Как назывался кошелек в старину
История происхождения кошелька
Тысячелетиями человек пользуется деньгами и их предшественниками – ракушками, камушками, шкурками животных и другими некогда аналогами привычных нам бумажных купюр.
И все это время существует необходимость как-то эти ценности хранить и удобно носить с собой. Представьте, что было время, когда у человека не было карманов на одежде, еще никто не придумал кошелек, а портные не шили сумок. В ту эпоху деньги было принято прятать в голенища сапог, под шляпы. Из монет нередко делали бусы и просто вешали их на шею, а дамы, одежды которых тогда были уже достаточно пышными, прятали денежные знаки в складки между тканью.
Слово «кошелек» использовалось с первого столетия нашей эры, для обозначения сумки или мешка, в которой переносились разные необходимые в обиходе вещи и предметы. Происхождение слова «кошелек» скорее всего можно отнести к прото-германским праязыкам.
Древнегреческим словом kibisis называется мешок, который несет бог Гермес, и в котором нес отрубленную голову Медузы Горгоны мифический герой Персей, переводится это слово на русский язык обычно,как «кошелек».
Использование термина «кошелек» в его современном значении «небольшого плоского предмета для наличности» датируется 1834 годом.
В Древней Руси в кошелек представлял собой тканевый или кожаный мешочек, стянутый сверху специальным шнурком. В то время деньги функционировали только в виде монет, и такая форма кошелька была очень удобна. Богатые князья и бояре носили кошельки из дорогих тканей: парчи, шелка, бархата, которые были украшены вышивкой, драгоценными камнями и так далее.
На Руси кошельки появились начиная с XI века (прототип современного кошелька найден в Новгороде). Представлял собой тканевую мошну, стянутую в верхней части специальным шнурком, что препятствовало потере не только крупных монет, но и мелких. Помимо денежного инвентаря в кошелек вмещались и всевозможная атрибутика – складные весы для малых взвешиваний с гирьками, позволявшие владельцу кошелька принимать в качестве платы за товар драгоценные металлы и камни. Появились и разговорные обороты речи: тряхнуть мошной (потратиться), набить мошну, тугая мошна.
В Египте носили кошельки, напоминающие по своим размерам и выполняемой функции скорее сумки. В них они хранили драгоценные камни, травы и другие предметы, нужные, как они считали, в будущей загробной жизни.
Ассирийцы и вавилоняне в качестве кошелька использовали специальный мешочек из холста, носимый на поясе. Как правило, он не украшался и был атрибутом исключительно мужского костюма. Намного позже такой кошелёк практически без изменений позаимствовали у них древние греки, которые приспосабливали мешочек к поясу хитона, используя его для ношения монет, чеканившихся более чем в тысяче городов Древней Греции.
В Европе же первые кошельки появились в эпоху Средневековья и назывались «омоньерами». По форме и размеру они абсолютно не отличались от славянских собратьев. Единственное исключение состояло в том, что они служили еще и небольшой сумочкой, в которой помимо денег носили разные полезные мелочи, религиозные реликвии, драгоценности и так далее.
На восток, в частности в Японию и Китай, кошельки пришли довольно поздно. Этому послужили своеобразная форма денег: монеты имели отверстие в середине и носились на кожаной либо шелковой веревочке.
В Средневековье стали популярны необычные кошельки под названием «омоньер». Их использовали для благородных дел – подачи милостыни, так как существовало поверье, что если жертвовать деньги из своего обычного кошелька, дающий обеднеет. Фасон и размер омоньеров никак не отличался от привычных мешочков, и носили их, как правило, в паре.
Существенные изменения во внешнем облике кошелька появились у римлян. Они не только самыми первыми стали делать кошельки из кожи и украшать их (в Риме они даже инкрустировались для очень состоятельных людей и украшались уникальной вышивкой), но и стали их использовать в качестве обязательного атрибута женского костюма.
В XVI-XVII веках кошельки разделились на мужские и женские и стали сильно отличаться друг от друга. Дамы носили их под верхней юбкой, где располагался специальный разрез. В кошельках девушки носили не только деньги, но и другие мелкие вещи: заколки, украшения, письма. Мужские кошельки были скромного размера, предназначались только для ношения монет, а носили их в карманах брюк или камзола, которые к тому времени уже стали популярны.
В XIXвеке кошельки уже были похожи на современные. Под основу использовался картон, который оббивался цветным атласом. Традиционно они были кожаными, с двумя отделениями и закрывались на застежку, для украшения нередко использовалась вышивка. Форма кошельков была самая разнообразная: от овальных до шестиугольных.
Также в это время были популярны кошельки-монетницы из кожи на металлических зажимах. В России вплоть до 1917 года использовались кошельки для пожертвований. Они шились из парчи, бисера и других материалов. На них нередко вышивались поговорки и пословицы, связанные с подачей милостыни.
XX век, когда мода менялась столь стремительно, внес множество новых фасонов в историю кошельков: появились модели на кнопках и молниях, разноцветные кошельки из искусственной или натуральной кожи, славящиеся особыми формами и нестандартными линиями. Одновременно с этой тягой к новизне, дизайнеры вновь и вновь возвращались к достижениям прошлого, используя в своих работах элементы старинных кошельков.
Надеюсь не сильно вас утомила. Самой было интересно всё это узнать)) Если статья понравилась, просьба нажать «нравится». Спасибо.
Эволюция кошелька, или Как человечество носит деньги
Способы удобно и надёжно переносить личные деньги волновали человечество с момента, как денежные знаки вошли в его обиход.
Журнал «Дружи с финансами» рассказывает и показывает, как менялся этот прозаический, но такой необходимый предмет по мере развития денежного обращения и под влиянием моды.
Слово «кошелёк» в русском и ряде других славянских языков произошло от слова «кошь», которым называли плетёную сумку или корзину. Это позволяет нам предположить, как могли выглядеть ранние кошельки, вошедшие в употребление среди славян.
Карманы в одежде появились только в XVI–XVII веках, а до этого все нужные мелкие вещи носились в сумках. В качестве альтернативы нередко использовались головные уборы, голенища обуви и складки одежды.
Один из древнейших прообразов кошелька, который сохранился до наших дней, имеет возраст более 5,3 тыс. лет. Это кожаный мешочек Этци, или Тирольского ледяного человека, мумию которого обнаружили в Восточных Альпах в 1991 году. Тело Этци, погибшего в эпоху халколита (медно-каменный век) в ходе стычки в горах, прекрасно сохранилось в леднике, как и его снаряжение. Мешочек был пришит сухожилиями к его поясу и содержал массу полезных вещей: скребок, сверло, костяное шило, сухой гриб, который использовался как трут (денежных знаков тогда в хождении не было).
Предшественников кошельков мы можем заметить уже на древневосточных фресках (одни из первых — в Древнем Египте), где присутствуют изображения сумок для переноски драгоценных камней, лекарств и других ценных предметов. В Ассирии и Вавилоне в качестве кошелька также использовался мешочек, носимый на поясе, но делался он из ткани. Похожие были распространены и в Древней Греции. Греки использовали кошельки уже для ношения не только драгоценных камней, но и монет, чеканившихся во многих городах-государствах. Мягкие кошельки-кисеты с завязками были частью парадного женского костюма.
Древние римляне первыми стали украшать кошельки инкрустацией и вышивкой. По их изысканности можно было судить о социальном статусе владельца. Для переноски крупных сумм использовались большие мешки. Прозвище «денежный мешок» получил древнеримский государственный деятель Марк Лициний Красс. В Евангелии от Иоанна упоминается, что Иуда Искариот переносил в мешке деньги учеников (в Синодальном переводе Нового Завета Иуда носит ящик для пожертвований).
В древности и Средневековье в Японии и Китае привычных сегодня кошельков не было. Это было связано с тем, что монеты в государствах Восточной Азии вплоть до XX века имели отверстия в середине и носились на кожаном или шёлковом шнурке. Однако с течением времени для кошельков в этих странах стали тоже использовать тканевые мешочки, которые носили на поясе.
Научная реконструкция облика Тирольского ледяного человека
со снаряжением. К поясу пришит прообраз кошелька
Автор — Thilo Parg, Wikimedia Commons; CC BY-SA 3.0
В Южной Азии кошельки появились уже в Древнем мире, а на древнеиндийских скульптурах часто присутствуют божества и их служители, держащие денежные мешки или кошельки.
При археологических раскопках погребений часто находят кошельки древнего и средневекового мира. Так, один из наиболее богатых средневековых кошельков был найден в погребении VI–VII веков в королевском кургане Саттон-Ху в Англии. Иногда удаётся обнаружить и утерянные кошельки вместе с их содержимым.
Английский кожаный кошелёк. Имеет накладной карман
для мелких монет и петлю для крепления к поясу. Затягивается шнуром. Датировка: 1400-1650 г.
Автор неизвестен, Wikimedia Commons; CC BY-SA 2.0
В Новгороде благодаря климатическим особенностям хорошо сохраняются предметы из органики. Здесь был найден один из древнейших кошельков на территории Руси — в слое первой половины XI века. Он имеет прямоугольную форму и напоминает современные. Внутри находились весы, набор гирек-разновесов и арабский дирхем.
Русский холщовый кошелёк с кистями. Датировка: середина XVI века
Автор — Shakko, Wikimedia Commons; CC BY-SA 3.0
В ряде стран в древности и Средневековье в роли кошелька мог выступать кожаный пояс (на Руси это «черес» или «козица» из козьей шкуры), шириной в ладонь, с застёжкой в виде пряжки или замком. В наши дни пояса для переноски ценных вещей часто используются туристами в качестве меры предосторожности против кражи. Внешне они могут выглядеть как обычные ремни, но содержат один или несколько скрытых карманов с внутренней стороны, обычно закрываемых на молнию.
Французский кошелёк. Шитьё шёлком
и золотом. На вышивке — традиционный семейный сюжет. Дуб символизирует сбережения и рост благосостояния. Датировка: начало XIV века.
Автор неизвестен, The Metropolitan Museum of Art; CC0 1.0
Иногда к козицам крепилась отдельная кожаная сумка для монет, называвшаяся тюркским словом «калита» (в переводе — «кожаный мешок»). Калиты делались в основном из кожи и украшались аппликацией. Известны калиты из сафьяна с вышитыми золотом изображениями животных и украшенные драгоценными камнями. От этого слова происходит прозвище московского князя Ивана Даниловича (1325–1340), данное ему за щедрость и богатство.
В русском языке сохранилось много пословиц, где упоминается кошелёк: «Богатый о корабле, бедный о кошеле», «В суд поди и кошелёк неси, а то скажут: завтра», «Красавица без ума — что кошелёк без денег», «Не клади кошелёк туда, куда рука не дотянется», «Молодость не кошелёк: потеряешь — не найдёшь», «Старыми руками трудно кошелёк развязывать», «Умом туп, да кошелёк туг».
Западноевропейский путешественник Адам Олеарий, посетивший Россию в XVII веке, оставил интересные сведения о том, что небольшие серебряные русские монеты (Пётр I позже назовёт эти монеты «вшами») бедный люд и торговцы носили во рту: «У русских вошло в привычку при осмотре и обмере товаров брать зачастую до пятидесяти копеек в рот, продолжая при этом так говорить и торговаться, что зритель и не замечает этого обстоятельства; можно сказать, что русские рот свой превращают в карман».
На Руси мешки для переноски ценных предметов назывались также польским словом «мошна», и оно в дальнейшем стало символом большого богатства. Мошна упоминается в различных текстах в значении «казна», «бюджет». От слова «мошна» произошли такие выражения, как «тряхнуть мошной» (то есть потратиться), «набить мошну» (разбогатеть), а также слово «мошенник» — человек, укравший мошну.
В Средние века в Западной Европе широко распространяются кошельки с лировидным каркасом. Некоторое хождение они получают и на Руси. В подобных кошельках было удобно переносить не только монеты, но и гирьки для взвешивания монет и драгоценных металлов.
В XII–XIII веках с ростом средневековых городов происходит расширение специализаций кожевенников. Так, в «Книге ремёсел» Этьена Буало, составленной между 1254 и 1271 годами, отмечаются различные специальности, связанные с производством сумок и кошельков.
Мода на вышитые и затканные золотом и серебряными нитями кошельки с затягивающимся шнурком пришла в Западную Европу с Востока. В документах средневековых парижских гильдий упоминаются «производители сарацинских кошельков». «Сарацинские кисеты», привезённые крестоносцами из стран мусульманского Востока, стали популярны в Западной Европе с XII–XIII веков. Они часто украшались эмалью и миниатюрными портретами. Кисеты использовались арабами и евреями задолго до прихода крестоносцев, а турки называли кисетом наградной мешочек золота — подарок султана отличившемуся чиновнику.
В средневековой Европе также бытовали и другие кошельки. Например, в виде конвертов или кошельки-«омоньеры» (aumônières). Кошельки-конверты состояли из ряда карманов, нашитых по бокам, где хранились как целые монеты, так и их обрезки, раскладывавшиеся отдельно друг от друга.
Омоньеры — это поясные кошельки, почти не отличавшиеся по внешнему виду от обычных и предназначенные для раздачи милостыни. Они украшались вышивкой, а среди сюжетов могли быть как геральдика, так и растительные орнаменты или жанровые сценки с людьми. Первые омоньеры датируются XII веком. Считалось, что подавать милостыню из простого кошелька неправильно, так как деньги у дающего могут перевестись тоже.
В средневековой Европе с кошельком или с денежным мешком часто изображался святой Гомобон, живший в XII веке. Будучи успешным ткачом, он отдавал бóльшую часть своего дохода бедным. С XVII века святой Гомобон стал покровителем промышленников и предпринимателей.
Некоторые кошельки были настолько дорогими, что их можно было заложить у ростовщика. В долговых книгах Средневековья упоминаются кошельки, украшенные драгоценными металлами. Возможно, что в некоторых случаях их покупка являлась средством вложения денег для владельцев. Известно, что, когда дочь Карла VI Изабеллу Французскую выдавали замуж за английского короля Ричарда II в 1396 году, в её приданое включили огромное количество драгоценностей, в числе которых были «наборные золотые пояса» и «шитые бисером и жемчугом кошельки». В средневековых источниках сохранились сведения об одном нормандском дворянине, который носил столь богато украшенный кошелёк, что удивлял современников: сей предмет не смог бы вместить и малой части денег, отданных за его изготовление.
С XIV века постепенно выходят из моды восточные мотивы. Начинают ценить не просто богатые вещи с обилием золота и драгоценных камней, а предметы аккуратные и изящные. Вместо восточных мотивов на кошельках распространяются орнаменты нового типа — звёздочки, кружки, квадратики.
Постепенно кошельки перестают быть атрибутом высших имущественных классов, с XVI века ими начинают пользоваться цеховые ремесленники, сельские жители и мелкие торговцы.
Картина «Фокусник», мастерская Иеронима Босха. В левой части картины сообщник уличного напёрсточника ворует кошелёк у одной из зрительниц. Датировка: 1475-1502 г.
Автор — Иероним Босх (или его мастерская), Wikimedia Commons; CC0 1.0
Предпринимались меры для защиты кошельков от воровства. Кошельки прятали под верхней одеждой, снабжённой специальными прорезями для просовывания рук на уровне пояса. На некоторых средневековых кошельках, сохранившихся в западноевропейских музеях, имеется металлический каркас, который крепился на поясном ремне. Срезать такие сумки было сложно, как и запустить в них руку. В охранных целях к кошельку могли прикреплять и специальные бубенчики.
Воровство кошельков изображено на различных картинах — например, на полотнах «Христос, изгоняющий торгующих из храма» и «Крестьянский праздник у гостиницы» Питера Брейгеля Младшего, «Фокусник» Иеронима Босха и др.
Традиционный английский кошелёк с вышивкой. Датировка: конец XVII века
Автор неизвестен, Wikimedia Commons; CC0 1.0
Опасность кражи, видимо, уменьшилась с появлением в XVI–XVII веках одежды с карманами. В это же время стал выходить из моды обычай носить на поясе сумочки и мешочки.
С XVI–XVII столетий, когда в европейской одежде распространяются карманы, кошельки на поясе стали в основном атрибутом женского облачения, так как женские платья карманов не имели. Женщины носили их в основном под верхней юбкой, где была сделана специальная прорезь. Часто эти кошельки являлись подарками мужчин своим невестам. Традиция дарить кошельки на помолвку возникла в Средние века и сохранялась до начала XX столетия. Подобные кошельки рассматривались как символ будущего материального благополучия семьи. Их можно увидеть, например, в Музее средневекового искусства в бывшем аббатстве Клюни в Париже, в Музее истории тканей в Лионе. На них часто изображались элегантные мужчины и женщины и различные сюжеты из рыцарской литературы.
Кошельки часто присутствуют на фресках и картинах, при этом имея важное смысловое значение. Например, на известной картине Рембрандта «Даная» кошелёк — это символ божественной милости. В него служанка собрала монеты, которые рассыпались по спальне Данаи после нисхождения Зевса. Кошелёк часто был символом благосостояния на картинах Нового времени. Так, мешочек, прикреплённый к поясу, занимает важное место в портрете известного мецената и государственного деятеля Лоренцо Великолепного из династии Медичи кисти Джорджо Вазари.
Кошельки могли многое рассказать о владельце. Некоторые кошельки XVI века и более позднего времени украшены символами лёгкой жизни, атрибутами игры в кости или карты. Часто на кошельках изображали жёлуди. Это был символ экономии: богатство начинается с монетки, как могучий дуб — с маленького жёлудя.
Женские кошельки постепенно изменились, приняв форму небольшой сумочки на длинном шнурке, прикреплённой к запястью (ридикюли). Мужские кошельки видоизменились после появления одежды с карманами и широкого распространения бумажных денег.
Термин «бумажник» появился в XVII веке и означал в то время «сумку для бумаг». Только в ХIХ веке, бумажник стал синонимом кошелька. В этой же роли в русском языке использовался термин «портмоне» (от французского «porte-monnaie» — «носить деньги»).
Портрет известного мецената Лоренцо Великолепного из династии Медичи, написанный Джорджо Вазари. Поза Лоренцо демонстрирует его щедрость по отношению к людям искусства. Датировка: 1533-1534 г.
Джорджо Вазари, Wikimedia Commons; CC0 1.0
Бумажники и кошельки XIX века очень разнообразны. Тогда в моду вошли бумажники продолговатой формы с металлической оправой и шести- и восьмиугольные кошельки. Они имели два отделения и застёжку. Их основой был картон или плотная бумага, покрытая кожей, а также белым или цветным атласом. Внешняя сторона кошелька часто украшалась разнообразными бисерными вышивками. Для этого времени характерны орнаменты в виде венков, гирлянд из садовых и полевых цветов, сложных букетов. В XIX веке шитые бисером кошельки широко распространились и в России.
Английский кошелёк с золотым и серебряным шитьём. Датировка: последняя четверть XVI века
Автор неизвестен, The Metropolitan Museum of Art; CC0 1.0
Тогда же получают большое распространение дорожные сумки для перевозки драгоценностей и денег. С этого времени, в век железных дорог и пароходов, шорники стали часто производить товары, предназначавшиеся специально для путешествий. Некоторые кожаные кошельки изготавливались с секретом: замок можно было открыть только при определённой комбинации движков.
Французская дамская сумочка для денег и драгоценностей в форме пятиугольника. Датировка: 1820-1840 г
Автор неизвестен, Wikimedia Commons; CC0 1.0
Особые кошельки для подачи милостыни были в ходу вплоть до начала XX века. Они часто имели символическую форму. Форма сердца олицетворяла искренность, а семечка — добрые плоды, приносимые подачей милостыни. Часто на них присутствовали соответствующие надписи: «Просит убогий, а подаёшь Богу», «Милостивому человеку и Бог подаёт», «Одною рукой собирай, а другой раздавай», «Суд без милости — не сотворившему милости», «Если хочешь иметь — отдавай».
Первая мировая война изменила отношение к моде: перестали действовать многие строгие ограничения, существовавшие ранее. Моделей кошельков появилось великое множество: кошельки на зажимах и кнопках, монетницы, в которых монеты разного достоинства и размера укладываются одним нажатием пальца, и многие другие. Женская мода заимствует детали мужского обихода. Например, металлическая сумка-кошелёк, распространившаяся в странах Европы и Америки в первой половине XX века, родилась из мужского портсигара.
Классическая форма «кошелька скряги» (miser’s purse). Такая форма была широко распространена с конца XVIII века вплоть до начала XX века в Англии и Франции. В узком горлышке, соединявшем два отделения, имелась узкая прорезь. Через неё, сдвигая кольца, владелец получал доступ к содержимому. Быстро извлечь из такого кошелька крупную сумму было невозможно (отсюда и название).
