Как называли викингов в древней руси
Варяги или барыги?
Древнерусские летописи связывают с варягами-русью образование государства Русь («призвание варягов»). Вопрос о том, кого называли на Руси варягами, продолжает оставаться дискуссионным. Ряд источников сближают понятия «варяги» со скандинавскими викингами, с XII века на Руси лексема «варяги» заменяется псевдоэтнонимом «немцы». Из византийских источников известны варяги (варанги) как особый отряд на службе у византийских императоров с XI века, скандинавские источники сообщают о том что некоторые викинги вступали в отряды варягов (вэрингов) находясь на службе в Византии в XI веке.
Начиная с XVIII века, историки спорят о том, кто же были те легендарные варяги, основавшие Русь согласно летописной версии («призвания варягов»). Если по древнерусским источникам варяги представляли собой наёмников «из-за моря» (с берегов Балтики), то византийцы вносят в название явный этнический оттенок с размытой географической локализацией этого этноса. Скандинавские источники заимствуют понятие варягов от византийцев, хотя большинство версий этимологии слова варяги исходит из германских языков.
В современной историографии наиболее часто отождествляют варягов как скандинавских «викингов», то есть варяги — славянское наименование викингов. Существуют иные версии этнической принадлежности варягов — как финнов, немцев-пруссов, балтийских славян и варяги «руського» (то есть соляного) промысла Южного Приильменья.
Русские летописцы конца XI века относили варягов к середине IX века («призвание варягов»). В исландских сагах варяги (vaeringjar) появляются при описании службы скандинавских воинов в Византии в начале XI века. Византийский хронист 2-й половины XI века Скилица впервые сообщает о варягах (варангах) при описании событий 1034 года, когда варяжский отряд находился в Малой Азии.
Переводчик саг с древнеисландского О. И. Сенковский высказал следующие версии происхождения слова «варяги». По его мнению «варяги» означали искажённое в славянском самоназвании дружины викингов — felag. Возникшая позднее в Византии лексема «веринги» (veringjar) могла быть заимствованием от русов, то есть искажённые «варяги». В сагах викинги называли себя норманнами, употребляя термин «веринги» («варяги») только по отношению к скандинавским наёмникам в Византии. Сенковский также обратил внимание на то, что в договоре викинга Эймунда с князем Ярославом (Эймундова Сага) первый обращается к князю с выражением: «Мы просимся быть защитниками этого владения…» Защитники на языке саги — varnarmenn. В Византии или на Руси слово защитники могло превратиться в верингиар (veringjar) по предположению историка XVIII века В. Н. Татищева.
С. А. Гедеонов нашёл ещё одно близкое значение в балтийско-славянском словаре древанского наречия, опубликованном И. Потоцким в 1795 г. в Гамбурге: warang (меч, мечник, защитник).
Другая распространённая версия — «варяги» произошло от др.-герм. wara (присяга, клятва), то есть варягами были воины, давшие клятву (надо полагать в верности византийскому императору).
По мнению А. Г. Кузьмина слово происходит от кельтского var (вода), то есть под варягами понимали жителей (по версии Кузьмина: ославяненных кельтов) побережья вообще (аналог этимологии в русском: поморы). По его же мнению слово «варяги» восходит к этнониму «варины» или «варны», через промежуточный этноним «варанги», от которого выводит др.-русск. «варяги» и «Варяжское море», и возможно «вагры» и «варны» (в германской передаче имена некоторых племён балтийских славян).
По мнению А.Васильева для слова «варяг» (участника «соленого промысла») Южного Приильменья самой убедительной этимологией следует считать слово «варя» (процесс выварки соли от затопки печи до выноса соли на сушку)». Дополнительно к слову «варя» Г. С. Рабинович ссылается на «документы русского промысла», в которых и слово «варь» это «вываренная из рассола соль».
Во вступительной части ПВЛ летописец даёт перечень окружающих народов:
«Ляхи [поляки] же и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского. По этому морю сидят варяги: отсюда к востоку до пределов Симовых, сидят по тому же морю и к западу — до земли Английской и Волошской. Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны [норвежцы], готы [жители Готланда], русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги [франки] и прочие.»
Варяги обозначены как жители всего побережья Балтики. Летописец не уточняет, какие именно народы входили в состав варягов. Хотя они перечислены наряду с отдельными этносами, их обширное географическое положение указывает на обобщающий смысл понятия «варяги», что также отражено в названии Балтийского моря Варяжским. Когда, согласно летописной версии, союз славяно-финских племён решил пригласить себе князя, его стали искать у варягов: «И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие [народы] называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, — вот так и эти. […] И от тех варягов прозвалась Русская земля.»
В русских летописях варяги предстают прежде всего как наёмные профессиональные воины в IX—XI вв. В житие Св. княгини Ольги о её родителях сообщалось: «Отца имела язычника, также и мать некрещённую от языка Варяжска.»
В «Повести временных лет» «Сказании о призвании варягов» содержится такой текст:
«И сказали себе [словене]: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти.»
