирались внутрь через зимний вход. Лестница была очень крутой и напоминала скорее столб с углублениями-ступеньками для ног. Некоторые этнологи придерживаются мнения, что такие северные землянки строились задолго до появления яранг. Однако до нашего времени ни одного целого полуподземного дома в естественных условиях не сохранилось, поэтому увидеть их можно только в музеях.
Чему поклонялись коряки?
Коряки верили, что душа есть у каждой вещи и окружающего предмета. Они одушевляли не только животных, но и весь окружающий мир: небесные светила, море, горы, лес. В каждой общине выбиралось свое священное место — аппапель — которому поклонялись и приносили в жертву животных. Зачастую это были олени, реже собаки и морские обитатели.
Самые пышные празднования устраивались в честь основных промыслов — охоты и рыбалки. Коряки торжественно «встречали» и «проводили» добычу (оленей, касаток, китов), выполняли обряды со шкурой, носами и некоторыми другими частями туш, которые после ритуала обязательно выставляли на почетное место, чаще всего рядом с семейными тотемами. Другими культовыми предметами были аняпели (гадальные камни), миниатюрные фигурки, символизирующие предков, и доски с антропоморфными фигурками для добывания огня трением.
Корякский фольклор: мифы и сказки, народная музыка
Корякская письменность — одна из самых молодых. Она создавалась на основе латиницы в 1930 году, однако в таком виде просуществовала немногим более пяти лет (с 1930 по 1936). После язык стали записывать русским алфавитом. Повсеместное распространение русского языка негативно повлияло на родную словесность коряков: практически не осталось аутентичных литераторов, каждое новое поколение знало язык все хуже. Ситуация усугубилась после того, как в камчатских школах перестали преподавать корякский язык, исключив его из образовательной программы.
Тем не менее в фольклоре коряков много интересного. Даже не понимая языка, слушать исторические легенды и предания, сказки, мифы и песни очень интересно. Мелодии выполняются речитативом под ритмичное аккомпанирование круглого национального бубна с внутренней крестовидной рукояткой — «г’эйнэчг’ын». Следует отметить, что этот термин является общим для всех корякских музыкальных инструментов. Им обозначают и трубу из бересты, и некое подобие флейты с наружным отверстием, и перьевые пищики, и даже духовые инструменты.
В историях отражены реальные события: межплеменные стычки коряков, войны народа с эвенами и чукчами. Много повествований сосредоточено вокруг «Куйкыняку» — Вороне, который в корякской культуре предстает одновременно как творец, проказник и шутник. Некоторые напевы передаются из поколения в поколение и считаются родовыми. В детском эпосе популярны сказки, главными персонажами которых являются животные: собаки, медведи, мыши и морские обитатели.
Современные коряки: какие они?
Сегодня коряки по-прежнему ведут обособленный образ жизни, не покидая привычных мест обитания. И даже имеют собственную автономию — Корякский округ. Согласно переписи 2010 года, численность народа составляет около 9000 человек. Причем две трети людей проживает в Камчатском крае, остальные — в Чукотском автономном округе и Магаданской области.
Превалирующее большинство современных коряков разговаривают на русском языке и исповедуют православное христианство. Шаманизма придерживаются лишь отдельные племена, в которых сильны традиционные верования предков. Схожая ситуация обстоит с корякским языком — его сохраняет не более 2000 человек, еще около 1000 человек разговаривает на алюторском.
Стремясь защитить интересы коренного населения Корякского автономного округа, российское правительство всячески поддерживает общественные организации и национализацию поселков. На местном радио и телевидении регулярно выпускают различные передачи на корякском языке. В школах наряду с русским обязательно преподают родной для коряков язык, организуют кружки по традиционному укладу жизни и формам хозяйствования.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как называют камчатку в народе
Вот тут мы и живем, на полуострове,
Который все Камчаткою зовут.
Уж триста лет она известна всей стране,
А многие ли побывали тут?
Гостей с материка встречаем весело,
Измаялись там, на Большой земле.
Голодные с дороги, да естественно,
И рыбка, и икрица на столе.
Впереди тысячи километров,
Самолет куда надо домчит.
Да и время идет незаметно
К тем, кто к нам на Камчатку летит.
Вот тут мы и живем, на полуострове,
Который все Камчаткою зовут.
Уж триста лет она известна всей стране,
А многие ли побывали тут?
Гостей с материка встречаем весело,
Измаялись там, на Большой земле.
Голодные с дороги, да естественно,
И рыбка, и икрица на столе.
Вот тут мы и живем, на полуострове,
Который все Камчаткою зовут.
Уж триста лет она известна всей стране,
А многие ли побывали тут?
Гостей с материка встречаем весело,
Измаялись там, на Большой земле.
Голодные с дороги, да естественно,
И рыбка, и икрица на столе.
Я целовал тебе. прекрасные глаза.
Я звал тебя в свои простые сны…
Ты зашла лишь раз…на огонек…
И заблудилась в пламени весны
Моих ночных, замысловатых строк…
Ты бродила в лабиринте фраз,
И любовалась звездочками рифм…
А я писал тебе щедро, каждый раз
Любви меняя радужный мотив…
Я пел тебе словно летом соловей,
О красоте твоих безбрежных глаз,
О темноте счастливейших ночей,
В которых пропадали каждый раз…
Ты несмело подпевала в такт,
И целовала нежно светлый сон,
Как будто бы предчувствуя антракт
Тебя не отпускал с рассветом я…
И все писал тебе легкие слова,
Шептал тебе нежно сладкое «люблю»…
Я весь горел, кружилась голова…
Я умолял не приходить зарю…
Казалось звезды понимали нас,
Подмигивали сотнями огней,
И продлевали ночи ход на миг…
И снова обнимал тебя Moрфей.
С рассветом, расставаясь, как на век,
Я целовал тебе прекрасные глаза,
И провожал тебя холодный снег…
Ты молилась, как на образа,
На новый день и торопила миг
Волшебной ночи, где ты и я,
Обвенчаны в один секундный блик
И влюблены в один прекрасный сон.
Камчадалы. Субэтническая группа русских. В настоящее время камчадалами называют русское старожильческое население Камчатки вместе с обрусевшими ительменами. К 1730-м годам казаки и посадские люди осваивающие Камчатку образовали на этом полуострове слой постоянного русского населения. В результате браков с ительменами, коряками и чуванцами последующие поколения в значительной степени состояли из метисов. В XIX — начале XX века в целом насчитывалось около 3600 человек местного коренного русскоязычного населения. Русские старожилы и обрусевшие ительмены в это время представляли собой одну этнографическую группу, имевшую свои особенности в хозяйстве, образе жизни и языке.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
На земле Камчатки проживали и проживают такие малочисленные народы, как: Ительмены, Коряки, Чукчи, Алеуты, Айны, Эвены, Камчадалы. Интересно было бы узнать «в живую» особенность всех этих народностей, но во время последнего посещения Камчатки я буквально окунулся в традиции коряков.
Это основное население, обитающее на севере Камчатки с собственным автономным округом. На самом деле коряки никогда себя «коряками» то и не называли. Так, обитатели побережья всегда называли сами себя.
Фото 2.
Так вот, в поисках фермеров и предпринимателей, которые взяли бесплатно землю по программе «Дальневосточный гектар» мы практически случайно наткнулись на этнокультурный комплекс и питомник ездовых собак «Авача Мэй»
По традиции небольшой видеообзор:
А дальше в формате фоторепортажа.
Фото 3.
Фото 4.
Фото 5.
Сначала щенки начали нас всех «тискать»
Фото 10.
А потом мы похватали щенков и начали их тискать и фотографироваться с ними. Александр zhzhitel зачем то схватил еще и череп то ли медведя, то ли оленя.
Фото 9.
Пока хозяев не было на месте мы осматривали питомник.
Фото 6.
Великолепные и абсолютно не злобные собачки привыкли к общению с туристами.
Фото 7.
Фото 8.
Фото 11.
Сергей Анашкевич тестирует элементы корякского стойбища.
