Как назывались знамена в древней руси
История русского флага: что было до триколора?
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Флаг России — один из государственных официальных символов страны (вместе с гербом и гимном). Нынешний (бело-сине-красный) утвердили в 1991 году, а праздник в честь российского флага — в 1994-м.
Флаг у России появился только в XVII веке. До этого у русский князей были «стяги» — боевые знамена. После Крещения Руси (988 год) на стягах изображали святых или лик Иисуса Христа на ярком фоне. Самым распространенным был красный. В «Сказании о Мамаевом побоище» (Куликовская битва, XIV век) сказано, что русские войска шли на бой с багровым знаменем, на котором золотом вышита икона Спасителя. Как было на самом деле — мы не знаем.
Иван Грозный ходил в военные походы с несколькими стягами в форме трапеции. Они очень напоминают церковные хоругви: на ярком фоне изображение Иисуса Христа или святых, на конце древка (длинная палка, к которой крепится стяг) — крест.
Первый официальный флаг у России появился в 1668 году — для первого русского военного корабля «Орел» понадобилось знамя. Как точно выглядел флаг — неизвестно. Есть несколько версий, но все сходятся в одном: на красно-сине-белом фоне был вышит двуглавый орел, который к тому моменту уже был государственным гербом.
Первый дошедший до нас образец — так называемый «флаг царя московского» Петра I, который в 1693 году был поднят на корабле «Святой Петр». Это три равновеликие горизонтальные полосы белого, синего и красного цветов, посередине — золотой двуглавый орел.
В 1709 году Петр I утвердил флаг торговых судов — это бело-красно-синий триколор без герба. Внешне — современный флаг России. Параллельно появился и символ военного флота — Андреевский флаг. Андреевским его называют потому, что на нем изображен Х-образный крест — по преданию, именно на таком распяли апостола Андрея Первозванного за проповедь Христа. Петр I считал этого святого своим покровителем.
Знамя Российской империи вошло в ранг государственных регалий только в XVIII веке, перед коронацией Елизаветы Петровны. Это было желтое полотно с черным двуглавым орлом, по краям — 31 герб российских земель. С небольшими изменениями это знамя просуществовало до конца XIX века — последнее такое сшили перед коронацией последнего императора Николая II.
Знаменитый черно-желто-белый флаг появился по при императоре Александре II — в 1858 году он повелел украшать таким улицы к торжествам, а в 1865-м эти цвета официально названы государственными.
Бело-сине-красный триколор окончательно утвердили как государственный флаг России в 1896 году. Но просуществовал он недолго — после революции 1917 года появилось красное знамя в различных вариациях. С 1924 по 1991 официальный флаг СССР — серп и молот на красном фоне.
После распада Советского Союза в 1991 году официальным флагом Российской Федерации становится последний дореволюционный флаг — с равновеликими полосами белого, синего и красного цветов. В 1994 году указом президента России установлен праздник — День Государственного флага Российской Федерации. Отмечается ежегодно 22 августа.
Стяг, хоругвь, знамя, флаг: Под какими символами государства бились русские воины
Максим Фаюстов. На поле Куликовом (фрагмент)
Флаги, знамёна, штандарты появились у человечества ещё в древние времена. На Руси слова «флаг» не знали, в ходу было слово «стяг», то есть боевое княжеское полотнище, под которое стягивались полки. У каждого князя было несколько стягов. Например, в «Повести о битве на Липице», описывающей междоусобное сражение князей, говорится, что «Бяше бо у Юрья стягов 17, а трубь 40, толико же и бубнов, а у Ярослава стягов 13, а трубъ и бубнов 60».
Трубы и бубны нужны были князьям, чтобы управлять построением войск и подавать сигналы в бою. Как правило, княжеский стяг находился в середине боевого строя русских, а остальные были рассеяны по полю — по ним опытный полководец судил о ходе битвы. Стяг охраняли самые сильные и опытные бойцы — стяговники. Если стяг падал, это означало, что княжеские войска в этом месте терпят поражение. Если же «стязи ихъ золоченыа ревуть, просьтирающеся, аки облаци», то это означало, что войска успешно противостоят врагу или идут в наступление.
Первым известным стягом стал стяг князя Владимира — это было квадратное полотнище с золотым изображением коловрата, которое использовалось с VIII века вплоть до крещения Руси. После крещения символ солнца со стяга исчез, сам стяг стал треугольным, а навершие стяга стали делать в виде копья с крестом. Уже осаждающие Корсунь войска князя Владимира изображались с подобными стягами на миниатюрах Радзивилловской летописи XIII века.
