Как называют человека который пытает
2 типа психологических садистов
Психологический садист – это человек, который мучает и пытает других людей при помощи слов и поступков, соблюдая правило безнаказанности. Как правило, психологический садист выбирает профессию, связанную с общением, с властью над другими. Он может стать учителем, врачом, полицейским, а может развернуться в другой сфере, добившись положения и власти.
Само слово «садизм» ведет свое происхождение от имени знаменитого маркиза де Сада, который прославился своими чудовищными произведениями: «Жюстина», «Злоключения добродетели» и многими другими. В этих романах маркиз описывал всяческие гнусные извращения, в основном – связанные с мучительством других людей. Понятно, что с сексуальной подоплекой. Маркиза даже сажали в Бастилию, но из окна темницы он продолжал бросать гражданам все новые жуткие памфлеты и рассказы, описывая ужасы, которые, якобы, творились за стенами темницы. Таким образом, маркиз имеет прямое отношение ко Дню взятия Бастилии – национальному празднику Франции. Возмущенные и потрясенные сограждане пошли на штурм тюрьмы, где, по словам маркиза, творились неописуемые жестокости. Кстати, в Бастилии на тот момент было всего семь узников. Пришедший к власти Наполеон освободил маркиза. Маркиз немедленно подарил Наполеону свои свободолюбивые произведения, после чего властитель, прочитав пару-тройку глав, приказал запереть де Сада в сумасшедшем доме до конца дней.
Садизм подразумевает удовольствие, в том числе – сексуальное, от страданий, причиняемых другим живым существам.
Садист с наслаждением мучает и пытает людей и животных: иногда садисту удается широко развернуться. Во времена инквизиции, например. Или где-нибудь в фашистском концлагере. Садизм присущ многим, очень многим людям.
Это выяснилось во время одного психологического эксперимента. Одного испытуемого назначали «начальником», «учителем», а другой становился «учеником».
Учитель должен был проверять, правильно ли ученик запоминает слова. Если ученик ошибался, учителю позволялось наказать тупицу и лентяя ударом тока, причем мощность разряда неуклонно повышалась. Ученик и учитель находились в разных комнатах: как говорится, ничего личного!
При каждой ошибке учитель приводил в действие «электрический наказыватель», а экспериментатор-ученый приговаривал: «Накажите его! Вам за это ничего не будет! Всю ответственность я беру на себя!». Конечно, «ученик» был подсадной уткой: и слава Богу, потому что вошедшие во вкус учителя все увеличивали силу тока, невзирая на вопли и крики, доносящиеся из соседней комнаты. Не можешь повторить – получи! И еще получи! И еще! Даже когда из комнаты доносились хрипы и стоны, вроде «Я умираю! У меня больное сердце!», добросовестный «учитель» продолжал наказание. В некоторых случаях удары тока продолжались, даже когда ученик замолкал. Вроде как умирал или был без сознания. Страшно представить, что произошло бы, если бы все было «взаправду»!
Ученые начали этот эксперимент, чтобы понять, как обычные граждане Германии, простые молочники, булочники, почтальоны, рабочие и чиновники превратились во время Второй мировой войны в монстров, в садистов. Но в ходе эксперимента выяснилось, что национальность и страна проживания не имеют никакого значения; процент садистов везде: в Норвегии, в США, в Англии был примерно одинаковым. Только небольшое количество людей отказывалось от участия в эксперименте, а некоторые – переставали нажимать кнопку при первых воплях злосчастной жертвы. Остальные – страшно сказать – процентов этак 75 (!) продолжали наказывать уже давно молчавшего лентяя и тупицу…
Особенно ученые отметили фактор безнаказанности: когда экспериментатор повторял, что жестокому «учителю» ровным счетом нечего бояться, что вся ответственность лежит на организаторах, «учитель» распалялся и входил в такой раж, что его уж было не остановить.
Психологический садист – это человек, который мучает и пытает других людей при помощи слов и поступков, соблюдая правило безнаказанности.
Как правило, психологический садист выбирает профессию, связанную с общением, с властью над другими. Он может стать учителем, врачом, полицейским, а может развернуться в другой сфере, добившись положения и власти.
И сколько таких Ломбаров поутру отправляются на работу, поправляют галстук перед зеркалом, чистые, трезвые, опрятные, строгие… И работают с удовольствием.
В быту психологические садисты бывают двух видов. Первые – открытые, искренние, громогласные люди, которые считают себя честными. Мол, не могу молчать, скажу тебе всю правду. Такой уж я человек, страдаю за свою откровенность, но ничего не могу с собой поделать. Ты страшно растолстела. Просто не узнать, как ты постарела! Это платье тебе совершенно не идет. Скорее всего, твой муж тебе изменяет! Вчера я видела, как он покупал гамбургер, а рядом стояла молодая девица (реальный случай из практики). Твой сын попадет в тюрьму, а дочь уже видели на панели. С работы тебя скоро уволят, так я думаю. И говорю тебе правду, потому что, кроме меня, тебе никто ее не скажет!
Психологические садисты – учителя – это отдельная история. Наносить психологические травмы ребенку – просто счастье для садиста.
Ребенок ведь изначально в полной власти педагога, а объяснить родителям, как его унизили и оскорбили иногда просто невозможно – ведь в арсенале взрослого и опытного мучителя много, много вполне легитимных способов причинить боль. Настоящий, профессиональный садист-учитель вряд ли опустится до прямых обзывательств и битья – не те сейчас времена. Можно этак издевательски улыбаться и закатывать глаза во время ответа ребенка на уроке.
