Как называли неработающих в ссср
Кого называли тунеядцами в СССР, и почему было опасно не работать
Жить на пассивный доход сегодня является некой голубой мечтой для многих из нас, как и желание иметь гибкий график, чтобы не торчать целый день в офисе. Но уж точно никто из нас не считает себя наглым тунеядцем, если ему удалось что-либо из этих двух пунктов, а только радуется. В советские времена считалось иначе. Работать было не просто важно, другого варианта для «нормального» гражданина не существовало. Все прочие клеймились без жалости и получали полный букет неприятностей в придачу.
Тунеядцы, лентяи, трутни
Сам термин «тунеядец» активно использовался советской властью, причем быть названным так было не просто стыдно, неприятно и обидно, но и чревато последствиями. Тунеядство, то есть отсутствие постоянной работы и проживание на нетрудовые доходы, вступало в противоречие со светлым образом советского труженика и порицалось. Подобных людей считали преступниками и даже моральными отщепенцами.
Считалось, что таким образом он существует за счет других. Кроме того, подспудно имелась еще одна причина: для строительства светлого будущего были нужны каждые рабочие руки, так что очевидна и политическая подоплека такой строгости. Поэтому, например, согласно Конституции 1918 года подобные нетрудовые элементы лишались избирательных прав. А в подобном же документе 1936-го обязательную трудовую занятость закрепили, и по стране стал звучать лозунг: «Кто не работает, тот не ест».
В 1951 году к неработающим гражданам также причислили бродяг, просящих милостыню и тех, кто был безработным официально. Тунеядцев выселяли за пределы городов и подвергали кратковременному тюремному заключению. После смерти Сталина на некоторое время борьба с «паразитами» поутихла, а позже развернулась с новой силой. Преступниками могли считаться те, кто получал доход от жилплощади, земельных участков и транспортных средств. Для них тоже придумали едкое описание: «Колхоз пашет, а он руками машет».
Ох, уж эти борзые
Откуда же появилась аббревиатура БОРЗ? Дело в том, что тех, кто не работал или проживал на все те же нетрудовые доходы, характеризовали как «людей без определенного рода занятий», что и породило аббревиатуру. Отлавливаемых милицией «паразитов общества» стали называть «борзыми». Уже позже это же слово часто применялось в разговорной речи для характеристики человека наглого, самоуверенного и, как правило, не подчиняющегося общим правилам поведения. Кстати, привычной практикой было изъятие у борзого в ходе судебного заседания всего имущества, которое тот купил не на заработанные деньги.
Особенно, пожалуй, запомнились в плане борьбы с тунеядцами знаменитые андроповские облавы. Сотрудники правоохранительных органов могли обратиться с необычным, по нашим меркам, вопросом, к каждому, кого в рабочие часы увидели в общественном месте или на улице: «Здравствуйте, почему вы не на работе?» Далее у подозрительного гражданина проверяли документы, узнавали место работы и делали запрос, по какой такой причине советский труженик в тот день в этот час не трудился. Со смертью Андропова подобная практика ушла в небытие, но запомнилась надолго.
Никто не спорит с тем, что лень — это порок, а жить за счет усилий других не очень-то правильная позиция. Но умение устраивать свою жизнь и карьеру так, чтобы работа была в радость, но не съедала все время, чтобы источников дохода было несколько — достойно уважения. И уж график работы сегодня каждый из нас выбирает себе сам, и это прекрасно. А какой рабочий график вы считаете идеальным?
Жизнь в СССР. Тунеядство: кто не работает, тот не ест!
В мае 1961 года в СССР был принят указ об усилении борьбы с тунеядством. Его ратифицировал Верховный Совет СССР, разработав меры по борьбе с явлением трудовой незанятости граждан и антиобщественным образом жизни. Главным бичом общества стали называть «паразитирующий» образ жизни, то есть тунеядство. Тунеядцами автоматически становились все, кто не работал четыре месяца в году. И за это была предусмотрена уголовная ответственность…
В связи с этим, каждый член общества обязывался заниматься полезным для всего общества трудом, который способствует строительству коммунизма. Не работать имели законное право только женщины, которые занимались воспитанием детей.
Лодырей и бездельников высмеивали и песочили. Попрекали даже в мультфильмах. Советская пропаганда еще долго дергала за эти струны в разной тональности. Пока не превратила образ тунеядца в анекдотический. Но начиналось все в 1961 году очень серьезно.
Причём, их было много, этих сумочек. Я уж не говорю о тонких дамских сигаретках, которые она шикарно отбрасывала, недокуренными. Как выстреливала. А какой у неё был лак для ногтей! Помню, как наше детсткое воображение поразила эмаль с темно-синими блёстками.
Да, ещё Лёля очень любила на полную громкость заводить песню Пугачёвой «Знаю, милый, знаю, что с тобой. » С тех пор эта песня стала для меня звуковым символом классического тунеядства. Почему я называю Лёлю «классической тунеядкой»? Для этого следует вспомнить винтажные юридические нормы.
По советскому уголовному законодательству было наказуемо тунеядство, заключавшееся в длительном, более четырёх месяцев подряд (или в течение года в общей сложности), проживании совершеннолетнего трудоспособного лица на нетрудовые доходы с уклонением от общественно полезного труда (ст. 209 УК РСФСР). Вообще, для того, чтобы оказаться осуждённым по 209-й надо было очень сильно “борзеть”, очень сильно досаждать Советской Власти своим антиобщественным образом жизни и таким же антиобщественным видом.
Потому что для привлечения к ответственности “органы правопрядка” должны были получить сигнал и долго по нему проверять реалии. Люди возмущались, но не писали. Ибо нафиг. В «андроповский год», когда на тунеядцев и прочих пролетариев свободного труда, накатила безжалостная машина законодательства, Лёля тут же устроилась кассиршей в универмаг и даже проработала там несколько месяцев.
Потом Юрий Владимирович почил в бозе, а его начинания канули в Лету. И Лёля, уволившись, тут же укатила на курорт.
. Вообще же, в народе термин «тунеядство» трактовался тогда расширительно, то есть без учёта правовых норм. Так, тунеядками именовали женщин, которые жили за счёт мужей. С точки зрения права, они таковыми не являлись, ибо официально значились домохозяйками. Тот факт, что некоторые из них вставали к часу дня и бежали по маникюрным салонам, милицию не волновало. Имеет право.
Второй тип представлял собой какую-нибудь филологиню, которая, вместо того, чтобы читать лекции на тему «Образ пол-литры в русской литературе первой половины XIX века», спокойно возлежит с Сартром в пенной ванне, ибо сумела захомутать старичка-профессора.
Другой любимый подвид тунеядцев представлял собой молодых людей, живущих за счёт родителей или дедов. Что меня больше всего поражало, так то, что эти карикатурно-фельетонные юноши и девушки умудрялись модно и богато одеваться за счёт. бабкиных пенсий. Да-да. Большое число карикатур обыгрывало ситуацию, когда внучок требует от бабки пенсию на удовлетворение своей базовой потребности, например, на покупку джинсов.
Тут дело в не моральной стороне вопроса, а в материальной. Ведь тогда действительно пенсионеры получали достаточную трудовую пенсию, а многие из них продолжали работать, как например, мой дед, который в совокупности имел очень неплохой доход. Многие престарелые граждане тогда имели колоссальный трудовой стаж (с 14 лет), плюс всякие надбавки. А вообще, ситуация с неработающими взрослыми детьми была спровоцирована самими родителями.
Отдельно стояли так называемые “свободные художники”, которым было не по пути с соцреализмом. Я не могу сказать, что на них целенаправленно охотилась милиция или ещё какие органы посерьёзней. Но ровно до того момента, пока эти самые носители свободно духа не становились отъявленными диссидентами. Ибо нежелание рисовать «как надо» уживалась в них со стремлением к антисоветским вылазкам.
И тогда, увы. Привлечь их за тунеядство было милым делом, не касаясь тонкостей самиздата и прочих бульдозерных выставок.
Те из них, что были поумнее, не связывались с 209-й статьёй и пристраивались в котельные или в охрану. Помню, как уже в начале 1990-х какие-то бородатые умники на ТВ ржали, что в эпоху Застоя был такой высокий уровень образования, что все дворники и кочегары имели дипломы ведущих гуманитарных ВУЗов страны.
Тунеядцы в СССР: Кого считали дармоедами, и как даже известные люди попадали под уголовную статью
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«Граждане дебоширы, алкоголики, тунеядцы…»
В 1961-1991 годах в законодательстве Советского Союза существовала четкая формулировка такого правонарушения, состав преступления находили в «длительном проживании совершеннолетнего трудоспособного лица на нетрудовые доходы с уклонением от общественно полезного труда».
Само по себе слово «тунеядство» и его производные упоминались еще в официальных документах Российской империи, но тогда оно не имело столь негативной окраски и не воспринималось как правонарушение.