Автор неизвестен, Wikimedia Commons; CC0 1.0
Сажать кошелёк на цепь и прикреплять к брюкам придумали байкеры, чтобы не терять во время езды на мотоцикле. В 1970–1980-е годы эту моду развили панки, а за ними в начале 1990-х — поклонники стилей гранж и тяжёлый металл.
В конце XX века в России для ношения мелких ценных вещей распространились так называемые борсетки — небольшие мужские сумки из кожи или кожзаменителя, носимые в руках либо через плечо. Слово происходит от французского boursette («сумочка»), которое, в свою очередь, было образовано от итальянского bourse («кошелёк»).
Первый памятник кошельку — из гранита и стали — в 1994 году установили в австралийском Мельбурне. Идея принадлежала Саймону Перри; это была работа скульптора для городского конкурса на самую оригинальную лавочку. В 2008 году в деловом центре Краснодара был открыт памятник, являющийся копией этого кошелька. Многие верят: если посидеть на кошельке, то достаток и финансовое благополучие будут обеспечены надолго.
Памятник кошельку в Краснодаре
Автор — MrYantit, Википедия; CC BY-SA 3.0
История не стоит на месте. И сегодня, с распространением электронных денег и расчётов с помощью интернета, появилась новая разновидность кошелька — электронный. Но его уже нельзя отнести к предметам материальной культуры.
Как назывался кошелек в старину
История кошельков: история создания и развития, достижения нашего времени.
На протяжении многих веков деньгами человеку служили самые разнообразные предметы: камни, ракушки, бусины, узелки на веревках и ещё много чего. И всему этому нужна была некая тара для хранения и перемещения.
Когда-то давно, в то время когда еще не было ни карманов на одежде, ни кошельков, люди носили денежные знаки в головном уборе или в голенище обуви. Дамы убирали монеты в складки одежды, а иногда из них делали своего рода украшения, например, монисто или бусы на шею.
Первые кошельки по своим размерам и по выполняемой функции скорее напоминали сумки. Египтяне носили в этих сумочках драгоценные камни, травы и другие предметы, нужные, как они считали, в будущей загробной жизни. Любопытно, что на Руси такой мешок называли мошной и это слово впоследствии стало символизировать большое богатство. Появились и разговорные обороты речи: тряхнуть мошной (потратиться), набить мошну, тугая мошна.
Древняя египетская фрезка с изображением кошелька
Ассирийцы и вавилоняне в качестве кошелька использовали специальный мешочек из холста, носимый на поясе. Как правило, он не украшался и был атрибутом исключительно мужского костюма. Намного позже такой кошелёк практически без изменений позаимствовали у них древние греки, которые приспосабливали мешочек к поясу хитона, используя его для ношения монет, чеканившихся более чем в тысяче городов Древней Греции.
Существенные изменения во внешнем облике кошелька появились у римлян. Они не только самыми первыми стали делать кошельки из кожи и украшать их (в Риме они даже инкрустировались для очень состоятельных людей и украшались уникальной вышивкой), но и стали их использовать в качестве обязательного атрибута женского костюма.
Зато в Древней Японии и Китае кошельков в их привычном качестве не существовало довольно долго. А всё потому, что монеты там были очень своеобразны – имели отверстия в середине и носились на обычном кожаном или шёлковом шнурке. Со временем для кошельков в этих странах стали тоже использовать поясные мешочки.
Нередко в роли кошелька выступал дорожный кожаный толстый пояс, сделанный с подкладкой, шириной в ладонь. Внутри него и хранились деньги. Застежкой служила пряжка, а иногда и замочек. Подобный способ хранения денег был и на Ближнем Востоке. В таких складках пояса там носили не только монеты, но и табак, завтрак, мелкие покупки.
Среди европейских кошельков в эпоху средневековья было немало образцов с каркасом в виде лиры. По данным археологов, в таких кошельках, как и на Руси, прятали монеты и гирьки для взвешивания драгоценных камней. Большой популярностью пользовались и так называемые «сарацинские кисеты», которые привезли крестоносцы в конце XIII века из стран Востока. Как правило, их украшали эмалью, серебряными колокольчиками и миниатюрными портретами.
Вместе с ними существовали и довольно необычные по назначению и форме кошельки, например, в виде конвертов или «омоньер». Первый состоял из многочисленных карманов, нашитых по бокам, в котором хранили целые монеты, их обрезки или гирьки, раскладывавшиеся в кармане по отдельности друг от друга. Другой предназначался для милостыни, потому что подавать милостыню из простого кошелька было не принято, считалось, что деньги у дающего переведутся тоже. Но в этот период внешний вид омоньеров почти ничем не отличался от обычных кошельков.
Французский кошелек 13-14 века
Начиная с XVI-XVII веков кошелёк на поясе стал атрибутом преимущественно женской одежды. Они носили кошелёк под верхней юбкой, где для удобства делали специальный разрез. Теперь кошелёк предназначался не только для монет, но и для личных вещей: ключей, миниатюрного молитвенника, любовных писем. Мужской же кошелек довольно сильно видоизменился после того, как появилась одежда с карманами. Вместительный кошелёк прошлого сменил небольшой мешочек для хранения круглых денег. Первые карманы делали прорезными, на брюках, к концу XVII века стали пришивать накладные карманы к мужским камзолам, а потом и к жилетам.
кошелек Дженни Вейд, найденный на месте битвы при Геттизбурге
Термин “бумажник” появился в XVII веке и означал в первоначальном варианте “сумку для бумаг”. И лишь в ХIХ веке бумажник стал синонимом кошелька, когда в Европе и России начали печатать бумажные деньги.
Бумажники и кошельки XIX века очень интересны своим разнообразием. В начале века в моду вошли кошельки продолговатой формы с металлической оправой и кошельки шести- или восьмиугольной формы. Бумажники для мужчин в то время имели два кармана или отделения и застежку. Основа кошелька и бумажника – картон или плотная бумага, покрытая сверху кожей или белым, а иногда и цветным атласом. Внешняя сторона кошелька украшалась бисерными вышивками.
В 1820-1830 годах в моду вошли записные книжки, сделанные вместе с бумажником. Такие изделия встречаются и в более позднее время, но уже намного реже. Зато всё столетие в Европе и России используют кошельки-монетницы с двумя кольцами-зажимами и разрезом посередине.
Продолжали использовать и кошельки для подачи милостыни. Материалы и формы, из которых их изготавливали, были самыми разнообразными. Были кошельки из металла, керамики, бисера, а форма обычно символизировала намерение того, кто подаёт милостыню. Сердце было олицетворением искренности и добросердечия, семечко означало добрые плоды, приносимые милосердием. Нередко на таких кошельках делали нравоучительные надписи: «Просит убогий, а подашь Богу», «Дорога милостыня во время бедности», «Если хочешь иметь больше – отдавай» и другие. 1917 год прервал традицию изготовления подобных кошельков, поэтому сегодня они представлены главным образом в частных коллекциях и музеях.
XX век добавил несколько своих страниц в историю кошелька. Небольшие кошелечки на зажимах или кнопке, выполненные на фабрике из искусственных материалов, связанные или вышитые бисером рукодельницами, даже монетницы, в которые монетки разного достоинства и калибра вкладываются одним нажатием пальца – один вариант. Другой вариант предлагают российские и европейские дизайнеры уже много лет. Самые разнообразные модели кошельков из кожи, включая кожу экзотических животных, часто украшенные драгоценными камнями, кристаллами Сваровски.
Меняются наши предпочтения и стили, появляются новые материалы для изготовления кошельков. А бывает и так, что мастер возвращается к традициям прошлого, создавая интересные, запоминающиеся изделия. Безусловно, этот процесс – не обычное копирование моделей, существовавших много десятилетий и столетий назад, а творческая переработка опыта мастеров прошлого. Примером удачного сочетания давних традиций и новизны могут стать кошельки-сумочки, очень любимые многими.
История кошелька продолжится, пока в мире будут ходить деньги. Дизайнеры постоянно удивляют интересными находками, остаётся лишь выбрать из многообразия кошельков единственный, соответствующий настроению, стилю, вкусу и финансовым возможностям.
История не стоит на месте. И уже сегодня появилась новая разновидность кошелька – электронный кошелёк.