Как назывался первый этап экологии

Научная электронная библиотека

Как назывался первый этап экологии. картинка Как назывался первый этап экологии. Как назывался первый этап экологии фото. Как назывался первый этап экологии видео. Как назывался первый этап экологии смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как назывался первый этап экологии.

Хамзина Ш. Ш., Жумабекова Б. К.,

1.2. История развития экологии, три основных этапа ее развития

Как научная дисциплина экология имеет более чем вековую историю. Систематические экологические исследования ведутся приблизительно с 1900 г. Основы экологии можно найти в научных трудах ученых прошлого века (А. Гумбольдт, Ж.-Б. Ламарк, Н.А. Северцов и др.). В развитие экологии значительный вклад внесли русские ученые Н.И. Вавилов, В.Н. Сукачев, Павловский, С.С. Шварц, Колесников и др. Особая заслуга принадлежит В.И. Вернадскому.

Казахстанские ученые-экологи: А.Г. Сармурзина, В.И. Фурсов, А.К. Оспанова, Г.С. Оспанова, Г.Т. Бошатаева и др.

Историю развития экологии можно условно разделить на 3 этапа:

I. Этап зарождения и становления экологии как науки (с глубокой древности до середины XIX в.).

II. Этап оформления экологии в самостоятельную отрасль знаний (с середины XIX в. до середины XX в.).

III. Этап превращения экологии в междисциплинарную науку (с середины XX в. по настоящее время).

Первый этап – зарождение и становление экологии как науки (с глубокой древности до середины XIX в.). На этом этапе накапливались данные о взаимосвязи живых организмов со средой их обитания, делались первые научные обобщения. Это самый длительный в истории экологии этап.

Второй этап – оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний (с середины XIX в. до середины XX в.).

Третий этап – превращение экологии в междисциплинарную науку (c середины XX в. по настоящее время). С середины XX в. успехи экологии, на фоне усугубляющихся проблем состояния природной среды привели к «экологизации» многих биологических (и не только биологических) наук. Из строго биологической науки экология превратилась в комплекс знаний, включающих в себя науки об охране природной и окружающей человека среды.

В 1974 году американский эколог Барри Коммонер, обобщив положения биоэкологии и социальной экологии, сформулировал четыре основных закона экологии:

1. Все взаимосвязано со всем.

2. Все должно куда-то деваться.

3. Природа знает лучше.

4. Ничто не дается даром.

Эти законы должны учитываться при рациональном природопользовании и вообще при любой деятельности человека на Земле и в Космосе.

Источник

Экология. Шпаргалка

Как назывался первый этап экологии. картинка Как назывался первый этап экологии. Как назывался первый этап экологии фото. Как назывался первый этап экологии видео. Как назывался первый этап экологии смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как назывался первый этап экологии.

Пособие содержит все вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «Экология». Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшой формат пособия, – все это делает шпаргалку незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экология. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

2. История развития экологии

Историю развития экологии разделяют натри этапа.

Первый этап (XVII–XVIII вв.) является этапом зарождения экологии как науки, характеризующийся накоплением данных о взаимосвязи организмов с природной средой.

В этот период Т. Мальтус и Ж. Б. Ламарк первыми обосновали негативные последствия влияния деятельности человека на природу.

Второй этап (вторая половина XIX в.) экология становится самостоятельной отраслью знаний. Данный этап начинается с работ русских ученых Н. А. Северцова, В. В. Докучаева и других, которые предложили основные принципы и понятия экологии, актуальные до настоящего времени. В 1877 г. немецкий гидробиолог К. Мебиус ввел понятие о биоценозе.

Огромный вклад в развитие основ экологии внес Ч. Дарвин, открывший основные факторы эволюции живых организмов. Именно в этот период (1866 г.) немецкий биолог Э. Геккель предложил термин «экология».

Экология как самостоятельная наука окончательно сформировалась в начале XX в. Начинают публиковаться обобщения и сводки различных иностранных ученых (Ч. Адамс, В. Шелфорд и др.). В. И. Вернадским создается фундаментальное учение о биосфере. В 1935 г .А. Тенсли выдвинул понятие «экологическая система», а в 1940 г. русский ученый В. Н. Сукачев предложил понятие «биогеоценоз». Во второй половине XX в. экология приобретает особое значения, что связано с загрязнением окружающей среды в результате антропогенного воздействия. Закладываются научные основы охраны природы Г. А. Кожевниковым, В. В. Докучаевым, С. В. Завадским и др.

В третьем этапе (середина XX в. идо настоящего времени) развития экологии происходит переход экологии в комплексную науку, которая включает в себя науки об охране природной и окружающей среды. Данный период связан с именами таких ученых, как Д. Харпер, Ю. Одум, Р. Уиттекер, Т. Миллер, Ю. Н. Куражковского, Н. Ф. Реймерса и др.

При исследовании и изучении проблемы истощения природных ресурсов на основе экологии появляется наука Основы природопользования. В 1959 г. экологом Ю. Н. Куражковским был предложен термин «природопользование» и его определение «комплексная научная дисциплина, исследующая общие принципы рационального (для данного исторического момента) использования природных ресурсов человеческим обществом. Ее задачи сводятся к разработке принципов осуществления всякой деятельности, связанной либо с непосредственным пользованием природой и ее ресурсами, либо с изменяющими ее воздействиями».

В последнее десятилетие возникла новая научная дисциплина — геоэкология, изучающая антропогенные изменения территориальных и аквасистем, их компонентов и последствия этих изменений.

Источник

Этапы развития экологии

Как назывался первый этап экологии. картинка Как назывался первый этап экологии. Как назывался первый этап экологии фото. Как назывался первый этап экологии видео. Как назывался первый этап экологии смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как назывался первый этап экологии. Как назывался первый этап экологии. картинка Как назывался первый этап экологии. Как назывался первый этап экологии фото. Как назывался первый этап экологии видео. Как назывался первый этап экологии смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как назывался первый этап экологии. Как назывался первый этап экологии. картинка Как назывался первый этап экологии. Как назывался первый этап экологии фото. Как назывался первый этап экологии видео. Как назывался первый этап экологии смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как назывался первый этап экологии. Как назывался первый этап экологии. картинка Как назывался первый этап экологии. Как назывался первый этап экологии фото. Как назывался первый этап экологии видео. Как назывался первый этап экологии смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как назывался первый этап экологии.

Как назывался первый этап экологии. картинка Как назывался первый этап экологии. Как назывался первый этап экологии фото. Как назывался первый этап экологии видео. Как назывался первый этап экологии смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как назывался первый этап экологии.

Как назывался первый этап экологии. картинка Как назывался первый этап экологии. Как назывался первый этап экологии фото. Как назывался первый этап экологии видео. Как назывался первый этап экологии смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как назывался первый этап экологии.

Экология своими корнями уходит в далекое прошлое. Потребность в знаниях, определяющих «отношение живого к окружающей его органической и неорганической среде», возникла очень давно. Достаточно вспомнить труды Аристотеля (384-322 до н.э.), Плиния Старшего (23-79 н.э.), Р.Бойля (1627-1691) и др., в которых обсуждалось значение среды обитания в жизни организмов и приуроченность их к определенным местообитаниям, чтобы убедиться в этом.

В истории развития экологии можно выделить три основных этапа. Первый этап накопление фактического материала и первый опыт его систематизации (с трудов ученых античного мира до 60-х гг. ХIХ в.) зарождение и становление экологии как науки. Учеными того времени как Гераклит, Гиппократ, Аристотель были сделаны обобщения экологических факторов. Аристотель в «Истории животных» описал более 500 видов известных ему животных, рассказал об их поведении. В 17-18 в.в. экологические знания обогатились трудами Антони ван Левенгук по изучению пищевых цепей и регуляции численности организмов. На этом этапе накапливались данные о взаимосвязи живых организмов со средой их обитания, делались первые научные обобщения.

Второй этап – оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний (после 60-х гг. ХIХ в.) Второй этап развития науки связан с крупномасштабными ботанико-географическими исследованиями в природе. Появление в начале 19 в. биогеографии способствовало дельнейшему развитию экологического мышления. Основоположником экологии растений считают А. Гумбольта, опубликовавшего «Идеи о географии растений», где на основе своих многолетних наблюдений в Центральной и Южной Америке он показал влияние климатических условий, особенно температурного фактора, на распределение растений. Начало этапа ознаменовалось выходом работ русских ученых К.Ф. Рулье (1814-1858), Н.А.Северцова (1827-1885), В.В.Докучаева (1846-1903), впервые обосновавших ряд принципов и понятий экологии, которые не утратили своего значения и до настоящего времени.

4. Задачи и методы экологии

Основной задачей экологии- является изучение взаимоотношения той или иной группы организмов с окружающей средой, под последней мы понимаем как физические факторы (климат, место обитания), так и живые организмы.

Источник

Этапы экологии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Экология как наука

Хотя экология как наука сформировалась только в начале двадцатого века, ее корни уходят гораздо глубже. Еще труды Аристотеля содержали первые упоминания о значении среды обитания в жизни организмов. Те же мотивы просматриваются в работах Роберта Бойля и Плиния Старшего. История экологии довольно неоднозначна, но в ней можно обособить три этапа:

Первый этап

На первом этапе развития этой науки, который совпадает с первой половиной девятнадцатого века, происходит накопление материалов по теме взаимодействия животных и растений со средой в которой они обитают. Элементы экологии и в целом экологический подход к изучению организмов, прослеживается также и у русских ученых того времени – Ивана Ивановича Лепехина, Александра Федоровича Миддендорфа, Степана Петровича Крашенникова. Кроме того, явный экологический уклон имеют труды Жоржа Бюффона, Карла Линнея, Густава Йегера.

В то же время выходят в свет труды Ж. Б. Ламарка и Т. Р. Мальтуса, предупреждающие о том, что действия человека могут в будущем очень негативно сказаться на природной среде.

Второй этап

На втором этапе происходит формирование науки. Экология уже больше не раздел ботаники, а самостоятельная дисциплина. Это происходит во второй половине 19-го столетия и отмечается работами таких выдающихся ученых как Николай Александрович Северцов, Карл Францевич Рулье, Василий Васильевич Докучаев. Именно они являются авторами ряда принципов в экологии. А к концу 1877 года Карл Август Мебиус вводит понятие биоценоза. По его мнению – это закономерное сочетание организмов в определенных условиях среды.

Значительно подтолкнул развитие науки и Чарльз Дарвин, раскрыв ключевые факторы эволюции органического мира.

В 1866 году, благодаря Энсту Геккелю, наука экология получила свое имя. В своей работе «Всеобщая морфология организмов» он писал:

«Под экологией мы понимаем сумму знаний, относящихся к экономике природы: изучение всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и, прежде всего – его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт. Одним словом, экология – это изучение всех сложных взаимоотношений, которые Дарвин назвал «условиями, порождающими борьбу за существование».

Готовые работы на аналогичную тему

Окончательное утверждение экологии как науки произошло в начале двадцатого века. Начало века ознаменовалось множеством важнейших трудов, авторами которых выступили ученые всего мира: Ч. Адамс, В. Шелфорд, Ч. Элтон и другие. Важнейшим вкладом в содержаниеэкологии стали работы русского ученого Владимира Ивановича Вернадского – ведь именно он создал первое учение о биосфере.

В тридцатых и сороковых годах экологию признали повсеместно, были введены такие важные понятия как понятие об экосистеме (А. Тенли) и о биогеоценозе (В.Н. Сукачев).

Третий этап

Третий этап начинается в второй половине двадцатого века. На этом тапе экология становится наукой комплексной и междисциплинарной. Сюда входят науки об охране природы и географической среды.

В 1986 году Юджин Одум предлагает новое определение экологии – междисциплинарная отрасль науки, занимающаяся изучением устройства и функционирования различных систем в природе и обществе и их взаимодействия.

С того момента, как Эрнст Геккель дал свое определение термину «экология», само понятие экологии изменялось много раз, и в середине двадцатого века сформировалось мнение об экологии как о науке, изучающей надорганизменные биологические системы различных уровней. Тем не менее, вместе с увеличивающейся угрозой экологического и экономического кризиса, сфера науки все увеличивалась, задачи экологии стали более глобальными, а значение выросло.

В результате проникновения проблем и идей экологии в иные науки и области деятельности человека, важное значение приобрело явление экологизации, задачей которого стало предотвращение глобального экологического кризиса. Благодаря объединению усилий ученых и практиков всех сфер деятельности экология превратилась в комплекс фундаментальных и прикладных дисциплин, ключевой задачей которого стало сохранение жизни и цивилизации на планете.

Современная экология представляет собой систему наук о Земле, в центре которой остаются живые организмы и человек.

На этом этапе происходит максимальная экологизация множества наук. Это требовалось, чтобы предотвратить глобальный экологический кризис планеты. Благодаря объединенным усилиям ученых, представляющих абсолютно разные науки, удалось сформировать единую, глобальную, можно даже сказать связующую науку. Экология объединила под своим крылом множество дисциплин, в задачи которых входит сохранение жизни на земле.

Современный этап развития науки

В начале двадцать первого века, экология становится уже не просто наукой, а стилем жизни и образом мышления. Поднимается вопрос о гуманизации, включающей в себя философский вопрос о духовности, понятии взаимосвязи человека и природы.

Современная экология разделилась на множество разделов и направлений изучения. Так, например, выделяют следующие разделы:

Одним из основных и приоритетных направлений современной экологии является прикладная экология. Она является разделом социальной экологии и занимается разработкой норм использования природных ресурсов и сред жизни. Кроме того, именно в рамках прикладной экологии устанавливаются предельно допустимые нагрузки на экосистемы. К подразделам прикладной экологии относят:

Источник

История развития экологии

Содержание:

Введение

Существование цивилизации на нашей планете неразрывно связано с природными условиями. Она возникла, когда человек научился использовать огонь и другие средства и инструменты, позволяющие ему изменять окружающую среду. Экология стала представлять практический интерес с появлением человечества. Первобытный человек, борясь за выживание, должен был обладать определенными знаниями о видах животных, их повадках и местах обитания.
Уже тогда люди влияли на количество и разнообразие животных и растений, но отсутствие инструментов и охотничьих навыков не позволяло им сеять хаос в природной среде. Путем проб и ошибок люди накапливали эмпирические знания об окружающем мире. Люди постепенно изучали повадки и способы передвижения животных, на которых охотились; полезные и вредные свойства растений, особенности их жизненных циклов и места произрастания; изучали рельеф местности в поисках укрытий и т.д.

Первый этап

Возникновение и становление экологии как науки (до 60-х годов ХIХ века). На этом этапе были собраны данные о взаимодействии живых организмов с окружающей средой, сделаны первые научные обобщения.

С развитием цивилизации развивались экологические знания и экологические проблемы.
Уже в начале новой эры многие древние цивилизации погибли из-за неумелого управления. Например, Вавилонское царство погибло из-за непродуманного строительства ирригационных систем и интенсивного использования воды рек Тигр и Евфрат для орошения. По мнению Л. Н. Гумилева (1990), очередная «победа над природой» погубила великий город: в начале новой эры от него остались лишь руины.

То же самое наблюдалось в Египте, Шумере, Ассирии и других странах. Иероглифы на пирамиде Хеопса предупреждали уже тогда: «Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира».

Одним из первых естествоиспытателей, осознавших необходимость синтеза наук в изучении природы, ее живых и неживых элементов, был великий немецкий ученый Александр Гумбольдт. О целостном изучении природы он писал в своей обобщающей теоретической работе «Космос»: «Мое внимание будет направлено на взаимодействие сил, влияние неживой природы на растительный и животный мир, их гармонию».

В то же время, что и Александр фон Гумбольдт, известный русский зоолог Карл Рулье (1814-1858) подчеркивал единство среды и организмов в природе и их эволюционное развитие. Он утверждал, что природа вечна, все ее явления взаимосвязаны и образуют единое целое. В природе все формируется путем медленных, непрекращающихся изменений.

Второй этап

Начало этого этапа ознаменовалось публикацией работ русских ученых К. Ф. Рулье (1814-1858), Н. А. Севецова (1827-1885), В. В. Докучаева (1846-1903), которые первыми установили ряд принципов и понятий экологии, не утративших своего значения и по сей день. Не случайно американский эколог Й. Одум (1975) считает Докучаева одним из основателей экологии. В конце 70-х годов 19 века немецкий гидробиолог К. Мёбиус (1877) вводит важнейшее понятие биоценоза как закономерного сочетания организмов в определенных условиях среды.

Неоценимый вклад в разработку основ экологии внес Ч. Дарвин (1809-1882). Ключевым положением в учении Дарвина является теория естественного отбора как результата борьбы за существование. Обычно живых организмов производится гораздо больше, чем может выжить, поэтому происходит борьба за существование либо между особями одного или разных видов, либо в силу физических условий жизни. Дарвин писал, что каждый организм зависит не только от условий своей среды обитания, но и от всех других живых существ вокруг него. В результате естественного отбора сохраняются те организмы, которые претерпели изменения, дающие преимущества для существования в данных условиях.

Такие соображения дали немецкому ученому Эрнсту Геккелю, современнику Дарвина и его преемнику, повод заявить о целесообразности создания новой науки об отношениях живых организмов и их сообществ друг с другом и с окружающей средой.

Взгляды Дарвина. Взгляды Дарвина на борьбу за существование, не только как борьбу организмов друг с другом, но и с окружающей неживой средой, послужили научным фундаментом, на котором Э. Геккель воздвиг здание новой науки в 1866 году. В России К. А. Тимирязев был ярым пропагандистом и популяризатором теории эволюции Ч. Дарвина и последователем Э. Геккеля. В своей работе 1939 года «Чарльз Дарвин и его учение» он писал: «С утверждением концепции адаптации возникла новая область науки, которой дали название экология, придуманное Геккелем».

В начале 1940-х годов В. Н. Сухачев (1880-1967) создал концепцию биогеоценоза, которая имела большое значение для развития теоретических основ экологии. Это учение отражало представления о единстве организмов с физической средой, о законах, лежащих в основе этих отношений, об обмене веществами и энергией между ними.

Третий этап

Однако эффективное применение методологии системного подхода для изучения экосистем стало возможным только в начале 1970-х годов, когда в распоряжении экологов появились мощные компьютеры и были разработаны методы моделирования динамических систем, которые, наряду с экспериментами и наблюдениями, стали называть системным анализом. Развитие целостного представления об экосистемах привело к возрождению учения о биосфере Вернадского, идеи которого опередили современную науку, на новой экологической основе. Биосфера возникла как глобальная экосистема, стабильность и функционирование которой определяются фундаментальными экологическими законами баланса материи и энергии.

Во второй половине двадцатого века начался сдвиг в сторону понимания необходимости сохранения природной среды и стабильной экологии. Осознание важности этой проблемы возникло в основном в странах, которые являются крупными потребителями энергии и других природных ресурсов и, следовательно, крупными загрязнителями окружающей среды. Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и ЮНЕСКО, принятые в декабре 1968 года, следует рассматривать как точку отсчета для существования охраны окружающей среды, основанной на новом мышлении. Эти идеи были включены в резолюции Стокгольмской конференции 1972 года («Декларация принципов»). («Декларация принципов»). На конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992) была принята «Декларация по окружающей среде и развитию», в которую вошли документы, согласованные со 179 правительствами, определяющие права и обязанности стран в обеспечении цивилизационного развития и благосостояния человека.