Как становились тунеядцами?
Причины тунеядства были весьма разнообразны. Обтекаемость самой статьи закона, содержание которой постоянно редактировалось, позволяло подводить под это понятие совершенно разных людей. Изначально за бродяжничество судились цыгане, бродяги и профессиональные попрошайки, потом к списку тунеядцев добавились люди, ведущие асоциальный образ жизни. Попадали и те, кто не успел за определенное время поступить в училище или устроиться на работу. По статье за тунеядство часто судили верующих и диссидентов.
В конце 50-х годов список пополнился лицами, преднамеренно уклонявшимися от физического труда, и теми, кто получал доход с приусадебных участков. Еще одной категорией потенциальных преступников стали представители сект, которые отказывались работать по определенным убеждениям.
После редакции закона о тунеядстве в 1961 году, наказание по статье ожидало тех, кто по каким либо причинам не имел определенного места работы в течение 4 месяцев в году.
Большинство источников утверждают, что статья 209, регламентирующая наказание для тунеядцев, появилась в 1961 году. Но правильнее будет считать, что она стала лишь удачной редакцией существовавших ранее подобных формулировок. Меры наказаний для тунеядцев постоянно менялись.
Во второй половине 50-х наказанием стала ссылка в отдаленные северные районы страны. В 1961 году ужесточились параметры, по которым можно было получить клеймо тунеядца, а наказанием стали принудительные физические работы в местах поселения сроком от 2 до 5 лет.
Во времена правления Леонида Брежнева к тунеядцам относили алкоголиков, бродяг, наркоманов, криминальных элементов. С ними проводили профилактические беседы, порой помогали устроиться на работу. Именно тогда пошли массовые трудоустройства дворниками, сторожами и появились первые липовые записи в трудовых книжках.
Интересно, что в Советском Союзе всем лицам, обвиненным в тунеядстве, присваивали аббревиатуру «БОРЗ», которая расшифровывалась как «без определенного рода занятий». Впоследствии в обиходе появился жаргонизм «борзой», характеризующий человека, стойко не желающего работать на благо общества.
Против тунеядства была развернута агитационная деятельность, об этом свидетельствует огромное количество плакатов и листовок, посвященных обличению этого явления.
Самые известные советские тунеядцы
Среди тех, кто получил срок с формулировкой «за тунеядство», оказался нобелевский лауреат, поэт Иосиф Бродский. Он был арестован и отправлен в ссылку на принудительные работы сроком на 5 лет в Архангельскую область. Причем в его обвинении участвовали не только представители власти, но и коллеги, читатели. На суде Бродский пытался оправдаться, но все было бесполезно, судья решил, что поэтом подсудимого никто официально не признавал, а значит, и профессии, и работы у него нет. Правда, срок наказания в итоге был сокращен благодаря мощной поддержке писателей и поэтов со всего мира.
Публицист Андрей Амальрик в 1965 году получил 2,5 года исправительных работ и был сослан в Сибирь. Актер Николай Годовиков, прославившийся на всю страну после сыгранной роли Петрухи в фильме «Белое солнце пустыни», также имеет судимость по 209 статье. Согласно его биографии, в 1977 году он получил травму, после которой не мог работать, а в 1979 его посадили в тюрьму за тунеядство.
Еще одним неоднозначным арестованным стал Иосиф Бегун, который занимался преподаванием иврита. Он тщетно пытался доказать, что преподавание является трудовой деятельностью, но суд его доводы не принял, решив, что никакой пользы обществу такая деятельность не приносит и отправил его в ссылку в Магадан на 2 года.
Под подозрение в тунеядстве попадал и писатель Владимир Войнович, но его не осудили. Правда, нашли антисоветчину в его знаменитом произведении «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» и выслали писателя из страны. Среди тех, кто был под подозрением и неоднократно подвергался преследованиям правоохранительных органов СССР, были талантливые ученые, уважаемые преподаватели, сатирики и даже пенсионеры.
Погрешности системы
Как и в любом идеологически окрашенном деле, в поиске и наказании тунеядцев были свои погрешности и ошибки. Анализ всех случаев ареста показал, что далеко не все граждане, осужденные по статье 209, справедливо получали свое наказание.
В списке преступников-тунеядцев были те, кто по стечению обстоятельств оказался временно нуждающимся, пытался заниматься частным трудом, вел образ жизни, неугодный властям, поменял место жительства и вовремя не получил запись в трудовой книжке, а также те, чей труд представителям власти не казался важным и приносящим пользу обществу. Как и во многих законах и решениях, субъективный фактор играл в то время весомую роль. Хотя нельзя ни сказать, что была и польза от преследования тунеядцев. Многие граждане СССР вставали на путь истинный после бесед, проводимых с ними. И в советские годы не работать, злоупотреблять алкоголем, вести асоциальный образ жизни, жить за счет жены и других родственников все же стыдились, чего нельзя сказать о нынешнем времени.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Кого в СССР называли спекулянтами и за что их могли наказать
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В годы тотального дефицита, который пришлось испытать многомиллионному населению СССР, появилась новая «профессия». Ее главной отличительной особенностью была нелегальность. Речь идет о спекулянтах. Их было среди советских граждан немало. Кого же так называли в СССР?
1. Продал? Значит спекулянт!
Спекулянты продавали населению те товары, которые практически невозможно было достать в магазинах. Стоит отметить, что купить у них можно было самые различные изделия, начиная с ботинок и заканчивая пальто. Однако стоимость товаров, продаваемых с рук спекулянтов, была несомненно выше цен, устанавливаемых в магазинах.
Следует отметить, что такие торговцы работали по определенной схеме. Люди, знающие про род их деятельности, подходили к ним, спрашивая про наличие того или иного товара, либо спекулянт сам информировал знакомых относительно имеющейся у него продукции. Если покупатель соглашался купить вещь по указанной цене, то поучал ее. Обычно нужный товар размещался в камере хранения, и после получения оплаты спекулянт передавал клиенту номерок того отсека, в котором располагалась заветная продукция.
Советские люди знали, что спекуляция считалась незаконной деятельностью. Более того, за ведение таких «делишек» строго наказывали. Спекулянтам мог грозить не только тюремный срок, но даже расстрел. Однако, как говорится, спрос рождает предложение. Невзирая на угрозу уголовного преследования, спекуляция продолжала существовать в стране, ведь население нуждалось в товарах, которых попросту не было в пустых советских магазинах. Люди готовы были переплачивать за необходимую им одежду и другие изделия.
Стоит отметить, что для получения статуса спекулянта необязательно было заниматься продажей товаров на регулярной основе. К спекулянтам в СССР могли отнести даже человека, продавшего кому-то подаренную ему одежду, которая была ему мала или велика по размерам. Раз продал – значит спекулянт.
2. Фарцовщики
Также в годы дефицита среди советских граждан появились фарцовщики. Их можно было охарактеризовать как особую касту. Фарцовщиками нередко становились молодые ребята, которые выглядели очень современно и стильно (по советским меркам). Они жили самым модным образом: курили дорогие сигареты, пили импортные алкогольные напитки, а также владели в некоторой степени иностранной лексикой. Стоит отметить, что в ряды фарцовщиков входили не только рядовые советские люди, но даже знаменитые артисты, которых знала страна.
Хотя известные исторические события – революция, Отечественная война 1940-1945 годов и послевоенная разруха искоренили касту фарцовщиков, она снова возродилась в 60-х годах двадцатого столетия. Часто эти люди продавали населению импортные товары, понимая, что за изделие иностранного производства советские граждане денег не пожалеют.
Вторая половина 20 века – это время года, когда спекулянты чувствовали себя более расслаблено, ведь их уже не столь активно преследовал закон, хотя власти старались бороться с нелегальной торговлей на территории страны. Фарцовщиков не привлекали к уголовной ответственности за перепродажу вещей, но их могли обвинить в спекуляции. А это считалось уже незаконным действием.
Однако условия тотально дефицита были благоприятной почвой для возникновения спекуляции и деятельности фарцовщиков. А после распада Советского Союза такая торговля стала считаться не преступлением, а видом бизнеса.
А ВОТ ИНТЕРЕСНОЕ ВИДЕО С НАШЕГО КАНАЛА:
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Работать мне нельзя. Как при СССР боролись с тунеядцами
В Советском Союзе каждый должен был работать, причем занимаясь только одобряемой свыше деятельностью. Остальные доходы признавались «нетрудовыми». Интересно, что преступным тунеядство стало именно после Октябрьской революции. До этого безработное существование, может быть, и не одобрялось обществом, но законом не преследовалось. В советское же время выработалось мнение, что безработный паразитирует не только на близких, но вообще – живет за счет всего народа.
Первые годы советской власти, сталинское время
Сразу после Октябрьской революции была объявлена борьба с «классово чуждыми элементами». Таковыми в первую очередь признавались бывшие «буржуи», происходившие из зажиточных слоев общества. В.И. Ленин полагал, что в борьбе с тунеядцами и бездельниками, с «богачами» хороши все средства: отправление на принудительные работы, постоянный надзор за ними, тюрьма и даже расстрел.
В Конституции 1918 года люди, жившие на «нетрудовые» доходы – то есть не занятые на государственных предприятиях, не занимающиеся делами, признанными властью «общественно полезными» лишались избирательных прав.
Конституция 1936 года уже законодательно устанавливала принцип: «Кто не работает – то не ест». В 1951 году возникло понятие «антиобщественный элемент» — таковыми признавались попрошайки и официальные безработные. Поскольку Конституция гарантировала каждому право на труд, и существовала государственная система распределения – получалось что все те, кто шел против системы, были «классовыми врагами». Попрошаек зачастую просто высылали из крупных городов, иногда сажали на небольшие сроки. Среди них было немало инвалидов Великой Отечественной войны, которые не могли работать в принципе…
1950 – 1960-е, оформление понятия «тунеядец»
В 1956 году было издано постановление о цыганах. Нация, славящаяся своим привольным бродяжническим образом жизни, конечно же, не могла вписаться в рамки советского строя. В документе предписывалось «приобщать цыган к труду». В итоге около 10 тысяч представителей народа было выслано в Сибирь, многие дети были насильно отданы в интернаты.
В 1957 году появился новый проект закона о борьбе с «бездельниками». Они подразделялись на две группы. К первой группе относились трудоспособные граждане, злостно уклоняющиеся вообще от какого-либо труда, ко второй – те, кто живет на злосчастные «нетрудовые» доходы – то есть «фарцовщики», перекупщики, владельцы личных подсобных хозяйств, продающие добытое, между прочим, честным и упорным трудом и т.д. Как раз в этот период и оформилось понятие «тунеядец» — это человек, который либо действительно избегал труда, живя на деньги родственников, либо занимался «личным», а не государственным делом — подсобным хозяйством, перепродажей и т.д.
В первой половине 1960-х годов наступление на тунеядцев началось с новой силой. Самому явлению была посвящена 209 статья Уголовного кодекса, которая так и называлась «Тунеядство». Бездельником признавался не работавший в течение четырех месяцев подряд. Женщины с маленькими детьми под действие статьи не попадали. Однако нельзя не отметить, что в советское время не поощрялось сидение женщины дома. Зачастую малышей сдавали в ясли по прошествии уже нескольких месяцев – а мать выходила на работу. Декрета в современном понимании (вплоть до достижения ребенком 3-х лет) не было, хотя такое развитие событий и допускалось.
В 1960-х возникла знаменитая аббревиатура – БОРЗ, которая расшифровывалась как «без определенного рода занятий» — по аналогии с БОМЖ. Безработным грозили принудительные работы сроком до четырех лет или, в редких случаях, тюремное заключение. Очень скоро словечко «борзый» укоренилось в криминальном жаргоне, и означать оно стало того, кто самоуверенно идет против системы, не подчиняется общепринятым правилам.
В 1960-е по 209 статье осудили немало человек – целых 37 000. Это была одна из самых масштабных атак на «прожигателей жизни».
Закат борьбы с тунеядством
Вторая достаточно массированная атака на «паразитов» произойдет уже при Юрии Андропове, в 1983-1984 годах. Впоследствии к власти придет Михаил Горбачев, при котором начнется процесс либерализации во всех сферах.
Борьба с тунеядством пойдет на спад. Однако безработный – даже во второй половине 1980-х годов – продолжал оставаться личностью подозрительной. Именно поэтому многие творческие деятели того периода (которым вскоре суждено было прославиться на всю Россию и не только) работали в котельных (Виктор Цой), сторожами (Борис Гребенщиков) и т.д.
В последний год существования Советского Союза был принят закон «О занятости населения», в котором впервые было введено понятие безработицы, и государство стало выплачивать социальные пособия потерявшим работу.
Женская доля
Кто же такие были «тунеядки»? Кого считали таковыми? Давайте разберемся!
Карикатура «Бездельница»
Вообще нельзя сказать, чтобы в СССР не было понятия «домохозяйка». И тогда встречались женщины, чьей единственной работой были дом и семья. Но, как правило, такую роскошь могли себе позволить совсем немногие – лишь партийная элита, представители высшей интеллигенции. И да, важное замечание – неработающая женщина должна была быть замужем. Неработающая незамужняя с ребенком крайне осуждалась обществом и могла трактоваться как чуть ли не «продажная». В советское время в принципе поощрялось извечное любопытство людей к чужим доходам, чужому образу жизни. Дотошный человек мог подумать о незамужней соседке: «А на какие деньги она живет?» — пойти и донести, поделившись своими сомнениям с «чутким» стражем правопорядка. И неприятности бедной девушке были бы обеспечены.
Интересно, что, хотя замужние безработные женщины законом не преследовались, обществом они все равно не одобрялись. Оно и понятно: работница, «отпахавшая» полную смену у станка и вернувшаяся домой, к плите, не могла не завидовать той, что лишена этой неприятной повинности. Порой любительницы «сладкой жизни», укоренившиеся за крепкой мужской спиной, «пропесочивались» в карикатурах и фельетонах. Активный уход женщины за собой, трата времени на маникюр-педикюр, пышную прическу, яркий макияж – все эти естественные атрибуты женской жизни сегодня – в то время если не явно, то косвенно осуждались. Ухоженная девушка, следящая за модой и щеголяющая в нарядах – априори лентяйка. Задумайтесь, вкалывала бы она на заводе – разве бы оставались силы на все эти пустяки? – так рассуждали тогда многие.
Мужчины-«иждивенцы»
Если с женщинами было все более-менее понятно, то кто же тогда был мужчина-тунеядец? Зачастую это был молодой парень, живущий на обеспечении родителей или бабушек с дедушками. Пропаганда представляла таких наглыми экспроприаторами стариковских пенсий, хотя наяву скорее всего у молодежи просто были «нетрудовые» доходы от спекуляции.
Еще один пример «тунеядца» мужского пола – представитель творческой интеллигенции, при этом не являющийся членом официальных объединений (Союза Писателей, Союза Композиторов и т.д.). Всем известна история ныне всемирно известного поэта, обладателя Нобелевской премии по литературе Иосифа Бродского, который в 1964 году был осужден как «тунеядец» и сослан на поселение в Архангельскую область. Там поэт работал в совхозе, а в свободное время продолжал писать стихи. Парадоксально, но впоследствии Бродский признается, что те недолгие полтора года (осудили поэта на пять, но через некоторое время освободили за примерное поведение) были одними из самых счастливых в его жизни…
Иосиф Бродский в ссылке
Но вернемся к образу мужчины-тунеядца. Доставалось порой и студентам. Поступление в высшее учебное заведение в интеллигентских кругах было делом просто обязательным. Но при этом не все вузы могли принять столь огромное количество желающих. Где-то проходной балл был выше, где-то – ниже. Зачастую молодые люди поступали не туда, куда изначально хотели, а туда, куда «прошли». В итоге учились «понемногу чему-нибудь и как-нибудь» и вообще вели весьма праздный образ жизни. Но, с другой стороны, таковых было не так уж и много.
Наше время
В последние годы власти так или иначе пытаются вернуться в рассмотрению явления «тунеядства». Правда, сейчас под тунеядцем понимается человек, ведущий откровенно асоциальный образ жизни. В СССР трактовка данного понятия была очень обширной.
Так, в 2013 году была выдвинута инициатива вернуть старый закон о тунеядстве, вернуть ответственность за «отлынивание от работы». С таким предложением выступило законодательное собрание Самарской области. К счастью, одобрения такого законопроекта на государственном уровне не произошло.
Однако определенное желание поставить занятых свободным трудом под контроль государства прослеживается, например, в законе о самозанятых, вступившем в действие с 2019 года. В этом случае правительство в первую очередь, разумеется, интересуют отчисления со сторонних доходов. Но с другой стороны, разве не в этом была причина преследования и советских «бездельников»? Ведь налоги с перепродажи вещей, личных подсобных хозяйств также не платились. Правда, радует уже тот факт, что сейчас не пытаются эти виды деятельности запретить. Пока речь идет лишь об исполнении каждым своей налоговой обязанности – но это уже не внушает оптимизма.
Борьба с тунеядством в Белоруссии
В 2015 году президент А.Г. Лукашенко подписал закон «О предупреждении социального иждивенчества». Согласно этому документу, человек, финансировавший с помощью налоговых отчислений государственный бюджет менее 183 дней в году, должен выплачивать ежегодный сбор. Это вызвало волну возмущения в стране, в итоге «налог на тунеядство» заплатило лишь 10% тех, кому были разосланы повестки. Инициатива откровенно провалилась, после чего закон был отправлен на «доделку». Однако правительство явно рассчитывает вернуть «Закон об иждивенцах», так как официально отменен он не был.