Как называют древнейшие цивилизации востока
Всеобщая история
Лучшие условия по продуктам Тинькофф по этой ссылке
Дарим 500 ₽ на баланс сим-карты и 1000 ₽ при сохранении номера
. 500 руб. на счет при заказе сим-карты по этой ссылке
Лучшие условия по продуктам
ТИНЬКОФФ по данной ссылке
План урока:
Первые в мире государства образовались в долинах рек: Тигра, Евфрата, Хуанхэ, Янцзы, Нила, Инда. Поэтому первые в мире цивилизации историки называют речными. Экономическое процветание речных цивилизаций зависело от разливов рек, на берегах которых они создавали ирригационные системы – искусственные системы орошения. Оросительные каналы и искусственные водоемы накапливали воду в период разлива рек и доставляли ее на близлежащие поля. Чтобы поддержать в порядке искусственные системы орошения требовалась организация массовых общественных работ. Появились ранние формы принуждения, эксплуатации, таким образом, в Древнем Междуречье, Египте, Индии, Китае сформировалась рабовладельческая система, классовые общества.
Древний Египет
В 4 тысячелетии до нашей эры в долине Нила возникло множество отдельных областей, разрозненных между собой. Позднее, на основе их объединения сформировалось два царства – Верхний и Нижний Египет. Многие сотни лет эти царства враждовали между собой, пока, наконец, около 3000 года до нашей эры царь Менес не объединил обе области в единое государство. После объединения Верхнего и Нижнего Египта столицей объединенного государства стал город Мемфис, из которого было удобно управлять как севером, так и югом страны. Менес стал основателем первой древнеегипетской династии фараонов.
Экономика
Египет отличался высокой продуктивностью сельского хозяйства. Здесь возделывали виноград, выращивали ячмень, лен, различные овощные культуры, финики. В болотистых регионах было развито птицеловство и рыболовство.
Чтобы вырастить хороший урожай требовались большие усилия: нужно было возводить дамбы, которые сохраняли воду, разливающуюся в период половодья Нила, оттуда она самотеком достигала низин. Для поливки полей, находившихся на возвышенности, воду переносили в другую систему каналов, этот процесс был трудоемким, требовал организации общественных работ. Поэтому мелких крестьянских хозяйств в Древнем Египте не было, крупные участки земли принадлежали вельможам, общинам, государству.
Государственное устройство
С момента объединения Нижнего и Верхнего Египта в единое централизованное государство,там окончательно сложилась деспотическая монархия, основанная на эксплуатации государством населения, обожествлении власти фараона. Египтяне верили, что фараон не просто правитель и могущественный защитник подданных, он сын Амона-Ра – Бога Солнца. Символом власти фараонов стали пирамиды, служившие гробницами египетским правителям. Согласно легендам, после смерти фараон поднимался по ступеням пирамиды прямо на небо, где перерождался божеством.
Государственный аппарат Древнего Египта можно представить символически, в виде пирамиды:
Междуречье
В начале 4 тысячелетия до нашей эры, одновременно с египетской цивилизацией возникла Месопотамия, которую также называли Междуречьем, Двуречьем. Отдельные друг от друга города-государства Месопотамии расположились в плодородной долине между реками Тигр и Евфрат. Как и в Древнем Египте, в Междуречье сложилось два государственных центра – Верхняя и Нижняя Месопотамия. Верхнюю Месопотамию основала цивилизация шумеров, Нижнюю Месопотамию заселили аккадцы (семитоязычные племена).
На протяжении 3 тысячелетия до нашей эры Шумерские города- государства боролись между собой за первенство, стремясь подчинить друг друга. Самыми крупными среди десятков городов были Ур, Урук, Киш, Вавилон, Лагаш.
В начале 2 тысячелетия до нашей эры на юге Месопотамии было образовано Вавилонское царство, которое возглавил царь Хаммурапи. В период его правления Междуречье стали именовать Вавилонией, а ее народонаселение – вавилонянами. На момент прихода к власти Хаммурапи, Вавилония была относительно небольшим царством. Поэтому он регулярно совершал завоевательные походы для расширения ее границ. Вавилонский царь Хаммурапи завоевал Урук, Исин, Элам, Ларсу, Эшунну и многие другие шумерские города –государства. В результате, под его властью было объединено все Междуречье.