Можно с тонкой иронией отозваться о внешних и умственных качествах жертвы. Можно насмешить других детей, остроумно передразнивая какие-то дефекты ученика, его ошибки. Можно занижать оценки или задавать идиотские вопросы по типу: «Что такое два конца, два кольца, посередине ножницы?». Растерянность жертвы и ее попытки что-то промямлить станут источником веселья для всего класса. Берегитесь, красивые девочки и умные мальчики! Девочки – потому что красивые и молодые, мальчики – потому что психологический садизм всегда имеет сексуальную подоплеку.
Классический пример нападения психологического садиста я испытала на собственном опыте. В 17 лет я потеряла дедушку, который меня воспитывал. Он умер. Я осталась совсем одна, в доме с чужими людьми. Я закончила школу, сдала на «отлично» все выпускные экзамены и поступила в университет, на философский факультет.
Я вышла замуж за своего одноклассника, и меня взяли к себе его родители, в крошечную двадцатиметровую квартирку. Они были добрые. А мужа призвали в армию – тогда, в 1988, всех призывали. И вот стою я с животом, на сносях, жду трамвая, чтобы ехать на лекции, в университет. Холодно, дождик, октябрь, пальто на животе не сходится, а другого нет. В сумке – учебники.
И навстречу мне идет преподавательница истории, Альбина Александровна, полная такая женщина, из моей бывшей школы. Глаза ее загораются людоедской радостью, на губах появляется восторженная улыбка, и начинается разговор. Вернее, монолог, в ходе которого она сообщает ласково, что жизнь моя загублена (помнишь, Аня, фильм «Школьный вальс?»). Что университет я не закончу. Что все теперь пойдет прахом. Что мой муж мне не подходит, а его отец – простой рабочий. А у свекрови – четыре класса образования. И ребенок перечеркнет мою жизнь навсегда. А трамвая все нет и нет… Щеки садистки наливаются румянцем, глаза подергиваются поволокой, в уголках рта выступает слюна. И ответить-то ей нечего, потому что все эти ужасные вещи она говорит специальным «добростным» тоном, заботясь обо мне и моей судьбе. И мой живот, «положение», не дает мне ответить подобающим образом. Эта встреча наложила на меня отпечаток и многому научила. И я хочу научить вас самому главному – открыто скажите садисту, что вам понятны его замыслы и умыслы.
Иногда уйти нет возможности, особенно – если вы зависите от садиста-начальника. Врача можно поменять, найти хорошего, от учителя-мучителя сбежать в другую школу, с супругом-садистом развестись, в конце концов. Еще протопоп Аввакум в своем скорбном «Житии» много внимания уделил спасению от «злого начальника». Но это были жестокие крепостнические времена, когда начальник распоряжался жизнью своих рабов. На кол мог посадить, собаками затравить, живьем в землю закопать…
Агата Кристи была хорошим психологом; она и сама немало пережила. В одном романе она описывает жестокого мужа, который издевался над своей женой и оскорблял ее чувства. Писательница тонко подмечает: если бы жена хоть раз дала мучителю отпор, он скоро пошел бы на попятный. И прекратил свои психологические эксперименты.
В семье психологический садист может мучить близких годами.
Свекровь, которая ищет и находит ваши ошибки во всем, начиная от приготовления пищи и заканчивая супружескими отношениями. Она приходит в ваш дом, звонит по телефону, требует внимания и любви.
Вы ничего не можете сделать без того, чтобы не пойти на открытый конфликт. Именно это ей и нужно. Чтобы вам стало больно, плохо, чтобы разрушились ваши отношения с мужем, чтобы ваша жизнь превратилась в ад. Папаша – психологический садист – очень любит заниматься с ребенком, неважно, уроками или спортом. Любой вид деятельности позволяет психологическому садисту изрыгать оскорбления типа «слюнтяй», « чего ревешь, как баба», «трус», «тупица»…
Он искренне уверен, что выращивает нордического спортсмена и силача, а подсознательно испытывает наслаждение от мучений и слез маленькой жертвы. Часто желание проверить дневник отпрыска и заняться уроками возникает у такого мучителя в подпитии, когда подсознание выходит на первый план. И психологические унижения соседствуют с физическими, мол, хорошая оплеуха еще никому не повредила…
Психологи тоже могут быть психологическими садистами. В двадцатые годы прошлого века один такой психолог довел до самоубийства многих своих пациентов. Он сочувствовал их страданиям и бедам, горестно качал головой, поддакивал и плакал вместе с ними. Он тоже был согласен, что ситуация безнадежна, выхода нет, жизнь бессмысленна и полна страданий. Он разделял горе и депрессию своих пациентов, он побуждал их вспоминать все обиды и несправедливости и побольше думать о смерти – извечном уделе всего живого. И соглашался, что самоубийство – да, это иногда единственный выход. Особенно в такой ужасной, как у пациента, ситуации.
Образованный был человек, в совершенстве владел психоанализом, сочувствовал. И намеками и горестными сентенциями доводил людей до суицида. И получал ни с чем не сравнимое наслаждение. Когда его разоблачили, было уже поздно – пациентов почти не осталось. Поэтому на приеме я стремлюсь подбодрить и поддержать, а не посыпать вместе с пациентами голову пеплом, описывая бессмысленность и тшету всего сущего.
А в заключение, для разрядки, немного о мазохистах – о тех, кто испытывает удовольствие от мучений.
Был такой писатель с неприличным несколько именем: Захер Мазох. Именно от его фамилии и произошло слово «мазохист». Он тоже писал неприличные романы с сексуальной подоплекой. И всегда лечил зубы без обезболивания, при условии, что его жена в процессе лечения была рядом и «смотрела на него жестоким взглядом». К сожалению, он жил и творил уже после смерти маркиза де Сада, и им не удалось встретиться и подружиться…опубликовано econet.ru
Автор: Анна Кирьянова
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
12 психологических терминов, значение которых ты должен знать
«Амбивалентность», «ригидность», «катарсис». Если ты хочешь выражать свои мысли и чувства не на уровне школьника, то придется разобраться в значении некоторых психологических терминов. К тому же это отличный способ расширить свой словарный запас и при удобном случае блеснуть умом в разговоре.
1. Эмпатия
Что ж, начнем с самого очевидного. Эмпатия — это способность осознанно сопереживать эмоциональному состоянию другого человека. Если говорить проще, эмпаты — люди, которые умеют ставить себя на место другого человека, понимают чувства окружающих и проявляют готовность оказать им необходимую поддержку. Допустим, если ты переживаешь вместе с другом, который рассказывает тебе неприятный случай из своей жизни, эмоционально поддерживаешь свою подругу, которую бросил парень, и часто ловишь себя на том, что проживаешь чувства даже малознакомого человека вместе с ним самим, — ты эмпат.
2. Прокрастинация
«Сделаю это завтра — никуда не денется», «доделаю тогда, когда у меня будет на это настроение», «это нужно мне не срочно, так что можно и подождать» — вот она, прокрастинация, или откладывание дел на потом. То самое состояние, когда ты понимаешь, что тебе обязательно нужно сделать что-то, но браться за работу ты не хочешь. И заставить себя практически невозможно.
При этом ты начинаешь испытывать вину за то, что не успел переделать дела, — вот главное отличие от обыкновенной лени. Когда ты ленишься, тебя не терзает совесть, а когда ты прокрастинируешь — ты начинаешь переживать.
3. Фрустрация
Хотя бы однажды ты наверняка испытывал чувство нереализованности, которое становилось причиной отсутствия мотивации и желания что-либо делать. Это и называется фрустрацией. Когда кажется, что ты в жизненном тупике: тебе всё осточертело, и ничего не получается.
Больше всего к фрустрации склонны люди, которые имеют точное представление о способе достижения поставленной цели и стараются придерживаться этого плана. Любое отклонение от намеченного курса может привести их к замешательству.
4. Амбивалентность
Амбивалентность — это особенность переживания, выражающаяся в том, что один и тот же предмет (или ситуация) вызывает у человека одновременно два противоположных чувства (к примеру, любовь и ненависть, симпатия и антипатия, дружелюбие и враждебность). Швейцарский психиатр Э. Блейлер считал амбивалентность одним из признаков шизофрении. На самом же деле амбивалентность абсолютно нормальна в отношении объекта, который играет в жизни человека неоднозначную роль.
5. Инсайт
Если переводить напрямую с английского языка, insight — это способность постигать суть, внезапное озарение, нахождение верного решения. Обычно в сложных задачах приходит инсайт, то есть озарение. После нескольких часов или дней, потраченных на поиск оптимального решения, ты вдруг четко понимаешь, что тебе нужно делать дальше.
6. Конформизм/нонконформизм
Прежде всего стоит разобраться в том, что такое конформность. Конформность — это склонность человека менять свое первоначальное мнение об объекте под влиянием окружающих. Чаще всего это происходит из-за боязни быть не как все, не понравиться другим людям, выглядеть глупо. Но погоди с негативной оценкой — конформность является еще и элементом социализации человека. Одно из полезных ее проявлений — это способность усвоения норм и правил поведения, установленных в обществе.
Нонконформизм — это противоположное понятие, выражающее отстаивание человеком своего мнения, даже если оно отличается от мнения большинства.
7. Катарсис
По сути катарсис — это эмоциональная разрядка, которая наступает в процессе долгого переживания, волнений. Как только эмоции выплеснуты — настает облегчение. К примеру, у человека есть проблема, которая в какой-то момент достигает своего пика, и он начинает страдать. Но страдать вечно оказывается невозможным — проблема постепенно отходит на второй план или теряет свою актуальность. Злость стихает, и наступает момент, когда человек высвобождается от всех отрицательных эмоций.
8. Ригидность
Под термином «ригидность» понимают неспособность человека изменить свои устои и привычки, даже если этого требует сложившаяся ситуация. Новое просто не воспринимается индивидом. Самый распространенный пример — отказ поменять свою точку зрения, даже ввиду появления новых фактов, опровергающих ее. В общем, ригидный человек — это своего рода заложник стереотипов и штампов.
9. Ассертивность
В современном мире это одно из самых важных качеств человека. Ассертивность — сдержанное и уважительное отстаивание своих интересов без ущемления при этом прав окружающих. К примеру, продавец-консультант подходит к человеку в магазине и предлагает свои услуги, в которых тот не нуждается. Грубо будет ответить: «Я разберусь сам! Оставьте меня». Ассертивный ответ: «Спасибо за предложение, но мне не нужна ваша помощь».
10. Обсессия
Обсессия — это навязчивые мысли и идеи, которые спонтанно возникают в голове у человека и не поддаются контролю. Самостоятельно избавиться от обсессии не получается, переключить внимание на что-то другое попросту невозможно. Наглядный пример обсессии — возвращение домой, чтобы проверить, перекрыт ли газ и не оставлен ли включенным утюг.
11. Локус контроля
Термин обозначает приписывание своих успехов и провалов влиянию внешних факторов или собственным способностям. То есть человек либо валит всё на неудачное стечение обстоятельств, либо полностью берет на себя ответственность за свои действия.
12. Интроспекция
Интроспекция — это самонаблюдение. С помощью этого метода человек может познавать себя, свои мысли, чувства, переживания. Главный плюс такого метода в том, что человек может самостоятельно заняться исследованием себя. Но тут же стоит упомянуть и о главном минусе: исследование может получиться необъективным.
Пытки. (возможно будет серия длиннопостов)
Писал книгу и попутно размышлял.
Пытки должны быть гуманными, но невыносимыми.
Не смертельными, но эффективными.
пытка не должна быть эффектной, как казнь. Мы работаем не на публику, а на результат. Результат, который очень важно получить, иногда в кратчайшие сроки.
