Как называли чуму на руси
«Чёрная Смерть» в России
Нельзя исключить того факта, что мир может снова поразить эпидемия чумы. Слово «чума» несмотря на своё страшное звучание, в настоящее время не воспринимается как реальная опасность. В Советском Союзе был очень серьёзный подход к эпидемиям. Однако сейчас эпидемиологическая обстановка в непосредственной близости от границ России явно неспокойна: различные эпидемии, в том числе чума, распространяются и имеется постоянная тенденция роста. А какую огромную опасность представляет чума и как эта болезнь может быстро распространиться, мы можем узнать из примеров прошлого.
Число чумных эпидемий жертв порой значительно превышало потери во время самых кровопролитных войн. В мировой истории отмечены три наиболее страшные эпидемии чумы. Это т. н. «чума Юстиниана» (в 6 в. н. э.), она началась в Египте и длилась почти шесть десятилетий, опустошив почти все страны бассейна Средиземного моря. Вторая колоссальная и самая страшная в истории Европы – это «Чёрная смерть» середины 14 века. Третья пандемия произошла уже в Новое время, начавшись в 1892 году в Индии, где её жертвами стало несколько миллионов человек. Она затронула территорию Южной Америки и некоторые другие регионы планеты.
Надо отметить, что изучение истории эпидемий представляет значительный интерес. Можно выявить опасные области, с точки зрения появления и распространения эпидемий, где чума проявляется сравнительно часто. В других же регионах чума проявляется редко и виде исключений, заносится извне. История эпидемических болезней, являясь разделом истории медицины, одновременно является частью истории цивилизации.
В средние века причины эпидемий практически не были известны. Их часто связывали с «божьей карой» или стихийными бедствиями, землетрясениями, которые, как говорил немецкий историк медицины Генрих Гезер, «во все времена совпадали с опустошениями от повальных болезней». По словам других исследователей, эпидемии были вызваны «миазмами», т. е. «заразными испарениями», которые порождало «гниение», которое совершалось под землей, и выносится на поверхность при извержении вулканов. Третьи предполагали, что развитие массовых болезней зависит от положения небесных тел, и предлагали покидать населенные пункты при определённом расположении звёзд. Первую научную концепцию распространения заразных болезней выдвинул итальянский учёный Джироламо Фракасторо (1478-1533). По его мнению, инфекционное начало передавалось тремя способами: при непосредственным соприкосновении с больным человеком, через заражённые предметы и воздушным путём.
Первое, более или менее подробное сообщение о массовой болезни на Руси, можно обнаружить в русских летописях за 1092 год. «Повесть временных лет» сообщает, что в лето 6600 (1092) «предивное было чудо в Полоцке: ночью слышали цокот; со стоном, будто люди, по улицам рыскали бесы. Если кто выйдет из хоромины, желая их видеть, того невидимо уязвляли бесы, и оттого он умирал. И не смели люди выходить из хором. … Люди говорили, что души скончавшихся убивают полочан. Это бедствие шло от Друцка». По этому описанию ясно, что эта болезнь была небывалым, необычайным явлением для Руси. Внезапность заболевания и быстро наступавший роковой исход, до того поразили современников, что они начали искать сверхъестественную причину болезни. «Это было за грехи наши, ибо умножились грехи наши и неправды. Это навел на нас бог, велел нам покаяться и воздержаться от зависти и прочих злых дел враждебных». Кроме того, очевидно, что это была эпидемия – заболеваемость и смертность была весьма высокой, заболевали те, кто выходил из дома. Пределы распространения и число жертв неизвестны. Исторические источники также сообщают, что мор охватил и Киев. