Как называют аиста в белоруссии
Почему аист – символ Беларуси?
Белый аист – красивая белая перелётная птица с чёрными крыльями, которая вьёт свои большие гнёзда вблизи человеческого жилья. Хотя по численности популяции этого вида птицы Беларусь далеко не на первом месте, аист в представлении многих людей постсоветского пространства связан именно с этой страной, благодаря «Песнярам» и их знаменитому шлягеру 70-х на стихи Николая Добронравова «Белый аист летит, над белёсым Полесьем летит…».
Интересно, что слово «аист» присутствует только в русском языке как заимствование из тюркского. В белорусском языке существует два наименования этой птицы – бусел (ласково – буслик) и лялько. Буслу принадлежит одно из первых мест в перечне любимых белорусским народом крылатых созданий. Вместе с ласточкой, голубем, журавлем и соловьем, это особенная «божья», «святая» птица. Образ бусла воспринимается как символ Беларуси и её земли.
Бусел выступает в народных представлениях как абсолютно разумное существо, наделённое высокими моральными качествами. Истоки такого отношения белорусов к аисту восходят к легенде о его происхождении, которая сохранилась в сельской традиционной культуре до сегодняшнего дня. Согласно мифологическому сюжету, бусел раньше был человеком. Бог поручил ему кинуть в море (пропасть, яму) завязанный мешок (горшочек, суму) с разнообразными вредными тварями – насекомыми, грызунами, змеями.
Человеку было запрещено развязывать и заглядывать внутрь мешка. Человек не выдержал искушения разузнать секрет и развязал свёрток. Всё содержимое моментально распространились повсюду, а человек за любопытство и непослушание превратился в бусла, который теперь ходит по свету и собирает себе на пропитание живность, которая расползлась и разлетелась из мешка.
То, что птица возвращается к своему старому гнезду, каждый год, перестраивая и увеличивая его в размере, породили традицию считать аиста духом-покровителем дома, приносящим обитателям лад и процветание. Если птицы покидали гнездо, это считалось приметой скорых неблагоприятных событий. Птица живёт в паре и разделяет хлопоты по заботе о птенцах. Отсюда, аист – симол верности, преданности и родительской любви. Аист, поглощающий болотную «нечисть», также стал символом победы добра над злом.
Если с птицей происходит несчастный случай, ей обязательно окажут помощь местные жители. В Беларуси даже существуют специальные центры, где помогают птица, пострадавшим, например, от высоковольтных проводов. Бусел в Беларуси стал символом национальной чистоты и возрождения. Образ величественной птицы в большом разнообразии с любовью воспроизведён в поделках народных умельцев и другой сувенирной продукции.
БГМУ – ведущий белорусский медицинский университет
БГМУ – уникальный сплав науки и практики
БГМУ – территория уникальных возможностей
БГМУ – научный лидер
Новости
Аист – символ Беларуси, символ миролюбия и мудрости
1 апреля. В этот день весь мир отмечает один из давних экологических праздников. Мы встречаем весну, радуемся прилету птиц и напоминаем, как защитить и помочь нашим пернатым друзьям.
День птиц является самым «старым» праздником экологического календаря – его отмечают с 1906 года. Советский Союз к Международной конвенции об охране птиц присоединился в 1927 году. Ежегодно в рамках программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» проходит Международный день птиц.
Мы не просто так заговорили о данном празднике, так как среди символов нашей республики есть представитель фауны птиц – аист.
Аист. В белорусском языке существует два наименования этой птицы – «бусел (буслiк)» и «лялько». Вы когда-нибудь слышали, как поют аисты? Они не поют, а щелкают клювом. Звуки раздаются из гнезд каждое утро и вечер. Местным жителям можно не волноваться – аисты разбудят их с восходом солнца.
Благодаря ансамблю «Песняры» и песне на стихи Николая Добронравова «Белый аист летит, над белесым Полесьем летит…» в представлении многих славян аист связан именно с нашей синеокой республикой.
Не остался в стороне и писатель Владимир Короткевич, дав Беларуси поэтическое название «Земля под белыми крыльями». Так называется его книга о нашей стране. В предисловии к ней написано: «…аисты, они летят над моей Родиной, их тысячи и тысячи – кто может сказать, сколько?»
А теперь несколько легенд о красивых и величественных птицах:
«Когда-то давным-давно Бог решил освободить землю от нечисти, собрал в мешок всех гадов, лягушек и змей и попросил человека выбросить в преисподнюю. Однако человек был очень любопытный, открыл мешок, и все содержимое моментально распространились повсюду. А человек за любопытство и непослушание превратился в аиста, который теперь ходит по свету и собирает себе на пропитание живность, которая расползлась и разлетелась из мешка. У него человеческие пальцы и душа, он понимает язык, на котором общаются люди, молится Богу и плачет слезами».
«…Гадов из мешка выпустил не сам человек, а его жена, за что Бог превратил в птиц всю семью».
«Отец проклял и выгнал из дома сына, который обратился в аиста и много лет жил рядом с отчим домом, участвуя в жизни семьи, сопровождая домочадцев в их повседневных делах. Он затащил в гнездо рушник, который вышивала мать, и только по истечении времени признался, что есть ее сын. Был прощен и вновь стал человеком».
Несмотря на различные сюжеты, все легенды схожи в одном: аист – это обращенный в птицу человек. В народных представлениях данные птицы – разумное существо, наделенное высокими моральными качествами. Верят, что аисты имеют душу и «чувствуют сердце» человека, понимают его язык и сами раньше умели говорить, как люди. Клекот этих птиц принимают за молитву.
А еще аист – дух-покровитель дома, приносящий обитателям лад и процветание. Возвращаясь к своему старому гнезду, аист каждый год перестраивает и увеличивает его в размере. Если птица покидает гнездо, это считается приметой скорых неблагоприятных событий.
В белорусских народных преданиях аист (бусел) – священная птица, связующее звено между небом и землей, распорядитель и хранитель урожая, небесного огня и других небесных стихий.
Бусел в Беларуси стал символом национальной чистоты и возрождения. Белорусы верят, что дворы, где аисты строят свои гнезда, благополучные, люди в них живут счастливо и богато.
Берегите этих величественных птиц, берегите природу синеокой Беларуси. Природа есть Вселенная, которая появилась независимо от желания и деятельности человека. Природа – самое ценное, что имеется у человечества. Берегите себя. Вы – часть природы.
Оксана Боговец, заместитель декана по воспитательной работе педиатрического факультета БГМУ, фото из открытых источников
АИСТ БЕЛЫЙ (Ciconia ciconia)
Бусел белы
Вся территория Беларуси
Обычный гнездящийся перелетный и транзитно мигрирующий вид. Территория Беларуси условно разделена на 3 региона с различной плотностью гнездования белого аиста: южные и юго-западные районы с высокой плотностью, центральные – со средней плотностью, северные и северо-восточные районы, где аисты обычны, а кое-где и редки.
Облик аиста хорошо известен: длинный, прямой и острый клюв, длинная шея и длинные ноги, широкие крылья. Окраска оперения в основном белая, только маховые перья и задняя часть спины черные. Клюв и ноги у взрослых аистов красные, однако у молодых клюв темно-серый, почти черный. Вес самцов 2,9-3,6 кг, самок 2,9-3,1 кг. Длина тела (оба пола) 97-110 см, размах крыльев 200-220 см.
В последние 40 лет белый аист прилетал во второй декаде марта – первой декаде апреля. Сроки прилета белого аиста по мере движения на 1° широты с юго-запада на северо-восток области сдвигаются на 2–3 дня. Осенняя миграция, наоборот, происходит на столько же дней раньше.
Гнездо представляет собой громоздкое сооружение из сучьев и веток в перемешку с пучками сена и соломы. С годами оно становится еще массивнее, так как занимается в течение многих лет и постоянно надстраивается. Плоский лоток, как правило, выстилается довольно толстым слоем мягкого материала, в частности соломой, сеном, клочьями войлока, шерсти, старыми тряпками, обрывками бумаги и веревок, перьями и др. Высота гнезда 40-115 см, диаметр 70-230 см; глубина лотка 8-12 см, диаметр 35-40 см. Сооружение нового гнезда продолжается около 8 дней.
В полной кладке от 2 до 6 (чаще 4) яиц (как исключение, в Европе отмечена кладка из 7 яиц). Вес яйца 100 г, длина 73 мм (67-79 мм), ширина 52 мм (47-53 мм). Скорлупа белая, на просвет желтоватая. При насиживании может приобрести сероватый оттенок; зернистость выражена сравнительно слабо.
Не все пары аистов гнездятся. Впервые птицы приступают к гнездованию в трехлетнем возрасте, некоторые в возрасте шести лет, небольшое количество – в возрасте двух лет.
Спектр кормов белого аиста очень широк: лягушки, наземные и водные беспозвоночные, ящерицы и змеи, рыба, мелкие грызуны и др. Известны случаи поедания аистами мелких птиц и даже маленьких зайчат. Количественные соотношения разных объектов питания сильно варьируются в зависимости от местности и сезона года.
Во время национального учета птиц в 1995–1996 гг. (в рамках V Международного учета белых аистов) было зарегистрировано 11807 гнездящихся пар, из которых 97% успешно вывели птенцов.
Максимальный зарегистрированный в Европе возраст 39 лет.
4. Леснова В. «Наука под белыми крыльями» / «Навука» / Навуковая, вытворча-практычная газета Беларусі. 17.04.2017 / №6
5. Fransson, T., Jansson, L., Kolehmainen, T., Kroon, C. & Wenninger, T. (2017) EURING list of longevity records for European birds.
stanislav_05
Часопiс неабыякавага беларуса
Аисты зимуют в теплых краях, говорят, долетают даже до ЮАР, но в марте возвращаются домой. После трудного путешествия в несколько тысяч километров самцы без всяких проблем находят прошлогоднее гнездо. Несколько дней спустя к ним присоединяются самки, спутницы на протяжении всей жизни. Сразу же начинается ремонт гнезда, и только потом спаривание и кладка яиц, которые самцы и самки высиживают поочередно.
Аист – символ Беларуси. В крупных деревнях может разместиться не один десяток гнезд. Местные жители часто сооружают платформы на крышах или столбах, чтобы птицам было удобнее гнездиться.
Аисты не поют. Их «песнь» – щелканье клювом. Даже птенцы пытаются, подражая родителям, переговариваться таким образом, несмотря на то, что их клювы еще мягкие для настоящего щелканья. Звуки раздаются из гнезд каждое утро и вечер. Местным жителям можно обойтись без будильника, аисты разбудят с восходом солнца.
Птицы привыкли искать пропитание на сельскохозяйственных угодьях и охотно селятся бок о бок с человеком. Даже официальные исследования орнитологов называют гнездовыми биотопами белого аиста усадьбы человека и их ближайшие окрестности у речных пойм и открытых болот.
Впрочем, это не означает, что аист совсем отвык от самостоятельной жизни. Достопримечательностью Беловежской пущи является колония белых аистов у деревни Бабинец. Секрет привлекательности колонии не только в количестве «жителей», но и в том, что гнезда расположены не на искусственных платформах, как это обычно случается у жилища человека, а на боковых ветках деревьев, что придает особый колорит. Есть даже уникальное дерево, на котором расположено восемь гнезд белого аиста.
Изначально аисты гнездились на деревьях, устраивая там из веток огромное гнездо, но поблизости с человеческим жильём. Впоследствии они стали использовать для этого крыши домов и других построек, в том числе установленных людьми специально для этой цели. В последнее время аисты устраивают свои гнёзда на опорах высоковольтных линий, на фабричных трубах. Одно гнездо служит аистам несколько лет. Чем старше гнездо, тем больше оно в диаметре, некоторые аистиные гнёзда весят несколько центнеров. В таком огромном гнезде обычно гнездятся не только аисты, но и различные мелкие птицы — воробьи, трясогузки, скворцы. Нередко после гибели родителей гнездом завладевают их дети.
Самцы прилетают на место гнездовья на несколько дней раньше самок, иногда пролетая до 200 километров в сутки. В Белоруссии прилёт аистов происходит в марте — начале апреля. Первую появившуюся у гнезда самку самец считает своей. Однако если вскоре к гнезду прилетит ещё одна, между ними начнётся борьба за право быть матерью, в которой самец не участвует. Победившая самка остаётся, самец приглашает её в гнездо, запрокинув голову назад, к спине, и издаёт клювом частые клацающие звуки. Для большего резонанса самец убирает язык в гортань. Точно такие же звуки самец издаёт, если к гнезду приближается другой самец белого аиста, только поза другая: тело и шея втянуты горизонтально, а крылья то поднимаются вверх, то опускаются. Часто такое происходит, когда к гнезду старого аиста прилетают молодые самцы, которым лень строить своё собственное. Если противник не слушает угроз, хозяин гнезда кидается на врага и бьёт его клювом.
Приняв приглашение самца, самка залетает в гнездо и уже обе птицы запрокидывают голову назад и клацают клювами бок о бок. Отложенные яйца (как правило от 1 до 7, чаще 2-5) белого цвета пара насиживает вместе. Как правило, самец делает это днём, самка — ночью. Смена наседки также каждый раз сопровождается особыми ритуальными позами и клацаньем клювами. Насиживание длится около 33 дней. Только что вылупившиеся птенцы аиста зрячие, но беспомощные.
Первое время вылупившихся птенцов кормят в основном дождевыми червями, выбрасывая их из глотки. Птенцы ловят их на лету или собирают упавших в гнезде. Став постарше, они уже умеют выхватывать пищу прямо из клюва родителей. Взрослые птицы зорко следят за своими птенцами, выбрасывая из гнезда всех слабых и больных. Впервые молодые аисты взлетают спустя 54—55 дней после вылупления, пока под присмотром родителей. Ещё 14—18 дней их кормят родители. Ночуют молодые в гнезде, днём же совершенствуют мастерство полёта.
В возрасте 70 дней птенцы становятся полностью самостоятельными и в конце августа молодые птицы улетают на зимовку, без взрослых птиц, ведомые инстинктом. Взрослые аисты улетают позднее — в сентябре. Половая зрелость наступает в 3 года, однако некоторые аисты начинают гнездиться гораздо позже — в возрасте 6 лет.