Как назывался верховный правитель усуней
3700 тестов по истории Казахстана. Вопросы 1-30
1. К какой эпохе относятся следы первого человека, найденного на территории Казахстана?
А) Железный век.
В) Бронзовый век.
C) Новокаменный век.
D) Среднекаменный век.
+Е) Древнекаменный век.
2. В какой части Казахстана впервые обнаружены стоянки палеолитического периода?
А) В бассейне р. Сырдарьи.
В) В бассейне р. Иртыш.
С) В Центральном Казахстане.
D) На Мангышлаке.
+Е) В районе хребта Каратау.
3. Какие изменения произошли в хозяйстве Казахстана в период бронзового века?
А) Развивалось земледелие.
В) Ремесло.
С) Развивалось садоводство.
+D) Начало кочевого скотоводства.
Е) Рост городов.
4. Назовите культуру поздней бронзы?
А) Тасмолинская.
+В) Бегазы-Дандыбаевская.
С) Нуринская.
D) Кельтеминарская.
E) Каракульская.
5. Какое хозяйство было у андроновцев?
А) Земледелие.
+В) Скотоводство и земледелие.
С) Рыболовство.
D) Садоводство.
Е) Охота.
6. Как назывались первые племенные объединения на территории Казахстана?
А) Гунны.
В) Усуни.
С) Канглы.
+D) Саки.
Е) Тюрки.
7. С кем вели войны сакские племена в 6 веке до н. э.?
A) Гуннами.
В) Славянами.
С) Монголами.
+D) Персами.
Е) Аланами.
8. В чьих трудах имеются сведения о древних саках?
А) Сыма — Цяня.
+B) Геродота.
С) Мухаммеда Хайдара.
D) Ибн Фадлана.
Е) М.Кашгари.
9. С кем в союзе и против кого воевали саки в Марафонской битве в 490 г. до н.э.?
А) с греками против персов.
В) с гуннами против китайцев.
С) с китайцами против греков.
+D) с персами против греков.
Е) с китайцами против гуннов.
10. К какому стилю относятся предметы (изделия), найденные в сакских курганах?
А) Согдийскому стилю.
В) Птичьему стилю.
С) Китайскому стилю.
+D) Звериному стилю.
Е) Персидскому стилю.
11. В III веке до нашей эры на смену сакским племенам пришли усуни. На какой территории они поселились?
А) На Сыр-Дарье.
В) Центральном Казахстане.
С) Северном Казахстане.
D) Мангыстау.
+Е) Семиречье.
12. На какой территории расположились объединённые племена канглы?
А) Семиречья.
+В) Южного Казахстана.
С) Мангыстау.
D) Восточного Казахстана.
Е) Центрального Казахстана.
13. Как назывался верховный правитель усуней?
А) Хан.
В) Царь.
С) Шаньюй.
+D) Гуньмо.
Е) Шах.
14. Кто потеснил огузов с берегов Сыр-Дарьи, Аральского и Каспийского морей?
+А) Кипчаки.
В) Тюргеши.
С) Карлуки.
D) Кимаки.
Е) Караханиды.
15. В составе какого государства были кипчаки в 8 — 11 вв.?
А) Огузов.
В) Караханидов.
С) Саманидов.
+D) Кимаков.
Е) Карлуков.
16. На какой территории Казахстана постоянно проживали кимаки?
А) На западе.
В) На юге.
С) Юго-востоке.
+D) Северо-востоке.
Е) Северо-западе.
17. Кого из персидских царей победили саки?
А) Дарий.
В) Камбис.
С) Полиэн
D) Ксеркс.
+Е) Кир.
18. В каком веке Александр Македонский воевал с саками?
А) 7 век до н. э.
В) 6 век до н. э.
С) 5 век до н. э.
+D) 4 в. до н. э.
Е) 2 в. до н. э.
19. Столица канглов?
А) Уйгу.
+В) Битянь.
С) Суяб.
D) Янгикент.
Е) Чигучен.
20. Где находилась ставка кимакских каганов?
А) На Сырдарье.
В) На Таласе.
С) На Или.
+D) На Иртыше.
Е) На Иссык-Куле.
21. Какое из сезонных пастбищ использовалось казахами в весеннее время?
А) Джайляу.
В) Кузеу.
+С) Коктеу.
D) Кыстау.
E) Где придется.
22. Укажите поселение — прототип древних городов?
А) Тасты — Бутак.
+В) Аркаим.
С) Борыказган.
D) Шатпаколь.
Е) Кудайколь.
23. Кого из правителей саков вы знаете?
А) Моде.
+В) Томирис.
С) Чжи-Чжи.
D) Аттила.
Е) Дарий.
24. К какому веку относится найденный археологами «Золотой человек»?
А) VII в. до н.э.
В) II в. до н.э.
+С) V-IV вв. до н.э.
D) I в. до н.э.
Е) III в. до н.э.
25. К какому времени относится начало формирования казахской народности?
A) VII-IX вв.
+В) XIV-XV вв.
С) II-I тыс. лет до н.э.
D) III-IV вв.
Е) II в. н.э.
26. Кто был распространителем поэзии духовного направления в Казахстане?
А) Аль-Фараби.
В) М.Кашгари.
+С) А.Яссауи.
D) К.Жалкаири.
Е) Рашид ад-Дин.
27. Какой ученый изучал язык и обычаи тюркских племен в XI в.?
А) Ю.Баласагуни.
+В) М.Кашгари.
С) Аль-Фараби.
D) А.Яссауи.
Е) К.Жалаири.
28. Кто автор поэмы «Кутадгу билик»?
А) М.Кашгари.
В) Аль-Фараби.
С) Коркут.
+D) Ю. Баласагуни.
Е) А.Яссауи.
29. Какое государство покорили караханиды?
+А) Мавераннахр.
В) Иран.
C) Дешт-и-Кипчак.
D) Киевскую Русь.
Е) Золотую Орду.
30. В государстве караханидов появился термин «Ихта» («Икта»). Каково его значение?
А) Правитель государства.
В) Посол государства.
С) Городской глава.
D) Объявление войны.
+Е) Право на сбор налога.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Как назывался верховный правитель усуней
Усунь. 3-1 в до н.э. |
Согласно истории «Ханыну», всего усуней насчитывалось свыше 630 тысяч. Для отражения врага они якобы могли выставить армию численностью в 188800 воинов. Это означает, что практически каждый третий житель страны был мужчина в возрасте от 15-16 до 40-50 лет. Понятно, что число воинов явно завышено. Не исключено, что в состав всех вооруженных сил государства усуней включались и воинские контингенты зависимых от усуней народов, а именно: части племен саков и тохаров, а также хюсюнь, гуаньду, уш и др.
На другом полюсе имущественного неравенства находилась усуньская беднота. Этнографы подсчитали, что для ведения скотоводческого хозяйства, которое могло бы обеспечить лишь пропитание для одной семьи, необходимо было стадо скота в 25 условных лошадей (1 лошадь = шести овцам. (Марков Г. У. Кочевники Азии. –М., 1976. – С.21). Отсюда ясно, что «самые богатые» семьи усуней имели скота минимум в 160, а то и в 200 раз больше, чем семья рядового скотовода.
Усуньский землевладелец |
Сведения письменных источников о резкой имущественной дифференциации общества усуней вполне подтверждаются археологическими материалами. Богатых и знатных хоронили с большой пышностью: в широкие и глубокие ямы, перекрытые бревнами, вместе с покойным клали большое количество принадлежавших ему вещей, среди которых были золотые и привозные из далеких стран. Над ямой насыпали величественные курганы высотой более 10 м. Рядом с этими степными пирамидами только опытный глаз археолога различает едва заметный холмик, под которым покоился прах рядового общинника. Как бы не горевали родственники покойного бедняка, но в «дальнюю дорогу на вечные небесные пастбища» могли выделить ему только один, от силы, два сосуда с молоком или мясным отваром с просом.
Соседние владетели считались с государством усуней. Иногда послов усуней принимали с большим почетом, чем китайских; кунбаги женились на гуннских и китайских принцессах. Ханьский Китай стремился установить дружественные отношения с государством усуней, чтобы использовать их силы в борьбе с гуннами.
Они суровы и жестоки,
И сказок камня о Востоке
Н е понимают ястреба.
Стоит с улыбкой неnодвижной
Забытая неведомым отцом,
И на груди ее булыжной
Блестит роса серебряным сосцом.
Как назывался верховный правитель усуней
Место расселения, этническая история
В конце I тыс. до н. э. На территории Жетысу, Тянь-Шаня и Тарбагатая складывается государство известное из китайских источников как “ Cтрана Усуни“.
Усуни обитали вначале в районе реки Данхэ, но в III в. до н.э., под натиском племен юэчжи вынуждены были откочевать в Монголию, а после ряда поражений от хуннов – в Семиречье и Джунгарию. Основная территория усуней располагалась в Илийской долине, а западная граница проходила по рекам, Чу и Таласу, где усуни граничили с Кангюем. На востоке они имели общую границу с хунну, а на юге их владения соприкасались с Ферганой (Даванью).
Усуньское государство всегда играло особую роль в истории Центральной Азии в силу своего выгодного географического положения: держава была своеобразными воротами в Среднюю Азию, а значит доступом к Великому Шёлковому пути.
Точно не выяснено происхождение и значение названия племён – усуни. Некоторые учёные считают, что китайское «усун» является этнонимом слова «аспан». Другие связывают название, состоящее из двух иероглифов «у-сун», что в китайском языке означает «асман» или «аспан»- «небо».
Этническая принадлежность усуней так же ещё до конца невыяснена. Одни исследователи считают, что усуни принадлежали к восточно-иранским племенам, другие, что усуни были предками тюрок и говорили по-тюркски. По мнению некоторых учёных, существует прямая связь между племенами усуней и позже сформировавшимся казахским этносом, о чём свидетельствуют общие черты жизненного уклада.
Но как бы то ни было, название «уйсунь» носит одно из крупных казахских племен.
Политическая история усуней, в источниках прослеживается до III в. н. э.
Известный китайский историк Сыма Цянь передаёт интересную легенду. «Правитель усуней именуется Гуньмо. Его отец был правителем маленького царства на западных границах сюнну (хунны). Сюнну напали на его отца, а когда родился Гуньмо, его бросили в поле. Ворон с мясом в клюве летал над ним, и волчица кормила его грудью. Шаньюй подивился этому и счёл его существом сверхъестественным, принял и взрастил его».
Отчасти этой легенде можно верить. Усуни были потомками племени жунов, относившегося к племенам скифо-сакского круга. В конце III в. до н.э. усуни покинули свои земли из-за вторжения враждебных племён кочевников. Беглецы направились в западную часть Монголии, в земли хуннов. Усуни вступили в бой с Модэ-шаньюем и проиграли, потеряв своего государя. Хунны отнеслись к бывшим врагам милосердно. Модэ взял на воспитание сына погибшего вождя усуней и воспитал. Когда юный усунь подрос, приёмный отец дал ему титул гуньмо и направил вместе с народом усуней охранять западные границы хуннской державы. Так в юго-восточном Казахстане, в Семиречье образовалось государство Усунь со столицей в городе Чигу, что в районе сверенных отрогов Тянь-Шаня.
Таким образом, признав зависимость от хунну, уйсуны основали в 177 г. до.н.э. собственное государство, объединившее потомков сакских племён Семиречья, Восточного Китая и Джунгарии.
Усуни всегда лавировали между Китаем и Хунну.
Китайский император искал союза с усунами против гуннов, в древности договор между странами заключали не на бумаге, а узами между царевичами и царевнами.
. Хитрые китайцы выдавали китайских царевен замуж за усуньского куньби. Гунны тоже отдавали своих девушек в жёны куньби., в борьбе между Китаем и гуннами усуни превратились в государство, имеющее большое значение.
Вскоре ханьская империя стала вмешиваться во внутренние дела усуней, вплоть до наследования трона.
В 53 г. до н.э. Усуньское государство распалась на две части, одни поддерживали Китай, другие были за союз с гуннами.
Социальная организация общества
Во главе государства стоял правитель, носивший титул гуньмо (куньби) – “великий правитель”, передававший престол по наследству.
Кроме верховного правителя существовали ещё 8 категорий чиновников. Помощник правителя носил титул дуглу и был фактически главой исполнительской власти. Ниже находились два великих полководца и три правителя уделов, именовавшихся князьями. Помощники военачальников носили титул дарту. Также были чиновники, ведавшие делами ставки куньби, сборов налогов, исполнением законов и т.п. О развитии частной собственности у усуней свидетельствуют находки печатей из глины, камня, найденные при раскопках усуньских курганов. О том, что некоторые усуньские военачальники и крупные чиновники имели золотые и медные печати, говорят письменные источники. Частная собственность распространялась не только на скот, но и на землю. Источники свидетельствуют о развитой системе должностей у верхушки общества.
Основную массу населения составляли простые общинники, скотоводы или земледельцы. Они платили налоги, занимались хозяйством, воевали. В составе усуньского общества было большее количество земледельцев. Это объяснялось сравнительно небольшой территорией, а, следовательно, недалёкими дистанциями перекочёвок.