1) Растягивай боль.
Очень эффективно работает «соль на рану», когда на рваную рану, или пулевое ранение, которое успело инфицироваться, надавливают. Медленно, продлевая болевые ощущения.
Насколько я понял, здесь работает принцип аккомодации, когда болевые ощущения не усиливаются с постепенным усилением раздражения поврежденного участка. Это очень эффектно и не дает пленнику шанса потерять сознание.
3) Больше психологических воздействий, чем физических.
На пленника это действует более угнетающе, чем прыгающие и орущие непонятно Што талибы.
б) взгляд пленника.
Весьма важным фактором важно считать видит или не видит пленник свои терзания.
Человеческое воображение настолько яркое, особенно в отсутствии визуальной информации, поэтому боль будет ощущаться еще ярче, чем в слепую.
И можно провести пару интересных приемов.
-Показываешь пленнику раскаленный докрасна прут, затем становишься сзади него и просто прикасаешься к нему другим прутом, который лежал в морозильнике. Эффект ошеломительный. Криков хватит, чтобы осветить Нью-Йорк.
Это очень эффективный метод, но его используют дилетанты. Которые не умеют пытать.
г) Используй пальцы.
Следующий метод используется очень часто. И мной в том числе. Он основан на усилении болевых ощущений на психологическом уровне.
-Мы работаем с пальцами. Когда мы отрезаем или прижигаем один палец, то у него остается их еще как минимум 9 в открытом доступе. Следующие пальцы будут вызывать еще большую боль. (Есть небольшой секрет. Важно знать афферентную иннервацию, что помогает в доставлении боли)
4) Плохой и хороший коп.
Тут объяснять ничего не буду. Все и так понятно.
5) Не проявляй сострадания, не показывай усталость и не поддавайся на провокации.
— это очень важно, т.к. надежда вселяет в людей чувство уверенности в собственных силах и иногда приходится тратить на «раскол» не один-два часа, а сутки, просто потому что палач проявил чувство сострадания.
7) Дети.
Никогда не пытайте детей! На это способны только конченые люди!
9) Аптечка.
Важно, чтобы человек не умер во время пыток.
И важно, уметь оказать себе помощь, если пленник вас укусил или вы порезались лезвием, которым оотрезали ему ухо!
NB! с кровью пленника нужно быть крайне осторожным.
Имейте при себе аптечку антиспид.
10) Совет для всех, если вас собираются пытать, то не ждите момента, когда вам начнут резать пальцы, лучше признайтесь сразу.
Писал, сочинял.
Наверное, единственный настоящий представитель Лиги Зла Мистер Доктор Снук.
Хорошие и плохие пытки
Несмотря на их сокращение к XVIII веку, они возродились и снова распространились во многих государствах, и все еще имеют место в двадцать первом веке, причем, что наиболее характерно – в самых демократических странах, каковыми называют себя Великобритания, США и Израиль.
Гуантанамо
Гуантанамо просигнализировало о возвращении санкционированных в судебном порядке пыток в публичную сферу.
Пытки – это не хулиганские издевательства нескольких плохих парней, они являются неотъемлемой частью государственной военной стратегии США.
Пытки и то, что с юридической точки зрения обозначается как «жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение», были санкционированы правовыми экспертами режима Джорджа Буша и регулируются бюрократическими документами, применяемыми в различных местах глобального тюремного архипелага США.
Рисунки, сделанные в плену заключенным в Гуантанамо-Бей, подвергшимся «усиленному допросу», ярко и тревожно изображают его рассказ о том, что с ним произошло.
Это зарисовки узника Гуантанамо-Бей, известного как Абу Зубайда, его воспоминание о пытках, которым он подвергался в течение четырех лет содержания в секретных тюрьмах ЦРУ.
Эти недавно опубликованные рисунки изображают конкретные методы ЦРУ, которые были одобрены, описаны и классифицированы в записках, подготовленных в 2002 году администрацией Буша, и отражают точку зрения человека, которого там пытали, г-на Зубайда, палестинца, настоящее имя которого Зайн аль-Абидин Мухаммад Хусейн.
На одном из этих набросков заключенный изображен обнаженным, привязанным к грубой каталке, все его тело сжато, когда невидимый следователь заливает его водой.
Другой рисунок показывает, что его запястья прикованы к решетке так высоко над головой, что он вынужден встать на цыпочки, «с длинной раной, зашитой на его левой ноге, и воем, выходящим из его открытого рта». На другом – изображен тюремщик, бьющий его головой о стену.
Заключённый этот не художник, он сделал грубые и очень личные изображения, которые воплощают суть и эмоции о том, что до сих пор лишь изредка изображалось в массовой культуре как допустимые меры воздействия на арестованного.
Большой тюремный бокс.
На этом рисунке Зубайда бритый, обнаженный, скованный таким образом, что не может встать, и, по его словам, сидит на ведре, служащим унитазом.
Малая камера заключения.
Он был обездвижен и скован в позе эмбриона, как он это описал, на «бесчисленные часы», испытывая мышечные сокращения.
Зубайда сообщил, что агенты использовали метод «горизонтального лишения сна», который заключался в приковывании его к земле в таком болезненном положении, что он не мог уснуть.
История
После этого их начали распространять на всех членов низших классов (показания раба были допустимы только в том случае, если они были получены под пытками).
Пытки считались законным средством для получения признаний или имен соучастников, или другой информации о преступлении, хотя многие признания были в значительной степени недействительными из-за того, что жертва была вынуждена признаться в сильной агонии и под влиянием давления.
После того, как кости были сломаны, жертву оставляли на колесе, которое поднималось на высокий столб, чтобы плотью еще живого человека питались птицы.
Пытки не восстанавливали справедливость, они способствовали укреплению власти суверена.
Он восстанавливал суверенитет, заставляя всех осознать через измученное тело преступника свою безграничную власть. Страдающее тело осужденного стало точкой опоры для ритуального проявления силы, раскрывающей как правду преступления, так и могущество государя.
Избыток насилия показал несоразмерность власти торжествующего государя над теми, кого он довел до бессилия. Суды проходили тайно. Обвиняемый не имел права знать ни обвинение, ни доказательства против него. Знание было абсолютной привилегией обвинения.
Только наказание стало публичным.
Мучительные казни были, как правило, публичными, и на гравюрах, на которых изображались повешенные, нарисованные и четвертованные английские заключенные, видно большое количество зрителей, как и на картинах испанских аутодафе, в которых еретиков сжигали на кострах.
Пытки также использовались в этот период как средство исправления, поэтому подавались в форме зрелища, чтобы внушить страх публике.
Типичный пример можно найти в книге Л. А. Пэрри «История пыток в Англии»:
Ранний современный период.
В эпоху Возрождения протестанты продолжали пытать учителей, которых они считали еретиками.
Подозреваемых ведьм также пытали и сжигали, хотя чаще их изгоняли из города, так же как и подозреваемых в распространении чумы, что считалось более серьезным преступлением.
В XVII веке количество случаев судебных пыток снизилось во многих европейских регионах в целом благодаря выступлениям и книгам тогдашних выразителей просвещённого общественного мнения.
Иоганн Грефе в 1624 году опубликовал книгу «Реформация трибунала», дело против пыток.
Находясь в Египте, в 1798 году Наполеон Бонапарт писал генерал-майору Бертье относительно действительности пыток как инструмента допроса:
Современное восприятие сформировалось глубокой реакцией на военные преступления и преступления против человечности, совершенные державами «оси» и союзными державами во Второй мировой войне, что привело к решительному международному неприятию большинства, если не всех аспектов этой практики.
Разнообразные оговорки устраняют этот пробел, в том числе отрицание того, что данное действие является мучительным по своей природе, апелляция к различным законам (национальным или международным), использование аргументов юрисдикции и утверждение о «первостепенной необходимости».
Методы и устройства пыток
Средневековые орудия пыток были разнообразны, эти садистские артефакты бережно хранятся в музеях многих европейских городов, в том числе в России: в Москве и Санкт-Петербурге.
Одна старая английская хроника периода раннего Средневековья гласит:
Изнасилование и другие формы сексуального насилия часто используются как методы пыток в целях допроса или наказания.
Йозеф Менгеле и Широ Исии были печально известны во время и после Второй мировой войны своим участием в медицинских пытках и убийствах. Однако в последние годы наблюдается стремление положить конец медицинскому соучастию в пытках с помощью как международных, так и государственных правовых стратегий, а также судебных процессов против отдельных врачей.
Фармакологическая пытка – это использование наркотиков для причинения психологической или физической боли или дискомфорта.
Пытки щекоткой – это необычная форма пыток, которая тем не менее была задокументирована и может быть как физически, так и психологически болезненной.
Тюремные пытки, широко используемые в современную эпоху, особо изощренны на Ближнем Востоке.
В Египте, Иране, Объединенных Арабских Эмиратах, Бахрейне и Саудовской Аравии действуют центры содержания под стражей, в которых заключенных подвергают физическим и психологическим пыткам с применением электрошока, изоляции, избиений, угроз изнасилования и других методов, включая привязывание к вертелу и поджариванием на огне.
Современность, американский опыт
Несмотря на запрет пыток, эта практика сохранялась в XIX и XX веках, когда полиция использовала ее в основном для получения информации.
Новая политика Буша.
Многие руководители администрации Буша продолжали отстаивать применение пыток на допросах еще долгое время после официального окончания программы.
После 11 сентября Министерство обороны США разработало агрессивный план по выяснению того, как произошли теракты.
Это, в свою очередь, открыло двери для неопытных и неподготовленных людей к разработке непродуманных практик в Гуантанамо, тюрьме Абу-Грейб, Баграме и ряде других мест.
Либеральная идеология пыток
Пытки были неотъемлемой частью системы правосудия на Западе более двух тысяч лет, и только в конце восемнадцатого и начале девятнадцатого века они приобрели дурную славу. Это был инструмент власти и справедливости, способ наказания или мести, а также инструмент для получения информации и признаний.
Этот аспект не остался незамеченным администрацией Буша.
В своем президентском послании, представленном публике в 2006 году, Буш с большим риторическим мастерством обрисовал либеральную идеологию пыток.
Буш объяснил, что для защиты ни в чем не повинных американцев он разрешил допросам использовать «альтернативный набор процедур», который по соображениям безопасности не будет обнародован.
Поворот к «чистым пыткам»
В отличие от «методов рубцевания», которые физически выводят из строя и каким-то образом визуально деформируют человеческое тело, «чистые пытки» гораздо труднее читать на человеческом теле.
В доступном большом обзоре 2004 года Amnesty International «зафиксировала утверждения о пытках и жестоком обращении в 132 государствах – двух третях государств – членов Организации Объединенных Наций, а в 2005 году организация сообщила о «задокументированных случаях» пыток более чем в половине стран, входящих в Комиссию ООН по правам человека.
Запрет пыток
В ряде стран за сам факт применения пыток (независимо от последствий) виновному грозят длительные сроки лишения свободы:
14 лет – в Канаде;
15 лет – во Франции;
25 лет – в Аргентине;
30 лет – в Гватемале.
В Великобритании применение методов физического воздействия к заключённым было окончательно запрещено в 1971 году – после того, как стало известно о жестоком обращении с подозреваемыми в связях с террористической организацией ИРА. В настоящее время по уголовному законодательству Великобритании применение пыток наказывается вплоть до пожизненного заключения.
Терминология
Пытки не имеют четкого юридического значения, отчасти потому, что не было общих и систематических попыток обозначить границу между «пытками» и «не пытками».
