Как назывались викинги на руси
Варяги или барыги?
Древнерусские летописи связывают с варягами-русью образование государства Русь («призвание варягов»). Вопрос о том, кого называли на Руси варягами, продолжает оставаться дискуссионным. Ряд источников сближают понятия «варяги» со скандинавскими викингами, с XII века на Руси лексема «варяги» заменяется псевдоэтнонимом «немцы». Из византийских источников известны варяги (варанги) как особый отряд на службе у византийских императоров с XI века, скандинавские источники сообщают о том что некоторые викинги вступали в отряды варягов (вэрингов) находясь на службе в Византии в XI веке.
Начиная с XVIII века, историки спорят о том, кто же были те легендарные варяги, основавшие Русь согласно летописной версии («призвания варягов»). Если по древнерусским источникам варяги представляли собой наёмников «из-за моря» (с берегов Балтики), то византийцы вносят в название явный этнический оттенок с размытой географической локализацией этого этноса. Скандинавские источники заимствуют понятие варягов от византийцев, хотя большинство версий этимологии слова варяги исходит из германских языков.
В современной историографии наиболее часто отождествляют варягов как скандинавских «викингов», то есть варяги — славянское наименование викингов. Существуют иные версии этнической принадлежности варягов — как финнов, немцев-пруссов, балтийских славян и варяги «руського» (то есть соляного) промысла Южного Приильменья.
Русские летописцы конца XI века относили варягов к середине IX века («призвание варягов»). В исландских сагах варяги (vaeringjar) появляются при описании службы скандинавских воинов в Византии в начале XI века. Византийский хронист 2-й половины XI века Скилица впервые сообщает о варягах (варангах) при описании событий 1034 года, когда варяжский отряд находился в Малой Азии.
Переводчик саг с древнеисландского О. И. Сенковский высказал следующие версии происхождения слова «варяги». По его мнению «варяги» означали искажённое в славянском самоназвании дружины викингов — felag. Возникшая позднее в Византии лексема «веринги» (veringjar) могла быть заимствованием от русов, то есть искажённые «варяги». В сагах викинги называли себя норманнами, употребляя термин «веринги» («варяги») только по отношению к скандинавским наёмникам в Византии. Сенковский также обратил внимание на то, что в договоре викинга Эймунда с князем Ярославом (Эймундова Сага) первый обращается к князю с выражением: «Мы просимся быть защитниками этого владения…» Защитники на языке саги — varnarmenn. В Византии или на Руси слово защитники могло превратиться в верингиар (veringjar) по предположению историка XVIII века В. Н. Татищева.
С. А. Гедеонов нашёл ещё одно близкое значение в балтийско-славянском словаре древанского наречия, опубликованном И. Потоцким в 1795 г. в Гамбурге: warang (меч, мечник, защитник).
Другая распространённая версия — «варяги» произошло от др.-герм. wara (присяга, клятва), то есть варягами были воины, давшие клятву (надо полагать в верности византийскому императору).
По мнению А. Г. Кузьмина слово происходит от кельтского var (вода), то есть под варягами понимали жителей (по версии Кузьмина: ославяненных кельтов) побережья вообще (аналог этимологии в русском: поморы). По его же мнению слово «варяги» восходит к этнониму «варины» или «варны», через промежуточный этноним «варанги», от которого выводит др.-русск. «варяги» и «Варяжское море», и возможно «вагры» и «варны» (в германской передаче имена некоторых племён балтийских славян).
По мнению А.Васильева для слова «варяг» (участника «соленого промысла») Южного Приильменья самой убедительной этимологией следует считать слово «варя» (процесс выварки соли от затопки печи до выноса соли на сушку)». Дополнительно к слову «варя» Г. С. Рабинович ссылается на «документы русского промысла», в которых и слово «варь» это «вываренная из рассола соль».
Во вступительной части ПВЛ летописец даёт перечень окружающих народов:
«Ляхи [поляки] же и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского. По этому морю сидят варяги: отсюда к востоку до пределов Симовых, сидят по тому же морю и к западу — до земли Английской и Волошской. Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны [норвежцы], готы [жители Готланда], русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги [франки] и прочие.»
Варяги обозначены как жители всего побережья Балтики. Летописец не уточняет, какие именно народы входили в состав варягов. Хотя они перечислены наряду с отдельными этносами, их обширное географическое положение указывает на обобщающий смысл понятия «варяги», что также отражено в названии Балтийского моря Варяжским. Когда, согласно летописной версии, союз славяно-финских племён решил пригласить себе князя, его стали искать у варягов: «И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие [народы] называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, — вот так и эти. […] И от тех варягов прозвалась Русская земля.»
