Как называли немцев в древности
Почему немцев называют немцами, а не германцами
Кто такие немцы
Слово «немец» образовано от «немой», то есть тот, который не может по-русски и слова сказать. Дело в том, что иностранцы, не знавшие русского языка, были все равно, что немые, поэтому так их и называли. Например, в произведениях Гоголя немцами называют всех людей западного происхождения, в том числе и французов, и шведов.
Сам Гоголь пишет, что «немцем у нас называют всякого, кто прибыл из другой страны», а сами страны, откуда приехали чужестранцы, зовут «немецкая земля» или «неметчина» (это ближе к украинскому языку). Гоголь иногда посмеивается над этим словом, например, в произведении «Тарас Бульба» у него инженер-француз приехал из Неметчины. А в «Ревизоре» лекарь-немец, который по-русски слова не разумеет, так и молчит все время, как будто он и в самом деле немой.
Так как в XIX веке из иностранцев в России были преимущественно немцы, то это название так и закрепилось в русском языке за всем народом Германии. Интересно, что Слобода Кукай в Москве с тех пор называется Немецкая слобода, в честь того, что именно на этой территории проживали иностранцы. Там были представители и Англии, и Голландии, но называли ее немецкой, так как все они не говорили по-русски.
В XIX веке слово «немец» носило ругательный оттенок, так называли всех неправославных европейцев, по аналогии, как «басурманами» звали всех мусульман.
Есть еще одна теория происхождения слова «немец». В далеком прошлом существовало племя русов, отличавшееся особой воинственностью. Проживал этот народ вдоль реки Неман или Немень. Их называли немцами. Позднее эти земли были завоеваны германскими племенами, а это племя иногда еще называют «неметы».
Как называют себя сами немцы
Слово «германцы» тоже было придумано не самими немцами. В Древнем Риме Германией называли страну, расположенную к северу от самой Римской империи. Так как римляне первыми придумали название для этой страны, так и получилось, что оно прижилось, и сейчас страна называется Германия.
Интересно, что германцев называют не связанным с ними самими именем не только в России. Во Франции и Испании немцев зовут алеманами, а в Италии говорят про них «тедески».
Тем не менее сами немцы зовут себя совсем иначе – дойч (Deutsch). Это слово образовано от древненемецкого слова «люди, народ», которое произносилось как diot. Получается, первоначально немцы называли себя «народом». Точно так же они называли и все остальные народы, например британцев, датчан и других. Сведения об этом можно встретить в латинских исторических рукописях.
Немцы — сложный народ с разными названиями
Немцы или по немецки дойче, представляют основное население современной Германии. Далёкие предки немецкого народа в своё время создали основу для появления многих племён, что сегодня превратились в известные этносы. Но именно немцы унаследовали от них главные черты.
Немецкая история отражает богатую культуру и яркие события прошлого этого народа, хотя, как признаются сами представители этой нации, в ней есть страницы, о которых им хотелось бы не вспоминать. Но что же говорит наука о происхождении немцев? Настолько ли всё ясно с ним? И как предки современных немцев строили своё крепкое государство, заставляя считаться с ними соседей?
Происхождение названия
Когда речь заходит о любом народе, в первую очередь, интересно, отчего он так называется. В русском языке жителей Германии принято именовать немцами, но почему именно так? Языковеды открывают нам эту загадку. В праславянском наречии основа “нем-” использовалась для обозначения неясного, непонятного или, образно выражаясь, “немого”.
Она указывает на то, что наши предки не понимали немецкого языка и потому считали его носителей в некотором роде “немыми”, то есть — неспособными ясно выражаться и передать свои мысли. Есть и иная версия, согласно которой слово “немец” в славянских языках может относиться к кельтскому “немет”, как называли древние племена, что являлись соседями славян.
Фермерская пара с прялкой, 1925 год / © Немецкий фотограф Август Зандер
Предки немцев
Большинство историков в вопросе происхождения немецкого народа сходятся на одном: его предками являлись древнегерманские племена, к каким относились франки, саксы, бавары. Значительную роль в становлении их культуры сыграла романизация.
В 9 году до нашей эры будущий римский император Тиберий закрепился на окраинах немецких земель, осознавая, насколько важными являются занятые территории. Позднее историк Гай Веллей Патеркул писал об этом:
“Он (Тиберий) окончательно усмирил Германию, почти доведя её до состояния провинции, обложенной податью”.
Они только эти сведения показывают, насколько сильно было римское влияние на местные германские племена.
Семья германцев в 300-е годы н. э., историческая реконструкция
С наступлением нашей эры они смешались с кельтскими общинами, занимавшими юг современной Германии. В X веке появляется Тевтонское королевство, основой создания которого стал распад Франкского королевства. Именно эта пора в истории является первыми шагами немецкого народа построить собственное могущественное государство.
Уже через два столетия немцы, почувствовав собственную силу, начинают захватывать земли соседей. Первыми под их атаки попали поморяне и полабские славяне, после чего в их регионах происходит активное онемечивание.
Становление немецкого народа
Много веков Германия представляла феодально раздробленную страну. Отголоски этого можно заметить и в наше время, ведь в различных регионах сохранились свои название народностей — баварцы, швабы, саксонцы и т.д. Но если до XIX века о немцах можно говорить лишь как о формирующемся народе, то с указанного времени происходят решающие события в их становлении.
Именно тогда появляется сильное государство — Пруссия. В этот период культура нации переживает свой подъём, а индустриализация позволяет создать единое направление развития различных аспектов жизни народа.
Из-за ухода большей части населения в города стираются некоторые этнические различия, что были заметны во времена феодального строя. Теперь немцы представляли собой целостный народ, объединённый общими принципами и культурными особенностями.
Однако весь немецкий этнос нельзя было назвать однородным. Жители некоторых регионов, не принадлежащих Германской империи, считали себя этническими немцами, но сами немцы не признавали этого. Такая история произошла с балтийскими немцами, которых коренные народы Германии отказывались принимать как истинных дойче.
Баварцы в национальных костюмах
Драматические эпизоды истории
Первая мировая война и распад Австро-Венгрии стали знаковыми событиями в истории немцев. Тогда за пределами государства оказалось не менее 6 миллионов человек, причисляющих себя к немецкому этносу. Во многих государствах появились немецкие национальные меньшинства. В качестве своей поддержки их использовала нацистская Германия.
Под руководством Адольфа Гитлера проводилась агрессивная внешняя политика, и значительную помощь нередко оказывали именно те немецкие меньшинства, что оказались за пределами границ государства Германии.
Расселение немцев в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе в 1925 году
Поражение Гитлера во Второй мировой войне стало новым испытанием для немецкого народа — в особенности тех, кто проживал на негерманских территориях. Тогда принудительному выселению подверглись более 12 миллионов немцев.
Если вы интересуетесь историей Германии, то наверняка встречали в литературе и кинематограф термины “рейхсдойче”, “фольксдойче”. Названия немецкого народа менялись с ходом времён.
Семья, фермеров, 1912 год / © Немецкий фотограф
До наших дней сохранилось понятие “дойчьстаммиген”, что используется к лицам немецкого происхождения. Они, как правило, уже не считаются этнически принадлежащими к этому народу, однако помнят свои корни (к примеру, американцы немецкого происхождения).
Статусными немцами было принято называть переселенцев. До 1945 года активно использовался термин “фольксдойче”, которым обозначали немцев, не имеющих соответствующего гражданства, а вот “рейхсдойче” в Германской империи назывались “чистые” немцы, проживавшие на территории своего государства.
Парадный марш: девушки-фольксдойче и солдаты вермахта
Как можно убедиться из истории немецкого народа, его становление происходило много веков, представляя собой сложный процесс. Немалую роль в формировании немцев как нации сыграли политические и культурные перемены, яркие события прошлого.
Представители немецкого народа нашего времени считают, что их история — не просто память о том, что было, а ещё и ценный урок, который преподала сама судьба. Очень хочется верить, что будущие поколения используют лишь лучшее наследие предков и не совершат былых ошибок.
НЕМЦЫ
О происхождении этнонима немец в русском языке (и других славянских) нет единого мнения. Одни исследователи убедительно выводят название немец от корня нем-, т. е. немец – «немой», «человек, говорящий неясно, непонятно», «иностранец». Другие исследователи возводят общеславянское название немец к кельтскому названию племени неметов (Nemetes), полагая, что славяне, усвоившие первоначально это название от кельтов, распространили его как «немой» (т. е. речь идёт о контаминации двух форм).
Говорят на немецком языке германской группы индоевропейской семьи. Выделяют 2 группы немецких диалектов: нижненемецкую (платт-дойч) и верхненемецкую. Некоторые исследователи из последней выделяют средненемецкие диалекты. На платт-дойч имеется своя литература. Письменность на основе латинского алфавита.
По вероисповеданию немцы — протестанты (в основном лютеране) и римо-католики, остальные религиозные группы относительно малочисленны.
