Как назывался израиль в древности
Каковы были исторические названия Израиля?
Страна Израиля (Эрец-Исраэль) на протяжении многих веков осознавалась как историческая родина еврейского народа. В Танахе (Библии) неоднократно подчёркивается её связь с народом Израиля. В определённое время Эрец-Исраэль представляла собой часть более крупной географической единицы.
Шумеры в 1-й половине 3-го тысячелетия до н. э. видели в Эрец-Исраэль часть «Западной Страны».
Акады в середине 3-го тысячелетия до н. э. называли Эрец-Исраэль — «Страна Эмори».
Во 2-м тысячелетии до н. э. название «Страна Эмори» распространялось на Эрец-Исраэль и Сирию. Слово «эмори» употреблялось в Танахе (Библии) как название одного из кнаанейских племён, а иногда и в более широком смысле.
Древнее наименование страны — Ханаан — фигурирует во 2-м тысячелетии до н. э. в древнеегипетских источниках.
С конца 14-го до 12-го века до н. э. было распространено название «Страна Канаан (Ханаан)». Название «Канаан (Ханаан)» употреблялось в Танахе (Библии) как обозначение западного берега Иордана, а в широком смысле — также и западной части Сирии. Это название подразумевало преимущественно низменные части — прибрежную долину и западную сторону долины Иордан.
После того как вышедшие из Египта сыны Израиля вступили во владение землёй, название «Канаан» стало историческим названием.
Узкая полоска на северо-восточном берегу Средиземного моря, южной границей которой считались город Акко и гора Кармель, называлась «Финикия». Название это впервые встречается в «Одиссее» Гомера (песнь 14-я) и имеет греческое происхождение. Однако сами финикийцы называли себя «кананеями», хотя в Танахе их чаще именуют «сидонцами».
В дни Египетского Среднего царства и в начале Нового царства (до 19-й династии) Эрец-Исраэль, часть Сирии и Ливан были объединены названием «Ратену».
В аккадских источниках 23−16 веков до н. э. применяется название «Амурру» (страна аморреев).
В дни Нового царства Эрец-Исраэль и Южная Сирия носили название «Харру» или «Хурру» (страна хурритов). Эти названия фигурируют в ассиро-вавилонских текстах середины 2-го тысячелетия до н. э.
Древнее широко распространённое название «Эрэц hа-иврим» (земля евреев) употреблялось как в Танахе (Библии), так и в более поздние времена.
Название «Эрец бней-Исраэль» (земля сынов Израиля) также встречается в Танахе.
Под этими названиями уже подразумевается Земля обетованная.
В конце периода Второго Храма в еврейской традиции, литературе и в быту за Израилем окончательно закрепилось имя «Эрец-Исраэль» (страна Израиля). Это название впервые встречается в Танахе (Библии) в повествовании о войнах царя Саула (около 1030 г. до н. э.).
Название «Эрэц-Исраэль» определяет область проживания израильтян, но не страну как географическое целое с её естественными границами. «Эрец-Исраэль», согласно Танаху (Библии) — это царство 10-ти колен Израилевых.
С расколом Объединённого Израильского царства после смерти Соломона (928 г. до н.э.) территории Северного царства (Израильского) стали именовать «Исраэль», а Южного — «Йэhуда».
После падения Израильского царства (722 г. до н.э.) название «Йеhуда» постепенно привилось как наименование всей территории страны.
После окончательного раздела царства название «Исраэль» обозначает область царства Эфраима, а область царства дома Давидова называется «Эрэц Йэhуда».
После изгнания Израиля остатки 10-ти колен приблизились к Йэhуде, и слово «йэhуди» стало синонимом слов «бэн Исраэль» и «иври».
После вавилонского изгнания название «Йэhуда» обозначает область автономного еврейского поселения, а впоследствии — царство Хашмонаим и Гордуса. Этот название сохраняется и при римском владычестве, вплоть до подавления восстания Бан-Кохбы (135 г.), когда римский император Адриан в административном порядке переименовал Иудею в Палестину.
Название «Палестина» возникло как имя прилагательное от слова «Плештет»: существовало название «Сирия ге-Палестине» (Сирия Плештинская). Впоследствии название было сокращено (имя «Сирия» было опущено), и имя прилагательное превратилось в имя существительное.
Название «Сирия Палестинская» (производное от «Филистеи» — заселённой филистимлянами части побережья) было принято в эллинистическом мире и встречается уже в 5 веке до н.э. в сочинениях Геродота.
Это название обозначало то библейский Кнаан, то римскую провинцию возле Финикии и Аравии.
В 356 г. Палестина была разделена на две провинции, а с 425 г. этим именем называется каждая из трёх областей, на которые была разделена страна: Палестина Прима (Йэhуда и Шомрон), Палестина Секунда (большая часть Галилеи и Голан), Палестина Терция (Моав и Эдом до Эйлатского залива).
После арабского завоевания Палестина Терция не существовала более в качестве обитаемой земли. Палестина Прима превратилась в «Джунд (военный округ) Паластин» со столицей в Рамле, а Палестина Секунда — в «Джунд Урдун» (Иордан).
После падения империи крестоносцев название «Палестина» перестало быть официальным, но христиане продолжали пользоваться им для обозначения Эрец-Исраэль на обоих берегах Иордана.
