Как назывался первый мост через неву

Первые мосты в Петербурге

Как назывался первый мост через неву. картинка Как назывался первый мост через неву. Как назывался первый мост через неву фото. Как назывался первый мост через неву видео. Как назывался первый мост через неву смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как назывался первый мост через неву.

Сегодня сложно представить Петербург, город рек и каналов, без его знаменитых мостов. Между тем, со дня основания города успело пройти больше полувека, прежде чем было решено строить первые переправы. Случилось это 3 апреля 1760 года, и накануне памятной даты мы расскажем о самых старых мостах Петербурга.

Самые старые мосты Санкт-Петербурга относились к началу XVIII в. и до наших дней не дошли. Они строились из дерева, вследствие чего были недолговечны. Поскольку средний срок эксплуатации деревянного моста составлял 20-30 лет, береговые устои и опоры часто делали из камня. Во второй половине XVIII века, одновременно с сооружением каменных набережных, начинается строительство каменных мостов. Через Большую Неву прокладывали только наплавные мосты, которые удерживались на плаву за счет понтонов, лодок или плашкоутов — небольших плоскодонных судов грубой работы.

В начале XIX века стали возводить металлические мосты через малые реки и каналы. Позже появились первые постоянные мосты через Неву — Благовещенский, Литейный и Троицкий.

Как назывался первый мост через неву. картинка Как назывался первый мост через неву. Как назывался первый мост через неву фото. Как назывался первый мост через неву видео. Как назывался первый мост через неву смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как назывался первый мост через неву.

Иоанновский мост

История моста тесно связана с Петропавловской крепостью. Наплавной деревянный мост у Меншикова бастиона соединял Петропавловскую крепость на Заячьем острове с Березовым (ныне Петроградском) островом. В 1706 году он ожидаемо получил название Петровского, и только в 1887 году мост переименовали в Иоанновский по названию ближайшего равелина.

За всё время своего существования мост неоднократно перестраивался. Сначала это был наплавной деревянный мост, потом его сделали постоянным деревянным с подъемной частью посередине. В середине XX века после Великой отечественной войны у моста появились чугунные решетки художественного литья и торшеры с фонарями.
В XXI веке на мосту появился жилец. В честь 300-летия Петербурга в 2003 году на сваях моста установили фигурку зайца, которая получила неофициальное название «Зайчик, спасшийся от наводнения». Авторами проекта стали скульптор Владимир Петровичев и архитектор Сергей Петченко.

Иоанновский мост считается одним из самых первых мостов Санкт-Петербурга.

Как назывался первый мост через неву. картинка Как назывался первый мост через неву. Как назывался первый мост через неву фото. Как назывался первый мост через неву видео. Как назывался первый мост через неву смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как назывался первый мост через неву.

Первый Исаакиевский (Невский) плашкоутный мост

Первый наплавной мост через Неву до наших дней не сохранился. Его название произошло от небольшой деревянной церквушки Иcaaкия Далматского на левом берегу Heвы.

Этот мост в 1727 году возвел первый русский кораблестроитель Ф. П. Пальчиков по распоряжению генерал-губернатора светлейшего князя А. Д. Меншикова. Конструкция на 26 деревянных барках-плашкоутах должна была соединить его усадьбу на Васильевском острове с землей. Вскоре после завершения строительства Меншиков был арестован, а царский двор во главе с императором Петром II переселился в Москву, поэтому после зимы мост восстанавливать не стали, да и денег в канцелярии не имелось. Мост восстановили на прежнем месте лишь весной 1732 года согласно указу Анны Иоанновны «О делании через Неву на Васильевском острову моста на барках».

Любопытный факт:
За передвижение пo Исаакиевской переправе взималась плата, которую отменили в 1754 году.

В 1819–1821 годах мост реконструировали, превратив в понтонный, после чего он стал ежегодно собираемым мостом. Именно по этому мосту учёный-естествоиспытатель М. В. Ломоносов ходил в Химическую лабораторию и на заседания Академии наук на Васильевском острове. После того как построили постоянный Благовещенский мост ниже по течению Невы, Исаакиевский мост потерял транспортное значение.

Уже в наше время, в 1991 году, по проекту архитектора В. М. Иванова на Университетской набережной установили мемориальную доску: «Здесь находился первый в городе наплавной Исаакиевский мост. Береговые устои сооружены в 1819–1821 гг. по проекту инженера А.А. Бетанкура. 1727–1916».

Как назывался первый мост через неву. картинка Как назывался первый мост через неву. Как назывался первый мост через неву фото. Как назывался первый мост через неву видео. Как назывался первый мост через неву смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как назывался первый мост через неву.

Благовещенский мост

Первый постоянный мост через Большую Неву появился в 1850–1855 годах. С того времени он несколько раз менял названия, каждое из которых отражало изменения в жизни города.
Сначала мост носил название Благовещенского, поскольку тогда рядом находилась Благовещенская площадь. После смерти императора Николая I в 1855 году он стал именоваться Николаевским, а потом — мостом Лейтенанта Шмидта, руководителя севастопольского восстания на крейсере «Очаков» в 1905 году. В начале XXI века мосту вернули первое первое название.

Мост сделали настолько прочным, что его несущие опоры прослужили до 1936 года, а старые пролетные конструкции были использованы при строительстве моста через Волгу в Твери.

Сейчас это единственный мост на Неве, чей фундамент сделан из деревянных свай. Он считается одним из самых старых из существующих мостов через Неву.

Как назывался первый мост через неву. картинка Как назывался первый мост через неву. Как назывался первый мост через неву фото. Как назывался первый мост через неву видео. Как назывался первый мост через неву смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как назывался первый мост через неву.

Литейный мост

До основания Санкт-Петербурга в этом районе пролегала переправа на пути из России в Швецию: на одном берегу заканчивалась Новгородская дорога, на другом начиналась дорога на Выборг. Здесь возвели второй в городе плашкоутный мост, получивший название Воскресенского. Наплавному мосту пришлось покочевать по всей реке. В начале XIX века его перенесли к Летнему саду и дали название «Петербургский».

После того, как в 1849 году Литейный двор был упразднен, а Литейный проспект продолжен до Невы, к нему и был переведен наплавной Воскресенский мост, который переименовали в Литейный.

Весной бурный ледоход сорвал переправу, и решением комиссии в 1875 году вместо наплавного моста начали возводить постоянный одноименный мост. Кроме того, в конце XIX века Выборгская сторона стала центром фабричной и заводской жизни, и существовавший в то время наплавной мост не справлялся с увеличившимся во много раз объемом грузопотока. Автором проекта стал инженер Аманд Егорович Струве, которому поручили построить мост за четыре года.

Литейный мост считается вторым постоянным мостом после Благовещенского. Он построен через самое глубокое место Невы (24 метра) и разводится, чтобы пропускать корабли. Также мост стал первым постоянным мостом, чье освещение было электрическим. На нем были установлены фонари со «свечами» русского электротехника П. Н. Яблочкова, который на тот момент находился в ореоле всемирной славы. Его чугунные решетки украшают барельефы с изображением русалок, которые держат в руках герб Петербурга.

Как назывался первый мост через неву. картинка Как назывался первый мост через неву. Как назывался первый мост через неву фото. Как назывался первый мост через неву видео. Как назывался первый мост через неву смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как назывался первый мост через неву.

Троицкий мост

Этот мост много чем примечателен:

Традиционно он был возведен на месте наплавного моста. Проект французской фирмы «Батиньоль» был признан лучшим в результате двух международных конкурсов. Победители обошли как и своих соотечественников — фирму знаменитого французского инженера Густава Эйфеля, так и русских мостостроителей. Выбор именно этого проекта укрепил сотрудничество двух государств. В церемонии закладки Троицкого моста принимал участие французский президент Феликс-Франсуа Фор. Это был ответный жест после визита Николая II в Париж для закладки моста через Сену, который и по сей день носит имя русского императора Александра III.

Позже Троицкий мост был реконструирован российскими инженерами.

Как назывался первый мост через неву. картинка Как назывался первый мост через неву. Как назывался первый мост через неву фото. Как назывался первый мост через неву видео. Как назывался первый мост через неву смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как назывался первый мост через неву.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга»

Источник

Благовещенский мост в Санкт-Петербурге

Как назывался первый мост через неву. картинка Как назывался первый мост через неву. Как назывался первый мост через неву фото. Как назывался первый мост через неву видео. Как назывался первый мост через неву смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как назывался первый мост через неву.

18 ноября (6 ноября по ст. ст.) 1842 года император Николай I издал указ о построении первого постоянного моста через Неву. Мост должен был соединить Васильевский остров с Английской набережной.

До появления Благовещенского моста берега реки соединяли наплавные мосты.

Автором проекта был инженер Станислав Кербедз, придумавший использовать арочные конструкции из чугуна. Участвовал в создании моста и знаменитый архитектор Александр Брюллов, установивший на нем газовые фонари и чугунную ограду с трезубцами Нептуна и фигурками морских коньков.

21 ноября (9 ноября по ст. ст.) 1850 года мост был открыт для экипажей и пешеходов. Мост пересекал Неву у Благовещенской площади, откуда и произошло его первое название.

Новый мост имел семь пролетов в чугунных арочных конструкциях, а восьмой пролет был двукрылый разводной у правого берегового устоя. Благовещенский мост стал первым постоянным мостом через Неву. Его длина составила 361 метр, ширина 24 метра.

В 1854 году по проекту Андрея Штакеншнейдера у разводного пролета была построена небольшая часовня. Ее освятили во имя святого Николая Чудотворца.

В феврале 1855 года в связи с кончиной императора Николая I мост был переименован в Николаевский.

Спустя некоторое время разводной пролёт моста стал узок. В 1901 году было предложено несколько инженерных решений переноса разводного пролёта в центр русла, но ни один из них не был воплощён в жизнь.

В октябре 1918 года мост переименовали в мост Лейтенанта Шмидта, в честь Петра Шмидта, руководившего восстанием на крейсере «Очаков» в 1905 году и казненного за это.

В 1936-1939 годах по проекту Григория Передерия мост был практически полностью перестроен. Новый двукрылый разводной пролет был устроен между центральными опорами. Прежний разводной пролет заменен железобетонной аркой, облицованной гранитом. Пролеты по сторонам разводной части моста заново перекрыты стальными балками. Впервые в истории в мостостроении была применена электросварка. От прежнего Благовещенского моста остались только перила и опоры.

В 1977 году решетки моста были отреставрированы. У каждой опоры моста были установлены металлические газовые светильники, выполненные по рисункам инженера Цветкова, — стойки в виде колонн коринфского ордера на полом чугунном пьедестале, увенчанные многогранными стеклянными фонарями.

С сентября 2006 года по август 2007 года была проведена капитальная реконструкция Благовещенского моста. Мосту возвратили его исконное имя и исторический облик 1850 года ‑ исторический силуэт, решетчатая ферма с криволинейным нижним поясом, элементы декора. С моста были убраны трамвайные рельсы.

Ныне ширина моста составляет 37 метров: 8 полос движения по 3,5 метра каждая, 2 полосы безопасности и 2 тротуара.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник

А знали ли вы, что первые наплавные мосты через Неву связаны с именем Екатерины I?

Как назывался первый мост через неву. картинка Как назывался первый мост через неву. Как назывался первый мост через неву фото. Как назывался первый мост через неву видео. Как назывался первый мост через неву смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как назывался первый мост через неву.

В городе на Неве есть много мостов и легенд, и одна из них связывает появление первых наплавных мостов через Неву с именем Екатерины I. По рождению российская императрицы была Мартой Самуиловной Скавронской, в браке Крузе; после принятия православия получила имя — Екатерина Алексеевна Михайлова.

В 1721 году она стала супругой императора Петра I, после его смерти с 1725 года была правящей государыней, после которой — их дочь Елизавета Петровна взошла на российский трон. А речь пойдёт о некоторых фактах и легендах, рождённых ещё во времена правления Петра I.

Почему Пётр I запрещал строить мосты в городе?

В это можно с трудом поверить, но это так. В Санкт-Петербурге, основанном Петром I в 1703 году, и который раскинулся на островах, поначалу не строили переправ. Ведь город с множеством островов должен был иметь немалое количество мостов. Сегодня их реально около 800. А тогда император не поощрял мостостроения.

Государь желал видеть в своих согражданах исключительно моряков и между островами дельты Невы жители передвигались только на шлюпках. Также царь решил, что мосты в городе на Неве нужно возводить только в самых крайних случаях, например, при прокладке дорог через реки и протоки.

Пётр Великий, помимо всех его доблестных званий и заслуг, был большим романтиком. Он хотел видеть свой новый город на Неве точно таким же, как и любимый Амстердам. А там, как известно, все перемещались на лодках с одного острова на другой. Вот и думал царь привить своим землякам любовь к водным прогулкам. Пусть они были непродолжительными, но всё же. Вдобавок, переправы мешали судоходству. По его же мнению, Санкт-Петербург должен был стать крупнейшим морским европейским портом.

Но Петру Первому приходилось делать исключения. Мост был необходим для транспортировки важных грузов, так, в 1703 году для доставки строительных материалов к Петропавловской крепости был возведён деревянный мост — Иоанновский через Кронверкский проток. Он соединил Березовый и Заячий острова. По той же причине был построен через Неву в пределах города — Аничков мост через Фонтанку.

Первые наплавные мосты через Неву

Первый — плашкоутный, или наплавной, мост через Неву появился через 2 года после кончины императора Петра I, в 1727 году. Об этом существует интересная легенда. Дело было ранней весной. Соизволила императрица Екатерина I посмотреть новый дворец Александра Даниловича Меншикова на Васильевском острова.

На переправе государыне подали лодку. Дама попыталась аккуратно в неё сесть, но лодка накренилась, вследствие чего весь подол царственного нарядного платья был залит водой. Императрица сделала ещё одну попытку попасть в лодку, однако и она не увенчалась успехом.

Екатерину сильно хлестнуло волной, а платье полностью промокло. А переправиться на другой берег было крайне необходимо. Ведь её ожидал сам князь Меншиков. И тогда, как гласит предание, императрица повелела собрать все лодки, которые были в наличии на переправе, и выставить их борт к борту от одного берега до другого.

Так и было сделано, а далее приближённые настлали доски на лодки, создав тем самым что-то похожее на переправу. Так, императрица Екатерина I наконец-таки попала на Васильевский остров. Такое решение всем пришлось по вкусу. И, вот, таким образом, если верить легенде, дошедшей до наших дней, появились знаменитые наплавные мосты в Санкт-Петербурге.

В дальнейшем так и устраивали наплавные мосты. В качестве опор использовались «плашкоуты» — небольшие плоские лодки, на которые крепили сам мост.

Интересные факты про мосты и прочее

С пешего брали 1 копейку, с лошади — 2 копейки, а уж если кто-то из знати решил проехать по мосту в карете, то требовалось уплатить целый «пятак».

Источник

Благовещенский мост (мост Лейтенанта Шмидта)

Благовещенский (мост Лейтенанта Шмидта) в Санкт-Петербурге — это первая постоянная переправа через Неву. В XVIII веке город обходился наплавными сооружениями, поскольку считалось, что строительство постоянной переправы — очень дорогой и сложный процесс. Благовещенский мост, соединивший Васильевский остров с Английской набережной, был в то время самым протяженным в Европе.

История

Первые работы по возведению постоянных мостов через Неву появились в середине XVIII века, но их реализация оставалась несбыточной мечтой из-за дороговизны и сложности проектов.

В 1842 году было принято решение построить постоянную переправу между Васильевским островом и Английской набережной, проект был разработан выпускником Института путей сообщения Станиславом Валериановичем Кербедзом.

