Как называют азербайджанцев в иране
Иранские азербайджанцы
Иранские азербайджанцы являются потомками тюрок-огузов, смешавшихся с местным, в основном ираноязычным населением в XI—XVII веках.
До Исламской революции 1979 иранские азербайджанцы сталкивались с ограничениями в правах. В частности, Пехлеви запретили использование азербайджанского языка в образовании, прессе и делопроизводстве. Однако, идеология Хомейни основывалась на единении мусульманских народов, и с тех пор азербайджанцы практически не испытывали притеснений по национальному признаку. Многие из них вошли в руководство Ирана. Так, Аятолла Али Хаменеи, в 1981 стал президентом, а в 1989 — Высшим руководителем. Среди прочих известных этнических азербайджанцев в руководстве страны — действующий вице-президент Парвиз Давуди и экс-президент Мохаммад Хатами.
Персы и другие ираноязычные народы Ирана называют азербайджанцев «торк» (перс. ترک ).
Сепаратизм
Однако, не все азербайджанцы ассимилировались с иранской культурой. В отдельных районах Ирана имеют место сепаратистские тенденции, негласно поддерживаемые Азербайджаном и Турцией. По мнению многих, в Иране все еще имеет место притеснение тюркской культуры. В 2003 по северо-западу Ирана прокатилась волна массовых демонстраций азербайджанцев. С тех пор позиция иранских властей в отношении националистических организаций стала заметно жестче. В июле того же года была показательно казнена 19-летняя студентка-азербайджанка, принимавшая участие в протестах. В 2006 разгорелся новый скандал вокруг высмеивающей азербайджанский язык карикатуры, напечатанной в государственной газете, вылившийся в тысячные акции протеста в азербайджанонаселённых городах Ирана.
В Южном Азербайджане действует целый ряд нелегальных группировок, крупнейшая среди которых — Движение национального пробуждения Южного Азербайджана (ДНПЮА), основанная азербайджанским пан-тюркистом Махмудали Чехраганлы.
Как азербайджанцы называют сами себя и как их звали прежде?
Откуда взялось название этого великого тюркского кавказского народа?
Древний азербайджанский народ за свою многовековую историю имел множество различных наименований.
Связано это было с тем, что азербайджанцы, как и все мусульмане до самого XX-века, не имели ярко выраженного национализма, предпочитали религиозное единство национальному.
То есть, проще говоря: закавказские тюрки-шииты, создатели великих империй Сефевидов и Каджаров, долгое время не испытывали особой нужды для единого самоназвания.
Но давайте узнаем, как азербайджанцев прежде именовали их соседи. А как они сами себя называли.
Как азербайджанцев называли османы?
А как народы Кавказа?
А как азербайджанцев звали русские?
В эпоху Российской империи азербайджанцев именуют по разному. И кызылбашами, и адербайджанскими/закавказскими татарами, и просто адербейджанцами (С). А иногда даже и персами.
И как же сами звали себя азербайджанцы?
Единого самоназвания у азербайджанского народа, как мы уже выше говорили, долгое время не имелось.
Откуда же появилось название азербайджанцы?
Таковой термин для обозначения всего народа был предложен в азербайджанской газете Кешкюль еще в конце XIX-го века. И уже к началу XX века так начали массово называть тюрок-шиитов, живущих в Российской империи и соседнем Иране.
Интересно, что в 1920-е годы азербайджанцев в СССР предлагалось назвать просто тюрками или же азербайджанскими тюрками. Но в 1936-1939 годах закрепилось именно название азербайджанцы.
Кто такие азербайджанцы Ирана и сколько их?
Думаю, нет нужды обосновывать важность прояснения вопросов, стоящих в заглавии данной заметки. Манипуляции с «иранскими азербайджанцами» и их «многомиллионной» численностью в Иране стали настоящим камнем преткновения на пути серьезной аналитики по релевантным проблемам, касающимся Ирана и Южного Кавказа.
Я много и пространно писал об этом, поэтому опускаю детали и обоснования, отсылая интересующихся к моей работе по данной тематике (см., например, «Этническая композиция Ирана», а также отклики на нее Евгения Бахревского и Андрея Арешева).
То, что изрядно набившая оскомину мантра о наличии «азербайджанского меньшинства» в Иране, насчитывающем якобы от 20 до 40 млн., широко тиражируется и продвигается из Баку – понятно и в комментариях не нуждается.
Непонятно, каким образом это утверждение, сомнительность которого очевидна даже при поверхностном взгляде на этнодемографическую картину Ирана, подается российскими медиа в качестве общепринятого клише, а порою и вкладывается в уста политических деятелей их советниками.
И, действительно, если до сих пор не завершен сам процесс этнической консолидации титульной нации Азербайджанской Республики, как можно утверждать, что она является частью народа, находящегося в составе другого государства, причем народа автохтонного и тысячелетиями пребывающего в совершенно другом общественно-политическом, культурном и даже цивилизационном пространстве?
Я опускаю тот факт, что сегодняшняя титульная нация Республики Азербайджан фактически сформирована на северотатском иранском субстрате (общеизвестно, что во время присоединения к России в конце 30-х годов XIX века Дербент, весь Апшеронский полуостров и даже весь Ширван были по большей части татоязычными).
Население же северо-западных провинций Ирана, то есть азербайджанцы исконные, иранские, всегда были оплотом иранской государственности. Достаточно сказать, что паниранизм как культурное течение, противостоящее тюркизму, возник именно здесь. Почти все представители этого течения – Ахмад Касрави Табризи, Абдолали Каранг, Яхья Зока, Парвиз Варджаванд, Хасан Тагизадэ, Зарьяб-Хойи и проч. – выходцы именно из этого края: Табриза, Урмии, Мараги, Хоя, Ардебиля и т.д.
Недавно Армению посетила делегация из Канады, возглавляемая министром науки и просвещения одного из кантонов этой страны – иранцем, уроженцем Урмии. Как водится у иранцев (пусть и граждан иной страны), урмиец восхищался сходствами иранской и армянской культур, посетил достопримечательности и, естественно, возложил венок к памятнику жертвам Геноцида 1915 года. В Баку, конечно же, этот акт канадского официального лица, в силу его урмийских корней, закономерно оценили как «предательство национальных интересов». Забавно, но те же эмоции всколыхнули азербайджанское общество, когда в прошлом году в Ереване дала концерт легенда иранской поп-музыки, уроженка Ардебиля «азербайджанка» Гугуш, отказавшись при этом посетить Баку.
Пора бы уже понять, что в том смысле, в котором термин «азербайджанец» понимают в Баку и на постсоветском пространстве, в Иране он просто не воспринимается. Посему всякое утверждение о наличии в Иране «азербайджанского меньшинства» или об «азербайджанской» этнической аффилиации кого бы то ни было из иранцев не имеет под собой никакого объективного обоснования и тем более не является фактором политических реалий.
Так что всем адептам идеи о двадцати- или, тем более, сорокамиллионном «азербайджанском меньшинстве» в стране с 85-миллионным населением советую просто взглянуть на карту Ирана и данные последней переписи по провинциям. Уверен, к другим источникам (действительно эзотерическим!) им уже не придется обращаться.
Как называют азербайджанцев в иране
Слово в заголовке закавычено не случайно, ибо в Иране мне пришлось убедиться в том, о чем давно догадывался: большая часть тюркоязычного населения северных провинций Ирана не считает себя азербайджанцами в том значении, какое придается этому слову в незаконнорожденной южнокавказской республике. Говоря по справедливости, проблема национальной идентификации существует не у тюркоязычных иранцев, а как раз у жителей Азербайджанской республики. В этой республике представители различных тюркских племен нередко оперируют своей племенной, а не национальной принадлежностью. В силу этого факта там возникает парадоксальная ситуация, когда азербайджанцем частенько представляется недавно ассимилированный представитель коренного в республике народа, как например, удин, крыз, хиналугец и т.д. Назваться истинной национальностью для них чревато по крайней мере насмешками и оскорблениями, а «похвастать» принадлежностью к одному из многочисленных тюркских племен они не могут. Вот и получается, что живут в Азербайджанской республике «азербайджанцы», то есть ассимилированные тюрками удины, таты, талыши, хиналугцы и т.д. и собственно тюрки: таракемены, афшары, шахсевены, айрумы, карапапахи и пр. За пределами республики первые, как правило, возвращают себе исконную национальность, а тюрки превращаются в «азербайджанцев».
Тем не менее, государственная пропаганда Азербайджана «причисляет» к азербайджанцам все тюркоязычное население Ирана, в том числе этнических туркмен или, например, кашкайцев. Однако в Иране меня интересовало не мнение азербайджанских пропагандистов, а отношение тюркоязычных иранцев к Ирану и тюркам Азербайджанской республики. Надо сказать, что мне повезло: уже в аэропорту имени Имама Хомейни, в котором наш самолет приземлился поздним вечером, встретивший меня водитель, Абдулла Хусейн, оказался «азербайджанцем». Дорога до Тегерана неблизкая, так что поговорить время было.
К сожалению, у меня под рукой не было газеты на азербайджанском языке, и мне пришлось вместо рассказов перейти к расспросам. Он ничего не знал о майских митингах ни этого года, ни прошлого! Не знал и о «многочисленных арестах», никогда не чувствовал на себе притеснений и дискриминации на этнической почве. Единственное, что подтвердил мой собеседник, это ежегодные шествия к крепости Базз. Но: «Это 200-250 ахмахов (идиотов. – Л. М.-Ш.), поклоняющихся Бабаку хоррамдину (хуррамиты – приверженцы одной из исламских ересей. – Л. М.-Ш.), не имеющих ничего общего ни с азАрбайджанцами, ни с правоверными». На прямой вопрос, кем он себя считает, Абдулла Хусейн ответил: «Я – тюрк иранец. Мои предки жили в Табризе, поэтому в нашей семье говорили на «тюрки». Глагол в прошедшем времени он употребил совершенно правильно, так как по-тюркски я говорил лучше него самого.
Вторым тюркоязычным иранцем, с которым мне пришлось познакомиться, был молодой сотрудник Института политических и международных исследований, историк по образованию Фируддин, мой неразлучный спутник и переводчик. В первый же день он вдруг произнес: «Я хочу сказать, что я не одобряю политики Азербайджанской республики в отношении Карабаха и Армении».
Новое в блогах
Иранские азербайджанцы
В основном — мусульмане-шииты. В начале XVI века Ираном управляла династия Сефевидов — персидского происхождения, но к моменту прихода к власти тюркизировавшаяся и принявшая тюркский язык в качестве родного; по мнению В.Минорского, они также владели и персидским, как родным. Основатель династии — Шах Исмаил Хатаи, родившийся в городе Ардебиль, и для которого тюркский язык был родным, был одним из основателей литературы на азербайджанском языке. В первый период Сефевидов азербайджанские тюрки доминировали в управлении Персией и тюркский язык интенсивно воздействовал на персидский и наоборот. После падения династии Сефевидов в XVIII веке и хаоса последующих лет, азербайджанцы были дезинтегрированы между двумя десятками полунезависимых ханств.
Последующая в начале XIX века русско-персидская война, привела к разделу Азербайджана по реке Аракс в 1828 году, согласно Туркменчайскому договору, по которому северный Азербайджан перешел под контроль Российской Империи, а южный (Иранский Азербайджан) остался в составе Ирана, и влияние азербайджанцев в Иране значительно уменьшилось. После начала Первой Мировой Войны и революции в России, турецкие войска вошли на территорию южного Азербайджана и взяли под контроль его столицу Тебриз летом 1918-го года. Одновременно на территории северного Азербайджана была провозглашена независимая Азербайджанская Демократическая Республика.
Появление турецких войск в Тебризе в 1918-м году всколыхнули национальные чувства азербайджанцев и стимулировало стремление к объединению азербайджанцев Ирана и Закавказья. После прихода к власти в Иране династии Пехлеви в 1925 году правительство в Тегеране небрежно относилось к азербайджанцам и Пехлеви запретили использование азербайджанского языка в образовании, прессе и делопроизводстве.
Контакт между азербайджанскими частями Ирана и Советского Союза был ограничен до тех пор пока в 1945 году советские войска не вошли в северный Иран во время Второй Мировой Войны. Азербайджанский народ получил возможность объединения. В 1945 году по одобрению СССР в иранском Азербайджане была объявлена Азербайджанская Демократическая Республика. Однако она просуществовала всего один год, до момента, пока советские войска не были отозваны назад под нажимом альянса США, Франции и Великобритании. На следующий день несколько тысяч иранских азербайджанцев были убиты. В последующие годы сепаратисткие настроения в Азербайджане внимательно отслеживались и использование азербайджанского языка еще больше воспрепятствовалось.
Современность
Период после провозглашения независимости Азербайджанской Республики на севере обозначен появлением открытой и скоординированной политической деятельности и созданием организаций, которые объединили иранских Азербайджанцев.
Право на использование азербайджанского языка в Иране было главной темой политической активности начавшейся в тот период. Весной 1998 года группа из шестидесяти лидеров интеллигенции Иранского Азербайджана послала открытое письмо президенту Хатами с требованием свобод в области культуры и языка. Они указали, что их язык является тем же, на котором говорят в Азербайджанской Республике и там, в отличии от Ирана, разрешается печатать на азербайджанском языке. Молодежные студенческие организации также требовали создания двуязычной образовательной системы.
В 1995 году профессором-азербайджанцем Махмудали Чохраганлы, который выиграл выборы в парламент Ирана, но не был туда допущен, была создана организация «Движение за Национальное Пробуждение Южного Азербайджана» (GAMOH/GAMIC). Эта организация требует предоставления независимости азербайджанцам и действует в подполье. Азербайджанская Республика, в свою очередь, колеблется между сочувствием к сородичам — иранским азербайджанцам и нежеланием обострять отношения с Ираном.
Первый год, после распада Советского Союза, были открыты границы и сотни семей по обе стороны начали активно навещать друг друга. Были достигнуты значительные улучшения в коммуникационных и транспортных соединениях между Азербайджанской Республикой и азербайджанскими провинциями Ирана. Появились прямые авиационные и автобусные рейсы. Были установлены связи и подписаны соглашения между администрацией азербайджанских провинций Ирана и правительством Азербайджанской Республики, в области торговли, образования, научных исследований и экономического сотрудничества.
Первоначально Иранские власти приветствовали контакты по обеим сторонам границы, надеясь на распространение своего влияния на новорожденную Азербайджанскую Республику. Однако вскоре они осознали, что влияние происходит в обратном направлении. И к концу 1992 года начали ставить препятствия на пути контактов и с целью их сокращения. Так например, в отличии от своей политики в отношении беженцев из Афганистана и Ирака, Иранские власти отказались принять азербайджанских беженцев спасающихся из районов боевых действий с Арменией, опасаясь интенсивного общения между беженцами и «своими» азербайджанцами. Также правительство Ирана изменило свою позицию в Карабахском конфликте в пользу поддержки Армении, так как считало, что победа Азербайджана вдохновит иранских азербайджанцев.
В 2003 по северо-западу Ирана прокатилась волна массовых демонстраций азербайджанцев. С тех пор позиция иранских властей в отношении националистических организаций стала заметно жестче. В июле того же года была показательно казнена 19-летняя студентка-азербайджанка, принимавшая участие в протестах. В 2006 разгорелся новый скандал вокруг высмеивающей азербайджанский язык карикатуры, напечатанной в государственной газете, вылившийся в тысячные акции протеста в азербайджанонаселённых городах Ирана. Иранские службы безопасности жестко подавили демонстрации, убив, как минимум четырех человек, ранив сорок три человека и арестовав сотни азербайджанцев[16].
Персы и другие ираноязычные народы Ирана называют азербайджанцев «турки» (перс. ترک),что вызывает манифестации со стороны иранских азербайджанцев, идентифицирующих себя как «Азербайджанцы» или «Азери.