История
Последующая многовековая политическая раздробленность Германии тормозила развитие немцев как единого народа. В течение нескольких столетий этническая история немцев протекала двояко: продолжался процесс развития сложившихся в раннем средневековье народностей — баварской, саксонской, швабской, франконской и др. — и в то же время складывались общие для всех немцев черты культуры. В начале XVI века процесс консолидации проявился прежде всего в создании единого немецкого литературного языка на основе саксонского (мейсенского) диалекта, но произошёл религиозный раскол немцев на католиков и протестантов-лютеран, что обусловило некоторые различия в быту и культуре. Слабое экономическое развитие, опустошавшие немецкие земли войны вызвали в XVIII—XIX вв. активную эмиграцию немцев в различные страны Америки и Европы (в том числе в Россию). Только во второй половине XVIII века ускорился процесс развития немецкого национального самосознания.
В 1871 произошло объединение Германии под эгидой Пруссии. Объединение страны, проведение ряда реформ вызвали быстрое развитие промышленности, сложился общегерманский рынок. Концентрация населения в промышленных центрах способствовала культурной нивелировке, стиранию этнографических особенностей. В конце XIX века сформировалась немецкая нация, хотя культурно-бытовое своеобразие населения отдельных земель сохранялось. В процессе длительного исторического развития сложились как общие этнические черты, так и этнографические особенности отдельных групп немцев, которые частично стираются в условиях высокоразвитого индустриального общества с абсолютно преобладающим городским населением. У немцев, проживающих в других странах, сохранились областные самоназвания — баварцы, швабы, саксонцы, франконцы и др.
Культура
Из традиционной культуры лучше всего сохранились жилище, некоторые обычаи и обряды и фольклор. Для Германии была характерна каркасная строительная техника (фахверк), лишь на юге и местами в бывших славянских районах на востоке — срубная. В сохраняющих средневековый колорит небольших городах (например, Кведлинбург, Вернигероде, Целле, Гослар и др.) немало фахверковых домов. Строения в готическом стиле и каркасные дома сохранились и в более крупных городах (Лейпциг, Штральзунд, Кёльн, Кобленц, Любек и др.). Среди традиционных сельских построек выделяют 4 типа домов. Нижненемецкий дом — одноэтажная прямоугольная каркасная постройка с жилыми и хозяйственными помещениями под одной крышей, двор-гумно в середине, по сторонам его — стойла для скота, у противоположной входу в дом стены — жилая часть с очагом и подвесным котлом. С конца XIX века планировка нижненемецкого дома претерпела существенные изменения: очаг заменён камином, жилое помещение разделено на несколько комнат, хозяйственные строения отделены от жилой части. Средненемецкий дом, каркасный, двухэтажный, в нижнем этаже — жилая часть, в верхнем — подсобные помещения, позднее спальни. Дом и двухэтажные хозяйственные постройки (стойла, сарай и др.) охватывают двор с трёх или четырёх сторон. Дом разделён на 3 части, вход с боковой стороны ведёт в тёплые сени, к задней стене жилой части примыкает коровник (под одной крышей). Кроме открытого очага в жилом помещении — печь. Граница между нижненемецким и средненемецким типами совпадает с границей между нижненемецким и средненемецким диалектами. На юге Германии (Верхняя Бавария) преобладает альпийский дом (характерный и для австрийцев). Локальные особенности прослеживаются в отделке мебели и бытовых предметов: на севере преобладала резьба, на юге — роспись. На юго-западе Германии (земля Баден-Вюртемберг) распространён переходный между средненемецким и альпийским шварцвальдский дом, жилые и хозяйственные помещения которого расположены под одной крышей по плану средненемецкого дома.
Немецкая традиционная одежда начинает складываться с XVI—XVII вв. на основе средневековых элементов одежды и городской моды; сохраняется в некоторых районах Германии (Шаумбург, Липпе, Гессен, Шварцвальд, Верхняя Бавария). Основные элементы женской одежды — корсаж или кофта, сборчатая юбка (или несколько, как в Гессене, разной длины из толстой шерстяной ткани), передник. Нередко носили наплечный платок. В Верхней Баварии в XIX — начале XX вв. вместо юбки и кофты носили платье. Особым разнообразием отличались головные уборы — платки, повязываемые разными способами, различной формы и размеров чепцы и соломенные шляпы. В XIX веке распространились кожаные башмаки с пряжками, кое-где полусапожки. Местами до XX века носили деревянные башмаки. Традиционный мужской костюм состоял из рубахи, коротких (до колен) или длинных штанов, безрукавки (позднее жилета), шейного платка, башмаков или сапог. В XIX—XX вв. широко распространился (включая и города) так называемый тирольский костюм — белая рубашка с отложным воротником, короткие кожаные штаны на подтяжках, суконная красная безрукавка (жилет), широкий кожаный пояс, чулки до колен, туфли, шляпа с узкими полями и пером. Бытует профессиональная традиционная одежда овчаров, трубочистов, горняков, гамбургских плотников.
В пище областные различия в значительной степени обусловлены направлением хозяйства. На севере преобладает картофель и различные блюда из него, ржаной хлеб, на юге — мучные изделия (лапша, клёцки и т. п.) и пшеничный хлеб; молочные и мясные блюда больше распространены у швабов и баварцев, хотя сосиски и колбасы считаются общенемецкой пищей. Наиболее распространённый напиток — пиво. Из безалкогольных напитков предпочитают кофе со сливками, чай, сельтерскую воду. Праздничная пища — свиная голова (или свинина) с квашеной тушёной капустой, гусь, карп. Пекут много кондитерских мучных изделий (различные печенья, пряники, торты), готовят конфитюры.
С конца XIX века у немцев преобладала малая семья с 1—2 детьми. У некоторых групп немцев вне Германии сохранялись многодетные семьи. В городских семьях между помолвкой и свадьбой иногда проходило несколько лет, пока молодые не обзаводились собственным жильём; в крестьянских семьях женитьба сына-наследника также затягивалась из-за раздела хозяйства: после его свадьбы родители переселялись в отдельную жилую часть усадьбы. Для общественной жизни немцев характерны различные ферейны (по типу землячеств, по интересам и др.).
Частично сохранились в виде реликтов или развлечений некоторые календарные и семейные обряды, главным образом у католиков. Из Германии в XIX веке распространился обычай украшения ёлки на Новый год или Рождество. В январе-феврале устраивают карнавалы: широкой известностью пользуется Кёльнский карнавал. В устном народном творчестве преобладают шванки (короткие комические рассказы), сказки, саги, очень популярны народные танцы и песни. Пению отводится значительная роль в воспитании подрастающего поколения. Продолжает развиваться прикладное искусство (обработка дерева, металла, стекла, плетение, вышивка, гончарство). У немцев, проживающих в других странах в сельской местности в инонациональном окружении, сохранились некоторые бытовые и культурные особенности, обряды и обычаи, а иногда и традиционное жилище. Дольше этнографические особенности сохранялись у конфессиональных групп, быт которых более замкнут. Немцы, поселившиеся в больших городах, быстрее теряли свою самобытность.
Немцы бывшего СССР
Немцы России и бывшего СССР более двух столетий почти не контактировали с немцами Германии и поэтому сильно отличаются от них по основным элементам материальной и духовной культуры, а также по самосознанию. «Немцы» — название, данное русскими всем переселенцам из Германии. Сами они себя называют «дойчен» (Deutschen), а жителей Германии — «германцами» (Deutschlander). По отношению ко всем остальным народам страны — они «немцы», а по отношению к немцам Германии — «советские немцы» (а в последнее время они часто называют себя «российские немцы», независимо от того, в каком государстве бывшего СССР живут). Для немцев России и бывшего СССР характерна иерархичность национального самосознания. Сами себя они часто называют швабами, австрийцами, баварцами, ципсерами, меннонитами и др. Во времена их переселения в Россию процесс сложения немецкой нации далеко ещё не завершился, и сама Германия состояла из более чем 300 самостоятельных княжеств (государств). Областное самосознание, особенно в среде крестьян и ремесленников (а их среди колонистов было большинство) преобладало, что естественно нашло отражение и в самосознании этих групп. Отдельно выделяют себя поволжские немцы (Wolgadeutschen), в течение 2 десятилетий имевшие свою национальную автономию. С немецким населением смешались и колонисты из других стран — голландцы, швейцарцы, французские гугеноты и др.
Предки российских немцев переселялись в разное время и из разных земель Германии. В Прибалтике они обосновались со времён средневекового «Дранг нах Остен» — наступления немецких феодалов на земли славян и прибалтийских народов. В дальнейшем немцы составили значительную часть прибалтийского дворянства и городского населения (главным образом ремесленников, торговцев, интеллигенции). К середине XVII века и в Москве была уже Немецкая слобода, где помимо немцев жили голландцы, фламандцы и другие иноземцы, близкие по языку и культуре к немцам. Их приток в Россию усилился при Петре I и его преемниках. Это были в основном ремесленники, купцы, военные, врачи, учёные. В основанной в 1724 Академии наук длительное время работало много иностранцев, в большинстве своём немцы. К середине XVIII века в пределах Российской империи уже жило около 100 тыс. немцев, преимущественно в прибалтийских губерниях.
Однако основная масса немецких колонистов появилась в России в последней трети XVIII — начале XIX вв. В 1764—1774 были основаны колонии на Волге в районе между Саратовом и Камышином (более 100 колоний). С этого же времени начали возникать колонии и в других регионах страны. С присоединением к России причерноморских степей и Крыма возникла проблема их заселения. Правительство Екатерины II приглашало немецких колонистов для заселения этих районов на льготных условиях. В правление Александра I в 1803—1823 образовано ещё 134 новых поселения на юге Украины, 17 — в Бессарабии, 8 — в Крыму. В это же время (в 1817—19) возникли и немецкие колонии в Закавказье (в Грузии и Азербайджане). В Россию переселялись преимущественно колонисты из юго-западных земель Германии (Вюртемберга и Бадена, Пфальца и Гессена), в меньшей степени из Баварии, Восточной Тюрингии, Верхней Саксонии и Вестфалии. С конца XVIII века несколькими волнами в Россию — в Причерноморье, а позднее (в 1855—70) в район Самары переселяются также меннониты из Пруссии. В середине XIX века (1830—70) на Волыни поселились немецкие переселенцы из Польши. Колонии под Одессой отчасти создавались немецкими переселенцами из Венгрии, куда они ранее переселились из Пфальца. С начала XVIII века шло также переселение немцев и в Закарпатье. Здесь поселились швабы и франконцы из Германии, а несколько позднее (в конце XVIII века) австрийцы из Зальцкамергута и Нижней Австрии, а в середине XIX века немцы из Чехии и Спиша (Словакия). Для немцев с самого начала их поселения на новых землях было характерно дисперсное расселение, однако иногда они образовывали компактные группы. Высокий естественный прирост привёл к образованию новых анклавов — выселков в Киевской и Харьковской губерниях, Донской области, на Северном Кавказе, в Поволжье.
После Октябрьской революции в октябре 1918 на Волге была создана Трудовая коммуна немцев Поволжья, преобразованная в 1924 в Автономную республику немцев Поволжья с центром в городе Энгельс (бывший Покровск). В период Великой Отечественной войны с оккупированных немцами территорий было вывезено более 650 тыс. немцев, однако не все они успели достичь Германии и около 170 тыс. немцев было возвращено в СССР (из Югославии и Венгрии). В 1941 немцы европейской части СССР были насильственно переселены в Казахстан и восточные районы РСФСР, и Автономная республика немцев Поволжья прекратила своё существование. Общее число депортированных немцев составило около 700—800 тыс. человек. В 1959 в СССР насчитывалось 1619,7 тыс. немцев (в том числе в России — 820,1 тыс.). Основная масса немецкого населения сосредоточилась в Западной Сибири и в Казахстане (660,0 тыс.). К 1970 численность немцев составила 1846,3 тыс. По данным переписи населения 1979, число немцев в бывшего СССР составило 1936,2 тыс. К 1989 численность немцев возросла до 2038,6 тыс. человек. С середины 1980-х гг. их стало меньше в связи с массовой эмиграцией немцев в Германию.
Значительная часть немцев России занята в промышленности, сфере обслуживания, науке и искусстве. Однако до 50% немцев занято в сельском хозяйстве. Они сохранили многие элементы традиционной культуры — жилище, пищу, некоторые обряды и фольклор. Коренным образом изменился лишь тип поселений. Если в Германии резко преобладают кучевые формы поселений, то в России — линейные.
Основу хозяйства немцев традиционно составляло земледелие. Использовали трёхпольную систему обработки земли, основной зерновой культурой была пшеница. Развито производство семенного зерна. Из огородных культур выращивают картофель. Большую роль играет животноводство. Благоприятные климатические условия привели к широкому распространению птицеводства, свиноводства, коневодства, разведению крупного рогатого скота.
Основной формой семьи является малая семья, в сельской местности часто встречаются многодетные семьи.
Знание немецкого языка у немцев непрерывно уменьшается. Если в 1926 94,9% немцев назвали немецкий язык своим родным, то в 1939 — 88,4, в 1959 — 75,0%, в 1970 — 66,8, в 1979 — 57,0%. По данным переписи населения 1989, 48,7% немцев бывшего Союза считали своим родным немецкий язык, а 50,8% — русский (кроме того, 45,0% немцев свободно им владели). Что касается немцев Российской Федерации, то здесь родным считали немецкий язык 41,8% (русский — 53,2% и свободно им владеет — 38,4%). Таким образом, немцы России становятся всё более русскоязычными.
lsvsx
Всё совершенно иначе!
Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.
Историческое расследование о происхождении термина «германец» и отношении к нему Рима.
В свете последних археологических, генетических, лингвистических и исторических находок всё больше кристаллизуются те истинные исторически процессы, имевшие место быть на территориях Западной Азии, названной когда-то кем-то «Европой». Приходит понимание геополитических процессов, стёрших с лица земли огромное количество племён и родов и переформатировавших историю мира.
Огромный, целостный континент разделили на Европу и Азию. Затем Европу поделили на западную и восточную, воспользовавшись маркером «свой-чужой». Древнюю историю поделили на различные археологические культуры, основываясь на. горшках; людей подразделили на народы; народы разделили по языкам.
Доказав, что на территории современной Голландии жили славянские племена, и население Нижних земель говорило когда-то на прото-славянском языке, я задалась вопросом: а почему хисторики называют эти племена «германцами»?
Интересно, что в доримскую эпоху (почему-то упорно называемую «дохристианской») в Европе существовало только два реально крупных и сильных племенных союза: германцы и скифы. Причём одни существовали в Западной Азии, а другие проживали в Азии Восточной. От Испании до Скандинавии находят следы племён, которых относят к германцам, а значительную часть европейских языков вводят в германскую языковую группу.
Вот давайте сейчас разберёмся, кем же были эти племена свевов, гельветов, алемантов, готов, батавов и фризов (предков голландцев), лангобардов и иных, которых хитрые историки обозвали именем «германец». Кто такие вообще были германцы?
Происхождение термина «германцы» озвучено, в целом, так: жили-были некие варвары, пришли цивилизованные римляне в тогах, но без нижнего белья, «облагородили» покорённых, оставшихся «обозвали» германцами. Появилась германская группа языков. Всё просто. Но в реальности мало понятно. Исходная информация завуалирована тонко, невнятно и изящно хитро.
Давайте попробуем разобраться, а как же всё было на самом деле?
Чёткой этимологии и понимания происхождения слова «германец» у историков нет. Есть несколько версий, одну из которых выдвинули официальной, закрепили её в сознании людей, но от этого менее бредовой она не стала и по-прежнему входит в разряд предположений.
По официальной версии слово «германец» в латыни является заимствованным и происходит от кельтского слова, которым жители Галлии обозначали отличные от них соседние племена, в частности, живущие за Рейном.
Враки. Есть серьёзные основание думать, что всё было несколько иначе.
Кельты тут не причём. От слова «вооообще». Ещё живший в том же веке, что и Цезарь, грек Страбон, пытаясь дать своё объяснение слову «германец», считал, что именно римляне называли некоторые племена «германцами», чтобы отличать их от схожих с ними в образе жизни кельтов!
Цитата из Страбона:
«Области за Рейном, обращенные на восток и лежащие за территорией кельтов, населяют германцы. Последние мало отличаются от кельтского племени: большей дикостью, рослостью и более светлыми волосами; во всем остальном они схожи: по телосложению, нравам и образу жизни они таковы, как я описал кельтов. Поэтому, мне кажется, и римляне назвали их «германцами», как бы желая указать, что это «истинные» галаты. Ведь слово germani на языке римлян означает «подлинные». (Страбон. География, книга 6, глава 1)».
Обратите внимание: КЕЛЬТЫ И ГЕРМАНЦЫ ОБЛАДАЛИ СХОЖИМ ОБРАЗОМ ЖИЗНИ!
Зачем кельтам придумывать слово «германец», чтобы отсекать себя от других сородичей? Это могло быть необходимо только третьей стороне, чтобы через иное наименование различать «родственников».
Когда Страбон говорит, что германцами называют племена, проживающие за Рейном, он пользуется уже введённым в обиход его предшественниками территориально-географическим обозначением – те, кто за Рейном, т.е. непокорённые. Но об этом подробнее далее. И ещё, обратите внимание на фразу: «римляне назвали их «германцами», как бы желая указать, что это «истинные» галаты. Ведь слово germani на языке римлян означает «подлинные». Мы к этим странным словам Страбона тоже ещё вернёмся.
Греческие авторы вообще не разделяли германцев и кельтов. Для них это был некий единый народ. Так, Диодор Сицилийский, писавший в середине 1 века до н.э., относит к кельтам также и те племена, которые уже в его время римляне (а именно, Цезарь и Соллюстий) именовали германскими. (Источник: Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга 5). Т.е. понятие «германец» придумано и закреплено самими римлянами (а не заимствовано у кельтов). Если бы оно было заимствовано у кельтов или было бы самоназванием, им бы пользовались и греки.
Обратите внимание на фразу, брошенную поздним древнеримским автором 2-го века Дионом Кассием: «Некоторые из кельтов, которых мы зовём германцы.»
А советский археолог А.Л. Монгайт в 70-х годах прошлого века писал:
«Язык местного населения, судя по топонимике, не был ни кельтским, ни немецким. Археологические находки и топонимика свидетельствуют о том, что Рейн до прихода римлян не был никакой племенной границей, и по обе стороны жили родственные племена» (источник: А.Л. Монгайт. Археология Западной Европы. Бронзовый и железный века. Изд. «Наука», 1974, стр. 331).
А давайте углубимся в цифры и даты. Кто из древнейших и когда впервые применил слово (термин) «германец»? Учебники честно называют нам следующие имена:
Германцы – изначально, это некое племя или объединение племён, заключившие союз с Римской империей о ненападении и охране её границ, получавшие за это некие милости и привилегии от сената и консула, но обязавшиеся выполнять повеления Рима. Одной из обязанностей их союзнического соглашения была поставка юношей в римские легионы, чьими руками подавлялись следующие свободные (негерманские) племена и покорялись территории; они были этакими римскими янычарами. Другими словами, германцы – это не народ, это пока ещё и не наименование некой территории; германец – это военно-политический термин, условное обозначение союзника, поклонившегося Риму (Рому) и ставшего к нему на службу. Именно поэтому Страбон упомянул, что латиняне называли их «истинными», «подлинными» галатами (то же, что и кельтами). Они оставались для римлян галлами-кельтами, но выделялись среди других «варваров» как особенные, разумные, послушные, подлинные друзья Рима. Итак, германец – это военно-политический термин изначально! Ге-рома-низированный [в прошедшем времени (-ge) – уже как свершившийся факт] – значит союзник.
Из чего вытекает данное утверждение? Обратимся к Цезарю, который не столько ввёл, сколько закрепил в обиходе слово «германец». На основе отчётов о своих военных походах в Галлию, которые он посылал сенату, тиран и кровопроливец «написал» «пособие по захвату и истреблению не желавших германизироваться». Отредактированный вариант получил название «Галльские войны».
В уста «варвара» Ариовиста, вождя племени свевов, объединившего вокруг себя ряд других племён, он вкладывает следующие слова: «Пусть Цезарь идёт когда хочет: тогда убедится, что значит храбрость непобедимых германцев, этих очень опытных воинов…». Римлянин причисляет свевов к германцам. Но эти племена никогда не называли себя таким образом, в их союзе не наблюдается и одноимённого племени с подобным названием. Т.е. Ариовитса не мог так говорить и так себя называть. Эти слова вложены в его уста Цезарем и записаны в книге. Зачем тиран это делает?
Да, вождь свевов продался Риму, печать дьявола поставлена. В итоге даже титул царя, подаренный римской империей, ему не помог. Стал союзником Рима? Получил привилегии? Назван «германцем»? Не рыпайся – ты уже в сетях. Участь Ариовиста печальна: его племя было разбито, часть свевов со своим вождём смогли уйти за Рейн, а оставшиеся в живых мужчины, женщины и дети были проданы римлянам в рабство. (Источник: Ю. Цезарь. Записки о Галльской войне).
Повторюсь, могучее, большое племя свевов и их союзники были разбиты, они бежали с поля боя, но погибли не все. Ариовиста и часть соплеменников перебрались на другой берег реки, поведали другим «варварам» о коварстве и предательстве «союзников» римлян и смогли консолидировать вокруг себя непримиримые силы. Факт. И вот здесь начинаются перипетии истории, которые делают эту самую историю столь непредсказуемой, неуловимой и запутанной.
Свевы-германцы разбиты, но не уничтожены. Вождь жив и всё ещё представляет для империи опасность. В отчётах Цезаря сенату эти люди по-прежнему называются под прежним наименованием – «германцы». Но теперь это уже не столько политический термин, сколько обозначение конкретных людей, бежавших за Рейн и представляющих опасность для Рима. Понятие «германец» трансформируется из военно-политического в этно-территориальное. Так волею судьбы и по иронии истории племена за Рейном, сохранившие свободу и самозабвенно боровшиеся с Римом, остались в анналах под ником «германец» = «истинный». В итоге «германец» стало символом непокорности и неподвластности римскому миропониманию. Произошла смена парадигм.
И вот уже для Цезаря «Германия» — это конкретно зарейнская область, на которой проживали 16 известных ему племен-союзников Ариовиста. За ним и Тацит, спустя приблизительно 150 лет, исполняя заказ империи, пишет специальное сочинение «О происхождении и местожительстве германцев» (98 г.), где он первым точно очерчивает современное ему территориальное пространство земель, названных им «Германия» (к северу — от Рейна и Дуная до берегов Балтийского и Северного морей, на восток — от устья Рейна до Карпат). Через Тацита политическая карта Европы была закреплена в сознании масс. Тацит выполнил политический заказ. При этом он роняет странную фразу: «Германцы являются коренными жителями, совсем не смешанными с другими народами». (!)
Выдержка из пособия «История Германии» (Бонвеч Б., Галактионов Ю.В., 2008, Том 1):
«В надгробных надписях особого корпуса германских телохранителей императоров I в. н. э. всегда особо подчеркивается племенное происхождение гвардейца: убий, фриз или даже так: Валент, германец, батав по племени. Подобная самоидентификация позволяет говорить о том, что термин «германцы» отражает не единую этническую реальность, а восходящую к римлянам учёную и политическую конструкцию».
Вот как римский историк Тацит описывает политику романизации, которую проводил Агрикола, наместник императора в Британии (ну, просто пособие по дебилизации местного населения!):
И то, что было ступенью к дальнейшему порабощению, именовалось ими, неискушенными и простодушными, образованностью и просвещённостью». (Источник: О происхождении германцев и местоположении. Жизнеописание Юлия Агриколы. Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Том I. «Анналы. Малые произведения». Науч.-изд. центр «Ладомир», М., 1993)
С нами «работают» всё по той же методичке.
Эти племена противопоставляли себя римскому понятию «германец».
Но и это ещё не всё. Deutsch-еры как единый «народ», увы, не смогли противостоять «дранг нах остен» (drang nach оsten = наступление на восток). Они сражались мужественно и упорно против римско-католических легионов. Но они всё-таки были романизированы (читай: латинизированы). ВОТ С ЭТОГО МОМЕНТА, ПОТЕРЯВ СВОЮ СВЯЗЬ С ОБЩИМИ ПРЕДКАМИ И БОГАМИ, ЗАБЫВ ОБЩИЙ ЯЗЫК, DEUTSCH-ЕРЫ СТАНОВЯТСЯ ДЛЯ НАС НЕМЦАМИ. Во всех славянских языках второе название для германца – немец. Подчёркиваю – во всех славянских языках! Славяне-германцы, потерявшие возможность общаться со своими сородичами, стали для тех, кто выстоял или ушёл на восток, НЕМЫМИ, не имеющими, потерявшими. Немец – это не название нации, это кличка, которую дали славяне племенам, потерявшим не только свой РОДной язык, но и свою СУЩность. По-белорусски «не мець» означает «не иметь», т.е. потерять всё, забыть язык предков, потерять родовую память.
Между прочим, древние авторы в своих трудах продолжали называть свободные племена словом «варвары» и/или самоназванием «даутсеры» = «duits». Так, например, биограф Карла Первого пишет: «…want de Saksen zijn, аls alle Duitsland bewonende volksstamen…». Перевод: «. ибо саксы, подобно всем народам, населяющим Даутсландию…». (Источник: Liek Mulder, Anne Doedens, Yolande Korlever. Geschiedenis van Nederland’. Apeldoorn, 1989).
Понятие «германец» для древних европейских племён стало активно вводиться в оборот только с 18 века, когда заказные хисторики стали писать заказную хисторию (хитрую историю) Европы.
Ну, а кем же были все те племена, которые населяли западную Азию во времена негодяя Юлия Цезаря? Про всех не скажу. Но значительную их долю составляли славянские и около-славянские племена. На востоке от Апеннин (на Балканском полуострове) жили иллирийцы, даки – предки современных балканских славян. На северо-востоке прибывали норики – тоже иллирийское племя, названное Нестером в «ПВЛ» славянским. Рядом обитали венеты, основавшие Венецию. На севере находилась Реция, а ретов считают потомками расенов/этрусков. На востоке жили племена, которых обозвали галло-кельтами. А вот севернее, бассейн рек Маас и Рейн занимали славянские племена склавов и вилтов-вилетов (о чём я писала в своей статье «Славянские города Голландии»). Этническое население крайней западной Азии было иным, нежели нам его хотят представить.
Вывод из всего выше сказанного следующий: не было никаких германцев. Были скифы-славяне и западно-азиатские славяне. Они, вероятно, по-другому назывались и иначе группировались. Но и мир был другим. Мир был единым!