Роль и значение экологического образования в высшей школе значительно возрастают, так как выпускники вузов в своей профессиональной деятельности участвуют либо в экологическом образовании и воспитании новых поколений, либо в разработке новых технологий, процессов в производстве и сфере услуг. Позитивные изменения в структуре экономики обеспечивают устойчивое развитие общества и создают лучшие условия жизни для населения Земли при рациональном использовании ресурсов, не нанося ущерба окружающей среде и сохраняя ее для будущих поколений.

Причины устойчивого развития экосистем Земли:

Деятельность человека в этих направлениях связана с формированием нового мировоззрения, суть которого можно определить творческим отношением человека к природе: человек не завоеватель.

Современная экология

За последние 20 лет экология в нашей стране сделала большой скачок и стала одной из важнейших наук, сосредоточенных на изучении экосистем. Живые организмы вместе с окружающей средой образуют сложную кибернетическую систему. Ее сложность определяется не только большим количеством элементов, содержащихся в системе, но и их неоднородностью и разнообразием связей, возникающих между ними. Стоящие перед человечеством задачи оптимального управления природной средой требуют учета не только элементов живой и неживой природы, но и воздействующих на них искусственных сооружений, механизмов и машин как компонентов сложной системы. В нашем веке стало общепризнанным, что экологические принципы и теории применимы не только к редким растениям и животным в их естественной среде обитания, но и к человеку. Эту отрасль экологии, изучающую экологические принципы, необходимые для устойчивого развития человеческого сообщества, часто называют наукой об окружающей среде.
К сожалению, на протяжении всей истории человечества эксплуатация природных ресурсов осуществлялась на основе незнания законов экологии, что привело к серьезным и зачастую необратимым последствиям, таким как истощение природных ресурсов и колоссальное загрязнение среды обитания. Даже паллиативные меры по обеспечению жизни людей завтрашнего дня срочно необходимы, прежде чем мы сможем решить некоторые жизненно важные проблемы наступающего тысячелетия, такие как удовлетворение потребностей растущего населения планеты в воде и продовольствии. Но чтобы действовать, мы должны знать, как. Экология оказывается биологической и мировоззренческой основой, на которую люди могут опираться, чтобы предпринять превентивные меры по сохранению окружающей среды.

Заключение

Человечество должно приложить достаточно усилий для снижения загрязнения воздуха, воды и почвы; активно развивать экологически чистые технологии, в том числе предотвратить разрушение озонового слоя, снизить тепловое загрязнение окружающей среды. Обеспечение процветающего будущего на Земле возможно только при сохранении генетических ресурсов биосферы, ее биоразнообразия.

Список литературы

Как назывался первый этап экологии. картинка Как назывался первый этап экологии. Как назывался первый этап экологии фото. Как назывался первый этап экологии видео. Как назывался первый этап экологии смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как назывался первый этап экологии.

Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.

Как назывался первый этап экологии. картинка Как назывался первый этап экологии. Как назывался первый этап экологии фото. Как назывался первый этап экологии видео. Как назывался первый этап экологии смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как назывался первый этап экологии.

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

Оформление рефератов для любых институтов и университетов:

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ Как назывался первый этап экологии. картинка Как назывался первый этап экологии. Как назывался первый этап экологии фото. Как назывался первый этап экологии видео. Как назывался первый этап экологии смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как назывался первый этап экологии. Как назывался первый этап экологии. картинка Как назывался первый этап экологии. Как назывался первый этап экологии фото. Как назывался первый этап экологии видео. Как назывался первый этап экологии смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как назывался первый этап экологии.

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *