Как называли гончарова близкие друзья
Тесты открытого типа по роману И.А.Гончарова «Обломов»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Проверочная работа по теме « Жизнь и творчество И.А.Гончарова» ОТВЕТЫ
1.Как называли Гончарова близкие друзья? (Господин де-Лень).
2.Чем удивил в своих знакомых, современников Гончаров в своей очень размеренной жизни? (В 1952 году отправился в кругосветное путешествие на Фрегате Паллада)
3.С каким романом вошел в литературу Гончаров? (“Обыкновенная история”).
4. Какие романы Гончаров рассматривал как трилогию. (Обыкновенная история, Обломов, Обрыв).
5. Где жил Обломов в Петербурге? (В Гороховой улице, в одном из больших домов)
6. Каков чин Обломова? (коллежский асессор)
7. Сколько лет служил Обломов? (2 года).
8. В каком положении изображается Обломов на первых страницах романа? (“Лежанье у Ильи Ильича …было его нормальное состояние”)?
9. Каковы символы образа Обломова? (халат, диван, туфли “длинные, мягкие и широкие”)
10. Сколько крепостных душ числилось за Обломовым? (350)
11. Сколько лет Обломову? (32-33)
12. Где Обломов закончил свой жизненный путь? (на Выборгской стороне в доме Агафьи Пшеницыной)
13. … первая и главная жизненная забота в Обломовке. ( Забота о пище)
14. О ком сказано в романе : « … пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехой под мышкой, откуда торчал клок рубашки, в сером же жилете… с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами». ( Слуга Захар)
15. Кого описывает автор романа «Обломов»: «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щёки. Бровей у ней почти вовсе не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми полосами. Глаза серовато-простодушные, как и всё выражение лица; руки белые, но жёсткие, с выступившими наружу крупными узлами…» ( Агафья Матвеевна).
16. Узнай героя: «… обрюзг не по летам…тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких, пухлых рук, мягких плеч казалась слишком изнеженным для мужчины» (Обломов)
17.О ком из героев романа «Обломов» эти слова: « Она в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щёк и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня…губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. » ( Ольга Ильинская)
18. О ком из героев романа «Обломов» эти слова: « Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза немного зеленоватые, но выразительные» (Андрей Штольц).
19. Кому из героев романа «Обломов» принадлежат эти слова: « Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни» (Штольц)
20.Как звали слугу Обломова? (Захар)
21.К какому литературному направлению следует отнести роман “Обломов” (реализм)
22.Действие романа “Обломов” происходит в городе…. (Петербурге)
23.К какому сословию принадлежал Обломов? ( Дворянин)
24.Почему произошел окончательный разрыв между Ольгой и Обломовым? (из-за нерешительности Обломова)
Проверочная работа по теме « Жизнь и творчество И.А.Гончарова»
1.Как называли Гончарова близкие друзья?
2.Чем удивил в своих знакомых, современников Гончаров в своей очень размеренной жизни?
3.С каким романом вошел в литературу Гончаров?
4. Какие романы Гончаров рассматривал как трилогию
5. Где жил Обломов в Петербурге?
6. Каков чин Обломова?
7. Сколько лет служил Обломов?
8. В каком положении изображается Обломов на первых страницах романа?
9. Каковы символы образа Обломова?
10. Сколько крепостных душ числилось за Обломовым?
11. Сколько лет Обломову?
12. Где Обломов закончил свой жизненный путь?
13. … первая и главная жизненная забота в Обломовке.
14. О ком сказано в романе : « … пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехой под мышкой, откуда торчал клок рубашки, в сером же жилете… с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами».
15. Кого описывает автор романа «Обломов»: «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щёки. Бровей у ней почти вовсе не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми полосами. Глаза серовато-простодушные, как и всё выражение лица; руки белые, но жёсткие, с выступившими наружу крупными узлами…»
16. Узнай героя: «… обрюзг не по летам…тело его, судя по матовому, чересчур белому
цвету шеи, маленьких, пухлых рук, мягких плеч казалась слишком изнеженным для мужчины»
17.О ком из героев романа «Обломов» эти слова : « Она в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щёк и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня…губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. »
18. О ком из героев романа «Обломов» эти слова: « Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза немного зеленоватые, но выразительные»
19. Кому из героев романа «Обломов» принадлежат эти слова: «Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни»
20.Как звали слугу Обломова?
21.К какому литературному направлению следует отнести роман “Обломов”?
22.Действие романа “Обломов” происходит в городе….
23.К какому сословию принадлежал Обломов?
24. Почему произошел окончательный разрыв между Ольгой и Обломовым?
К вопросу об окружении И. А. Гончарова в годы учёб
Поэт! Не дорожи хвалой рукоплесканья,
Презри толпы глупцов холодный приговор.
Исчезнет славы миг – как сон воспоминанья,
Как на небе ночном блестящий метеор.
Поэт! Ты царь! В тени, среди уединенья,
Свободно гений свой ты думою взлелей
И, выдержав борьбу с дружиною страстей,
Не требуй от людей суда и награжденья.
В своем посланье Федор Кони
Мне виден будто на ладони:
Ленив, разсеян и нелеп –
Он даром ест у бога хлеб…
Мне не считай свои занятья,
Я знаю их наперечет;
Я за тобой смотрел – и вот
Оне все сряду без изъятья…
Часу в одиннадцатом дня
Еще ты нежишься в постеле,
И голову на пух склоняя
Ты и зеваешь еле-еле…
Расколыхавшися потом,
Берешь ты зеркало – и в нем
Весь отпечаток жизни модной
Ты видишь на лице своем,
И сгоряча свой чай холодный
Пьешь осушительным глотком.
Окончил… сызнова забылся…
Прилег и утонул в мечты:
Иной подумал бы, что ты
В подушку мягкую влюбился,
Так ты ее своей рукой
И жмешь, и гладишь под собой…
Потом, ермолку надевая,
Как хан богатого Сарая,
Накинешь небрежно халат
И свету белому не рад…
____________________________________________________
И.А.Гончаров. «В университете». Собр. соч. Библиотека «Огонек». Из-во «Правда», М., 1952 г., т. 7, стр. 269.
Кони Федор Алексеевич (1809–1879) – писатель, театральный деятель, издатель – редактор журнала «Пантеон и Репертуар русской сцены».
В 1826 г. поступил в Московский университет на медицинский факультет. Слушал лекции на словесном факультете. В ЦГИА (г.Москва) сохранились «Списки, представленные профессором университета о успехах студентов», где в графе слушатели, имя И.А.Гончарова стоит рядом с именем Ф.А.Кони. (ф. 418, оп. 491, д. 58, л. 54). Университет закончил в 1833 г. На словесном факультете в мае 1833 г. получил свидетельство на право обучать русской словесности, истории, географии и языкам: немецкому и французскому (ф. 418, оп. 73, д. 7859, л. 7,8).
Ефрем Ефремович Барышев (1813–1881) – поэт, драматург и переводчик. Учился с И.Г.Гончаровым в Московском коммерческом училище с сентября 1824 г. по июль 1830 г. (ЦГИА г.Москва ф. 418, оп. 101, д. 108, л. 2), в Московском университете с августа 1831 г. по июль 1834 г. По окончании университета несколько лет учительствовал, затем служил в одном из департаментов Министерства финансов. Их дружба с И.А.Гончаровым продолжалась всю жизнь. В письме от 14 октября 1881 г. М.М.Стасюлевичу, редактору газеты «Порядок» И.А.Гончаров сообщает: «…предлагаю при этом некролог о моем старом школьном товарище Барышеве, который умер на днях и которого, кажется, Вы встретили когда-то у меня…» («М.М.Стасюлевич и его современники», Спб., 1912 г., IV т., стр. 219-222).
Матвей Павлович Бибиков (1812–1856) – писатель, художник. Учился вместе с И.А.Гончаровым в Московском университете с 1831 по 1834 гг. Служил чиновником особых поручений в одной из центральных губерний. В 1841 г. отправился в Италию, где прожил 8 лет. В приписке к письму С.С.Дудышкина, адресованному А.Н.Майкову, от 14 декабря 1843 г. И.А.Гончаров писал: «Очень благодарен, что напомнили о старом, добром, милом товарище Матвее Бибикове. Если он еще в Риме – мой сердечный поклон ему. Забуду ли когда-нибудь его милое товарищество, его шалости, его любезность? Наденет, бывало, пришедши в университет, первый встретившийся ему виц-мундир, какой увидит на гвозде в передней, потом срисует с профессора карикатуру, споет что-нибудь в антракте, а в самой лекции помешает мне, Барышову и Мину – слушать: и так частенько проходили наши дни. Это тот самый Бибиков, который для диссертации Каченовскому, выбрал сам себе тему: о мире, о войне, о пиве, о вине, о… и вообще о человеческой жизни» (Цит. по кн.: А.Г.Цейтлин. И.А.Гончаров. Из-во Академии наук СССР, М., 1950 г., стр. 441-442).
Возвратившись в Россию, написал целый ряд имевших большой успех очерков из жизни художников в Риме и Флоренции.
Михаил Николаевич Турунов (1813–1890) – товарищ И.А.Гончарова по Московскому университету. Дружеские отношения поддерживали всю жизнь.
В 1864-1865 гг. председатель Петербургского цензурного комитета; в 1866-1867 гг. член Совета Главного управления по делам печати, сенатор.
Мин Георг Егорович (1813–1890) – учился с И.А.Гончаровым в Московском университете с августа 1831 г. по июнь 1833 г. Впоследствии редактор-издатель «Журнала Охоты».
А.Мазон «Un maitre du roman russe Jvan Gontscharov» Paris. 1914 г., р. 33-35.
Два альбома Ф.Кони с рисунками и стихотворениями разных лиц 1823-1829 гг. ИРЛИ. Архив А.Ф.Кони, ф. 134, оп. 5, ед. хр. 144.
Галахов Алексей Дмитриевич (1807–1892) – историк литературы, критик, прозаик, педагог. Родился в г.Сапожок Рязанской губерн., в 1822 г. окончил уездное училище и Рязанскую гимназию, затем в 1826 г. физико-математическое отделение Московского университета. Еще студентом, начиная с 1823 г., печатал статьи в жур. «Новый магазин натуральной истории, физики и химии». Был оставлен при университете, но в 1827 г. поступил на службу в Московский цензурный комитет. С 1832 г. преподавал русский язык и словесность в женских учебных заведениях.
В 1837 г. началось сотрудничество А.Д.Галахова в изданиях А.А.Краевского. С 1856 г., переселившись в г. Петербург, и до конца жизни, А.Д.Галахов руководил кафедрой русской словесности при Николаевской академии Генштаба, будучи одновременно (1865-1882) профессором Историко-филологического института.
Альбом 1827 г. Ф.А.Кони.
ИРЛИ. Архив А.Ф.Кони, ф. 134, оп. 5, ед. хр. 49, л. 2, 3, 4.
23 письма А.Д.Галахова к Ф.А.Кони 1829-1840 гг.
ИРЛИ. Архив А.Ф.Кони, ф. 134, оп. 5, ед. хр. 49.
ИРЛИ. Архив А.Ф.Кони.
А.Д.Галахов. Письмо к Ф.Кони 1829 г. 6 марта.
Ф. 134, оп. 5, ед. хр. 49, п. № 1, л. 1.
ИРЛИ. Архив А.Ф.Кони.
А.Д.Галахов. Письмо к Ф.Кони 1 августа 1829 г.
Ф. 134, оп. 5, ед. хр. 49, п. № 5, л. 9.
ИРЛИ. Архив А.Ф.Кони.
Ф.Кони. Письма его к А.Д.Галахову, 1829 г.
Ф. 134, оп. 5, ед. хр. 31.
ИРЛИ. Архив А.Ф.Кони.
Письмо А.Д.Галахова Ф.Кони от 11 декабря 1836 г.
Ф. 134, оп. 5, ед. хр. 49, п. № 10, л. 24.
ИРЛИ. Архив А.Ф.Кони.
Письмо А.Д.Галахова Ф.Кони от 10 сентября 1836 г.
Ф. 134, оп. 5, ед. хр. 49, п. № 7, л. 19.
Дюр Николай Осипович (1807–1837) – певец, актер, автор трех «Музыкальных альбомов водевильных куплетов».
(Спб., 1834-1839). Ф.Кони написал наиболее полную биографию Н.О.Дюра, опубликованную в «Репертуаре русского театра» (1839 г., кн. 2, библиогр. отд., стр. 1-24).
Речь идет о Турунове Михаиле Николаевиче и его брате Якове Николаевиче.
ИРЛИ. Архив А.Ф.Кони.
Письмо А.Д.Галахова Ф.Кони от 2 ноября 1836 г.
Ф. 134, оп. 5, ед. хр. 49, п. № 9, л. 22.
ИРЛИ. Архив А.Ф.Кони.
Письмо А.Д.Галахова Ф.Кони от 10 августа 1840 г.
Ф. 134, оп. 5, ед. хр. 49, п. № 16, л. 35.
ИРЛИ. Архив А.Ф.Кони.
Письмо А.Д.Галахова Ф.Кони от 2 ноября 1836 г.
Ф. 134, оп. 5, ед. хр. 49, п. № 9, л. 21.
ИРЛИ. Архив А.Ф.Кони.
Турунов Яков. Письмо его к Ф.Кони с припиской от Михаила.
Ф. 134, оп. 5, ед. хр. 106, л. 1.
ИРЛИ. Архив А.Ф.Кони.
Письмо А.Д.Галахова Ф.Кони от 23 октября 1837 г.
Ф. 134, оп. 5, ед. хр. 49, п. № 14, л. 31 и обр. ст.
ЦГИАЛ, ф. 177, оп. 27, № 280, л. 1.
Н.И.Никитина, В.А.Сукайло, А.И.Кукуева. Описание библиотеки И.А.Гончарова. Каталог. Ульяновск, 1987 г., стр. 29.
А.Д.Алексеев. Летопись жизни и творчества И.А.Гончарова. Из-во Академии Наук СССР, М.–Л., 1960 г., стр. 191.
Там же, стр. 191.
ИРЛИ. Архив А.Ф.Кони.
Письма М.П.Бибикова (три) к Ф.Кони. 1852 г.
Ф. 134, оп. 5, ед. хр. 42.
ИРЛИ. Архив А.Ф.Кони.
Письмо М.П.Бибикова Ф.Кони от 26 сентября 1852 г.
Ф. 134, оп. 5, ед. хр. 42, п. № 2.
Речь идет о статьях М.П.Бибикова, написанных после возвращения из Италии.
ИРЛИ. Архив А.Ф.Кони.
Бибиков М.П. Стихотворения. Июль 1832 г.
Ф. 134, оп. 5, ед. хр. 153, л. 1 (приписка), 2, 3, 4, 5, 6.
«Les orientales» («Восточные мотивы») – сборник поэтических произведений В.Гюго 1825-1828 гг.
ИРЛИ. Архив А.Ф.Кони.
Письмо В.И.Соколовского Ф.А.Кони от 20 марта 1833 г.
Ф. 134, оп. 5, ед. хр. 101, л. 4.
Соколовский Владимир Игнатьевич (1808–1839) – поэт, автор «Мироздания», «Хевери», «Авема» и мн.др. произведений. В 40-е годы печатался под псевдонимом Семиполатинский.
Тимковский Егор Федорович (1790–1875) – дипломат, писатель, автор книги «Путешествие в Китай через Монголию в 1820-1824 гг.» (Спб., 1824 г.). Вероятно, в письме В.И.Соколовского идет речь об этой книге, очень популярной в то время.
ИРЛИ. Архив А.Ф.Кони.
Соколовский В.И. Письмо его к Ф.Кони от 2 мая 1833 г.
Ф. 134, оп. 5, ед. хр. 101, л. 1.
Одоевский Владимир Федорович (1803–1869) – писатель, музыковед.
Записка И.А.Гончарова к В.Ф.Одоевскому с обещанием обедать у него.
ГПБ. Архив кн. В.Ф.Одоевского, № 427.
Кони Ф.А., письма его к В.Ф.Одоевскому.
ГПБ. Архив кн. В.Ф.Одоевского, ф. 539, ед. хр. 618.
А.Д.Галахов «Матюша-журналистка» – сатира на Ф.Булгарина. 1839 г.
ГПБ. Архив кн. В.Ф.Одоевского, ф. 539, ед. хр. 1491.
Письмо В.И.Соколовского к В.Ф.Одоевскому.
ГПБ. Архив кн. В.Ф.Одоевского, ф. 539, ед. хр. 1008.
А.Г.Цейтлин. И.А.Гончаров. Из-во Академии Наук СССР, М., 1950 г., стр. 441-442.
А.П.Рыбасов. И.А.Гончаров. Из-во ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1957 г., стр. 63.
А.Д.Алексеев. Летопись жизни и творчества И.А.Гончарова. Из-во Академии Наук СССР, М., Л., 1960 г., стр. 341.
О.А.Демиховская. И.А.Гончаров в Московском университете. Уч. зап. Ленинградского пед. ин-та им.А.И.Герцена, 1959 г., т. ССХ, стр. 3-26.
ЦГИА г.Москва. «О принятии в студенты Георгия Мина».
Ф. 418, оп. 101, д. 209, л. 1-3.
ЦГИА г.Москва. Прошение в Правление Московского университета Георга Мина, август 1831 г.
Ф. 418, оп. 101, д. 209, л. 1.
ЦГИА г.Москва. Билет на свободное проживание в г.Москве, выданный великобританскому подданному Г.Мину Московским Военным генерал-губернатором в августе 1831 г.
Ф. 418, оп. 101, д. 209, л. 2.
ЦГИА г.Москва. «Списки, представленные г. профессорами о успехах студентов университета за 1-ю и 2-ю половину 1833-1834 гг.»
Ф. 418, оп. 492, д. 2, л. 49.
ЦГИА г.Москва. «Списки, представленные г. профессорами о успехах студентов университета» 1832 г.
Ф. 418, оп. 491, д. 588, л. 115.
С.А.Венгров. Источники словаря русских писателей. П-д., 1914 г., стр. 332.
ЦГИА г.Москва. «О доставлении отчета в Совет Университета за 1834 г. о студентах и слушателях».
Ф. 418, оп. 492, д. 1.
ЦГИА г.Москва. «Именная ведомость об учащихся Московского университета за 1833-1834 гг.».
Ф. 418, оп. 492, д. 1, л. 37.
И.А.Гончаров. «Заметки о личности Белинского». Критик, М., «Советская Россия», 1982 г., стр. 134.
И.А.Гончаров. Собр. соч., из-во «Правда», М., 1952 г., т. 7, стр. 245.
Литературная игра по роману И.А. Гончарова «Обломов»
Просмотр содержимого документа
«Литературная игра по роману И.А. Гончарова «Обломов»»
Тема: Литературная игра по роману И.А. Гончарова «Обломов»
Проверка знания текста романа;
Формирование осознанного чтения; внимательного отношения к деталям (в произведении большого писателя нет ничего случайного);
Участники: учащиеся 10а класса
Ведущий: Зуева Ирина Андреевна, Гурьева Светлана Владимировна
Жюри: приглашенные учителя гимназии №35
1.Вступительное слово учителя.
Об авторе и его романе (с использованием фрагментов видеофильмов), правилах и ходе игры, представление жюри. Количество команд зависит от количества участников.
I. Конкурс капитанов.
Несколько вопросов о жизни и творчестве И.А. Гончарова
Условие конкурса. В конкурсе участвуют капитаны команд. Они представляют свои команды, название команды, что также оценивается жюри. Капитанам предлагается по пять вопросов. На обдумывание 20 секунд. Каждый ответ – 3 балла.
1. Как звали Гончарова? (Иван Александрович)
2. Даты жизни писателя? (1812-1891)
3. Какие литературные пристрастия были характерны в юношеском возрасте Гончарова? (Державин, Фонвизин, Пушкин)
4. Какую должность занимал Иван Александрович в конце своей карьеры? (цензор)
5. С каким романом вошел в литературу Гончаров? (“Обыкновенная история”).
1. Как сейчас называется город, в котором родился Гончаров? (Ульяновск).
2. Кто оказал влияние на воспитание будущего писателя? (Трегубов, отставной моряк)
3. Как называли Гончарова близкие друзья? (Господин де-Лень).
4. Чем удивил в своих знакомых, современников Гончаров в своей очень размеренной жизни? (В 1952 году отправился в кругосветное путешествие на фрегате «Паллада»)
5. В каком году был напечатан роман “Обломов”? (1849-1859).
1. Как звали мать И.А. Гончарова? (Авдотья Матвеевна)
2. Где учился И.А. Гончаров? (Московский университет, отделение словесности)
3. Кого из великих русских писателей, перед которым Гончаров поклонялся, он увидел в Московском университете? (Пушкина).
4. В качестве кого отправился в кругосветное путешествие на фрегате «Паллада» Гончаров?
(в качестве секретаря руководителя экспедиции).
5. Какие романы Гончаров рассматривал как трилогию. (Обыкновенная история, Обломов, Обрыв).
Условие конкурса. Каждой команде предлагается по пять вопросов. На обдумывание 20 секунд. Каждый ответ – 3 балла.
1. Где жил Обломов в Петербурге? (В Гороховой улице, в одном из больших домов)
2. Каков чин Обломова? (коллежский асессор)
3. Сколько лет служил Обломов? (2 года).
4. В каком положении изображается Обломов на первых страницах романа? (“Лежанье у Ильи Ильича …было его нормальное состояние”)?
5. Кому из героев романа удалось поднять Обломова с дивана? (Андрею Штольцу)
1. Сколько лет прожил Обломов в Петербурге? (12)
2. Каковы символы образа Обломова? (халат, диван, туфли “длинные, мягкие и широкие”)
3. Куда Обломов, будучи на службе, отправил по ошибке письмо? (В Архангельск вместо Астрахани).
4. Сколько крепостных душ числилось за Обломовым? (350)
5. Каким словом, которым определил Обломов Захара, оскорбило последнего? (“ядовитый человек”)
1. Сколько лет Обломову? (32-33)
2. Какие сёла входили в имение Обломова? (Сосновка, Вавиловка.).
3. Какое растение стало символом любви Обломова? (ветка сирени)
4. Какой капитал сделал Штольц из отцовских сорока тысяч? (300 тысяч)
5. Где Обломов закончил свой жизненный путь? (на Выборгской стороне)
III. “ … пленительный и могучий волшебник слова”
Условие конкурса. Ведущий зачитывает фрагмент текста командам и предлагает поочередно закончить фразу как можно ближе к тексту оригинала. На обдумывание – 20 секунд. За правильный ответ – 10 баллов.
1.“…В эту минуту в комнате раздалось в одно время как будто ворчанье собаки и шипенье кошки, когда они собираются броситься друг на друга. Это… (загудели часы).
2. И в доме воцарилась мертвая тишина. Наступил час всеобщего послеобеденного сна.
Ребенок видит, что и отец, и мать, и старая тетка, и свита – все … (разбрелись по своим углам; а у кого не было его, тот шел на сеновал, другой в сад, третий искал прохлабы в сенях, а иной, прикрыв лицо платком от мух, засыпал там, где сморила его жара и повалил громоздкий обед.)
1. “Обломов не поленился, написал, что взять с собой и что оставить дома… Уже знакомые Обломова, иные с недоверчивостью, другие со смехом, а третьи с каким-то испугом, говорили: “ Едет; представьте, Обломов сдвинулся с места!” (Но Обломов не уехал ни через месяц, ни через три).
2. … первая и главная жизненная забота в Обломовке. Забота о пище)
1. – Ты ли это, Илья? – упрекал он /Штольц/. – Ты отталкиваешь меня, и для нее, для этой женщины. Боже мой! – почти закричал он, как от внезапной боли. – Этот ребенок, что я сейчас видел…Илья, Илья! Беги отсюда, пойдем, пойдем скорее! Как ты пал! Эта женщина…что она тебе…
(– Жена! – покойно произнес Обломов.)
2. Нет, жизнь моя началась с …(погасания).
IV. Дайте толкование словам
Условие конкурса. Команды получают карточки со словами, которым надо дать толкование. На обдумывание 30 секунд. Оценка – 3 балла.
1. Скаредное жильё (скупой, жадный).
2. Получу прогонные на пять лошадей (плата за проезд на почтовых лошадях).
3. Любить ростовщика, ханжу (человек, который даёт деньги в долг под большие проценты).
1. О, баловень, сибарит (человек, склонный к праздности).
2. Докучливое любопытство (надоедливое, навязчивое).
3. Служить по винным откупам (винный откуп – право на взыскание государственных доходов от торговли вином).
1. Господин, заросший весь бакенбардами, усами и эспаньолкой (коротка и узкая остроконечная бородка).
2. Диван, обитый полинялым голубым барканом в пятнах… (плотная шерстяная ткань для обивки мебели).
3. Любить ростовщика, ханжу (лицемер, прикрывающийся показной добродетелью).
V. “Каждое его произведение – художественная система образов, под которыми скрыта вдохновенная мысль” Д.С. Мережковский.
Условие конкурса. Ведущий зачитывает фрагменты текста, где даны портретные характеристики героев романа. Команды должна определить, каким героям романа “Обломов” принадлежат эти характеристики. На обдумывание – 30 секунд. Оценка – 5 баллов.
1. …пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехой под мышкой, откуда торчал клок рубашки, в сером же жилете… с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами. (Слуга Захар)
2. Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щёки. Бровей у ней почти вовсе не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми полосами. Глаза серовато-простодушные, как и всё выражение лица; руки белые, но жёсткие, с выступившими наружу крупными узлами… (Агафья Матвеевна).
1…обрюзг не по летам…тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких, пухлых рук, мягких плеч казалась слишком изнеженным для мужчины (Обломов)
2. (Она) в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щёк и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня…губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. (Ольга Ильинская)
1.Он весь составлен из костей,мускулов и нервов, как кровная английская лошадь.Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза немного зеленоватые, но выразительные (Андрей Штольц).
2. Он в кругу своих знакомых играл роль большой сторожевой собаки, которая лает на всех, не дает никому пошевелиться, но которая в то же время непременно схватит на лету кусок мяса, откуда и куда бы он не летел. (Тарантьев Михей Андреевич, земляк Обломова).
VI. “Никто так не заставляет жить своих героев …отдельной, собственной жизнью” /Мережковский Д.С./
Условия конкурса. Ведущий зачитывает реплику. Команды поочередно пытаются угадать, кому принадлежат эти высказывания, в какой ситуации. На обдумывание – 10 секунд. Каждый правильный ответ – 5 баллов.
1. Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни. (Штольц) (3 балла)
2. Да, кум, пока не перевелись олухи на Руси, что подписывают бумаги не читая, нашему брату можно жить. (Мухоярову, брату Агафьи Матвеевны) (5 баллов)
1. Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умён, нежен, благороден… и гибнешь. Что сгубило тебя? Нет имени этому злу? (Ольга Ильинская при расставании с Обломовым).(5 баллов)
2. …все заражаются друг от друга какой-нибудь мучительной заботой, тоской, болезненно чего-то ищут. И добро бы истины, блага себе и другим – нет, они бледнеют от успеха товарища. (Обломов в споре со Штольцом о жизни света).(3 балла)
1. Свет, общество! …Чего там искать? Интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается всё это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое…Вот они … снуют каждый день,как мухи, взад и вперед, а что толку? Войдешь в залу и не налюбуешься, как симметрично рассажены гости, как смирно и глубокомысленно сидят – за картами. (Обломов в споре со Штольцом о необходимости бывать в свете). (3 балла)
2…честное, верное сердце! Это его природное золото; он невредимо пронёс его сквозь жизнь. Он падал от толчков, охлаждался…,потеряв силу жить,но не потерял честности и верности. Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая нарядная ложь, и ничто не совлечёт на фальшивый путь… (Андрей Штольц об Обломове в разговоре с Ольгой Ильинской после смерти Обломова).(5 баллов)
Условие конкурса. Участвуют все команды одновременно. За 1-2 минуты участники должны ответить на максимальное число вопросов. Если команды затрудняются с ответом, надо произнести слово “Дальше”.
За правильный ответ – 1 балл.
Название деревни, где жил Штольц (Верхлёво).
Только одна из глав романа озаглавлена. Как? (Сон Обломова)
Фамилия первого гостя Обломова, светского фата. (Волков)
Фамилия второго гостя Обломова, чиновника, дослужившегося до начальника отделения (Судьбинский)
Фамилия гостя-литератора (Пенкин)
Символы образа Обломова (халат, диван, туфли)
О какой жизненной проблеме пытался рассказать Обломов своим гостям? (О необходимости съезжать с квартиры, о письме старосты с деревни)
Гость Обломова, его земляк (Тарантьев Михей Андреевич).
Сколько крепостных душ было у Обломова? (350)
Как звали слугу Обломова? (Захар)
Кто из гостей Обломова позаимствовал у него рубашку и жилет и не возвращал 5 месяцев? (Тарантьев)
Сколько времени длятся события, описанные в первой части романа? (1 день)
К какому литературному направлению следует отнести роман “Обломов” (реализм)
Действие романа “Обломов” происходит в … (Петербурге)
К какому сословию принадлежал Обломов? (Дворянин)
Каков возраст Обломова в начале романа? (32-33)
Как звали сына Обломова? (Андрей)
Как звали жену Обломова? (Агафья Матвеевна)
Назовите имя и отчество Обломова. (Илья Ильич)
Что называет автор причиной смерти Обломова? (обломовщина)
Куда приглашали гости Обломова на первое мая (Екатеригоф)
В Обломовке верили всему… Чему? (“и оборотням и мертвецам”)
Какой романс в исполнении Ольги Ильинской нравился Обломову “Непорочная дева”)
Кто помог Облому избавиться от долгов, которые ему обманом навязали?(Помог А. Штольц)
Кто навязал Обломову долги? (Тарантьев)
От кого узнал Обломов, что Ольга вышла замуж? (от Штольца)
Были ли у Обломова дети?(сын Андрей)
Как и почему произошел окончательный разрыв между Ольгой и Обломовым? (из-за нерешительности Обломова)
Слово жюри для подведения итогов игры
Заключительное слово учителя
Наша игра подошла к концу. Подведем итоги.
Вы ответили на все или почти на все вопросы? Значит, Вы были чрезвычайно внимательны при чтении романа, не упустили многие художественные детали, вдумывались в малопонятные или вовсе непонятные слова, что, несомненно, поможет Вам глубоко вникнуть в суть вопросов, поднятых автором, аргументировано защищать свое мнение в проблемных дискуссиях. Вы, несомненно, обогатили свой лексикон яркими афоризмами, расширили кругозор и, безусловно, выросли духовно.
Вы ответили лишь на две трети вопросов? Не огорчайтесь, Вы читали внимательно, но торопились, и в спешке упустили некоторые художественные детали. А ведь в книгах великих мастеров нет ни одного всуе сказанного слова. Вам будет непросто отстаивать свое мнение в споре с сильным оппонентом. Может быть, имеет смысл перечитать пропущенные страницы.
Вы смогли ответить лишь на половину вопросов? Не огорчайтесь. Разберитесь в причинах неуспеха. Вернитесь вновь к роману. Это очень глубокая книга. Далеко не всем удается осознать ее содержание с первого раза. Читайте и перечитывайте, и вы обязательно добьетесь успеха.