Как назывался головной убор буденовка
Советская будёновка: как менялось название суконного шлема, и почему он не «дожил» до войны
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
История знаменитого головного убора формально началась 7 мая 1918 года, когда Народным комиссариатом по военным делам РСФСР был объявлен конкурс для художников, который предусматривал разработку внешнего вида нового обмундирования для Красной Армии, в том числе и головного убора.
В конечном итоге последний был утвержден 18 декабря 1918 года Реввоенсоветом в том варианте, который представили знаменитые русские художники Виктор Михайлович Васнецов и Борис Михайлович Кустодиев. Их головной убор представлял собой суконный шлем, по форме несколько напоминающий шеломы с бармицей, какие носили русские былинные богатыри.
Среди всего прочего в рамках этой политики повышения патриотизма разработали и суконные шлемы, в которых, как планировалось, бойцы российской императорской армии должны были промаршировать по Константинополю, столице потенциально побежденной Османской империи.
Но в дореволюционной армии эти суконные шлемы так и не появились, продолжая пылиться на складах. Там они и «дождались» подчиненных наркомвоенмора Льва Троцкого уже после прихода к власти большевиков. Однако, в отличие от первой версии, эта так и не нашла каких-либо достоверных документальных подтверждений, поэтому многие исследователи не берут ее в расчет.
У этого выбора была вполне обоснованная причина, ведь именно этот большевик являлся командиром тех воинских частей, где первым был введен новый головной убор на обязательной основе как элемент обмундирования. И лишь позже в лексиконе красноармейцев суконный шлем «фрунзевка» окончательно переименовалась в «будёновку».
Официальное принятие нового зимнего головного убора произошло после публикации приказа Реввоенсовета № 116 от 16 января 1919 года. Там же приводилось и описание буденовки: она представляет собой «шлем суконный защитного цвета на ватной подкладке, состоящий из колпака, сшитого из шести сужающихся кверху треугольников, овального козырька и спускающего сзади вниз назатыльника с удлиненными концами, которые застегивались под подбородком или пристегивались к пуговицам на колпаке».
Не забыли и об обозначении принадлежности владельца головного убора к Красной Армии. Так, спереди над козырьком буденовки располагалась нашитая суконная пятиконечная звезда. Однако это не все: в связи с тем, что с 29 июля 1918 года в РККА стали носить металлическую эмблему в форме красной пятиконечной звезды с перекрещенными плугом и молотом, этот элемент размещали на шлеме в центре текстильной звезды.
Буденовка получила огромную популярность, по сути, сразу после своего появления, то есть еще в годы Гражданской войны. Тогда же она стала носить и некий символический смысл, как для красноармейцев, так и для всех, кто осознавал свою принадлежность к большевикам: бравые солдаты в буденовках часто изображались на многочисленных агитационных плакатах. Пожалуй, наиболее известным среди них является плакат «Ты записался добровольцем?» авторства Дмитрия Моора (Орлова), который был разработан в июне 1920 года.
8 апреля 1919 года был опубликован еще один приказ РВСР № 628, который имеет отношение к буденовке: в частности, был установлен цвет сукна, что использовалось для различия родов войск. Также регулировался и цвет нашивающихся на шлем звезд, и ткани, которой обтягивали пуговицы.
Так, например, пехотинцы носили малиновые звезды, кавалеристы – синие, артиллеристы – оранжевые, пилоты – голубые, солдаты инженерных войск – черные, а пограничники – зеленые.
Немного позже, в январе 1922 года, буденовка, которая до этого была только зимним головным убором, обзавелась летним вариантом. Его предписывалось шить из палаточного полотна или хлопка.
Отличался и внешний вид летнего головного убора: так, он не имел отворотов «подзатыльника», который на зимнем варианте застегивался под подбородком. Однако век данного летнего головного убора оказался недолгим: уже в мае 1924 года легкая буденовка была заменена фуражкой.
А вот зимняя буденовка продолжала быть элементом обмундирования красноармейцев, правда, она также изменилась: теперь ее делали ниже и более округлой. Заменили и ткань для пошива буденовки: с 1922 года стали применять защитный цвет вместо темно-серого. Еще позже, 2 августа 1926 года, вышел новый приказ РВС СССР, которым была отменена нашитая звезда, и на буденовке осталась только металлическая эмблема. Тогда же вернулся и традиционный защитный цвет суконного шлема.
История буденовки юридически продолжалась 22 года: 5 июля 1940 г. был выпущен приказ № 187 Народного комиссара обороны СССР, который предписывал заменить суконный шлем как зимний головной убор на шапку-ушанку. Данное решение было продиктовано итогами советско-финской войны: согласно докладам командования, стало ясно, что буденовки неэффективно выполняют свою основную функцию: обеспечение достаточной защиты от холода.
Некоторое «воскрешение» интереса к буденовке произошло в 1950-1960-х годах, однако не в армии, а в массовой советской культуре: послевоенные годы легендарный суконный шлем стал одним из самых любимых и популярных детских головных уборов: пожалуй, не было советского дворика, где малыши не играли в «войнушку» в легендарной буденовке.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
История появления знаменитой буденовки
«С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской будёновки,
Что где-то в шкафу мы нашли».
Образ красноармейца, героя гражданской войны не мыслим без легендарного головного убора, знаменитой буденовки. История ее появления довольно интересна.
В первые послереволюционные месяцы красноармейцы и их командиры носили форму одежды, оставшуюся от царской армии, со споротыми погонами. Однако, вскоре возникла острая необходимость в создание собственной военной формы, которая бы визуально отличалась от обмундирования императорской армии. Было принято решение использовать для нужд Красной армии форму, придуманную для Парада Победы. Она была разработана художником Василием Васнецовым по заказу Двора Его Императорского Величества примерно в 1915-1916 годах. Пошита форма была концерном М.А. Второва на сибирских заводах и хранилась на армейских складах в Петрограде. Запасов одежды надолго не хватило, поэтому в мае 1918 года нарком по военным делам Троцкий создает комиссию по разработке новой формы для РККА. В состав комиссии вошли русские художники В.М. Васнецов, Б.М. Кустодиев, М.Д. Езучевский, С. Аркадьевский и другие, которые на основе прежних «царских» эскизов разработали все виды формы.
Одним из заметных элементов стал остроконечный головной убор, внешним видом напоминающий древнерусский богатырский шлем «ерихонку». За что первоначально получил название — «шапка-богатырка».
Первой частью Красно армии, одетой по новому «образцу», стал Иваново-Вознесенский красногвардейский отряд. Он направлялся в войска под командованием Михаила Фрунзе. Из-за чего головному убору дали новое прозвище: «фрунзевка».
Для зимнего времени головной убор сделали более остроконечным. Этот шлем и назвали «буденовкой» — по дивизии С.М. Буденного, в которой он впервые появился.
Цвет звезды на буденовке отличался, в зависимости от рода войск: в пехоте носили малиновую звезду, в кавалерии — синюю, в артиллерии — оранжевую (в приказе именуется «померанцевый» цвет), в инженерных и сапёрных войсках — чёрную, летчики аэропланов и воздухоплаватели аэростатов — голубую, пограничники — традиционно зелёного цвета.
Головной остроконечный шлем, хоть и стал прочно ассоциироваться с внешним обликом солдат Красной Армии, на деле вызывал много нареканий у военных. Зимой она пропускала холодный воздух, а летом сильно сжимала голову, вызывая головные боли. Буденовка часто сползала на глаза и носить ее постоянно было неудобно.
В начале 40-х годов, шлемы постепенно заменяются шапками и в 1943 году буденовка исчезает из перечня военного обмундирования советской армии.
Как шапка «богатырка», придуманная Васнецовым для царского парада, стала «будёновкой» и символом Красной армии
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Советские историки, защищая свою версию, утверждали, что не сохранилось никаких документов, которые бы точно указывали, что при царском правительство создавалась новая форма.
Что можно найти про будёновку в документах?
И действительно ни в гражданских, ни в военных архивах таких документом до настоящего времени найдено не было. Зато есть документы, датируемые 1918 годом, среди которых приказ наркома по военным делам №326 от 7 мая, в котором говорится о создании новой военной формы. В состав комиссии входили известные русские живописцы Б.М. Кустодиев, М. Васнецов, М.Д. Езучевский и другие.
Но при этом есть документальные свидетельства, что на интендантских складах уже лежала новая форма, пошитая концерном Н.А. Второва по эскизам Василия Васнецова. В труде О.А. Второва «Начало продолжения. Российское предпринимательство и российская социал-демократия» можно найти такие строки:
« Форма была сшита по заказам Двора Его Императорского Величества и предназначалась для войск русской армии, в которой она должна была пройти на параде Победы в Берлине. Это были долгополые шинели с «разговорами», суконные шлемы, стилизованные под старорусские шеломы, позднее известные как «буденовки», а также комплекты кожаных тужурок с брюками, крагами и картузами, предназначенные для механизированных войск, авиации, экипажей броневиков, бронепоездов и самокатчиков. Это обмундирование было передано при организации ЧК сотрудникам этой структуры — вооруженному отряду партии ».