С XIII века слово «варяги» вышло из употребления, так как было вытеснено псевдоэтнонимом «немцы», что нашло отражение в описании призвания Рюрика в поздних летописях: «Избрашася от немец три браты с роды своими…» Царь Иван Грозный писал шведскому королю: «В прежних хрониках и летописцех писано, что с великим государем самодержцем Георгием-Ярославом на многих битвах бывали варяги: а варяги — немцы».
Византийский император Константин Багрянородный (945—959 гг.) оставил в своих сочинениях подробное описание государственного устройства Византии, но нигде не упомянул про варягов. Варяги также не упоминаются в византийских документах и при описании событий 2-й половины X века. Они появляются в источниках с XI века, иногда совместно с русами. Единственное употребление термина в более раннем времени относится к «Псамафийской хронике», документу 1-й половины X века, однако неясно, кем был употреблён термин faragoi (фараг) для названия телохранителя византийского императора — анонимным автором или переписчиком единственной греческой рукописи, утерянной к настоящему времени.
Как свидетельствует византиец Кекавмен, в 1-й половине XI века наёмники-варяги не пользовались особой благосклонностью императоров:
Кекавмен в рассказе о знаменитом последнем викинге и будущем норвежском короле Харальде Суровом, служившем в варягах в 1030-е годы, назвал того сыном царя Варангии, что равнозначно византийскому пониманию в XI веке варягов как норманнов или норвежцев. Византийский историк XI века М. Пселл также говорил о варангах как о лицах, принадлежащих к племени, хотя без уточнения этнографической принадлежности или географической локализации. Современник Кекавмена и Пселла, хронист Скилица, вообще идентифицировал варягов как кельтов: «варанги, по происхождению кельты, служащие по найму у греков».
Об этническом понимании византийцами слова «варяги» свидетельствуют жалованные грамоты (хрисовулы) из архива Лавры св. Афанасия на Афоне. Грамоты императоров освобождают Лавру от воинского постоя, в них перечисляются контингенты наёмников на византийской службе. В хрисовуле № 33 от 1060 года (от императора Константина X Дуки) указаны варяги, русы, сарацины, франки. В хрисовуле № 44 от 1082 года (от императора Алексея I Комнина) список меняется — русы, варяги, кулпинги, инглины, немцы. В хрисовуле № 48 от 1086 года (от императора Алексея I Комнина) список значительно расширяется — русы, варяги, кулпинги, инглины, франки, немцы, болгары и сарацины.
Одним из наиболее прославленных героев скандинавских саг стал будущий норвежский король Харальд Суровый, воевавший в 1034—1043 гг. по всему Средиземноморью с отрядом в 500 варягов, а перед тем послуживший Ярославу Мудрому. Сага о Харальде Суровом из цикла «Круг Земной» сообщает легендарный обычай, позволявший варягам по смерти византийского императора уносить сокровища из дворца: «Харальд трижды ходил в обход палат, пока находился в Миклагарде. Там было в обычае, что всякий раз, когда умирал конунг греков, веринги имели право обходить все палаты конунга, где находились его сокровища, и каждый был волен присвоить себе то, на что сумеет наложить руку». Однако Харальд по сообщению той же саги был брошен в темницу по обвинению в присвоении имущества императора, а затем бежал на Русь. Харальд погиб в 1066 году в битве при Стамфордбридже, которой завершилась двухсотлетняя история вторжений скандинавских викингов в Англию.[1]
Позволю предложить новую версию появления слова «варяг».
В 5 веке галло-римский писатель Аполлинарий Сидоний записал галльское слово vargus, что в переводе означало «бродяга». Произведения Сидония, в особенности письма, являются ценным источником по истории завоевания Галлии вестготами. Его переписка — одна из четырех галло-римских переписок, дошедших до нас.
В Римской Империи наёмного солдата звали baro, а уже в более позднюю эпоху древневерхненемецкое слово baro стало обозначать свободного человек.
Большинство источников называют варягов наёмниками и в этом смысле они свободны в выборе господина. Бродяги же свободны в своем передвижении и образе жизни.
Название ВАРЯГ, вероятно, произошло от латинского глагола vario «разнообразить, делать разнообразным, менять, видоизменять, чередовать, перемежать, сменять, быть переменчивым, быть непостоянным, меняться, колебаться», что по смыслу означает ИЗМЕНЧИВЫЙ.
Галльское vargus, скорее всего, является сокращением латинского VAR[IO]GUS (варяг), образованного по правилам латинской морфологии.
Латинское baro («наёмный солдат») восходит к древнегреческому baros («тяжесть, вес, груз, кладь, бремя, обуза, множество, обилие, сила, мощь, вес, вескость, достоинство, серьезность»). Тяжела ты, солдатская служба!
В латинский язык пришло из Индии слово barrus («слон»), прилагательное barrinus означает «слоновый».
Действительно, слона можно отягощать тяжелой работой или, наоборот, слон олицетворяет собой мощь и силу.
