Как называют агентов под прикрытием
Жизнь «под крышей». Как полиция проводит операции под прикрытием
Эта тема всегда очень востребована читателем и зрителем, потому что она за время бурного развития авантюрного голливудского кинематографа обросла массой фантастических сюжетов, в которых изощряются сценаристы и режиссеры, часто не имеющие представления, о чем пишут или снимают. Накануне Tjournal поведал о занимательных историях работы «под прикрытием» лихих американских детективов. Не допускаю сомнения в том, что издание не ошибается в деталях, но, так или иначе, одно лишь повествование вряд ли сделает эту тему понятней и реалистичней, так как суть такой работы непосвященным совершенно не известна.
Подобная деятельность принята не только в США, в Англии, в странах Запада, но присутствовала и в СССР, а особенно получила развитие в новой России.
«Под прикрытием» — значит «под крышей». В 90-е годы понятие «крыша» перекочевало из оперативно-разведывательной терминологии, обозначающей снабжение надежными документами и нерушимыми легендами подготовленных агентов спецслужб, в криминальный жаргон. «Крыша» означало уже не тонкую работу секретной службы, не важнейшую архитектурную деталь обычного дома, а наглую «защиту» жестокой преступной шайкой рэкетиров от других рэкетиров и даже от органов власти и правопорядка. «Крыша» просто собирает мзду, развращает взятками чиновников и полицейских. Или же заливает кровью упрямцев, отказывающихся ей платить или ее поддерживать. Эта тема так или иначе связана с тем, о чем действительно следует говорить, когда употребляется термин «крыша» или «работа под прикрытием». Однако не под уголовным прикрытием, а под той особой «крышей», которая тоже не является законной в полном смысле этого слова, но от того не менее востребованной и даже необходимой, как всякая разведка. То есть — под гражданским прикрытием деятельности агентов специальных служб полиции и безопасности.
Источник фото: скриншот с кинофильма Операция «Трест»
В СССР один из первых опытов работы «под прикрытием» был связан с делом монархического подполья и осуществлен одним из талантливейших разведчиков ОГПУ Артуром Христиановичем Артузовым. Об этом Львом Никулиным была написана книга «Мертвая зыбь» и режиссером Сергеем Колосовым снят фильм, который известен под названием «Операция «Трест». Тогда в подпольные монархические группы были не только внедрены агенты ГПУ, но даже искусственно воссоздана крупная контрреволюционная организация, которая привлекла к себе внимание белоэмигрантов, и в советских тюрьмах оказались английские агенты и лидеры подполья. Их выманили в страну.
Думаю, нет таких, кто не помнит роман братьев Вайнеров «Эра милосердия» и фильм Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Там показана работа уголовного розыска в послевоенной Москве, который прибег почти к той же методике. Но скороспелость принятия решений, отсутствие времени на подготовку агентов и легенд для них приводили к жертвам и даже, в начальной стадии разработки кровавой банды, к провалу. Несмотря на то, что часть сюжетной линии надумана авторами, все же в своей основе она взята из реальной жизни. В высших спецшколах милиции некоторые эпизоды из фильма рассматривались почти как учебное пособие, потому что они были предельно реалистичны и, к тому же, при съемках консультировали профессионалы.
Это далеко не единственный случай из практики советской системы оперативной работы, экранизированной кинематографом или описанной в остросюжетных романах.
Совсем иначе рассматривается подобная методика во внутренней среде, то есть при работе подготовленного агента, внедренного в преступную или террористическую группу в пределах России. Вывести его из-под уголовной ответственности, если он в силу легенды вынужден совершать преступления вместе с теми, кого разрабатывает, практически невозможно. Для этого требуется скрупулезная подготовка документов, «биографии», детальное легендирование личности, тонкая психологическая обработка самого агента. Даже если он сумеет вовремя выйти из «дела» и не попасть в следственный изолятор, его все равно обязаны продолжать разыскивать, как преступника (суды не допущены до разведывательной методики в силу классических правовых принципов), и нет гарантии того, что он никогда не будет схвачен.
Источник фото: Pxhere
Как быть с «внедренцем», если он вынужден совершать преступления на равных с преступником из той же банды? В американском кинематографе, особенно в серьезных лентах, снятых по реальным событиям, эта часть работы «под прикрытием» является наиболее трагедийной, так как переворачивает не только жизнь одного человека, но и само определение — «цель оправдывает средства». Вынести такое способен не каждый. К тому же разрушается его личная жизнь — для родных он либо погиб, либо скрылся от них без объяснения причин. А это могут быть родители, супруга, дети, нуждающиеся в поддержке родственники, друзья.
О таких случаях не рассказывают, потому что далеко не все в состоянии признать деятельность подобного разведчика оправданной, а значит, героизировать его. Но если поразмышлять, ему намного труднее, чем тому, кто работает «под прикрытием» или под легендированой личиной за рубежом. Работа «под прикрытием» — это далеко не всегда полностью нелегальная деятельность. Иной раз это дипломатическое или иное профессиональное ведомство, предоставляющее оперативнику свою «крышу». Но контрразведка рано или поздно выявит подлог и вовсе не факт, что захочет избавиться от такого «гостя». Вместо него ведь обязательно придет другой. Это часто держат до поры до времени в «запасниках». А работа в уголовной или террористической среде агента сопряжена уже с таким высоким риском в момент исполнения задания и даже впоследствии, что не идет ни в какое сравнение с полуофициальным прикрытием.
Именно поэтому и потому, что не может быть оправдана внутренним законодательством, эта работа всегда делается на страх и риск отчаянно смелых людей, у которых нет шансов быть оправданными и свободными от законного возмездия в дальнейшем.
Нет иных правил в операциях уголовной полиции «под прикрытием», кроме правил молчания и забвения. Если только это не частный случай и не ограниченная во времени операция, в которой внедренный агент чудом избежал ответственности. Такое бывает, но, скорее, идет от авантюрности устроителей операции, а риск присутствует лишь в очень короткий период. Но даже после этого приходится думать, как зашифровать дальнейшую жизнь этого человека, и если саму операцию провели не слишком компетентные кураторы, агенту и его семье в дальнейшем может прийтись очень несладко.
В системе органов правопорядка и в спецслужбах есть законная система «защиты свидетелей». Эта специфичная оперативная организация, которая является одной из самых закрытых в ряду других разведывательных служб. Как раз ее тайные мощности и тончайшая методика осуществляют прикрытие не только свидетелей или склоненных для показаний в суде участников преступных сообществ, но и внедренных в устойчивые банды и преступные группы агентов. Защита касается даже членов их семей, жизнь которых может измениться до неузнаваемости после завершения операции или ее перехода в иное состояние. Для этого используются и слухи в СМИ, и скандальные «сплетни», глупейшие несуразности, запущенные в широкое общественное потребление. Здесь присутствует намеренная путаница в биографиях, событиях и именах.
Иной раз люди удивляются этому, даже возмущаются, искренне считая, что просто органы полиции пытаются выгородить себя из неприятных политических и криминальных комбинаций, лгут, изворачиваются, лицемерят. Только внимательный глаз, чаще профессиональный, увидит в этом методику спасения того, кто, работая «под прикрытием» фактически смертника, выводится из дела. Эта лишь малая толика того, чем в реальности является тайная работа «под крышей».
Кто такие агенты под прикрытием и можно ли их раскрывать?
29 ноября сотрудники СБУ задержали семерых детективов НАБУ, которые под прикрытием занимались расследованием дела о коррупции в Государственной миграционной службе. Также были раскрыты имена детективов, включая «агента Екатерину», конспиративная квартира и фото автомобилей с номерными знаками. НАБУ заявило, что СБУ и ГПУ умышленно поставили под угрозу жизнь и безопасность детективов. «ГОРДОН» рассказывает, кто такие агенты под прикрытием, имеют ли они право провоцировать преступления и можно ли разглашать их имена.
В детективах часто показывают сотрудника спецслужб или полицейского, который внедряется в преступную группировку. Таких людей называют агентами, работающими под прикрытием. Они могут вести расследование несколько месяцев и даже лет, чтобы собрать доказательства и задокументировать факты преступной деятельности.
В украинском законодательстве не используется слово «агент», но есть понятие «оперативный работник». Такие были и есть в силовых структурах – СБУ и МВД. По закону о НАБУ детективы бюро также могут заниматься оперативно-разыскными мероприятиями, следовательно, могут работать как агенты под прикрытием.
«В оперативно-разыскной деятельности НАБУ руководствуется требованиями законов «О Национальном антикоррупционном бюро Украины» и «Об оперативно-разыскной деятельности». В частности, согласно ст. 8 последнего, для выполнения задач могут привлекаться гласные и негласные штатные и внештатные работники», – говорится в заявлении НАБУ, распространенном 4 декабря.
Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко в эфире телеканала «1+1» заявил, что «все так называемые агенты НАБУ набраны с нарушениями закона», поскольку они не прошли через открытый конкурс.
Действительно, в законе о НАБУ прописано, что любое должностное лицо должно пройти открытый отбор. Однако детективы бюро являются также и оперативными работниками, следовательно, их могут набирать вне конкурса, отметила в комментарии изданию «ГОРДОН» криминолог Анна Маляр.
«В 15-й статье закона о НАБУ указано, что в штат бюро могут откомандировываться работники из других государственных органов. То есть можно быть назначенным на должность в НАБУ, не проходя через конкурс. Очевидно, этой статьей прикрываются люди, занятые оперативной работой. Поэтому заявление генерального прокурора – кстати, автора этого закона – удивляет. Агенты, или информаторы, или люди, которые являются конфиденциальными источниками информации для следствия, не могут проходить открытый конкурс. Или агент тайный, или конкурс открытый. Третьего не дано», – подчеркнула Маляр.
В НАБУ уточнили, что отбор работников для оперативно-разыскной деятельности осуществляется на конкурсной основе, но с учетом требований закона «О государственной тайне». Поскольку эти сотрудники могут иметь доступ к информации, составляющей государственную тайну, как оперативники в других правоохранительных органах, то предавать огласке их персональные данные нельзя.
29 ноября пресс-служба Госмиграционной службы обнародовала заявление, в котором сообщила, что «агент НАБУ, сын бывшего народного депутата от Партии регионов Юрия Боярского, неоднократно пытался спровоцировать Пимахову, предлагая большие суммы взяток за принятие ею незаконных решений».
1 декабря ГПУ продемонстрировала снимки агентов НАБУ под прикрытием Екатерины Сикорской и Сергея Боярского. Были показаны также автомобили с незаретушированными номерными знаками, которые использовала Сикорская. Ранее она помогала собирать доказательства в «янтарном деле», фигурантами которого являются народный депутат от «Народного фронта» Максим Поляков и внефракционный нардеп Борислав Розенблат. Сикорская вела скрытую запись депутатов и передавала им взятки.
В НАБУ заявили, что, распространяя сведения о негласных сотрудниках бюро, Генпрокуратура и СБУ сознательно подвергают детективов опасности. И напомнили, что, согласно ст. 21 закона «О Национальном антикоррупционном бюро Украины», «работники бюро при исполнении возложенных на них обязанностей являются представителями власти, действуют от имени государства и находятся под его защитой» и никто не имеет права вмешиваться в их законную деятельность. «В интересах обеспечения личной безопасности работников Национального бюро и членов их семей не допускается разглашение в средствах массовой информации сведений о месте жительства этих лиц», – сообщили в НАБУ.
В ГМСУ и ГПУ утверждают, что действия сотрудника антикоррупционного бюро Сергея Боярского незаконны и подпадают под статью Уголовного кодекса «провокация подкупа».
«По моему глубокому убеждению, сотрудники правоохранительных органов не имеют права предлагать государственному чиновнику принять заведомо незаконное решение и ожидать, какую сумму он за это назовет. Это чистая провокация», – заявил Луценко на брифинге 30 ноября.
Бывший первый заместитель генпрокурора Украины Давид Сакварелидзе считает, что существует разница между реализацией оперативной информации и подстрекательством к взятке. «Когда человек приходит к новоназначенному начальнику таможни или миграционной службы и активно предлагает: «У тебя низкая зарплата, поставь подпись, а я тебя отблагодарю» – это провокация взятки. А когда у следствия есть данные, что человек – взяточник, и следствие создает условия для его раскрытия, – это не провокация взятки. Это рутинная оперативная работа. Объявить эту деятельность «провокацией подкупа» – излюбленная стратегия коррупционеров для самозащиты», – сказал изданию «ГОРДОН» Сакварелидзе.
По его словам, провоцирование – законная и распространенная практика правоохранительных структур в западных странах, в том числе и в США. В Украине по этому вопросу другая позиция.
«П ровокация взятки запрещена. Это уголовно наказуемое деяние», – утверждает Стариков.
«Статья 370 УК запрещает подстрекать человека к получению взятки. И провокация преступления ради раскрытия преступления также является преступлением. Но была ли провокация? По опубликованным отрывкам видео это не очевидно. Прямого предложения подкупа я не вижу», – подчеркнула Маляр.
13 лучших агентов под прикрытием в кино и на ТВ
Как, согласно знаменитой киноаксиоме, зритель любит хороший детектив, так же он не против погрузиться в атмосферу криминального триллера. Особенно если захватывающая картина посвящена работе разведчиков и спецслужб
Молли Моррис
Кадр из фильма «Агент под прикрытием»
Шмидт и Дженко
Кадр из фильма «Мачо и ботан»
Комедия – распространенная декорация для историй о «подсадных». «Мачо и ботан», фильм, выросший из классического телесериала, неплохой пример удачного погружения в тему. Главные герои фильма (и двух его продолжений, второе пока в процессе) – нерадивые молодые копы, которые пригождаются на службе только тогда, когда кому-то нужно отправиться на работу под прикрытием в местный колледж. Остальных-то полицейских бандиты уже давно знают в лицо. Мортону Шмидту и Грегу Дженко приходится прикинуться обалдуями-студентами, благо сделать это несложно, сложнее оставаться офицерами, когда вокруг разворачиваются вечеринка за вечеринкой.
Джон Кимбл
Кадр из фильма «Детсадовский полицейский»
У Арнольда Шварценеггера в карьере (еще до того, как он пошел смешить людей на посту губернатора штата Калифорния) было несколько попыток сыграть в комедии. Каждый из зрителей волен выбирать по своему вкусу, но мы сегодня хотим отметить ленту Айвана Райтмана «Детсадовский полицейский», в которой герой Арни отправился работать под прикрытием не куда-нибудь, а в детский сад. Джон Кимбл волею обстоятельств должен стать воспитателем и проследить за ребенком отпетого негодяя. Работа оказалась не из простых, детьми, как выяснилось, управлять куда труднее, чем матерыми преступниками.
Чарли Бэлтимор
Кадр из фильма «Долгий поцелуй на ночь»
Чтобы разбавить мужскую компанию в нашем топе, обратимся к фильму, с которого начался закат карьеры блиставшей в 80-х актрисы Джины Дэвис. «Долгий поцелуй на ночь» – отнюдь не самое плохое кино, снятое, между прочим, Ренни Харлином по сценарию Шейна Блэка, но оно открыло глаза многим – Дэвис не стоит тех гонораров, что ей платят. В фильме Джина играет наемника ЦРУ, которая вследствие некоторых событий впала в «спячку», Чарли Бэлтимор «забыла» свое боевое прошлое и превратилась в обычную училку миссис Кейн. Но талант-то не пропьешь, и со временем боевые навыки проявляются. Остается лишь правильно ими воспользоваться.
Шон Арчер
Кадр из фильма «Без лица»
Джон Ву – режиссер весьма своеобразный, но, при всех претензиях к его постановкам, зрелищности его фильмам не занимать. «Без лица» – фантастический триллер с Джоном Траволтой и Николасом Кейджем в главных ролях – до сих пор смотрится на одном дыхании. Его ведущий персонаж, полицейский Шон Арчер, в целях предотвращения теракта меняет себе лицо и в облике известного преступника отправляется в тюрьму, чтобы выяснить детали грядущей катастрофы, но оказывается пленником не только камеры-одиночки, но и своего нового облика. Работа Арчера под прикрытием оборачивается настоящей новой жизнью, но совсем не такой, о которой можно мечтать.
Фиби Ларсон
Кадр из фильма «Ультраамериканцы»
Не слишком блестяще выступившая в прокате комедия Нимы Нуризаде «Ультраамериканцы» зрителями была проигнорирована незаслуженно – в картине и с юмором все в порядке, и экшен снят с размахом и удовольствием, и даже какая-никакая мораль присутствует. А какие актеры снялись в фильме! Джесси Айзенберг и Кристен Стюарт только чего стоят. Для своего топа мы выбрали именно Стюарт потому, что ее героиня скрывала свою подлинную личность дольше, чем персонаж Айзенберга. Пока Майк откровенно тупил, Фиби была на службе – пусть та и не была «опасна и трудна и на первый взгляд как будто не видна». Ну и за ее преображением понаблюдать любопытно, Кристен все-таки неплохая актриса.
Брайан О’Коннор
Кадр из фильма «Форсаж»
Джо Пистоне
Кадр из фильма «Донни Браско»
Пожалуй, лучшим фильмом о том, как новая личность, которую агент вынужден играть в бандитской «малине», постепенно вытесняет реальное имя человека, стоит назвать драму «Донни Браско» Майка Ньюэлла. Основанная на реальных событиях картина рассказывает об агенте ФБР Джо Пистоне, который, много месяцев проработав в банде итальянской мафии, постепенно полностью перевоплотился в вымышленного Донни Браско. Самое ужасное в этом то, что Джо-Донни успевает проникнуться сыновними чувствами к своему патрону по кличке Левша, и к финалу фэбээровец уже сам не понимает, на чьей он стороне в битве добра и зла.
Максим Исаев
Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны»
Ну какой топ про шпионов и спецагентов в тылу врага может обойтись без упоминания Штирлица – нашего главного человека в гитлеровской ставке. Блистательный телероман «Семнадцать мгновений весны» долгое время является образцом экранизации романов Юлиана Семенова – последующие попытки, хоть и были весьма удачны, но до уровня Штирлица не дотянули. О сюжете нет смысла говорить – историю советского разведчика Максима Максимовича Исаева, сумевшего достичь весьма высокого поста в СС, знал раньше любой ребенок, а его похождения под прикрытием даже стали основой для целого жанра анекдотов. Это ли не народная любовь?
Джонни Юта
Кадр из фильма «На гребне волны»
Нет-нет-нет, даже не напоминайте нам про зимний ужас этого года, когда нечто под названием «На гребне волны» пыталось атаковать кинотеатры. Баста, фильм с таким названием существует только один, и его сняла Кэтрин Бигелоу в 1991 году. В блистательном дуэте Бодхи и Юты, талантливо сыгранных Патриком Суэйзи и молодым Киану Ривзом, даже сложно однозначно сказать, кто круче – парни выполняют захватывающие дух трюки и совершают преступления не моргнув глазом. А вот хорошего парня назвать просто, ведь Бодхи – анархист и нигилист, а Джонни Юта – агент ФБР под прикрытием, который должен остановить преступников. Смог, не помните?
Мистер Оранжевый
Кадр из фильма «Бешеные псы»
Квентин Тарантино недаром носит титул одного из самых влиятельных режиссеров современности – в его картинах действительно можно найти немало увлекательных сюжетных поворотов, прорву колоритных характеров, тьму эффектных сцен. Разобранный по косточкам дебютный фильм Тарантино «Бешеные псы» подходит нам сегодня как никогда, ведь в центре событий в нем оказывается полицейский Фредди Ньюэндайк, который под видом одного из грабителей внедряется в банду, охоту на которую детективы ведут уже давно. Таинственное ограбление идет не так, как запланировано, и мистер Оранжевый с дырой в животе оказывается на полу склада, где должны встретиться остальные члены банды. Финал каждый волен трактовать по-своему, нам хочется верить, что Фредди выжил.
Владимир Шарапов
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»
Еще один классический телефильм советского малого экрана – «Место встречи изменить нельзя» хорошо известен на всем постсоветском пространстве. Благодаря прозе братьев Вайнеров, чья книга легла в основу сценария, крепкой режиссуре Станислава Говорухина и россыпи блистательной плеяды актеров, возглавляемой Владимиром Высоцким, фильм получил культовый статус после первой же демонстрации зрителю. Собственно, история Шарапова, заброшенного в банду Горбатого под видом мелкого уголовника, занимает в фильме лишь одну серию, но зато какую – напряжение и энергетика сочатся с экрана в этот час густой душистой патокой.
Билли Костиган
Кадр из фильма «Отступники»
Кто-то наверняка сейчас замашет руками, мол, какие «Отступники», в топе должен быть только их гонконгский прародитель. В этом есть смысл, если говорить о фильме в целом, но, рассматривая персонажей по отдельности, нельзя не отметить, что Леонардо Ди Каприо переиграл и своих партнеров по «Отступникам», и конкурентов по «Двойной рокировке». Шикарный криминальный триллер с лихо закрученным сюжетом – это лишь обертка для одной из лучших ролей Лео, образа полицейского, внедренного в преступную группу знаменитого мафиози. «Золотой глобус» исполнителю Билли Костигана был вручен вполне заслуженно, а вот «Оскар»… Ну, вы сами знаете про Лео и «Оскар»…
Надеемся, вам понравилась наша подборка, а теперь вы можете отметить фильмы, которые смотрели, и рассказать об этом друзьям!