Царь Хаммурапи запомнился в истории не только как правитель, объединивший всю Древнюю Месопотамию в единое централизованное государство, но и как один из первых известных миру законотворцев. В начале 20 века археологи нашли каменный столб, с высеченными на нем законами царя Хаммурапи. Это были 282 статьи, регулировавшие имущественные и семейные отношения, предусматривавшие различные меры наказания за всевозможные виды преступлений.
Экономика
Как и в Древнем Египте, процветание жителей Месопотамии напрямую зависело от розливов рек. Однако в отличие от Нила, Тигр и Евфрат были слишком бурными. Поэтому шумеры строили оросительные системы не для полива, а для отвода лишней воды. Основными сельскохозяйственными культурами, выращиваемыми населением Междуречья были: ячмень, финики, виноград, различные виды овощей.
Земледельческими работами и постройкой оросительных каналов занимались в основном не рабы, а свободные общинники, обязанные в порядке повинности работать на государство 1-2 месяца в год.
Культура
Культура Месопотамии одна из древнейших в мире, для своего времени она была прогрессивной и высокоразвитой. Уже в 3 тысячелетии до нашей эры здесь была изобретена собственная система письменности – клинопись. Знаки клинописи выдавливали заостренными тростниковыми палочками на глиняных табличках, пока глина была мягкой. Начиная со 2 тысячелетия до нашей эры, клинопись шумеров распространилась по всему Ближнему Востоку.
Шумеры первыми изобрели систему измерения времени, согласно которой час делят на 60 минут, а минуту на 60 секунд. Они написали первые в мире медицинские книги – сборники рецептов, составили первый в мире библиотечный каталог.
Древняя Индия
Принадлежность к той или иной касте передавалась от отца к детям по наследству, поменять одну касту на другую было невозможно.
Экономика
Население Древней Индии историки относят к высокоразвитым цивилизациям. В сельском хозяйстве индийцы использовали ирригационные сооружения, которые помогали получать им до 4 урожаев в год. Индийцы выращивали ячмень, рис, рожь, пшеницу, хлопок, множество видов фруктовых плодов и овощей. Высоким уровнем развития отличалось мастерство ремесленников. Индийцы первыми в мире научились ткать и прясть хлопок, они были искусны в гончарном и ювелирном деле. Показателем богатства и высокого положения в древнеиндийском обществе были обширные земельные владения, большое количество коров, рабов.
Древний Китай
На рубеже 3-2 тысячелетия до нашей эры в долине реки Хуанхэ зародилась древнекитайская цивилизация. Здесь, в отличие от других речных цивилизаций, на протяжении тысячи лет люди не сооружали искусственных оросительных систем.
К середине 2 тысячелетия до нашей эры на территориях Китая сформировалось более 250 отдельных независимых государств, которые вели непрерывные междоусобные войны друг с другом. В 221 году до нашей эры государства Древнего Китая были объединены в единую империю, которую возглавила династия Цинь. Император Цинь Шихуанди– первый правитель и основатель централизованного китайского государства, установил в своей стране режим террора и тирании. По его приказу были казнены тысячи последователей конфуцианства- религиозно-философского китайского учения.
Принципы древнего конфуцианства: торжество справедливости в обществе, любовь и сострадание к людям, уважение к старшим, долг каждого из людей независимо от их социального положения перед обществом. После смерти Шихуанди власть в Китае захватила династия Хань, при которой конфуцианство стало государственной религией. Династия Хань просуществовала более 400 лет, после которой Китай вновь распался на отдельные государства.
Словарь
Россия в мире. 10 класс
Конспект урока
по предмету «Россия в мире» для «10» класса
Тема: Цивилизации Древнего Востока
1. Первые государства Древнего мира и предпосылки их возникновения.
Цивилизация – это человеческое сообщество, которое в течение определенного периода времени имеет устойчивые особые черты в социально-политической организации, экономике и культуре.
Государство – это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом обладающая аппаратом управления и принуждения.
Ирригация – система орошения полей.
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
Время появления первых государств называют временем Древнего мира. Как правило, оно делится на три периода: раннего Древнего мира (IV–II тысячелетиях до н. э.), расцвета государств (конец I–II тысячелетий до н. э.) и упадка (первая половина I тысячелетия до н. э.).
Цивилизации Древнего Востока – самые первые цивилизации в истории человечества возникли в долинах многоводных рек, таких как Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Хуанхэ. В возникших государствах появились специально созданные институты. Обычаи и традиции заменялись законом, общество разделилось на управляемых и управляющих. Каковы же предпосылки возникновения первых государств?
Предпосылки возникновения государства
Государство – основной институт политической системы общества, осуществляющий управление, охрану его экономической и социальной структуры.
Предпосылками возникновения первых государств Древнего Востока являются:
а) создание аппарата власти;
б) замена законом обычаев и традиций;
а) появление металлических орудий труда;
б) повышение производительности труда;
в) появление излишек продуктов.
Месопотамия. В долинах рек Евфрата и Тигра сформировалась одна из ранних цивилизаций, где жили родственные племена шумеров и возникли города-государства – Аккад, Умма, Лагаш, Ум, Эриду. Образование городов было связано с необходимостью проведения ирригационных работ, требовавших усилия множества людей. Царь города Аккад Саргон первым в Месопотамии создал постоянное войско и объединил эти города, основав династию. Там был религиозный и административный центр – город и зависимые от него сельские общины. В каждом городе находились храм и дворец правителя – военного вождя.
Важнейшим достижением шумерской цивилизации историки считают изобретение письменности – клинописи, которая использовалась в Месопотамии почти 3000 лет. В первой половине II тыс. до н. э. большая часть Междуречья оказалась под властью царя Хаммурапи. Город Вавилон стал одним из крупнейших торговых и культурных центров Древнего мира. Над городом возвышался ступенчатый храм с высокой башней, со строительством которой связана библейская легенда. Основу богатства государств Междуречья составлял труд крестьян, ремесленников и рабов. Отношения в обществе регулировались законами. Первый в истории подробный свод законов был составлен царем Хаммурапи, который делил население Вавилонии на категории.
Древний Египет. В середине IV тыс. до н. э. в долине реки Нил сложилось египетское государство, которое представляло собой классическую восточную деспотию, где вся полнота власти принадлежала фараону, и его воля была абсолютным законом для подданных. Чиновники собирали налоги и управляли имуществом фараона. Жрецы были хранителями знаний и пользовались значительным влиянием. Было очень много рабов, которые сооружали ирригационные системы, строили дворцы и пирамиды. Наибольшую известность культура древнего Египта обрела благодаря усыпальницам фараона. Самая крупная пирамида Хеопса со сложной системой прохода к гробнице фараона. Широкое распространение в Египте получила грамотность. У египтян была иероглифическая система письма, иероглифы сохранились на статуях, обелисках, папирусах, гробницах, стенах храмов. Значительного развития в Египте достигла медицина, была разработана методика бальзамирования.
Древняя Индия. Во II тыс. до н. э. на полуостров Индостан вторглись арии – племена индоевропейского происхождения. Это завоевание положило начало формированию новой цивилизации. Характерной чертой индийского общества являлось его деление на варны – замкнутые группы людей. Высшими считались варны брахманов (жрецы) и кшатриев (вожди и воины). Варна вайшьи объединяла общников. В низшую варну входили шудры – чужаки, пленные и их потомки. Брахманы были единственными грамотными людьми и носителями знания. Они совершали религиозные обряды, трактовали священные тексты.
В Индии, как и в других древних цивилизациях, было распространено рабство. Система каст была очень консервативна и исключала возможность перемен в обществе. Земледельческое население жило общинами, являвшимися коллективными владельцами земли и ирригационных сооружений. Государство облагало общину повинностями, царская власть в индийских государствах носила характер восточной деспотии с неограниченной властью монарха при полном бесправии подданных.
Древний Китай. Колыбелью древнекитайской цивилизации были земли по среднему течению реки Хуанхэ. Во второй половине II тыс. до н. э. наиболее влиятельное государственное образование было Западное Чжоу. После его упадка самым могущественным становится империя Цинь, при которой была создана централизованная система управления. Были введены единые деньги, письменность и законы с жесткой системой наказаний. В это время для защиты от кочевников завершается строительство Великой Китайской стены. Далее уже при династии Хань организуются завоевательные походы в Корею и Вьетнам, устанавливаются торговые отношения с Центральной Азией и Ближним Востоком, появляется Великий шелковый путь. По нему купцы вывозили ткани, бумагу, железо, ввозили рабов, изделия из стекла, пряности. В Китае в единственной стране Древнего мира предпринимались попытки ослабить позицию знати, поэтому эта прослойка общества представляла опасность для целостности государства, создавая сепаратистские устремления. Низкая эффективность от службы чиновников привела к упадку ирригационной системы реки Хуанхэ и стала причиной наводнений и голода.
С совершенствованием орудий труда степень зависимости человека от природы уменьшилась, но таинство смерти по-прежнему оставалось загадкой для человека. Это способствовало образованию новых религий: зороастризма, буддизма, конфуцианства, даосизма, иудаизма. Все религии объединены одной идеей о спасении своей души от посмертной кары.
Древний Восток стал колыбелью цивилизаций, возникших в Египте, Передней, Южной и Восточной Азии. Народы Древнего Востока создали богатую культуру, которая оказала большое влияние на развитие мировой культуры. Письменность, алфавитная система письма, гигантские пирамиды, величественные дворцы царей, успехи в медицине, развитие права, возникновение религии – вот лишь некоторые достижения народов Древнего Востока, вошедшие в сокровищницу мировой культуры.
Теоретический материал для углубленного изучения:
«Восточный тип цивилизации – тип циклического развития – возник в глубокой древности, но главные черты Восточной цивилизации были сформулированы и обрели классическое выражение, прежде всего, в Индии и Китае.
Культура и религия народов Востока развивались, переплетаясь и обогащая друг друга. Так, из Индии своеобразная танцевальная драма – гигаку – была занесена в южно-китайское царство (по-японски Го), а оттуда в Корею. В VI в. вместе с распространением буддизма танцевальная драма появляется в Японии, где она и получает название гогаку – «музыка Го». Через Китай в Японию было занесено танцевальное представление – «бугаку».
Моисеева Л. «История цивилизаций»
«Нет многих богов, а только великий Ахурамазда, который есть Добро и Свет». Такова основная идея религии:
На правильный ответ нам указывает имя верховного божества – Ахурамазда. В иудаизме – это Яхве, в буддизме идея Бога-творца вообще отрицается. Для ведизма характерно обожествление сил природы.
1) участие народа в управлении государством
2) всеохватывающее господство государства над подданными
3) отсутствие налоговой системы
4) отсутствие письменных законов
2) всеохватывающее господство государства над подданными
Для успешного выполнения данного задания необходимо элиминировать неправильные варианты. В условии задания обозначен исторический период: древний мир, т. е. эпоха зарождения первых государства. Среди основных признаков государства ученые выделяют наличие налогов и письменных законов, поэтому третий и четвертый варианты ответов отпадают сразу. В первом варианте говорится о демократии, которая не сочетается с деспотией. Поэтому верный вариант ответа расположен под номером два.
Основная литература по теме урока:
1. История. Россия и мир. 10 класс. Базовый уровень. Волобуев О.В., Клоков В.А. и др. (2013, 400с.), Дрофа, 2013.
2. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. (2007, 352с.) Просвещение, 2007.
Дополнительная литература по теме урока:
3. История. Универсальный справочник. Издательство «ЭКСМО», 2010.
Как называют древнейшие цивилизации востока
Первая Цивилизация возникла 62 в. назад.
Последняя Цивилизация остановилась 41 в. назад.
К древневосточным относят цивилизации, сложившиеся в конце V — II тысячелетиях до Р.Х. в Северной Африке и Азии.
Эти цивилизации, развивавшиеся, как правило, изолированно друг от друга, называют речными, так как их зарождение и существование были связаны с великими реками — Нилом, Тигром и Евфратом, Индом и Гангом, Хуанхэ и Янцзы.
И м типологически близки государства, существовавшие во II — начале I тысячелетия до Р.Х. на Балканском полуострове и островах Эгейского архипелага.
Д ревневосточные цивилизации возникли независимо друг от друга. Они создали первые системы письменности, открыли принципы государственности и нормы сосуществования людей, различавшихся этнически, социально, имущественно, профессионально и религиозно. Их исторический опыт был использован цивилизациями, возникшими в более позднее время.
Д ревний восток стал колыбелью современной цивилизации. Здесь появляются первые государства, первые города, письменность, каменная архитектура, мировые религии.
С ознание человека Древнего Востока было мифологическим. Причинно-следственные связи виделись ему как личностные силы, наделенные сознанием и волей.
В странах Древнего Востока Вселенная отождествлялась с государством. Сложившийся там идеал можно описать формулой «праведно жить, праведно мыслить и праведно действовать в нашей праведной общине». Идеалу соответствовал человек тихий — скромный, кроткий, смиренный, покорный установленному богами порядку вещей.
П олная покорность богам (и обожествленному правителю) была основой моральных ценностей и стержнем идеального человека. Ему противопоставлялся человек высокомерный, гордый и строптивый. Наихудшим из грехов было непослушание богам.
Т руд земледельца и скотовода признавался одной из высших ценностей, усердие — единственной дорогой к благополучию. В бедности видели зло, но богатство, если оно не было взаимосвязано с бескорыстием и помощью нуждающимся, обычно не считалось абсолютным добром. Более значимым было, как правило, приобретение высшего блага — мудрости.
К орпоративность древневосточных обществ делала семью одной из важнейших ценностей. Представления о норме семейной жизни были сопряжены с согласием между супругами, многодетностью и почитанием родителей.
П ервые государства возникают в долинах рек. Земледелие на древнем востоке было очень продуктивным, но для этого требовались ирригационные системы (осушение, орошение). Для строительства ирригационных систем требовалось большое количество рабочей силы. Одна община не могла справиться с такими работами, и была необходимость объединения общин под контролем единого государства. Впервые это происходит в Двуречье (река Тигр, река Евфрат), Египет (река Нил) в конце 4 – начале 3 тысячелетия до нашей эры. Позднее государства возникают в Индии и в Китае, эти цивилизации получили название речные.
Н а Древнем Востоке сложилась первая в истории командно-распределительная система экономики. Ее основой было земледелие (как правило, ирригационное), отделившееся от ремесла на начальном этапе складывания государства. Хозяйство носило натуральный характер.
И рригационная экономика, требовавшая трудоемких земляных работ, была основана на восточной форме собственности; верховным собственником земли выступало государство в лице царя. Он был главным организатором работ по созданию и поддержанию в порядке системы ирригационных сооружений, ведал распределением воды и урожая. Проблема избытка рабочей силы решалась путем поголовного привлечения общинников к строительству грандиозных сооружений.
Д ругой тип хозяйства — простое товарное производство — был представлен городским ремеслом
П ри отсутствии прямых (независимых от верховной власти) экономических, политических и культурных связей между общинами централизованное государство играло огромную роль. Оно было обожествленной силой, контролирующей, регулирующей и направляющей действия и поступки людей.
О сновой порядка была ничем не ограниченная и никем не контролируемая власть царя — живого бога или главного жреца. Он был верховным собственником земли, верховным главнокомандующим, высшей инстанцией в суде. Опорой власти царя был бюрократический аппарат, управлявший от его имени.
Ш еловек был полностью подчинен государству. Оно эксплуатировало не отдель-ного общинника, а всю общину. Как пользователи земли общинники отдавали государству часть урожая, выполняли общественные работы и несли рекрутскую повинность. Земледельцев нередко прикрепляли к земле, а ремесленников — к профессии.
Т акой тип государственности является деспотическим (от греческого слова деспот — повелитель). Страны Древнего Востока почти не знали социальных смут. Это отчасти объяснялось тем, что отсутствовали представления о личности. В общественном сознании царило единомыслие. Понятия царь и справедливость сливались, а личную собственность и социальные низы в какой-то мере защищали традиция и закон.
П ервый этап развития государств Древнего Востока связан с формированием первых очагов цивилизаций — номовых государств в Египте и городов-государств в Двуречье — и охватывает конец V — IV тысячелетие до Р.Х.
В торой этап — эпоха централизованных царств — приходится на III—II тысячелетия до Р.Х. Возникшие в это время цивилизации Эгеиды, Закавказья, Иранского нагорья и Аравийского полуострова находились в теснейшем контакте с древними цивилизациями Ближнего Востока, тогда как современные им цивилизации Индии и Китая развивались изолированно.
Д ля этой эпохи характерно господство натурального хозяйства. Становление двух форм собственности на землю, воду и полезные ископаемые — царско-храмовой и общинной — стало основой сосуществования двух секторов экономики — общинного и централизованного, государственно-храмового.
Т ретий этап — первая половина I тысячелетия до Р.Х. — эпоха возникновения и гибели великих империй — таких, как Новоассирийская, Нововавилонская, Ахеменидская и Циньская. Ведущей тенденцией их развития была интеграция составляющих эти супергосударства регионов и выравнивание уровней их развития.
Д ля этой эпохи были характерны рост роли товарного хозяйства и частной собственности.
Д ревневосточные общества на Ближнем Востоке прекратили существование после походов Александра Великого (336—323 гг. до Р.Х.). На Среднем и Дальнем Востоке древние цивилизации, в большей степени развивавшиеся изолированно, плавно вросли в цивилизации средневековые (заметно отличавшиеся от феодальной цивилизации Западной Европы).
Д ревневосточное общество было иерархичным и делилось на сословия — замкнутые группы населения со сходным набором обязанностей и привилегий; принадлежность к сословиям была наследственной. Каждый человек занимал строго определенную общественную нишу.
Н а вершине иерархии стояли царь и высший слой знати, состоявшей из родовой, управленческой и военной аристократии и жречества. К средним слоям принадлежали чиновники; бюрократический аппарат контролировал все сферы жизни. Низ общественной иерархии составляли ремесленники и свободные общинники-земледельцы.
В ряде стран Древнего Востока население делилось на касты, отличавшиеся от сословий полной изолированностью друг от друга.
Д ревневосточное общество было построено на общинном коллективизме. Община не только была основной производственной единицей, но и ообеспечивала социальную стабильность. Община имела самоуправление и была замкнутой. Принадлежность к ней являлась привилегией. Члены общины обычно несли коллективную ответственность за всё, что случалось на ее территории.
Т акая система могла существовать только при неизменности ее звеньев и при соблюдении традиции, мыслившейся как абсолютная истина. Главным было воспроизведение опыта отцов, который считался высшей ценностью. Это замедляло изменения в обществе.
П ервые государства появились в дельте Тигра и Евфрата (на рубеже V—IV тысячелетий до Р.Х.) и в долине Нила (в начале IV тысячелетия до Р.Х.) — в областях с сухим и жарким климатом. В это время там осваивались орудия труда из меди. Племена степи и лесостепи Евразии тогда только переходили к земледелию, а племена лесных и приполярных областей жили в условиях высокопродуктивного присваивающего хозяйства, основанного на охоте, рыболовстве и промысле морского зверя.
В долинах Нила, Тигра и Евфрата основой земледелия была ирригация. Возникновение системы дамб и каналов в Египте диктовалось необходимостью подвести к полям и как можно дольше удержать там воду с плодородным илом во время разливов Нила. В болотистом Южном Двуречье с помощью каналов воду с полей отводили.
П редки египтян появились в долине Нила, которую населяли родственные им по языку семитские племена, около 5000 г. до Р.Х. В первой половине IV тысячелетия до Р.Х. родовые общины в Египте состояли из больших патриархальных семей. Ее возглавлял патриарх, далее шли его сыновья и внуки с детьми и неотделившиеся родственники. Они совместно трудились на земле, бывшей собственностью общины.
П осле появления дамб и каналов во второй половине IV тысячелетия до Р.Х. урожай вырос. Община получила излишки, достаточные для содержания нетрудоспособных и для освобождения ремесленников от обработки земли. Так как излишки были невелики, осталась потребность в их уравнительном распределении и в организации труда по поддержанию системы каналов. Эти задачи выполняли жрецы, осуществлявшие контакт общины с богами. К жрецам попали рычаги управления экономикой и, как следствие, власть над общиной.
К ооперация родовых общин способствовала перерастанию их в номы — общины, где преобладали территориальные и соседские связи, основанные на совместном владении землей, на поддержании единой системой каналов и на почитании общих богов. Центром нома был храм, а его верховный жрец считался главой общины. Ему выделяли участок земли, который обрабатывали общинники. Со временем центры номов стали городами.
Б ольшие патриархальные семьи распались на малые. Они состояли из двух поколений — родителей, их неженатых сыновей и незамужних дочерей. Родовые связи уступили место соседским.
П еремены в сельском хозяйстве и распад родовых связей внутри общины привели к появлению аппарата управления. Его содержали общинники. В результате войн между номами в Египте распространилось рабство и появилась постоянная дружина, подчинявшаяся главе общины — жрецу.
Н омы (в Египте их было около 40), объединившие общины вокруг местной ирригационной системы, стали первыми государствами (иногда их называют протогосударствами). Центрами подобных политических образований был город с храмом верховного бога, вокруг которого селились ремесленники. Ном делился на податные округа. Подати шли на содержание правителя, аппарата управления и дружины.
П роцесс образования государства в Египте завершило объединение номов. В конце IV тысячелетия до Р.Х. 22 южных нома образовали Верхнее царство со столицей в Иераконполе. 20 номов на севере составили Нижнее царство со столицей в Буто.
А налогичным был процесс образования государств в Южном Двуречье. В конце V тысячелетия до Р.Х. его заселили шумеры — народ, чья прародина неизвестна, а язык не похож ни на один из существующих. Себя они называли черноголовыми. Позднее это стало самоназванием всех народов Двуречья.
В начале IV тысячелетия до Р.Х. родовые общины Южного Двуречья владели сетью мелких каналов. Общины типа номовых и единая система каналов появились позднее.
Ц ентром общины был храм с зернохранилищами и мастерскими. Вокруг него группировались поселения. Так зародились первые города. Самым древним из них шумеры считали Шуруппак. Главой общины был верховный жрец храма — эн. Ему выделяли участок земли, считавшийся владением бога.
Н омовые хозяйства Египта и храмовые хозяйства Двуречья были столь сложными организмами, что из-за необходимости учета их деятельности возникла письменность — в начале IV тысячелетия до Р.Х. — в Египте, на рубеже IV—III тысячелетий до Р.Х. — в Шумере.
Шумерская письменность, развившаяся из рисунка, стала основой иных систем письма Двуречья, Передней Азии и Ирана. Символы и их группы обозначали слоги, понятия или детерминативы (пояснения понятий). Эту систему назвали клинописью, так как при письме на глине — основном писчем материале Двуречья — удобно было воспроизводить знаки, напоминающие клинья. Такая форма знаков сохранялась и при письме на камне.
Е гипетская письменность, как и у шумеров, развилась из рисунка. Каждый рисунок (пиктограмма, иероглиф) означал и слог, и понятие, и детерминатив. Писчим материалом была своего рода бумага, приготовленная из стеблей папируса, поэтому рисуночная форма знаков сохранилась.
Р азличают три вида египетского письма: парадная иероглифика, курсив-иератика (жреческое письмо) и скоропись-демотика (народное письмо). Позднее появился алфавит из 21 знака, обозначавшего согласные звуки, но широкого распространения он не получил.
Е гиптяне верили, что «знание вышло из Египта», родины наук. Время разлива Нила они определяли по звездам. На этой основе египтяне выделили знаки Зодиака, разделили год на 365 суток, а сутки — на 24 часа. Из опыта деления земельных участков и исчисления объемов урожая появилось знание основ геометрии и алгебры. Традиция мумификации тел умерших способствовала развитию анатомии и хирургии. Египтяне первыми выплавили стекло, что было основано на знании химических процессов. Слово химия произошло от имени, которым египтяне наделили свою страну, — Та-Кемет (Черная земля). Эти науки были суммой практических знаний и не подкреплялись теорией.
Ц ивилизации Древнего Востока:
Д вуречье было богато зерном. Жители меняли зерно на недостающие предметы в хозяйстве. Глина заменяла камень и дерево. Люди писали на глиняных табличках. В конце 4 тысячелетия до нашей эры, в южном Двуречье, возникло государство Шумер.
В о 2 тысячелетии до нашей эры возрастает значение Вавилона, где правил царь Хаммурапи. С 14 по 7 век до нашей эры усиливается Ассирия, а её сменило Нововавилонское государство. В 6 веке до нашей эры Вавилон был завоёван Персидским царством.
Е гипет. Располагался в долине реки Нил, который делился на верхний и нижний. Первые государственные объединения назывались номы. В результате длительной борьбы верхний Египет присоединил к себе нижний. В Египте были сильны позиции жречества.
К итай. Сформировался в долине реки Хуанхэ. Река Хуанхэ часто меняло своё русло и затопляло обширные территории. Во главе государства стоял обожествлённый правитель. В Китае существовал тотальный контроль над населением, население выполняло тяжёлые повинности.