И это не единственный аргумент в пользу императорской» версии. Подобные воспоминания можно найти и в мемуарах эмигрантов, но в СССР эти источники не пользовались популярностью.
Шлем былинных русских героев или головной убор борцов за мировую революцию
Есть ещё один аргумент, который нельзя сбрасывать со счетов. Стилистика новой формы ни коим образом не вписывается в революционную идеологию – уж очень явно в шапках-«богатырках» прослеживаются древнерусские мотивы. И конечно, Троцкий не мог пропустить это ужасное идеологическое несоответствие.
Интересный факт: первоначально звёзды на будёновках были синие, но их закрывали красными накладками с молотом и плугом – разноцветными в зависимости от рода войск. Звёзды на будёновках появились гораздо позже.
При этом в стиль Василия Васнецова новая форма вписывается идеально. Художник, который воспевал древнерусских витязей использовал свою концепцию в новом обмундировании. К тому же документальных свидетельств того, что он занимался разработкой военной формы достаточно. И даже советские историки не отвергали его авторства, хотя называли более поздние даты.
Как выглядела «будёновка»
Вершина шлемообразной шапки была притупленной, а в верхней часть была вшита обтянутая сукном круглая пластинка-пуговица диаметром около 2 см. С внутренней стороны к шапке пришивался колпак такой же формы из бася с простёжкой из ваты. Спереди был приточен 2-слойный суконный козырек с шестью рядами прострочки, а сзади – назатыльник с 3-угольным вырезом.
На левой стороне шапки-богатырки были две просеченные петли, а на правом – пуговицы. Назатыльник перегибался, что позволяла без проблем сложить шапку. Углы назатыльника кожаными хлястиками пристёгивались на небольшие обтянутые сукном пуговицы.
Было ли возможно в 1918 году пошить новую форму?
Год 1918… Страна дезорганизована революцией и в разрухе. Поэтому факт, что всего за несколько месяцев в разорённой войной стране можно было разработать и пошить форму для армии, выглядит утопией.
Версия, что новая форма к тому времени уже была готова, и её только доработали, выглядит более жизнеспособной. У Троцкого был только один путь – использовать то, что уже было пошито на складах концерном Н.А.Второва на заводах в Сибири и хранилось на военных складах в Петрограде.
Конкурс же просто придумали, поскольку нехорошо бойцам и командирам Красной армии носить шинели, которые шили для триумфа императорских войск. Этим может объясняться и отсутствие каких-либо документов о создании военной формы. Впрочем, вскоре и имя самого Троцкого исчезло из архивов.
Скорее всего, форма действительно уже была, а комиссия лишь утвердила ее и доработала. Видимо, это в большей степени относилось к символике, а не к идейной концепции. Троцкий выбирал меньшее из зол — у него, по сути, и не было иного варианта. Или использовать то, что лежало на складах, или вообще обходиться без нового обмундирования, как изначально сам нарком и предлагал сделать. А историю
От«будёновки» до ушанки
Итак, действительно военная форма, которую придумали для имперского парада Победы по заказу Двора Его Императорского Величества примерно в 1915-1916 годах, действительно существовала. Концепцию и эскизы создавал художник Василий Васнецов, а шили форму на заводах концерна М.А. Второва. Поскольку партия новой формы на складах была невелика, вероятно, она предназначалась для парадов. Историки утверждают, что на фронтах эта форма зарекомендовала себя не очень хорошо и вышла из употребления через 20 лет. Последний эпизод использования этой формы – финская война. После чего на смену будёновкам пришли шапки-ушанки, а шинели заменили полушубками и ватниками. Но триумфальная «богатырка» и сегодня остаётся в народной памяти той самой краснознаменной «буденовкой».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как назывался головной убор буденовка
После Октябрьской революции, в 1918 году, большевики создали Рабоче-крестьянскую Красную армию. Для нее потребовалось особенное обмундирование, которое должно было значительно отличаться от формы Белой армии. Народный комиссариат по военным делам РСФСР объявил конкурс. По обозначенным комиссией требованиям форму разработали художники Виктор Васнецов, Борис Кустодиев, Михаил Езучевский, Сергей Аркадьевский и другие. 18 декабря 1918 года Реввоенсовет наконец утвердил все составляющие нового обмундирования, в том числе и зимний головной убор — буденовку.