Как называли викингов в древней руси
Для Западной Европы эпоха викингов началась 8 июня 793 года с нападения скандина вских пиратов на монастырь Святого Кутберта на острове Линдисфарн у побережья Северо-Восточной Англии. Ужас живших в строгом аскетизме монахов был неописуем, когда на берег сошли воины в кольчугах и с боевыми топорами. Никакие мольбы о пощаде не помогли: обитель разгромили и разграбили, монахов убили или увели в плен. Позже на месте разрушенной обители установили камень: на одной его стороне были изображены люди, склонившиеся в молении перед крестом, на другой — идущие друг за другом воины с занесенными топорами.
Так кто же такие викинги? Это были пираты и воины, искатели добычи и славы. Однако в мирное время они были также мореплавателями и колонистами, вели торговлю и осваивали новые земли.
Ученые до сих пор не пришли к единой версии происхождения слова «викинг» (древнескандинавское viking). Шведский ученый Фриц Аскеберг выдвинул гипотезу, что оно происходит от глагола vikja — «поворачивать, отклоняться». Викинг, отказавшись от привычного уклада, отправлялся в поход в поисках удачи. Этим термином часто обозначали не конкретного человека, а само грабительское предприятие — «уйти, отправиться в викинг».
Викингами, как правило, становились младшие сыновья, так как имущество и титул отца обычно доставались старшим. Для младших же «уход в викинг» был единственной возможностью повысить свой статус на родине или за ее пределами. Занятие викингом часто становилось пожизненным, профессией.
Викинги разведывали земли не только на Западе, но и на Востоке. Здесь люди Севера искали новые места для поселений и, самое главное, новые дороги к богатству и славе.
Первым политическим событием в истории Древнерусского государства считается призвание в 862 году варяжских князей. Они и положили начало династии Рюриковичей, которая правила в России до конца XVI века. Однако призванию одних скандинавов предшествовало изгнание других. Обратно «за море» славяне отправили варягов, которые собирали дань с северных племен. Это не привело к установлению мира и порядка в государстве: «…и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом». Тогда «пошли за море к варягам, к руси… Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами… и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске».
Имена призванных князей известны и в скандинавских письменных источниках: Рюрик — Hroerekr («могучий славой»), Синеус — Signjotr («победу использующий»), Трувор — Ϸórvarðr («страж Тора»). В отличие от изгнанных варягов, призванные князья должны были править «по ряду, по праву». Скорее всего, в договор между верхушкой северной конфедерации племен и предводителем одного из норманнских отрядов входила и защита от внешней угрозы, и управление подвластной территорией.
В Западной Европе скандинавов называли норманнами, а на Руси — варягами. Древнескандинавское слово voeringi встречается в сагах, скальдических стихах, хрониках. Это производное от varar — «верность, обет, клятва». В скандинавской письменности вэрингами называли наемников, которые служили в варяжском корпусе в Византии — в привилегированном отряде телохранителей императора. Историки предполагают, что термин «варяг» («вэринг», «варанг») возник именно на Руси, но в скандинавской среде. А славяне восприняли его как обозначение всех скандинавских народов.
Скандинавам же мы обязаны и появлением самого слова «русь». Оно восходит к финскому наименованию выходцев из Скандинавии Ruotsi и изначально обозначало сообщество, которое сложилось в Поволховье и Приильменье. В свою очередь Ruotsi восходит к древнескандинавским словам со значением «гребец», «участник походов на гребных судах». Русью называли себя сами скандинавы в Восточной Европе: на восток они ходили «в русь», а на запад — «в викинг».
Первое же упоминание слова «русь» как названия народа историки обнаружили в Бертинских анналах 839 года — летописях Сен-Бертенского монастыря. Документ рассказывает, как в Ингельхайм-на-Рейне, резиденцию франкского императора Людовика Благочестивого, прибыло греческое посольство византийского императора Феофила. В составе посольства находились также некие люди, судя по всему, скандинавского происхождения. Они утверждали, что «народ их, называется Рос [Rhos]» и что в Византию они прибыли «ради дружбы». Феофил просил Людовика пропустить их через свои земли, так как возвращение на родину другим маршрутом было бы для них очень опасным. Однако, «тщательно расследовав [цель] их прибытия, император узнал, что они из народа [рода] свеев [шведов], и, сочтя их скорее разведчиками… чем послами дружбы, решил про себя задержать их». Дальнейшая судьба этой «миссии» неизвестна.
В X веке слово «русь» превратилось из обозначения скандинавов в название княжеской дружины. Русов же славяне воспринимали как местных, «своих», хоть те и были варягами. А выражения «дружина многа» и «вся русь» стали синонимичными. Если в договоре с греками 911 года послы «от рода русского» имели исключительно скандинавские имена — Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, то в документе 945 года уже встречались и славянские — Святослав и Володислав.
Однако со временем начало закрепляться противопоставление «варяги — русь». Варяги вновь стали наемниками «из-за моря». Так, князь Владимир в 980 году пригласил варягов для захвата киевского престола. Когда же наемники стали требовать выкуп с жителей Киева, считая город своим, он отправил их в Константинополь, сопроводив посланием к императору: «Вот идут к тебе варяги, не вздумай держать их в столице, иначе наделают тебе такого же зла, как и здесь…»
Для Западной Европы эпоха викингов началась 8 июня 793 года с нападения скандина вских пиратов на монастырь Святого Кутберта на# nbsp;острове Линдисфарн у побережья Северо-Восточной Англии. Ужас живших в строгом аскетизме монахов был неописуем, когда на берег сошли воины в кольчугах и с боевыми топорами. Никакие мольбы о пощаде не помогли: обитель разгромили и разграбили, монахов убили или увели в плен. Позже на месте разрушенной обители установили камень: на одной его стороне были изображены люди, склонившиеся в молении перед крестом, на другой — идущие друг за другом воины с занесенными топорами.
Так кто же такие викинги? Это были пираты и воины, искатели добычи и славы. Однако в мирное время они были также мореплавателями и колонистами, вели торговлю и осваивали новые земли.
Ученые до сих пор не пришли к единой версии происхождения слова «викинг» (древнескандинавское viking). Шведский ученый Фриц Аскеберг выдвинул гипотезу, что оно происходит от глагола vikja — «поворачивать, отклоняться». Викинг, отказавшись от привычного уклада, отправлялся в поход в поисках удачи. Этим термином часто обозначали не конкретного человека, а само грабительское предприятие — «уйти, отправиться в викинг».
Викингами, как правило, становились младшие сыновья, так как имущество и титул отца обычно доставались старшим. Для младших же «уход в викинг» был единственной возможностью повысить свой статус на родине или за ее пределами. Занятие викингом часто становилось пожизненным, профессией.
Викинги разведывали земли не только на Западе, но и на Востоке. Здесь люди Севера искали новые места для поселений и, самое главное, новые дороги к богатству и славе.
Первым политическим событием в истории Древнерусского государства считается призвание в 862 году варяжских князей. Они и положили начало династии Рюриковичей, которая правила в России до конца XVI века. Однако призванию одних скандинавов предшествовало изгнание других. Обратно «за море» славяне отправили варягов, которые собирали дань с северных племен. Это не привело к установлению мира и порядка в государстве: «…и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом». Тогда «пошли за море к варягам, к руси… Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами… и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске».
Имена призванных князей известны и в скандинавских письменных источниках: Рюрик — Hroerekr («могучий славой»), Синеус — Signjotr («победу использующий»), Трувор — Ϸórvarðr («страж Тора»). В отличие от изгнанных варягов, призванные князья должны были править «по ряду, по праву». Скорее всего, в договор между верхушкой северной конфедерации племен и предводителем одного из норманнских отрядов входила и защита от внешней угрозы, и управление подвластной территорией.
В Западной Европе скандинавов называли норманнами, а на Руси — варягами. Древнескандинавское слово voeringi встречается в сагах, скальдических стихах, хрониках. Это производное от varar — «верность, обет, клятва». В скандинавской письменности вэрингами называли наемников, которые служили в варяжском корпусе в Византии — в привилегированном отряде телохранителей императора. Историки предполагают, что термин «варяг» («вэринг», «варанг») возник именно на Руси, но в скандинавской среде. А славяне восприняли его как обозначение всех скандинавских народов.
Скандинавам же мы обязаны и появлением самого слова «русь». Оно восходит к финскому наименованию выходцев из Скандинавии Ruotsi и изначально обозначало сообщество, которое сложилось в Поволховье и Приильменье. В свою очередь Ruotsi восходит к древнескандинавским словам со значением «гребец», «участник походов на гребных судах». Русью называли себя сами скандинавы в Восточной Европе: на восток они ходили «в русь», а на запад — «в викинг».
Первое же упоминание слова «русь» как названия народа историки обнаружили в Бертинских анналах 839 года — летописях Сен-Бертенского монастыря. Документ рассказывает, как в Ингельхайм-на-Рейне, резиденцию франкского императора Людовика Благочестивого, прибыло греческое посольство византийского императора Феофила. В составе посольства находились также некие люди, судя по всему, скандинавского происхождения. Они утверждали, что «народ их, называется Рос [Rhos]» и что в Византию они прибыли «ради дружбы». Феофил просил Людовика пропустить их через свои земли, так как возвращение на родину другим маршрутом было бы для них очень опасным. Однако, «тщательно расследовав [цель] их прибытия, император узнал, что они из народа [рода] свеев [шведов], и, сочтя их скорее разведчиками… чем послами дружбы, решил про себя задержать их». Дальнейшая судьба этой «миссии» неизвестна.
В X веке слово «русь» превратилось из обозначения скандинавов в название княжеской дружины. Русов же славяне воспринимали как местных, «своих», хоть те и были варягами. А выражения «дружина многа» и «вся русь» стали синонимичными. Если в договоре с греками 911 года послы «от рода русского» имели исключительно скандинавские имена — Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, то в документе 945 года уже встречались и славянские — Святослав и Володислав.
Однако со временем начало закрепляться противопоставление «варяги — русь». Варяги вновь стали наемниками «из-за моря». Так, князь Владимир в 980 году пригласил варягов для захвата киевского престола. Когда же наемники стали требовать выкуп с жителей Киева, считая город своим, он отправил их в Константинополь, сопроводив посланием к императору: «Вот идут к тебе варяги, не вздумай держать их в столице, иначе наделают тебе такого же зла, как и здесь…»
Варяги
Древнерусские летописи связывают с варягами-русью образование государства Русь («призвание варягов»). Вопрос о том, кого называли на Руси варягами, продолжает оставаться дискуссионным. Ряд источников сближают понятия «варяги» со скандинавскими викингами, с XII века на Руси лексема «варяги» заменяется псевдоэтнонимом «немцы». Из византийских источников известны варяги (варанги) как особый отряд на службе у византийских императоров с XI века. Скандинавские источники также сообщают о том, что некоторые викинги вступали в отряды варягов (вэрингов), находясь на службе в Византии в XI веке.
Содержание
Варяжский вопрос
Начиная с XVIII века, историки спорят о том, кто же были те легендарные варяги, основавшие Русь согласно летописной версии («призвания варягов»). Если по древнерусским источникам варяги представляли собой наёмников «из-за моря» (с берегов Балтики), то византийцы вносят в название явный этнический оттенок с размытой географической локализацией этого этноса. Скандинавские источники заимствуют понятие варягов от византийцев, хотя большинство версий этимологии слова варяги исходит из германских языков.
Следует также отметить, что в рассказе о призвании варягов в «Повести временных лет» существует перечисление варяжских народов, в числе которых наряду с русью (предполагаемым племенем Рюрика) оказываются свеи (шведы), норманны (норвежцы), англы (датчане) и готы (готландцы): Идоша за море к варягом, к руси. Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инѣи и готе, тако и си.. Обращает на себя внимание и перечисление тех же народов вместе с варягами в списке потомков Иафета: Афетово же колѣно и то: варязи, свеи, урмане, готѣ,русь, аглянѣ… [1]
Под «варяжским вопросом» принято понимать совокупность проблем:
Попытки разрешения сугубо исторической проблемы часто политизировались и привязывались к национально-патриотическому вопросу. С ответом на вопрос, какой народ принёс восточным славянам правящую династию и передал своё название — славянский (восточные, западные или балтийские славяне (бодричи)) или германский — оппоненты могли связывать ту или иную политическую заинтересованность исследователя. В XVIII—XIX веках «германская» версия («норманизм») полемически увязывалась с превосходством германской расы. В советское время историки были вынуждены руководствоваться партийными установками, в результате чего летописные и прочие данные отвергались как выдумки, если не подтверждали образования Руси без участия скандинавов [7] или славян-бодричей.
Данные по варягам довольно скупы, несмотря на частое их упоминание в источниках, что позволяет исследователям строить различные гипотезы с упором на доказательство своей точки зрения. Данная статья полно излагает известные исторические факты, связанные с варягами, без углубления в решение варяжского вопроса.
Этимология
Ретроспективно русские летописцы конца XI века относили варягов к середине IX века («призвание варягов»). В исландских сагах варяги (væringjar) появляются при описании службы скандинавских воинов в Византии в начале XI века. Византийский хронист 2-й половины XI века Скилица впервые сообщает о варягах (варангах) при описании событий 1034 года, когда варяжский отряд находился в Малой Азии. [8] Понятие варяги также зафиксировано в сочинении учёного из древнего Хорезма Аль-Бируни (1029 г.): «От [океана] отделяется большой залив на севере у саклабов [славян] и простирается близко к земле булгар, страны мусульман; они знают его как море варанков, а это народ на его берегу.» [9] Аль-Бируни узнал о варягах скорее всего через волжских болгар от славян, так как только последние называли Балтику Варяжским морем. Также одно из первых синхронных упоминаний варягов относится ко времени правления князя Ярослава Мудрого (1019—1054) в «Русской Правде», где выделялся их правовой статус на Руси.
«Тогда нужно будет принять, что имя варангов образовалось в Греции совершенно независимо от русского «варяги» и перешло не из Руси в Византию, а наоборот, и что наша первоначальная летопись современную ей терминологию XI и XII веков перенесла неправильным образом в предыдущие столетия. … Пока гораздо проще предполагать, что сами Русские, служившие в Византии, называли себя Варягами, принеся с собою этот термин из Киева, и что так стали называть их те Греки, которые прежде всего и особенно близко с ними познакомились. » [10]
…поскольку сами они называют Варяжским морем Балтийское… то я думал было, что вследствие близости князьями у них были шведы, датчане или пруссы. Однако с Любеком и Голштинским герцогством граничила когда-то область вандалов со знаменитым городом Вагрия, так что, как полагают, Балтийское море и получило название от этой Вагрии; так как … вандалы тогда не только отличались могуществом, но и имели общие с русскими язык, обычаи и веру, то, по моему мнению, русским естественно было призвать себе государями вагров, иначе говоря, варягов, а не уступать власть чужеземцам, отличавшимся от них и верой, и обычаями, и языком.
По предположению Герберштейна, «варяги» — есть искажённое на Руси именование славян-вагров, причём он следует распространённому в средние века мнению, [21] что вандалы были славянами.
Варяги на Руси
Варяги-русь
В наиболее ранней из дошедших до нас древнерусских летописей, «Повести временных лет» (ПВЛ), варяги неразрывно связаны с образованием государства Русь, названном так по имени варяжского племени русь. Рюрик во главе руси пришёл в новгородские земли по призыву союза славяно-финских племён, чтобы положить конец внутренним раздорам и междоусобицам. Летописный свод начал создаваться во 2-й половине XI века, но уже тогда наблюдается противоречивость сведений о варягах.
Во вступительной части ПВЛ летописец даёт перечень известных ему народов по происхождению от библейских патриархов:
«Ляхи [поляки] же и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского. По этому морю сидят варяги: отсюда к востоку до пределов Симовых, сидят по тому же морю и к западу — до земли Английской и Волошской. Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны [норвежцы], готы [жители Готланда], русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги [франки] и прочие.» [22]
Когда, согласно летописной версии, союз славяно-финских племён решил пригласить себе князя, его стали искать у варягов: «И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие [народы] называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, — вот так и эти. […] И от тех варягов прозвалась Русская земля.» [22] [23]
В западноевропейских источниках X века имеются не всегда ясные упоминания о Рутении, находящейся на балтийском поморье. В Житиях Оттона Бамбергского, написанных спутниками епископа Эбоном и Гербордом, имеется много сведений о языческой «Рутении», граничащей на востоке с Польшей, и о «Рутении», примыкающей к Дании и Поморью. Говорится, что эта вторая Рутения должна находиться во власти архиепископа датского. В тексте Герборда описывается смешение восточных и балтийских рутенов:
«С одной стороны на Польшу нападали чехи, моравляне, угры, с другой — дикий и жестокий народ рутенов, которые, опираясь на помощь флавов, пруссов и поморян, очень долго сопротивлялись польскому оружию, но после многих понесённых поражений принуждены были вместе со своим князем просить мира. Мир был скреплён браком Болеслава с дочерью русского короля Святополка Сбыславой, но ненадолго».
Считается что под «рутенами» имеются ввиду язычники, которые опирались на племена Прибалтики. Однако не исключается, что это род рутенов (латинское «рыжие»). [24]
Варяги в качестве наёмной военной силы участвуют во всех военных экспедициях первых русских князей, в завоевании новых земель, в походах на Византию. Во времена Вещего Олега под варягами летописец подразумевал русь, при Игоре Рюриковиче русь начала ассимилироваться со славянами, а варягами называли наёмников с Балтики («послал за море к варягам, приглашая их на греков»). Уже во времена Игоря в Киеве находилась соборная церковь, так как среди варягов по сообщению летописца было много христиан.
Крупнейшим «городищем и могильником варягов» в Киевской Руси IX—XII веков, по всей видимости, является «Шестовицкий археологический комплекс» под Черниговом.
На русской службе
Хотя в ближайшем окружении киевского князя Святослава были воеводы со скандинавскими именами, летописец не называет их варягами. Начиная с Владимира Крестителя, варяги активно используются русскими князьями в борьбе за власть. У Владимира служил будущий норвежский конунг Олав Трюггвасон. Один из самых ранних источников по его жизни, «Обзор саг о норвежских конунгах» (ок. 1190 г.), сообщает о составе его дружины на Руси: «его отряд пополняли норманны, гауты и даны». [25] С помощью варяжской дружины новгородский князь Владимир Святославич захватил престол в Киеве в 979 году, после чего постарался избавиться от них:
«После всего этого сказали варяги Владимиру: „Это наш город, мы его захватили, — хотим взять выкуп с горожан по две гривны с человека“. И сказал им Владимир: „Подождите с месяц, пока соберут вам куны“. И ждали они месяц, и не дал им Владимир выкупа, и сказали варяги: „Обманул нас, так отпусти в Греческую землю“. Он же ответил им: „Идите“. И выбрал из них мужей добрых, умных и храбрых и роздал им города; остальные же отправились в Царьград к грекам. Владимир же ещё прежде них отправил послов к царю с такими словами: „Вот идут к тебе варяги, не вздумай держать их в столице, иначе наделают тебе такого же зла, как и здесь, но рассели их по разным местам, а сюда не пускай ни одного“.» [26]
Хотя русские наёмники служили в Византии и раньше, именно при Владимире появились свидетельства о крупном контингенте русов (ок. 6 тысяч) в византийском войске. Восточные источники подтверждают отправку Владимиром воинов на помощь греческому императору, называя их русами. [27] Хотя не известно, относятся ли эти «русы» к варягам Владимира, историки предполагают, что от них в Византии вскоре произошло название варанги (Βάραγγοι) для обозначения отборного воинского подразделения, состоящего из различных этносов.
