Как назывался выборг у финнов
ВЫБОРГ: ИСТОРИЯ НАЗВАНИЯ
Всякий, кого заинтересует происхождение названия «Выборг», первым делом, вероятно, откроет топонимический словарь. Один из новейших словарей (2008 г.) Е.М. Поспелова, авторитетного автора многих справочных изданий, сразу же сообщит, что Выборг «возник как торговое поселение древнего Новгорода. В 1293 г. захвачено шведами, которые построили на его месте крепость и назвали ее Выборг «священный город” (швед. vi «священный, святой», borg «крепость, город»). В 1918–1940 гг. в составе Финляндии назывался Виипури, фин. искаж. швед. Выборг». Здесь на сторонний взгляд, казалось бы, всё ясно. Однако лишь на сторонний. И дело тут не только в том, что новгородцы к основанию Выборга, насколько известно, отношения не имели. Да и сам автор словаря не указывает название торгового поселения. Попробуем разобраться, что же основали шведы в 1293 г. и как они назвали построенное.
Шведы основали не город, а замок. Тот самый замок «Viborg», который в 1295 г. шведский король Биргер Магнуссон упомянет в письме городскому совету города Любека (1295 год) и напишет, что замок возведен «во имя Всевышнего и пресвятой Девы». Сделаем два важных уточнения. Во-первых, написание географических названий в письменных источниках может ощутимо варьироваться. Никакого «ГОСТа» на «правильное» написание в средневековье не существовало. Потому в шведских и немецких источниках – наряду с «Viborg» и «Viiborg» – мы встречаем такие формы написания названия как «Viborgh», «Wiborgh», «Wiborch» и другие. Отметим, что «большая дубль-вэ» содержится и в немецкой, и в шведской формах написания: «Wiborg» или «Wiiborg». При этом в XVIII в. в шведском написании исчезает вторая «i», а с конца XIX в. «W» заменяется на «V». Так что современной формой написания названия по-шведски нужно признать «Viborg», с уточнением, что шведы произносили и произносят его без конечной согласной: что-то вроде «Виборь». А во-вторых, название города, прилегающего к замку, не всегда совпадает с названием замка. Достаточно вспомнить крепость Олафсборг (по-фински: Олавинлинна), расположенную в городе Нейшлот (по-фински: Савонлинна). Так что в нашем случае одинаковость названия замка и города – это стечение обстоятельств, а не подтверждение правила.
Теперь о значении названия «Выборг». Множественность форм написания названия открыли простор для этимологических гипотез. Потому встречаются объяснения, что название замка (и города) может означать и «крепость у залива», и «место у крепости», и «крепость в краю, где разводят скот». Как гипотезы это допустимо, но уже упомянутое письмо короля Биргера делает наиболее вероятным объяснение, что название образовано из двух древнегерманских корней: «vi» (святой) и «borg» (крепость). Потому и название любимого горожанами театра «Святая крепость» есть не что иное, как перевод с древнегерманского на русский.
Здесь нужно особо отметить, что для русского слуха в названии «Выборг» отчетливо слышится слово «выбор». Вследствие этого неоднократно предпринимались попытки возвести шведское название к некоему «выбору» товаров на карело-новгородском торжище в окрестностях будущего Выборгского замка. Русские средневековые летописцы называли Выборг «Выбором», потому и в тексте о походе новгородцев 1322 г. речь идет о «Выборе, городе немецьском». Великий русский историк В.Н. Татищев, ссылаясь на не дошедшую до нас Иоакимовскую летопись, писал об основании города Выбора новгородским старейшиной Гостомыслом. Татищев, кажется, не сомневался, что летописный Выбор – это и есть Выборг. Впрочем, существование дошведского Выбора не подтверждается другими источниками, да и сам «основатель Выбора» Гостомысл – фигура скорее легендарная.
В петровское время, когда Выборг стал частью театра военных действий в ходе Северной войны, Выборг появляется в русскоязычных документах как «Выборх». Так его называл и сам Петр Великий. Это, конечно, следствие мощного голландского влияния; ведь и Санкт-Петербург был изначально назван Петром на голландский манер – Санкт-Петербурхом (причем, напомним, так был сначала назван не город, а как раз крепость, нынешняя Петропавловская).
Осталось выяснить, откуда появилось финское название Выборга – Viipuri. Многие наверняка слышали историю о том, что еще до появления шведов на острове (на котором впоследствии возникнет замок) жил лодочный мастер Випунен, изобретший рычаг для погрузки товаров с берега в лодки – «vipu». В народной культуре карел Антеро Випунен – мифический первопредок, спящий мертвым сном великан, к которому отправляется Вяйнямёйнен, чтобы набраться мудрости поколений. Описанная в «Калевале» встреча Вяйнямёйнена с Випуненом очень напоминает сцену из «Руслана и Людмилы», в которой Руслан встречает Голову – древнего богатыря, вросшего в землю. Таким образом, если верить легенде о лодочном мастере Випунене, давшему имя нашему городу, Выборг должен быть чуть моложе сотворения мира.
Историю эту, перефразируя Эриха Хобсбаума, можно назвать «изобретением традиции по-фински». На самом же деле финское название Выборга, «Виипури», вошло в обиход лишь в XIX в., когда в Финляндии активно росло и развивалось национальное движение. Просвещенные финны, словно выполняя завет А.И. Арвидссона («Мы не шведы, русскими стать не хотим, так будем же финнами»), ощутили необходимость в истории – не шведской и не русской, а своей, финской. Деятельность Элиаса Лённрота и создание «Калевалы» – самый яркий пример того, как финны обратились к своим историческим и мифологическим корням. И случай с «лодочником Випуненом» – из этого ряда. Неслучайно, что как раз в годы экспедиций Лённрота по Карелии в Выборге на финском языке выходит газета «Sanan Saattaja Wiipurista» (с 1833 г. по 1841 г.), в которой сотрудничает выдающий финский поэт Яакко Ютейни, активно пропагандирующий финский язык.
«Виипури», таким образом, было неофициальным, но распространенным в XIX – начале XX вв. названием Выборга, а официальный статус оно получило в 1918 г., когда Финляндия обрела независимость. «Выборг», название шведского и российского периодов истории города, был заменен на финское «Виипури» суверенного финляндского государства. Случай «Выборга-Виипури» – пример финнизации старых шведских названий. Точно так же «Гельсингфорс» превратился в «Хельсинки», «Таммерфорс» – в «Тампере», а «Борго» – в «Порвоо». И дело здесь не в «топонимической идеологии», а в том, что устная финская речь противится согласным в конце слова, потому финские названия заканчиваются гласными.
В качестве своеобразного курьеза упомянем имеющую хождение гипотезу о возможном происхождении названия «Виипури». Ее сторонники настаивают на существовании древнего божества викингов по имени «Vii», то есть по-русски – «Вия». По его имени якобы и назван замок, некоторые посетители которого и теперь спрашивают: «А как связана повесть Гоголя с Выборгом?» Выборг, Гоголь, колдуны. Рискуя кого-либо огорчить, всё же скажем: связи тут нет. В истории Выборгского замка и города Выборга много стечений обстоятельств и «сплетений судьбы», но случай с гоголевским Вием к ним все же не относится.
А закончим мы наш рассказ напоминанием, что в Дании существует очень древний (основанный в конце VIII в.) город Виборг (Viborg). К истории нашего города он отношения не имеет, но благодаря нашему датскому тезке на карте появился еще один город – Виборг в Соединенных Штатах, в Южной Дакоте. Он был основан во второй половине XIX в. выходцами из датского Виборга. Так что датские и американские виборжане – не родственники выборжанам, а что-то вроде свойственников.
P.S. Благодарим нашего коллегу Алексея МЕЛЬНОВА за сведения по шведской топонимике
Михаил ЕФИМОВ, старший научный сотрудник
Юлия МОШНИК, учёный секретарь Выборгского музея-заповедника
ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. ВЫБОРГ: ИСТОРИЯ НАЗВАНИЯ
Всякий, кого заинтересует происхождение названия «Выборг», первым делом, вероятно, откроет топонимический словарь. Один из новейших словарей (2008 г.) Е.М. Поспелова, авторитетного автора многих справочных изданий, сразу же сообщит, что Выборг «возник как торговое поселение древнего Новгорода. В 1293 г. захвачено шведами, которые построили на его месте крепость и назвали ее Выборг «священный город” (швед. vi «священный, святой», borg «крепость, город»). В 1918–1940 гг. в составе Финляндии назывался Виипури, фин. искаж. швед. Выборг». Здесь на сторонний взгляд, казалось бы, всё ясно. Однако лишь на сторонний. И дело тут не только в том, что новгородцы к основанию Выборга, насколько известно, отношения не имели. Да и сам автор словаря не указывает название торгового поселения. Попробуем разобраться, что же основали шведы в 1293 г. и как они назвали построенное.
Шведы основали не город, а замок. Тот самый замок «Viborg», который в 1295 г. шведский король Биргер Магнуссон упомянет в письме городскому совету города Любека (1295 год) и напишет, что замок возведен «во имя Всевышнего и пресвятой Девы». Сделаем два важных уточнения. Во-первых, написание географических названий в письменных источниках может ощутимо варьироваться. Никакого «ГОСТа» на «правильное» написание в средневековье не существовало. Потому в шведских и немецких источниках – наряду с «Viborg» и «Viiborg» – мы встречаем такие формы написания названия как «Viborgh», «Wiborgh», «Wiborch» и другие. Отметим, что «большая дубль-вэ» содержится и в немецкой, и в шведской формах написания: «Wiborg» или «Wiiborg». При этом в XVIII в. в шведском написании исчезает вторая «i», а с конца XIX в. «W» заменяется на «V». Так что современной формой написания названия по-шведски нужно признать «Viborg», с уточнением, что шведы произносили и произносят его без конечной согласной: что-то вроде «Виборь». А во-вторых, название города, прилегающего к замку, не всегда совпадает с названием замка. Достаточно вспомнить крепость Олафсборг (по-фински: Олавинлинна), расположенную в городе Нейшлот (по-фински: Савонлинна). Так что в нашем случае одинаковость названия замка и города – это стечение обстоятельств, а не подтверждение правила.
Теперь о значении названия «Выборг». Множественность форм написания названия открыли простор для этимологических гипотез. Потому встречаются объяснения, что название замка (и города) может означать и «крепость у залива», и «место у крепости», и «крепость в краю, где разводят скот». Как гипотезы это допустимо, но уже упомянутое письмо короля Биргера делает наиболее вероятным объяснение, что название образовано из двух древнегерманских корней: «vi» (святой) и «borg» (крепость). Потому и название любимого горожанами театра «Святая крепость» есть не что иное, как перевод с древнегерманского на русский.
Здесь нужно особо отметить, что для русского слуха в названии «Выборг» отчетливо слышится слово «выбор». Вследствие этого неоднократно предпринимались попытки возвести шведское название к некоему «выбору» товаров на карело-новгородском торжище в окрестностях будущего Выборгского замка. Русские средневековые летописцы называли Выборг «Выбором», потому и в тексте о походе новгородцев 1322 г. речь идет о «Выборе, городе немецьском». Великий русский историк В.Н. Татищев, ссылаясь на не дошедшую до нас Иоакимовскую летопись, писал об основании города Выбора новгородским старейшиной Гостомыслом. Татищев, кажется, не сомневался, что летописный Выбор – это и есть Выборг. Впрочем, существование дошведского Выбора не подтверждается другими источниками, да и сам «основатель Выбора» Гостомысл – фигура скорее легендарная.
В петровское время, когда Выборг стал частью театра военных действий в ходе Северной войны, Выборг появляется в русскоязычных документах как «Выборх». Так его называл и сам Петр Великий. Это, конечно, следствие мощного голландского влияния; ведь и Санкт-Петербург был изначально назван Петром на голландский манер – Санкт-Петербурхом (причем, напомним, так был сначала назван не город, а как раз крепость, нынешняя Петропавловская).
Осталось выяснить, откуда появилось финское название Выборга – Viipuri. Многие наверняка слышали историю о том, что еще до появления шведов на острове (на котором впоследствии возникнет замок) жил лодочный мастер Випунен, изобретший рычаг для погрузки товаров с берега в лодки – «vipu». В народной культуре карел Антеро Випунен – мифический первопредок, спящий мертвым сном великан, к которому отправляется Вяйнямёйнен, чтобы набраться мудрости поколений. Описанная в «Калевале» встреча Вяйнямёйнена с Випуненом очень напоминает сцену из «Руслана и Людмилы», в которой Руслан встречает Голову – древнего богатыря, вросшего в землю. Таким образом, если верить легенде о лодочном мастере Випунене, давшему имя нашему городу, Выборг должен быть чуть моложе сотворения мира.
Историю эту, перефразируя Эриха Хобсбаума, можно назвать «изобретением традиции по-фински». На самом же деле финское название Выборга, «Виипури», вошло в обиход лишь в XIX в., когда в Финляндии активно росло и развивалось национальное движение. Просвещенные финны, словно выполняя завет А.И. Арвидссона («Мы не шведы, русскими стать не хотим, так будем же финнами»), ощутили необходимость в истории – не шведской и не русской, а своей, финской. Деятельность Элиаса Лённрота и создание «Калевалы» – самый яркий пример того, как финны обратились к своим историческим и мифологическим корням. И случай с «лодочником Випуненом» – из этого ряда. Неслучайно, что как раз в годы экспедиций Лённрота по Карелии в Выборге на финском языке выходит газета «Sanan Saattaja Wiipurista» (с 1833 г. по 1841 г.), в которой сотрудничает выдающий финский поэт Яакко Ютейни, активно пропагандирующий финский язык.
«Виипури», таким образом, было неофициальным, но распространенным в XIX – начале XX вв. названием Выборга, а официальный статус оно получило в 1918 г., когда Финляндия обрела независимость. «Выборг», название шведского и российского периодов истории города, был заменен на финское «Виипури» суверенного финляндского государства. Случай «Выборга-Виипури» – пример финнизации старых шведских названий. Точно так же «Гельсингфорс» превратился в «Хельсинки», «Таммерфорс» – в «Тампере», а «Борго» – в «Порвоо». И дело здесь не в «топонимической идеологии», а в том, что устная финская речь противится согласным в конце слова, потому финские названия заканчиваются гласными.
В качестве своеобразного курьеза упомянем имеющую хождение гипотезу о возможном происхождении названия «Виипури». Ее сторонники настаивают на существовании древнего божества викингов по имени «Vii», то есть по-русски – «Вия». По его имени якобы и назван замок, некоторые посетители которого и теперь спрашивают: «А как связана повесть Гоголя с Выборгом?» Выборг, Гоголь, колдуны. Рискуя кого-либо огорчить, всё же скажем: связи тут нет. В истории Выборгского замка и города Выборга много стечений обстоятельств и «сплетений судьбы», но случай с гоголевским Вием к ним все же не относится.
А закончим мы наш рассказ напоминанием, что в Дании существует очень древний (основанный в конце VIII в.) город Виборг (Viborg). К истории нашего города он отношения не имеет, но благодаря нашему датскому тезке на карте появился еще один город – Виборг в Соединенных Штатах, в Южной Дакоте. Он был основан во второй половине XIX в. выходцами из датского Виборга. Так что датские и американские виборжане – не родственники выборжанам, а что-то вроде свойственников.
P.S. Благодарим нашего коллегу Алексея МЕЛЬНОВА за сведения по шведской топонимике
Михаил ЕФИМОВ, старший научный сотрудник
Юлия МОШНИК, учёный секретарь Выборгского музея-заповедника
Есть ли у города национальность? История Выборга
Москва — город исконно и сугубо русский, именно не российский, а русский, — несмотря на все социальные, инфраструктурные и демографические изменения последних лет. Хотя некогда по берегам Москвы-реки селились финно-угорские племена, упоминания об этом едва доходят до нас сквозь толщу прошедших русских веков. А вот Петербург уже практически Европа. Ну, почти… если смотреть на центральную часть с вертолета, или немножко вверх из окна туристического автобуса, не замечая бестолково мечущихся из ряда в ряд, подрезающих друг друга и истошно вопящих клаксонами азиопских водителей и перекормленных гаишников, лениво смотрящих сквозь этот бедлам в какое-то свое светлое хорошо. Петр Первый с целью прорубания окна в ту самую вожделенную Европу поставил город на чухонских болотах, деятельно замостив оные костями умученных на великой стройке империализма россиян, а с ними и пленных шведских солдат. Последние по большей части были финскими крестьянами, забритыми Карлом для войны с Петром. И стоит град Петров триста лет. Может, еще десять раз по столько простоит, если не станет одним большим небоскребом посреди большой помойки. Так что Москва, что с ней ни вытворяй — только вспомнить, сколько горела, а один европеец, было дело, сжег почти дотла, ну так отстроили краше прежней! — все одно Москва. Питер же, мировой исторический и культурный памятник, не разбомбленный фашистами, не заморенный ими голодом, не знавший вражьего сапога, с нынешней чиновной напастью погибает на глазах. Ну да бог с ним, с Питером. Не о нем сегодня речь.
В ста с лишним километрах к северо-западу, примостив своим боком к заливу порт и судостроительный завод, стоит, крепенько так стоит город Выборг. Достался он нам немалой кровью. И нашей, и финской. Прежде, чем мы начнем ходить вокруг да около вопроса, чем же сегодня является Выборг в отношениях двух народов, финского и русского, давайте попытаемся составить представление: что это за город такой, Выборг?
Но, чтобы не размахивать пудовыми имперскими, или не менее пудовыми национальными кулаками, вгоняя велико-российкие, или исконно-финские слова-гвозди в гроб здравого смысла, попытаемся расставить несколько временны;х вешек, чтобы легче было ориентироваться в многочисленных исторических и околоисторических суждениях и толкованиях.
До 1293 года здесь хозяйничало племя корела, предки нынешних карел. На острове, который сегодня называется Замковым, корела поставила острожек с небольшим гарнизоном, контролировавший устье западного рукава Вуоксы. Это русло в XI–XIII веках было оживленным торговым путем, а позднее пересохло вследствие поднятия северо-западной части Карельского перешейка, превратившись в цепь озер. По системе Вуоксы можно было попасть во внутреннюю часть Карельского перешейка, в Ладожское озеро и далее, на путь «из варяг в греки». Новгородские купцы также пользовались защитой корельского форпоста.
1293 год. Неугомонные разбойники-шведы в своем шведском «дранг нах остен» под вывеской крестового похода с целью обращения в христианство финских племен и корелы с ходу берут стратегически важный острожек, разметывают его и возводят замок, который нарекают — Viborg.
1403 год. Выборг получает от шведского короля статус города и «городские привилегии», благодаря которым становится значительным региональным центром торговли.
1710. Вплоть до этого года, являясь важной опорой шведской экспансии на восток, сидит Выборг болезненной занозой сперва у Новгородской республики, затем у Московского государства. Ни один поход с целью отправить шведов восвояси не увенчался успехом. И только Петр I в ходе Северной войны 1700–1721 гг. со второй попытки (первая в 1706 г. окончилась неудачей) овладевает Выборгом.
1721. По итогам Ништадского мира Россия получает территории, в числе которых Выборгский и Кексгольмский ланы, часть так называемой «Старой Финляндии». Из них образуется Выборгская провинция Петербургской губернии.
1741-43. Во время шведско-русской войны 1741-43 гг. Елизавета Петровна издает манифест, обращенный к жителям Финляндии, в котором обещает помощь в образовании независимого государства при условии неучастия финнов в войне. Манифест успеха не имеет; война продолжается и заканчивается Абоским мирным договором, по которому российско-шведская граница отодвигается на запад, до реки Кюмийоки. Теперь уже вся «Старая Финляндия» принадлежит России.
1744. Образуется самостоятельная Выборгская губерния.
1788. Шведы и дальше не оставляют попыток взять реванш за поражение в Северной войне. Пользуясь тем, что основные силы русских отвлечены на войну с Турцией, в июне 1788 года они вторгаются на территорию России. Один из ключевых эпизодов русско-шведской войны 1788–1790 гг. касается героя нашего повествования, города Выборга. В ходе попытки вырваться из Выборгского залива, где шведы укрылись после поражения при Красной Горке и были заперты русским флотом, они теряют значительную часть своих кораблей, однако спасаются вместе с королем Густавом III. По оценке военных историков, это произошло из-за нерешительности командующего российской эскадрой адмирала Чичагова, а так же недостаточной согласованности действий и выучке русских моряков. Выборгское сражение окончательно спутывает карты шведов и, хотя война еще продолжается, подталкивает как Густава III, так и Екатерину II к поискам мира, который и заключается в августе 1790 года на условиях сохранения статус-кво на момент до начала войны.
1809 год. Александр I ставит жирную точку в многовековой истории русско-шведских войн. По Фридрихсгамскому миру на сей раз уже вся Финляндия с Аландскими островами отходит к России в качестве Великого княжества Финляндского, при этом сохранив свою конституцию. В 1811 году в качестве жеста доброй воли Александр присоединяет к Великому княжеству Финляндскому «Старую Финляндию» с Выборгом, входившую в состав Российской империи по Ништадтскому миру 1721 года. 108 лет — до краха Российской империи и вплоть до большевистского переворота — Финляндия остается автономным образованием в составе России.
1917 год. Февральская революция в России вызывает подъём сепаратистского движения в Финляндии, весной 1917 года Суоми пытается использовать ситуацию для получения независимости. Сейм Финляндии, в котором большинство составляли социал-демократы, и сенат сотрудничают с Временным правительством, однако отказ Керенского незамедлительно расширить самостоятельность великого княжества до созыва Учредительного собрания в России приводит к конфликту между финскими социал-демократами и российским правительством. На новых выборах побеждают буржуа, которые идут на уступки Временному правительству. В самой Финляндии начинаются столкновения между социал-демократами и правоцентристами, политические убийства, формируются отряды «белой» и «красной» гвардий. После октябрьского переворота в России принимается «Декларация прав народов России», признающая право наций на самоопределение вплоть до отделения. Этот документ и дает возможность финнам, объединившимся в желании получить независимость, провозгласить ее 6 декабря 1917 года.
На месте жирной точки в истории русско-шведских войн и борьбы за свободу вызревает очередная кровавая запятая — на сей раз предстоит выяснение отношений между независимой Финляндией и большевистской Россией, а затем СССР. Необходимо сказать, что в то время многими финскими умами овладела идея Великой Финляндии до Урала (почему, собственно, не до Берингова пролива?), что и послужило причиной агрессии белофиннов, только что жестоко санировавших собственную красную заразу в гражданской войне 1918 года. В результате первой советско-финской войны финны получили никогда ранее не принадлежавшие ни Швеции, ни Великому княжеству Финляндскому земли в Восточной Карелии и Заполярье. Вторая советско-финская война 1921–1922 гг. не принесла территориальных изменений и завершилась соглашением о мерах по обеспечению неприкосновенности советско-финской границы.
1939–1944 годы. После выхода Финляндии из войны с Советским Союзом на условиях Московского перемирия, подписанного 19 сентября 1944 года и закрепленного Парижским мирным договором 1947 года, мы снова вышли на границы 1940 года (на территории, захваченные в результате Зимней войны и уступленные нам по Московскому мирному договору 1940 года). Кроме того, вернули себе сектор Петсамо (нашу исконную Печенгу) с западной частью полуострова Рыбачий, отъеденную у большевиков юной независимой Финляндией по Тартускому миру 1920 года, завершившему первую советско-финскую войну.
Итак, перед нами город Выборг, вошедший в состав СССР.
В названии города прослеживается его биография:
1293–1721 (официально), или 1710 (фактически) — Viborg (нем. Wiburg).
С 1944 года — Выборг.
История как таковая
Вследствие своего географического расположения Выборг играл важную роль на мировой арене. Волей музы истории, прекрасной гречанки Клио, он был вовлечен в бесконечные войны на протяжении многих веков. Исторические эпохи повлияли на судьбу Выборга. Более четырехсот лет город являлся восточным форпостом Швеции. Со времени петровских завоеваний двести лет он входил в том или ином статусе в состав Российской империи, сохраняя, однако, сначала шведские, а в последние годы финские законы, общественное устройство и язык.
После окончания гражданской войны в истории Выборга было благодатное время, когда город развивался в составе независимой Финляндии, став её любимым детищем. Период с 1918 по 1939 год по праву принес Выборгу славу второго после столицы города Финляндии. За годы расцвета здесь было сделано немало: Выборг превратился в икону для своих жителей, а также для их соседей. Довоенный Выборг казался советским гражданам оазисом передовой западной культуры.
В годы Зимней войны и войны 1941-44 годов (Войны-продолжения, как её называют финны) власть в Выборге менялась, переходя от русских к финнам и обратно. В июне 1944 года в город вошли наши войска. Выборг пал без сопротивления — финская армия была измотана и деморализована Советско-финской войной, в которую правительство под знаменем реванша втянуло молодое независимое государство. Война 1941-44 годов оказалась катастрофой для Финляндии, так как была изначально продиктована слепым чувством мести за страдания, вынесенные финским народом во время Зимней войны. В итоге финны, присоединившись к Гитлеру, наказали сами себя.
До сих пор в финской прессе обсуждается проблема отошедших к СССР финских территорий. Некоторые финны считают, что руководство страны должно активно вести переговоры по поводу возвращения исконных земель. Выборг был украшением Финляндии, той самой карельской жемчужиной, которую, наконец, находит простой финский парень в образе прекрасной девушки. В известной финской песне «Карьялан хелми» нет намека на политику, но ностальгия в сочетании с мягким лиризмом вполне чувствуется. Лучшие финские архитекторы, включая великого Алвара Аалто, построили в Выборге замечательные здания, которые сегодня находятся в плачевном состоянии. За двадцать лет Выборг успел стать выдающимся торговым и культурным центром. В этом городе родились крупные политические деятели (например, лауреат Нобелевской премии Мартти Ахтисаари), писатели и художники. Малоизвестная в России писательница, автор исторических романов о Выборге, Лемпи Яяскеляйнен написала прекрасные произведения о своем родном городе. Ушедший навсегда под воду сказочной град Венета стал символизировать навсегда потерянный Выборг. Образ финского Китежа вошел в послевоенную литературу Финляндии. Можно понять чувства людей, которые воспринимают «сдачу» Выборга как грабеж со стороны СССР, одно из самых серьезных преступлений против Финляндии. Эти категоричные жители Суоми подчеркивают, что никогда их город не принадлежал русским. По мнению радикалов, до постройки замка шведами Выборг был населен финскими племенами. Бывшие жители Выборга готовы воспевать владычество Швеции, которая правила Финляндией и Выборгом, и проклинать русских, завоевавших их Родину в 1809.
Финские и шведские специалисты упорно настаивают на шведском происхождении Выборга. По мнению финских историков так называемый «Третий Шведский Крестовый поход», возможно, не был настоящим крестовым походом. Последние исторические данные свидетельствуют о том, что Торкель Кнутссон не посещал Выборг в 1293 году. На семинаре в городе Лаппеенранта, посвященном северным крестовым походам, речь шла о шведской военной экспедиции в Карелию в 1293 году. Ученые пришли к мнению, что название похода исторически необоснованно, так как он был всего лишь эпизодом в череде военных конфликтов между Новгородом Великим и Швецией. Финские и шведские историки придерживаются традиционного взгляда на возникновение христианства в Финляндии, которое пришло, по их мнению, с запада в результате крестовых походов.
Профессор Мауно Йокипии выразил сомнение, что Торкель Кнутссон, организовавший крестовый поход, принимал непосредственное участие в шведской военной экспедиции в Карелию. В то время он являлся опекуном несовершеннолетнего короля Швеции. В руках Торкеля Кнутссона была сосредоточена вся власть по управлению королевством. Профессор ссылается на документы, рассказывающие о том, что в Выборг поехал епископ Петер из Вестероса. Ученые задались вопросом: был ли Выборг под властью Швеции до 1293 года? Профессор Кюести Юлку напомнил участникам семинара, что в Выборге в период основания крепости в 1293 году не было никаких документированных боевых действий. Этот факт истолковывается им в пользу того, что регион уже находился под контролем Швеции. После строительства Выборгского замка в Карелии на протяжении 30 лет шла война за обладание территорией, пока в 1323 году не было принято решение между Швецией и Новгородом о создании границы. Согласно Ореховскому мирному договору, к Швеции отошли округа Саво и Яяски. По мнению профессора то обстоятельство, что в соглашении ничего не говорится о Выборге, является аргументом в пользу того, что Выборг уже входил в королевство Швеция. В 1323 была обозначена линия границы между Швецией и Новгородом. Доцент Пирьо Уйно, специалист по археологии, сообщила о проведенных русскими коллегами раскопках в Карелии. Она констатировала, что на территории Выборга существовала «какая-то крепость» до возведенного шведами в 1293 году замка. Госпожа археолог, вероятно, в силу недоверчивого характера не захотела признать факт обнаружения острожка, поставленного племенем корела. Пирьо Уйно, как и ее скандинавским коллегам, видимо, удобнее считать, что ввиду недостаточности письменных источников трудно сказать, какому народу принадлежала обнаруженная постройка.
Эрик Кнутсон, захвативший Турку в 1400 году, представлял интересы Швеции, будучи датчанином. Олавинлинна, или замок св. Олафа, был заложен по приказу норвежца, регента Эрика Тотта, на случай войны с Московским государством, только что присоединившим к себе Новгород. Националистически настроенным жителям Финляндии нужно знать о том, что в те времена, в эпоху переселения народов и активных межнациональных контактов, трудно было найти «чистую породу». Не следует забывать, что жители Аландских островов, а также многочисленные племена — ямь, карелы и саамы этнически не являются собственно финнами. Перед тем, как Швеция завоевала Суоми, последняя принадлежала племенам, живущих на этих землях, и только на юго-востоке (часть земель нынешней Южной Финляндии) входила в состав Водской пятины Новгорода.
В начале 1900-х годов Выборг был городом, в котором жили разные народы. Здесь звучала немецкая, шведская, русская, карельская и финская речь. До постройки Выборгского замка, визитной карточки города, места эти были заселены не финнами, а, как уже упоминалось, корелой — предками нынешних карел, — язык которой филологи относят к финно-угорской группе. Этнократам нужно прислушаться к собственным ученым, доказавшим с помощью генного анализа, что финны, населяющие современную Финляндию, не имеют ничего общего со своими дальними языковыми родственниками с Поволжья и далекого Севера. Не стоит забывать, что город принадлежал не только Швеции, как заложившей основы финской государственности, так (и это главное!) насадившей христианство по западному образцу, что раз и навсегда поместило финнов к западу от границы цивилизаций. После шведского владычества Выборг на протяжении двух столетий входил в состав Российской империи, которая, в свою очередь, дала мощный толчок развитию финской науки и искусства.
Передо мной старинные фотоальбомы Выборга. Он был когда-то городом с узкими средневековыми улочками, двориками уютными, в отличие от питерских дворов-колодцев и рабочих окраин с их двухэтажными черными избами-бараками. На фотографиях изображены довоенные дворы с белыми простынями на веревках, аккуратными финками в белых передниках и чепцах. Булыжные мостовые с цветами, наверное, одуванчиками, в расщелинах. Когда смотришь на застывшую довоенную жизнь, то кажется, что из открытого окна-арки раздается вальс Шопена. Молочница задрала веснушчатое лицо и, вытирая руку о край подола, слушает музыку. Огромные цветущие каштаны бесцеремонно заглядывают в окна. Ясность, ощущение покоя и незыблемого порядка так и дышат со старинных карточек… Что же за город такой? Финны считают его финским, мы — русским. А он сам дряхлеет у нас на глазах и, похоже, уходит в наше общее прошлое.
На уроке истории в финской школе учитель рассказывал детям репатриантов, что шведский король Густав Васа предпринял ряд мер, направленных на передачу земель финским крестьянам. Они занимались коневодством, не выплачивая налоги в полной мере, за что были вынуждены поставлять лошадей на войну, которую шведы вели с Россией. Крепость Савонлинна была построена с той же самой целью предотвращения продвижения русских на запад.
Ученик из семьи ингерманландцев, приехавшей в Финляндию из Ленобласти, почему-то остро отреагировал на этот исторический факт. Он пришел домой и заявил родителям, что скоро они поедут домой, так как Финляндия собирается вернуть Карелию. Вот уж поистине — все смешалось в нашей истории! Финский учитель, вполне образованный человек, успокоил русских родителей по поводу притязаний Финляндии на бывшие территории. По его словам лишь незначительная часть финского населения всерьез говорит о возвращении Выборга. Он сказал, что в основной массе финны разбираются в исторических перипетиях, понимая, что пограничные споры возникают в результате амбиций отдельных личностей, пришедших к власти.
И действительно, так ли это важно, какой национальности правители государств или жители одного города? Однажды, подъезжая к Выборгу на поезде, я услышала, как сосед по купе, пожилой израильтянин, спросил: «Вайборг?» Финский пассажир мгновенно отреагировал: «Виипури!» Пока проходили таможенный контроль, поезд стоял, я затеяла разговор о национальности Выборга. Старичок хитро улыбнулся и по-русски, немножко грассируя, сказал: «Дорогая, у города нет национальности. Но он принадлежит народу. И я знаю, какому!»
Я проследила за взглядом старика, который не сводил глаз с обшарпанных стен ветшающих финских домов, не так давно являвших миру прекрасный, уютный и добрый город.
Реакция некоторых читателей этого очерка заставила призадуматься. Россияне увидели в нем угрозу безопасности, решив, что финны таки намерены «оттяпать» Выборг и нашу Карелию. Нет, нет и нет! Хочу успокоить соотечественников, что не это было мотивом написания статьи. Это эссе о городе, его истории и нынешнем существовании. Принадлежит ли Выборг жителям, или это абстрактная единица в бумагах администрации? На западе все проще: там обыватели или бюргеры исторически находились в оппозиции городским властям, боролись за права участвовать в управлении городом.
Хочется рассказать россиянам как можно больше о местном самоуправлении, существующем в Финляндии. Согласно конституции, эта страна делится на муниципалитеты, управление которыми должно основываться на самоуправлении, осуществляемом жителями. Исполнительная власть муниципалитета принадлежит избираемому жителями муниципалитета совету. Конечно, жители не имеют права управлять по собственным законам, законы утверждаются парламентом.
Законы регулируют, какие новые задачи могут быть поручены муниципалитетам. Речь идет об особых сферах ответственности муниципалитетов, к которым относятся, например, образование, здравоохранение и социальные услуги. Помимо этого, муниципалитеты занимаются вопросами, связанными с досугом, проживанием и уходом за средой проживания и ее поддержанием в порядке (к ним относятся дороги, система водоснабжения и канализации), а также отвечают за планировку территории.
Я много путешествую по Финляндии и не перестаю удивляться, как непохожи по архитектуре города Суоми. Конечно, стиль жизни во всей стране примерно одинаков, но города отличаются по планировке. Учитывая этническую неоднородность Суоми — страна заселена разными племенами — я восхищаюсь общим порядком, стандартным набором услуг с одной стороны и неповторимостью каждого города с другой.
Карелия, исторический регион в северо-восточной Европе, разделена на две части: одна принадлежит России, вторая Финляндии. Государственная граница разделяет не только территорию, но и взгляды людей.