В домонгольский период была известна вариация красного стяга с двоезубцем — это князь Святослав таким образом отметил разгром Хазарского каганата. Но двоезубец на стягах русских князей не закрепился, исчез, возможно, он был символом личной победы полководца. Под клиновидными стягами русские князья бились с монголами, под такими же стягами князья Дмитрий Донской и Александр Невский отстаивали рубежи родины.
Однако вскоре наравне с красными у князей появились и синие стяги. Это изменение задокументировано в миниатюрах Сильвестровского сборника XIV века: на них князь Борис идёт на печенегов под стягами двух цветов — синего и красного.
В литературном памятнике XII века «Слово о полку Игореве» встречается новое обозначение княжеского стяга — хоругвь. В это время на стягах начинают изображать лики святых, а сам стяг приравнивается к святыням и становится не только средством для управления войсками, но и символом власти. Князья перед битвами склоняют перед хоругвями колени и просят Бога о даровании победы. Например, перед битвой с ханом Мамаем князь Дмитрий Донской молился, встав на колени перед хоругвью с ликом Всемилостивейшего Спаса.
Тверская улица в Москве станет пешеходной 11 и 12 июня
В этом же «Сказании. » встречается ещё одно новое обозначение флага — знамя. Появляются и описания знамён. Например, у князя Владимира Андреевича знамя чёрного цвета: «Князь же Владимеръ Андрѣевичь ста на костѣх под черным знаменем». А из боя князья возвращаются «каждый под своё знамя».
У великого московского князя Василия III знамя было белого цвета, на нём был вышит библейский герой-полководец Иисус Навин. При Иване Грозном Русь ждала Второго пришествия Христа, потому и отношение к знамёнам с изображениями святых было трепетным.
В войске Грозного, осадившем Казань, была точная копия стяга Дмитрия Донского — клиновидное знамя с изображением Всемилостивого Спаса, а на великом стяге самого царя был изображён Христос на коне в окружении святого воинства в белых одеждах и архангел Михаил верхом на золотом коне, держащий распятие. Знамя царя было многоцветным — с синим и «сахарным» полями и с зелёной и широкой красной (брусничной) полосой.
Вообще, при Иване Грозном российские знамёна получили настоящее развитие — знаки царской, а значит, и божественной власти были большими, в длину достигали трёх метров и шились из дорогих и тяжёлых тканей — тафты, шёлка, бархата, расшивались золотом.
Наиболее известным в истории России осталось знамя с Всемилостивым Спасом. Его использовали во время сражений вплоть до петровских времён — русская армия под этим знаменем ходила в поход на Азов и воевала со шведами. Своё знамя было даже у Ермака и его дружины, когда казаки в конце XVI века пошли покорять Сибирское ханство. На нём был крупно изображён архангел Михаил на коне, а на другой стороне — лев и единорог.
Во времена Смуты ополченцы встали под малиновое знамя князя Пожарского, на котором был изображён архистратиг Михаил и преклонивший перед ним колени Иисус Навин. А второй царь из династии Романовых, Алексей Михайлович, ходил в военные походы под тёмно-красным знаменем с ликом Спаса. Именно при этом царе в России впервые появился бело-сине-красный флаг.
От знамён к триколору
Удивительно, но к концу XVII века у русского государства не было знамени, которое могло бы объединить всех. Знамёна оставались частными — царскими, боярскими, полковыми. Именно этот пробел и ликвидировал Алексей Михайлович. Он создал первый флаг страны по подобию стрелецких знамён. В основу был положен крест синего цвета, который символизировал Россию как последний оплот подлинной веры. Два поля оставались белыми, а два поля стали красными.
Триколор с золотым двуглавым орлом как символ государства был учреждён лишь 6 августа 1693 года сыном Алексея Михайловича Петром I для 12-пушечной яхты «Святой Пётр». На триколоре чередовались горизонтальные полосы красного, синего и белого цвета с золотым двуглавым орлом посередине. Кроме этого флага Пётр ввёл в обиход Андреевский флаг для флота и армейское знамя на основе триколора с орлом и пушками внизу. Торговый флот имел право вывешивать чистый триколор, без орла.
Почему Ватикан запретил книгу о славянах и грозил её автору смертью
У самого Петра был личный императорский штандарт жёлтого цвета с чёрным двуглавым орлом. Наверху красовались три короны, в лапах орёл держал карты морей, омывавших Российскую империю, а на груди его изображался святой Георгий, поражающий змея.
Этот штандарт просуществовал с различными изменениями вплоть до XIX века, пока наконец не трансформировался в жёлто-бело-чёрный триколор. И лишь 29 апреля 1896 года император Николай II объявил национальным символом бело-сине-красный флаг и повелел, чтобы флаги других цветов к почитанию не допускались. Это вызвало в обществе многочисленные споры, которые закончились лишь после того, как геральдист и историк Пётр Белавенец привёз из Архангельска настоящее знамя Петра I, которое было сшито из флажной материи — флагдуха. Это был квадрат из трёх полос равной ширины: снизу была красная полоса, посередине — синяя, сверху — белая. Вшитый в полотнище жёлтый двуглавый орёл захватывал все полосы. На груди императорской птицы масляной краской было нарисовано церковное изображение щита с Георгием Победоносцем. Больше вопросов к императору не было.
В 1918 году большевики тоже озаботились проблемой государственного флага. Согласно декрету о флаге РСФСР, страна получила красное знамя, которое одновременно было и национальным, и государственным, и боевым. Со временем флаг незначительно менялся: исчезла надпись РСФСР в рамке, у навершия на полотнище появилась звезда, а позже серп и молот.
Страна вернулась к историческому знамени Петра I только в 1991 году после попытки государственного переворота. Тогда Михаил Горбачёв прибыл из Фороса в Москву и первым делом заявил о необходимости смены государственной символики. И уже 25 декабря 1991 года над Кремлём взвился знакомый всем триколор. Герб — двуглавый орёл — появился в 1994 году, но изображается он только на президентском штандарте.
От крещения до федерации: история флагов России
Флаги России за всю историю с кратким описанием, начиная с Крещения Руси и заканчивая сегодняшним триколором.
Стяг с двузубцем 966 — 988
Такая форма стягов прочерчивалась на арабских дирхемах X в. Двузубец был символом Хазарского каганата, и когда князь Святослав Великий сокрушил каганат, то ввёл стяги с изображениями двузубца, как символ победы над Хазарией.
Червленый стяг XI — XII века
еках на Руси были в основном треугольные стяги преимущественно красного цвета. Также встречаются желтые, зеленые, белые, черные знамена.
Стяг «Всемилостивейшего Спаса» XII — XVI века
Перед вами один из древнейших русских стягов, который использовался войсками Александра Невского и Дмитрия Донского. Сохранился единственный такой стяг.
Великий стяг Ивана Грозного 1550 — 1584
У древка на лазуревом поле изображён Святой Михаил на коне. На откосе «сахарного» цвета изображён Христос. Знамя имеет кайму «брусничного цвета», у откоса дополнительно кайма «макового» цвета. Религиозные сюжеты изображались и на других царских знамёнах. На алом знамени Алексея Михайловича, например, изображался лик Спасителя.
Знамя Ермака 1581 — 1585
В коллекции реликвий Оружейной палаты до сих пор имеются три знамени Ермака, «под которыми он в 1582 году покорил Сибирское ханство Кучума». Полотнище имеет длину более 2 метров, на одном из которых вышиты образы Иисуса Навина и св. Михаила (сюжет изображения — сцена из Ветхого Завета), на двух других — лев и единорог, готовые к бою.
Знамя Дмитрия Пожарского 1609 — 1612
Знамя использовалось Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым во Втором Народном ополчении.
Знамя Большого полка 1654 — 1701
Это знамя использовалось исключительно в Большой полку с 1654 по 1701 год. Отменено Петром I.
Гербовое знамя Алексея Михайловича 1668 — 1696
Это первое гербовое знамя России, учреждённое царём Алексеем Михайловичем в 1668 году, совместно с первым русским флагом (см. ниже). Гербовое знамя было белым с широкой красной каймой, в центре изображался золотой двуглавый орёл и гербы подвластных царю земель, на кайме размещалась легенда.
Флаг Царства Русского (XVII век) 1668 — 1696
Самый первый государственный флаг России. Утверждён Алексеем Михайловичем, как флаг первого русского торгового суда «Орёл».
Флаг царя Московского 1693 — 1720
Флаг начал использоваться Петром I в 1693 году. Царь велел относить этот флаг и ко всем бывшим царям Московским. На нём изображён русский триколор и герб России XVII века.
Торговый флаг России 1705 — 1917
Триколор, введённый Петром I как часть штандарта Московского царя и армейского знамени, в 1705 году стал судовым флагом России и использовался вплоть до 1917 года.
Штандарт Российский или Царский
Собственноручное описание Петра: «Штандарт, черный орел в желтом поле, яко Герб Российской империи, имея три короны: две королевских и одну Империальскую, в которого грудях св. Георгий с драконом. В обеих же главах и ногах 4 карты морских: в правой главе Белое море, в левой Каспийское, в правой ноге Палас Меотис (Азовское море), в левой Синус Финикус (Финский залив) и пол Синуса Ботника (Ботанический залив) и часть Ост-Зее (Балтийское море)».
Государственное знамя Российской империи 1742−1858
В 1742 году в связи с предстоящей коронацией императрицы Елизаветы Петровны было изготовлено государственное знамя Российской империи, которое стало одной из инсигний и использовалось на торжественных церемониях, коронациях, погребениях императоров. Оно состояло из жёлтого полотнища с изображением на обеих его сторонах чёрного двуглавого орла в окружении овальных щитков с 31 гербом, символизирующих упомянутые в императорской титулатуре царства, княжества и земли.
Государственный (гербовый) флаг 1858
Указом Александра II от 11 июня 1858 года был введён чёрно-жёлто-белый «гербовый» флаг. Флаг состоит из трёх горизонтальных полос: чёрной, жёлтой (золотой) и белой.
Российский национальный флаг 1883
На протяжении второй половины 19 века среди историков велись споры какой же флаг считать национальным: бело-сине-красный или чёрно-жёлто-белый. Вопрос был официально решён 28 апреля 1883 года, когда Александр III распорядился использовать исключительно бело-сине-красный флаг. Черно-желто-белый остался только у императорской фамилии.
Государственный национальный флаг 1914 г
В 1914 году особым циркуляром министерства иностранных дел был введён новый национальный бело-сине-красный флаг с добавленным в верхней части жёлтого квадрата с чёрным двуглавым орлом.
Флаг республиканской России 1917
Согласно решению Юридического совещания в апреле 1917 года: «Бело-сине-красный флаг, поскольку он не несет атрибутов никаких династических эмблем, может считаться флагом новой России».
Флаг представлял собой красное прямоугольное полотнище с изображением в верхнем углу, у древка, золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамлённой золотой каймой. Он являлся «символом государственного суверенитета СССР и нерушимого союза рабочих и крестьян в борьбе за построение коммунистического общества». Красный цвет флага — символ героической борьбы советского народа за построение социализма и коммунизма, серп и молот означают незыблемый союз рабочего класса и колхозного крестьянства. Красная пятиконечная звезда на флаге СССР — символ конечного торжества идей коммунизма на пяти континентах земного шара.
Флаг РСФСР 1991 — 1993
Государственный флаг РСФСР с 1 ноября 1991 года. Оставался Государственным флагом до 11 декабря 1993 года.
Флаг России 1993 — по настоящее время
Официальный государственный символ Российской Федерации, наряду с гербом и гимном. Представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Цветам флага приписывается множество символических значений, однако не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации. Самая популярная расшифровка заключается в следующем:
Белый цвет символизирует благородство и откровенность;
Синий цвет — верность, честность, безупречность и целомудрие;
Красный цвет — мужество, смелость, великодушие и любовь.
Русский стяг
Древнерусский Стяг XI–XVII вв. (флаг; англ. flag, banner)
История отечественных воинских стягов (флагов, знамён) уходит корнями в глубокую древность. В древнерусской летописи «Повесть временных лет» знамена именуются «стягами». Стяг – это военное знамя, возносимое на древке в военных событиях конца XI века. Свое название оно могло получить от «стяганья» – соединения, сбора вокруг себя воинов («Язык стяг, дружину водит»). Исходя из смысла летописного текста, очевидно, что речь идёт о военных соединениях – полках, которые именуются стягами. Летопись 1096 года сообщает о том, что к Киеву подошёл с половцами «Боняк безбожный, шелудивый, тайно, как хищник, внезапно». Город ему не удалось взять, тогда «придоша на манастырь Печерьскый… и кликнуша около манастыря, и поставиша стяга два пред враты манастырьскыми». Монахи же бежали задами монастыря, некоторые спрятались на хорах.
«Выступи полк… и подъяша стяг» (Ипатьевская летопись). Значение стяга в древнерусском войске (рати) огромно. Перед началом сражения вокруг воинского стяга строилось русское войско в боевом порядке. Если в ходе сражения древнерусское войско распадалось на отдельные рукопашные схватки, стяг служил для воинов указателем хода боя, определённым ориентиром, местом сбора воинов.
Если враг «досекошася до стяга и стяг подсекоша», это означало поражение, и за этим неизбежно следовало беспорядочное отступление или бегство всего войска. Во время междоусобных сражений княжеские дружины стремились захватить стяг противника. Вокруг стяга разыгрывалась самая жестокая битва, на захват флага противника направлялись все усилия, так как судьба воинского стяга решала исход всей битвы.
Древнерусские стяги в хронике Манассии 1344-45 годы («Святослав идет на Доростол»), на одном из рельефов трона Мономахов, на иконе.
Словари древнерусского языка, кроме перевода понятия «стяг» как военное знамя, дают ему также толкование «полк, строй, войско». «Стояти под стягом» понимается как стоять в боевом порядке, а также находиться в чьем-либо войске, отряде.
В ХII веке под «стягом» всё чаще уже понимается именно знамя, а не воинское соединение. Встречается в летописи и слово «стяговникъ» – знаменосец, подобно тому, как существовали наименования «драконариос» для знаменосца в Риме, «бандофорос» в Византии, «баннерет» в Западной Европе.
Княжеское войско имело несколько военных стягов, собирательная и управленческая функции стяга дополнялась звуковыми сигналами труб и бубнов. В летописном рассказе о Липицкой битве 1216 года говорится, что князь Юрий Всеволодович имел «17 стягов, и труб 40, столько же и бубнов», его брат князь Ярослав Всеволодович имел «13 стягов, а труб и бубнов 60».
В ХII веке для обозначения воинского знамени упоминается слово хоругвь, являющееся общеславянским термином. Древнерусские стягви и хоругви поэтично описаны в известнейшем памятнике древнерусской литературы конца ХII века «Слове о полку Игореве». Автор, рассказывая о подготовке похода, восклицает: «Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле!». Первая встреча с половцами закончилась удачно для русского князя, и автор «Слова», воздавая ему хвалу, восклицает: «Червленый стяг, белая хоругвь, червленая чолка, серебряное копье (древко?) – храброму Святославичу!».
Функция ранних древнерусских знамён состояла в управлении войском, но со временем знамёна и хоругви стали символами власти князя. Древнерусский стяг украшала эмблема князя, с началом христианизации Руси, к концу XIV века на стяге изображали лик Иисуса Христа. «…И велел государь херугви христианьскые розвертити, сиречь знамя, на них образ господа нашего Иисуса Христа» (Никоновская летопись о Куликовской битве).
В летописных памятниках Древней Руси — «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище», наряду с обстоятельным описанием сражения войска Дмитрия Донского с полчищами хана Мамая в 1380 году, упоминаются стяги и хоругви, выполняющие важные функции во время боя.
Из описаний русских знамён, приведенных в «Сказании о Мамаевом побоище», следует, что на русских воинских стягах изображались христианские святые. Перед одним из таких знамен князь Дмитрий Иванович Донской перед началом битвы встал на колени и молился о победе над татарами. В «Сказании о Мамаевом побоище» летописец пишет: «Князь же великий, увидав свои полки достойно устроенными, сошёл с коня своего и пал на колени свои прямо перед большого полка чермным знаменем, на котором вышит образ владыки Господа нашего Иисуса Христа, и из глубины души стал взывать громогласно»… После молитвы перед знаменем великий князь объехал полки, и обратился к русским воинам с призывной речью «без смятения» стоять крепко за Русскую землю.
Князь Борис идёт на печенегов. Миниатюра из Сильвестровского сборника. XIV века
Чаще всего для воспроизведения старинных знамён использовали лицевые рукописи, снабженные миниатюрами. Радзивилловская летопись середины ХVI века содержит более 600 красочных миниатюр, на которых более 200 раз изображены русские стяги. Лицевой летописный свод украшали тысячами миниатюр, иллюстрирующих исторические события «от сотворения мира» до ХVI века.
Радзивилловская летопись позволяет отметить составные части ранних русских стягов (знамён) — навершие в виде наконечника копья, возможно, в раннюю эпоху древко стяга служило копье. Позднее навершие древка стяга у русских было в виде креста, в виде полумесяца у половцев, в виде пучка (чубук) из конских волос, называемая – «чолка стяговая», которую могли прикрепить и под навершием. Цвета русских воинских стягов и знамён, в основном, красного цвета, а также зелёного и синего цвета. В рисунках Лицевого летописного свода цвет военных знамен также красный или зелёный.Форма полотнищ стяга – треугольная, широкий конец полотнища крепили к древку, а узкий длинный конец полотнища развивался на ветру. Стяговник носит в руках стяг воинского отряда, который был не большого размера. Во многих древнерусских летописях воинские стяги изображали однотипно, с соблюдением определенного канона, к сожалению, стяги ХVI века не сохранились до наших дней.
Битва на Куликовом поле. Миниатюра. XVI век.
Чрезвычайный интерес для изображения знамён представляет лицевой список ХIV века – «Хроника Георгия Амартола». Она составлена в середине IX века византийским монахом Георгием, именовавшим себя Амартолом (Грешником), затем продолжена другим автором до середины Х века и, вероятно, тогда же иллюстрирована. Многие исследователи полагают, что перевод с греческого хроники Амартола впервые был сделан при дворе Ярослава Мудрого в 40-х годах XI века. На Руси текст этого исторического источника стал необыкновенно популярным и неоднократно использовался в русском летописании. Уникальным является иллюстрированный список хроники Амартола ХIV века, происходящий из Твери, в миниатюрах, на которых изображены воины с разнообразными знамёнами. Одноцветные красные, зелёные треугольные вытянутые полотнища, прикреплены к копью, и красные прямоугольные узкие полотнища, прикрепленные к древку без навершия, и стяги с копьевидным навершием, к древку которых прикреплено красное или жёлтое узкое прямоугольное полотнище, а от него отходят разноцветные косицы-хоботы. Некоторые стяги завершены «чолкой стяговой».
В конце ХIII века на Руси в употребление входит термин «знамя». В ХIII — XVII веках употребляются оба названия — «стяг» и «знамя», а в конце XVII века слово «стяг» уже не встречается. В XVI веке «большое воинское знамя» было уже в каждом полку, а у воинской сотни были «меньшие знамена».
В Галицко-Волынской летописи ХIII века рассказано о воцарении князя Даниила Романовича Галицкого в Галиче после очередного изгнания: «Даниил вошёл в город свой, пришёл в храм Пресвятой Богородицы, и принял стол отца своего, и отпраздновал победу, и поставил на Немецких воротах знамя своё». В начале ХIII века в Галицко-Волынской летописи рассказывается о походе князей Даниила и Василька Романовичей к польскому городу Калишу. Польские воины обращались к своему князю: «Если русское знамя водрузится на городских стенах, то кому воздашь честь?». В этих летописных отрывках речь идёт о польских и соседних юго-западных русских землях, где существовала традиция вывешивать на городских стенах, башнях и воротах знамёна и городские стяги. Эта традиция существовала и Галицко-Волынском княжестве, но в других регионах Руси этого обычая не было. Нашествие Батыя. Миниатюра. XVI век.
«Спас Нерукотворный». Икона-хоругвь. XIV в.
Русское воинство побеждало в бою, обращаясь за помощью к Господу Богу, Пресвятой Богородице, и святым заступникам – главным «помощникам во бранех». Древнерусский стяг и знамёна, сопровождавшие войско русских князей в военных походах, несли во главе войска во славу небесным покровителям и заступникам земли Русской. На знамени Дмитрия Донского образ Всемилостивейшего Спаса, придавший святость самому знамени, ведущему русских воинов в бой и благословлявших их в сражении.
Отец Петра Великого, царь Алексей Михайлович, водил своё войско на Смоленск, Вильно и Ригу под большим знаменем из тафты багряного цвета с вышитым на нём образом Иисуса Христа. Знамя это – настоящее произведение искусства, исполненное тончайшей вышивкой, а образ Спасителя по выразительности близок к иконописи. Подобным знаменам воздавались большие почести, знамёна освящал патриарх по чину святых икон.
На белом знамени великого князя Московского Василия III, отца Ивана Васильевича Грозного, изображался библейский полководец Иисус Навин. Спустя сто лет Иисус Навин появился на малиновом полотнище знамени князя Дмитрия Пожарского, которое хранится сегодня в Оружейной палате. Знамя прямоугольной формы, двустороннее, с одной стороны Вседержитель – Иисус Христос, благословляющий воинов и держащий святое Евангелие. Образ Иисуса Христа на знамени окаймлён текстами Священного Писания. На оборотной стороне знамени Иисус Навин преклонил колени перед Архангелом Михаилом, архистратигом небесного воинства.
Русские знамена ХVI-ХVII веков кроили «косынею». Прямоугольная часть полотнища называлась серединой, её длина была больше высоты; прямоугольный треугольник (откос) пришивался к полотнищу своей короткой стороной. Материалом для русских знамён служила камка (камчатный, камчатый узор; «камка луданная», то есть блестящая) – шелковая китайская ткань с узорами, или тонкая тафта – гладкая шёлковая ткань. На воинском знамени вышивали серебряными, золотыми и цветными нитями святые образы и отрывки текстов из Евангелия. По краю знамя украшали каймой или бахромой.
Размеры воинских русских знамён были, как правило, большими. Знамя царя Ивана Грозного, с которым он ходил в 1552 году в поход на Казань, имеет длину около 3 метров, а высоту древка – 1,5 метра. Нижний конец древка такого знамени был острым, чтобы знамя можно было воткнуть в землю. Для ношения такого знамени в военном походе назначали два-три человека. На знамени царя Иван IV Грозного был изображён «Всемилостивейший Спас». После взятия Казани у святого воинского знамени был отслужен молебен. В благодарность за победу царь Иван IV приказал построить церковь на том месте, где во время боя стояло святое знамя «Всемилостивейшего Спаса». Это знамя участвовало в других походах не только в ХVI веке, но и в ХVII веке. В начале ХVIII века это знамя вручили графу Борису Петровичу Шереметеву, отправившемуся в Свейский поход, со словами: «с тем знаменем царь и великий князь всея Руси покорил в русскую державу Казанское ханство и победил многочисленные басурманские народы».
Ещё большего размера был великий стяг Ивана Грозного 1560 года. «Построен» стяг из китайской тафты с одним откосом. Середина лазоревая (светло-синяя), откос белый, кайма по краю полотнища брусничного цвета, а вокруг белого откоса – макового цвета. В лазоревую середину вшит круг из тёмно-голубой тафты, а в круге – изображение Спасителя в белой одежде, на белом коне. По окружности круга – золотые херувимы и серафимы, левее круга и под ним – небесное воинство в белых одеждах, на белых конях. В откосе вшит круг из белой тафты, а в круге – Святой архангел Михаил на золотом крылатом коне, держащий в правой руке меч, а в левой крест. И середина, и откос усыпаны золотыми звездами и крестами.
На «басурманские народы» русское воинство ходило и под другими знаменами. В Москве в Оружейной палате хранятся военные стяги Ермака Тимофеевича, с которыми он в 1581 году завоевывал Сибирское ханство Кучума. На синих стягах Ермака словно на небе был изображен Иисус Христос и архангел Михаил, и льва с единорогом, готовящиеся к бою. На рисунке в «Истории Сибирской», составленной через сто лет С. У. Ремезовым, войско Ермака сопровождают действительно очень большие знамена, полотнища которых украшают архангел Михаил и Святой Николай Чудотворец.
Гербовое знамя. 1696 год.
Среди военных знамён нет такого знамени, которое можно было назвать государственным. Государевым знаменем Большого полка, можно считать царский стяг, под которым царь участвовал в военных действиях. Русские князья и воеводы, военачальники, как Ермак Темофеевич, имели свои знамена, считавшиеся государевыми. Воинские знамёна выдавали только на время участия в походе.
Невская битва. Фрагмент картины. Худ. А. Кившенко
Подьячий Посольского приказа Котошихин, составивший труд о России – в царствование Алексея Михайловича и сообщивший много деталей о времени и о событиях, участником которых он являлся, так писал о знамёнах царских воевод: «…Хоругви у них болшие, камчатые и тафтяные, не таковы, как рейтарские; трубачеи и литаврщики их же… дворовые люди. А учения у них к бою против рейтарского не бывает и строю никакого не знают; кто под которым знаменем написан и по тому и едет без устрою». Далее описываются эти «болшие» боярские знамена: «А бывают царские знамена у самого в полку и у бояр болшие, шиты и писаны золотом и серебром, на камке Спасов образ или какие победительные чюдеса; а боярские знамена бывают таковы, что у полской гусарии, разноцветные, долгие».Почему Котошихин противопоставляет «исконные» боярские полковые и сотенные знамена русского войска рейтарским, гусарским и прочим знамёнам? Дело в том, что в конце ХVI века на военную службу в Московию стали усиленно приглашать много иностранцев. При царе Фёдоре Иоанновиче в русском войске состояло более 4 000 наёмников – голландцев, шотландцев, датчан, шведов; Борис Годунов пригласил на военную службу ливонских немцев и сформировал из иноземцев целое воинское подразделение. Особенный приток иностранцев в воинскую службу произошёл после Смуты начала ХVII века. В Московском войске к иноземному строю относились солдатские, рейтарские и драгунские полки, командовали которыми исключительно иностранцы. При царе Михаиле Федоровиче, кроме иноземных отрядов, существовали и регулярные полки русских солдат, обученных в Москве иноземному строю.
Иностранцы вносили в свою военную службу свойственные им порядки и обычаи. Кроме военного обучения частей иностранных наёмников, они должны были снаряжать войска, изготавливать знамена для вверенных им полков. В русском войске появился западный обычай изображать светские эмблемы на военных знамёнах и хоругвях. Знамёна были разнообразной формы и рисунки на них выполняли, «как ротмистр укажет сам». На этих знаменах «писали» орла, грифа, змею, льва или химеру, и надписи делали на латинском языке.
Секретарь голштинского посольства Адам Олеарий, впервые побывавший в Москве в 1634 году, так описывал приём турецкого посла, свидетелем которого он был во время путешествия в Московии. Турецкого посла встречали 16 тысяч человек конницы: «В этом большом войске можно сосчитать не более 6 штандартов. Первый, принадлежащий лейб-компании, был из белого атласа с изображением на нем двуглавого орла с тремя коронами, окруженного лавровым венком с надписью „Virtute Supero“, то есть „доблестью побеждаю“. Далее было три синих с белым штандарта с изображением на одном грифа, на другом – улитки и на третьем – руки с мечом. Далее еще один штандарт из красного дамаста, изображающий двуликого Януса, и наконец, красный штандарт без изображения. Мы предположили, что такие эмблемы и знаменные изображения были помещены по указанию немецких офицеров… Сами русские очень не искусны в изобретении таких вещей».
Знамя стрелецкое сотенное. Россия. XVIII в.
В течение ХVII века обычай помещать светские эмблемы распространяется не только на ротные (сотенные) знамёна, но и на полковничьи, на боярские, а также – на знамена старого московского строя (стрельцов), казаков. На одном из знамен стрелецких полков в первой половине ХVII века был «вышит зверь грив, в передней лапе палаш», хотя полковые стрелецкие знамена несли кресты, а цвет полотнища, каймы четырехугольного знамени и креста соответствовали цветам одежды того или иного полка.
К концу ХVII века на военных знаменах можно было увидеть и территориальные эмблемы, многие из которых затем использовались как городские гербы. Например, в Оружейной палате хранилось знамя астраханских стрельцов, в середине которого была написана золотом и краскою астраханская эмблема: в голубом поле – золотая корона, под нею – серебряный восточный меч с золотой рукояткой.
Особенно полюбились русским воеводам длиннохвостые прапоры – небольшие знамена конца ХVI века, используемые в Польше, как личные штандарты. По сообщению служившего у Бориса Годунова француза Жака Маржерета, у каждого воеводы был свой прапор. Некоторым поклонникам так нравились западные новшества, что они имели по нескольку прапоров с разными эмблемами, что свидетельствует об отсутствии у них родового герба, то есть постоянного родового знака. Известны, например, два прапора Никиты Ивановича Романова, двоюродного брата царя Михаила Федоровича. На одном из них изображался золотой идущий грифон с мечом и щитом в лапах, на щите – небольшой чёрный орлик. Полотнище прапора белое, с червленой каймой, а у откоса – кайма чёрная и на ней изображены золотые и серебряные львиные головы. В XIX веке этот белый прапор послужил основой при создании герба дома Романовых.
Россия в ХV веке и первой половине ХVII века не имела единого государственного знамени, на котором бы изображался государственный символ, хотя этот символ в виде двуглавого орла уже изображали на воинских знамёнах с конца ХV века. При Иване Грозном уже была особая государственная печать, которую ставили на документах и грамотах, отправляемых в соседние страны.
Государственная символика на воинских стягах, олицетворяла верховную власть государя над русскими землями, присоединенными к России. Государь даровал новым землям знамёна с государевой символикой. В 1646 году царь Алексей Михайлович пожаловал знамя Войску Донскому – «на средине двуглавый орёл, на груди его государев образ на коне, колет змия». В России ХVII века существовало белое знамя с золотым двуглавым орлом, так называемое «ясачное», под этим знаменем с народов Поволжья и Сибири собирали ясак – натуральную подать.
Количество знамён и прапоров со светскими, не типичными для русского воинства эмблемами и символами увеличилось во второй половине ХVII века при царе Алексее Михайловиче, поощрявшего появление западных новшеств в русской жизни. Обществу прививался «вкус к геральдике», что выразилось в введении государственного герба, объяснении его символики, в появлении у вельмож личных печатей с гербами, и в украшении гербами бытовых предметов знати.
Изображение герба на знамени полка. Конец XVIII века
По именному указанию царя было «состроено» необычное знамя, отличающееся от прежних «государевых знамён» тем, что оно соединяло церковную символику со светской. В «Описи Оружейной палаты» есть описание «Знамя гербовное царя Алексея Михайловича, 1666–1678». Середина и откос его сделаны из тафты белого цвета, кайма кругом полотнища из малиновой тафты; в середине в кругу изображен двуглавый орел под тремя коронами со скипетром и державой; на груди орла в щитке – «царь на коне колет копием змия». Под орлом – вид Кремля со стороны Красной площади, около башни надпись – «Москва». На верхней кайме изображены Иисус Христос и два восьмиконечных креста с подножием. Вокруг орла, по боковым и нижней кайме, в картушах расположены клейма, в которых нарисованы эмблемы земель, упомянутых в царском титуле. На знамени написан полный титул государя. Известен и автор рисунка знамени — это живописец Станислав Лопуцкий, которому по именному указанию царя «велено было на том знамени написать розных государств четырнадцать печатей в гербах». Он «расписывал» знамя вместе со своими учениками Иваном Безминовым и Дорофеем Ермолаевым.
Знамя девятой конной стрелецкой сотни. Россия. XVII в.
По запросу Д. Бутлера Сибирскому приказу было «велено прислать из меновых товаров триста десять аршин киндяков да сто пятьдесят аршин тафть, червчатых, белых, лазоревых к корабельному делу на знамена и яловчики» (вымпелы). Корабль «Орёл», и его флаги просуществовали недолго, дойдя до Астрахани, из корабельных пушек открыли огонь по восставшим казакам Степана Разина. Казаки Разина подожгли корабль, команда «Орла» разбежалась даже не прихватив с собой знамёна.