Как называют батюшку у католиков
Саны священнослужителей в католицизме
Слыша разговоры о католической церкви или читая что-либо о ней, легко запутаться в санах священников, кто кому подчиняется. Об этом мы поговорим в данной статье. Всего в католической церкви есть шесть основных уровней духовенства, по которым отдельные люди продвигаются вверх по порядку, правда не все из них достигают самого верха в иерархии. Большинство католических священнослужителей не продвинулись дальше второго уровня.
Дьякон
У католиков существует два типа дьяконов. Но мы больше поговорим о переходных дьяконах. Этих мужчин ещё называют семинаристами. Они являются учениками католической церкви. Семинаристы находятся на последнем этапе подготовки к священству. Это место они занимают в течение года. Дьяконам можно практиковать во многом, как священникам: крестить, зарегистрировать бракосочетание, совершить похоронный обряд.
Священник (пресвитер)
Выше дьякона в иерархии католической церкви расположены священники. Чтобы стать священником, диакон должен пройти обряд рукоположения. Таким образом его посвящают в священство. Во время церемонии посвящённый обещает выполнять обязанности священства и подчиняться своему начальству. Когда человек становится священником, он может совершать обряд Евхаристии, исповедовать и совершать помазание больных. Священники также могут совершать святое бракосочетание. У католиков священники делятся на два типа.
Это епархиальные и религиозные священники. У епархиального священника есть свой приход, который он возглавляет. Там священник служит людям и получают за это ежемесячную зарплату. Их питание и жильё обеспечивает приход. Епархиальные священники могут носить любую одежду вне службы. Такой вид священников больше распространён в светских странах без сильного традиционного католического населения. В то же время религиозные священники дают обет религиозному ордену.
Например, таким орденом являются иезуиты. Они обязаны носить религиозную одежду и принимать дополнительные обеты, например, бедности и послушания. Религиозные священники не могут иметь личного имущества, им почти ничего не принадлежит. Обычно религиозные священники живут группами в одном доме, принадлежащем ордену. Они не получают зарплату. Эти священники должны строго подчиняться приказам своего начальника.
Епископ
Служители епископы имеют право совершать полное таинство священных чинов. Католики ведут свою историю ещё от времени апостолов. Апостолы были наделены духовным даром Святым Духом в день Пятидесятницы. Возраст епископа должен быть старше 35 лет, а рукоположен более пяти лет до этого. Также у епископа должна быть степень доктора богословия. Он обязан хорошо разбираться в каноническом праве и священных писаниях. Обычно епископы управляют в своём регионе епархиями.
Получить сан епископа является очень важным моментом в жизни большинства католических священнослужителей. Все высшие ранги имеют титул епископа. Епископы выходят на пенсию в возрасте 75 лет. Для этого нужно подать Папе прошение об отставке. Затем Папа начинает работу по этому прошению, он должен найти подходящую замену. Сан епископа – это третий и самый полный уровень Таинства Святых Орденов.
Архиепископ
Архиепископы – это особенно важные епископы. В их ведении находятся несколько больших церквей, за которыми они наблюдают. Это называется архиепископиями. Приставка «архи» происходит от греческого слова «главный». Перед архиепископом отчитываются епископы или просят у них помощь, как у высшего руководства. Архиепископа можно назвать управляющим епископами определённого географического региона, к которому они относятся.
Кардинал
Кардиналами являются ведущие епископы и члены Коллегии кардиналов. В их обязанности входит участие в Папском конклаве, где они голосуют за нового Папу.
Но большинство из них имеют и другие обязанности, например, миссии в Римской курии, являющейся правительственным органом Святого Престола. Кардиналы избираются лично Папой. Проживают кардиналы или как епископы на своих кафедрах, или в Ватикане в качестве папских советников и офицеров высшего ранга в Римской курии.
Имена таких кардиналов не разглашаются. Чтобы участвовать в голосовании кардиналу должно быть не более 80-ти лет. У нынешнего Папы Франциска довольно большая группа разнообразных кардиналов, если можно назвать старых мужчин католиков разнообразной группой.
Всего у Папы работают 128 кардиналов. Он их собрал из 88 стран, 17 из которых никогда ранее не были представлены в Коллегии кардиналов.
В прошлом году Папа Франциск назначил нескольких кардиналов, в обязанности которых вошло решение вопросов по уходу за мигрантами и отношений с исламом. Сейчас собрание кардиналов, консистория, очень важный корпоративный орган.
Папа – это высший сан, которого может получить член духовенства. Он является лидером католической церкви. Папу избирают кардиналы, которым нет 80 лет. это делается, кода предыдущий Папа умер. Срок службы Папы не имеет предела, являясь пожизненным. Офис Папы называют папством.
Папа правит католической церковью, как монарх государством, и является главой государства Ватикан. Римская курия помогает Папе справляться с его обязанностями. Курия появилась из местного собрания пресвитеров, дьяконов и нотариусов, выполняющих секретарские обязанности. На них полагались первые епископы Рима. Но с XI века в Курии стали участвовать только кардиналы. Офисы курии несут ответственность за финансовое благосостояние папства.
После избрания новому Папе выбирают царственное имя. Часто это бывает имя одного из предыдущих Пап, которое даётся новоизбранному в знак уважения ушедшему. Каждый Папа может выбрать себе имя Святого, с которым он чувствует особую связь. Католики свято верят, что их Папа непогрешим. Они считают, что Бог не позволить ввести его в заблуждение и не допустит сделать что-либо неверное.
Таким образом, католическое духовенство – это довольно сложное сообщество. В нём состоят только мужчины, так как католическая церковь не принимает женщин в духовенство, но это уже другая история.
Церковные титулы и их иерархия
Церковные титулы
Православная Церковь
Соблюдается следующая иерархия:
Епископы:
1. Патриархи, Архиепископы, Митрополиты – Главы Церквей Поместных.
Вселенского Патриарха Константинопольского следует называть Ваше Святейшество. К другим Восточным Патриархам следует обращаться или Ваше Святейшество, или Ваше Блаженство в третьем лице
2. Митрополиты, являющиеся а) главами Автокефальных Церквей, б) входящие в Патриархию. В последнем случае они являются членами Синода или стоят во главе одной или нескольких архиепископских епархий.
3. Архиепископы (также как п. 2).
К митрополитам и архиепископам надо обращаться со словами Ваше Высокопреосвященство
4. Епископы – управляющие епархией – 2 епархии.
5. Епископы – викарии – одна епархия.
К епископам Ваше Преосвященство, Ваша Милость и Ваша Светлость. Если Глава Поместной Православной Церкви митрополит и архиепископ, то положено обращаться к нему Ваше Блаженство.
Священники:
1. Архимандриты (обычно возглавляют монастыри, тогда они именуются игуменами обители или наместниками).
2. Протоиереи (обычно в этом сане благочинные и настоятели храмов в крупных городах), протопресвитер – настоятель Патриаршего собора.
К архимандритам, протоиереям, игуменам – Ваше Высокопреподобие
К иеромонахам, иереям — Ваше Преподобие.
Диаконы:
Диаконы именуются по их сану.
Римско-Католическая Церковь
Порядок старшинства следующий:
1. Папа римский (римский понтифик (лат. Pontifex Romanus), или верховный суверенный понтифик (Pontifex Maximus)). Одновременно владеет тремя нераздельными функциями власти. Монарх и Суверен Святого Престола, как преемник Святого Петра (первого римского епископа) — глава Римско-католической Церкви и её верховный иерарх, суверен города-государства Ватикан.
К папе следует обращаться «Святой отец» или «Ваше святейшество» в третьем лице.
2. Легаты – кардиналы, представляющие Папу, которым положены королевские почести;
3. Кардиналы, приравненные по рангу к принцам крови; Кардиналы назначаются Папой. Управляют, как и епископы, епархиями либо занимают должность в римской курии. С XI в. кардиналы избирают Папу Римского.
К кардиналу следует обращаться «Ваше Высокопреосвященство» или «Ваша Светлость» в третьем лице
4. Патриарх. В католицизме сан патриарха, в основном, имеют иерархи, возглавляющие Восточные католические церкви со статусом патриархата. На Западе титул употребляется редко, исключением являются главы Венецианской и Лиссабонской митрополий, которые исторически носят титул патриарха, иерусалимский патриарх латинского обряда, а также титулярные Патриархи Восточной и Западной Индий (последний вакантен с 1963 года).