Это был суконный шлем, который по форме напоминал шлем русских богатырей, поэтому сначала его прозвали «богатыркой». Новую форму первыми получили военные части под командованием Михаила Фрунзе, поэтому шлемы также стали именовать «фрунзевками». Затем головные уборы отправили в Первую конную армию Семена Буденного, в честь которого шлем и получил свое самое известное название.
Буденовки изготавливали из сукна защитного цвета на ватной подкладке. Верхушка шлема состояла из шести сферических треугольников, спереди был овальный козырек, а сзади к шее спускался назатыльник с удлиненными концами, которые застегивали под подбородком. Также назатыльник можно было сложить и пристегнуть к двум пуговицам.
Над козырьком буденовки нашивали суконную звезду. Сначала она была синей, а затем ее цвет стал зависеть от рода войск. Так, у пехотинцев звезда была малиновой, у кавалеристов — синей, у артиллеристов — оранжевой, у инженеров и саперов — черной, у броневых сил — красной, у летчиков — голубой, а у пограничников — зеленой. Поверх суконной звезды крепили медную красную звездочку с перекрещенными плугом и молотом в центре. В 1922 году их заменили серп и молот. Такая звездочка символизировала принадлежность бойца к Красной армии.
Однако некоторые современные историки считают, что буденовки появились еще до революции. Во время Первой мировой войны, чтобы поднять патриотический дух в стране, царские власти использовали в пропаганде древнерусскую тематику, в том числе и образы былинных богатырей. Существует теория, что тогда, примерно в 1915–1916 годах, по заказу Двора Его Императорского Величества Виктор Васнецов разработал суконные шлемы, стилизованные под старорусские. В них солдаты Российской императорской армии должны были маршировать в победном параде по Берлину. Но в армию головные уборы так и не поступили, а вместе с новыми парадными шинелями остались лежать на складах, где их якобы и нашли большевики. Средств, чтобы отшивать форму, после революции не было, поэтому Лев Троцкий решил взять это обмундирование в качестве основы для Красной армии.
Однако никакие документальные подтверждения этой версии ни в архивах царских ведомств, ни в архивах Временного правительства не сохранились. Согласно теории, все упоминания могли уничтожить, чтобы не дискредитировать идеологию Красной армии, символом которой была буденовка. Ее часто изображали на агитационных материалах, призывавших рабочих и крестьян вступать в ряды красноармейцев. Одним из самых знаменитых стал плакат «Ты записался добровольцем?», который создал художник Дмитрий Моор в июне 1920 года.
Однако уже через 20 лет после создания буденовки полностью вышли из употребления. Их заменили на меховые шапки-ушанки, а шинели — на ватники и полушубки.
После Октябрьской революции, в 1918 году, большевики создали Рабоче-крестьянскую Красную армию. Для нее потребовалось особенное обмундирование, которое должно было значительно отличаться от формы Белой армии. Народный комиссариат по военным делам РСФСР объявил конкурс. По обозначенным комиссией требованиям форму разработали художники Виктор Васнецов, Борис Кустодиев, Михаил Езучевский, Сергей Аркадьевский и другие. 18 декабря 1918 года Реввоенсовет наконец утвердил все составляющие нового обмундирования, в том числе и зимний головной убор — буденовку.
Это был суконный шлем, который по форме напоминал шлем русских богатырей, поэтому сначала его прозвали «богатыркой». Новую форму первыми получили военные части под командованием Михаила Фрунзе, поэтому шлемы также стали именовать «фрунзевками». Затем головные уборы отправили в Первую конную армию Семена Буденного, в честь которого шлем и получил свое самое известное название.
Буденовки изготавливали из сукна защитного цвета на ватной подкладке. Верхушка шлема состояла из шести сферических треугольников, спереди был овальный козырек, а сзади к шее спускался назатыльник с удлиненными концами, которые застегивали под подбородком. Также назатыльник можно было сложить и пристегнуть к двум пуговицам.
Над козырьком буденовки нашивали суконную звезду. Сначала она была синей, а затем ее цвет стал зависеть от рода войск. Так, у пехотинцев звезда была малиновой, у кавалеристов — синей, у артиллеристов — оранжевой, у инженеров и саперов — черной, у броневых сил — красной, у летчиков — голубой, а у пограничников — зеленой. Поверх суконной звезды крепили медную красную звездочку с перекрещенными плугом и молотом в центре. В 1922 году их заменили серп и молот. Такая звездочка символизировала принадлежность бойца к Красной армии.
Однако некоторые современные историки считают, что буденовки появились еще до революции. Во время Первой мировой войны, чтобы поднять патриотический дух в стране, царские власти использовали в пропаганде древнерусскую тематику, в том числе и образы былинных богатырей. Существует теория, что тогда, примерно в 1915–1916 годах, по заказу Двора Его Императорского Величества Виктор Васнецов разработал суконные шлемы, стилизованные под старорусские. В них солдаты Российской императорской армии должны были маршировать в победном параде по Берлину. Но в армию головные уборы так и не поступили, а вместе с новыми парадными шинелями остались лежать на складах, где их якобы и нашли большевики. Средств, чтобы отшивать форму, после революции не было, поэтому Лев Троцкий решил взять это обмундирование в качестве основы для Красной армии.
Однако никакие документальные подтверждения этой версии ни в архивах царских ведомств, ни в архивах Временного правительства не сохранились. Согласно теории, все упоминания могли уничтожить, чтобы не дискредитировать идеологию Красной армии, символом которой была буденовка. Ее часто изображали на агитационных материалах, призывавших рабочих и крестьян вступать в ряды красноармейцев. Одним из самых знаменитых стал плакат «Ты записался добровольцем?», который создал художник Дмитрий Моор в июне 1920 года.
Однако уже через 20 лет после создания буденовки полностью вышли из употребления. Их заменили на меховые шапки-ушанки, а шинели — на ватники и полушубки.
Военное прошлое буденовки, головного убора воинов Красной армии
Головные уборы солдат, которые использовались в довоенное время, были разного назначения. По фуражке можно было определить даже воинское звание и род войск. Особой популярностью тогда пользовалась остроконечная шапка буденовка – головной убор воинов легендарной Красной армии. Появившись в молодом коммунистическом государстве, она стала символом свободы и революционной борьбы.
Описание аксессуара
Шапка-буденовка как военный головной убор имеет интересную историю. Впервые ее надели красноармейцы Иваново-Вознесенска осенью 1918 года. По своей форме буденовка напоминает древнерусский остроконечный богатырский шлем конической формы. Основа шапки – 6 сферических треугольников, сшитых вместе. Вершина колпака заканчивается круглой суконной накладкой диаметром 2 см. Материалом служило плотное сукно на ватной прокладке для утепления. С передней стороны к буденовке крепился простроченный козырек овальной формы, а с задней части пришивался назатыльник с треугольным вырезом. Зимой он отстегивался и защищал шею солдат от ветра, осадков и холода, а летом – поднимался и закреплялся специальными пуговицами к затылочной части шапки.
Знаком отличия головного убора красноармейца от военнослужащих других стран стала эмблема: алая звезда, выделенная по контуру черным кантом. Первоначально диаметр окружности вокруг пятиконечной звезды составлял 8,8 см, а после увеличился до 10,5 см. Не все звезды были красными: цвет эмблемы зависел от принадлежности к роду войск.
Название войск | Расцветка |
Пехотные войска | Малиновый |
Артиллерия | Оранжевый |
Кавалерийские дивизии | Синий |
Бронетанковые войска | Красный |
Авиаторы | Небесно-голубой |
Пограничные войска | Зеленый |
Саперные подразделения | Стальной |
Инженерные части | Черный |
Поверх звезды крепился значок-кокарда с изображением плуга и молота. Позже его сменила эмблема союза рабочих и крестьян – серп и молот.
Кем и когда разработана
В первое время после революции красноармеец, а также остальные его сослуживцы носили обмундирование царской армии со споротыми знаками отличия. Правительству большевиков необходимо было создать свою военную амуницию. Новую форму утвердили в 1919 году приказом РВСВ под номером 116. Она состояла из суконной шинели, рубахи-гимнастерки, кожаных лаптей, головного убора.
Точно не установлено, была ли буденовка специально разработана для Красной армии либо Советское Правительство использовало модель 1915 года для парада царской армии в Берлине. Документы, подтверждающие эту версию, на сегодняшний день не обнаружены. Зато документально доказано, что Военный комиссариат объявил конкурс на создание оригинального обмундирования для солдат Красной армии. Над эскизами советской военной униформы работали художники Борис Кустодиев, Василий Васнецов, Михаил Езучевский.
Результатом работы стал шлем, внешним видом напоминающий древнерусскую коническую ерихонку с кольчужными бармицами, спускающимися на плечи. Это сходство дало первоначальное название головному убору красноармейцев – богатырка. Аналогов суконному колпаку в европейских армиях не было.
Военный путь
Поступив на обмундирование армии Семена Буденного, головной убор стал называться буденовкой. Новое имя прижилось, стало нарицательным и вошло в словари русского языка. Правда, в дивизии Василия Чапаева и армии Михаила Фрунзе буденовка называлась по-своему – фрунзевкой.
Летом 1922 года появился облегченный вариант колпака из светло-серого хлопчатобумажного полотна. Через несколько лет это шлем был вытеснен фуражками и пилотками, а зимние буденовки остались, приняв округлую форму. В милиции модификации буденовки существовали до 40-х годов.
Серые шлемы чекистов были отмечены краповыми звездами. Пройдя лихие годы Гражданской войны, буденовка сохранилась в Красной армии вплоть до начала Великой Отечественной войны.
Совместно с названием головного убора, бытовали его шутливые прозвища:
На Дальнем Востоке часто острую вершину шапки сравнивали с камчатскими вулканами. «Кипит наш разум возмущенный», – шутили командиры над солдатами, приговаривая, что из суконного шпиля входит пар при пении «Интернациоанала».
Причины отказа от буденовки в армии
Молодому советскому государству было необходимо создать такое обмундирование, которое бы отличалось от царской формы и мундиров иностранных армий. Головной убор был разработан тщательно и отвечал этим требованиям, но мягкая суконная поверхность, в отличие от каски, не защищала голову солдат в окопах. Жаркими летними месяцами шлем сжимал голову, вызывая болезненные ощущения. Во время движения буденовка часто опускалась на глаза, вызывая неудобства. Военные действия во время Финской войны показали, что суконные шапки плохо сохраняют тепло. Поэтому приказом Наркома обороны летом 1940 года буденовку сменила шапка-ушанка. Однако во многих воинских частях, спецшколах и партизанских отрядах в первые годы войны буденовку продолжали носить.
След в истории
Буденовка была не просто головным убором воинов Красной армии. Она стала эмблемой новой социалистической жизни, символом доблестной армии, несущей свободу рабочим и крестьянам. Особое значение придавала головному убору красная звезда. Она также присутствовала на флаге и гербе страны, была опознавательным знаком на аэропланах и самолетах. Пятиконечная звезда символизировала единство пролетариата всех стран. Красный цвет являлся символом пролетарской освободительной революции, несущей свободу человечеству.
Особый романтический ореол появился у головного убора в 50-е годы после победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Буденовка тиражировалась на открытках, книжных иллюстрациях, появлялась на плакатах, подчеркивая победу Советского Союза над фашистскими захватчиками.
Головной убор стал непременным сувениром для иностранцев и предметом коллекционирования. Ни одна театральная постановка о событиях Гражданской войны не обходилась без красноармейского атрибута. Буденовка мелькала на киноэкранах в популярных фильмах о революции и военных событиях 20-х годов.
Какое место занимает в современной моде
После войны шапка-буденовка стала популярной деталью детской одежды. Теплые шлемы, укрывающие голову и шею, носили мальчики дошкольного и младшего школьного возраста. Головные уборы непременно украшались красной звездой. В XXI веке милитаристский стиль одежды стал одним из трендов. Стилизованные военные головные уборы с удовольствием носят не только представители мужского пола, но и юные девушки. Связанная из теплой шерсти буденовка смотрится стильно и модно. Часто шапки украшают норвежским орнаментом, вязаными узорами, кусочками меха. Предпочтение отдается вязаным вариантам шлема с невысоким верхом, имитацией назатыльника и удлиненными ушами.
В форме буденовки выпускаются войлочные шапки для русской бани, спасающие голову от воздействия высоких температур в парилке. Вместо звезд, такой вариант шапки украшают шутливые надписи, пожелания или юмористические рисунки. Российские болельщики часто приходят на спортивные соревнования в буденовках.
Также военная амуниция прошлых лет занимает почетное место на полках антикварных магазинов. Изделия, бывшие свидетелями великих событий, привлекают не только историков, ими интересуются люди, почитающие традиции, культуру своего народа, революционное и военное прошлое. Буденовки являются экспонатами частных коллекций, украшением интерьера и оригинальным подарком. Красноармейский шлем со звездой – самый популярный сувенир, покупаемый иностранными туристами в России.