Строительство велось в соответствии с утвержденным императором «Положением о сооружении в Санкт-Петербурге постоянного моста через реку Неву», согласно которому работы были рассчитаны на четыре года. Однако, для строительства переправы потребовалось в два раз больше времени: работы велись с 1843 до ноября 1850 года.

В то время в Санкт-Петербурге было три долгостроя: Невский мост, Московская железная дорога и Исаакиевский собор. В народе ходила шутка:

Сооружение переправы, которую назвали Невской, проходило в исключительно сложных условиях болотистого грунта. Число рабочих, занятых в строительстве, приближалось к полутора тысячам. Сваи забивали с помощью паровых машин, для проведения подводных работ использовались воздушные колокола. Береговые устои выложили гранитом: для подводной части использовался финский гранит, а для надводной — сердобольский.

Существует легенда, согласно которой Николай I, зная о трудностях стройки, распорядился повышать Кербедза в звании за каждый возведенный мостовой пролет. Злые языки утверждали, что когда Кербедз узнал об этом, незамедлительно изменил проект, увеличив число пролетов. Скорее всего, это вымысел, но известно, что перед началом строительства Станислав Вениаминович находился в ранге капитана, а в день открытия Благовещенского моста 21 ноября 1850 года он был произведен в чин генерал-майора.

Как назывался первый мост через неву. картинка Как назывался первый мост через неву. Как назывался первый мост через неву фото. Как назывался первый мост через неву видео. Как назывался первый мост через неву смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как назывался первый мост через неву.

Новый Благовещенский мост

В оформлении моста принял участие художник Александр Брюллов. По его проекту были отлиты чугунные перила, а проект металлических газовых фонарей создал инженер Д. Цветков. Опоры сооружения не были украшены, этим подчеркивалась их «непоколебимая устойчивость». Планировалось, что на мосту будут установлены аллегорические скульптуры, выполненные по рисункам Петра Клодта и Николая Пименова, но от этой идеи пришлось отказаться из-за отсутствия средств.

Прилегающие к переправе территории была обустроены следующим образом:

Невский мост проверили на грузоподъемность, втащив на него рельсы, привезенные из Европы для строительства железной дороги.

Торжественное открытие Благовещенского моста состоялось 21 ноября 1850 года. В этот день можно было наблюдать непривычное для зимы зрелище, когда император и тысячи горожан собрались у Невы. Церемония началась с молебна, после которого император Николай I вместе с сыновьями прошёл пешком через переправу на Васильевский остров, обратно высокие гости вернулись в открытых экипажах.

Петербуржцам нравилось здесь прогуливаться, они восхищались ажурными решетками и газовыми фонарями, поднятыми на столбы в виде колонн коринфского ордера, а также разводным пролетом для прохода судов.

Как назывался первый мост через неву. картинка Как назывался первый мост через неву. Как назывался первый мост через неву фото. Как назывался первый мост через неву видео. Как назывался первый мост через неву смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как назывался первый мост через неву.

Гиппокампы — водные кони в ограде

Для тех времен это было, действительно, гигантское сооружение:

Разводной пролёт располагался у правого берега Невы, рядом с Васильевским островом, два его крыла разводились примерно за 40 минут.

После смерти Николая I в 1855 году мост был переименован в Николаевский. Рядом с разводным пролетом по проекту архитектора Андрея Штакеншнейдера на быке у разводного пролёта была возведена небольшая часовня Святителя Николая Чудотворца, которую в народе стали называть «Николай-на-мосту».

К началу XX века переправа стала узкой для прохода новых судов, к тому же эта часть Невы была мелководной. В связи с этим было принято решение реконструировать Благовещенский мост и перенести разводной пролет в центр.

Реализации этого проекта помешала начавшаяся Первая Мировая война.

Во время революционных событий 1917 года рядом с Николаевским мостом стоял знаменитый крейсер Аврора, известивший своим выстрелом о начале штурма Зимнего дворца. В честь этого события на Английской набережной установлен памятник.

В 1918 году Николаевский мост был переименован в мост Лейтенанта Шмидта в память о Петре Шмидте, руководившем Севастопольским восстанием на крейсере «Очаков» в 1905 году. По одному из проектов, предлагалось на месте снесенной часовни установить памятник революционному деятелю, первому из морских офицеров, перешедшему на сторону восставших матросов.

К вопросу о перестройке вернулись лишь после революции и Гражданской войны.

Реконструкция в советское время

В 1930 году часовню снесли, а вскоре стало ясно, что необходимо коренным образом реконструировать переправу. Разводной механизм стало заклинивать, кроме того, необходимо было менять пролет для судов, проходящих по Неве, поскольку их число возросло в связи со строительством Беломоро-Балтийского канала.

Перестройка переправы была проведена в 1930-х годах по проекту инженера, академика Григория Петровича Передерия. По сути, это было возведение нового моста с центральным разводным пролетом на старых устоях. Из внешнего оформления было сохранено лишь перильное ограждение, выполненное по рисункам Александра Брюллова.

Фамилия инженера и проектировщика Передерий вызвала новый всплеск творческой активности ленинградских пересмешников. В арсенале городского фольклора появилось выражение «Передерий передерил».

При реконструкции применили новые для того времени методы мостостроения. Соединение стальных конструкций выполнялось с помощью электросварки, положительно зарекомендовавшей себя при строительстве Володарского моста, также был использован новый способ подводного бетонирования.

После реконструкции длина моста Лейтенанта Шмидта стала 331 метр, а ширина увеличилась на 4 метра и составила 24 метра: проезжая часть увеличилась до 18 метров, тротуары имели длину 3 метра. Вместе с тем, масса сооружения уменьшилась почти в четыре раза и стала 2400 тонн.

Разводные крылья теперь располагались в среднем пролете, а время их подъема составляло всего 55 секунд.

В центре, на круглых башнях, установили памятные доски в память о лейтенанте Шмидте и о создателях моста.

Как назывался первый мост через неву. картинка Как назывался первый мост через неву. Как назывался первый мост через неву фото. Как назывался первый мост через неву видео. Как назывался первый мост через неву смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как назывался первый мост через неву.

Памятная доска в честь постройки и реконструкции

Чтобы испытать объект на прочность, 8 сентября 1938 года на правобережной проезжей части установили пять деревянных водонепроницаемых ящиков высотой в один метр и водоизмещением в 900 тонн и наполнили их водой, создав модель размещения на переправе легковых автомобилей в пять рядов. Через три часа воду выпустили и испытание провели на другой стороне.

С 5 ноября 1938 года движение по обновлённому мосту Лейтенанта Шмидта было открыто. Деревянный настил разводного пролёта заменили на металлический в 1976 году.

Реконструкция в 2000-х годах

Вопрос о новой реконструкции возник в 2004 году. Для движения автотранспорта и пешеходов на время ремонта выше по течению Невы был сооружен мост-дублер.

Источник

Первые мосты в Петербурге

Как назывался первый мост через неву. картинка Как назывался первый мост через неву. Как назывался первый мост через неву фото. Как назывался первый мост через неву видео. Как назывался первый мост через неву смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как назывался первый мост через неву.

Вид на Исаакиевский мост

Петербург рассекает широкая, стремительная Нева. Почти вся его территория состоит из множества островов-лоскутов, сшитых с помощью более чем пятисот мостов. Петр I любил воду и поощрял мореплавание. Он полагал, что мосты вредят развитию судоходства, а их отсутствие должно вызвать в петербуржцах потребность к передвижению по воде. Одной из первых в городе царь заложил Партикулярную верфь, где строились главным образом небольшие суда для частных лиц. Он видел верфь из окон Летнего дворца и ревностно контролировал все, что там происходило. Действия царя зримых результатов не давали, но добиться от него разрешения на строительство моста через Большую Неву не удалось. Плавать научились, но не вдоль, а поперек.

Первые наплавные мосты через Неву

Лишь после смерти основателя города на Большой Неве появился первый мост. Он соединил Сенатскую площадь с Университетской набережной близ Меншиковского дворца. Официально, по документам, мост значился как Невский. Современники и последующие поколения называли его Исаакиевским (по церкви Исаакия Далматского, подле которой он подходил к Адмиралтейскому острову). Вплоть до середины XIX столетия мосты через Большую Неву сооружались только наплавные. Такой мост удерживали на плаву понтоны, лодки или плашкоуты — небольшие плоскодонные несамоходные суда грубой работы. Настил для передвижения людей и грузов покоился на понтонах или лодках, способных выдержать на плаву всю передаваемую от него тяжесть. Мосты стелились по невской воде. Образное выражение А. С. Пушкина: «Мосты повисли над водами» — пророчество, осуществленное потомками современников поэта.

Первый Исаакиевский плашкоутный мост

В первый раз Исаакиевский мост соорудили весной 1727 года по распоряжению генерал-губернатора светлейшего князя А. Д. Меншикова. В сентябре того же года Меншикова арестовали и выслали из столицы. Поздней осенью перед ледоставом мост разобрали. В феврале 1728 года царский двор во главе с императором Петром II переехал в Москву. Весной мост собирать не стали: без Меншикова и императора никто не распорядился о его наведении, а если бы и распорядился, то «ныне в Канцелярии от строений, — читаем мы в отчете за 1727 год, — денежные казны налицо ничего не имеетца». В Москве юный Петр II скончался, там же на русский трон избрали Анну Иоанновну. По её именному указу «О делании через Неву на Васильевском острову моста на барках» весной 1732 года на прежнем месте восстановили плашкоутный мост. В 1819–1821 годах его реконструировали, превратив в понтонный с подкосной системой пролетных строений. Исаакиевский наплавной мост ежегодно наводился после ледохода и убирался перед ледоставом. С 1779 года только на время ледостава и ледохода все секции моста демонтировались и на пять-семь дней укладывались на берегу. На это время связь между левым и правым берегами прерывалась.

Зимой во льду прорубали каналы. К ним с берега подтаскивали секции моста, по воде доставляли на свои места и монтировали. По Исаакиевскому наплавному мосту из своего дома М. В. Ломоносов спешил на Васильевский остров в Химическую лабораторию или на заседание Академии наук. Мостом пользовались все, кто жил на Адмиралтейском острове, а работал на Васильевском или Петербургском острове, и наоборот. На Выборгскую сторону приходилось добираться, преодолевая многие водные преграды. Из-за трудностей перемещения по городу, расположенному на островах, и пошлин за пользование мостами столичные жители стремились селиться возможно ближе к месту службы или учебы. На Васильевском острове жили художники, ученые, студенты, на Адмиралтейском — аристократы, офицеры, чиновники, артисты, музыканты, на Петербургском — мастеровые. Единственный мост через Большую Неву постепенно переставал справляться с быстро растущими потребностями города.

Первые мосты на Выборгскую сторону: Воскресенский (затем Петербургский), Суворовский (затем Троицкий)

В 1786 году в створе Воскресенского проспекта соорудили наплавной мост, соединивший левый берег с Выборгской стороной, и назвали Воскресенским. Однако вскоре петербуржцам и двух мостов перестало хватать. В 1803 году Воскресенский мост переместили к Летнему саду и переименовали в Петербургский. В 1824–1827 годах конструкции моста заменили почти полностью и смонтировали в створе продольной оси Марсова поля. Названный сначала Суворовским, а затем Троицким, он действовал до 1903 года, до завершения строительства постоянного пролетного Троицкого моста. На месте прежнего Воскресенского моста был сооружен новый, эксплуатировавшийся до 1851 года. После разборки комплекса построек Литейного двора и продления Литейного проспекта к Неве этот мост навели в створе Литейного проспекта, он эксплуатировался до 1875 года.

Первые разводные мосты через Неву

В XVIII и XIX веках Большая Нева — первая и главнейшая улица столицы, грузовая и пассажирская магистраль. Суда ходили по ней вдоль и поперек. Маленькие кораблики свободно проплывали под настилом моста, большие дожидались наступления ночи. В назначенное для пропуска кораблей время несколько плашкоутов с закрепленными на них секциями мостового настила оттягивали в сторону, освобождая путь для кораблей. Позже у мостов устраивались подъемные участки настила, как на современных постоянных мостах. За проход судна с разводом моста в первой половине XVIII века взимали 1 рубль. Пошлина назначалась и за передвижение по мосту: «С карет и колясок, парами, по 5 копеек, с одноколок и екипажей в одну лошадь по 3 копейки, с воза по 2 копейки, с кучеров и лакеев, как и с пеших, по 1 копейке, с 10 мелких скотин по 2 копейки». Эти довольно высокие пошлины приведены по документам, датированным 1736 годом. В 1754 году императрица Елизавета Петровна на радостях по случаю рождения наследника престола цесаревича Павла Петровича, будущего императора Павла I, отменила плату за пользование мостом; позже её восстановили.

Наплавные мосты страдали от наводнений, резких колебаний уровня воды, ледоходов и ветра. Их конструкции разрушались от влаги и часто требовали ремонта. Для обеспечения надежной эксплуатации мостов при каждом из них содержалась команда, состоявшая из трех морских обер-офицеров, двух унтер-офицеров и по три рабочих на каждые два плашкоута; один мост обслуживали до сорока человек. Кроме затрат на ремонт и повседневную эксплуатацию значительные суммы уходили на демонтаж и наводку, производимые два раза в год. Город нуждался в мостах иной конструкции, более надежной. До середины XIX века сооружение постоянного пролетного моста с опорами пролетов на дно столь глубоководной и широкой реки не могло быть осуществлено из-за непреодолимых технических трудностей.

Строительство первого постоянного моста через Неву (Благовещенский мост)

В 1850–1855 годах через Большую Неву навели первый для нее постоянный пролетный мост. Он соединил Адмиралтейский остров у Благовещенской площади с Николаевской набережной Васильевского острова близ 7-й линии. Новый пролетный мост назвали Благовещенским, затем переименовали в Николаевский, ныне это мост Лейтенанта Шмидта (теперь опять Благовещенский – ред.). Несущие конструкции моста служили до 1936 года, когда их сняли и заменили новыми. Старые пролетные конструкции после их усиления в 1953–1956 годах использовали в Твери при строительстве моста через Волгу. После пуска Николаевского моста Исаакиевский наплавной мост временно перенесли на место близ нынешнего постоянного Дворцового моста и назвали Дворцовым; его эксплуатировали с 1856 по 1912 год.

Дворцовый, Троицкий и Биржевой мосты

Перед началом строительства постоянного Дворцового моста наплавной перенесли на прежнее место. В 1916 году последний наплавной, Исаакиевский, мост сгорел — причиной пожара послужила искра от проходившего вблизи буксира. Лишь после этого для Большой Невы стало справедливым выражение: «Мосты повисли над водами». Сегодня на невских набережных можно обнаружить следы, оставленные Исаакиевским наплавным мостом: у Сенатской площади — перестроенный въезд на мост и спуск к Неве, по нему зимой пешеходы попадали на дорожку, протоптанную в снегу параллельно мосту, и на Университетской набережной близ Меншиковского дворца — въезд на мост. Число наплавных мостов в Петербурге не превышало четырнадцати. На одном из первых планов молодой столицы — «Генеральном чертеже Санктпетербурха» Ж.-Б.-А. Леблона, датированном 8 января 1717 года, нанесены не существовавшие тогда мосты через Неву. Три из них Леблон расположил именно там, где много лет спустя появились Дворцовый, Троицкий и Биржевой пролетные мосты. Постепенно невские мосты превратились в главные атрибуты города. Их разводные пролеты — гигантские крылья — украсили великую реку. Без них теперь уж не представить панораму города. Белые ночи, набережные, мосты…
Можно ли где-нибудь ещё увидеть такое?

Материал предоставлен историком Ф. М. Лурье.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *