Как назывались брюки в старину
Шоссы, кюлоты, галифе, или Как изменялась мужская мода на протяжении столетий
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Что было до брюк?
Земледельцы, пахари и даже пешие воины в Европе, по сути, носили то же, что и их далекие предки — одно или два полотнища с отверстиями для головы и рук. Так выглядела, в частности, тога у греков и римлян. Примитивный покрой объясняется тем, что первой одеждой людей, до появления ткачества, были шкуры добытых ими животных, которые проще всего использовать именно таким образом — в виде пончо.
Позже у этой одежды появились рукава, что уже делало ее удобнее. Первыми, кто занес прообраз брюк в западную Европу, в частности, в Скандинавию, были гунны. На юге мода носить штаны пошла от арабов и турок. Почему именно их «обвиняют» в том, что они одели мужчин в брюки? Потому, что эти народы были кочевыми, а взбираться на круп коня в платье крайне неудобно.
В жарких мусульманских странах шаровары носили и мужчины, и женщины. Причем в некоторых государствах мужские штаны приобретали причудливые формы — пройма располагалась ниже колен.
Афгани недавно снова вошли в моду у танцоров, исполняющих брейк-данс, а через них — и в молодежную среду.
В тех европейских странах, где конная армия была не в чести, воины носили юбки. В Греции, например, или в Шотландии до сих пор можно увидеть эти наряды на сильной половине человечества.
Мужские чулки и колготы — прототипы брюк
Сначала брюки имели вид чулок, которые назывались «шоссы». Эта деталь одежды шилась из кожи и надевалась в мокром виде. Когда кожа высыхала, она плотно обтягивала ноги. Владельцу приходилось мучиться, но красота требует жертв. Подол рубах становился короче, и, наконец, трансформировался сначала в юбку, которую пришивали к длинным шоссам, а впоследствии — и в подобие пышных шорт.
Шоссы также претерпели изменение — их стали делать из ткани, сшивать в верхней части и надевать поверх набедренной повязки. Когда появились шорты-буфы, в передней части их портные оставляли пройму для мужских половых органов, а сами гениталии прятались в мешочек-гульфик.
В Италии шоссы называли кальсонами. Их стали шить из менее плотной кожи, например, из лося (откуда и произошло название «лосины»), а затем и из ткани. Гульфик в этом случае оказался лишней деталью, обтягивающая одежда стала чуть свободнее и ее стали использовать военные. Лосины стали рейтузами.
Революционные штаны
Шорты-буфы становились все длиннее. Таким образом появились бриджи в Англии, которые во Франции называли «кюлоты». Носили эти штаны только мужчины знатного происхождения. Бедным сословиям и крестьянам предписывалось носить брюки до середины голени, со свободными брючинами, в отличие от «знатных» кюлотов, где низ оформлялся манжетами.
Небогатые люди стали называть себя санкюлотами, то есть «безкюлотными», а не вовсе бесштанными, как считают многие. Именно эта часть общества и восстала против монархии, породив Великую французскую революцию, а штаны санкюлотов, постепенно удлиняясь, стали привычными нам брюками.
Как появились галифе и брюки-клеш?
Само слово клеш произошло от французского слова «cloche» — колокол. Они появились в XIX веке сначала у французских моряков, а затем распространились по всему свету. Их носили даже на флоте СССР. Расширяющиеся книзу штанины давали возможность быстро освободиться от брюк, что многим морякам спасало жизнь, когда они оказывались в холодной воде. Одним из достоинств этой модели было то, что ткань не обвивалась вокруг ботинок и ног, таким образом не стесняла движения.
Существует легенда, согласно которой генерал французской кавалерии Гастон Огюст Галифе не выходил в свет из-за искривленного или больного бедра. Его друг предложил модель, которая скрывала этот недостаток (или не причиняла мучительную боль, как это делали узкие брюки).
На самом деле идея создания галифе принадлежала самому генералу, чье имя они и получили впоследствии. Однако он руководствовался соображениями практичности, разрабатывая новую военную форму. Такие брюки можно было быстро надеть во время внезапного нападения врага. Кроме того, они хорошо входили в узкие голенища кавалерийских сапог. Также в этих штанах всадники меньше потели, что во время войны в Мексике и Алжире было очень удобно для кавалеристов.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
То, что ниже пояса. Из истории мужских брюк
В современном мире мы уже привыкли к брюкам как к естественной части не только мужского гардероба. Но так было не всегда. Мы предлагаем вам пройтись по истории мужских штанов.
Мало кто знает, что штаны в привычном виде в Европу принесли кочевники, сами европейцы при этом носили разные виды двух отдельных штанин или, проще говоря, — чулок. Отголоски степного влияния видны даже в крое русских портов. Но об этом ниже. Свое внимание мы сосредоточим в основном на материалах различных этнографических групп староверов.
Как уже было сказано, поясная одежда называлась «порты», что происходит от названий ткани — «порть» или «портно». Так могли называть, в том числе, и одежду вообще.
Другие употребляемые в народной среде названия — портки и штаны. В южнорусских губерниях узкие штаны, называвшиеся голенцами.
На Русском Севере и в старообрядческой среде — надрагами и остегнами, эти слова заимствованы из церковной лексики. Порты, носимые как нижнее белье, во многих местах назывались подштанниками, исподничками, низиками. Для широких штанов употреблялось общерусское название «шаровары» и локальное, в Оренбуржье и Сибири, — чембары(чамбары), оба слова имеют тюркское происхождение…
Более поздний тип мужской поясной набедренной одежды — брюки — появился в крестьянском быту во второй половине XIX века. Брюки были элементом городской культуры, и поэтому воспринимались в деревнях и селах как предмет щегольства. Их приобретали в городах или шили по городским образцам. Их, как и порты, обычно носили заправленными в сапоги.
Покрой портов отличался простотой: они состояли из порточин, ширинки (мотни) из двух клиньев. Верхний край портов подворачивался, образуя «кулиску» (опушку), в которую вдергивали шнурок — «гасник»/ «гашник».
Крой 1
Также существовали порты иного кроя — «с широким шагом» — сложной вставной детали между штанинами, образующей шестиугольник или ромб. Очень распространен такой крой был у алтайских староверов, а сами штаны называли «чамбарами».
Крой 2
Несимметричность составляющих мотню клиньев, обусловливающая подчас некоторую неравномерность движения ног, породила в некоторых местах Алтая такое шутливое название портов, как «косожопки». Иногда встречаются и порты для детей, в которых отсутствует одна из деталей, чтобы ребенок мог ходить в туалет, не снимая портов.
Шаровары по крою схожи с чамбарами, различаются лишь тем, что мотня пришивается почти у конца штанины, увеличивая, таким образом, объем в несколько раз.
Шаровары и Чамбары
К началу XX века порты стали шить на пояске с пуговицей, наподобие городских брюк. Это связано и с модой, и с тем, что мастерство швей выросло. Для изготовления рабочих (а иногда и повседневных) портов использовали белый холст, штанную пестрядь с продольными полосками — «полосушку», которая становится основной тканью для портов начиная с середины XIX века; льняную или шелковую ткань особого плетения, похожей на восточную — «кежовину». Они были распространены на Урале и в Сибири в качестве праздничных, а назывались «киковыми», «абровыми», «икатные», «кежовые» штаны.
Кежовые порты, фонды Каменск-Уральского Краеведческого музея. КУКМ
В начале XIX века порты из холста или пестряди носили купцы и мещане, заводские и сельские жители. Преимущественно, они были светлых оттенков, поскольку технологии домашнего окрашивания в эту эпоху были плохо развиты. С появлением штанов, сшитых из фабричных тканей, холщовые порты сохраняются в качестве рабочей одежды. В некоторых районах Свердловской области и в начале XX века кежовые штаны употребляются как праздничная одежда. Праздничные кежовые порты могли украшаться вышивкой по краю кармана. Довольно часто порты из обычной полосушки украшены вышитым или отстроченным «клапаном» — карманом.
Вышитые карманы. Алапаевский район Свердловской области Вышитые карманы. Алапаевский район Свердловской области Вышитые карманы. Алапаевский район Свердловской области
Зимние штаны — «сермяжники», «суконники» шили из домашнего пониточного сукна. Упоминаются также «стеженки» — стеганые штаны и штаны, сшитые из телячьих шкур. Нижние штаны — нижники, исподники — шили из неокрашенного холста, идентичными по крою верхним штанам — портам.
Во второй половине XIX века в употребление входят шаровары (плисовики) — более широкие штаны, сшитые из плиса (хлопчатобумажного бархата).
Плисовые шаровары на приискателе Енисейской губернии
Шаровары считались праздничной одеждой. Как особо модные, плисовые шаровары и штаны (сшитые по крою, приближенному классическим брюкам) зафиксированы во многих районах Урала.
Плисовые штаны, с. Н. Катарач Талицкого района Свердловской области
«Плисовые штаны» даже входят в местный фольклор. У Алтайских староверов встречаются и вышитые праздничные чамбары.
Вышитые чамбары Алтайских староверов
Они украшены разноцветной вышивкой в технике тамбур. Встречаются и варианты аппликативного орнамента. Такие чамбары нередко носили на выпуск, поверх голенища сапога.
По обычаю казаков-некрасовцев первые шаровары молодому человеку шьет мать тогда, когда он начинает «бурлачить», то есть ухаживать за девушками, отличительной особенностью является использование декоративных швов.
Некрасовцы Некрасовцы 1
В южнорусских губерниях, в Прикамье как праздничные широко бытовали порты из синей ткани «крашенины» с белым рисунком разнообразных вариантов.
Варианты набойки портов. Смоленский музей, работы Мариониллы Саламатовой Варианты набойки портов. Смоленский музей, работы Мариониллы Саламатовой
В некоторых локальных традициях праздничные (особенно свадебные) порты шили из полотна и шелка красных оттенков. В фондах РЭМ хранятся такие штаны из Пермской губернии, Ставропольского края и Области Уральского казачьего войска.
Режевские порты Режевские порты с карманом
Особым, по сравнению с включением в повседневный или праздничный крестьянский костюм, было надевание промысловых штанов чембар в Оренбуржье, Приуралье, Сибири. Чембары, очень широкие порты на гашнике, изготавливали обычно из некрашеного толстого холста грубой выделки, сукна, кожи. Способ их ношения, который назывался «причамбариться» или «подшаровариться», заключался в том, что полы длинной верхней одежды — тулупа или стеганного на вате халата — закладывались внутрь штанов. Это обеспечивало, прежде всего, тепло, а также удобство при ходьбе, верховой езде, работе.
Уральский казак. Гравюра
Нельзя не упомянуть и об использовании мужской поясной одежды женщинами. Во-первых, у донских и кавказских казаков «шароварцы» входили в женский комплекс одежды, повторяя, вместе с заимствованиями и моду местных народов.
У староверов Алтая и Бухтармы женщины использовали чамбары в качестве рабочей одежды. Туда заправляли сарафан. Объяснялось это необходимостью защиты ног во время работы. К тому же, необходимость частой верховой езды сделала чамбары ездовой деталью одежды для женщин.
Бухтарминские староверы верхом
Исследователь Н. П. Гринкова считает, что штаны вошли в комплекс староверок от местных народов, а исчезновение штанов из состава женской одежды связывает с изменением покроя сарафана («полукруглый» и «круглый» сарафаны имели ширину по всему подолу около 4–5 м, что позволяло в седле не подбирать сарафан вовсе: он не стеснял движения и полностью закрывал подол рубахи и ноги женщины). Кроме того, в обиход старообрядок вошли нижние юбки, которые в некоторой степени заменили штаны.
Штаны
Штаны на первый взгляд кажутся неотъемлемой, просто необходимой частью мужского костюма. Однако так было (да и есть) не у всех народов и не всегда. Например, в Древнем Риме штаны считались «варварской» одеждой, которую «благородному» римлянину носить было неприлично. Галлию (современную Францию) римляне называли не только «Галлия комата» – «косматая Галлия», из-за обычая тамошних воинов-кельтов идти в бой со вздыбленными волосами, но и «Галлия брактеата» – «Галлия-в-штанах», поскольку, в отличие от римлян, кельты носили штаны.
Исследователи считают, что этот вид одежды был занесен в Европу, в том числе к славянам, кочевниками древнейших времён и первоначально появился в связи с необходимостью ездить верхом.
Славянские штаны делались не слишком широкими: на сохранившихся изображениях они обрисовывают ногу. Кроили их из прямых полотнищ, а между штанинами («в шагу») вставляли ластовицу – для удобства ходьбы: если пренебречь этой деталью, пришлось бы семенить, а не шагать. Учёные пишут, что штаны делались примерно по щиколотку длиной и на голени заправлялись в онучи.
Украшались ли штаны? Если верить изображению IV века (часть историков полагает, что там изображены славяне или предки славян) – они могли быть покрыты вышивкой спереди и внизу. Но других данных об этом нет.
Разреза штаны не имели, а на бёдрах держались с помощью шнурка – «гашника», вставлявшегося под отвёрнутую и пришитую верхнюю кромку. «Гачами» или «гащами» древние славяне называли сперва собственно ноги, потом кожу с задних ног зверя, а затем и штаны. «Гача» в смысле «штанина» кое-где дожило и до сего дня. Теперь делается понятен смысл современного выражения «держать в загашнике», то есть в самом укромном тайнике. Действительно, спрятанное за шнурком для штанов прикрывалось не только верхней одеждой, но и рубахой, которую в штаны не заправляли. Позднейший украинский костюм в этом смысле является исключением.
Другое название одежды для ног – «портки», а также «ноговицы».
Знатоки русского языка пишут, что слово «штаны» пришло к нам из тюркских языков примерно в ХVII веке и первоначально произносилось «штоны», что ближе к оригиналу.
А слово «брюки» вошли в употребление только при Петре I. Это слово заимствовано из германских языков, а те, в свою очередь, некогда усвоили кельто-древнеримское «брака», обозначавшее всё ту же «варварскую» одежду для ног.
Для сравнения от меня, как автора блога:
КАК развивался крой штанов с 18 по 21 вв,
штаны на конец 18-начало 19 в
Штаны-брюки на конец 19-начало 20 века и как они смотрятся в крое.
«Полный академический курс кройки и шитья»:
Книга кроя мужского платья на конец 19,начало 20 вв.:Сюртук, штаны, фрак,пальто и т.д. .
Из картинок видно,как точно кроилось по ноге и учитывалось все особенности фигуры.
Так же можно посмотреть
Книга кроя брюк 1913 г.Мужская мода нач.20-го века.
Кюлоты/бриджи XIX век
современное построение мужских брюк.
История штанов
Предпосылки к появлению брюк
Некоторые наскальные рисунки и исследования историков позволяют предполагать, что брюки носили уже в эпоху Верхнего Палеолита. К примеру, в книге Ю. В. Бромлея и Р. Г. Подольного «Создано человечеством» содержится информация о найденных при раскопках под Владимиром останках людей, носивших брюки из меха 20 тыс. лет назад.
Однако официальная версия появления брюк склоняется к тому, что поводом создания подобной одежды стало неудобство ношения юбок во время верховой езды (приручение лошади, по разным данным, произошло приблизительно в 4000 г до н. э или 2500 г до н.э). В связи с этим, многие историки придерживаются мнения, что данный тип одежды появился на
Востоке, в частности, в VI веке до нашей эры, в Персии (современный Иран) брюки уже носились мужчинами-всадниками. Изначально подолы перетягивались ремнем, а в дальнейшем, с появлением предпосылок к производству кроеной одежды, стали выкраиваться шаровары, которые затем перекочевали в гардероб персиянок, в то время, как мужчины надевали их только во время участия в битвах.
В Европе брюки впервые появились у галлов и некоторых германских племен, а позднее о них узнали римляне, однако этот предмет одежды ими принят не был, поскольку считался «варварским», отсюда вытек запрет на его ношение.
Императорский указ, вводивший запрет на использование данной одежды, обещал в случае неповиновения лишение имущества и изгнание. Позднее брюки все же вошли в гардероб рядового римлянина в качестве повседневной одежды.
В империи прижились две модели: Feminalia, доходившие до середины икры или колена, и Braccae, доходившие до лодыжек.
Приблизительно до X века в европейской одежде преобладал распашной крой, характерный также и для Востока. Однако, примерно с X века, костюм европейца начинает постепенно модифицироваться: появляется более четкое разделение на мужскую и женскую одежду.
Романский период Средневековья подарил Европе профессию закройщика. В то время, как в средневековой Византии под длинную тунику надевали брюки свободного кроя, западноевропейские мужчины носили узкие брюки, скроенные из двух половинок или же брюки-чулки (шоссы), каждая брючина которых надевалась отдельно. Они могли крепиться к поясу или к куртке.
Шоссы носили представители обоих полов – мужчины в качестве верхней одежды, надевая на них короткие брюки; женщины прятали их под юбками. Спустя несколько столетий – в XV веке у мужчин в Италии появился весьма странный обычай носить шоссы, не совпадающие друг с другом по цвету.
/ист: сайт «Энциклопедия моды»/
Шоссы
Материал из TrueHistory
Шоссы изготавливались либо из шерстяного сукна, либо, на теплую погоду, изо льна. Дабы шоссы не сползали в процессе ношения, их крепили к брэ и делали подвязки под коленом. Подвязки могли быть из ткани или кожи, с пряжкой или без.
На холодную погоду, на первую пару шосс могли одевать еще одну, более укороченную (иногда до колена). Получалось что-то вроде гетр. Также к низу шосс могли пришивать кожаную стельку.
Существовало три варианта крепления:
1)в брэ проделывались две дырочки на уровне талии, такие же симметричные на шоссах, и сквозь них пропускался шнурок, который завязывался узелком;
2)на талии с двух сторон от брэ к шоссам спускались тканевые веревочки, которые крепились к шоссам;
3)вокруг талии оборачивали тонкий пояс, который продевался через прорези на брэ, и к этому поясу крепились шоссы.
Сшивные шоссы.
На спинке и полочке которого хорошо видны завязки для шоссов (семь пар), из которых одна пара расположена точно по центру спинки, что указывает на соединение шоссов сзади и превращение их в штанины.
Шоссы привязываются к дублету( в данном случае автор настаивает на дублете). Изначально их «пояс» располагался на 10-15 см ниже уровня талии, но постепенно он поднимается выше. Линия переда и линия зада выравниваются.
Спереди располагался гульфик. Открытая часть могла привязываться шнурками к дублету у талии, используя две пары отверстий, по одной с каждой стороны.
Гульфик кроится отдельно: его более узкий конец пришит к клину в заднем шве, а его верхняя часть привязывается к шоссам через отверстия с обеих сторон открытой части CF. Показанные шоссы были самыми распространенными и самыми легкими в изготовлении.
Добиться прилегания шоссов, без морщин и складок, вполне возможно, но это повлечет за собой ограничение движения, так что большинство шоссов мешковато в коленях и сзади. Свобода движения получается скорее за счет удлинения, чем за счет расширения изделия.
Шоссы должны хорошо прилегать к икре и быть более свободными вокруг лодыжки, чтобы стопа могла беспрепятственно проходить. Рекомендуется начать с пошива не сильно прилегающей версии. Попрактиковавшись, Вы сможете сделать более узкое изделие.
Развитие моды на брюки(штаны)
В Испании, Англии и Франции в XV-XVII веках наиболее популярны короткие модели брюк, широкие или облегающие. Весьма распространена была модель «плундры» – брюки с разрезами, под которыми имелись подкладки. Эти брюки в разговорах называли «штаны с начинкой», а на их пошив уходило несколько метров шелка.
Отчасти распространению этой модели способствовали немецкие наемные солдаты – ландскнехты. Именно они подвязывали лентами изрезанные в боях брюки, а в сами прорези одежды заполняли другой тканью, отличающейся по цвету от основной.
В XV веке в Испании появились комичные, напоминающие подушки «кальсес». Их набивали самыми разными материалами: паклей, сеном, пером и конским волосом. В самих кальсес делали разрезы, чтобы знатные мужчины могли демонстрировать дорогую ткань нижних брюк. В XVII веке кальсес представляли собой брюки свободного кроя длиной ниже колена, часто с обилием пуговиц по бокам. В XIX веке в Испании словом кальсес называли штаны матадора.
В середине XVII века Европа едва не вернулась к мужским юбкам. Голландец Ренграв, бывший послом в Париже, предложил носить поверх обычных штанов широкие и короткие с оборками. По имени своего создателя брюки и стали называть ренгравами. Длина их доходила до середины бедра.
Ренгравы обильно декорировались лентами, а сами брюки создавались из полосок цветных тканей. Зачастую их пришивали поверх обычных брюк. С этой моделью обычно надевали накидку. Брюки пришлись по душе Людовику XIV, благодаря чему в Париже эта модель была популярна около сорока лет.
В XVII-XIX веках правили бал кюлоты – короткие брюки, застегивавшиеся под коленом. Модель считалась парадной, и носили ее только аристократы. Известно, что во время Великой Французской революции знать называла небогатых, революционно настроенных людей, носивших длинные брюки, санкюлотами, то есть «без кюлот».
Однако, некоторое время спустя, потомки этих аристократов сами стали носить такую одежду. Для того, чтобы длинные брюки не собирались в складки и были идеально натянутыми использовались штрипки, которые в России получили название стремешки.
Конец XVIII века подарил не только свободу Франции, но и новую модель брюк – панталоны.
Длинная модель, полностью покрывавшая ноги, получила свое название благодаря театральному герою Панталоне, носившему именно такие брюки. В Англии модель также стала весьма распространенной, и к середине XIX-го века была самой популярной уличной одеждой. Укороченный вариант этой одежды использовался женщинами в качестве нижнего белья. Тем более, если учесть, что климат в Европе к тоум времени стал очень холодным. Например в 1816 году назвали годом зимы.
В XIX веке появляются также шорты, получившие свое название от английского слова «short» – короткий. По данным некоторых исследователей шорты были частью униформы британских колониальных войск.
Другие историки моды считают, что родилась модель в Кембридже, а придумали ее студенты, занимавшиеся водными видами спорта. В любом случае данный вид одежды до сих пор пользуется популярностью как среди мужчин, так и среди женщин.
В конце XIX века появляются и брюки-галифе, облегающие снизу до колен и широкие сверху. Такие брюки в России получили свое название по фамилии французского генерала-кавалериста Гастона Галифе и, впоследствии, вошли в состав униформы красноармейцев.
Известные любители верховой езды, англичане, создали для удобства конных прогулок бриджи – укороченные до середины икры или колена брюки, закрывающие поясницу.
В США в XIX веке, благодаря стараниям Леви Страусса, появились и любимые во всем современном мире джинсы, которые сегодня отличает широкий модельный ряд, универсальность и комфорт при ношении.
Восток и брюки (штаны)
Более того, ношение женщинами под юбками этой детали было обязательным.
Помимо всего прочего, такие брюки выступали еще и в качестве нижнего белья.
Традиционные японские брюки хакама изначально были только мужским видом одежды.
Такие брюки разрешалась носить лишь самураям, аристократам и священникам. Однако вскоре их стали носить и женщины.
Хакама – это традиционные японские широкие штаны, с широкими штанинами, напоминающие юбку. Простые люди могли надевать эту одежду лишь по большим праздникам (к примеру, на собственную свадебную церемонию).
История брюк на Руси.
В допетровской Руси штаны надевали поверх исподницы. Царю и боярам шили штаны из зарбафа, объяри, камки, атласа и тафты. По описям XVI-XVII вв известны штаны «холодные, стеганые и теплые», то есть с меховым «исподом», который делали из черевин собольих, беличьих, песцовых.
Более употребительным в народе было слово «порты». Кстати, от него произошло слово «портной». Порты были немудреным изделием из двух штанин, между которыми вшивали клин – ширинку. Держались порты на гашнике, веревочке или шнурке; шить их полагалось из холста или пестряди; самыми модными считались синие апорты в полоску или елочку.
.
По праздникам мужики надевали плисовые шаровары из х/б бархата, с карманами, заправляли их в сапоги. Черные, синие, красные шаровары оживляли деревенские гулянья и ярмарки.
В селах, живших ремеслами по праздникам стали носить городские брюки. Деревенские штаны было принято шить не длинными – до щиколотки. Но страна была отсталой, и в Поволжье, например, деревенские подростки до 14-15 лет ходили без штанов, в одной рубахе, право на штаны появлялось только за два года перед женитьбой.
Лучшие изделия шились из сукна, привозимого из голландского города Брюгге, из ткани, которая называлась «брюкиш». (Тем не менее, само слово брюки тюрского происхождения и означает «сдвоенная юбка» или «двойная юбка»).
Брюки в России сначала тоже были короткими (кюлоты) и только крестьяне по-прежнему носили порты, а рабочий люд ходил в длинных штанах, заправляя их в сапоги.
Со второй половины XIX века сельские жители сменили порты на штаны с поясом и застежками на пуговицах. Ближе к концу XIX века брюки стали носить навыпуск, практически как в европейских странах.
.