В русских летописях варяги предстают прежде всего как наёмные профессиональные воины в IX—XI вв. В житие Св. княгини Ольги о её родителях сообщалось: «Отца имела язычника, также и мать некрещённую от языка Варяжска.»
В «Повести временных лет» «Сказании о призвании варягов» содержится такой текст:
«И сказали себе [словене]: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти.»
С XIII века слово «варяги» вышло из употребления, так как было вытеснено псевдоэтнонимом «немцы», что нашло отражение в описании призвания Рюрика в поздних летописях: «Избрашася от немец три браты с роды своими…» Царь Иван Грозный писал шведскому королю: «В прежних хрониках и летописцех писано, что с великим государем самодержцем Георгием-Ярославом на многих битвах бывали варяги: а варяги — немцы».
Византийский император Константин Багрянородный (945—959 гг.) оставил в своих сочинениях подробное описание государственного устройства Византии, но нигде не упомянул про варягов. Варяги также не упоминаются в византийских документах и при описании событий 2-й половины X века. Они появляются в источниках с XI века, иногда совместно с русами. Единственное употребление термина в более раннем времени относится к «Псамафийской хронике», документу 1-й половины X века, однако неясно, кем был употреблён термин faragoi (фараг) для названия телохранителя византийского императора — анонимным автором или переписчиком единственной греческой рукописи, утерянной к настоящему времени.
Как свидетельствует византиец Кекавмен, в 1-й половине XI века наёмники-варяги не пользовались особой благосклонностью императоров:
Кекавмен в рассказе о знаменитом последнем викинге и будущем норвежском короле Харальде Суровом, служившем в варягах в 1030-е годы, назвал того сыном царя Варангии, что равнозначно византийскому пониманию в XI веке варягов как норманнов или норвежцев. Византийский историк XI века М. Пселл также говорил о варангах как о лицах, принадлежащих к племени, хотя без уточнения этнографической принадлежности или географической локализации. Современник Кекавмена и Пселла, хронист Скилица, вообще идентифицировал варягов как кельтов: «варанги, по происхождению кельты, служащие по найму у греков».
Об этническом понимании византийцами слова «варяги» свидетельствуют жалованные грамоты (хрисовулы) из архива Лавры св. Афанасия на Афоне. Грамоты императоров освобождают Лавру от воинского постоя, в них перечисляются контингенты наёмников на византийской службе. В хрисовуле № 33 от 1060 года (от императора Константина X Дуки) указаны варяги, русы, сарацины, франки. В хрисовуле № 44 от 1082 года (от императора Алексея I Комнина) список меняется — русы, варяги, кулпинги, инглины, немцы. В хрисовуле № 48 от 1086 года (от императора Алексея I Комнина) список значительно расширяется — русы, варяги, кулпинги, инглины, франки, немцы, болгары и сарацины.
Одним из наиболее прославленных героев скандинавских саг стал будущий норвежский король Харальд Суровый, воевавший в 1034—1043 гг. по всему Средиземноморью с отрядом в 500 варягов, а перед тем послуживший Ярославу Мудрому. Сага о Харальде Суровом из цикла «Круг Земной» сообщает легендарный обычай, позволявший варягам по смерти византийского императора уносить сокровища из дворца: «Харальд трижды ходил в обход палат, пока находился в Миклагарде. Там было в обычае, что всякий раз, когда умирал конунг греков, веринги имели право обходить все палаты конунга, где находились его сокровища, и каждый был волен присвоить себе то, на что сумеет наложить руку». Однако Харальд по сообщению той же саги был брошен в темницу по обвинению в присвоении имущества императора, а затем бежал на Русь. Харальд погиб в 1066 году в битве при Стамфордбридже, которой завершилась двухсотлетняя история вторжений скандинавских викингов в Англию.[1]
Позволю предложить новую версию появления слова «варяг».
В 5 веке галло-римский писатель Аполлинарий Сидоний записал галльское слово vargus, что в переводе означало «бродяга». Произведения Сидония, в особенности письма, являются ценным источником по истории завоевания Галлии вестготами. Его переписка — одна из четырех галло-римских переписок, дошедших до нас.
В Римской Империи наёмного солдата звали baro, а уже в более позднюю эпоху древневерхненемецкое слово baro стало обозначать свободного человек.
Большинство источников называют варягов наёмниками и в этом смысле они свободны в выборе господина. Бродяги же свободны в своем передвижении и образе жизни.
Название ВАРЯГ, вероятно, произошло от латинского глагола vario «разнообразить, делать разнообразным, менять, видоизменять, чередовать, перемежать, сменять, быть переменчивым, быть непостоянным, меняться, колебаться», что по смыслу означает ИЗМЕНЧИВЫЙ.
Галльское vargus, скорее всего, является сокращением латинского VAR[IO]GUS (варяг), образованного по правилам латинской морфологии.
Латинское baro («наёмный солдат») восходит к древнегреческому baros («тяжесть, вес, груз, кладь, бремя, обуза, множество, обилие, сила, мощь, вес, вескость, достоинство, серьезность»). Тяжела ты, солдатская служба!
В латинский язык пришло из Индии слово barrus («слон»), прилагательное barrinus означает «слоновый».
Действительно, слона можно отягощать тяжелой работой или, наоборот, слон олицетворяет собой мощь и силу.
Как назывались викинги на руси
Для Западной Европы эпоха викингов началась 8 июня 793 года с нападения скандина вских пиратов на монастырь Святого Кутберта на острове Линдисфарн у побережья Северо-Восточной Англии. Ужас живших в строгом аскетизме монахов был неописуем, когда на берег сошли воины в кольчугах и с боевыми топорами. Никакие мольбы о пощаде не помогли: обитель разгромили и разграбили, монахов убили или увели в плен. Позже на месте разрушенной обители установили камень: на одной его стороне были изображены люди, склонившиеся в молении перед крестом, на другой — идущие друг за другом воины с занесенными топорами.
Так кто же такие викинги? Это были пираты и воины, искатели добычи и славы. Однако в мирное время они были также мореплавателями и колонистами, вели торговлю и осваивали новые земли.
Ученые до сих пор не пришли к единой версии происхождения слова «викинг» (древнескандинавское viking). Шведский ученый Фриц Аскеберг выдвинул гипотезу, что оно происходит от глагола vikja — «поворачивать, отклоняться». Викинг, отказавшись от привычного уклада, отправлялся в поход в поисках удачи. Этим термином часто обозначали не конкретного человека, а само грабительское предприятие — «уйти, отправиться в викинг».
Викингами, как правило, становились младшие сыновья, так как имущество и титул отца обычно доставались старшим. Для младших же «уход в викинг» был единственной возможностью повысить свой статус на родине или за ее пределами. Занятие викингом часто становилось пожизненным, профессией.
Викинги разведывали земли не только на Западе, но и на Востоке. Здесь люди Севера искали новые места для поселений и, самое главное, новые дороги к богатству и славе.
Первым политическим событием в истории Древнерусского государства считается призвание в 862 году варяжских князей. Они и положили начало династии Рюриковичей, которая правила в России до конца XVI века. Однако призванию одних скандинавов предшествовало изгнание других. Обратно «за море» славяне отправили варягов, которые собирали дань с северных племен. Это не привело к установлению мира и порядка в государстве: «…и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом». Тогда «пошли за море к варягам, к руси… Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами… и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске».
Имена призванных князей известны и в скандинавских письменных источниках: Рюрик — Hroerekr («могучий славой»), Синеус — Signjotr («победу использующий»), Трувор — Ϸórvarðr («страж Тора»). В отличие от изгнанных варягов, призванные князья должны были править «по ряду, по праву». Скорее всего, в договор между верхушкой северной конфедерации племен и предводителем одного из норманнских отрядов входила и защита от внешней угрозы, и управление подвластной территорией.
В Западной Европе скандинавов называли норманнами, а на Руси — варягами. Древнескандинавское слово voeringi встречается в сагах, скальдических стихах, хрониках. Это производное от varar — «верность, обет, клятва». В скандинавской письменности вэрингами называли наемников, которые служили в варяжском корпусе в Византии — в привилегированном отряде телохранителей императора. Историки предполагают, что термин «варяг» («вэринг», «варанг») возник именно на Руси, но в скандинавской среде. А славяне восприняли его как обозначение всех скандинавских народов.
Скандинавам же мы обязаны и появлением самого слова «русь». Оно восходит к финскому наименованию выходцев из Скандинавии Ruotsi и изначально обозначало сообщество, которое сложилось в Поволховье и Приильменье. В свою очередь Ruotsi восходит к древнескандинавским словам со значением «гребец», «участник походов на гребных судах». Русью называли себя сами скандинавы в Восточной Европе: на восток они ходили «в русь», а на запад — «в викинг».
Первое же упоминание слова «русь» как названия народа историки обнаружили в Бертинских анналах 839 года — летописях Сен-Бертенского монастыря. Документ рассказывает, как в Ингельхайм-на-Рейне, резиденцию франкского императора Людовика Благочестивого, прибыло греческое посольство византийского императора Феофила. В составе посольства находились также некие люди, судя по всему, скандинавского происхождения. Они утверждали, что «народ их, называется Рос [Rhos]» и что в Византию они прибыли «ради дружбы». Феофил просил Людовика пропустить их через свои земли, так как возвращение на родину другим маршрутом было бы для них очень опасным. Однако, «тщательно расследовав [цель] их прибытия, император узнал, что они из народа [рода] свеев [шведов], и, сочтя их скорее разведчиками… чем послами дружбы, решил про себя задержать их». Дальнейшая судьба этой «миссии» неизвестна.
В X веке слово «русь» превратилось из обозначения скандинавов в название княжеской дружины. Русов же славяне воспринимали как местных, «своих», хоть те и были варягами. А выражения «дружина многа» и «вся русь» стали синонимичными. Если в договоре с греками 911 года послы «от рода русского» имели исключительно скандинавские имена — Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, то в документе 945 года уже встречались и славянские — Святослав и Володислав.
Однако со временем начало закрепляться противопоставление «варяги — русь». Варяги вновь стали наемниками «из-за моря». Так, князь Владимир в 980 году пригласил варягов для захвата киевского престола. Когда же наемники стали требовать выкуп с жителей Киева, считая город своим, он отправил их в Константинополь, сопроводив посланием к императору: «Вот идут к тебе варяги, не вздумай держать их в столице, иначе наделают тебе такого же зла, как и здесь…»
Для Западной Европы эпоха викингов началась 8 июня 793 года с нападения скандина вских пиратов на монастырь Святого Кутберта на# nbsp;острове Линдисфарн у побережья Северо-Восточной Англии. Ужас живших в строгом аскетизме монахов был неописуем, когда на берег сошли воины в кольчугах и с боевыми топорами. Никакие мольбы о пощаде не помогли: обитель разгромили и разграбили, монахов убили или увели в плен. Позже на месте разрушенной обители установили камень: на одной его стороне были изображены люди, склонившиеся в молении перед крестом, на другой — идущие друг за другом воины с занесенными топорами.
Так кто же такие викинги? Это были пираты и воины, искатели добычи и славы. Однако в мирное время они были также мореплавателями и колонистами, вели торговлю и осваивали новые земли.
Ученые до сих пор не пришли к единой версии происхождения слова «викинг» (древнескандинавское viking). Шведский ученый Фриц Аскеберг выдвинул гипотезу, что оно происходит от глагола vikja — «поворачивать, отклоняться». Викинг, отказавшись от привычного уклада, отправлялся в поход в поисках удачи. Этим термином часто обозначали не конкретного человека, а само грабительское предприятие — «уйти, отправиться в викинг».
Викингами, как правило, становились младшие сыновья, так как имущество и титул отца обычно доставались старшим. Для младших же «уход в викинг» был единственной возможностью повысить свой статус на родине или за ее пределами. Занятие викингом часто становилось пожизненным, профессией.
Викинги разведывали земли не только на Западе, но и на Востоке. Здесь люди Севера искали новые места для поселений и, самое главное, новые дороги к богатству и славе.
Первым политическим событием в истории Древнерусского государства считается призвание в 862 году варяжских князей. Они и положили начало династии Рюриковичей, которая правила в России до конца XVI века. Однако призванию одних скандинавов предшествовало изгнание других. Обратно «за море» славяне отправили варягов, которые собирали дань с северных племен. Это не привело к установлению мира и порядка в государстве: «…и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом». Тогда «пошли за море к варягам, к руси… Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами… и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске».
Имена призванных князей известны и в скандинавских письменных источниках: Рюрик — Hroerekr («могучий славой»), Синеус — Signjotr («победу использующий»), Трувор — Ϸórvarðr («страж Тора»). В отличие от изгнанных варягов, призванные князья должны были править «по ряду, по праву». Скорее всего, в договор между верхушкой северной конфедерации племен и предводителем одного из норманнских отрядов входила и защита от внешней угрозы, и управление подвластной территорией.
В Западной Европе скандинавов называли норманнами, а на Руси — варягами. Древнескандинавское слово voeringi встречается в сагах, скальдических стихах, хрониках. Это производное от varar — «верность, обет, клятва». В скандинавской письменности вэрингами называли наемников, которые служили в варяжском корпусе в Византии — в привилегированном отряде телохранителей императора. Историки предполагают, что термин «варяг» («вэринг», «варанг») возник именно на Руси, но в скандинавской среде. А славяне восприняли его как обозначение всех скандинавских народов.
Скандинавам же мы обязаны и появлением самого слова «русь». Оно восходит к финскому наименованию выходцев из Скандинавии Ruotsi и изначально обозначало сообщество, которое сложилось в Поволховье и Приильменье. В свою очередь Ruotsi восходит к древнескандинавским словам со значением «гребец», «участник походов на гребных судах». Русью называли себя сами скандинавы в Восточной Европе: на восток они ходили «в русь», а на запад — «в викинг».
Первое же упоминание слова «русь» как названия народа историки обнаружили в Бертинских анналах 839 года — летописях Сен-Бертенского монастыря. Документ рассказывает, как в Ингельхайм-на-Рейне, резиденцию франкского императора Людовика Благочестивого, прибыло греческое посольство византийского императора Феофила. В составе посольства находились также некие люди, судя по всему, скандинавского происхождения. Они утверждали, что «народ их, называется Рос [Rhos]» и что в Византию они прибыли «ради дружбы». Феофил просил Людовика пропустить их через свои земли, так как возвращение на родину другим маршрутом было бы для них очень опасным. Однако, «тщательно расследовав [цель] их прибытия, император узнал, что они из народа [рода] свеев [шведов], и, сочтя их скорее разведчиками… чем послами дружбы, решил про себя задержать их». Дальнейшая судьба этой «миссии» неизвестна.
В X веке слово «русь» превратилось из обозначения скандинавов в название княжеской дружины. Русов же славяне воспринимали как местных, «своих», хоть те и были варягами. А выражения «дружина многа» и «вся русь» стали синонимичными. Если в договоре с греками 911 года послы «от рода русского» имели исключительно скандинавские имена — Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, то в документе 945 года уже встречались и славянские — Святослав и Володислав.
Однако со временем начало закрепляться противопоставление «варяги — русь». Варяги вновь стали наемниками «из-за моря». Так, князь Владимир в 980 году пригласил варягов для захвата киевского престола. Когда же наемники стали требовать выкуп с жителей Киева, считая город своим, он отправил их в Константинополь, сопроводив посланием к императору: «Вот идут к тебе варяги, не вздумай держать их в столице, иначе наделают тебе такого же зла, как и здесь…»
ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ! Кто такие «варяги» и «викинги», и почему последние, при всей своей воинственности и храбрости, никогда не ходили воевать на Русь — Гардарику, весьма многообещающую, с точки зрения наживы, «страну городов»! (Видео)
Набеги этих свирепых рослых воинов потрясали Европу целых 350 лет. Они отличались отвагой, полным пренебрежением к смерти и крайней жестокостью к врагам, и предпочитали добывать золото и славу тяжёлыми, остро отточенными мeчaми.
Впервые они появились в Дании в 725 году — как торговцы, но вскоре навели ужас на европейские города и монастыри. Первые столкновения викингов с местным населением произошли в Англии в 789 гoдy, когда северяне высадились на побережье графства Дорсет и разорили монастырь св. Kyбepтa, а позже атаковали побережье Ирландии, где основали королевство, и подвергли набегам северные территории Шотландии, Данию и Францию.
Грабежам подверглись Гамбург и Руан, Лиссабон и Тулуза, Йорк и побережье Северной Африки. Осада викингами Парижа в 839 гoду вошла во все европейские хроники и отличалась масштабом и жестокостью — город окружило не менее 40 тысяч викингов. Через год в Париже началась чума, и город сдался, откупившись от северных «рэкетиров» грузом серебряных монет.
Что же мы знаем о нравах этих свирепых варваров? Вплоть до XI века викинги оставались язычниками и верили, что погибший в бою воин отправляется в Валхаллу, где обретает новую жизнь и предаётся пирам и сражениям. Те, кто умирал от ран, попадали в объятия богини Фрейи, а погибшие в бою женщины обретали покой внутри священной горы Хёльгафел. Тех, кто умирал от болезни и старости, ждало мрачное подземелье мёртвых — Хёль.
Фото © Public Domain
Викинги были суеверны, боялись плохих примет и проклятий, но насылали их на других с помощью нитсшеста. Нитсшест сооружался из деревянного шеста, на котором вырезались руны проклятий. На шест насаживали голову лошади, а иногда — и человеческую голову, направляли в сторону врага. Отныне враг был проклят, а его боги-покровителя должны были изгнать его с земли, чтобы обрести покой. Согласно «Саге об Эгиле», берсерк Эгиль Cкaллaгpимccoн был изгнан из Норвегии и сделал нитсшест, чтобы проклясть врагов.
Дисциплина у викингов поддерживалась системой жестоких наказаний, самым крайним из которых была смертная казнь — она могла быть почётной или позорной. Часто человека вешали в священной роще, посвящённой богу Одину, у которого было ещё одно имя — Hangatýr, что значило «бог висельников». В его честь вешали не только людей, но и собак и даже скот.
Самой страшной казнью была казнь «кровавый орёл», она упоминается в «Младшей Эдде» и изображена на Стура-Хаммарском жертвенном камне, который был найден на шведском острове Готланд в Балтийском море. Во время казни человека клали на камень лицом вниз, боевым топориком взламывали рёбра вдоль позвоночника, раздвигали их и вытаскивали наружу лёгкие. Человек умирал от болевого шока.
Практиковали и сожжение в срубе — это считалось позорной казнью: так казнили рабов. А в голодные годы викинги убивали собственных детей, выбрасывая их на копья.
Для строптивых противников викинги приберегали особую пытку — хеймнар. Пленному врагу обрубали руки и ноги, затем человека лечили, чтобы не умер, и возили «обрубок» с собой, пугая им несговорчивых врагов. Известно, что так враги поступили с королём Норвегии Мангусом Эpлингccoном.
Арабский путешественник Ахмад ибн Фадлан в IX веке стал свидетелем похорон богатого викинга и описал обряд погребения. Сначала покойника закапывали в землю на 10 дней. За это время для него шили погребальные одежды, готовили ладью и выбирали жертву — рабыню, которую сажали под охрану и опаивали дурманом.
Версия о том, что славянские народы и народы Скандинавии могли быть родственниками, давно развенчана специалистами ДНК-генеалогии. Викинги не оставили никакого генетического следа в генофонде русских и сами роднёй славянам не были.
Фото © Public Domain
Не выдерживает критики и версия о том, что грабить на Руси было некого, а дикие славянские племена жили в лесах в крайней бедности. Археологические находки свидетельствуют о том, что на месте Новгорода люди жили с VIII века, на месте Изборска и Старой Ладоги — с VI века, на месте Мурома — с начала I тысячелетия. (О том, что нашу страну, Русь, викинги называли Гардарикой — «страной городов», а города — это всегда место развитой цивилизации, где можно ХОРОШО ПОЖИВИТЬСЯ, мы писали выше — ред.)
К концу X века на Руси было не менее 60 крупных городов. С русскими князьями мечтали породниться градоправители многих стран. Князь Владимир Святославич был женат на византийской царевне Анне, дочь Ярослава Мудрого Анна стала королевой Франции, а сыновья Изяслав и Святослав были женаты на европейках — первый на сестре польского короля Гертруде, а второй на австрийской принцессе Оде. (О матримониальных делах, связанных с нашими князьями и их детьми, речь пойдет ниже — ред)
Тем не менее, археологические находки свидетельствуют о том, что на Руси викинги бывали.
Остаётся лишь один вариант — что с VIII по X век с русскими не могли соперничать даже викинги. Возможно, что ещё раньше появления викингов на севере Руси существовало государственное образование русов, которых греки называли варягами (варангами), европейцы — путали с викингами и именовали норманнами, а в Киеве их звали мурманами (это, скорее всего, видоизмененное «норманн». Кстати, название города Мурманск вам ни о чем не говорит? — ред.)
Именно из племени русов-варягов были призваны князья: Рюрик — в Новгород, Синеус — на Белое озеро, а Трувор — в Изборск; и как пишет автор «Повести временных лет», «…от тех варягов и прозвалась Русская земля». Русом был и киевский князь Вещий Олег, который «прибивал свой щит» на врата Царьграда — то есть брал Константинополь. (В том, что варяги — это южнобалтийские славяне, а никакие не норманны-скандинавы, нисколько не сомневался и наш выдающийся гений-ученый М.В. Ломоносов, «бивший за это морды» приглашенным немецким «ученым» в Российской Академии наук, которые всеми силами устанавливали «норманнскую теорию» появления Русского государства, а также известный деятель более позднего русофильского движения А. С. Хомяков. Интересно почитать на эту тему и лекции В. О. Ключевского: в одной из них, в частности, описывается возвращение домой известного по скандинавским сагам Олафа Святого, который до этого 20 лет прослужил у князя Вальдемара (св. Владимира) и который после шторма был прибит к южнобалтийскому берегу, где правила княжна со славянским отчеством. Так вот, он представился ей… русским купцом (к тому времени он уже хорошо владел русским языком), а отнюдь не норманном-викингом и воином, зная, по всей видимости, о не очень хорошем (скорее всего, именно на тот момент) отношении балтийских славян-варягов к северным соседям по Балтике — норманнам-викингам! — ред.)
Кадр из сериала «Викинги»/ © Кинопоиск.
Служили русским князьям и искали невест. При всей жестокости скандинавы питали слабость к женскому полу и в современном понимании были подкаблучниками. Они проливали слёзы из-за несчастной любви и слагали в честь любимых романтические поэмы.
Убийство женщины ставило убийцу вне закона. За изнасилование женщины у викингов полагался огромный штраф. Если женщина считала брак неудачным, она имела право на развод, а над мужчиной смеялась вся родня.
Ярослав отказал Харольду, указав на его бедность и отсутствие удела. Тогда Харольд с дружиной ушёл в Константинополь, где на 10 лет стал наёмником, воевал на Балканах, на Ближнем Востоке, участвовал в заговорах. Во время службы он сочинял Висы Радости, в которых горевал, что не может заслужить любовь избранницы.
По причинам, описанным выше, кровожадные норманны с севера, от которых веками стонала вся Европа, воевать на Русь не ходили. Они приходили в Гардарику (на Русь) служить в княжеских дружинах, набираться воинского опыта и… свататься к княжнам!
Делалось это для закрепления династических связей с сильными и богатыми русскими князьями, на помощь которых в случае военных конфликтов хотели бы рассчитывать скандинавские и германские женихи.
Умила, дочь Гостомысла, бабушка Рюрика
Первой русской женой князя викинга-варяга (о том, что варяги, южнобалтийские славяне частенько принимали участие в походах норманнов-викингов, смотрите в видеосюжете, размещенном ниже. Собственно, само понятие «викинг» означает не название народа, а тех, кто «отправился в поход», «стал гребцом на судне», «воином, ушедшем в набег» — ред.) стала дочь новгородского князя Гостомысла, которую тот отдал замуж за князя Годслава. Годслав увёз Умилу к себе на южный берег Балтики. О самой Умиле историки знают немного.
Её отец — Гостомысл — был последним представителем великой династии новгородских князей. Умила родилась от второй жены Гостомысла — словенки Руяны, на которой он женился в 804 году. Руяна родила ему двух дочерей и сына. Кроме того, у князя были дети от первой жены — скандинавки. Однако так вышло, что сыновья погибли в битве, а князь состарился и детей иметь уже не мог — «жёны его не рождали».
На фото справа: князь Гостомысл, отец Умилы.
Тогда по славянским традициям он совершил поездку в Хольмгард (Новгород), там Гостомысл хотел спросить волхвов о том, кому же передать власть. Он принёс щедрые жертвы богам и одарил золотом вещунов. В ответ те стали твердить князю, что наследует ему потомок его же рода. Ответ этот не устроил Гостомысла, и он отправил послов «в земгалы», но и земгальские волхвы ответили то же самое: что наследником станет потомок от князя!
На фото слева: князь Гостомысл на смертном одре.
И тогда князю приснился вещий сон о том, как из чрева его дочери Умилы, жены Годслава, произрастает огромное ветвистое дерево — «от плода же его насытятся люди всей земли». Перед смертью новгородский князь созвал старейшин от всех народов, среди которых были и словене, и дреговичи, и чудь, и мерь, и заручился их согласием на то, что они пригласят княжить в Новгород его внука Рюрика. После смерти Гостомысла воля князя была исполнена, и его Рюрик сел княжить в Новгороде.
Олисава — дочь Ярослава Мудрого
Мы уже писали выше о том, как одну из дочерей Ярослава Мудрого сосватал викинг из Норвегии Харальд Сигурдарсон — об этом говорится в саге «О Харольде Суровом». В ней русского князя именуют Яйцерливом, а его дочь Елизавету — Олисавой или Еллисив (Эллисив).
Согласно саге, Харальд увидел свою будущую жену, когда ей было десять лет, а ему — 20. Это вполне соответствует историческим данным: Елизавета появилась на свет в 1022 году, а Харальд родился около 1015 года, то есть разница в возрасте составляла семь-восемь лет.
На фото справа: Елизавета Ярославна и Харальд III Суровый. Фрагмент витража в соборе Святого Магнуса (Керкуолл).
Юный Харальд вместе с другими викингами нанялся в дружину к Ярославу и в 1031–1034 годах принял участие в походе на Польшу. Очевидно, Харальд уже тогда мечтал взойти на норвежский престол. Предпосылки к этому были — он происходил из рода норвежского короля Харальда Прекрасноволосого, а его отец, Сигурд Свинья, приходился норвежскому королю Олафу Святому (о том, что он в свое время тоже служил в дружине киевского правителя — св. князя Владимира (Вальдемара) мы также упоминали выше — ред.) отчимом. Поэтому Харальд решил жениться на Елизавете и заручиться поддержкой богатого и могущественного тестя.
На фото слева и внизу: полный вид этих витражей в соборе Святого Магнуса (Керкуолл). На первом изображены все четыре дочери Ярослава Мудрого, каждая из которой стала королевой в разных странах.
Князю Ярославу сватовство не пришлось по душе, он указал варвару с севера, что тот беден и у него нет своей земли. Но Харальд был упорен и договорился, что, пока Елизавета подрастает, он постарается разбогатеть.
Полученное от ромеев золото он отсылал Ярославу в Киев — на хранение. Это позволило ему сохранить богатство: когда в Константинополе произошёл переворот, Харальду пришлось бежать. Позже он ходил войной на Царьград вместе с новгородским князем Владимиром.
Долгие десять лет скитаний Харальд сочинял «Висы радости», в которых воспевал красоту девушки из Гардарики (Руси), которая никак не хочет полюбить сурового викинга.
На фото слева: русская красавица-княжна.
Между тем, выбора у Елизаветы не было. Как примерная христианка, она послушалась своего отца, и вернувшийся из походов Харальд увёз молодую жену в Норвегию. Очевидно, венчаться им пришлось по православному обряду, а Харальду перед этим потребовалось креститься.
Вернувшись домой, он вскоре стал соправителем Норвегии с королём Норвегии и Дании Магнусом, а после того, как Магнус очень быстро умер, остался полновластным правителем страны.
Елизавета родила королю Харальду III Суровому двух дочерей, но викинг быстро женился во второй раз на норвежке Торе Торбергсдаттер из клана Гискеэттен, которая подарила королю двух сыновей.
Ингигерд, внучка Ярослава
Ингигерд Харальдсдоттир — дочь Харольда II Сурового и Елизаветы Ярославны — стала ещё одной желанной женщиной для правителя-викинг. Породниться сразу же с королями Норвегии и с русскими князьями возжелал датский принц Олаф I.
Как раз в это время между Данией и Норвегией был заключён мир, брак должен был закрепить его. В браке с Олафом у Ингигерд родилась дочь Ульфильд.
На фото справа: датский король Олаф Голод, добровольно принесший себя в жертву…
В 1085 году Олаф взошёл на датский престол, но царствование его было омрачено двумя вещами — усилением местной языческой знати и голодом. Его так и прозвали — Олаф Голод. Несмотря на то что он был человеком незлобивым и примерным христианином, подданные принесли его в жертву богам, чтобы голод окончился. Датский летописец Саксон Грамматик писал, что король сам согласился, чтобы его убили, чтобы искупить «грехи страны». После убийства Олафа его тело расчленили и развезли по всей Дании.
После смерти мужа Ингигерд снова вышла замуж — за шведского короля Филиппа Хальстенссона, но сумела пережить второго мужа и умерла в 1120 году.
Агафья — жена Эдварда Изгнанника
На фото слева: Эдуа́рд Изгна́нник. Деталь генеалогического древа из рукописи «Генеалогическая хроника английских королей». Фото © Wikipedia.
Но Олаф, который дружил с их отцом, пожалел сирот и отправил детей туда, куда руки Кнуда Великого дотянуться не могли, — в Киев, тем более, что жена князя Ярослава приходилась им тёткой, а Олаф сам однажды прятался в Киеве от врагов.
На родину Эдвард Изгнанник вернулся лишь в 1057 году. Он был не один — вместе с молодой и красивой русской женой, которая, по одной из версий, могла быть дочерью князя Ярослава, возможно внебрачной, или же его близкой родственницей. Звали её Агафья, или, если по-европейски, Агата. Есть предположение, что она была не просто из рода Рюриковичей, но имела родственные связи с императором Священной Римской империи Генрихом III.
К сожалению, Эдвард умер в Англии, а следы его жены Агафьи (Агаты) затерялись где-то в Шотландии. Есть предположение, что она родила принцу двух сыновей, которые стали шотландскими королями Давидом и Александром. Однако шведские хроники это опровергают.
Случаи женитьбы викингов и славян были не единичными. Татищев в своих выписках из Иоакимовской летописи указывал, что некий шведский король Галдан имел русскую жену — дочь короля Гардарики. Сын короля Дании Эрика I Кнуд Лавард был женат на дочери князя Мстислава Владимировича — Ингеборге Киевской.
На фото справа: дочери Ярослава Мудрого. Фреска XI века, которую мы уже размещали выше.
Русские князья женились на скандинавских женщинах. Ярослав Мудрый имел в жёнах шведку Ингигерду — дочь первого христианского короля Швеции Олафа Шётконунга. Кстати, жена самого Олафа тоже была славянкой и звали её Эстрид Ободритская.
Один из сыновей Ярослава взял в жёны германскую принцессу Оду, князь Илья Ярославич был женат на Эстрид Датской, дочери Свена Вилобородого.