Хотя большинство из нас интуитивно понимает, что подразумевается под словом «пытка», трудно найти четкое и объективное определение. Это слово имеет глубокий эмоциональный и политический подтекст.
Декларация о пытках описывает две формы практики: с одной стороны, собственно «пытки», а с другой – «жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения или наказания».
Термин «пытки» придает особое клеймо умышленному бесчеловечному обращению, причиняющему очень серьезные и жестокие страдания.
В дополнение к вовлечению государственного должностного лица, по крайней мере, с молчаливого согласия, это определение содержит три основных критерия:
• причинение сильной физической или психической боли или страданий; с намерением;
• а также нанесено сотрудником полиции (или с его или ее согласия или молчаливого согласия);
• для определенной цели, например, для получения признания или информации.
Женевские конвенции против пыток
В русском переводе Конвенции 1984 года общепризнанное международно-правовое понятие «torture» («истязание») было переведено словом «пытка», которое традиционно имеет в русском языке более узкое значение. С 2003 года в законодательстве России появилось собственное определение понятия «пытка». Федеральным законом от 8 декабря 2003 года к ст. 117 Уголовного кодекса России «Истязание» добавлено примечание, согласно которому под пыткой в данной и других статьях УК РФ понимается «причинение физических или нравственных страданий в целях понуждения к даче показаний или иным действиям, противоречащим воле человека, а также в целях наказания либо в иных целях».
Таким образом, российский законодатель, вопреки общей тенденции современного уголовного права, отказался от криминализации пыток в качестве самостоятельного тяжкого преступления.
То есть разница в словах и трактовке «истязаний» и «пытки» несет в себе иной правовой смысли и последствия.
Сценарий «бомбы замедленного действия».
Сценарий «бомбы замедленного действия» использовался, чтобы попытаться оправдать применение пыток в чрезвычайных обстоятельствах из-за первостепенной необходимости.
Метафора «бомбы замедленного действия» неоднократно использовалась для оправдания применения пыток в экстремальных обстоятельствах.
Стоимость причинения вреда одному человеку с помощью пыток – человеку, который виновен в заговоре с целью террористического замысла по сценарию «бомбы замедленного действия» и, следовательно, не заслуживает гуманного рассмотрения – считается перевешенной выгодой от спасения многих жизней.
Обращение с подозреваемым в терроризме.
Методы пыток действительно изменились, и это может объяснить, как это происходит в либеральных демократиях, таких как Соединенные Штаты в данном случае, где методы пыток включали принудительное вставание, электрошок и т. д., а также психологическое давление: методы, которые не оставляют физических следов.
Соединенные Штаты интерпретируют Конвенцию ООН так, что такое причинение душевной боли или страдания должно быть продолжено, чтобы считаться пыткой.
Использование сыворотки правды или других веществ, изменяющих сознание, вполне может быть законным в соответствии с законодательством США.
Спецслужба, которая может использовать актуальные современные знания для решения своих проблем, имеет огромные преимущества по сравнению со службой, которая пытает людей в стиле восемнадцатого века.
Американские психологи провели научные исследования по многим темам, которые тесно связаны между собой с допросами: последствия слабости и изоляции, полиграф, реакции на боль и страх, гипноз и повышенная внушаемость, наркоз и т. д.
16 апреля 2009 года Министерство юстиции США начало выпуск серии меморандумов, подготовленных под руководством юриста администрации Буша Джона Ю, в которых излагаются юридические основания США для принудительных допросов в тюрьмах Центрального разведывательного управления (ЦРУ).
Меморандум привлек внимание международных средств массовой информации, благодаря описанию различных методов пыток, предложенных ЦРУ, и условий, при которых юрисконсульт Министерства юстиции считает их допустимыми. В нем перечислены десять техник:
(1) захват внимания, (2) ограждение, (3) удержание, (4) пощечина (оскорбительная пощечина), (5) теснота, (6) стояние у стены, (7) напряженные положения, (8) лишение сна, (9) насекомые, помещенные в камеру, (l0) водяной щит.
Водная доска (водяной щит).
Пожалуй, самая печально известная техника допроса, используемая в Соединенных Штатах – теперь называемая «водная доска» – уходит корнями в средневековые камеры пыток.
В одном из вариантов техники допрашиваемого привязывают к доске, и доску наклоняют так, чтобы голова заключенного была погружена в бассейн с водой.
В другом варианте вода заливается в горло задержанному заключенному.
Эта смоделированная казнь вызывает ужас, поскольку борющийся подозреваемый вынужден испытывать ощущение утопления.
Процедуру можно повторять много раз (хотя подозреваемых, возможно, потребуется оживить, если они потеряют сознание), и при этом не остается физических синяков или шрамов.
Пытки – как ответ на неотложную угрозу.
После террористических атак на Соединенные Штаты в сентябре 2001 года в общественном доступе появились допросы террористов с применением пыток. Призыв состоял в том, что редкое применение пыток для допроса ключевых террористов могло помешать террористическим планам массового уничтожения.
Опыт корейской войны.
Одну из главных ролей в продвижении и одобрении на высшем уровне такого рода практики сыграл тогдашний юрисконсульт Пентагона Уильям Хайнс. Большинство идей, представленных им позднее на утверждение тогдашнему министру обороны Дональду Рамсфельду, он почерпнул из программы, созданной для американских военных под названием «Выживание, маневрирование, сопротивление, побег».
В ней военнослужащих США инструктировали о том, как физически и психологически противостоять пыткам в случае пленения противником. Частично выкладки программы строились на истории пыток, применявшихся против американцев в корейскую войну. Полвека спустя США воспользовались опытом противника против новых врагов – подозреваемых в терроризме.
Некоторые американские правоведы предлагают, чтобы в чрезвычайных ситуациях, таких как так называемые дела о взрывах бомбы, судьям было предоставлено право отдавать приказ о применении «нелетальных пыток» к подозреваемому, который, как считается, обладает информацией, которая может спасти жизни.
Применение пыток в заливе Гуантанамо и в секретных, так называемых «черных местах» на Ближнем Востоке было явно основано на этом утверждении. И хотя жестокое обращение с заключенными в Абу-Грейб вышло за рамки официальной цели получения информации, эти нарушения были начаты и узаконены официальной директивой о подготовке заключенных к допросу.
Абу-Грейб – тюрьма в одноимённом иракском городе, расположенном в 32 км к западу от Багдада. Печально известная ещё во времена бывшего иракского лидера Саддама Хусейна тюрьма Абу-Грейб была превращена американцами после вторжения в Ирак в место содержания иракцев, обвинённых в совершении преступлений, направленных против сил западной коалиции.
В конце апреля 2004 года на канале CBS в программе 60 Minutes II был показан сюжет о пытках и издевательствах над заключёнными тюрьмы Абу-Грейб группой американских солдат.
В сюжете были показаны фотографии, которые несколько дней спустя были опубликованы в журнале «The New Yorker». Это стало самым громким скандалом вокруг присутствия американцев в Ираке.
В частности, заключённые рассказали:
Пытки чужими руками.
США также передали военнопленных и подозреваемых в терроризме военнослужащим и разведывательным силам стран с менее чем благоприятной репутацией в области прав человека:
Для ЦРУ научный подход имел двойное преимущество: он был более эффективным и лишал подвергаемого пыткам возможности поделиться своим опытом: рассказ о пытках требует видимых шрамов для подтверждения.
Американские конгрессмены достаточно критически оценили пыточную деятельность ЦРУ.
Основные выводы из осуждающего отчета комитета по разведке Сената США относительно методов задержания и допроса, использованных Центральным разведывательным управлением (ЦРУ) после терактов 11 сентября 2001 года:
1. Использование ЦРУ своих усовершенствованных методов допроса не было эффективным средством получения разведданных или способом заручиться сотрудничеством с задержанными.
2. Оправдание ЦРУ использования своих усовершенствованных методов допроса основывалось на неточных заявлениях об их эффективности.
3. Допросы задержанных ЦРУ были жестокими и были намного хуже, чем ЦРУ представляло это политикам и другим лицам.
4. Условия содержания задержанных ЦРУ были более суровыми, чем ЦРУ представляло это политикам и другим лицам.
5. ЦРУ неоднократно предоставляло неточную информацию Министерству юстиции, что препятствовало надлежащему правовому анализу программы ЦРУ по задержанию и допросам.
6. ЦРУ активно избегало или препятствовало надзору Конгресса над программой.
7. ЦРУ препятствовало эффективному надзору и принятию решений Белым домом.
8. Операция ЦРУ и управление программой усложняли, а в некоторых случаях препятствовали миссиям по национальной безопасности других агентств исполнительной власти.
9. ЦРУ препятствовало надзору со стороны Управления генерального инспектора ЦРУ.
10. ЦРУ координировало предоставление средствам массовой информации секретной информации, в том числе неточной информации об эффективности усовершенствованных методов допроса ЦРУ.
11. ЦРУ все еще было неподготовленным, когда оно начало осуществлять свою программу задержания и допросов более чем через шесть месяцев после получения полномочий на содержание под стражей.
12. Управление и осуществление ЦРУ своей программы задержания и допросов было глубоко несовершенным на протяжении всего срока действия программы, особенно в 2002 и 2003 годах.
13. Два контрактных психолога разработали усовершенствованные методы допроса ЦРУ и сыграли центральную роль в работе, оценке и управлении программой ЦРУ по задержанию и допросу. К 2005 году ЦРУ в подавляющем большинстве случаев передало операции, связанные с программой.
14. Задержанные ЦРУ подвергались принудительным методам допроса, которые не были одобрены Министерством юстиции и не были санкционированы штаб-квартирой ЦРУ.
15. ЦРУ не вело исчерпывающий и точный учет количества лиц, которых оно задержало, и задерживало лиц, которые не соответствовали юридическим стандартам содержания под стражей. Заявления ЦРУ о количестве задержанных и подвергшихся усиленным методам допроса были неточными.
16. ЦРУ не смогло адекватно оценить эффективность своих усовершенствованных методов допроса.
17. ЦРУ редко делало выговор или привлекало персонал к ответственности за серьезные и существенные нарушения, ненадлежащую деятельность, а также системные и индивидуальные ошибки управления.
18. ЦРУ маргинализировало и игнорировало многочисленные внутренние критические замечания, критические замечания и возражения, касающиеся работы и управления программой ЦРУ по задержанию и допросам.
19. Программа ЦРУ по задержаниям и допросам была по своей сути неустойчивой и фактически завершилась к 2006 году из-за несанкционированного раскрытия информации в прессе, сокращения сотрудничества с другими странами, а также из-за проблем с законом и надзором.
20. Программа ЦРУ по задержанию и допросам нанесла ущерб репутации Соединенных Штатов в мире и привела к другим значительным денежным и неденежным издержкам.
Несколько международных соглашений запрещают применение пыток при любых обстоятельствах, в том числе Четвертая Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны, Статья 5 Всеобщей декларации прав человека, Статья 7 Международного пакта о гражданских и политических правах («МПКР») и Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания («Конвенция ООН»). Эти конвенции обычно вводят абсолютный запрет на применение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Однако ясно, что «никакие исключительные обстоятельства, будь то состояние войны или угроза войны, внутренняя политическая стабильность или любое другое чрезвычайное положение, не могут служить оправданием пыток».
Таким образом, запрет является абсолютным, не допускающим исключений.
