Как называют азербайджанцев в иране

Иранские азербайджанцы

Как называют азербайджанцев в иране. картинка Как называют азербайджанцев в иране. Как называют азербайджанцев в иране фото. Как называют азербайджанцев в иране видео. Как называют азербайджанцев в иране смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называют азербайджанцев в иране.

Иранские азербайджанцы являются потомками тюрок-огузов, смешавшихся с местным, в основном ираноязычным населением в XI—XVII веках.

До Исламской революции 1979 иранские азербайджанцы сталкивались с ограничениями в правах. В частности, Пехлеви запретили использование азербайджанского языка в образовании, прессе и делопроизводстве. Однако, идеология Хомейни основывалась на единении мусульманских народов, и с тех пор азербайджанцы практически не испытывали притеснений по национальному признаку. Многие из них вошли в руководство Ирана. Так, Аятолла Али Хаменеи, в 1981 стал президентом, а в 1989 — Высшим руководителем. Среди прочих известных этнических азербайджанцев в руководстве страны — действующий вице-президент Парвиз Давуди и экс-президент Мохаммад Хатами.

Персы и другие ираноязычные народы Ирана называют азербайджанцев «торк» (перс. ترک ).

Сепаратизм

Однако, не все азербайджанцы ассимилировались с иранской культурой. В отдельных районах Ирана имеют место сепаратистские тенденции, негласно поддерживаемые Азербайджаном и Турцией. По мнению многих, в Иране все еще имеет место притеснение тюркской культуры. В 2003 по северо-западу Ирана прокатилась волна массовых демонстраций азербайджанцев. С тех пор позиция иранских властей в отношении националистических организаций стала заметно жестче. В июле того же года была показательно казнена 19-летняя студентка-азербайджанка, принимавшая участие в протестах. В 2006 разгорелся новый скандал вокруг высмеивающей азербайджанский язык карикатуры, напечатанной в государственной газете, вылившийся в тысячные акции протеста в азербайджанонаселённых городах Ирана.

В Южном Азербайджане действует целый ряд нелегальных группировок, крупнейшая среди которых — Движение национального пробуждения Южного Азербайджана (ДНПЮА), основанная азербайджанским пан-тюркистом Махмудали Чехраганлы.

Источник

Как азербайджанцы называют сами себя и как их звали прежде?

Как называют азербайджанцев в иране. картинка Как называют азербайджанцев в иране. Как называют азербайджанцев в иране фото. Как называют азербайджанцев в иране видео. Как называют азербайджанцев в иране смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называют азербайджанцев в иране.

Откуда взялось название этого великого тюркского кавказского народа?

Древний азербайджанский народ за свою многовековую историю имел множество различных наименований.

Связано это было с тем, что азербайджанцы, как и все мусульмане до самого XX-века, не имели ярко выраженного национализма, предпочитали религиозное единство национальному.

Как называют азербайджанцев в иране. картинка Как называют азербайджанцев в иране. Как называют азербайджанцев в иране фото. Как называют азербайджанцев в иране видео. Как называют азербайджанцев в иране смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называют азербайджанцев в иране.

То есть, проще говоря: закавказские тюрки-шииты, создатели великих империй Сефевидов и Каджаров, долгое время не испытывали особой нужды для единого самоназвания.

Но давайте узнаем, как азербайджанцев прежде именовали их соседи. А как они сами себя называли.

Как азербайджанцев называли османы?

А как народы Кавказа?

А как азербайджанцев звали русские?

В эпоху Российской империи азербайджанцев именуют по разному. И кызылбашами, и адербайджанскими/закавказскими татарами, и просто адербейджанцами (С). А иногда даже и персами.

И как же сами звали себя азербайджанцы?

Единого самоназвания у азербайджанского народа, как мы уже выше говорили, долгое время не имелось.

Откуда же появилось название азербайджанцы?

Таковой термин для обозначения всего народа был предложен в азербайджанской газете Кешкюль еще в конце XIX-го века. И уже к началу XX века так начали массово называть тюрок-шиитов, живущих в Российской империи и соседнем Иране.

Интересно, что в 1920-е годы азербайджанцев в СССР предлагалось назвать просто тюрками или же азербайджанскими тюрками. Но в 1936-1939 годах закрепилось именно название азербайджанцы.

Источник

Кто такие азербайджанцы Ирана и сколько их?

Как называют азербайджанцев в иране. картинка Как называют азербайджанцев в иране. Как называют азербайджанцев в иране фото. Как называют азербайджанцев в иране видео. Как называют азербайджанцев в иране смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называют азербайджанцев в иране.

Думаю, нет нужды обосновывать важность прояснения вопросов, стоящих в заглавии данной заметки. Манипуляции с «иранскими азербайджанцами» и их «многомиллионной» численностью в Иране стали настоящим камнем преткновения на пути серьезной аналитики по релевантным проблемам, касающимся Ирана и Южного Кавказа.

Я много и пространно писал об этом, поэтому опускаю детали и обоснования, отсылая интересующихся к моей работе по данной тематике (см., например, «Этническая композиция Ирана», а также отклики на нее Евгения Бахревского и Андрея Арешева).

То, что изрядно набившая оскомину мантра о наличии «азербайджанского меньшинства» в Иране, насчитывающем якобы от 20 до 40 млн., широко тиражируется и продвигается из Баку – понятно и в комментариях не нуждается.

Непонятно, каким образом это утверждение, сомнительность которого очевидна даже при поверхностном взгляде на этнодемографическую картину Ирана, подается российскими медиа в качестве общепринятого клише, а порою и вкладывается в уста политических деятелей их советниками.

И, действительно, если до сих пор не завершен сам процесс этнической консолидации титульной нации Азербайджанской Республики, как можно утверждать, что она является частью народа, находящегося в составе другого государства, причем народа автохтонного и тысячелетиями пребывающего в совершенно другом общественно-политическом, культурном и даже цивилизационном пространстве?

Я опускаю тот факт, что сегодняшняя титульная нация Республики Азербайджан фактически сформирована на северотатском иранском субстрате (общеизвестно, что во время присоединения к России в конце 30-х годов XIX века Дербент, весь Апшеронский полуостров и даже весь Ширван были по большей части татоязычными).

Население же северо-западных провинций Ирана, то есть азербайджанцы исконные, иранские, всегда были оплотом иранской государственности. Достаточно сказать, что паниранизм как культурное течение, противостоящее тюркизму, возник именно здесь. Почти все представители этого течения – Ахмад Касрави Табризи, Абдолали Каранг, Яхья Зока, Парвиз Варджаванд, Хасан Тагизадэ, Зарьяб-Хойи и проч. – выходцы именно из этого края: Табриза, Урмии, Мараги, Хоя, Ардебиля и т.д.

Недавно Армению посетила делегация из Канады, возглавляемая министром науки и просвещения одного из кантонов этой страны – иранцем, уроженцем Урмии. Как водится у иранцев (пусть и граждан иной страны), урмиец восхищался сходствами иранской и армянской культур, посетил достопримечательности и, естественно, возложил венок к памятнику жертвам Геноцида 1915 года. В Баку, конечно же, этот акт канадского официального лица, в силу его урмийских корней, закономерно оценили как «предательство национальных интересов». Забавно, но те же эмоции всколыхнули азербайджанское общество, когда в прошлом году в Ереване дала концерт легенда иранской поп-музыки, уроженка Ардебиля «азербайджанка» Гугуш, отказавшись при этом посетить Баку.

Пора бы уже понять, что в том смысле, в котором термин «азербайджанец» понимают в Баку и на постсоветском пространстве, в Иране он просто не воспринимается. Посему всякое утверждение о наличии в Иране «азербайджанского меньшинства» или об «азербайджанской» этнической аффилиации кого бы то ни было из иранцев не имеет под собой никакого объективного обоснования и тем более не является фактором политических реалий.

Так что всем адептам идеи о двадцати- или, тем более, сорокамиллионном «азербайджанском меньшинстве» в стране с 85-миллионным населением советую просто взглянуть на карту Ирана и данные последней переписи по провинциям. Уверен, к другим источникам (действительно эзотерическим!) им уже не придется обращаться.

Источник

Как называют азербайджанцев в иране

Как называют азербайджанцев в иране. картинка Как называют азербайджанцев в иране. Как называют азербайджанцев в иране фото. Как называют азербайджанцев в иране видео. Как называют азербайджанцев в иране смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называют азербайджанцев в иране.

Слово в заголовке закавычено не случайно, ибо в Иране мне пришлось убедиться в том, о чем давно догадывался: большая часть тюркоязычного населения северных провинций Ирана не считает себя азербайджанцами в том значении, какое придается этому слову в незаконнорожденной южнокавказской республике. Говоря по справедливости, проблема национальной идентификации существует не у тюркоязычных иранцев, а как раз у жителей Азербайджанской республики. В этой республике представители различных тюркских племен нередко оперируют своей племенной, а не национальной принадлежностью. В силу этого факта там возникает парадоксальная ситуация, когда азербайджанцем частенько представляется недавно ассимилированный представитель коренного в республике народа, как например, удин, крыз, хиналугец и т.д. Назваться истинной национальностью для них чревато по крайней мере насмешками и оскорблениями, а «похвастать» принадлежностью к одному из многочисленных тюркских племен они не могут. Вот и получается, что живут в Азербайджанской республике «азербайджанцы», то есть ассимилированные тюрками удины, таты, талыши, хиналугцы и т.д. и собственно тюрки: таракемены, афшары, шахсевены, айрумы, карапапахи и пр. За пределами республики первые, как правило, возвращают себе исконную национальность, а тюрки превращаются в «азербайджанцев».

Тем не менее, государственная пропаганда Азербайджана «причисляет» к азербайджанцам все тюркоязычное население Ирана, в том числе этнических туркмен или, например, кашкайцев. Однако в Иране меня интересовало не мнение азербайджанских пропагандистов, а отношение тюркоязычных иранцев к Ирану и тюркам Азербайджанской республики. Надо сказать, что мне повезло: уже в аэропорту имени Имама Хомейни, в котором наш самолет приземлился поздним вечером, встретивший меня водитель, Абдулла Хусейн, оказался «азербайджанцем». Дорога до Тегерана неблизкая, так что поговорить время было.

К сожалению, у меня под рукой не было газеты на азербайджанском языке, и мне пришлось вместо рассказов перейти к расспросам. Он ничего не знал о майских митингах ни этого года, ни прошлого! Не знал и о «многочисленных арестах», никогда не чувствовал на себе притеснений и дискриминации на этнической почве. Единственное, что подтвердил мой собеседник, это ежегодные шествия к крепости Базз. Но: «Это 200-250 ахмахов (идиотов. – Л. М.-Ш.), поклоняющихся Бабаку хоррамдину (хуррамиты – приверженцы одной из исламских ересей. – Л. М.-Ш.), не имеющих ничего общего ни с азАрбайджанцами, ни с правоверными». На прямой вопрос, кем он себя считает, Абдулла Хусейн ответил: «Я – тюрк иранец. Мои предки жили в Табризе, поэтому в нашей семье говорили на «тюрки». Глагол в прошедшем времени он употребил совершенно правильно, так как по-тюркски я говорил лучше него самого.

Вторым тюркоязычным иранцем, с которым мне пришлось познакомиться, был молодой сотрудник Института политических и международных исследований, историк по образованию Фируддин, мой неразлучный спутник и переводчик. В первый же день он вдруг произнес: «Я хочу сказать, что я не одобряю политики Азербайджанской республики в отношении Карабаха и Армении».

Источник

Новое в блогах

Иранские азербайджанцы

В основном — мусульмане-шииты. В начале XVI века Ираном управляла династия Сефевидов — персидского происхождения, но к моменту прихода к власти тюркизировавшаяся и принявшая тюркский язык в качестве родного; по мнению В.Минорского, они также владели и персидским, как родным. Основатель династии — Шах Исмаил Хатаи, родившийся в городе Ардебиль, и для которого тюркский язык был родным, был одним из основателей литературы на азербайджанском языке. В первый период Сефевидов азербайджанские тюрки доминировали в управлении Персией и тюркский язык интенсивно воздействовал на персидский и наоборот. После падения династии Сефевидов в XVIII веке и хаоса последующих лет, азербайджанцы были дезинтегрированы между двумя десятками полунезависимых ханств.

Последующая в начале XIX века русско-персидская война, привела к разделу Азербайджана по реке Аракс в 1828 году, согласно Туркменчайскому договору, по которому северный Азербайджан перешел под контроль Российской Империи, а южный (Иранский Азербайджан) остался в составе Ирана, и влияние азербайджанцев в Иране значительно уменьшилось. После начала Первой Мировой Войны и революции в России, турецкие войска вошли на территорию южного Азербайджана и взяли под контроль его столицу Тебриз летом 1918-го года. Одновременно на территории северного Азербайджана была провозглашена независимая Азербайджанская Демократическая Республика.

Появление турецких войск в Тебризе в 1918-м году всколыхнули национальные чувства азербайджанцев и стимулировало стремление к объединению азербайджанцев Ирана и Закавказья. После прихода к власти в Иране династии Пехлеви в 1925 году правительство в Тегеране небрежно относилось к азербайджанцам и Пехлеви запретили использование азербайджанского языка в образовании, прессе и делопроизводстве.

Контакт между азербайджанскими частями Ирана и Советского Союза был ограничен до тех пор пока в 1945 году советские войска не вошли в северный Иран во время Второй Мировой Войны. Азербайджанский народ получил возможность объединения. В 1945 году по одобрению СССР в иранском Азербайджане была объявлена Азербайджанская Демократическая Республика. Однако она просуществовала всего один год, до момента, пока советские войска не были отозваны назад под нажимом альянса США, Франции и Великобритании. На следующий день несколько тысяч иранских азербайджанцев были убиты. В последующие годы сепаратисткие настроения в Азербайджане внимательно отслеживались и использование азербайджанского языка еще больше воспрепятствовалось.

Современность

Период после провозглашения независимости Азербайджанской Республики на севере обозначен появлением открытой и скоординированной политической деятельности и созданием организаций, которые объединили иранских Азербайджанцев.

Право на использование азербайджанского языка в Иране было главной темой политической активности начавшейся в тот период. Весной 1998 года группа из шестидесяти лидеров интеллигенции Иранского Азербайджана послала открытое письмо президенту Хатами с требованием свобод в области культуры и языка. Они указали, что их язык является тем же, на котором говорят в Азербайджанской Республике и там, в отличии от Ирана, разрешается печатать на азербайджанском языке. Молодежные студенческие организации также требовали создания двуязычной образовательной системы.

В 1995 году профессором-азербайджанцем Махмудали Чохраганлы, который выиграл выборы в парламент Ирана, но не был туда допущен, была создана организация «Движение за Национальное Пробуждение Южного Азербайджана» (GAMOH/GAMIC). Эта организация требует предоставления независимости азербайджанцам и действует в подполье. Азербайджанская Республика, в свою очередь, колеблется между сочувствием к сородичам — иранским азербайджанцам и нежеланием обострять отношения с Ираном.

Первый год, после распада Советского Союза, были открыты границы и сотни семей по обе стороны начали активно навещать друг друга. Были достигнуты значительные улучшения в коммуникационных и транспортных соединениях между Азербайджанской Республикой и азербайджанскими провинциями Ирана. Появились прямые авиационные и автобусные рейсы. Были установлены связи и подписаны соглашения между администрацией азербайджанских провинций Ирана и правительством Азербайджанской Республики, в области торговли, образования, научных исследований и экономического сотрудничества.

Первоначально Иранские власти приветствовали контакты по обеим сторонам границы, надеясь на распространение своего влияния на новорожденную Азербайджанскую Республику. Однако вскоре они осознали, что влияние происходит в обратном направлении. И к концу 1992 года начали ставить препятствия на пути контактов и с целью их сокращения. Так например, в отличии от своей политики в отношении беженцев из Афганистана и Ирака, Иранские власти отказались принять азербайджанских беженцев спасающихся из районов боевых действий с Арменией, опасаясь интенсивного общения между беженцами и «своими» азербайджанцами. Также правительство Ирана изменило свою позицию в Карабахском конфликте в пользу поддержки Армении, так как считало, что победа Азербайджана вдохновит иранских азербайджанцев.

В 2003 по северо-западу Ирана прокатилась волна массовых демонстраций азербайджанцев. С тех пор позиция иранских властей в отношении националистических организаций стала заметно жестче. В июле того же года была показательно казнена 19-летняя студентка-азербайджанка, принимавшая участие в протестах. В 2006 разгорелся новый скандал вокруг высмеивающей азербайджанский язык карикатуры, напечатанной в государственной газете, вылившийся в тысячные акции протеста в азербайджанонаселённых городах Ирана. Иранские службы безопасности жестко подавили демонстрации, убив, как минимум четырех человек, ранив сорок три человека и арестовав сотни азербайджанцев[16].

Персы и другие ираноязычные народы Ирана называют азербайджанцев «турки» (перс. ترک),что вызывает манифестации со стороны иранских азербайджанцев, идентифицирующих себя как «Азербайджанцы» или «Азери.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *