Как называли правителей в древнем египте
Когда на самом деле появился титул «фараон», и как называли правителей Древнего Египта
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Как и для чего появился термин «фараон»
Недаром современные исследователи куда охотнее употребляют слово «царь» применительно к правителям Древнего Египта. Словом “per-aa” в древности называли «великий дом», царский дворец, и лишь во времена Нового царства этот термин стал использоваться для обозначения того, кто этим дворцом владеет.
Царя Египта воспринимали как посредника между богами и людьми, а потому каждый из тех, кто вставал во главе государства, наделялся длинным титулом, который полагалось произносить целиком во время торжественных церемоний, а произносить просто так, всуе, запрещалось. Видимо, так и возникла традиция называть царя фараоном – властителем «великого дома», чтобы, с одной стороны, сократить громоздкие обороты речи, а с другой – избежать риска лишний раз потревожить богов, назвав их имена.
Впервые обращение «фараон» зафиксировано в документе времен правления Эхнатона, в середине XIV века до н.э., а по некоторым версиям – на сто лет раньше. Это слово с тех времен стало означать нечто вроде «ваше величество», «его величество», но в официальных титулах египетского царя оно отсутствовало.
Тот титул, под которым правил царь, состоял из нескольких имен, каждое из которых несло особенный смысл и уходило корнями в глубокую древность. А назначением титула было не просто отразить статус правителя как носителя сакральной и светской власти, но и сформулировать суть, идею, формулу его царствования.
Из чего на самом деле состоял титул царя Древнего Египта
Титулатура египетских царей утвердилась в эпоху Среднего Царства (эпоха между XXI и XVIII веками до н.э.) и просуществовала вплоть до покорения этих земель римлянами в начале новой эры. Титул включал в себя пять «имен».
Титул как программный манифест и формула правления
Вот как звучал целиком титул фараона Тутмоса III: «Гор, Могущественный Бык, Возникающий в Фивах; От обеих Владычиц, Возносящих в царском сане, Подобен Ра в небесах; Золотой Гор, Сильнейший из сильных, Священный явлением; Бог Двух Земель, Неизменный, явленный как Ра; Сын Ра, Тутмос, наипрекраснейший».
Все пять имен фараона целиком назывались в особо торжественных случаях. При этом произнесение или изображение титула передавало суть правления фараона. Было ясно, какие качества он больше всего ценил в себе, что считал своим приоритетом в политике, чем гордился, какие события ставил себе в заслугу. Как правило, титул оставался неизменным на протяжении всего царствования, но в случае, если фараон менял стиль правления, и в его официальные имена тоже вносились изменения.
Написание имен царя существенно облегчало историкам и археологам работу над расшифровками египетских иероглифов и датировкой памятников. Современные историки обозначают правителей личным именем, прибавляя к нему порядковый номер – I, II, III – если для разных правителей эти имена оказываются одинаковыми.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Почему фараонов не называли фараонами?
Из школьных учебников мы знаем, что правителей Древнего Египта называли фараонами. Египтолог Галина Караулова объясняет, откуда взялось слово «фараон» и почему оно никогда не было официальным царским титулом
Термин «фараон» действительно никогда не был официальным царским титулом в Древнем Египте, хотя, безусловно, имел прямое отношение к высшей власти. Греческое слово φαραώ, благодаря которому мы все сейчас называем правителей Древнего Египта фараонами, происходит от древнеегипетского pr-aА (принятое чтение — «пер-а»), что буквально переводится как «великий дом». Первоначально термин pr-aА употреблялся только в контексте придворного быта: когда речь шла о дворцовых постройках, о придворных должностях или работах, например imy-r pr-aA («надзиратель во дворце»), smr pr-aA («придворный»). Однако со временем — далеко не сразу — слово начало использоваться как вежливый эвфемизм для обращения к царю вроде «Ваше Величество», ведь царское имя или официальная титулатура носили сакральный характер, поэтому произнесение их всуе было бы неприличным и даже, можно сказать, кощунственным.
Первое упоминание обращения к царю как к pr-aA встречается в документах XII династии, но окончательно это обращение вошло в обиход только в Новом царстве, в правление XVIII–XIX (во второй половине II тысячелетия до н. э.) династий. Уже сильно позже, в эллинистический период, то есть в последние несколько веков перед началом нашей эры, pr-aA становится обиходным названием любого царя как такового — и не только египетского: термин применяется в том числе и по отношению к чужеземным правителям. В эту эпоху слово и попало в греческий язык и дальше стало для всей европейской цивилизации традиционным обозначением египетского царя.
Как же официально назывался титул древнеегипетского царя?
Полная царская титулатура в Древнем Египте состояла из пяти различных титулов-имен, из которых самым близким к нашему термину «царь» будет nsw-bity (принятое чтение — «несу-бити»). Написание этого слова включает в себя изображения тростника и пчелы. По мнению большинства исследователей, это сакральные символы Верхнего и Нижнего Египта соответственно. Буквально nsw-bity можно перевести как «тот, который от тростника и пчелы», иными словами — «правитель как Верхнего Египта, так и Нижнего»: дело в том, что в начале своей истории Египет был разделен на два враждующих царства — Верхнеегипетское и Нижнеегипетское, и только с момента объединения их в одно государство возник тот сильный и процветающий Египет, каким его знаем мы и каким его знали сами египтяне, поэтому тема этого дуализма проходит красной нитью через почти все символы царской власти. Эта власть для древних египтян была не в последнюю очередь именно залогом (если не сказать памятником) единства, подарившего им стабильную и благополучную жизнь.
«Несу-бити» являлось тронным титулом или, как его еще называют, «солнечным», ведь в большинстве случаев имя царя, следовавшее за этим титулом, включало в себя упоминание бога Ра. Другие царские титулы подчеркивали разные аспекты сакрализации правителя.
Самым древним из длинной цепочки титулатуры было так называемое Хорово имя: по нему царь отождествлялся с богом Хором — богом-соколом, богом-воителем, в мифологии победившим силы зла в лице бога-антагониста Сета. К самому имени Хора прибавлялся также эпитет, который как бы пояснял, какой является частица Хора в этом царе, какие качества в себе хотел подчеркнуть царь. В течение первых династий, когда самой актуальной задачей царя было удерживать Верхний и Нижний Египет под одной властью, эти имена были подчеркнуто агрессивные, маскулинные, например Хор-боец или различные упоминания животных — змеи, крокодила, скорпиона. Позже, когда в Египте наступила стабильность, Хоровы имена стали спокойнее и миролюбивее, например Хор-Перэнмаат — «Достигающий Маат» (то есть правды, гармонии).
Следующим за ним было имя Обеих Владычиц (титул «небти», nbty от слова nbt — «владычица, госпожа»), также напоминающее нам о функции царя-объединителя и легитимизирующее единую власть царя над Верхним и Нижним Египтом. Здесь под «Обеими Владычицами» имеются в виду богини Нехбет и Уаджет — покровительницы Верхнего и Нижнего Египта соответственно. Эти титулы имели такие формы: «Брат Обеих Владычиц», «Тот, кто наследует Обеим Владычицам» и даже «Поцелованный Обеими Владычицами».
Третьим официальным титулом было так называемое золотое имя, или имя Хора Златого: написание титула чаще всего начиналось с изображения Хора, восседающего на иероглифе золота. Золото в менталитете древних египтян было сакральной субстанцией: из него, по преданиям, состояла плоть богов, оно же являлось символом солнца, поэтому в моменты усиления солнечного культа солярный элемент начинал также встречаться и в «золотом» титуле. Эти титулы могли звучать как «Золотой именем своим», «Златой Хор, изобильный своими годами, как бог Атум», «Прекрасное золото» или даже, например, «Солнце в золоте».
Наконец, личное имя царя, данное ему при рождении, указывалось в титулатуре на последнем месте, обычно его предварял эпитет «Сын Ра» — это символизировало рождение царя от сакрального брака.
В целом эта цепочка из четырех (не считая личного имени) титулов-имен, начиная со Среднего царства, когда она окончательно оформилась, и до позднейших времен, составляла своего рода программный политический манифест для каждого царя. Из титулатуры нередко можно понять, какие качества превозносил в себе правитель, какие аспекты своей политики он считал главенствующими и какими событиями своего правления гордился. Некоторые египетские цари даже по несколько раз меняли свои титульные имена, чтобы обозначить начало нового этапа в своем правлении. Так, например, основатель XI династии Ментухотеп II сменил Хорово имя «Тот, чья белая корона (то есть корона Верхнего Египта) божественна» на имя «Объединитель обеих земель». Он сделал это после того, как заново объединил Египет, разобщенный в смутное время (в Первый переходный период), и начал тем самым эпоху Среднего царства.
Разберем для примера титулатуру Тутмоса III — одного из самых значительных царей эпохи Нового царства, великого завоевателя, расширившего границы территорий, подчиненных Египту, до Сирии на севере и до пятого порога Нила на юге.
Его Хорово имя звучит как Канэхет Хаэмуаст: (Хор) Могучий бык, явившийся в Фивах.
Титул Небти (или Обеих Владычиц) — Уахнесит Мираэмпет: (Тот, кто от Обеих Владычиц) Длящийся в своем правлении, подобно Ра в небесах.
Тронное имя Тутмоса III — Менхеперра: (Царь Верхнего и Нижнего Египта) Долговечное проявление Ра.
Золотое имя — Джесерхау Сехемпехти: (Златой Хор) Священный своими проявлениями, могущественный силой своей.
И наконец, личное имя звучит как Тутмос Неферхеперу: (сын Ра) Бог Тот был рожден, прекрасный в своих проявлениях.
Список правителей Древнего Египта
Из Википедии — свободной энциклопедии
Список правителей Древнего Египта — список правителей Древнего Египта, начиная с конца 4-го тысячелетия до н. э. и заканчивая епархами Египта, прекратившими правление после арабского завоевания Египта.
Относительно датировок в египтологии существует множество независимых друг от друга и более или менее обоснованных теорий. Из-за недостаточной источниковой базы на сегодняшний день невозможно быть на 100 % уверенным в абсолютных датах того или иного события древнеегипетской истории. О большинстве фактов можно говорить лишь относительно. Так, началом древнеегипетской цивилизации является начало Раннединастического периода, что произошло, как считают современные египтологи, в 4-м тысячелетии до н. э. Конец же Классического Египта известен точно — это 31 г. до н. э., когда закончил правление последний фараон Древнего Египта Цезарион, и Египет стал провинцией Римской империи.
Историю Древнего Египта принято делить на несколько этапов. Современная египтология в истории Древнего Египта выявляет следующие этапы:
Этап | Период |
---|---|
Доисторический Египет | |
Додинастический период | V—IV тыс. до н. э. |