Как называли пушкина в лицее прозвище
Диалоги о Пушкине. Вопрос 8
«Зверинское» прозвище
Какое «зверинское» прозвище было у лицеиста Пушкина?
Прозвища – очень распространенный вид творчества, лаконичный и меткий. Особенно процветали, да и сейчас не редки, прозвища в учебных заведениях, во всевозможных кружках по интересам (обществах). Ещё не будучи членом литературного общества «Арзамас», юный лицеист Пушкин начал «подавать свой голос», за что получил прозвище «Сверчок» (из Жуковского).
Самым ранним его прозвищем в Лицее был «Француз», за блестящее владение французским языком.
Но ценил он больше прозвища «Обезьяна» и «Тигр» («зверинские». ).
Ловкий, стремительный, спонтанный, непредсказуемый Пушкин, смеявшийся иногда по-ганнибаловски – одними зубами – таким увидел его пародист-соклассник Миша Яковлев и дал прозвище «Обезьяна».
А после того, как лицеистам удалось прогнать за неблаговидные дела инспектора Мартына Пилецкого, где Пушкин проявил себя бесстрашным, он прибавил к «Обезьяне» еще и «Тигра».
В 1814 году Пушкин написал стихотворение «Мой портрет» (по-французски). Вот как звучит в переводе последняя строфа:
Сущий бес в проказах,
Сущая обезьяна лицом,
Много, слишком много ветрености –
Вот каков Пушкин.
Перекликается с определением «бес» и позднейшее прозвище, данное Вяземским, когда был Пушкин в ссылке в Бессарабии – «Бес арабский». Здесь намек и на характер, и на происхождение, и на место проживания.
Остроумно, не правда ли?
Франт, Султан и дьячок Мордан: что известно о прозвищах и жизни «одноклассников» Пушкина
Приблизительное время чтения: 4 мин.
В 2017 году исполняется 200 лет первому, «пушкинскому» выпуску Царскосельского лицея. Кто же выпустился из него вместе с Александром Пушкиным?
В день лицеиста «Фома» рассказывает о 10 ярких выпускниках этого знаменитого учебного заведения.
1. Антон Дельвиг, или «Султан»
Не часто к нам слетает вдохновенье,
И краткий миг в душе оно горит;
Но этот миг любимец муз ценит,
Как мученик с землею разлученье.
Антон Дельвиг, «Вдохновение»
2. Модест Корф, или «Дьячок Мордан»
В лицее Корфа прозвали «дьячком» за то, что на обязательных для лицеистов вечерних и утренних молитвах он молился усерднее всех своих товарищей.
Модест Корф (1800-1876) стал историком, известным государственным деятелем, членом Петербургской Академии наук. Он был директором Императорской публичной библиотеки в Санкт-Петербурге (1849—1861). Барон Корф обновил и усовершенствовал библиотеку, облегчил доступ в нее и привлёк большое количество читателей. Автор книг «Историческое описание 14-го декабря и предшедших ему событий» и «Жизнь графа Сперанского».
3. Федор Матюшкин, или «Плыть хочется»
Федор Федорович Матюшкин (1799 – 1872) в лицее получил прозвище «Плыть хочется» за свою страстную любовь к географии. Специально для Матюшкина в лицее выписывались книги по географии и мореплаванию. Впоследствии Матюшкин участвовал в кругосветных экспедициях, стал адмиралом российского флота и известным полярным исследователем. Именем Матюшкина назван мыс на Чукотке. Пушкин вспоминает о нём в стихотворении «19 октября» 1825 г.:
Счастливый путь! С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О, волн и бурь любимое дитя!
4. Михаил Яковлев, или «Паяс 200 номеров»
Михаил Яковлев (1798-1868) был главным лицейским шутом, который любил пародировать своих товарищей, их родителей, преподавателей, подражал явлениям природы и музыкальным инструментам, за что и получил прозвища «Паяс 200 номеров» и «Комедиант». В лицейском фольклоре сохранилась эпиграмма в адрес Яковлева: «Мишук не устает смешить, / Что день, то новое проказит. / Теперь затеял умным быть…/ Не правда ль, мастерски паясит?»
Впоследствии Михаил Лукьянович Яковлев стал композитором и певцом. Он писал романсы и стилизации под народные песни на слова поэтов-современников. Из произведений Яковлева наиболее известен романс «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет…») на слова Пушкина.