Сколько варягов удавалось привлечь князьям из-за моря, можно оценить по дружине Ярослава Мудрого, который в 1016 году в поход на Киев собрал 1000 варягов и 3000 новгородцев. [28] Сага «Прядь об Эймунде» [29] сохранила условия наёма варягов в войско Ярослава. Предводитель отряда в 600 воинов Эймунд выдвинул такие требования за год службы:
«Ты должен дать нам дом и всей нашей дружине, и сделать так, чтобы у нас не было недостатка ни в каких ваших лучших припасах, какие нам нужны […] Ты должен платить каждому нашему воину эйрир серебра […] Мы будем брать это бобрами и соболями и другими вещами, которые легко добыть в вашей стране […] И если будет какая-нибудь военная добыча, вы нам выплатите эти деньги, а если мы будем сидеть спокойно, то наша доля станет меньше.» [30]
Таким образом ежегодная фиксированная плата рядового варяга на Руси составляла около 27 г (1 эйрир) серебра или немногим больше ½ древнерусской гривны того периода, причём воины могли получить оговоренную сумму только в результате успешной войны и в виде товаров. Наём варягов не выглядит обременительным для князя Ярослава, так как после захвата великокняжеского престола в Киеве он выплатил новгородским воинам по 10 гривен. [28] После года службы Эймунд поднял плату до 1 эйрира золота на воина. Ярослав отказался платить, и варяги отправились наниматься к другому князю.
Варяги и немцы
В синхронных документах X века (русско-византийские договоры и византийские документы) название «варяги» не используется, так что все упоминания о них до XI века носят ретроспективный характер. В русских летописях варяги предстают прежде всего как наёмные профессиональные воины в IX—XI вв. С XII века — как купцы с Балтики, а понятие «варяжский» смещается в сторону обобщающего этнического признака. В житие Св. княгини Ольги о её родителях сообщалось: «Отца имела язычника, также и мать некрещённую от языка Варяжска.»
В договоре [31] конца XII века новгородцев с ганзейской торговой лигой варяги выступают как выходящее из употребления общее наименование «немцев» и жителей Готланда.
С XIII века слово «варяги» вышло из употребления, так как было вытеснено псевдоэтнонимом «немцы», что нашло отражение в описании призвания Рюрика в поздних летописях [35] : «Избрашася от немец три браты с роды своими…» Царь Иван Грозный писал шведскому королю: «В прежних хрониках и летописцех писано, что с великим государем самодержцем Георгием-Ярославом на многих битвах бывали варяги: а варяги — немцы» [36]
Варяги в Византии
Византийский император Константин Багрянородный (945—959 гг.) оставил в своих сочинениях подробное описание государственного устройства Византии, но нигде не упомянул про варягов. Варяги также не упоминаются в византийских документах и при описании событий 2-й половины X века. Они появляются в источниках с XI века, иногда совместно с русами. Единственное употребление термина в более раннем времени относится к «Псамафийской хронике», документу 1-й половины X века, однако неясно, кем был употреблён термин φαραγοι (фараг) для названия телохранителя византийского императора — анонимным автором или переписчиком единственной греческой рукописи, утерянной к настоящему времени. [37]
Наёмники
Впервые варяги на византийской службе отмечены в хронике Скилицы в 1034 году в Малой Азии (фема Фракезон), где они размещались на зимних квартирах. Когда один из варягов попытался силой овладеть местной женщиной, та в ответ заколола насильника его собственным мечом. [38] Восхищённые варяги отдали женщине имущество убитого, а его тело выбросили, отказав в погребении. [39]
В 1038 году варяги участвуют в боях с арабами на Сицилии, в 1047 действуют в южной Италии, в 1055 они совместно с русами обороняют итальянский город Отранто от норманнов. [40] Около 1050 года византийский император послал в Грузию отряд в 3 тыс. варягов (варангов) на помощь византийскому союзнику в его междоусобной войне. [41]
Как свидетельствует византиец Кекавмен, в 1-й половине XI века наёмники-варяги не пользовались особой благосклонностью императоров:
О этническом понимании византийцами слова «варяги» свидетельствуют жалованные грамоты (хрисовулы) из архива Лавры св. Афанасия на Афоне. Грамоты императоров освобождают Лавру от воинского постоя, в них перечисляются контингенты наёмников на византийской службе. В хрисовуле № 33 от 1060 года (от императора Константина X Дуки) указаны варяги, русы, сарацины, франки. В хрисовуле № 44 от 1082 года (от императора Алексея I Комнина) список меняется — русы, варяги, кулпинги, инглины, немцы. В хрисовуле № 48 от 1086 года (от императора Алексея I Комнина) список значительно расширяется — русы, варяги, кулпинги, инглины, франки, немцы, болгары и сарацины. В старых изданиях хрисовулов соседние этнонимы «русы» и «варяги» не были разделены запятой (погрешность копирования документов), в результате чего термин ошибочно переводился как «русские варяги». Ошибка устранена после появления фотокопий оригинальных документов. [45]
Гвардия императоров
В византийских источниках XII—XIII века наёмный корпус варягов часто именуется секироносной гвардией императоров (Τάγμα των Βαραγγίων). К этому времени сменился его этнический состав. Благодаря хрисовулам стало возможным установить, что приток в Византию англичан (инглинов) начался видимо после 1066 года, то есть после завоевания Англии нормандским герцогом Вильгельмом. Вскоре выходцы из Англии стали преобладать в варяжском корпусе.
