Как называли женщин в ссср
Какими были советские женщины?
Для большинства современных молодых людей советские женщины – это их мамы и бабушки. А то даже и прабабушки. И, порой, глядя на этих пожилых женщин, вечно застревающих с пересчитыванием мелочи у кассы в магазине, не легко представить какими они были когда-то. И тем более трудно даже вообразить какая необыкновенная судьба была уготована многим из них. Как им удавалось одновременно создавать величайшую державу мира, победить в самой жестокой войне и вырастить нас с вами?
Обычно «Краткие заметки…» я начинаю с прошлого, с истории. Сегодня хочу начать с современности. В настоящее время в городском округе Первоуральск проживает почти 98 тысяч человек трудоспособного возраста. Мужчин и женщин в трудоспособном возрасте в Первоуральске тоже почти поровну. Однако женатых мужчин значительно меньше, чем замужних женщин. Как получилась эта разница – известно: значительная часть мужчин, находящихся в, так называемом, «гражданском браке» считают себя холостыми.
Обозначать сожительство «гражданским браком» начали относительно недавно. В советское время гражданским браком назывался брак, записанный в актах гражданского состояния ЗАГСе (отсюда и название пошло…). По-существу в СССР было всего два вида брака: гражданский и церковный…
Чтобы окончательно не запутаться во время последней переписи в России ввели обозначения двух видов браков: «гражданский» и «официальный».
Конечно, можно негативно относиться к политической деятельности бывшего губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя, но высказываясь относительно «гражданского брака», он не либеральничал, объясняя его подлостью мужиков, которые хотят жить с женщиной и не брать на себя обязательств.
Часто в этой связи говорят о том, что у нас в России, традиционно «на десять девчонок – девять ребят». Но и это неправда. В молодом возрасте (по крайней мере в Свердловской области) мужчин больше, чем женщин примерно на 10 – 15 %. Просто женщины в среднем живут дольше и за счет них статистика показывает преобладание женщин в целом.
Большинству послевоенных девушек, которые рисковали остаться старыми девами по причине дефицита мужчин, зачастую, даже в голову не приходило, что можно выйти замуж не по любви.
Советское государство тоже относилось к браку совсем иначе чем нынешнее. На холостяков, которые желают жить в «гражданском браке» и чувствовать себя холостыми оно накладывало налог.
А семьям, наоборот, помогало. Речь даже не о многодетных семьях. Государство приветствовало каждый новый брак и выплачивало деньги на покупку обручальных колец. Молодые семьи имели льготы и на получение бесплатного жилья.
Да что там браки…
Ещё более показательным может оказаться отношение к детям.
Советские женщины не только к браку, но и к детям относились совершенно иначе, чем нынешние. Нынешние женщины «хотят пожить для себя», поэтому дети ими порой рассматриваются, как обуза, как нерациональная трата денег. Вот всего один, но показательный пример. В 1942 году вместе с эвакуированными в Первоуральске проживало чуть более 57 тысяч человек. Жили в бараках, с подселением в частных домах и даже в землянках. Практически всё продавалось только по карточкам. Мужья значительной части женщин были на фронте.
Знаете сколько в 1942 году было усыновлено в Первоуральске детей?
21 человек!
В 2011 году в Первоуральске проживало около 150 тысяч человек. В бараках жили единицы, в землянках не жил никто, многие женщины регулярно меняли мужей даже не регистрируясь в браке. По приблизительным данным в городе было 65 тысяч личных автомобилей.
Знаете сколько детей усыновлено в 2011 году?
20 человек!
Цифра почти как в 1942 году.
Но не спешите радоваться!
Граждане России из этих 20 детей усыновили только 12.
Махнутина А.С. – 9-й ребенок.
Шакирханова – 8-й ребенок.
Бажукова М.Е. – 8-й ребенок.
Грудцина А.И – 8-й ребенок.
Мезенина М.Д. – 8-й ребенок.
Ржагнникова М.Ф – 8-й ребенок.
Харитонова М.У – 7-й ребенок.
Конкова А.И. – 7-й ребенок.
И т.д…
Девочки тоже были другими!
Вот, например, короткая заметка из газеты «Уральский трубник» 1942 года:
«В дни проведения двухдекадника, а так же сейчас по оказанию помощи семьям фронтовиков тимуровцами проводилась работа по подвозке топлива в квартиры семей воинов, помогали колоть и пилить дрова. Всего тимуровцами подвезено топлива 60 куб. Команды капитанов Ткачевой, Обориной, Гофман в течение двухдекадника подвезли и распилили 20 куб. дров семьям фронтовиков тов. Юрьевой, Зыряновой, Михеевой и др.
Лучшими командами школы №10 являются команды капитанов Голод Лидии, Махач Лены, Осадчей Инны. Тимуровцы бывают частыми посетителями у т.т. Звягиной, Зики, Пантилеевой и др. Тимуровцы этой школы в дни двухдекадника перевезли своими силами 1000 кг. Угля для семей воинов. Команды школы №11 Дунаевой М., Мироновой Л., Пономаревой подвезли и раскололи дров для семей фронтовиков 18 куб.
Тимуровцы школы №15 перевезли 20 куб. дров. Лучшей командой в дни двухдекадника явилась команда капитана Кузнец Эллы».
Все тимуровцы – девочки. Мальчики точили мины в ремесленных мастерских. Сейчас не многие мужики представляют себе что это означает распилить вручную и расколоть 20 кубометров дров. А большинство и не смогут этого сделать.
О труде женщин в годы великой Отечественной войны написано очень много. Тему заболтали и оболгали. Либеральные историки уверяют, что труд в СССР вообще, а тем паче, труд женщин в годы Великой Отечественной войны, был рабским. Подневольным!
Но это самая гнусная ложь, какую современные, как бы, мужики сочинили про наших матерей и бабушек.
Давайте сравним.
За годы войны в армию и флот в СССР было призвано 29 млн. 574 тыс. чел. Это огромная величина!
Если до войны число промышленных рабочих и служащих в СССР достигало 10 млн. 967 тыс. чел., то к 1942 году оно уменьшилось до 7 млн. 171 тыс. чел.
При том что общее число рабочих в советской промышленности резко уменьшилось, доля женщин сильно возросла. В 1942 году она составляла уже 53%, в 1943 – 57%, в 1944 – 55%.
Больше половины!
А в 1944 году в Германии в целом завершилась тотальная мобилизация. Людей катастрофически не хватало, но при этом существовала безработица. Ничего не поделаешь капитализм!
Из 42 млн. немецких женщин занятыми считались только 16 млн. чел. При чем большинство из них в сфере услуг.
К 1944 году с момента нападения Германии на СССР число банковских служащих и работников торговли в Германии понизилось всего на 16%, домашняя прислуга стала малочисленнее на 9%.
К слову сказать в Англии в годы войны домашняя прислуга осталась только в самых богатых домах т.е. у единиц.
У немцев доля женщин в промышленности, в 1941 составляла 26%, в 1942 г – 28%, в 1943 году – 32%, в 1944 сохранилось примерно то же соотношение…
Поэтому рабочих мужчин в промышленности СССР, например в 1942 году, было меньше, чем в промышленности Германии в 2,1 раза.
В советской промышленности и женщин, и мужчин вместе в 1942 году работало меньше, чем в германской промышленности немцев-мужчин. А если к немцам-мужчинам приплюсовать рабочих женщин, рабочих оккупированных стран, военнопленных Франции, Польши и СССР, занятых в промышленности, остарбайтеров, то численное преобладание третьего рейха в количестве рабочих (особенно квалифицированных рабочих-мужчин) будет несопоставимым.
Но вся эта орава производила вооружения меньше, чем советские женщины!
Женский вопрос и советская власть: Почему юбка была политическим заявлениям, а разъяснять плакаты шли только сильные духом
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Большевики и женский вопрос
В любом случае, многие из знаменитых большевичек карьеру начали в движениях конца девятнадцатого — начала двадцатого века. Две самые известные — Надежда Крупская, одна из идеологов коммунистической педагогики, и Александра Коллонтай, первая в мире женщина в должности посла и инициатор законов, направленных на обретение советской женщиной гражданских и простых человеческих свобод, вроде права развестись.
Во время подготовки к Октябрьской революции большевики во многом опирались на фабричных работниц, обещая не только нормировать их рабочий день, но и разрешить уходить от мужей-тиранов, и избавить от «кухонного рабства» — необходимости выполнять значительную часть работы по дому, возвратившись с рабочей смены с фабрики.
Кроме того, Февральская революция, сделавшая возможной Октябрьскую, началась с демонстрации работниц, требовавших окончания войны и регулярных продуктовых поставок. Позже, в разговорах с большевиками, многие вожачки работниц и примкнувших к ним мятежных студенток, настаивали также, что поддержка женщин будет обеспечена им только в ответ на признание за женщиной всех гражданских прав. В общем-то, большевики были преимущественно «за», хотя, как отмечал Ленин, далеко не все из них были прогрессивны в отношении женщин: поскребёшь большевика в женском вопросе, и обнаружишь филистёра.
Плакаты и брошюры
В общем-то, именно для решения первого и третьего вопросов советская власть стала выпускать множество плакатов и брошюр. Плакаты должны были постоянно напоминать о новых возможностях и новых правах. Агитаторы и комиссары по женскому вопросу, уезжая в глухие сёла, старались прихватить с собой плакаты — или как-то нарисовать на месте, по образцу того, что они видели в городе.
Плакаты для фабричных работниц призывали реорганизовать свой быт — отдав детей в садики и скинув готовку на столовые — чтобы заняться самообразованием и карьерой. Правда, карьера эта должна была быть в пользу государства, а не из каких-то эгоистичных целей. Работнице предстояло превратить СССР в государство с развитой промышленностью.
Плакаты для крестьянок призывали уйти из мира безграмотности и семейного насилия в мир советской женщины. На знаменитом плакате (который должны были читать в красных избах крестьянкам агитаторы — слишком много слов) есть предложения, которые современного человека могут привести в недоумение. Например, детям предлагается построить общественные ясли, чтобы они дома не чахли, не гасли. С чего, казалось бы, чахнуть дома детишкам? Но крестьянский быт был очень суров, женщины работали и дома, и в огороде, и в хлеву, а в страду — ещё и в поле, и дети часто умирали просто потому, что некому было за ними нормально проследить. Ответственные няньки семи лет, на которых принято теперь умиляться, могли заиграться, уронить ребёнка, съесть его еду или покормить прокисшим.
На этом же плакате наряду с образованием, яслями, оплачиваемой работой и общественной жизнью женщине предлагается сесть за швейную машинку. Для наших современников этот пункт непонятен, но в конце девятнадцатого — начале двадцатого века швейная машинка была символом женской экономической свободы. Она позволяла делать деньги и улучшать качество своей жизни, обшивая себя — что было куда дешевле, чем покупать готовое или заказывать на стороне, и куда гигиеничней, чем занашивать до последнего. В двадцатые годы машинка по инерции для многих всё ещё была знаком женской свободы.
Комиссары и комитеты
Хотя плакаты сообщали, что освобождение работниц есть дело самих работниц, на практике без помощи представителей государства было не обойтись. По всей новой стране рассылались комиссары по женским делам. Они должны были нести свободу женщинам востока, запада, севера и юга, а также совершенно невообразимых для географа дебрей и глуши. Обычно один (или одна) комиссар занимался сразу несколькими сёлами, по очереди посещая каждое.
Неприязнь к феминисткам, которую демонстрируют сейчас многие, близко не сравнится с тем, с чем столкнулись их коллеги в борьбе за женское право на безопасность, развод, образование, экономическую самостоятельность в начале двадцатого века. Сопротивление мужей и свёкров преодолеть можно было только сообща, и агитаторы старались разговаривать с группами женщин — чтобы те принимали решение и отстаивали его тоже группами. По одной их просто забили бы.
Однако оборачивалось порой так, что несколько девушек, решительно скинувших паранджу на собрании, вскоре находили убитыми. Всех. На востоке практиковалось так называемое «убийство чести» — когда женщину или девочку убивали за то, что она нарушила правила приличия. Поэтому, кстати, в ранних фильмах Узбекистана играли узбечек еврейки — они сами не зависели от того, насколько держится за паранджу муж или отец, и давали зрителю привыкнуть к мысли, что женщина в узбекском костюме, но с открытым лицом выглядит вполне нормально и не кидается немедленно в пучины разврата. Она вместо этого идёт в библиотеку.
Как правило, каждое убийство расследовали и часто даже кого-нибудь наказывали. С одной стороны, всё больше противников женских прав отказывалось, глядя на это, от попыток мстить именно убийством, с другой — увы, но убитых было не вернуть.
Несмотря на это, женщины всё же сплачивались и восставали от села к селу, а комсомолки брались за опасные задания. Звучит как будто строка из агитационной брошюры, но притом — исторический факт.
Мода — это политическое
Многие представляют себе, как выглядела молодая женщина из рабочей или крестьянской среды в двадцатые годы: обрезанные волосы, красная косынка, повязанная на затылке, словно у пиратов, кожаная куртка и под ней толстовка (точнее, то, что называли толстовкой в те годы, в отличие от нынешних), юбка до колена и сапоги или ботинки. Весь этот набор был радикальным политическим высказыванием.
Обычно предполагает, что за короткими волосами было легче ухаживать, но крестьянки с косами и так не слишком много времени тратили на уход. Зато за косы было принято хватать во время побоев или желая изнасиловать; этот мотив виден в некоторых народных песнях. Отказ от кос был демонстративным отказом от «вожжей», за которые можно было женщину таскать по полу, был протестом против семейного насилия.
Традиционно косынку носили так, чтобы она заодно концами обхватывала шею. «Комсомольская» косынка шею открывала (представить себе жизнь совершенно без головного убора, особенно жизнь работающей женщины, тогда было трудно). Укороченная до колен юбка, которая теперь показалась бы нам «учительской», тогда одновременно была заявлением о праве на свободное движение и праве на собственное тело. Демонстрация тела увязывалась с его десексуализацией; тело — для здоровья, для солнца, воды и физкультуры, а не для чужих утех.
Толстовки не стесняли движение. Впрочем, вместо них спокойно носили и блузы. В моде были блузы с коротким рукавом — конечно, только летом. В них было не жарко, и они работали на общую идею освобождения движения и тела женщины. Кожаные куртки ассоциировались с вооружёнными комиссарами, они были одновременно практичны в быту и агрессивны по культурному посылу.
Каждая женщина в таком костюме чувствовала себя воительницей, потому что воевать с окружением ей приходилось буквально за всё: за право пойти в библиотеку или на курсы, за право задержаться после работы с подругами, за право заниматься спортом и право убежать от того, кто считает себя вправе на неё напасть. Трудно представить, какой костюм в наше время был бы настолько же ярким политическим высказыванием и стал бы символом эпохи.
Текст: Лилит Мазикина.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Реальные женщины с именами из СССР: как живут Сталины и Гертруды в наши дни
Октябрина, Даздраперма, Гертруда и Кукуцаполь… Как только родители не называли детей в советские времена. Мы нашли реальных женщин с необычными именами из СССР и спросили, как им живется в наше время.
Сейчас для многих Праздник весны и труда — лишний повод для выходных. Но так было не всегда. Советские люди с трепетом ждали Первомая: в этот день проводились парады и демонстрации трудящихся, обязательным атрибутом были маевки — гулянья на природе.
А для некоторых было важно принести частичку праздника в дом. Родители в СССР нередко называли своих детей оригинальными и патриотичными именами.
Рожденных в Советском Союзе также называли в честь времен года (Ноябрина, Сентябрина, Февралин), географических названий (Нева, Гималай, Алтай, Авксома), деревьев и цветов (Дуб, Береза, Гвоздика), научных понятий (Ампер, Гипотенуза, Ом), минералов и химических элементов (Рубин, Вольфрам, Гелий).
Мы нашли реальных женщин с необычными именами из СССР и спросили, как им живется в наше время.
Ленора Курбатова
Есть два имени родом из СССР, связанные с фразой «Ленин — наше оружие»: мужское Леннор и женское Ленора. Нашу героиню зовут именно так, но она утверждает: это связано не с вождем пролетариата, а с любовью ее родителей к искусству. Бабушка Леноры была заслуженной артисткой Крымской АССР, работала в Симферопольском драмтеатре. Играла Сюзанну в «Женитьбе Фигаро», будучи уже беременной.
— Естественно, мою маму назвали Сюзанной. Она была учителем русского языка и литературы, свой предмет безумно любила. Имя Ленора упоминалось в произведениях зарубежных классиков. И даже Пушкин писал: «Как часто ласковая муза Мне услаждала путь немой Волшебством тайного рассказа! Как часто по скалам Кавказа Она Ленорой, при луне, Со мной скакала на коне!»
С детства ее называли Ленорой или Норой. Женщина признается: был период, когда ей не нравилось имя, но с возрастом мнение поменялось.
Мне часто говорят, что у меня красивое имя, и я с этим согласна. Единственное, что меня раздражает, — когда называют Элеонорой, Леонорой… Это тоже красивые имена, но чужие. Поэтому при знакомстве сразу говорю: «Меня зовут Ле-но-ра. Если сложно, называйте Нора». Мои знакомые называют меня и так, и так. Кому как нравится.
По словам Леноры, ее имя хорошо тем, что его сразу запоминают.
— Когда звоню кому-то по работе (а у меня очень много контактов), достаточно произнести имя, и люди сразу понимают, с кем говорят. А, к примеру, в организации, где я работаю (около 2 тысяч человек), есть много сотрудников с одинаковыми именами-отчествами. Различаются только по фамилии. Или по отделу.
К сожалению, говорит Ленора, традиция давать редкие имена в ее семье, скорее всего, не продолжится.
— Внучку от сына зовут Есения. Нам очень нравится это имя, и ребенок изумительный. У дочки пока нет детей. Как их назовут мама с папой? Посмотрим, это будет сюрприз.
Гертруда Данилина
Женское имя Гертруда вобрало в себя сразу несколько мощных значений. В Союзе его расшифровывали как «Герой труда», но происхождение у него немецкое: от слов «копье» и «сила».
Выбирая между несколькими яркими вариантами, мама нашей героини остановилась именно на нем. Все решила воля случая.
— Моя мама очень любила историю и хотела меня назвать красивым именем. Она стояла перед выбором, было несколько имен: Лукреция, Калерия, Афина и Гертруда. Она написала на каждой записке по имени, положила в мешочек, перемешала и сказала: «Что вытащу, так и назову». И вытащила с именем Гертруда.
В детстве ее называли по-разному: Герда, Гретхен, Грета, Гретик. Все это — производные от Гертруды. Девочке не нравилось ее имя: она расстраивалась из-за того, что его никто не запоминает и не выговаривает.
В детстве очень плакала из-за того, что никто не запоминал моего имени и до сих пор не запоминают. Маме всегда говорила: «Дурацкое имя, никто правильно не произносит и не запоминает». Один мамин коллега даже назвал меня Гранатой, да еще при всех. Я так сильно плакала, не могли успокоить. Мама попросила его извиниться и правильно назвать мое имя.
Но прошло время, и Гертруда поменяла свое мнение. Она смирилась с тем, что приходится представляться по несколько раз.
— Я полюбила свое имя, когда стала старше. И по сей день никто не запоминает. Представляюсь несколько раз. Но никто и никогда меня не дразнил, я могла за себя и за свое имя постоять. Все и всегда мне говорят: «Очень красивое имя». Спасибо маме, я ее очень любила.
Сталина Збруева
Сталину так нарекла мама. Она прочитала в детстве книгу, в которой героиню звали Таля, а полное имя узнала только в конце произведения.
— Книгу, кстати, я так и не нашла, — рассказывает девушка. — И изначально для меня было приготовлено два имени — Виолетта или Сталина… Папа сам сказал, что лучше второй вариант.
Маму Сталины зовут Светлана, папу — Сергей. Среди родственников много татар и чувашей, у них имена не славянские, поэтому, приезжая к ним в гости, девушка чувствует себя на своем месте. Ее младшую двоюродную сестру, кстати, тоже зовут Сталина.
— Домашние и друзья зовут меня Таля. Но не все могут сократить имя и позволить произнести «Таля» вслух. Как правило, делают это только люди, с которыми мы прошли большой путь, которых всей душой люблю и которым доверяю.
Сталина говорит, что в школе ее не дразнили, а вот муж иногда может пошутить: «Ты не Таля и не Рыбка, ты Сталинградская битва какая-то!»
— Над именем я сама поиздевалась, когда мне было 6 лет. В детском саду ввели карантин по вшам. Тогда родители догадались обстричь волосы «под горшок». Началась школа. И ребята-первоклассники, увидев меня, спросили: «Ты мальчик или девочка?», а только потом: «Как тебя зовут?»
Сколько вопросов было в новом коллективе! Это был стресс для маленького человека. После очередного вопроса про пол я пришла домой, достала выпускной альбом садика и закрасила ручкой последние буквы своих имени и фамилии, оставив только «Афанасьев Сталин». Психанула!
По словам девушки, при знакомстве многие переспрашивают, как ее зовут, кто-то предлагает перейти на сокращенный вариант имени.
— Некоторые начинают проявлять свой недоразвитый менталитет. И редко кто интересуется, почему у меня такое имя. Когда работала провизором в аптеке, приходил клиент и всегда вставал только ко мне в кассу, потому что его супругу тоже зовут Сталина. Когда работала заместителем заведующего аптекой, была Сталиной Сергеевной для коллектива и студентов-практикантов…
Девушка не обижается, когда имя коверкают, она считает: главное — зачем человек к ней обращается.
— Я люблю свое имя. И полное — Сталина, и сокращенное — Таля. Со временем сама стала изучать его происхождение. Кто-то пишет, что оно родилось от фамилии-псевдонима Сталин. Кто-то говорит, что имя от слова «сталь», и корни в Болгарии. То, что Сталин взял этот псевдоним, не случайность. Его самого называли стальным, — говорит девушка. — Почитание культа личности все-таки осталось в головах родителей. Поступая в вуз, моя мама писала сочинение по книге Брежнева, его оценили на четверку, потому что тройку по такому произведению никто бы не решился поставить. Может быть, подсознательно родители хотели, чтобы мое имя прокладывало дорогу в жизни.
Сталина утверждает, что отчасти эта теория работает, но не из-за культа личности.
— Я по жизни очень старательный человек! Знаю, что меня запомнят, поэтому в своих любимых сферах стараюсь быть профессионалом, думать, иметь свою точку зрения. Я усидчивая, упорная, терпеливая, «стальная».
Сына Сталины зовут Михаилом. А дочку она просто Машей не назвала бы. Говорит, подумает еще…
Советский матриархат и государственный феминизм
Влияние свободы абортов на положение в советской семье
Расцвет матриархата в СССР пришёлся на 1955 — 1990 годы. Начало его ознаменовалось принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1955 г. «Об отмене запрещения абортов», который «оградил женщину от вреда, наносимого ей внебольничными абортами, и предоставил женщине возможность самой решать вопросы материнства» (так оценивает Указ книга «Здоровье женщины» под редакцией проф. О.В.Макеевой, издательство «Медицина», Москва, 1964). Указ вводил свободные аборты, проводимые по желанию женщины исключительно в медицинских учреждениях. Это привело к улучшению условий проведения абортов, снижению рисков для здоровья женщины при их проведении, вывело их из подполья, хотя не полностью. Другими последствиями Указа были значительный рост уровня абортов (по статистике в 1959 г. достиг в среднем 4 абортов на 1 женщину репродуктивного возраста, учитывая только аборты, зарегистрированные Минздравом) и ущемление репродуктивных прав мужчин-мужей, влияние которых на процесс принятия решений о количестве детей в семье значительно ослабло. Решающее слово в вопросе планирования семьи теперь принадлежало жене, мнение мужа не требовалось.
Представления о том, что до указа 1955 г. аборты были полностью запрещены, не соответствуют действительности. В 1955 году аборт всего лишь стал совершенно не контролируемым никем, кроме самой женщины. Он стал рассматриваться таким же личным делом пациентки, как, например, удаление зуба в кабинете стоматолога или поход в парикмахерскую для завивки новой причёски. Это качественно изменило ситуацию. Вернее, проявило её. Маски были сброшены.
В проблеме абортов видна противоположность интересов матери и ребёнка. Ребёнок также считается её безраздельной собственностью — она может принять решение о его жизни и смерти, не спрашивая ничьего мнения. Всё это — явные, серьёзные признаки матриархата, то есть власти женщины. Поскольку такую власть женщине вручило государство своим законом, государство отражает интересы матриархата и является матриархальным.
Вполне понятно, что институт абортов, в особенности свободных абортов по выбору одного из полов, имеет огромное влияние на жизнь общества. Несмотря на это, аборты считались (и до сих пор считаются) всего лишь медицинским вопросом, вопросом охраны здоровья женщины и не более того. Напрасно было бы искать упоминание об абортах в Семейном кодексе. Аборты регулируются скромными малоизвестными документами — медицинскими инструкциями, несколькими строчками в законе об основах законодательства об охране здоровья (подробнее о роли абортов здесь).
***
Женщина в советской семье определяла и другие вопросы семейной жизни — от рациона питания до покупки нового гарнитура. Это знают все, кто жил в СССР. В Программе Коммунистической партии Советского Союза, принятой XXII съездом в начале 1960х, подчеркивалась необходимость полностью устранить остатки неравного положения женщины в быту. В чём заключалось это неравенство, партия не уточняла, потому что уточнять было нечего — неравенства в быту не было. Вернее, оно было, но неравным был мужчина, а не женщина, женщина к тому времени была уже гораздо «равнее» мужчины. В советском парламенте (Верховном Совете СССР) существовал «Комитет по делам женщин, охраны семьи, материнства и детства». В названии его сгруппированы все ключевые слова (женщина, семья, материнство, дети), что с предельной ясностью выражает ассоциацию семьи с женщиной. Нет здесь только слов «отец» и «мужчина». Семья, как видно, нуждалась не просто в поддержке, но в такой фортификационной операции как охрана. От кого её нужно было охранять? Наверное, от тех, чьё имя было изгнано из парламента как совершенно недостойное и не относящееся к семье. Вместе с государством советская женщина держала круговую оборону от многочисленных видимых и невидимых врагов.
Ассоциация семьи с женщиной зашла так далеко, что регистрацию браков в ЗАГСах стали проводить исключительно женщины. Государство понимало психологическую важность, символичность церемонии бракосочетания для расстановки сил в дальнейшей семейной жизни и полностью устранило из ЗАГСов мужчин, как бы говоря: вам тут делать нечего. Но ещё на заре сов. власти, как мы помним по роману «12 стульев», в ЗАГСе работали мужчины. (Кроме того, в ЗАГСах чиновницами принимаются важные для семейной и личной жизни решения в рамках семейного законодательства.)
Дискриминация мужчин и привилегии женщинам
Важным признаком матриархата является дискриминация мужчин. Дискриминация по определению означает факт господства одной стороны и подавления, ущемления прав другой. Дискриминация определяется простым выявлением неравного положения одной из сторон, выявлением существования льгот, привилегий, особого положения другой стороны.
Из-за ограниченных размеров статьи дискриминацию мужчин в СССР отдельно рассматривать не будем (факты дискриминации постоянно затрагиваются на всём протяжении статьи, и при желании читатель может сгруппировать их в отдельный раздел самостоятельно). Уже указано, что элементы дискриминации видны в статье 122 Конституции. Дискриминация, в частности, проявлялась на производстве. Кодексом законов о труде было запрещено использовать труд женщин на тех работах, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на организм женщины, но то же не было запрещено для мужчин; существовали разные нормы в условиях и оплате труда, для женщин устанавливались привилегии, объясняемые заботой о её здоровье и материнстве, беременности и последующем выращивании ребёнка. Приведём один пример запрета на женский труд в ночную смену. В то время как мужчины возвращались после ночной смены в состоянии полного одурения от каторжного ночного труда, женщины только пробуждались от сладкого сна. Женщина занимала господствующее положение при решении тех или иных вопросов и конфликтов не только в семье, но и на производстве. Женщина легко могла отказаться от просьб начальника остаться сверхурочно, а чтоб выйти на работу в выходные и речи быть не могло (она — мать, женщина, её ждёт дома семья и дети), мужчина в аналогичных случаях обязан был безропотно согласиться, или его ждали кары и немилость начальства. В таких ситуациях действовали также концепции «слабого» и «сильного» пола. Полный список привилегий женщин в трудовой сфере вынесен из-за его огромного объёма на отдельную страницу.
Примерами неравного положения мужчин могут быть такие явления, довольно распространённые в СССР, как насильственное помещение мужа в ЛТП по заявлению жены, установление опеки и контроля за зарплатой и пенсией мужа, ограничение дееспособности мужа по заявлению жены, считающей, что тот злоупотребляет спирт.напитками (статья 16 Гражданского кодекса РСФСР).6
Кратко положение полов в СССР можно обрисовать фразой:
отбойный молоток и обязанности — мужчинам, цветы и привилегии — женщинам.
Но как в таком случае оправдать всё это неравноправие, представив его равноправием? Только с помощью вздохов о тяжкой участи женщин, которым что-то недодают, куда-то не пускают, в чём-то ущемляют… И этими вздохами женские организации наполнили эфир, интернет, информационное пространство в целом. Эта нездоровая атмосфера поддерживается десятки лет. После такой промывки мозгов могут ли представители обоих полов воспринимать реальность адекватно?
Почему мужчины подчинялись?
Отношения между полами при матриархате или патриархате — это отношения господства и подчинения. Определение строя — это вопрос определения того, кто кому подчиняется, кто принимает решения. Если в семьях матриархат, то мужчины подчиняются женщинам? Да. Как такое может быть, если мужчина сильнее? — такой вопрос занимает мужчин и женщин. — Что заставляет его подчиняться, почему он не может настоять на своём?
В других статьях сайта даны ответы на такие вопросы, но для тех, кто не имеет времени читать всё, поясним с помощью самых очевидных примеров.
• Мужчина сильнее? — А на то предусмотрена милиция и админ. ответственность за дебоширство и хулиганство (сейчас это называется «домашнее насилие»). В случае если конфликт интересов между мужем и женой становился слишком бурным, женщина обращалась в милицию. Впрочем, и угрозы такого действия было достаточно.
• Мужчина — хозяин в семье? — А попробуйте настоять на своём даже в мелочах, если на каждое возражение следуют истеричные угрозы развода. Развод же советскими законами был оборудован таким образом, что в результате его мужчина лишался всего — половины имущества, квартиры, детей. На всю оставшуюся жизнь он становился крепостным, платящим дань бывшей жене — алименты. Фактически развода не существовало, он лишь декларировался, если понимать под разводом действительное прекращение связей между супругами-врагами и полное освобождение для попытки начать жизнь заново. Развод был более выгоден жене, чем мужу, и поэтому угроза развода и превращения в разорённого бомжа была действенной. Уже одна она не позволяла мужу командовать в семье, командовала жена.
Условия в семье, нервная обстановка вносили вклад в тот рост мужской смертности, который происходил в СССР с середины 1960 годов. При этом женская смертность в целом оставалась неизменной. Избежать серьёзных проблем, связанных с матриархатом, мужчина мог только не вступая в брак и не связываясь с женщиной. Многие мужчины это понимали — с 1960 по 1997 гг. коэффициент брачности населения России уменьшился в 2 раза. Действительно, если матриархат — это семейный строй, то избежать его последствий можно, не вступая в брак и не создавая матриархальную семью. Живя самостоятельно, можно было избежать тех тягостных последствий, которыми оборачивался брак. Отношения же на работе, на улице и т.п. регулируются уже совсем другими законами — социальными, а не семейными. Они тоже были несколько тенденциозными, но это была уже меньшая проблема. Ведь есть разница — попасть в самое жерло вулкана, или остаться от него на расстоянии.
Изнасилования
В делах об изнасилованиях позиция мужчины в суде была неравноправной — суд был склонен доверять обвинениям со стороны женщины, и не верил отрицанию своей вины мужчиной. (В делах об изнасилованиях часто невозможно точно, без сомнения удостовериться, что половой акт, если он имел место, был совершён насильно, а не по согласию; ведь обычно половые акты совершаются не публично, а в уединённом месте без свидетелей.) Такая позиция мужчины в суде указывает на его ущербное по сравнению с женщиной положение. Иногда доходило до анекдотических случаев: вошедшая во вкус девица, успешно отправив на зону одного парня, приходила в отделение милиции со следующим заявлением на очередную жертву. Тут уж запомнившим её сотрудникам правоохранительных органов приходилось ей возражать: что ж вы так, всё время вас насилуют…
Тема изнасилований затронута здесь потому, что характерна для матриархата, она предоставляет благодатную почву для оговоров, шантажа, вымогательства со стороны отдельных беспринципных женщин. В условиях матриархата и определённой практики разрешения споров об изнасиловании в судах угроза подать заявление давала возможность манипулировать мужчинами.
Статья «изнасилование» — статья, направленная исключительно против мужчин («Субъект изнасилования специальный. Им может быть только лицо мужского пола, достигшее к моменту совершения преступления четырнадцатилетнего возраста.»). Введена в УК через несколько лет после окончания войны 1941-45 гг. В УК республик СССР обратный случай, когда женщина насилует мужчину или мальчика, или сексуально домогается, не предусматривался, а потому такие действия наказанию не подлежали. Сама мысль, что женщина способна на такие грязные поступки была святотатством — ведь уже в 1950е годы сложился развитый культ Матери. Подробнее о проблеме изнасилований — в отдельной статье.
Как понимали равенство полов и разницу между полами
Женский пол занимал привилегированное положение в отношении службы в армии — женщины не служили срочную службу, а мужчины по достижении 18-летнего возраста были обязаны это делать (2 или 3 года в зависимости от рода войск). И это несмотря на статью 132 Конституции СССР, которая гласила: «Всеобщая воинская обязанность является законом. Воинская служба в рядах Вооружённых Сил СССР представляет почётную обязанность граждан СССР». До сих пор активистки женского движения странным образом забывают о нереализованном праве (и обязанности!) женщин служить в армии наравне с мужчинами на срочной службе.
С определённого момента в СССР равноправие женщин стало пониматься как освобождение от тяжёлых обязанностей, возложение их на мужчин. В примерах, приведенных выше, мы наблюдаем проявление матриархата во внесемейных сферах жизни общества, так как привилегия освобождения от тяжёлых обязанностей — сама по себе благо, доступное только господствующим группам общества.
Если в 1930е годы делались попытки сравнять женщин с мужчинами в выполнении тяжёлых работ (обучали работе на тракторе, бульдозере) с тем, чтобы женщины реальными делами доказали своё равенство с мужчинами, то теперь эти попытки оставили. Изменилось представление о роли женщины. Отныне она была прекрасным, слабым полом, тяжёлые условия не должны были её касаться, так как исказили бы её женственность. Она была матерью, хранительницей очага и нравственности. Если женщина выполняла тяжёлые работы, то это служило или примером её самоотверженности (однако, эти тяжести призывали поскорее облегчить, например, автоматизировать труд доярок), или служило демонстративным примером равенства женщин с мужчинами в способностях (единичный полёт женщины-космонавтки). Одновременно прилагались усилия к нахождению особых достоинств женщин, ставивших их выше мужчин. Было признано, что женщины более внимательные, аккуратные, выносливые, обладают лучшим эстетическим чувством. Соответственно этому для женщин старались создать лучшие условия — вплоть до того, что женские отделения в городских банях были красивее и лучше оборудованы, чем соседние мужские (мужчинам, сильным, но грубым и беспорядочным существам, сойдёт и так). Мужчины всё более оттеснялись на тяжёлый, вредный и грязный труд (индустрия, транспорт), женщины всё больше утверждались в более лёгких и приятных сферах (конторы, магазины, персонал курортов и т.д.) Существовало убеждение, что мужчины — сильный пол, а потому его можно сильнее нагружать, а женщины — слабый, и ему нужно помогать. Это было ни с чем не сообразно, так как существует достаточно слабых и больных мужчин и достаточно сильных и здоровых женщин. Несообразно ни с чем, кроме логики и интересов матриархата — а это, конечно, стоит любой другой логики.
Женщины занимали большинство мест, связанных с распределением произведённого мужчинами в тяжёлых условиях советского производства и социалистической эксплуатации. Распределение, отпуск и развес жизненных благ, товаров народного потребления, продуктов питания в условиях дефицита всего — знак доверия и благоволения к женщинам как к полу со стороны социалистической элиты (номенклатуры). Очень напоминает советские лагеря по рассказам Шаламова: и те и другие заключённые, но одни работают на хлеборезке, другие — на лесоповале. Зав. складом, продавщица, товаровед, сотрудница профкома, распределяющая путёвки — как много в этом звуке для сердца советского слилось! Как престижно было иметь таких знакомых, иметь блат, возможность достать, как важно для нормальной жизни! Мужчины здесь встречались как исключение, увидеть мужчину за прилавком продуктового магазина невозможно до сих пор. И наоборот, женщины у станка на машиностроительном предприятии были не типичным явлением, хотя в условиях дефицита раб. силы туда брали всех, и некоторые женщины также честно трудились на заводах, наряду с мужчинами. Вопрос лишь в процентном соотношении полов в сфере торговли и распределения — и в сфере материального производства, только и всего. Стоя по разные стороны прилавка магазина, покупатель и продавщица (вся торговля была государственной, ничего частного в стране не было) исполняли разные роли — один был униженным просителем, другая — хозяйкой, которую уже давно распёрло от гордости, и которая может показать товар, а может и не показать, может нахамить, а может и не нахамить — по желанию. Такие отношения также способствовали воспитанию в советских мужчинах чувства уважения к женщине. Видя её в роли начальницы даже в сфере распределения, несомненно важной (ведь это конечный пункт всей работы страны, ради этих продуктов всё и вертится), мужчина должен был по меньшей мере осознать кто есть кто. Это только в случае получения того обязательного ассортимента, который должен был выдаваться в магазинах за деньги всем. Если же вопрос касался дефицита, то тут развивались такие гибкие и сложные фибры души, описать которые под силу лишь большому сатирику. (О том, как проходил отбор на работу в торговлю по половому признаку, поведал писатель В.Чекунов в рассказе «УПК», отрывок из него здесь >)
В советских медицинских книжках и популярных статьях на тему полового воспитания объяснялось: женщина — существо чистое, разборчивое в своих половых чувствах, в то время как мужчина по своим свойствам во время полового желания не разбирает, с какой партнёршей вступает в связь. На официальном языке это называлось: неразборчивость в половых связях. Такие статьи в советских газетах и журналах были явным примером дискриминации мужчин как пола, диффамации и пренебрежения к ним как к ущербным, грязными, неполноценным в сравнении с женщинами существам.
На фоне положения женщин в СССР обращает на себя внимание полное отсутствие каких-либо шагов в направлении улучшения положения мужчин как пола. В советское время мужчинам не было места даже в официальной риторике. Само слово «мужчина» старались употреблять меньше. Немыслимо было услышать словосочетание «охрана отцовства». Вместо слова Отечество для обозначения страны стало употребляться слово Родина. Уделом мужчин был «героизм» на фронте, на производстве (так называлась самая нещадная эксплуатация). С 1960 по 1997 гг. коэффициент брачности населения России уменьшился в 2 раза. Очевидно, условия, ожидавшие людей в семье, не всех устраивали, и некоторых даже отвращали. В период с 1961 по 1981 год разница продолжительности жизни полов в пользу женщин увеличилась с 9 до 12 лет. Если к этому прибавить огромное число абортов — не слишком ли много «достижений» получено за время матриархата? В экономике и общественной жизни этот период назван эпохой «застоя»… Женщины жили в другом мире, более лёгком и привилегированном, что и сказалось на их значительно большей продолжительности жизни. Женщины уходили на пенсию на 5 лет раньше мужчин, и отдыхали по статистике примерно столько же, сколько был их трудовой стаж — 20 лет. Мужчины должны были трудиться до пенсии 25 лет, выходили на пенсию в 60 лет и отдыхали в среднем 3 года.
Культ матери
При матриархате существует культ матери, так же как при патриархате — культ отца. В СССР был культ матери. Мать-женщина постоянно восхвалялась в гос.пропаганде. Мужчины и женщины полностью восприняли культ, по крайней мере в центральной, европейской части СССР. Другое, более трезвое отношение к женщине, характерное для небелых и неславянских народов, воспринималось как цинизм и осквернение самого святого, что есть в жизни.
В проблеме абортов мы уже видели глубокое противоречие между матерью и ребёнком. Картина рождаемости в СССР также не указывала на какие-либо проявления особенно глубокой любви женщины к детям — женщины рожали мало детей, чаще всего в городской семье были один или два ребёнка. Каковы бы ни были причины такого явления (о них спорят), ясно, что в СССР не было объективных оснований для культа Матери, для столь прочной ассоциации в общественном сознании, законодательстве и политике понятий семья, материнство и детство.
Демонстрация женщинами в общественных местах подчинённого положения мужчины
В 1960-1980е годы была распространена картина, когда при входе женщины в общественный транспорт, если не было свободного места, мужчина нервно дёргался, вскакивал и уступал место. Если он этого не делал, женщина могла сварливо потребовать уступить ей место, и опозоренный мужчина так или иначе должен был уступить (это звучало так: «Мущщина! Уступитя место. » или «Что это за мужик такой?! Видит, что женщина стоит…»). Официальная пропаганда предписывала такое поведение: подросток должен был уступать старшим, мужчина, особенно молодой мужчина, — женщине… Уже в середине 1990х в ответ на громогласные требования женщин уступить место мужчины столь же сварливо посылали на, а сейчас при входе женщин никто не пошевелится, и сами женщины уже не решаются требовать. В салоне автобуса стоит тяжёлое молчание. Похоже, мужчины начали что-то понимать, и женщины начали понимать, что мужчины начали понимать.
В управлении государством
Женщины занимали высшие руководящие посты в советском государстве. Вот некоторые примеры. С 1985 по 1990 г. пост Председателя Президиума Верховного Совета Украинской ССР занимала женщина В.Шевченко. С 1975 года она была заместителем председателя Президиума Верховного Совета УССР. Другой пример — женщина занимала последовательно посты председателя Президиума Верховного Совета Узбекской ССР, а затем — один из высших постов в Верховном Совете СССР. М.Восленский в указанной монографии делится своими впечатлениями от встречи с этой женщиной:
«Весной 1967 года я был в Ташкенте в качестве представителя Советского комитета защиты мира, сопровождая группу видных западногерманских гостей комитета. Нас приняла уже упоминавшаяся в главе 3 член ЦК КПСС Ядгар Насриддинова — Председатель Президиума Верховного Совета Узбекской ССР. Насриддинова — нестарая узбечка в лиловом платье — медленно, низким голосом рассказывала нам о счастливом социалистическом Узбекистане, и выглядела она как мудрая мать республики. Когда немецкие гости распрощались и вышли, Насриддинова переменилась. Она деловито спросила нас, удалась ли ей речь, с видимым удовольствием выслушала комплименты, энергично жестикулируя, сказала, что следует показать немцам в Ташкенте, а чего не следует, и потом с наслаждением произнесла: «Теперь пойду на заседание Президиума — расстреливать и миловать». Тогда я еще думал, что радость ее — всего лишь выражение чувств сатрапки, дорвавшейся до власти над жизнью и смертью людей. Я еще не знал, что за помилование Насриддинова брала взятку 100 000 рублей, так что наслаждение испытывала от получаемого бакшиша.
Что случилось с Насриддиновой? Отдали под суд? Нет, она поднялась еще выше по номенклатурной лестнице: стала Председателем Совета Национальностей, второй палаты Верховного Совета СССР. В следующий раз я встретил ее во время парада 7 ноября на гостевой трибуне Красной площади около Мавзолея.»
(Восленский М.С. Номенклатура. — М.: «Советская Россия» совм. с МП «Октябрь», 1991., стр.287)
Даже официально политическая власть в руках женщин была не маленькая. Кроме официальной политической власти, была неофициальная — через мужей. Наиболее известным был случай жены М.Горбачёва Раисы, о которой открыто писали и говорили как о руководительнице своего мужа, президента СССР в переломный момент его существования. Сам М.Горбачёв на прямые вопросы на эту тему выражался уклончиво: я с ней советуюсь. Н.С.Хрущёв был обязан своей карьерой влиятельной женщине, не занимавшей, однако, никакого официального поста. В учебнике истории Филиппова А. В. «Новейшая история России. 1945-2006 гг.» говорится: «Сложность положения Хрущева определялась тем, что он был всецело обязан своей политической карьерой Сталину. Этому помог случай — в начале 1930-х гг. он учился в Промышленной академии вместе с женой Сталина Надеждой Аллилуевой и поднялся на высоту государственной власти во многом благодаря ее рекомендациям». Жёны советского руководства, их надзор за мужьями — отдельная большая тема.
Неформальная роль жён руководителей в политике — черта не только СССР. Известно, что четвёртая жена Мао Цзэ-Дуна «опекала его как человека и помогала ему как руководителю; незаметно она взяла в свои руки часть его полномочий». Позже, в период «культурной революции» она открыто вмешивалась в политику, стала главой «банды четырёх». Имя Цзян Цин стало в Китае нарицательным для обозначения жестокой и хитрой женщины. Характер третьей жены Мао Цзэ-Дуна заставляет задуматься о психологии этого руководителя; как-то трудно себе представить нормального, несоциалистического мужчину рядом с такой тётей: «Хэ Цзы-чжэнь — девушка из крестьянской семьи. Она уже 10 лет носит солдатскую форму, дралась на фронте, организовывала отряды женщин-бойцов, ухаживала за больными… В боях она получила 20 шрапнельных ран… в великом походе Красной Армии на северо-запад… она была беременна и родила в пути.» Ребёнка она бросила в какой-то крестьянской семье. Все пятеро дочерей от этого брака были отданы на воспитание в крестьянские семьи. (Сведения и цитаты из книги Ф.М.Бурлацкий «Мао Цзэ-Дун», М., 1976, стр.69).
Как номенклатура тасовала свою колоду — не столь важно, примеры занятия женщинами высших постов приведены лишь в качестве дополнительного штриха в общей картине. Занятие или незанятие женщинами высших постов в государстве не является необходимым признаком матриархата. В азиатских странах (Бангладеш, Индия, Пакистан, Турция) женщины-главы государства существуют одновременно с патриархальным обществом. И наоборот, страна с главой-мужчиной может быть матриархальной. Под матриархатом следует понимать общественный строй, при котором главенствующее положение в семье, первичной ячейке общества, занимает женщина. Обычно положение в семье сопровождается также соответствующим положением и в других сферах жизни общества, хотя, в принципе, это не обязательно (и в СССР была распространена ситуация, когда муж был большим начальником на работе, а, приходя домой, становился «мальчиком на побегушках» у жены).
Выводы
Развитое советское общество было обществом развитого матриархата. Установление матриархата как государственного строя является высшей фазой того движения, которое поначалу называется феминизм и эмансипация женщин. Для своих целей феминизм широко использует лозунги «равенства прав», применяемые цинично, лицемерно и догматично. Можно сказать, что технология укрепления матриархата в СССР заключалась в постоянном декларировании необходимости улучшения положения женщин в сравнении с мужским, безотносительно к уже существующему реально (более лучшему, чем мужское) положению женщин в обществе. Также по этой технологии положение женщин в обществе рассматривается не в комплексе, а разбивается на отдельные частности (бытовые проблемы, проблемы избирательного права, охраны труда и т.п). Та же технология действует и в наши дни. С её помощью матриархат надеется достичь ещё больших зияющих высот. И не случайно, что постоянное демонстративное и лицемерное нахождение женского пола в позе пола якобы «униженного и оскорблённого», нуждающегося в защите и улучшении положения — характерная черта матриархата. Другой чертой феминизма, пришедшего к государственной власти, является паническое избегание употребления слов феминизм и матриархат. В СССР этих слов нельзя было услышать. Они вышли из употребления вскоре после прихода феминизма к власти в 1917 году. Прекратились всякие дискуссии на эту тему. Матриархат вскользь упоминался только на уроках истории в отношении первобытнообщинного общества, был отнесён на сотни тысяч лет назад, подальше от греха. Способность матриархата существовать в современном обществе отрицается и поныне. Учёные ищут матриархат где угодно — в Африке, на островах Тихого океана — но только не у себя под носом. Нет согласия у учёных и в отношении признаков и определения матриархата. Некоторые вообще отрицают возможность существования матриархата когда-либо в человеческой истории.
Ведущую роль в укреплении матриархата в СССР играли высокопоставленные мужчины-законодатели, коих в руководстве советского государства было большинство по сравнению с женским представительством.7
Можно утверждать, что в СССР было построено половое общество, по аналогии с царской Россией, которая была обществом сословным (см. эту статью). Если раньше положение в обществе, права, возможности и ограничения определялись фактом рождения в том или ином сословии, то теперь то же определяется половой принадлежностью. Это верно и для любого современного общества европейского типа. Даже рождение в прослойке номенклатуры не даёт тех неотъемлемых, фундаментальных и наследственных прав и привилегий, которые даёт рождение в классе женщин.
Источник: проект «Матриарахат в СССР», автор: Владимир Ф. Пыцвалт.