Патриархи — главы восточнокатолических церквей — избираются синодом епископов данной Церкви. После избрания Патриарх немедленно интронизируется, после чего испрашивает сопричастия (церковного общения) у Папы римского (в этом единственное отличие патриарха от верховного архиепископа, кандидатура которого Папой утверждается). В иерархии Католической церкви патриархи Восточных церквей приравнены к кардиналам-епископам.
Во время официального представления, Патриарх должен быть представлен как «Его Блаженство, (Имя и Фамилия) Патриарх (Место расположения)». Лично к нему нужно обращаться как «Ваше Блаженство» (кроме Лиссабона, где к нему обращаются как «Его Высокопреосвященство»), или на бумаге как «Его Блаженство, Высокопреподобный (Имя и Фамилия) Патриарх (Место расположения)».
5. Верховный архиепископ (лат. archiepiscopus maior) — митрополит, возглавляющий восточную католическую церковь со статусом верховного архиепископства. Верховный архиепископ, хотя он рангом и ниже патриарха Восточнокатолической церкви, во всех отношениях равен ему в правах. Избранный своей Церковью верховный архиепископ утверждается папой римским. Если папа римский не утверждает кандидатуру верховного архиепископа, проводятся новые выборы.
Верховные архиепископы являются членами Конгрегации по делам восточных церквей.
Всякий священник имеет право совершать богослужение только с благословения своего правящего епископа. Епископу подчиняются также все монастыри, находящиеся на территории его епархии. По каноническому праву епископ распоряжается всем церковным имуществом самостоятельно или через доверенных лиц. В католицизме епископу принадлежит прерогатива совершения не только таинства священства, но также и миропомазания (конфирмации).
К архиепископам и епископам используется обращение «Ваше Превосходительство» или «Ваша Светлость» во втором лице. В некоторых частях Канады, особенно на Западе, к Архиепископу обычно обращаются как «Его Преосвященство».
Среди епископов, священников и диаконов в Православной и Римско-Католической Церквах старшинство определяется также в зависимости от даты их посвящения в сан.
ОРГАНИСТ
ХОРИСТЫ
МОНАШЕСТВУЮЩИЕ
ВЕРНЫЕ
католический священник
Резюме
Роль и миссия священника
Наконец, благодаря своим разнообразным действиям священник является человеком Божьим, которому поручено быть присутствующим Христом среди Своего народа, служить им и вести их к святости.
Католические священники по всему миру
В 2004 году количество семинаристов составило 214 629 человек, разделенных на 113 044 основных семинариста и 101 585 второстепенных семинаристов.
Католические священники во Франции
В 2019 году во Франции рукоположено 126 священников, в том числе 78 епархиальных и 30 религиозных.
В среднем около 50% семинаристов-первокурсников покидают семинарию до окончания курса и 50% в конечном итоге рукополагаются.
Во Франции священнослужители имеют определенное юридическое признание, независимо от религии, к которой они принадлежат.
В течение жизни священника нет изменений в заработной плате, за исключением стоимости жизни. Французские священники за пределами церквей Конкордата получают одинаковое возмещение вне зависимости от выполняемой функции (приходской священник, протоиерей собора, настоятель базилики, декан, приходской священник, викарий…).
Подготовка
Во Франции
Целомудрие
Статистических данных о количестве священников, вышедших замуж после ухода со своего служения, нет.
Рукоположение женщин
В священники католической церкви могут быть рукоположены только мужчины.
День молитвы об освящении священников
Утрата церковного статуса
В каноническом праве церковная власть может лишить священника его полномочий и обязанностей, потребовать или принять отставку епископа или архиепископа с его должности, как это происходит в случаях педофилии, а также может принять решение об их увольнении из духовенства. штат.
Сообщается, что во Франции насчитывается 10 000 бывших священников, которые не имеют никаких социальных прав как таковых (как таковых, религиозность, не способствующая безработице). Ассоциация Chemins nouvelles объединяет 400 человек. Итальянский иезуитский обзор La Civiltà Cattolica, со своей стороны, указал в 2007 году на основе епархиальных данных, что с 1964 по 2004 год 69 063 священника покинули свое служение и что с 1970 по 2004 год 11 213 из них покинули свое служение. возобновлено, независимо от причин.
Дебаты
Эксперт: целибат — давняя католическая традиция, но не доктрина
Пресвитер, или католический священник, относится ко второй степени священства, а всего их три — диакон, священник, епископ. Возведение в чин, или рукоположение, во все три степени осуществлять имеет право только епископ.
Этот обряд относится к таинствам церкви, но свершается только путем возложения рук епископа на голову посвящаемого и молитвы о сошествии на него Святого Духа. В этом обряде отсутствует тайносовершительная формула, присущая другим таинствам. Перед самим обрядом рукоположения посвящаемый распростирается ниц перед алтарем, изображая фигурой крест в знак смирения, почтения и посвящения всей своей жизни Христу.
Знания – лучшее оружие
Перед рукоположением католический священник много учится. В римско-католической церкви образованию всегда придавали очень большое значение – первые духовные университеты возникли в Средневековье. В Европе обязательным условием для посвящения в первый сан является наличие четырёхлетнего обучения. А при вступлении в сан священника кандидат обязан отучиться в Высшей духовной семинарии не менее 4-х лет. В России в Санкт-Петербурге находится единственная в стране Высшая духовная семинария, носящая название «Мария — мать апостолов» и готовящая католических священников. Срок обучения в ней — 6 лет. В Новосибирске же действует предсеминария, готовящая кандидатов для поступления в Высшую академию.
Настоятель католического монастыря носит титул аббат
Чем отличаются католики и протестанты от православных
Настоятель католического монастыря носит титул аббата (лат. abbas, от ивр. אבּא — отец). Начиная с V столетия, он давался исключительно настоятелям монастырей (аббатств) и был званием церковной должности. Позже распространился на всех молодых людей духовного звания и превратился в форму вежливости.
Аналогичное звание с женским окончанием — аббатиса, от лат. Abbatissa, — стали впоследствии давать и настоятельницам женских монастырей.
Впоследствии он удержался только в ордене бенедиктинцев и в его отраслях — у цистерцийцев, бернардинов, траппистов, грандмонтапов и премонстрантов.
Другие ордена стали называть своих настоятелей другими титулами, например, иезуиты – титулами major и rector.
Одеяние аббата из монашеского ордена цистерцианцев. Аббат — это настоятель монастыря в католических орденах, первую очередь бенедиктинских и родственных им. Фото: upload.wikimedia.org
Аббатство (лат. Abbatia) — католический монастырь, принадлежащий какому-либо монашескому ордену, управляемый аббатом (мужской) или аббатисой (женский), подчиняющийся епископу, а иногда непосредственно римскому папе.
Некоторые аббатства, не попадающие под юрисдикцию местного епископа, вместе со своей территорией и духовенством образуют удельные (лат. abbas NULLius) или территориальные аббатства (лат. abbas territorialis). С точки зрения католического церковного права они имеют одинаковый статус.
Первый аббат появился в ордене бенедиктианцев.
Первое католическое аббатство — бенедиктинское — возникло в VI веке в Монтекассино (Италия). Название «аббатство» встречается в западноеропейской церковной традиции с IX века.
Крупные монастыри — аббатства, играли в Западной Европе играли важную экономическую роль, оказывали существенное влияние на религиозную и светскую политику.
Основателями и покровителями аббатств обычно являлись императоры, короли, состоятельные знатные люди или местные епископы.
В Средние века аббатства являлись главными очагами западноевропейской культуры, в которых сохранялись и переписывались древние рукописи, велись хроники, осуществлялось обучение.
Леринское аббатство (основано в начале V века святым Гоноратом Арелатским на одном из островов юга Франции). Аббат руководит аббатством. Аббаства в Средние века оказывали большое влияние на жизнь западноевропескийх государств. Фото: upload.wikimedia.org
В XVI—XVII веках аббатства постепенно утратили своё влияние на общественную жизнь европейских стран. Многие аббатства были ликвидированы, но некоторые продолжают существовать и ныне. В наши дни большинство аббатств принадлежит ордену бенедиктинцев (и происходящих от этого ордена клюнийцев, цистерцианцев и др.).
Наиболее известные аббатства — Боббио, Гроттаферрата, Клерво, Клюни, Мон-Сен-Мишель, Монтекассино, Сен-Виктор, Сен-Дени, Пор-Руаяль, Санкт-Галлен, Сито, Фульда.
В современной Католической церкви статус аббатств претерпел изменения. Католический «Кодекс канонического права» (1983) приравнял аббатства к монастырям.