5. Владимир Вольховский, или «Разумница»
В лицее у Вольховского (1798—1841) было прозвище «Sapientia» (от лат. мудрость) – он всегда разрешал конфликты своих запальчивых товарищей. Второе свое прозвище — «Суворчик» — он получил за то, что, будучи невысоким и хрупким юношей, обладал сильным и волевым характером, чем напоминал Суворова. Вольховский был выпущен из лицея с первой золотой медалью.
Владимир Вольховский стал видным государственным и военным деятелем, членом декабристских организаций. После восстания 1825 года содействовал облегчению участи сосланных на Кавказ декабристов.
6. Иван Пущин, или «Иван Великий»
Именно Пущина в 1826 году Александр Пушкин назовет «Мой первый друг, мой друг бесценный!»
Иван Иванович Пущин (1798-1859), или «Большой Жанно» («Иван Великий), как его прозвали в лицее за высокий рост, стал декабристом, участником восстания на Сенатской площади в Санкт-Петербурге и был осужден на каторгу. Но через 30 лет, в 1856 году, Пущин был возвращен из ссылки и посвятил себя написанию воспоминаний, в том числе, знаменитых «Записок о Пушкине».
7. Константин Данзас, или «Медведь»
Константин Карлович Данзас (1801-1870) получил в кругу товарищей кличку «Медведь» из-за своего угрюмого, сердитого вида и не слишком примерного поведения. Данзас выбрал военную стезю: стал офицером русской императорской армии, доблестно проявил себя в главных сражениях Русско-Турецкой войны 1828-1829 гг. и дослужился до чина генерал-майора. Именно Данзас был секундантом Александра Пушкина на дуэли против Жоржа Дантеса под Петербургом.
8. Вильгельм Кюхельбекер, или «Кюхля»
«Кюхлю» или «Бекеркюхеля» Пушкин называл «родным братом по музе, по судьбам». Вильгельм Карлович Кюхельбекер (1797-1846) тоже выбрал литературное поприще и продолжал писать стихотворения даже находясь в Петропавловской крепости за участие в востании декабристов. До этого он был талантливым преподавателем и читал публичные лекции о русском языке и литературе за границей.
Пусть другие громогласно
Славят радости вина:
Не вину хвала нужна.
Жар, восторг и вдохновенье
Грудь исполнили мою –
Кофе, я тебя пою;
Вдаль мое промчится пенье,
И узнает целый свет,
Как любил тебя поэт.
Вильгельм Кюхельбекер «Кофе»
9. Александр Горчаков, или «Франт»
Князь Александр Михайлович Горчаков (1798—1883) был одним из самых талантливых лицеистов и, как отмечали преподаватели, «с некоторыми чертами гения». За его чересчур представительный вид и благородные манеры однокашники прозвали его «Франтом». Судьба «Франта» сложилась успешно. Он построил серьезную дипломатическую карьеру – был министром иностранных дел при Александре II и канцлером Российской империи. Горчаков пережил всех лицеистов первого выпуска, умерев в возрасте 85 лет.
10. Сергей Комовский, или «Лиса»
Сергей Комовский (1798-1880) по своему характеру был чересчур проворным и слишком любопытным, за это лицеисты и прозвали его «Лисой». Интересно, что на гербе дворянского рода Комовских также была изображена рыжая лисица. Комовский стал действительным статским советником, отслужив в департаменте народного просвещения и Государственном совете.
Как называли пушкина в лицее прозвище
Прозвище Сверчок Александр Пушкин получил, когда в 16 лет присоединился к «Арзамасскому обществу безвестных людей». Арзамасец Филипп Вигель вспоминал: «Я не спросил тогда, за что его назвали Сверчком; теперь нахожу это весьма кстати: ибо в некотором отдалении от Петербурга, спрятанный в стенах Лицея, прекрасными стихами уже подавал он оттуда свой звонкий голос».
Литературное общество «Арзамас» возникло в 1815 году, после премьеры комедии «Урок кокеткам, или Липецкие воды» популярного драматурга Александра Шаховского — автора «комедий шумного роя», которого позднее упоминал Пушкин в первой главе «Евгения Онегина». В разгар спектакля на сцене появился испуганный герой по фамилии Фиалкин, который на вопрос «Так мертвецами где ж напуганы?» ответил:
Прозвище Сверчок Александр Пушкин получил, когда в 16 лет присоединился к «Арзамасскому обществу безвестных людей». Арзамасец Филипп Вигель вспоминал: «Я не спросил тогда, за что его назвали Сверчком; теперь нахожу это весьма кстати: ибо в некотором отдалении от Петербурга, спрятанный в стенах Лицея, прекрасными стихами уже подавал он оттуда свой звонкий голос».
Литературное общество «Арзамас» возникло в 1815 году, после премьеры комедии «Урок кокеткам, или Липецкие воды» популярного драматурга Александра Шаховского — автора «комедий шумного роя», которого позднее упоминал Пушкин в первой главе «Евгения Онегина». В разгар спектакля на сцене появился испуганный герой по фамилии Фиалкин, который на вопрос «Так мертвецами где ж напуганы?» ответил:
На премьере спектакля присутствовал только один автор-балладник — Василий Жуковский, а также его друзья-литераторы Дмитрий Дашков, Александр Тургенев, Дмитрий Блудов, Степан Жихарев, Филипп Вигель. Публика восприняла эти строки как насмешку над Жуковским в частности и поэтами-романтиками в целом, творчество которых воспевало исключительность человеческой личности и было устремлено к таинственным, неизведанным мирам. Вигель вспоминал: «Можно вообразить себе положение бедного Жуковского, на которого обратилось несколько нескромных взоров! Можно себе представить удивление и гнев вокруг него сидящих друзей его! Перчатка была брошена; еще кипящие молодостью Блудов и Дашков спешили поднять ее».
Так многочисленные друзья поэта объединились против комедиографа Шаховского, а также против литературного общества «Беседа любителей русского слова», в которое входил драматург, и создали знаменитый «Арзамас». Название выбрали в честь провинциального города, который арзамасцы провозгласили центром своего творческого пребывания. Участники называли себя «безвестными гениями» и противостояли архаистам, приверженцам классической литературной эстетики, и с творческим азартом стали разрушать жесткие академические принципы. В частности, вопреки засилью в отечественной литературе и устной речи французского языка, первыми начали писать как стихотворения, так и письма только по-русски. А еще утвердили собственный критерий творчества — эстетический вкус.
Встречи «Арзамаса» куда больше походили на дружеские трапезы, чем на традиционные заседания, полные высокопарных речей. У общества был собственный ритуал: ни одно собрание не обходилось без поедания жирного арзамасского гуся. Эта традиция символизировала уничтожение гордыни, воплощением которой в мифологии многих народов всегда был именно гусь.
Прозвище в «Арзамасе» носил не только Карамзин. Жуковский предложил участникам в знак поддержки баллад принять новые имена, взятые из романтических произведений. Себя он стал именовать Светланой в честь собственного известного сочинения, Константина Батюшкова прозвали Ахиллом («Ах! Хил!»), Петра Вяземского — Асмодеем, Василий Пушкин получил прозвище Вот («Вот я вас и Вотрушку»), а его племянник Александр стал Сверчком.
Основными документами общества были шутливые протоколы, которые заполнял Жуковский. Так, в первом протоколе 1815 года поэт записал: «Месяца Паздерника в 22 день по обыкновенному летоисчислению 1815 года, от Липетского потопа в лето первое, от Видения в месяц первый… был первый ординарный Н о в ы й А р з а м а с». Под «паздерником» подразумевался октябрь — так этот месяц в древности называли славяне, а под «Липетским потопом», который стал точкой отсчета «нового времени», — «потопление» баллад Жуковского в комедии Шаховского.
Асмодей — Вяземский писал: «Протоколы заседаний, которые всегда кончались ужином, где непременным блюдом был жареный гусь, составлены были Жуковским, в них он давал полный разгул любви и отличной гениальности своей и способности нести галиматью». Причем арзамасская галиматья была не просто забавной чушью и бессмыслицей, а целым стилистическим явлением, основанным на пародировании текстов литературных оппонентов.
Так, преодолевая напыщенную академичность, члены «Арзамаса» разрушали жесткие рамки классической эстетики, боролись с литературной безвкусицей и создавали русский литературный язык.
За что юному Пушкину дали прозвище «тигр» и «француз», и как он нарушал правила лицея
Александр Пушкин был гением, а гении, как известно, отличаются от обычных людей. Его необычность ощутили на себе одноклассники и преподаватели Царскосельского лицея.
За что юному Пушкину дали прозвище «тигр» и «француз», и как он нарушал правила учебного заведения?
Обезьянка с характером тигра
Внешность юного Пушкина, по воспоминаниям его друзей лицеистов, была, мягко говоря, не располагающей. Маленький, худенький, с курчавыми волосами и смуглым лицом. Он попал в Царскосельский лицей в 12 лет, и мог бы стать объектом насмешек и издевательств. Но нет. Острый язык Александра, его живой ум и внутренняя свобода вскоре сделали его всеобщим любимцем. Хотя часто с ним было очень непросто, и преподавателям, и товарищам.
«Обезьяной» его называли довольно недолго, в основном из-за внешности. Скоро к этому прозвищу прибавилось еще одно — «Тигр». Пушкин писал сатирические стихи — на грани обидных, но однокурсники, в числе которых были Кюхельбекер, Пущин, Дельвиг, не обижались.
В лицейских спальнях Пушкин организовывал целые представления — лицеисты накрывались простынями, садились друг на друга, изображали коня. Прискакав к кому-нибудь, обливали спящего водой. Сложно было не возмутиться таким задумкам. Но товарищи покрывали Пушкина, потому что он был сорванцом, но подлецом никогда не был.
Французский и несчастные преподаватели
Пушкин обожал французский и ненавидел немецкий, который считал неблагозвучным. Потому и приклеилось к нему прозвище «француз». В лицее было правило — в некоторые дни говорить только на французском, а те, кто не справлялись — получали специальный штрафной билет. Удивительно, но Пушкин, для которого французский был как родной, иногда к концу дня имел этот билет. Так он спасал товарищей — не хотел выдавать их и брал вину на себя.
А еще юный Александр мог просто саботировать занятия. Ненавидел математику и логику, хотя в целом был способным во всем. Его преподаватели порой очень страдали. Разрывались между желанием наказать Пушкина за его недисциплинированность, буйный нрав, и любовью к талантливому парню.
После Царскосельского лицея Пушкин проявлял себя также — то был необыкновенно ранимым, то злым на язык и легкомысленно смелым. В отличие от преподавателей лицея, жизнь его не пощадила. Поэтому и погиб поэт очень рано, а до этого неоднократно попадал под немилость властей.
Как называли пушкина в лицее прозвище
Лицейские годы Пушкина – это годы серьёзной учёбы. Выпускные экзамены включали пятнадцать предметов. Даже во время каникул жизнь лицеистов была строго регламентирована. Каникулы были один месяц и стены Лицея покидать не разрешалось. В то время – Аркадию Мартынову, Константину Данзасу, Александру Корнилову было десять лет, остальным одиннадцать – тринадцать. Только Ивану Малиновскому исполнилось – пятнадцать.
С первых дней учёбы мальчишки стали придумывать прозвища.
Пушкина звали «Француз», он знал прекрасно этот язык. Потом, за непоседливость, его прозвали «Егоза», потом, за вспыльчивость, частенько называли «Смесь тигра с обезьяной». Он при этом не дрался и не обижался.Говорят ему такое прозвище нравилось.
Мишенька Яковлев всех подряд пародировал. Это было смешно. Поэтому и получил прозвище «Паяс двести номеров». Сегодня бы это звучало «паяц».
Серёжа Вольховский был лучшим учеником. Его звали «Разумница», позже «Суворочка». Внешне был хрупким, но имел твёрдую волю и сильный характер.
Князь Горчаков много времени уделял свой внешности. За это был прозван «Франт».
Серёжа Комовский был ябедой и приставалой. Отзывался на кличку «Лиса» и «Смола».
Самым отчаянным был Ваня Малиновский. Не зря получил кличку «Козак».
Мечтал о море будущий адмирал Фёдор Матюшкин. Его так и прозвали «Плыть хочется».
Олосенькой ласково называли Алёшу Илличевского.
Клички и прозвища были у всех. Иван Пущин – «Большой Жано», «Иван Великий». Антона Дельвига все называли – «Тося, Тосенька», Кюхельбекера звали – «Кюхля», Мясоедова величали – «Мясожоров или Мясин».
Понятно, что давать прозвища и клички плохо. Но видимо, лицеисты так развлекались. Ведь они были живыми и непоседливыми мальчишками, которым было грустно и тоскливо вдали от дома.