Фото 12.
Вообще коряки замечательно разбираются в множестве домашних промыслов. Эти жители режут по дереву и кости, обрабатывают металлы, создавая известные по всему миру паренские ножи, а также изготавливают национальную одежду и ковры, вышивают бисером.
Чавчувены, являющиеся коренными жителями Камчатки, сделали оленеводство своим основным промыслом. Более того, по сути, оно было единственным, так как олень, это животное, смог дать им и еду, и одежду (кухлянки, малахаи, трбасы шились из шкур), и жилье, так как яранги строились также из шкуры оленя, плюс, из костей мастера создавали орудия труда. Естественно, олени же выступали и в качестве средства передвижения для коряков.
Фото 13.
Фото 15.
Фото 14.
Общее число людей, представляющих эту народность близко к 8 000, из которых на Камчатке проживают около 6,6 тысяч человек. В большинстве своем эти люди населяют Корякский округ, Магаданскую область и Чукотский АО.
Коряки сейчас изъясняются на русском языке, однако их историческим языком считается корякский, составляющий ветвь чукотско-камчатской языковой семьи.
И вот появилась хозяйка гектара и туристического комплекса «Авача Мэй» Анастасия Шукшина.
Фото 16.
Она планирует помогать сохранять культуру народностей Камчатки и помогать им зарабатывать на этом. Этноультурные комплексы очень распространены в мире и зарабатывают неплохие деньги на туристах. А для Камчатки это очень перспективное направление.
Тем более земля достанется бесплатно и государство выделяет гранты на развитие туристического направления.
Фото 17.
Пока мы разговариваем, хозяин готовит обед. Удивительно наблюдать, как придя в гости почти к любому обядательно на стол подадут красную рыбу, нерку, киту или кижуча.
Собачка вон тоже ждет вкусняшек.
Фото 18.
На территории комплекса будут предлагать полное погружение в культуру местных народностей с переодеванием в народную одежду, танцами, традициями и кухней.
Фото 19.
Анастасия помнит с детства все это. Она и ее муж родились и выросли в Раздольном. У них на глазах еще было вдоволь яранг и бабушек, которые рассказывали и показывали все, что передали им предки.
Сейчас тем, кто еще помнит традиции своих народов уже под девяносто лет и это все нужно как то сохранять.
Фото 20.
Если сохранить все это на уровне нашего поколения, то вот уже и следующее подрастает. Малышка чувствует себя в ярангах и между корякскими танцами себя как дома.
Фото 21.
Фото 22.
Фото 23.
Этот праздник называют еще и Днем морского зверя – нерпы. Животное на Хололо должен добыть молодой охотник. У священного костра над нерпой совершают обряд очищения – коряки как бы просят прощение за убийство. Они с уважением относятся к этому животному, без которого жить зимой было бы очень трудно: нерпа – это и питательное мясо, и жир, который можно использовать не только в еду, но и для освещения жилища, а также для обогрева.
Фото 24.
Вот нам сейчас покажут его элементы, но для этого нужно очиститься от злых духов и пройти сквозь дым.
Фото 25.
А дальше пошли легенды.
Фото 26.
Большого Ворона коряки считали основателем мира. Корякское имя Ворона – Куйкиняку или Куткиняку. Камчадалы его называли Кутх, Кутху или Кутча, чукчи – Куркил. Большого Ворона также называли Большим Отцом (осёдлые коряки) и Создателем (кочевые). Иногда в одном мифе встречается оба эти имени.
Фото 27.
Фото 28.
А вот народные музыкальные инструменты коряков.
Фото 29.
Фото 30.
Вот знаменитый «ротовой бубен» или варган (ванныярар).
Фото 31.
Нам рассказали что означают элементы традиционной одежды, узоры и орнаменты. Это все очень интересно.
Фото 32.
Фото 33.
На видео в начале поста можете посмотреть видеозапись народных танцев и пения коряков.
Фото 34.
Фото 35.
Фото 36.
А вот и Александра нарядили.
Фото 37.
И он даже поучаствовал в танце.
Фото 38.
Фото 39.
В общем все, что связано с историей, народными традициями любой части России, да и любого уголка мира это очень интересно. А про себя понимаешь, что всего этого остается все меньше и меньше.
Фото 40.
Напомню вам предыдущие истории фермеров и предпринимателей Камчатки, которые взяли бесплатный гектар и активно его осваивают:
Камчадалы: народ было пропавший,
но вызванный из забвения.
Отчасти льготами
Камчадалы на рисунке XVIII в.
Здесь это, конечно, ительмены.
Ведь камчадалами
русские первоначально называли ительменов
Слово «камчадалы» употребляют по меньшей мере в шести значениях.
1. Первоначально русские называли так коренных жителей Камчатки — ительменов. И в этом значении слово продолжает циркулировать в исторической и историко-географической литературе.
2. Позднее, когда началось смешение пришлых русских с аборигенами-ительменами, слово «камчадал» стало обозначать потомков от этих смешанных браков, владевших, как правило, двумя языками — ительменским и русским — и выработавших особый диалект русского языка. И именно в этом значении чаще всего принимает слово «камчадалы» современная этнография.
4. В современном лексиконе камчатских СМИ и даже в обыденной административной лексике слово «камчадалы» порой употребляется как собирательное наименование всех коренных малочисленных народов Камчатки (а то ведь какой-нибудь образованный губернский деятель язык сломает, перечисляя: ительмены, коряки, чукчи, камчадалы, алюторцы, кереки. ).
5. Когда волна политкорректности и толерантности «встречь солнца» дошла до Камчатки, там сообразили, что даже и эти затеи можно пристроить к своей пользе. Что под программы поддержки коренных малочисленных народов можно получить какие-то федеральные деньги и льготы. Тогда и родилась идея записать в камчадалы по возможности большее число жителей полуострова, имеющих здесь хоть какие-нибудь корни, вне зависимости от генов. Как мы увидим ниже, для охлаждения голов, обуреваемых этим замыслом, потребовалось вмешательство прокуратуры.
6. Многие люди, жившие, работавшие и служившие на Камчатке, сегодня с долей иронии, но и не без гордости, дорожа воспоминаниями, именуют себя камчадалами. В сети вы запросто можете попасть в «камчадальский чат» москвичей и петербуржцев. (С. Р.)
Современный камчадал —
Алексей Сыроежко
из пос. Термальный Елизовского рна
Камчатской обл. — слушатель
летней компьютерной школы
в Новосибирском университете
Потомки камчадалов, связанные с традиционным хозяйством, живут в Соболевском, Большерецком, Мильковском, Усть-Камчатском и Елизовском р-нах Камчатской обл. К камчадалам относит себя группа метисного населения города Петропавловска-Камчатского. Небольшая часть населения смешанного происхождения, относящая себя к камчадалам, проживает в Тигильском и Пенжинском р-нах Корякского а.о. и Ольском р-не Магаданской обл.
Группы метисного населения Камчатки начали складываться в середине XVIII в. Русские переселенцы перенимали у аборигенов их систему хозяйства и образ жизни. Бытовало двуязычие, потом возникло «камчатское наречие» русского языка. Оно до последнего времени сохра нялось у старшего поколения камчадалов. Для мировоззрения камчадалов было характерно двоеверие: основы православного вероучения и обрядности переплелись с традиционными верованиями и промысловыми обрядами. В последнее время в среде камчадалов наряду с возвращением интереса к православию происходит интенсивный процесс возрождения древних языческих элементов камчадальской культуры. На основе местных традиций, литературных данных, а также заимствований из культуры современных ительменов у камчадалов возрождаются обрядовые календарные праздники: весенний праздник Первой рыбы (традиционное занятие камчадалов — рыболовство), осенний — «Алхалалалай» (см. с. 31–32). (Камчатский край. Краеведческая страница)
Право на признание
До 1926 г. в официальных документах писалась народность «камчадал». Но при подготовке к переписи населения встал вопрос об официальной записи национальности туземного населения. Если с коряками, чукчами и другими народностями полуострова было все ясно, то с камчадалами возник вопрос. В 1927 г. было принято постановление: «констатировать, что ту часть населения полуострова, которая именует себя камчадалами, говорит по-русски и живет оседло, не относить к числу мелких туземных народностей северных окраин». Решение было принято без тщательного изучения проблемы. Камчадалы, проживающие в южных районах полуострова, занимались и до сей поры занимаются традиционной деятельностью; у них были свои территории расселения, сложившийся быт, своя культура, но из-за интенсивной ассимиляции камчадалы утеряли язык. И вот на основании отсутствия этого признака их отлучили от своей национальности, причислили к русским. Хотя в мировой практике много примеров, когда народы говорят на языке других народов, например, жители Бразилии говорят на португальском языке.
В конце 80-х годов камчадалы объединились в областную Ассоциацию для самоидентификации и правовой защиты своих интересов. В 1991 г. Камчатским облсоветом принято временное положение, которым признавалось наличие в Камчатской обл. этнической группы — камчадалы. В области в качестве членов традиционных общин камчадалов зарегистрировались 9 тыс. чел. Появились камчадальские клубы в селах и городах, материалы по культуре камчадалов собраны в областном, Мильковском и Соболевском музеях. (Анна Асеева//www.indigenous.ru)
Знак на въезде
в село Мильково.
На гербе — медведь,
ловящий рыбу в реке
В селе Мильково (200 км к С от Петропавловска-Камчатского) расположен этнокультурный центр камчадалов, представляющий собой реконструированный острог XVII в., ярангу, музей с утварью, шаманскими костюмами, кухлянками. В Милькове живут потомки ительменов и казаков. Музей возрождает старинные праздники.
Кто такие сегодняшние «камчадалы»
и почему камчадалом быть выгодно?
Весь июнь члены общественной организации коренных малочисленных народов Севера, проживающие в Ключах (село /бывший город/ у северного склона Ключевской Сопки), находились в тревожном ожидании. Люди могли остаться без традиционной для камчадалов пищи — красной рыбы. Лишь 15 июня долгожданное распоряжение о выделении квот было подписано губернатором Камчатской обл. Вылов рыбы для камчадалов Ключей фактически начался только 1 июля, после окончательного разрешения всех формальностей.
Для нужд членов общественной организации коренных малочисленных народов Севера Ключей было разрешено добыть 18 т нерки, 4,7 т чавычи, почти 14 т кеты, 6,8 т кижуча. Таким образом, каждый член организации получит в среднем по 46 кг рыбы. Камчадалам повезло: практически весь июль нерка попадалась в сети, и рыбаки возвращались с неплохими уловами — по 200—300 кг. Нет сомнения, что рыбой в этом году будут обеспечены все камчадалы. (Усть-Камчатские вести. 29.06.2006)
Куда девается рыба, выловленная и предназначенная специально для членов ассоциации коренных малочисленных народов Севера Усть-Камчатска?
Проблема в том, что вот уже не один год район аккуратно выделяет лимиты на вылов лосося для местных эвенов, коряков и ительменов, но аборигены Усть-Камчатска лосося практически не видят. «Привезли один раз в три часа ночи хвост лащавой кеты, и всё», — объяснил один из присутствующих. А выделяется им более 50 т в год.
Но кому же тогда достается рыба? «Два-три человека наживаются, прикрываясь вашими именами», — твердили на собрании руководители района. Большинство представителей ассоциации тоже убеждены в этом и обвиняют своего председателя (носителя, между прочим, русской фамилии) в том, что он вылавливает и продает их рыбу.
По результатам последней переписи в районе проживало чуть более 30 представителей коренных национальностей Камчатки. По какому принципу в Ассоциацию малочисленных народов Севера записалось больше трех сотен человек, непонятно. Многие свое право состоять в ней объясняют тем, что их родители родились когда-то в Усть-Камчатске. Ссылаются они на федеральный закон, авторы которого недавно к малочисленным народом Севера причислили и «камчадалов». Что это за национальность, законотворцы не объясняют. Поэтому практически все, появившиеся на свет в Усть-Камчатске, считают себя «кореневыми камчадалами», как определила одна бабушка.
Собрались они вместе только для того, чтобы получать бесплатно рыбу. При этом те, кто по закону имеет на это право, часто остаются ни с чем.
«Я хочу раз и навсегда прикрыть эту кормушку, — категорично заявляет глава района. — Администрация согласна взять на себя обязанность обеспечить и представителей малочисленных народов Севера, и старожилов, и тех, кто родился в Усть-Камчатске. Со следующего года мы составим отдельные списки, будем контролировать, сколько для кого рыбы идет. А представителям коренных малочисленных народов Севера выделим лимитов ровно на столько человек, сколько будет их проживать в районе по данным предстоящей переписи. Ветераны и пенсионеры старше 70 лет у нас получают по 50 кг лосося. Им привозят свежую, хорошую рыбу с неводов, в этом году заложили на них 100 т, они благодарны и довольны. А вот представители ассоциации, наверняка, как в прошлом году, придут осенью жаловаться ко мне на то, что остались без рыбы». (Ольга Горбикова (Усть-Камчатск)//kamchatka.km.ru.10.07.2002)
Борьба за камчадалов
За 1998 г. областной прокуратурой был опротестован незаконный нормативный акт, принятый Законодательным собранием Камчатской обл., — закон «О территориально-хозяйственных общностях (общинах) коренных малочисленных народов Севера Камчатской обл.». Прокуратура пришла к выводу о несоответствии данного закона постановлению правительства, определяющему перечень районов проживания коренных малочисленных народов Севера. В Камчатской обл. к ним относятся Корякский а.о., Алеутский и Быстринский р-ны. Федеральным законом к коренным малочисленным отнесены народы, проживающие на территории России и насчитывающие менее 50 тыс. человек.
Областные же депутаты обозначили в принятом ими законе такую малочисленную народность, как камчадалы, дав им определение «этнической общности, исторически сформировавшейся в Камчатской области». Прокуратура усмотрела в этом превышение полномочий, поскольку в Конституции недвусмысленно указано, что в сфере национальных правоотношений субъекты федерации полномочны регулировать права коренных малочисленных народов, но не устанавливать их статус.
Может быть, мы и хотели бы, чтобы население Камчатской области пользовалось какими-то льготами и преимуществами только потому, что родилось и проживает на этой территории, но нас намного больше 50 тысяч.
Дело передано в Верховный суд. После его решения наконец и станет известно, кто же такие камчадалы. (iks.ru.21.01.1999)
Как и почему «растет»
численность камчадалов
Мильковский район считается одним из рыбных на полуострове. Рыбакам, среднему бизнесу, который работает на реках и прибрежке, на неводах, необходима стабильность, чтобы справедливо были распределены участки, а за участками закреплялись квоты в соответствующих долях.
Администрация района стремится к тому, чтобы наконец был урегулирован вопрос о малочисленных народах Севера, о коренных жителях. В свое время начала действовать программа, исходя из которой все коренные жители обязаны были предоставить подтверждение своей принадлежности к коренной народности. Вообще, необходимо определить численность камчадалов. Например, в Мильковском р-не по документам, дающим «права на рыбу», числится 2 250 камчадалов. Это они сами записали себя в малочисленные народы Севера. Любопытно, что когда проходила перепись населения, всего лишь 600 человек заявили о том, что они считают себя камчадалами. 600 и 2250 — сами понимаете, какая огромная разница между этими цифрами. Есть необходимость задуматься над тем, на какое количество пользователей нужно выделять лимиты.
Необходимо, чтобы представители малых народов объединялись не только для того, чтобы рыбу поделить. (Владимир Ямпольский//Камчатское время. 29.08.2003)
1 В чем, кстати, заключается принципиальная разница между современными ительменами, имеющими сильнейшую примесь русской крови и говорящими в основном по-русски, и современными камчадалами, происходящими якобы от ительмен и русских и говорящими по-русски, составителю этого материала толком выяснить не удалось.