Усуни использовали рабов в земледелии, но невольничьих рынков в Усуньской державе не появилось.
Источники сообщают, что владение усуней насчитывали 630 тыс. человек и могли выставить 183 тыс. воинов. Кроме того, у усуней была 30 тыс. конница, отборная дружина усуньских правителей и 10 тыс. подчинявшихся им лучников.
Скотоводство сыграло в жизни усуней определяющую роль. Природные условия в Семиречье позволяли кочевать в меридиональном направлении от зимовок, к альпийским лугам, расположенным высоко в горах, где летом на горных травах скот жирел и набирал сил на зиму. Расстояние между зимовками и летовками было небольшое — от 30 до 100 км. Поэтому усуни могли долгое время оставаться на местах зимовок и летовок, а также в предгорьях на весенне-осенних пастбищах. Там они строили стационарные жилища, заводили рядом поля и огороды. Доказательством оседлости и занятия земледелием служат усуньские поселения с их стационарными жилищами, большим количеством тяжелой глиняной посуды, зернотерками, каменными мотыгами, остатками злаков.
По археологическому материалу прослежено, что роль земледелия увеличивалась от раннего периода истории усуней к позднему.
Таким образом, хозяйство усуней было комплексным — скотоводческо-земледельческим. Усуни разводили лошадей, овец, коз, коров, двугорбых верблюдов, ослов. В стаде преобладали овцы и лошади. Из источников известно, что богатые усуни содержали до 500 голов лошадей. Лошади были разных пород, в том числе и высокопородные скакуны. На золотых бляшках из усуньского кургана Тенлик изображен всадник на крупном высоком жеребце.
Питались усуни мясной и молочной пищей, из зерна выпекали хлеб, на огородах и в садах выращивали овощи и фрукты.
Усуни, как и другие кочевники, жили в юртах и кибитках. Свои жилища они выстилали кошмами и коврами, которые мастерски выделывали сами
Одежда знатных была из шелка и тонких шерстяных тканей, рядовые люди одевались в одежду из грубо шерстяной ткани, кожи, овчин. Шелк завозили из Китая, меняя его на коней, или получая в качестве подарков и дани.
Посуду изготавливали в большом количестве, ее лепили из глины, видимо женщины, а мужчины вырезали из березы столики-блюда, кубки, черпаки для кумыса.
Усуни разрабатывали месторождения меди, свинца, олова, золота. Умели плавить железо, из которого изготавливали ножи, мечи, кинжалы, наконечники стрел. Из цветного камня и благородных металлов делали бусы, серьги, украшения на одежду.
В искусстве усуни использовали полихромный стиль. Одним из самых интересных произведений усуньского ювелирного искусства является Каргалинская диадема.
Традиции культуры усуней не были потеряны. Они перенимались последующими народами Центральной Азии, в том числе и казахами.
Таким образом, общественное устройство усуней, равно как и их хозяйство, имело некоторые отличительные особенности, которые выделяли их из среды древних кочевников,
История Усуней
Усуни — одно из древнейших племен Казахстана. Племена усуней и канглы выделились из сакской конфедерации племен в III в. до н.э. Усуни занимали Семиречье, канглы долины рр. Сырдарья и Талас, с прилегающими районами Каратау и бассейна р. Сарысу. «Усунь лежит почти в 2 000 ли от Давани на северо-восток. Это кочевое владение, коего жители переходят за скотом с места на место, В обыкновениях сходствуют с хуннами», — писал Бичурин. И далее: «Усуньский владетель имел пребывание в городе Чигу» (II, с. 150,258).
Легенда о происхождения усуней традиционна для Востока. Из легенды следует, что после нашествия врага в живых остался младенец, брошенный в поле. Его вскормила волчица. Во время охоты мальчика находит гуннский владетель. Когда мальчик подрос, ему поручают командовать гуннскими войсками. Восхищенный отвагой и мужеством молодого воина гуннский правитель возвращает ему земли предков,
Усуни и кангюйцы стояли на более высокой ступени социального развития, чем их предшественники яксартские саки. Имущественное неравенство среди усуней появилось раньше, чем в других племенах. Накопление богатств в отдельной семье изменило устои родовой организации и привело к появлению феодальных отношений. Усуньские владетели и племенная аристократия закрепляют за собой лучшие земельные угодья, ранее принадлежавшие общине, превращают их в свои запретные пастбища (корук), на которых паслись только их многочисленные стада. Устанавливается право наследования.
Усуни под названием исседонов и асиан были известны древним грекам. О семиреченских усунях — исседонах Птолемей писал, как о значительном народе, владения которого занимали обширную область в нагорной Азии. Сведения о древних усунях, как союзе родов, в те времена кочевавших между хребтом Нань-Шань в провинции Ганьсу и рекой Булунцзир, появляются в китайских источниках с конца III в. до н.э. Их земли на востоке граничали непосредственно с землями гуннов, на западе с Ферганой, на северо-западе — с Кангюем. Центр усуней находился на южном берегу Иссык-Куля. Как и гунны, усуни составляли союз родов и делились на две орды — старшую и младшую. Верховный правитель назывался «кунъ-би», «гуньмо». В подчинении гуньмо находились родовые старейшины и военачальники. В основе общественного устройства усуньского союза были зачатки военной демократии с выделением роли военных вождей. Все дела решались сообща с участием представителей родов. Безопасность усуньского союза обеспечивалась объединенными силами племени. Каждая семья должна была выставить не менее одного воина с боевым конем и вооружением. Китайские источники определили численность усуней в 120 000 семейств, что составляло 630 000 человек. В военное время они могли выставить до 200 000 воинов. Усуни сохраняли независимость до середины II в.до н. э., но с усилением могущества гуннского союза они постепенно утратили свое прежнее значение. В середине II в. до н.э. независимость усуней была нарушена войной. В одной из битв усуни потерпели поражение от гуннов, был убит их гуньмо. После поражения усуни признали над собой верховную власть гуннов. Гуньмо в знак покорности должен был посетить орду гуннского тенгри-кута. Усуни вошли в гуннский племенной союз и составили ядро западно-гуннского крыла. Вхождение усуней в гуннский союз носило лишь номинальный характер. Фактически они сохраняли самостоятельное управление во главе с гуньмо. Гунны не вмешивались в их внутренние дела, они использовали усуней только в качестве своего союзника в борьбе с врагами. В середине II в. до н.э. гунны с помощью усуней изгнали юечжей из Восточного Туркестана. Усуни своей отвагой и храбростью добились благосклонного отношения гуннов, что позволяло им и дальше сохранять свою самостоятельность. В конце II в. до н.э. усуни перестали подчиняться гуннам. Во время правления Легяо-би усуни сыграли заметную роль в отношениях между гуннами и Китаем.
В 108 году до н.э. ставку усуньского гуньмо на берегах р. Или посетил китайский посол Чжан-Цянь (Чань-Кянь). В своем стремлении ослабить могущество гуннов китайцы старались установить дружеские связи с владетелями, земли которых находились западнее р. Сырдарьи, путь туда лежал через земли усуней. Задачей Чжан-Цяня было склонить усуньского гуньмо к заключению союза с Китаем с целью возобновления войны с гуннами. Однако усуни к такому предложению отнеслись сдержанно и лишь через год, убедившись в могуществе Китая, они заключили с ним союз. В 107 г. до н.э. гуньмо, по донесению своего посланника узнав о могуществе Китая и, имея желание освободиться от зависимости от гуннов, решил задобрить императорский двор и отправил в Китай послов с 1 000 лошадей в качестве дара. Чтобы закрепить союз родственными связями, он просил себе в жены китайскую принцессу. Феодальные правители Китая охотно приняли предложение гуньмо. Китайская принцесса была отправлена в год правления Юань-Фыня (107 г.до н.э.), ей были пожалованы китайские колесницы, одеяние и несколько сот чиновников, евнухов и прислуги (Бичурин, II, с. 192). Как сообщает китайская летопись, гуньмо, не желая портить отношения с гуннами, дочь гуннского тенгри-кута объявил старшей женой, а китайскую принцессу — младшей.
Китайские императоры в стремлении сделать усуней друзьями и в последующее время выдавали своих дочерей за усуньских гуньмо. Каждую принцессу сопровождали чиновники и слуги (более 100 человек), которые были обязаны научиться языку усуней. В результате такой тактики в 80-х годах I в. до н.э. китайцы достигли успеха, посеяв рознь между гуннами и усунями. В 75 г. до н.э. гунны, выступившие против усуней, заняли часть их земель. Усунский вождь Унгар-би (Унгуйми) попросил у китайцев помощи. В его распоряжение поступило 150 000 конницы во главе с пол-ководцем Чан-Хай. В 77 г. до н.э. Унгар-би с войском в 200 000 человек выступил против гуннов и одержал победу, захватив в плен 40 000 человек и свыше 700 000 голов скота.
Во время правления Унгар-би (70-60 г. до н.э.) земли усуней раскинулись далеко за пределы Семиречья. В их подчинении находился весь Восточный Туркестан, которым управлял один из сыновей Унгар-би.
После смерти Унгар-би (50 г. до н.э.) между его сыновьями развернулась ожесточенная борьба за власть и наследство, чему в большой степени способствовал Китай. Усуньские вожди разделились на два лагеря: одни стояли за укрепление союза с Китаем, другие с гуннами. Между тем, преемником Унгар-би стал его племянник Нар-би (Ни-ми) с титулом «куан-ван». Он был сторонником гуннов. Китайские послы по совету вдовы Унгар-би составили заговор против куан-вана с целью его убийства во время пира в городе Чигу (Чие). Раненому Нар-би удалось бежать в степь. Город Чигу на время был покинут усуньской знатью и оставлен в руках заговорщиков. Народ был охвачен волнениями.
Усуни, переселившиеся в горные районы Тянь-Шаня и Памира, сохранили торговые и дипломатические связи с Китаем. Китайская летопись хранит сведения о пребывании усуньского посла в Китае в 425 г., а китайских послов во главе с Дунь-Динем на земле усуней в 436 г. В последующем усуни ежегодно отправляли в Китай послов с дарами, эти отношения были прерваны в связи с образованием Тюркского каганата. В VI-VIII вв. усуни в числе десяти семиреченских племен входили в состав Западно-Тюркского каганата. В это время они обитали на своих исконных землях в долинах рр. Чу, Или и озера Иссык-Куль В орхонской надписи на памятнике Тоньюкуку есть слова: «Мы живем на древней земле усуней». В монгольское время усуни вошли в состав Дешт-и Кипчака, а затем Ак-Орды. Во время курултая племен усуньские предводители занимали почетное место с правой стороны от коныратов и найманов. Из племени усуней вышли знаменитые бии Майкы (Байку) и Бургул. Майкы управлял правым крылом войск Жошы-хана, затем Бату. Из казахских народных преданий известно о том, что Майкы-би был одним из первых проводников обычного права, создателем правовых норм об яйлаке, кыстаке, территориальных правах племен и т.д. Его выдающуюся историческую роль отражают поговорки: «қара қылды қақ жару»,«ердің кұнын екі ауыз сөзбен шешу», «сөздің түбі бір, түп атасы Майқы би».
Усуни с дулатами отошли от Могулистана и вошли в Казахское ханство при Хак-Назаре в XVI в. В генеалогическом древе усуней исходным был Байшора, от него Усунь, от Усуня Чумай, от Чумая Тобей, затем их потомок Майкы (Байку) бий, современник Чингиз-хана. История легендарных родоначальников Старшего жуза восходит к древним сакам. Древние усуни были тюркоязычным народом. Тюркские слова би — знатное лицо, улуг — великий, дүй- великий, тархан — правитель и др. были в языке древних усуней. По описанию китайских путешественников, усуньские владетели в летнее время жили в «круглой хижине* обтянутой войлоком». Основным занятием древних усуней было скотоводство. Они разводили овец, крупный рогатый скот.
Огромное значение для них имело коневодство. Как пишут китайские летописи, богатые усуни имели до пяти тысяч коней. Китайцы называли усуньских коней «сверхъестественными», «небесными». Подобно гуннам, древние усуни разводили одномастных коней, которым в военное время отводилась решающая роль.
Древние усуни поклонялись огню, небу, солнцу и луне. С этим верованием у них связано много обычаев. При раскопках кургана в Каргалы была найдена золотая пластина с изображением зверей. На основании таких находок и сведений из источников ученые пришли к выводу о том, что усуни имели отношение к созданию 12-ти летнего звериного календаря. Древние авторы отмечали одну из особенностей усуней — женщины у них пользовались особым почетом. Слово усунь представляет собой синоним Улы-жуз — Старший жуз. Племенной состав Старшего жуза: дулаты, албаны, суаны, сары-усуни, сргели, ысты, ошакты, шапырашты, шанышкылы, канглы, жалаиры.
Узел этнических и политических проблем объединения племен в единую этническую общность зародился в Южном Казахстане в среде усуней и канглы, в результате чего постепенно формировался политический каркас, во многом подготовивший процессы консолидации протоказахских племен.