С арабским завоеванием в 638 г. Эрец-Исраэль является одной из провинций халифата под названием «Фаластин» (арабская форма названия «Палестина»).
В средние века Израиль начали называть «Эрэц ha-Кодэш» (Святая земля).
В 1922 г. англичане сузили значение названия «Палестина», которое отныне распространялось только на западный берег Иордана.
Арабское государство на восточном берегу Иордана получило название «Трансиордания».
С 1949 г. восточный берег и арабская часть западной территории Эрец-Исраэль получили название «Иорданское королевство».
Еврейская часть западной территории Эрэц-Исраэль получила название «Мэдинат Исраэль» (Государство Израиль).
Евреи выражали любовь и привязанность к Эрец-Исраэль также и другими именами: Святая Страна, Святая Земля, Удел Господа, Страна желанная, Обетованная Земля.
Происхождение названия государства — Израиль
Происхождение названия Израиль. На протяжении последних трех тысячелетий слово «Израиль» обозначало как землю государства Израиль (Эрец-Исраэль), так и весь еврейский народ.
Источником этого названия служит Книга Бытия, где патриарх Иаков после борьбы с ангелом Бога получает имя Израиль:
«И сказал (ангел): как имя твоё? Он сказал: Иаков. И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт.32:27,28).
Толкователи расходятся в определении значения слова Израиль…
По одной версии, это имя происходит от глагола сара (управлять, быть сильным, иметь власть, данную свыше), таким образом образуя слово, означающее «Имеющий власть над силами». Другие возможные значения — «Принц Божий» или «Борьба/сражение Эля».
Впоследствии, еврейский народ, произошедший от Иакова, стал называться «Дети Израиля», «Народ Израиля», «Сыны Израиля» или «израильтяне».
Первое в истории упоминание слова «Израиль» было обнаружено на стеле Мернептаха на территории Древнего Египта (конец XIII века до н. э.) и относится к народу, а не к стране.
Современное государство было названо «Мединат Исраэль» — Государство Израиль. Рассматривались также и другие названия: Эрец-Исраэль (Земля Израиля), Сион, Иудея — однако были отвергнуты.
Впервые оно было упомянуто официально в выступлении первого министра иностранных дел Моше Шерет.
Рав Элиягу Эссас
В нееврейских переводах Торы встречаются сотни искажений оригинального текста.
В отрывке, описывающем ночное сражение Яакова с малахом (духовной субстанцией, выполняющей задание Всевышнего), говорится, что Яаков своей силой одолел того малаха (см. Берешит, гл.32, ст.29). И это заставило малаха раскрыть Яакову его второе имя, которое станет основным — Исраэль (Израиль).
В этом фрагменте написано: «…ки сарита им элоhим… ве-тухаль…», то есть — проявил силу перед малахом и одолел (его).
Выражение «проявить силу» на иврите — серара (сокращенно — ср). Буква «и» в начале слова «Исраэль» указывает на будущее время. Слово эль в переводе — «духовная сила», а, кроме того, это — одно из Имен Всевышнего.
Поэтому имя Исраэль означает — «он (еврейский народ) проявит силу и сможет одолеть (даже силу) духовных субстанций, таких как тот малах (который был, кстати сказать, духовным корнем Эсава, брата-антипода Яакова)».
В нееврейских переводах данного отрывка допустили ошибку, переведя выражение «ки сарита им элоhим…» как — «борьба с Всевышним».
Впрочем, для такого перевода, казалось бы, есть основание. Ведь слово «элоhим» в большинстве случаев (но не во всех, подчеркиваю) означает — Всевышний (или какое-либо из Его Имен).
Но, как мы уже говорили, в нееврейских переводах Торы — сотни искажений. И перед нами — одно из них.
И все же, на каком основании мы утверждаем, что упомянутый перевод — ошибочен?
Основание у нас — очень простое. Весь эпизод (если можно так выразиться) борьбы Яакова с малахом еще раз описывается в Танахе, в книге пророка Гошеа (точнее — h-Ошеа). В ней читаем: «…ув-оно сара эт-элоhим, ва-йасар эль-малах, вайухаль» (гл.12, ст. 4-5). Что в переводе означает — «(Яаков) проявил силу перед элоhим, проявил силу перед малахом и одолел (его)».
В этой фразе пророк, как очевидно, однозначно и недвусмысленно поясняет, что словом «элоhим» в данном случае обозначен именно малах, духовная субстанция, но — не Всевышний.
Нееврейские переводчики, увы, «не обратили внимание» на то, о чем сообщил пророк Гошеа. Или — не захотели учитывать его описание…
Отметим попутно, что в более общем и полном переводе слово Исраэль означает — «Всевышний (в конце времен) будет (признан) правителем мира». Это произойдет, в частности, и через преодоление духовной силы (малаха) Эсава…
Как видим, нееврейское понимание слова Исраэль — прямо противоположно правильному. Не с Всевышним наш народ будет бороться, а с духовным корнем Эсава. И одолеет его.
И в заключение отмечу, что данный ответ написан за несколько дней до праздника Пурим. В эти дни мы отмечаем судьбоносную победу нашего народа над Аманом из рода Амалека, который был внуком Эсава.
Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Древний Израиль
Израильское царство (ивр. ממלכת ישראל ) — древнее еврейское царство. Согласно Библии, основано в XI веке до н. э. царём Саулом (Шаулем).
Содержание
Происхождение названия
Источником названия «Израиль» (Исраэ́ль) служит Книга Бытия, где патриарх Иаков после борьбы с ангелом Бога получает имя Израиль: «И сказал (ангел): как имя твоё? Он сказал: Иаков. И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт.32:27,28) Толкователи расходятся в определении значения этого слова. По одной версии, это имя происходит от глагола сара (управлять, быть сильным, иметь власть, данную свыше), таким образом образуя слово, означающее «Имеющий власть над силами». Другие возможные значения — «Принц Божий» или «Борьба/сражение Эля». [1] Впоследствии, еврейский народ, произошедший от Иакова, стал называться «Дети Израиля», «Народ Израиля» или «израильтяне».
Первое в истории упоминание слова «Израиль» было обнаружено на стеле Мернептаха на территории Древнего Египта (конец XIII века до н. э.) и относится к народу, а не к стране. [2]
История
Со времён Давида столицей являлся Иерусалим. После смерти Соломона большая часть Израиля не признала власти его наследников и объединилась под властью Иеровоама I, в то время как колено Иуды и часть колена Вениамина с центром в Иерусалиме образовали самостоятельное Иудейское царство (ок. 922 до н. э.).
После отделения Иудейского царства столицей Израильского царства стал Сихем (Шхем), затем Фирца и наконец Самария. Израильские цари никогда не принимали монотеистического культа Яхве, а всегда исповедовали язычество, поклоняясь золотым тельцам либо божествам финикийского культа; с точки зрения Ветхого Завета, ни один из них не был «благочестивым царём». В Израильском царстве правящие династии неоднократно менялись в результате переворотов, дольше всего правила династия Ииуя. Царство Израильское было завоёвано Ассирией. Все десять колен, населявшие Израильское царство были безвозвратно утеряны. Современные евреи являются потомками тех, кто жил в Иудейском царстве.
Примечания
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Древний Израиль» в других словарях:
Дан (Древний Израиль) — У этого термина существуют и другие значения, см. Дан. Достопримечательность Тель Дан תל דן … Википедия
Израиль (правители) — Израиль и Иудея (1020 587 до н. э.) Саул 1020 965 Давид 1004 965 Соломон 965 928 Иудея (928 587) Ровоам 928 911 Авия 911 908 Аса 908 873 Иосафат 873 849 Иорам 849 843 Охозия 843 842 Гофолия 842 836… … Древний мир. Энциклопедический словарь
Израиль — У этого термина существуют и другие значения, см. Израиль (значения). Государство Израиль מדינת ישראל Мединат Исраэль دولة إسرائيل Даулат Исра’иль … Википедия
Израиль — Государство Израиль, в Зап. Азии, на вост. побережье Средиземного моря. Образовано в 1948 г. на основе решения Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 г. В качестве названия принято название еврейского гос ва, существовавшего примерно в этих… … Географическая энциклопедия
ИЗРАИЛЬ ДРЕВНИЙ — имя Израиль: 1. Одно из самонаименований древнеевр. народа, согласно библейской традиции возникшее в период его пребывания в Египте как именование потомков внука патриарха Авраама Иакова, к рому Бог дал имя Израиль (Быт 32. 28); синоним выражения … Православная энциклопедия
Древний Египет — Цивилизация Древнего мира • Северо Восточная Африка Древний Египет … Википедия
ИЗРАИЛЬ — 1. имя Ветхом Завете имя, по разному употребляемое в Ветхом Завете. Означает Бог борется (или борющийся с Богом ) и было получено Иаковом после того, как тот боролся с ангелом Господним и победил (Быт 32:28). В 1 главе Книги Исхода двенадцать… … Энциклопедия Кольера
ДРЕВНИЙ ВОСТОК И БИБЛИЯ. — Д.В. принято называть группу цивилизаций, развившихся в Вост. Средиземноморье, по берегам Нила и в Передней Азии. (Понятие «Д.В.» включает также страны Юго–Восточной Азии и Дальнего Востока). Чтобы очертить пределы переднеазиатско–египетского Д.В … Библиологический словарь
Израиль — (Исраэль) I. Имя праотца Яакова*. II. Еврей, не являющийся ни потомком левитов*, ни потомком Когенов* (по мужской линии). III. Название государства десяти еврейских колен*, отделившегося после смерти царя Соломона от его царства.… … Энциклопедия иудаизма
Древний Китай — История Китая Эпоха неолита Три властителя и пять императоров Династия Ся Династия Шан … Википедия
Как назывался израиль в древности
По их мнению, данное государство волюнтаристским методом было начертано на арабских землях, и поэтому его существование незаконно. И хотя никаких доводов, кроме своего собственного мнения они слышать не хотят, однако попытаемся им напомнить историю Израиля.
Что было на месте Израиля раньше?
Британский мандат
До того момента, как по решению СБ ООН на Ближнем Востоке был образован Израиль, данным регионом управляла Британская империя. Даже на закате британской имперской миссии Палестина была полноценной колонией Британии, хотя в силу ряда причин нейтрально именовалась подмандатной территорией. Для самой метрополии Палестина была довольно-таки дальней периферией, поэтому заметного экономического развития она не получала. Единственным плюсом этого периода можно считать то, что за эти три десятилетия выросло количество евреев, переселившихся на историческую родину из диаспор, находившихся в других государствах. Сложно сказать, какой процент в среднем евреи составляли в Эрец-Исраэль, но было ясно одно, что почти все города, которые попали в новообразованное государство Израиль были с преобладающим еврейским населением.
А что было до британского мандата?
Под властью Османской империи
Что было до власти Османской империи?
Период арабского владычества
Но евреи с этих земель никуда не девались. Даже придерживаясь гражданских законов Халифата, евреи Палестины чувствовали себя вполне благополучно. Они не были ограничены ни в религии ни в создании семей. В основном все они проживали в Иерусалиме, где целые районы принадлежали еврейским диаспорам. Между школами еврейских мудрецов существовала довольно тесная связь. Конечно же, они не могли претендовать на реальную власть, однако им не особо мешали заниматься экономической деятельностью. Арабы ценили евреев, как специалистов в той или иной области. Гораздо больше проблем еврейскому населению доставил в свое время приход в эти земли крестоносцев.
Период крестоносцев
Для евреев Эрец-Исраэль появление христиан-крестоносцев стало настоящим потрясением. Считая, что они несут истинные знания, крестоносцы предавали огню, мечу и разграблению все, до чего могли дотянуться. Показательным примером служит захват ими Иерусалима, когда город практически обезлюдел. А ведь тогда в нем проживало евреев больше чем где либо еще. Практически все они были убиты. Почти 90 лет крестоносцы владели Иерусалимом, пока в 1187 году их оттуда не выбил Салах-ад-Дин, восстановивший арабское владычество над городом.
Что было до арабского правления и крестоносцев?
Византийско-персидский период
Начиная с 395 года, землями Израиля стала править Византия, возникшая после разделения Римской империи на две части, Западную и Восточную. Данный период отмечен тем, что в европейских государствах начало укрепляться христианство, крайне нетерпимое к иным верованиям. Византийские правители старались максимально усложнить жизнь евреям, отчего в Эрец-Исраэль количество иудеев постепенно начало сокращаться. Однако в Галилее, некогда входившей в состав Иудейского царства, евреи все еще составляли большинство населения.
Когда в 614 году в регион пришли персы, пообещавшие евреям серьезные гражданские и религиозные свободы, те восприняли это с воодушевлением. Они помогли персидской армии овладеть Иерусалимом, а те в благодарность за помощь отдали город под контроль евреев. Правда, такое счастье длилось недолго. В 629 году Иерусалим вновь стала контролировать Византия, и евреям пришлось дорого заплатить за недолгую свободу. В 629-630 годах прокатилась волна погромов и массовых убийств, отчего количество евреев в крае сократилось до микроскопического показателя. Впрочем, полностью они не исчезли даже после страшных событий.
Римская провинция
С 63 года до н.э. Иудея стала вассалом Рима, в 40 году до н.э. была разделена на Иудею, Самарию, Галилею и Перею (Галаад, Заиорданье). С 70 года н.э. Иудея лишилась автономного статуса и была превращена в римскую провинцию.
Еврейское присутствие в регионе существенно сократилось после поражения восстания Бар-Кохбы против римлян в 135 году. Римляне изгнали из страны значительное количество евреев и переименовали провинцию Иудея в Сирия Палестина, чтобы стереть память об еврейском присутствии в этих местах. Основное еврейское население в этот период переместилось из Иудеи в Галилею и на Голанские высоты.
Вслед за разделением в 395 году Римской империи на Западную и Восточную (Византию) Палестина отошла к последней.
История Древнего Израиля и Иудеи
Первые древнееврейские племена (колена) появляются здесь около 1200 года до н.э. Этим периодом датируются обнаруженные здесь 250 еврейских поселений. Установление царской власти и возникновение Израильского, а позже и Иудейского царств датируется концом XI — серединой X веков до н.э. Эти государственные образования правили в регионе с перерывами следующие тысячу лет. Около 1000 года до н.э. евреи под предводительством царя Давида завоевали главный город иевусеев (Иерусалим). Давид построил здесь крепость, — «Град Давида».
Ранняя история Ханаана
В этот период истории арабов как цельной народности тогда еще не существовало. А что же было в крае до прихода туда евреев? Там был Ханаан – государственное образование, состоящее из группы полисов – городов-государств. До того как на него было обращено внимание евреев, здесь уже тысячи лет проживали люди. В этих местах впервые начали культивировать злаки, появились первые капитальные поселения. А Иерихон стал первым в истории городом, который обнесли стеной.
В Ханаане жили родственные евреям семитские народности, а также вторгшиеся на эти земли филистимляне, которые на базе нескольких собственных городов образовали собственное государство. Тем не менее, назвать Ханаан независимым государственным образованием можно лишь с большой натяжкой. К приходу сюда евреев он уже долгое время контролировался Египтом. Фактически, евреи, разгромившие Ханаан и основавшие собственное государство, на долгое время дали региону независимость и возможность самостоятельного управления.
История древнего Израиля и Иудеи
Периоды еврейской истории:
Евреи в Польше и России
Антисемитизм · Евреи
История иудаизма
Течения в иудаизме
Земля Израиля (ивр. Эрец-Исраэль) священна для еврейского народа со времён библейских патриархов — Авраама, Исаака и Иакова. Учёные относят этот период к началу 2 тысячелетия до н. э. [1] Согласно Библии, Земля Израиля была завещана евреям Богом, с тем, чтобы стать Землёй Обетованной — здесь находятся все священные места еврейского народа.
Содержание
Древнейшая история
Самыми древними обитателями современной территории Израиля были неандертальцы. Первые люди современного типа появились в этом регионе примерно 75 тыс. лет назад и некоторое время делили территории с неандертальцами. [2] До 20 000 года до н. э. здесь были сезонные стоянки и пещерные укрытия. [3] 10—8 тыс. до н. э. эта территория входила в ареал натуфийской культуры, носители которой впервые в истории начали культивировать злаки. [4]
Примерно 9 тыс. лет назад в этих местах началась неолитическая революция и появились первые поселения. Приблизительно этим периодом датируется появление первого известного истории города окружённого стеной — Иерихона. Ханаанеи, первые семитские племена, появились здесь примерно в 4-3 тысячелетии до н. э. [2] Следующие 2-3 тыс. лет страна находилась под управлением Древнего Египта.
Завоевание Ханаана (ок. XIII в. до н. э.| 14 лет)
Первые древнееврейские племена (колена) появляются здесь около 1200 года до н. э. [2] Этим периодом датируются обнаруженные здесь 250 еврейских поселений. [3]
Согласно Библии, Иисус Навин с необычайной энергией вёл наступательную войну и, пользуясь раздробленностью местных ханаанских князей, за короткое время разбил их одного за другим, при этом, согласно с обычным военным правом древности, подвергая всё население поголовному избиению, находившему себе оправдание, кроме того, и в той ужасной степени религиозно-нравственного развращения, на которой находились ханаанские народы и при которой они становились решительно опасными для религии и нравственности избранного народа. Завоевание исполнено было в семь лет, и завоеванная земля разделена была между двенадцатью племенами, на которые разделялся народ (по числу своих двенадцати родоначальников, сыновей Иакова), с выделением из них тринадцатого колена Левиты на священное служение.
Эпоха Судей (XII—XI вв. до н. э.|
После смерти Иисуса Навина народ остался без определенного политического вождя и фактически распался на двенадцать самостоятельных республик, объединением для которых служило лишь единство религии и закона и сознание своего братства по крови. Это разделение естественно ослабило народ политически, а вместе с тем и нравственно, так что он стал быстро подчиняться влиянию оставшегося не истреблённым ханаанского населения и увлекаться безнравственными формами его идолопоклонства, состоявшего в боготворении производительных сил природы (культ Ваала и Астарты). Этим пользовались как туземные, так и окружающие народы и, мстя евреям за их прежние победы, подчиняли их себе и подвергали жестоким угнетениям.
От этих бедствий народ был избавлен старейшинами и доблестными вождями, так называемыми судьями, среди которых особенно выдаются знаменитая пророчица Девора, доблестный Гедеон и прославившийся своей чудесной силой Самсон, гроза злейшего врага израильского народа — филистимлян. Несмотря на эти подвиги отдельных лиц, вся история периода судей (продолжавшегося около 350 лет) есть история постепенных заблуждений, беззаконий и идолопоклонства народа с неразлучно следовавшими за ними бедствиями. Среди избранного народа почти совсем забыта была истинная религия, и на место её явились жалкие суеверия, распространявшиеся разными беспутными, бродячими левитами. Безнравственность стала настолько всеобщей, что прелюбодейное сожительство считалось обычным делом и как бы заменяло брак, а в некоторых городах развелись даже такие гнусные пороки, которыми некогда Содом и Гоморра навлекли на себя страшный гнев Божий.
Внутреннее беззаконие и всеобщее самоуправство довершают картину жизни израильского народа в те дни, «когда у него не было царя и когда каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд.21:25). При таком положении избранному народу грозила окончательная гибель, но он избавлен был от неё последним и наиболее знаменитым судьёй Самуилом. Своим проницательным умом открыв самый источник бедствий своего народа, он посвятил всю свою жизнь благу его и решился произвести в нём радикальное религиозно-общественное пребразование. Сосредоточивая в своей личности и духовную, и гражданскую власть и будучи пламенным ревнителем веры отцов, он с целью возрождения народа, сам будучи пророком и учителем веры, пришёл к мысли основать учреждение, которое могло бы навсегда служить источником духовного просвещения и из которого могли бы выходить просвещенные ревнители веры и закона. Такое учреждение и явилось в виде пророческих школ, или так называемых «сонмов пророков». Из этих школ впоследствии и выходили те доблестные мужи, которые бесстрашно говорили горькую правду сильным мира сего. Одушевленные самоотверженной ревностью об истинном благе народа, они были бесстрашными поборниками истинной религии и выступали решительными защитниками её при всякой угрожавшей ей опасности. Деятельность их развивалась и крепла по мере хода исторической жизни народа, и с течением времени они сделались грозными мстителями за всякое попрание религии, истины и справедливости. Своей неустанной проповедью они с этого времени не переставали будить совесть народа и его правителей и тем поддерживали в нём дух истинной религии и доброй нравственности.
Мудрое правление Самуила продолжалось до его преклонных лет; но беззаконные действия его негодных сыновей вновь угрожали народу возвращением к прежним бедствиям, и тогда в нём явилось непреодолимое желание решительно покончить с периодом анархии и он стал просить престарелого судью поставить над ним царя, который бы «судил их, как и прочие народы». Это желание было вызвано в народе окончательным сознанием своей неспособности к самоуправлению по возвышенным началам теократии, как они изложены были в законодательстве Моисеевом, хотя самое учреждение царской власти отнюдь не противоречило началу теократии и, напротив, в самом Моисеевом законодательстве предвиделось как необходимая ступень в развитии исторической жизни народа (Втор.22:14,15).
Древняя история (XI—IV вв. до н. э.)
Период «объединённого царства» (XI—X вв. до н. э.| 80 лет)
Правление Саула (ок. 1029—1005 гг. до н. э.)
Самуил, уступая желанию народа, помазал на царство Саула (Шаула), происходившего из отличавшегося своей воинственностью колена Вениаминова.
Новый царь, и после избрания на царство с истинной патриархальностью продолжавший предаваться мирному труду пахаря, скоро показал свою воинственную доблесть и нанес несколько поражений окружающим враждебным народам, особенно филистимлянам, со времени Самсона сделавшимися злейшими угнетателями Израиля. Но эти подвиги вскружили ему голову, и он от первоначальной простоты начал круто переходить к высокомерному самодержавию, не стеснявшемуся в своих действиях даже указаниями престарелого пророка Самуила и закона Моисеева. Отсюда неминуемо произошло столкновение между светской и духовной властью, и так как всё показывало, что Саул и дальше пойдет всё в том же направлении, прямо угрожавшем подорвать основной принцип исторической жизни избранного народа, то оказалась печальная необходимость пресечь этот царственный род и преемником ему был избран юный Давид из колена Иудина, из города Вифлеема.
Правление Давида
На рубеже 2-1 тыс. возникает Израильское царство Давида. Давид, помазанный на царство, когда ещё был пастухом, стал знаменитейшим царём Израиля и родоначальником длинной линии царей иудейских почти до конца политического существования народа.
Новый избранник не сразу вступил на престол, а должен был всю молодость провести в разнообразных приключениях, скрываясь от кровожадной ревнивости всё более падавшего нравственно царя Саула.
В течение первых семи лет царствования его резиденцией был Хеврон, а после убийства сына Саула, Иевосфея (Ишбошета) все колена признали Давида своим царём.
Давид пришёл к убеждению, что для утверждения царской власти в стране ему необходима столица, которая, не принадлежа никакому колену в отдельности, могла бы служить общей столицей для всего народа. Для этой цели он наметил одну сильную крепость на рубеже между коленами Иудиным и Вениаминовым, которая, несмотря на все усилия израильтян, отстаивала свою независимость и до того принадлежала храброму племени иевусеев. То был Иерусалим, который, как видно из новейших открытий, ещё до вступления евреев в Ханаан занимал важное положение среди других городов страны, имея над ними своего рода гегемонию. Крепость эта теперь должна была пасть перед могуществом нового царя, и Давид основал в ней свою царскую столицу. Новая столица благодаря своему великолепному положению начала быстро стягивать к себе иудейское население, скоро расцвела пышно и богато, и Иерусалим стал одним из знаменитейших городов в истории не только израильского народа, но и всего человечества.
С Давида начинается быстрый расцвет и всего царства. Благодаря необычайной энергии этого гениального царя скоро приведены были в порядок расстроившиеся в конце прежнего царствования дела внутреннего благоустройства, и затем начался целый ряд победоносных войн, во время которых окончательно были сокрушены злейшие враги Израиля — филистимляне, а также моавитяне и идумеяне, земли которых сделались достоянием Израиля. Благодаря этим победам и завоеваниям царство израильского народа сделалось могущественной монархией, которая на время повелевала всей Западной Азией и в руках которой находилась судьба многочисленных народов, трепетно приносивших свою дань грозному для них царю. С финикиянами израильтяне вошли в ближайшие дружественные отношения, и эта дружба с высококультурным народом была весьма полезна и выгодна им в деле развития их материальной культуры. Вместе с тем начала быстро развиваться и духовная жизнь, и к этому именно времени относится богатейший расцвет древнееврейской духовно-религиозной поэзии, которая нашла себе особенно замечательное выражение в дивных своей глубиной и пламенностью чувств Псалмах самого Давида и приближенных к нему певцов. К концу царствования вследствие введенного царём многоженства начались различные смуты, которыми омрачены были последние годы жизни великого царя, и после тяжёлых смятений престол перешёл к сыну самой любимой им жены, но вместе с тем и главной виновницы всех его бедствий, Вирсавии, именно к юному Соломону (около 1020 г. до н. э.).
Правление Соломона
Соломон (Шломо) наследовал от своего отца обширное государство, простиравшееся от «реки египетской до великой реки Евфрата». Для управления таким государством требовался обширный ум и испытанная мудрость, и, к счастью для народа, юный дар был от природы наделён светлым умом и проницательностью, давшими ему впоследствии славу «мудрейшего царя». Пользуясь глубоким миром, Соломон обратил всё своё внимание на культурное развитие государства и в этом отношении достиг необычайных результатов. Страна разбогатела, и благосостояние народа возросло до небывалой степени. Двор Соломона не уступал в своём блеске дворам величайших и могущественнейших властелинов тогдашнего цивилизованного мира. Но высшим делом и славой его царствования было построение величественного Храма в Иерусалиме, заменившего собой обветшавшую Скинию, который отныне стал национальной гордостью Израиля, душой его не только религиозной, но и политической жизни.
Эпоха Первого Храма (IX—VII вв. до н. э.|
Несмотря на битву между великими древними державами Египтом, Ассирией, а потом и Нововавилонским царством за гегемонию в данном регионе, несмотря на внутренний раскол, приведший к созданию двух, подчас враждовавших друг с другом еврейских царств, еврейский народ, его политические и религиозные лидеры смогли настолько укрепить связь евреев с этой землёй и Иерусалимом, что даже уничтожение еврейского государства и Иерусалимского храма и выселение евреев в Месопотамию не положило конец их национальной истории.
Период разделённых царств (978—722 гг. до н. э.)
После смерти Соломона, при его преемнике, неопытном и заносчивом Ровоаме, народ израильский разделился на два царства, из которых большее (десять колен) отошло к Иеровоаму из колена Ефремова (около 978 г. до н. э.). Эти половины стали называться Иудейским царством и Израильским царством, и между ними началось ожесточённое соперничество, которое истощало их внутренние и внешние силы, чем не замедлили воспользоваться соседи, и уже при Ровоаме египетский фараон Шешонк I сделал быстрый набег на Иудею, взял и ограбил Иерусалим и многие другие города страны и свою победу увековечил в изображениях и надписях на стене великого карнакского храма. С разрывом политического единства начался разрыв и религиозного единства, и в царстве Израильском в политических видах учрежден был новый культ, представлявший собой поклонение Богу Израиля под видом золотого тельца — в Вефиле. Напрасно протестовали против этого великие ревнители монотеизма — пророки, новый культ укоренился и повлек за собой неизбежное уклонение в самое грубое суеверие и идолопоклонство, за которым в свою очередь следовал полный упадок нравственности и ослабление общественно-политического организма. Вся история царства Израильского представляет собой непрестанные внутренние смуты и политические перевороты.
В 722 году столица Северного Израильского царства — Самария — была разгромлена грозными воителями Ассирии, а его население, потомки десяти из 12 колен Израиля, было переселено ассирийцами в Мидию. Уведённый в плен народ Израильского царства бесследно затерялся там среди окружающих народностей Востока. Предания о «десяти пропавших коленах» были популярны в еврейском, христианском и мусульманском фольклоре, до сих пор распространены среди восточных еврейских общин и среди иудействующих движений. Согласно одной из версий они вернутся перед приходом Мессии (Машиаха).
Иудейское царство при господстве Ассирии и Вавилонии (720—586 гг. до н. э.)
Иудейское царство, остававшееся более верным истинной религии и закону Моисея и имевшее в Иерусалимском храме могучий оплот против внешних разлагающих влияний, продержалось дольше Израильского; но оно тоже не избегло роковой участи. В 586 вавилоняне завоевали Иудейское царство, разрушили Иерусалимский храм и увели цвет его населения в Вавилон (Вавилонское пленение).
Вавилонское пленение (586—537 гг. до н. э.)
Вавилонский плен, однако, не стал могилой для народа Иудеи, в отличие от ассирийского плена, ставшего роковым для населения Израиля. Напротив, он послужил первым шагом к распространению чистого монотеизма среди народов языческих, так как с этого именно времени начался тот великий процесс иудейского рассеяния, который имел столь громадное значение для подготовления языческого мира к христианству. Спустя 70 лет в силу указа великодушного Кира Персидского, сломившего могущество Вавилона, иудеи получили возможность возвратиться на свою землю и построить новый Храм в Иepyсалиме.
Эпоха Второго Храма (VI в. до н. э.—I в. н. э.)
Иудея под персидским владычеством (537—332 гг. до н. э.)
С падением Нововавилонского царства (539) и возникновением персидской империи Ахеменидов, включившей в свои пределы все важнейшие центры древнего мира — в Месопотамии, Малой Азии и Египте, — часть евреев возвратилась в Иудею, где ими был восстановлен Храм и возрождён религиозный центр в Иерусалиме, вокруг которого возобновилась государственная и этническая консолидация евреев. Персидские цари официально признали право евреев жить по законам праотцев, запечатлённым в Торе.
С этого времени начинает складываться доминирующая модель этнического развития евреев, включающая символический и культурный центр в Израиле и обширную диаспору. Возникнув первоначально в Месопотамии и Египте, с конца 1 тыс. до н. э. диаспора охватывает Северную Африку, Малую Азию, Сирию, Иран, Кавказ, Крым, Западное Средиземноморье.
Античный период
Иудея под греческим владычеством (332—167 гг. до н. э.)
После разрушения персидской монархии Александром Македонским Земля Израиля сначала была подчинена эллинистическим государствам — Птолемеям в Египте (320—201 г. до н. э.), затем Селевкидам в Сирии. В эту эпоху в еврейскую среду проникает греческая культура. Высшие классы усваивают греческие нравы и обычаи, наряду с древнееврейским и арамейским распространяется также древнегреческий язык (койне). Одновременно среди евреев распространяются три философских и религиозных течения. Наиболее популярным является учение фарисеев, учителей ревнителей закона. Путем толкований они стремятся приспособить основы Моисеева законодательства к новым условиям жизни, а также оградить чистоту еврейского вероучения и ритуала от языческого и в особенности эллинского влияния. Другого направления держались саддукеи, представители священнических и аристократических классов. Не допуская никаких толкований закона, они требовали от народа слепого исполнения обрядов. Третье направление заключалось в удалении от мирской суеты, в искании спасения в простой суровой жизни. Представителями этого течения были ессеи, родоначальники христианского аскетизма.
Рассеяние евреев по всем странам Востока и Запада началось за 3 века до н. э. Кроме обширных еврейских колоний в Месопотамии и Персии, Бактрии и Армении, со времени вавилонского пленения, в эпоху господства в Палестине Птоломеев образовалась очень многочисленная колония евреев в Египте (Александрии и др.), где в городе Гелиополе был воздвигнут храм Ония, соперничавший с Иерусалимским. Во II в. до н. э. появились колонии евреев в Риме и некоторых приморских городах западного Средиземноморья.
Освободительные войны Хасмонеев (167—140 гг. до н. э.)
С переходом евреев под сирийское владычество начались при Антиохе IV Эпифане жестокие гонения на еврейский культ и стремление насильственно эллинизировать евреев. В целях национальной самообороны среди евреев, под предводительством священника Маттафии и его сыновей (Маккавеев), возникло восстание (165—141 г. до н. э.) против сирийцев, закончившееся освобождением Иудеи из-под власти Сирии. В 141 г. до н. э. освобождённая Иудея провозгласила правителем сына Маттафеи, Симона (Шимона), родоначальника хасмонейской династии.
Хасмонейское царство (140 — 37 гг. до н. э.)
Еврейское восстание не только отстояло религиозную независимость Иудеи, но и привело к созданию независимого Хасмонейского царства 164-37) со столицей в Иерусалиме.
В это время эллинизированные группы и нееврейские семитские народы Негева и Заиорданья влились в состав еврейского народа.
Преемником Симона был его сын Иоанн-Гиркан (135—106 г. до н. э.), соединивший в своём лице царский титул и сан первосвященника. Потомки его были уже далеки от традиций эпохи национального подъема первых Маккавеев и всецело поддались влиянию эллинской культуры. После Иоанна-Гиркана царствовали его сыновья Аристобул, 106—105, и Александр-Яннай, 105-79. Последнему наследовала его супруга, Саломея Александра, 79-70.
В 63 г до н. э. вспыхнула распря между сыновьями Саломеи, Гирканом II и Аристобулом II, в результате которой был призван третейским судьёй римский полководец Помпей, взявший Иерусалим и обративший Иудею в этнархию, входившую в состав римской провинции Сирии и находившуюся под управлением Гиркана. В 40 до н. э. царём Иудеи при помощи парфян стал Антигон, младший сын Аристобула. После его поражения территория Иудеи была разделена на Иудею, Самарию, Галилею и Петрею (Заиорданье).
Царь Ирод I и его преемники (37 г до н. э. — 6 г н. э.)
Ирод I Великий, сын идумейского наместника Антипатра, поддерживаемый римлянами, покорил (37 г до н. э.) Иерусалим, низверг Антигона, отстроил великолепный Иерусалимский храм (19 г до н. э.), Ирод умер в 4 году до н. э. Сын его Архелай низложен в 6 году н. э. римлянами. Иудея присоединена к провинции Сирии и подчинена римскому прокуратору.
Иудея под властью Рима (6—66 гг. н. э.)
Ирод Агриппа I, внук Ирода Великого, стал (с 14 по 41 гг.), по милости римского императора Калигулы, царём Иудеи.
Упадок Иудеи со времени последних Хасмонеев, гнёт антинациональной политики Иродовой династии, произвол и насилия римских прокураторов вызвали сильное брожение в народе, разбившемся на враждовавшие между собою партии. Особенно сильно распространилось мессианское движение сначала имевшее национально-политический характер: Мессия-спаситель явится и восстановит в Иудее независимое царство мира и справедливости; но вскоре мессианство приняло черты универсально-мистических верований, давших начало христианству.
В этот период еврейская диаспора ещё более укрепила свою связь с Иерусалимом. Собиравшийся при Храме Синедрион рассылал по всему древнему миру гонцов, руководя жизнью еврейской диаспоры в Риме и Александрии, в Вавилонии и Афинах, а евреи диаспоры прибывали в Иерусалим, особенно на большие праздники, и задерживались там месяцами, изучая Тору и наблюдая Храмовую службу. Они говорили на разных языках, носили одежды, принятые там, откуда они приехали, но ощущали себя одним народом.
Война с римлянами и падение иудейского государства (66—70 гг.)
В 66 году разразилось восстание против римлян (Иудейская война), окончившееся в 70 году, после взятия Иерусалима Титом, разрушением Храма, избиением и изгнанием евреев.
С 70 года н. э. Иудея лишилась автономного статуса и была превращена в римскую провинцию.
- Как назывался иерусалим после разрушения
- Как назывался израиль до 1948