Норманский хронист XI века Готфрид Малатерра по поводу битвы 1082 года заметил: «англяне, которых называют варангами». [46] Византийский писатель XV века Георгий Кодин при описании придворной трапезы сообщает: «варанги восклицают императору многая лета на своём отечественном языке, то есть по-английски». [47] Из последнего свидетельства следует, что варяги приобрели привилегированное положение в византийском войске. Возможно авторы сделали обобщение, назвав язык варягов английским. Так Саксон Грамматик при описании визита датского короля Эрика в Константинополь в 1103 году отметил встречу короля с соотечественниками, которые служили личными телохранителями византийского императора. [48]
Чужеземцы и раньше использовались в качестве дворцовой стражи, но только варяги приобрели статус постоянной личной гвардии византийских императоров. Начальник варяжской гвардии именовался аколуфом, что означает «сопровождающий». В сочинении XIV века Псевдо-Кодина даётся определение: «Аколуф является ответственным за варангов; сопровождает василевса во главе их, поэтому и зовётся аколуфом». [49]
Анна Комнина, дочь императора, высоко оценивает варягов, рассказывая о событиях 1081 года : «Что же до варягов, носящих мечи на плечах, то они рассматривают свою верность императорам и службу по их охране как наследственный долг, как жребий, переходящий от отца к сыну; поэтому они сохраняют верность императору и не будут даже слушать о предательстве.» [50] Анна характеризует варягов как отважных варваров, носящих обоюдоострые мечи на правом плече и имеющих большие щиты. В 1081 году весь отряд варягов под началом Намбита был истреблён в сражении с итальянскими норманнами Роберта Гвискара.
В саге о Хаконе Широкоплечем из цикла «Круг Земной» повествуется о битве в 1122 году византийского императора Иоанна II с печенегами в Болгарии. Тогда «цвет войска», отборный отряд верингов в 450 человек под началом Торира Хельсинга первым ворвался в лагерь кочевников, окружённый повозками с бойницами, что позволило византийцам одержать победу.
В 1204 варяжская гвардия в последний раз проявила себя, обороняя Константинополь от рыцарей-крестоносцев. Никита Хониат, свидетель этих событий, так написал про варягов-секироносцев после того, как рыцари ворвались в город:
«Ласкарис начал неотступно увещевать и поощрять собравшийся сюда народ к сопротивлению неприятелям. Равным образом он возбуждал идти на предстоявшую битву и секироносцев с их бранными железными оружиями на плечах, говоря, что им также надобно не менее римлян страшиться бедствий, если управление римскою империею перейдёт к чужеземцам, потому что они не будут уже тогда получать такой богатой платы за службу и не удержат почтенного звания охранной царской стражи, но будут зачислены в неприятельское войско даром наряду со всеми. Однако, несмотря на все его усилия никто из народа не отозвался на его голос и даже секироносцы обещали содействие только за деньги, бесчестно и воровски считая крайнюю опасность положения удобнейшим временем торговаться.» [51]
После падения Константинополя известия о варягах-воинах в Византии отсутствуют, однако этноним «варяг» постепенно превращается в патроним, составную часть личного имени. В документах XIII—XIV вв. отмечены греки видимо скандинавского происхождения с именами Варанг, Варангопул, Варяг, Варанкат, из которых один был владельцем бань, другой врачом, третий церковным адвокатом (экдиком). [49] Таким образом, воинское ремесло не стало наследственным делом у потомков варягов, осевших на греческой земле.
Варяги в Скандинавии
На рунических камнях, возводимых скандинавами в IX—XII вв., слово «варяги» не встречается. На севере Норвегии недалеко от российского Мурманска есть полуостров Варангер и одноимённый залив. В тех местах, населённых саами, найдены воинские погребения, датируемые эпохой поздних викингов. Впервые варяги как væringjar (веринги) появляются в скандинавских сагах, записанных в XII веке. Верингами называли наёмников в Византии.
«Сага о Ньяле» рассказывает об исландце Кольскегге, который примерно в 990-е годы: [52]
«отправился на восток, в Гардарики [Русь], и пробыл там зиму. Оттуда он поехал в Миклагард [Константинополь] и вступил там в варяжскую дружину. Последнее, что о нём слышали, было, что он там женился, был предводителем варяжской дружины и оставался там до самой смерти». [53]
«Сага о людях из Лососьей долины» несколько противоречит в хронологии «Саге о Ньяле», называя Болли в 1020-е годы первым исландцем в варягах: