Как назывались фишки в детстве
Фишки, кэпсы или сотки. Как в регионах России называли культовую игру
Одни называли их кэпсами или фишками, другие — сотками. Но одно было неизменно: игра из 90-х захватывала тысячи детей. Тайм-тревел блогер Александр Куликов решил разобраться, как чаще всего называли фишки (или кэпсы? или сотки?) в разных регионах России. Для этого он провёл большой опрос среди более 1100 человек. Результаты можно увидеть на удобной карте.
Две недели назад я провёл масштабный опрос о том, как люди в разных регионах называли увлечение на фото и готов поделиться результатами. Сперва начнём с чуть менее интересного — с названий этих картонных кругляшков. По ссылке — кликабельная карта. https://t.co/3hBdbgxDH1 pic.twitter.com/KaCT9VtYFP
Выяснилось, что в большинстве регионов использовали название «фишки». Однако выделились Москва и Санкт-Петербург — там это были сотки и кэпсы, соответственно. Если по региону, в котором живёте вы, информации нет, автор готов учитывать фидбек и внести в будущем изменения в карту.
Расскажу вам свои воспоминания. Я учился в трёх разных московских школах в ВАО и хорошо помню события. Первые «сотки», которые я увидел (мне их купили) были как раз фирмы Sotka. Сперва было не очень ясно, что с ними делать, мания началась примерно в 1996 году, мой второй класс. pic.twitter.com/uwRPl8Ms4h
При этом в самую первую волну хобби все называли их «фишками» и скидывались на «Цу-е-фа!». В какой-то момент словно кто-то дёрнул рубильник, и фишки поголовно стали называть сотками. Скорее всего, повлияла эта реклама по каналу «ТВ-6 Москва». pic.twitter.com/SoaznZegCA
Такую статистику мы любим! Кстати, Куликов также затизерил другую карту — на этот раз она будет касаться того, какие слова в разных регионах использовали при скидывании на камень-ножницы-бумагу. Результаты будут совсем скоро!
Обновление (15/09/21): А вот и карта, показывающая, какие выражения в разных регионах использовали при скидывании на камень-ножницы-бумагу (там всё более разнообразно, чем в случае с фишками).
Обещал — выполняю. Карта фразочек из детства при игре в «Камень-ножницы-бумага» с разделением на регионы по результатам опроса 1100+ человек. По ссылке — большая и кликабельная:https://t.co/p527FmVXeg pic.twitter.com/sTcsi01qt3
Пишу новости, пересматриваю «Баффи» и цитирую вайны
Дороже золота: 11 сокровищ нашего детства
Собрали для вас небольшую коллекцию сокровищ нашего детства, которые гарантированно вызовут у вас приятную ностальгию. Но перед тем как начать, отметим: мы, бесспорно, понимаем, что все эти детские артефакты различались от региона к региону и от года к году. Так что если в списке вы не найдете чего-то, что было дорого именно вам, или наоборот обнаружите там какие-то совершенно незнакомые предметы — не удивляйтесь.
Кэпсы (они же фишки, сотки и поги)
Эта нехитрая азартная игра знакома практически каждому, кто ходил в школу в девяностые. Кэпсы — это круглые фишки из плотного картона. У каждого кэпса есть лицевая сторона и обратная.
На обратной, как правило, печатали логотип производителя (например, фирмы Sotka или Chupa Caps), а на лицевой были самые разные изображения: покемоны, кадры из мультфильмов и фильмов, супергерои, полуобнаженные женщины и произведения искусства.
Что с этим делать?
Играть в кэпсы можно было разными способами: с битой и без биты. В первом случае стопку кэпсов разбивают при помощи биты — круглой пластиковой или металлической пластины, которая была тяжелее, чем одна фишка. Цель игрока — бросить биту на башню из кэпсов так, чтобы как можно большее их количество перевернулось лицевой стороной вверх — эти фишки игрок забирает себе.
Однако, по словам опытных игроков, металлическая бита нередко портила фишки, а потому появился другой способ игры. Участники ставят на кон одинаковое количество фишек, а затем по очереди берут всю стопку кэпсов и кидают ее так, чтобы перевернуть лицевой стороной вверх максимальное количество фишек.
Летучки (они же фишки и лелики)
Еще одна азартная игра детей девяностых — это летучки, картонные фишки, которые специальным образом сворачивали из крышек сигаретных пачек. Помимо того, что в летучки можно было играть, их, как и кэпсы, коллекционировали — искали коробки от импортных сигарет, обменивались редкими экземплярами.
Что с этим делать?
Играть: каждый игрок кладет фишку из своей коллекции на два вытянутых пальца (указательный и средний) и щелчком отправляет ее в полет. После того, как все фишки оказались на полу, игроки все теми же щелчками перемещают их в направлении друг друга. Если игрок в свой ход может пальцами одной руки дотянуться и до своей фишки, и до фишки соперника, он забирает обе себе.
Загадочные металлические буквы «Е» или «Ш» — как посмотреть — которые можно было найти во многих российских дворах. Потом, правда выяснилось, что это — детали сердечника трансформатора, а не обломки инопланетного корабля и не потерявшиеся буквы из странненькой металлической азбуки.
Что с этим делать?
Все, что позволит фантазия. Такие металлические детали можно использовать для ролевых игр, для поделок или просто для запускания в небо или в товарищей по играм.
Волшебный сундучок Milky Way
Это детское сокровище даже выглядело как настоящее сокровище — и стоило немало. Небольшая картонная коробка с шоколадкой Milky Way и мини-набором Lego — вожделенный подарок многих детей, выросших в девяностые, и одна из первых громких коллабораций (хотя, конечно, такого слова тогда никто не знал).
Что с этим делать?
Шоколадку — съесть, Lego — собрать, хранить, беречь и наслаждаться.
Игрушки-прищепки
Это игрушки-прищепки. О боги, прошло около 15 лет. Ну теперь-то я знаю pic.twitter.com/SbrJGQtHqr
Помните этих ребят? Они продавались в маленьких бумажных пакетиках, и у каждого в лапах был крошечный ароматизированный бумажный букет. Самые простые — как на фото — были обиты бархатистой тканью, и руки у них открывались не очень широко. Но были и более классные прищепки — пушистые, на жестком каркасе и с более крепкой хваткой.
Что с этим делать?
Цеплять на школьный рюкзак, на волосы, потом — дома на штору, а затем периодически натыкаться на антресолях и не находить в себе сил выкинуть.
Вертушка из пробки от бутылки (она же вжикалка и дисковая пила)
Что с этим делать?
Запугивать окружающих, резать (точнее, конечно, рвать) бумагу или листья на деревьях, царапать окружающих, играть в лесоруба или суперзлодея.
Чертики из капельниц
Такие артефакты — это скорее наследие советского прошлого, хотя и в постсоветское время они встречались нередко. Чертиков, рыбок и другие игрушки плели из трубок от медицинских капельниц — они были прозрачными, голубого, зеленого, коричневого или желтого цветов.
Что с этим делать?
Взрослые обычно вешали таких чертиков на зеркало заднего вида в машине, а детям было интересно с ними играть.
Биткоины нашего детства. Сотки, фишки, кэпсы, поги и как они связаны с самураями
«За такой пакет фишек в школе могли и придушить», — нервно посмеивались мы, когда высыпали на стол сокровище для любого ребенка из начала «нулевых». Фишки, кэпсы, сотки, поги… Картонные (а иногда и пластиковые) кругляши с нарисованными персонажами популярных детских ТВ-шоу ворвались в постсоветскую реальность с задержкой. Если на Западе пик их популярности пришелся на середину 90-х, то в нашей стране воспоминания о кэпсах относятся к концу 90-х и началу «нулевых».
Тогда нынешние 30-летние менеджеры среднего звена заканчивали начальные классы, переходили в среднюю школу и коллекционировали картонные диски с любимыми персонажами из мультиков и детских сериалов. Сегодня мы расскажем о кэпсах, сотках, фишках, погах (как их только ни называли), объясним, как они связаны с японскими самураями и бутылками с молоком, но сперва поностальгируем.
Как играть в фишки?
Сколько слез было пролито за игрой в фишки! Особо хорошие друзья могли играть исключительно «на интерес», тогда как в школьных классах и во дворе действовали «мужские» законы: проиграл — и фишки переходят новому хозяину. Неудивительно, что во многих школах учителя и завучи по воспитательной работе охотились за «подпольными игровыми клубами», нещадно изымая и разрезая все фишки на глазах у задержанных игроков.
Правил игры было несколько. В большинстве случаев двое-трое игроков скидывали в одну стопку по несколько своих фишек рубашкой вверх. Затем с помощью рук и считалки «камень, ножницы, бумага» выбирался тот, кто сможет первым ударить стопкой о землю. Те кэпсы, которые перевернулись, забирал их новый владелец. Конечно же, у первого хода куш мог оказаться баснословным, а потому еще перед началом игры могли разгореться нешуточные страсти.
Но это в жесткой (даже жестокой) версии правил. В более мягкой фишки доставались тому, кто сумел перевернуть их большее число лицом вверх за один круг, когда все участники выполнили свой подход.
Стопку надо было обязательно брать за ребро. При этом другие игроки следили за тем, чтобы между фишками в стопке не было просвета, а бросок был выполнен строго сверху вниз, без подкрутки. Гнутые и пластиковые фишки класть под низ строго запрещалось.
Естественно, никаких тебе видеоповторов или добросовестного судейства. Законы морали, совести в и без того неустоявшемся мальчишеском обществе соблюдались через раз. А потому игра в фишки нередко заканчивалась затаенными обидами, прямыми оскорблениями или даже драками.
А если кто хотел отыграться, то мог взять в долг у казино… То есть у самого богатого на фишки игрока. Были и свои курсы: за одну фишку с покемонами можно было получить две любые другие. За биту — десять. За выполненную домашку можно было договориться и на больший заем.
Биты — тяжелые и толстые металлические, но чаще пластиковые фишки. Они были далеко не у всех, а потому с ними редко играли, потому как правила в такой игре были чуть другие. Фишки складывали стопкой на земле и по очереди били по ним битой. Забирали те, что перевернулись.
При чем тут самураи?
Казалось бы, простейшая игровая задумка корнями уходит в средневековье. Причем средневековье японское. Еще в период Эдо (1603—1867) в феодальной Японии существовала игра Мэнко. В те годы игральные мэнко представляли собой глиняные кругляши различной формы.
Со временем и развитием технологий они превратились в карты (в том числе круглые) из плотной бумаги, на одной стороне которых находился рисунок. Этот рисунок отражал популярную культуру своего времени. В средневековый период были популярны изображения ниндзя и самураев, в период перед Второй мировой войной преобладала тематика милитаризма — на карты наносили изображения военной техники. Поражение в войне отразилось и на тематике мэнко. На них стали рисовать персонажей из аниме и манги, бейсболистов.
Принципы игры были неизменны с того самого средневекового периода: один игрок кладет карту на пол или игровую поверхность, а другой бросает свою карту так, чтобы порывом воздуха или непосредственным ударом перевернуть карту противника рубашкой вниз. Перевернул? Забираешь карту себе.
Бутылка молока
В начале 20-го века японские эмигранты добрались до Гавайских островов. С ними переезжали их семьи, дети. Естественно, переезжали и некоторые развлечения, включая мэнко. Естественно, на Гавайях производить их не было кому, а потому дети японских мигрантов выкручивались как могли и пользовались картонными крышками (сaps) от бутылок с молоком.
Этими винтажными крышками закупоривали стеклянные бутылки не только от молока, но и от питьевого шоколада, фруктовых соков. Обычно они были разноцветными, на них изображались коровки, ковбои или фермерские пейзажи. А потому неудивительно, что эти красочные кэпсы привлекли детское внимание.
Как появился POG?
На десятилетия мэнко из бутылочных крышек стала любимой игрой гавайских детей. Новую жизнь в игру в 1991 году вдохнула гавайская учительница Блоссом Галбисо. Чтобы ее ученикам было проще познавать арифметику, женщина познакомила ребят с любимой игрой своего детства. При том что игра не требовала какой-либо физической активности и не грозила ученикам травмами.
Учительница вместе с детьми начала коллекционировать крышки от молока под брендом Haleakala Dairy. Хотя уже с 1955 года компания отказалась от стеклянных бутылок, она продолжала продавать крышки, чтобы поддерживать давнюю игровую традицию.
К коллекционированию и игре со временем подключалось все больше людей, из-за чего спрос на продукцию Haleakala Dairy только рос. Компания же выпускала не только молочную продукцию, но и соки. Один из видов сока, в состав которого входили маракуйя, апельсин и гуава, был крайне популярен на Гавайях. На английском эти фрукты называются passionfruit, orange и guava. Соответственно, аббревиатура сока… правильно, POG. И этот POG размещался на всех картонных круглых крышечках этого сока.
Экспансия на континент
Канадская фирма, которая выпускала упаковку и крышки для Haleakala Dairy, неожиданно столкнулась с возросшим спросом на свою продукцию. Заказы посыпались не только от производителей молока и соков, но и от гавайских банков, морских центров, образовательных учреждений, спортивных клубов и многих других, а интерес к погам переметнулся с островка на континентальную часть США.
Дельцы с континента, крупные издатели бейсбольных карточек и комиксов тут же прочувствовали коллекционный потенциал кэпсов и запустили производство собственных. «Уму непостижимо, — говорил в 1993 году в интервью газете Hartford Courant представитель компании SkyBox. — Вы открываете банковский счет — вам вручают пог. Вы покупаете „Хэппи Мил“ в McDonald’s — вам дарят пог. За все, что вы делаете, вы получаете пог». Кто бы мог подумать, но крышка от бутылки с молоком превратилась в серьезный маркетинговый инструмент, предмет для коллекционирования. Каждая уважающая себя компания обзаводилась фирменными погами.
SkyBox вскочила в этот вагон, выпустив фирменные DC SkyCaps. Это были 54 кэпса с игровой инструкцией и перечнем для коллекционеров. На кругляшах, как можно догадаться, были изображены супергерои вселенной DC Comics.
Что за зверь нарисован на погах?
Когда мы были детьми, то далеко не все кэпсы могли опознать. У кого-то в почете были кругляши с покемонами. Их выставляли на партию либо обменивали только по курсу 2 к 1: две «обычки» за одного покемона. В отдельных школах кэпсы с фирменной аббревиатурой POG ценились куда выше. Хотя большинство школьников даже не знали, что за зверь изображался на конкретно этих погах.
Дело в том, что на фоне всеобщей истерии некий находчивый бизнесмен с американским именем Алан и подозрительно славянской фамилией Рипински в 1993 году выкупил у гавайцев торговую марку POG и основал World POG Federation. Эта федерация запустила серию турниров по игре и придумала своего маскота — Погмэна (Pogman). Судя по сюжетам на кэпсах, это был неотесанный, гиперактивный и зубастый комок шерсти.
Правда, спустя три года основатель компании практически довел WPF до ручки, его отстранили от руководства, компанию переименовали и переориентировали на выпуск других игрушек.
Где сегодня купить фишки?
Естественно, история кэпсов (а также фишек, погов и соток) не закончилась со смертью WPF. Эта федерация изжила себя скорее потому, что не располагала большим ростером лицензий на различные объекты авторского права. Производители комиксов, ТВ-сериалов и мультфильмов запускали собственные линейки фишек с собственными узнаваемыми и горячо любимыми аудиторией персонажами: покемоны, «Могучие рейнджеры», Street Fighter, Ninja Turtles и многие другие.
Фишки/Кэпсы — Возвращаемся в детство вместе
Кэпсы начали свой путь ещё в 1920-х годах на Гавайских островах, однако тогда их популярность не была столь повальной. Настоящий бум в развитии игра получила в девяностых годах в США, где какому-то учителю младших классов пришло в голову учить таким образом детей арифметике. С тех пор шествие кэпсов уже было не остановить, но со временем в Северной Америке их запретили, как азартную игру. В этот момент популярность игры перебралась в СНГ, поглотив почти все школы. Сегодня о том, что фишки существовали в природе, вспоминают разве что учителя, гонявшие нерадивых игроков, да выпускники того времени, сохранившие частные коллекции.
Фишки предлагают испытать практически идентичный геймплей, но уже на сенсорном экране. Четыре игрока, три виртуальных и один живой, ставят на кон до четырёх фишек. После чего происходит старая-добрая схема выбора хода, через «Камень-Ножницы-Бумагу». Для тех, кто в танке — каждый из участников игры выбирает между одной, кхм, «фигурой», и показывает её рукой. Камень при этом побеждает ножницы, бумага побеждает ножницы, но сама оказывается не у дел против камня.
В случае, когда все четыре игрока показали три разные фигуры, идёт переигрывание. Если, скажем, один человек выставил камень, а другие — ножницы, первым будет ходить именно он. И так до тех пор, пока список очерёдности не будет забит полностью. Дальше следует сам процесс выбивания. Виртуальную стопку кэпсов бьют о такую же поверхность, с силой, заданной заранее. Те фишки, что после удара перевернулись, забираются игроком, который их бил. Остаток даётся на выбивание следующему, и так далее, пока последняя фишка не уйдёт в чей-либо карман.
Само разнообразие кэпсов потрясает. Авторами было собрано около 600 (!) различных фишек в 14 коллекциях, и количество это растёт, как на дрожжах. Mortal Kombat, Pokemon, PoG и многие другие уже доступны для игры, но часть их остаётся закрытой. Как их открыть? Побеждать! Дело в том, что внутри Фишек имеется довольно забавная экономическая система. Каждый кэпс стоит определённую сумму денег, и выигранные в бою дорогие экземпляры вполне можно продавать, а на кон ставить самые дешёвые. Тем более, что выиграть можно и те кэпсы, что есть уже в коллекции.
Деньги, вырученные с продаж, тратятся как на открытие новых наборов, так и на, скажем, биток, и выбор арены для соревнования. Стоят они немало, но согласитесь — не каждый откажет себе в удовольствии бить 16 кэпсов собственным битком и выбить весь набор сразу! А за это, кстати, даётся достижение, количества которых в игре тоже хватает. Они, кстати, весьма солидно оплачиваются, что даёт дополнительный источник внутриигрового дохода. Имеется и мультиплеер на четырёх человек по Hot-Seat, чтобы можно было развлечься в живой компании, вспоминая босоногую юность. Есть и сетевой мультиплеер.
Тенденция перевода активных развлечений в интерактивный поток и радует, и пугает. Если умельцы превратили Фишки в программный продукт, что станет следующим? Симулятор пряток, кстати, тоже уже имеется. Но не будем о плохом, ведь Фишки реально могут затянуть. Благодаря грамотному геймплею, элементу удачи, а также занятной финансовой системе игра будет интересна и тем, кто в детстве такими вещами занимался, и тому, кто первый раз об этой игре слышит.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Картонная валюта из детства: история игры в фишки в России
Как играли и жульничали дети в конце девяностых, и почему ради фишек дрались и собирали бутылки.
Начало 1998 года. Выходят хитовые треки «Scooter» и сингл «Smack My Bitch Up» от «Prodigy», на улицах встречаются люди в футболках с персонажем Леонардо ДиКаприо из «Титаника», дети играют в «Тамагочи» и смотрят недавно запустившийся «Дисней Клуб». На смену «Dendy» и «Sega Mega Drive» приходит первая «PlayStation» и персональные компьютеры.
Именно в это время в России появились фишки — простая игра в картонные кругляши с рисунками (альтернативные названия — сотки и кэпсы). Всего за полгода они свели с ума многих российских детей. Заядлых игроков и шумные компании можно было встретить на детских площадках, в школах и подъездах.
Путь фишек в Россию
В XVII веке в Японии появилась игра «мэнко» с очень простыми правилами. Сначала игроки клали лицом вниз свои глиняные жетоны, затем выбранный игрок старался выбить из стопки жетоны и забирал себе те, которые перевернулись лицевой стороной.
На «мэнко» были вырезаны изображения богов, животных или мифических существ. В XIX веке глиняные жетоны заменили обычные картонные карточки и фишки с самураями и историческими деятелями Японии, а в XX веке — с персонажами аниме, манги и кинофильмов. В начале 90-х годов популярность древней игры упала, и карточки постепенно исчезли из продажи. Сегодня они считаются ценным объектом для коллекционирования.
Похожая игра возникла на Гавайях в 20-е годы XX-века. На острове Мауи дети играли с картонными крышками от стеклянных бутылок из-под молока. В 50-е годы им на смену пришли крышки от фруктовых напитков и газировки. Местные производители напитков заметили спрос и начали выпускать крышки с разными рисунками, чтобы дети их коллекционировали.
Но массовое распространение игра получила после того, как гавайский учитель начальных классов Блоссом Гальбисо стала учить детей арифметике с помощью пронумерованных крышек. Числа на перевернутых крышках нужно было складывать или умножать. Вскоре идею переняли другие островные школы, а канадская компания STANPAC Inc. (она производила крышки для бутылок) решила на этом заработать — начала ввозить миллионы крышек на Гавайские острова и продавать их отдельно от бутылок.
Ближе к середине 90-х игра вышла за пределы островного штата и быстро распространилась на континентальной территории США. Крупные производители сладостей и настольных игр продавали сотни видов фишек с разными изображениями — от персонажей видеоигр до супергероев комиксов Marvel и DC. Ежегодно проходили турниры под эгидой компании World POG Federation. Победители могли получить набор редких фишек или бесплатный четырёхдневный доступ на аттракционы парка развлечений Knott’s Berry Farm.
В России фишки появились примерно в середине-конце 1997 года. Тогда в страну тоннами завозили жвачку из Турции, Дании, Германии, изредка из США, Японии и арабских стран.
Сначала фишки можно было купить только в комплекте с жевательной резинкой, потом их стали продавать наборами от 10 до 50 штук. Фишка со жвачкой стоила примерно три рубля. На эти деньги тогда можно было купить маленький пакет семечек. Большие наборы в пластиковом футляре стоили от 50 до 70 рублей. По этой же цене продавалась большая пачка чипсов Pringles. Фишки также шли вместе с карамелью Chupa Chups и в больших пачках чипсов Cheetos.
Фишки с кадрами из фильмов, видеоигр и мультфильмов зачастую выпускали нелегально и без лицензии. Это можно было определить по качеству изображения и отсутствию копирайтов. Например, фишки с «Покемонами» назывались Pokeman и Pokemone. Пластиковые фишки по экранизации Mortal Kombat были очень низкого качества, а в качестве правообладателя была указана компания Capcom, которая не имела никакого отношения к франшизе MK.
Есть две главные причины популярности фишек в России. Во-первых, они стоили очень дёшево, и в них было просто играть, поэтому они притягивали детей разных возрастов. Во-вторых, в России подобные развлечения уже были. В начале 90-х дети играли в дворовую игру «хлопушка» с вкладышами от жвачек. Игроки хлопали по стопке вкладышей и пытались повернуть их лицевой стороной кверху. Так что принцип игры уже был знаком.
К весне 1998 года фишки можно было купить на каждом углу. Их продавали в обычных ларьках с печатью, в маленьких магазинах возле вокзалов и станций метро, гастрономах, а позже и в крупных торговых сетях. В фишки играли почти все друзья — если у тебя не было фишек, ты чувствовал себя аутсайдером в любой компании. Нужно было всему учиться с нуля, самостоятельно разбираться в правилах и придумывать тактики.
Правила и тонкости поединков
Партия начиналась с выбора подходящей площадки — ровной твёрдой поверхности. Лучше всего подходила доска, школьная парта, кафель или широкая лестница. Многие играли на асфальте, но на нём фишки быстро царапались и теряли свою ценность. Перед началом игры строили стопку, в которую каждый игрок добавлял одну или несколько фишек. Ставка зависела от того, есть ли в стопке ценная и редкая фишка. Ценность определяли по очкам на обратной стороне фишки или нестандартному покрытию (голографическое, «золотое», с блёстками).
В одной партии обычно участвовало до трёх игроков, реже четверо или пять. Цель игры — выиграть как можно больше фишек. Играли по ходам, до полного выигрыша, или по раундам. Очерёдность ходов определялась по настроению, либо с помощью «камень, ножницы, бумага».
В России было две разновидности игры в фишки: с битой и без биты. Первый — классический. Так играли дети во всём мире. Игроки складывали в одну стопку фишки, а потом били по её верху специальной пластиковой битой. Игрок забирал себе те фишки, которые повернулись картинкой вверх. Остальные складывались в стопку, и ход передавался другому игроку. Нередко играли «на интерес» — все фишки после игры возвращались к владельцам.
Но в России биты не особо прижились: многие видели в них один из способов для жульничества. При должной сноровке можно было перевернуть половину стопки, поэтому некоторые игроки били не по верху стопки, а сбоку или даже снизу. Если не оговорить это заранее, каждый начинал бить так, как ему вздумается — из-за этого возникали ссоры и уличные драки.
Металлические и очень толстые биты не любили за то, что они оставляли вмятины и царапины на фишках. Зато их активно коллекционировали. Многие биты были покрыты красивой и яркой краской, нередко с блёстками или голографическими картинками. Ими хвастались друг перед другом, а одинаковые или ненужные биты можно было легко обменять на горсть фишек.
Так что часто играли без биты. Брали стопку фишек, зажимали её в ладони (либо крепко держали между указательным и большим пальцем) и били ей о поверхность.
Правда, «честность» своего броска ещё нужно было доказать. В способе без биты принято бросать стопку под прямым прямым углом и перпендикулярно поверхности. Но хитрые игроки бросали под разными углами для того, чтобы перевернуть как можно больше фишек и увеличить шанс своего выигрыша. За такое жульничество заставляли ходить заново, а в отдельных случаях — пропустить ход.
Два самых известных способа жульничества — «подкрутки» и «просветы». В первом случае игрок раскручивает в зажатом кулаке стопку фишек, а после резко её бросает. Фишки разлетаются во все стороны, и есть очень большой шанс, что многие перевернутся лицевой стороной. Во втором игрок пальцем создаёт просветы между фишками. Они неплотно прилегают друг к другу и между ними появляется несколько миллиметров пустоты. Такая стопка разлетается ещё до удара о поверхность.
Другой момент на грани жульничества — это навязывание цены. Очки на обратной стороне фишки (от 1 до 10) учитывались далеко не всеми игроками. Если игрок добавлял в стопку редкую или красивую фишку, он обычно предлагал поставить за неё, например, по две-три штуки с каждого. Не все могли согласиться с такой ценой, особенно если ценность фишки вызывала сомнения. Но иногда попадались действительно ценные и редкие виды, за которые не жалко было поставить пять фишек.
Иногда играли на какой-то приз — жвачки, вкладыши, чипсы, сухарики или даже настоящие деньги. Так как у детей были только карманные и накопленные с завтраков гроши, то обычно ставили не больше 10 рублей— весомые деньги для конца 90-х. На фишки можно было обменять картридж для Sega Mega Drive, диск для Sony PlayStation или взять консоль на прокат. Двоечники давали горсть фишек отличникам, чтобы те помогли с домашними заданиями.
Были и свои поверья и ритуалы. Некоторые игроки брали с собой на турниры «счастливые фишки», надеясь, что они принесут удачу. Встречались суеверные компании, которые принципиально следили за чётностью фишек в стопке. Если в ней было семь штук, кто-то должен был добавить ещё одну.
Популярные разновидности фишек
В конце 90-х выходили сотни видов фишек. Все перечислить невозможно, но их можно классифицировать. К тому же, у каждого игрока, как правило, было несколько любимых серий (кроме Mortal Kombat или Power Rangers), которые он собирал.
Сам я, в основном, собирал фишки по видеоиграм, фильмам и диснеевским мультфильмам. Недавно я как раз занимался переездом и нашёл старый пакет с тремя тысячами фишек: рука не поднялась всё это выкинуть, продать или отдать. Как вспомню, каких трудов мне стоило всё это собрать, так пропадает малейшее желание с ними расстаться.
Средняя цена пакетика с фишками в 1999 году — около 6-8 рублей. Фишка с одной жвачкой стоила два-три рубля, набор с наклейками, карточками и одной фишкой — от 10 до 15 рублей. Дороже всего стоили большие наборы от Chupa Chups и POG — 50 рублей за один пластиковый футляр. 50 рублей в 1999 году — это большая пачка Pringles или маленький набор конструктора Lego.
Больше всего я любил собирать фишки по файтингам. В те годы почти любой мальчишка знал о том, что такое Mortal Kombat. У него могло не быть консоли, но он точно видел фильм, наверняка собирал наклейки, прочитал все биографии героев из журнала «Великий Dракон» и спорил о том, какой персонаж круче другого.
В 90-е вышло несколько видов фишек по MK. Больше всего ценились фишки от Dunkin с персонажами Mortal Kombat 3 — за одну такую фишку игроки могли поставить две или три «простых». При этом найти их было непросто — они продавались в редких магазинах и шли в комплекте со жвачкой. Новые блоки завозили в магазин раз месяц, и дети раскупали все фишки за неделю.
Ещё были фишки с кадрами из экранизации Mortal Kombat от режиссёра Пола Андерсона. Во второй половине 90-х его фильм считался чуть ли не «настольной» видеокассетой любого подростка.
Фишки по Street Fighter II встречались ещё реже. Картридж с этой игрой было сложно найти, поэтому многие дети познакомились со знаменитой франшизой благодаря полнометражному аниме-фильму (его продавали на пиратских видеокассетах) или кустарной игре для Dendy — Street Fighter II официально не выходил на 8-битных консолях.
Эта вселенная и её разнообразные, непохожие друг на друга персонажи, меня особенно привлекали. Долгое время я даже специально искал фишку с Зангиевым — всё-таки персонаж из СССР в японской игре. При этом в сам файтинг мне удалось поиграть только ближе к нулевым.
Меньше всего ценились фишки по известным мультфильмам вроде «Тома и Джерри», «Симпсонов» и «Каспера» — они никогда не были в почёте и оценивались в одно очко. Фишки с персонажами «Диснея» производились в Германии. На них были изображены как знакомые персонажи, так и совершенно неизвестные герои. Все они появились в немецких комиксах про Дональда Дака и Микки Мауса.
Аналогичная ситуация с фишками от Barbie, American Caps, Sotka или Chupa Chups. Если первые закономерно не любили за «девчачесть», то остальные вызывали недоумение. На них были изображены автомобили, спортсмены, самолеты, животные, странные монстры, клоуны и насекомые. В общем, сборник всего подряд, зачастую с рисунками низкого качества.
Кстати, на фишки с эротическими изображениями обычно не играли. На них была нанесена специальная краска, которая начинала просвечивать от намокания и обнажала изображённых на фотографии девушек. Заботливые родители не хотели травмировать своих детей, да и фишки портились от частого намокания.
Вопрос ценности той или иной серии зависел от населённого пункта. Например, в Москве фишки по «Черепашкам-ниндзя» часто оценивались в одно очко. Но в посёлке, в котором я проводил каждое лето, «Черепашки» встречались очень редко. За одну такую фишку требовали поставить пять обычных.
Всеобщий любимец — фишки компании POG Federation, которые импортировали из США. На них был изображен Погмэн, мохнатый монстрик и по совместительству главный маскот компании. POG стоили дороже и иногда продавались в больших пластиковых стаканчиках. Среди POG’ов попадались фишки с блёстками, золотым покрытием и даже светящиеся в темноте. Ими старались играть как можно реже, чтобы фишки не износились.
Ещё можно было найти пластиковые «фишки-летучки». В каждой такой фишке есть несколько отверстий, в которые можно вставить любую другую фишку. Если использовать вставленную фишку в качестве рычага и сильно её потянуть, то «летучка» резко вылетала. Пластиковые «летучки» Flying Flip не отличались высоким качеством, а изображение на них начинало стираться после нескольких игр. Опытные игроки старались использовать их как разменную валюту и объект для коллекционирования.
И конечно же — фишки Pokemon. В России они появились в декабре 2000 года. Аниме-сериал по мотивам одноимённой игры с Game Boy показывали по российскому ТВ не больше года. Однако этого хватило, чтобы по стране прокатилась «покемономания», а СМИ писали о дурном влиянии мультфильма на неокрепшие детские умы.
К его выходу прилавки магазинов и киосков уже ломились от тематических товаров из Турции, Тайваня и Китая. Популярность фишек в тот период была настолько велика, что по Pokemon выпустили около 20 видов фишек. Ближе к весне подключились российские и украинские производители, которые занимались печатной продукцией.
Среди товаров по «Покемонам» больше всего ценились турецкие пакетики за пять рублей. В каждом была одна картонная фишка, жвачка, наклейка (иногда её могло и не быть) и три карточки. Чуть меньше ценились фишки с кадрами из аниме (серия Pokemon 2000). Но в начале бума даже за обычную картонную фишку с «Покемоном» просили несколько обычных.
«Элитными» считались дорогие пластиковые экземпляры. В моём городе они продавались вместе с жвачкой за три рубля. Пластиковых «Покемонов» очень берегли, кто-то принципиально ими не играл. Одна такая фишка с «Покемоном» часто оценивалась в пять или десять картонных.
Дворовые истории и порядки
Фишки появились в очень нелегкое для страны время: упал курс рубля, закрылось множество банков и компаний, сильно выросла бедность и уровень безработицы. В 1998 году я мог только мечтать о картридже для Sega Mega Drive на день рождения, поэтому набор фишек или комикс был отличным бюджетным подарком на любой праздник.
Повальное увлечение этой игрой, а также «покемономания» подталкивали детей на смелые и безумные поступки. Особенно, если родители не давали деньги, или ты в очередной раз проиграл всю свою коллекцию. В таких ситуациях мне ничего не оставалось, как найти лёгкую подработку.
Например, летом 1999 года я каждый будний день стоял под палящем солнцем на деревенском рынке, продавал огурцы, яблоки и помидоры, которые вырастила моя бабушка. За удачную торговлю я получал от неё ежедневную долю в 15 рублей. После чего радостно бежал в магазин и спускал деньги на фишки.
Мой подмосковный город Реутов — относительно небольшой, так что многие знали, где поживиться фишками. В основном возле школ, детских садов, парков и детских площадок. При этом возле школ была повышенная опасность «гоп-стопа». Меня дважды ловили подростки, зажимали в каком-нибудь переулке, избивали и отнимали все фишки. После этого я брал с собой только часть коллекции или менее ценные экземпляры. Мои знакомые шли на крайние меры — прятали фишки в трусы и всегда ходили компанией.
В целом, дворовые правила везде были похожи. Тот, кто старше или у кого больше всего фишек (особенно редких) — главный и уважаемый. Глупых детей и новичков можно «разводить» без зазрения совести, с попрошайками — не дружить. Последних, кстати, всегда хватало. Они просили дать им взаймы 10-20 фишек, обещали отыграться и вернуть вдвое больше. Сам я если и давал взаймы, то только проверенным людям.
Во время перемены мы выходили играть либо на улицу, либо под лестницу. В классе, столовой и других людных местах играть было опасно: если за игрой застукает учитель или классный руководитель, он отнимет фишки до профилактической беседы с родителями. В моей школе также старались не играть на третьем и четвёртом этажах. Там учились подростки из старших классов, которые могли запросто отобрать всю коллекцию фишек.
Воров и хитрюг мы наказывали. Например, во дворе у нас жил шулер по имени Саша — он часто использовал «подкрутки». Саша регулярно вымогал у нас фишки, видел шулерство там, где его нет и подлизывался к профи. Прямо местный Грима Гнилоуст. Однажды мы решили «предупредить» Сашу в духе «конской головы» из «Крёстного Отца». Только вместо головы у нас был старый резиновый фаллос, который мы нашли в кустах под окнами.
Саша жил на первом этаже, так что мы дождались момента, когда он уйдёт из дома, и кинули ему на балкон «подарок». Но перестарались, и фаллос попал не на балкон, а прямо на диван в комнате. В итоге вечером вся семья одновременно вернулась домой и обнаружила его на подушках. По словам Саши, родители решили, что он принёс его с какой-то помойки (а он не раз приносил что-то с помойки), отвесили ему пару хороших затрещин и посадили под домашний арест на пару дней. В содеянном мы так и не сознались, хотя он нас подозревал.
Детвора часто объединялась в группировки и запускала «разведчиков» в чужие дворы, чтобы узнать, чем там играют, какие коллекции и редкие фишки есть у местных детей. Они могли прийти в незнакомый район города в одиночку, увидеть детвору и задать простой вопрос: «Здорово, пацаны! В „Покемоны“ играете? Фишки есть?». Если ответ положительный, то все моментально находили общий язык, и на время ты становился как бы «своим». Особенно, если в карманах было несколько десятков фишек.
С некоторыми фишками связаны целые истории. Однажды я проиграл уникальную и очень редкую голографическую биту с логотипом дракона из Mortal Kombat. Потом я несколько лет её тщетно искал и предлагал деньги разным коллекционерам, но ни у кого её не было. Был и позорный случай воровства — на витрине в магазине продавщица приклеила фишку с Nightwolf из Mortal Kombat 3. Мой друг попросил достать пачку сахара, а когда продавец отвернулся, я отклеил фишку и убежал.
Я часто спорил с друзьями о всякой ерунде, и однажды они предложили мне несколько бит на выбор, если я сброшу с девятого этажа унитаз, который выбросили соседи моего друга. Я долго сомневался, с трудом его поднял, поставил на край балкона и толкнул.
Последние годы популярности фишек пришлись на выход экранизаций «Гарри Поттера». Фишки по этой франшизе очень ценились и фактически вытеснили «Покемонов», популярность которых постепенно сходила на нет.
Увы, но уже к 2003 году интерес к фишкам упал почти до нуля. Другие франшизы вытеснили «Покемонов» и «Гарри Поттера», а в ларьках уже нельзя было найти POG, Mortal Kombat и другие популярные разновидности фишек. Бывшие игроки выросли и переключились на другие увлечения. Теперь их интересовали мобильные телефоны, PlayStation 2 и компьютерные игры.
Прошло больше 15 лет, но воспоминания об игре в фишки наверняка остались у многих. Делитесь в комментариях интересными историями из детства — например, о знакомстве с игрой, влиятельных дворовых игроках и безумствах, на которые решались дети ради фишек.