Особенности сана католического священника
Католический священник обладает правом свершать из семи пять таинств. Исключением являются таинства священства и помазания. А таинство исповеди может свершать даже отстраненный от богослужения пресвитер. Важен тот факт, что православного священника можно отлучить от церкви, и он превращается в попа-расстригу. А законно рукоположенный священник католической церкви не может быть извергнут из сана никем и никогда — при рукоположении он получает «неизгладимую печать священства». Как и в православии, католические служители культа делятся на чёрное (монашествующее) и белое (епархиальное) духовенство. Обращаться к пресвитеру принято «отец Имярек». Существует такое понятие, как католический приходской священник. Понятно, что у такого пресвитера должен быть приход или он должен быть настоятелем аббатства. Во Франции таких священников называют «кюре».
Католический священник, его права и обязанности
Католический священник – это служитель католического культа. В католицизме, как и в православной церкви, священники принадлежат ко второй степени священства. Основой церковного культа являются видимые проявления Божией благодати – таинства, которыми называются действия, установленные Иисусом Христом для благотворного спасения людей. Символика таинств помогает верующим постичь Божию любовь к человеку. Согласно церковному учению, участвуя в таинствах, человек получает чудотворную помощь свыше.
Католическая церковь, равно как и православная, допускает семь таинств: крещение, конфирмацию (миропомазание), евхаристию, елепомазание, покаяние, брак и священство. Священник православной и католической церкви имеет полномочия совершения пяти таинств, кроме священства (хиротонии) и миропомазания (для этого необходимо специальное разрешение епископа диоцеза, в котором служитель инкардинирован). Посвящение в католические служители происходит посредством рукоположения епископа.
Католический священник может относиться к черному или к белому духовенству. Черное духовенство подразумевает монашество – в соответствии с обетом аскетического образа жизни в окружении монашеской общины (либо в отшельничестве). Белое духовенство – это служение на территории епархии. По совокупности литургических обычаев в латинском католическом обряде для всех священников обязательным правилом является целибат – обет безбрачия. Литургические обряды восточно-католической церкви целибат относит к обязательным правилам только монашествующих священников, а также епископов.
Согласно церковным традициям католического духовенства, одежда католического священника – это сутана, длинная верхняя одежда с длинными рукавами, которую служитель должен носить вне богослужения. Сутана застегивается на пуговичный ряд, имеет воротник-стойку и длину, достигающую пят. Цвет определяется согласно иерархическому положению. Сутана священника должна быть черного цвета, у епископа – фиолетового, кардинал носит пурпурную сутану, а папа – белую.
Католический священник во время литургии должен быть обязательно облачен в белую альбу, орнат и столу. Альба – это длинное одеяние католических и лютеранских клириков, которое они перепоясывают веревкой. Альба шьется из тонкой шерсти, хлопка или льна. Орнат (казула) – это символически расшитый плащ священника, являющийся его главным одеянием во время литургии. Стола – это шелковая лента длиной до 2 метров и шириной до 10 сантиметров, с нашитыми на ней крестами. Кресты на столе должны быть расположены на ее концах и в центре.
Католический священник Папа Римский носит и роччету – белую плиссированную короткую одежду, обшитую кружевом. Этот элемент облачения выглядит как рубаха с узкими рукавами длиной до колен. Одевается роччета поверх сутаны. Папа Римский, кардиналы, епископы и аббаты еще носят моццету – короткую накидку с капюшоном. Моццету положено носить с сутаной. Ее цвет зависит от сана священника, епископы носят фиолетовую, кардиналы – алую. Папа Римский носит разновидности моццеты, одну – атласную и другую – бархатную темно-красную, украшенную мехом горностая.
Особенности одежды пресвитера
Внешне католического священника делает всегда узнаваемым одеяние, состоящее из сутаны (верхняя длинная с длинными рукавами одежда), носят ее вне богослужений. Она имеет стоячий воротник, в который вставляется самая главная отличительная черта западного духовенства – колоратка, или римский воротник. Это жесткая белая вставка, которая раньше была цельной и обвивалась вокруг шеи, являя собой ошейник и обозначая таким образом преданного раба Божия. Одежда католического священника бывает разного цвета, который указывает на степень клирика.
Аббат в системе церковного права Католической Церкви занимает особое положение
До причисления монахов к духовенству аббат имел право и обязан был наблюдать за соблюдением орденских правил, управлять монастырскими имениями и требовать от монахов безусловного послушания. Аббаты обладали над монахами обширной властью.
Так нередко применялись даже телесные наказания, да и в начале XX века аббаты и аббатисы ещё пользовались правом подвергать своих подчинённых не только временному, но и пожизненному заключению за тяжкие преступления. У бенедиктинцев апелляция на карательный приговор аббата подаётся епископу или Папе.
Седьмой Вселенский собор (икона XVII века, Новодевичий монастырь). Седьмой Вселенский Собор или Второй Никейский дал аббатам право посвящать подчиненных им монахов в низшие церковные должности. Фото: upload.wikimedia.org
После Второго Никейского собора аббатам было предоставлено право посвящать своих монахов в низшие должности.
На церковных соборах в Риме в 826 году и в Пуатье в 1078 году было впервые определено, что аббат должен иметь священнический сан, а Вьеннский собор распространил это решение на всю католическую церковь.
Все аббаты принадлежат к прелатам церкви, занимают в иерархии место непосредственно после епископов и имеют право голоса на соборах.
Аббатисы таких прав не получили, потому, что женщины в католичестве не могут совершать какие-либо священнодействия. Аббаты освобождённых монастырей не признают над собою никакой власти, кроме власти Папы Римского.
Сан аббата до недавнего времени мог получить и светский человек.
Начиная с VII века, епископы нередко вмешивались в права аббатов, ставили, по своему усмотрению, на места настоятелей своих любимцев, а при освобождении этих мест даже оставляли аббатства за собой.
В VIII — IX веках должность аббата становится одной из ключевых в политической системе средневекового Запада и особенно Священной Римской империи. Григорианская реформа положила этому конец и вывела аббатов из подчинения светской власти императоров.
Генеалогическое древо династии Каролингов. Уже Каролинги стали награждать саном аббата светских лиц за военные заслуги. Фото: upload.wikimedia.org
В VIII и особенно в IX веке, по прихоти королей или по соображениям необходимости, он сан аббата стал переходить к светским коммендаторам на правах аббата (лат. abbas in commendam). Уже Каролинги начали раздавать аббатства своим приверженцам в награду за их верность или за военные заслуги.
Результатом этого стало то, что до X века включительно крупнейшие монастыри в пределах иерархии римской церкви имели во главе своей, по большей части, светских аббатов или аббатграфов (лат. Abbacomites, Abbates milites), собиравших для себя доходы этих духовных учреждений.
Эта практика была осуждена в XVI веке Тридентским собором. В кодексе канонического права 1983 года понятие комменды полностью ликвидировано.
Литургическое одеяние
Совсем по-другому выглядит одеяние для литургии – главного христианского богослужения. Важнейшей его деталью является альба – белая длинная одежда из тонких тканей: льна, хлопка или шерсти, перепоясанная веревкой. Ее прообразом была носимая под тунику древнеримская рубаха. На альбу надевается казула (плащ) или орнат. Это расшитая риза, похожая на плащ дьяконов — далматику, но без рукавов. Следующим элементом одежды пресвитера является стола, представляющая собой двухметровую ленту шириной от 5 до 10 см, украшенную по краям и в середине крестами. Она надевается на шею поверх орната.
Вообще в римско-католической церкви существуют три вида церковного облачения – литургическое, для присутствия на богослужении и церемониальное. В литургической одежде священника есть еще очень много деталей, таких как манипул, который надевается на левую руку (очевидно, от него произошло слово «манипулировать»).
Ангелы земли – Священники
В преддверии Великого Четверга – дня, в который Вселенская Церковь празднует установление Таинств Евхаристии и Священства, редакция «Сибирской католической газеты» получила из Сургута письмо следующего содержания:
Дорогие Священники! В Великий Четверг мы особенно благодарим Господа Иисуса Христа за такие бесценные Дары, которыми Он одарил Церковь, как Таинство Евхаристии и Таинство Священства. Мы воздаём благодарение Богу за духовное призвание каждого из Вас, дорогие Отцы; мы благодарим Вас за Ваш отклик на Божий призыв и верное служение в Божьем Винограднике, в котором трудимся и мы. За все Ваши труды, молитвы и скорби да обильно вознаградит Вас Господь. Мы просим Всеблагого Бога о дарах Святого Духа для Вас, столь необходимых в дальнейшем Вашем служении, а также защиты и помощи Ангелов-Хранителей. Мы желаем, чтобы Вы постоянно ощущали доброжелательное отношение окружающих Вас людей и чувствовали себя находящимися в Сердце Иисуса, объятыми Его любовью и доверием.
Может быть, на первый взгляд словосочетание «Ангелы земли» звучит слишком пафосно и неестественно. Но в действительности греческое слово «ангелос» означает в переводе «вестник», «посланец». Поэтому Слуга Божий архиепископ Викентий Ключинский, основатель Конгрегации Сестёр от Ангелов, называл священников «Ангелами земли», опираясь при этом на текст из Книги Малахии (Мал 2,7). Воздавая должное дару призвания к священству, ответственности, которую Господь возлагает на плечи священника, а также бесценному присутствию священника в жизни каждого христианина, Высокопреосвященный Викентий пожелал также, чтобы были у Ангелов земли и Ангелов Неба ещё и Сёстры – те, кто своим служением – через молитву, апостольство, сотрудничество, сострадание – будут оказывать помощь священникам. Архиепископ оказывал великое почитание Таинству Евхаристии и Таинству Священства и, ещё будучи профессором и духовным отцом в Виленской семинарии, помогал проникнуться тем же сознанием всем семинаристам. А возглавив Могилёвскую архиепархию (1910 – 1914 гг.), в своих адресованных священникам пастырских посланиях писал: «Дорогие Братья, Вы хорошо знаете, в какое сложное время мы живём. Вы знаете, что Святая Вера и Католическая Церковь подвержены тысячам вражеских ударов, что людские души гибнут под натиском неверия, что они умирают от духовного голода, лишённые необходимого пропитания и не получая помощи в своих существенных потребностях. Как же нам со всем этим справиться, откуда ждать помощи и надежды, если не от Вас, Братья Священники? ‘Вы соль земли, Вы свет миру’ (Мф 13,14). При отсутствии помощи со стороны священников, без их усилий, без их труда, пота и крови, молитв, жертв и слёз, мир превратится в ад и погибнет. Небо и земля вопиют к Вам: Священники Господни, спасайте души, кровью Божьею приобретённые. Таким образом Вы, дорогие Братья, можете уяснить, сколь великое Вам вверено задание и сколь серьёзные обязанности на Вас возложены».
Господь ещё раз подтвердил, насколько важна молитва за священников, дабы их служение было достойным и плодотворным, через Свою духовную избранницу, сестру Ванду Бонишевскую из Конгрегации Сестёр от Ангелов, чей беатификационный процесс продолжается ныне. Ей была дарована благодать глубокого познания и понимания величия и святости Священства. Однажды Иисус сказал Ей: «Я люблю каждого священника. Каждый четверг посвящай свою жизнь и все переживаемые тобой тяготы за священников. В четверг Я установил Священство, Сам став Священником. Я – Пресвятое Таинство. Я более страдал в четверг, чем в пятницу на кресте, а потому этот день Мне особенно дорог». Всю свою жизнь сестра Ванда приносила духовные жертвы за священников, а Иисус часто повторял через неё, что все без исключения священники занимают исключительное место в Его Сердце. Любой священник настолько дорог Господу, пользуется настолько глубоким Его доверием, что Он повинуется ему, добровольно вверяет Себя в его руки. Также Святой Настоятель из Арс Иоанн-Мария Вианней, обращаясь к пастве в одной из своих проповедей, так пояснял величие Таинства Священства: «Если бы не было Таинства Священства, с нами не было бы Господа. Ибо кто поместил Его в дарохранительницу? Священник. Кто привёл ваши души в сообщество Церкви, когда вы родились? Священник. А когда душа впадает в смертный грех, кто воскресит её к жизни? Кто восстановит спокойствие её совести? Только священник. Вы не сможете указать ни одного исходящего от Бога блага, если за ним не стоит священник. Попробуйте исповедоваться Богородице или одному из ангелов. Они отпустят вам грехи? Нет. Могут ли они преподать вам Тело и Кровь Господа? Нет. Сама Пресвятая Дева Мария не в силах низвести Своего Сына в крошечный кружочек хостии. Пусть бы вам явилось даже двести ангелов, они не смогут простить вам ваши грехи. Только священник имеет власть сказать вам: ‘Иди с миром, я отпускаю тебе грехи’. Священство – это поистине нечто наиважнейшее. Сам священник сможет в полной мере понять себя, лишь очутившись на небесах. Если бы мы, живущие на земле, уразумели величие священства, мы испустили бы дух, но не от шока, а от любви. Однако никакой священник не может быть священником для себя самого. Он не может отпустить грехи себе самому. Он не может совершить сам для себя никакого Таинства! Священник живёт не для себя, он живёт для вас. После Бога, священник – важнее всех. Если оставить приход без священника на двадцать лет, люди начнут поклоняться тельцу. Если кто-то желает упразднить религию, он прежде всего нападает на священников, потому что там, где нет священника, больше нет Литургии, нет поклонения Богу».
Святая Тереза Младенца Иисуса свидетельствовала, что своей молитвой за священников она способствует спасению множества душ и, таким образом, становится апостолом и миссионером всех континентов мира.
Вот и мы приглашаем вас, дорогие братья и сестры, к молитве за священников, прежде всего за тех, которые служат вам ныне или служили раньше. Мы должны выразить им свою признательность и благодарность, а также поблагодарить за них Бога. Это можно делать в различных формах, например, можно ежедневно молиться за одного конкретного священника или за нескольких священников. Верные прихода в городе Сургуте ежегодно преподносят своим пастырям в Великий Четверг духовный подарок: они, вместе с тёплыми пожеланиями, вручают священникам большую открытку, на которой записаны имена людей и даже фамилии целых семей, которые взяли на себя обязательство ежедневно молиться за данного священника вплоть до Пятидесятницы. Со своей стороны мы, Сёстры от Ангелов, не только молимся за священников индивидуально, но и организуем молитвенные группы мирян под названием «Ангельская Миссия», каждый участник которой молится за конкретного священника. Иногда люди спрашивают, за какого священника им следует молиться, или сами выступают с инициативой, называя конкретное имя. Если кто-то из Вас, дорогие братья и сёстры, хотел бы присоединиться к подобной группе или попросить о молитве за определённого священника, сообщите нам об этом по телефону, на viber или whatsapp: cестра Тереза – тел. +7 922 6587420.
С благодарностью и молитвой сестра Иоанна и сестра Тереза, Сёстры от Ангелов из Сургута
В православии сану аббата соответствует сан игумена
Если настоятель католик имеет сан аббата, то настоятель мужского монастыря в православии носит сан игумена. В ряде поместных церквей, в том числе Русской до 2011 года, используется также как иерархическая награда.
Изначально игумен не обязательно был священником, позже их стали избирать только из числа иеромонахов либо посвящать избранного игуменом монаха в пресвитера.
Братия Свято-Успенского монастыря г. Александрова с игуменом Серафимом (Семилетовым). В православии сан игумена соответствует католическому сану аббата. Фото: 151722.selcdn.ru
В 1764 году, в ходе секуляризационной реформы русские монастыри были распределены по трём классам; главу монастыря третьего, низшего класса стали называть игуменом.
Отличие его от архимандрита (настоятеля монастыря первого или второго класса) заключалось в том, что при богослужениях он облачается в простую монашескую мантию и набедренник.
Тогда как архимандрит облачается в мантию со «скрижалями», наперсный крест, палицу и митру. Игумен у католиков на классы не делиться.
это настоятель монастыря 3-го, низшего класса
В связи с тем, что общее число монастырей сильно сократилось, сан игумена стал наградой для монашествующего духовенства. Он сан соответствовал протоиерею в белом духовенстве и не обязательно связывался с управлением монастырём. Данная практика закрепилась в XX веке, когда после революции были закрыты все монастыри в СССР.
Она расширилась после Великой Отечественной войны, когда действовало незначительное их число. При этом только игумен, являвшийся начальником монастыря, обладал правом ношения посоха.
Игуменские посохи. Игуменский посох может носить только тот игумен, который управляет монастырем. Фото: rezba33.ru
В 2011 году Архиерейский собор Русской православной церкви, приняв предложение патриарха Кирилла, отменил впредь сан игумена как иерархическую награду и постановил посвящать в игумены не только иеромонахов, но и архимандритов и даже архиереев, если они вступают в управление монастырём.
Одновременно с саном игумена должен быть вручён посох. При оставлении должности настоятеля (наместника) монастыря звание игумена будет сохранено за человеком в память о понесённых трудах