Наконец, существует ряд юридически необязательных руководящих принципов, рекомендаций и кодексов поведения ООН, которые содержат соответствующие положения и применимы к определенным группам, таким как сотрудники правоохранительных органов, или конкретным ситуациям, например местам лишения свободы.
• Кодекс поведения сотрудников правоохранительных органов ООН (1979).
• Минимальные стандартные правила ООН обращения с заключенными (1957).
Также существует ряд практических кодексов и руководств по этому вопросу.
Помимо этого, стоит упомянуть в этом контексте Справочник ОБСЕ по предупреждению пыток (1999), который стал первой попыткой обобщить уроки, извлеченные к тому моменту.
Региональный и международный закон о запрещении пыток
Основные региональные и международные договоры, касающиеся пыток:
• Европейская конвенция о правах человека 1950 г.
• Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.
• Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания 1987 г.
• Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.
• Факультативный протокол к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 2002 года.
Россия и еще 14 государств в равной степени являются государствами – участниками всех договоров, за исключением Факультативного протокола к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 2002 года.
Все эти 15 государств являются участниками Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания.
Все эти государства ратифицировали четыре Женевские конвенции 1949 года, и (за исключением Турции) все они также являются участниками Дополнительных протоколов I и II к Женевским конвенциям.
Пытки подозреваемых в США или за рубежом
Суд указывал во многих случаях, что расследования должны быть эффективными в том смысле, что они способны привести к установлению того, что произошло, и установлению личности преступников.
Кроме того, расследования должны быть быстрыми, беспристрастными и эффективными.
Хотя в государствах действуют различные системы расследования пыток, включая специальные подразделения полиции или прокуратуры, а также независимые органы по рассмотрению жалоб, на практике существует множество препятствий, которые часто приводят к безнаказанности.
Верховный суд США констатировал:
Международная практика
Эти методы включали: безжалостное недосыпание; приковывание задержанных к столбам и другим конструкциям в мучительных положениях; избиения; воздействие экстремальных температур, непрекращающегося резкого света и ревущей музыки; и угрозы членам семьи.
Особый путь России
История пыток в России и СССР имеет свои особенности и традиции. Это тема отдельного исследования для более компетентных, чем автор, исследователей.
Обсудим только недавние события.
5 октября правозащитники из проекта «Гулагу.нет» сообщили, что в их руках оказался архив видеозаписей объемом около 40 гигабайт, на которых запечатлены случаи пыток в учреждениях ФСИН России. Эти видео были записаны самими сотрудниками ФСИН на служебные видеорегистраторы. Несколько опубликованных записей потрясали своей жестокостью: заключенных жестоко избивали, вводили черенок от швабры в задний проход, унижали.
Если штатные видеорегистраторы используется для записи пыток, то это совершенно официальная история, в которой участвуют сотрудники ФСИН, а видеообмен между учреждениями свидетельствует о наличии системы.
Люди, действующие в ее рамках, считают, что все делают правильно. В их понимании так и надо. И они знают, что в случае чего система будет их «прикрывать» и беречь от наказания.
Правозащитники описывают, как это работает.
Что делает система?
Непосредственно перед публикацией этой статьи автор посмотрел несколько доступных видео пыток в тюремной больнице в Саратовской области. Обнародована только малая часть, но и этого достаточно, чтобы понять, что издевательствам и пыткам подвергались не только «проблемные арестанты», они носили массовый характер и, по крайней мере, зафиксированные эпизоды происходили по прямому указанию руководства сотрудниками ФСИН или «активистами» из числа заключенных.
Эта история однозначно будет иметь продолжение, особенно после обнародования основной части видеоархива, которое, как предполагается, произойдет в ближайшие дни.
По словам правозащитников, из всех участников пыток заключенных только 15–20 процентов сотрудников ФСИН пытают по команде сверху. Остальные 80 процентов – это люди, имеющие психические проблемы и крайне опасные для общества.
И они переносят свою агрессию не только на преступных авторитетов (что тоже противозаконно), но на множество заключенных, привлечённых за малозначимые правонарушения, или вообще невиновных, а приговоренных на основе судебных ошибок или преступлений.
ФСИН этим занимается потому, что другие способы перевоспитания более сложные и дорогие, но это не значит, что их нет.
ФСИН – это элемент государственной системы. Наличие огромного объема агрессии в обществе, начиная от телеэкранов и заканчивая действиями и риторикой самих властей, приводят к внутрисистемной агрессии.
И это все взаимосвязано.
Заключение
Возрождение пыток в XXI веке можно рассматривать как «усиление» власти с использованием различных стратегий социального контроля. Это усиление власти, как видно из «войны с террором», привело к применению пыток и полному пренебрежению правами человека.
Использование техник, которые равносильны пыткам, порождает боль, страдание, унижение, страх, гнев и, в конечном итоге, ненависть не только у подвергнутого пыткам человека, но и во всем обществе.
Эта ненависть может усилить угрозу терроризма.
Единственный способ защитить людей – это относиться к каждому человеку как к обладающему основными правами человека, которые ни одно правительство, группа или отдельное лицо не может по закону отнять. Если это правило применяется последовательно, справедливость восторжествует.
Понятно, что это декларация о справедливости. А жизнь всегда внесет коррективы.
Значит не все так гладко в Датском королевстве и во всех остальных государствах, включая Россию.
Пытки не только неэтичны и противоречат истинным демократическим ценностям, но и человеческому идеалу, претендующему на статус венца творения Вселенной.
По божественным и космическим критериям, человечество по проявлению агрессии к себе подобным на всех уровнях от государственного до бытового можно признать только условно или потенциально разумным.
Возвращаясь к теме предыдущей статьи автора об Искусственном интеллекте (ИИ) и его опасности…
Какой ИИ может создать государство с такой моралью и представлениями о допустимых методах и практике государственного управления и насилия?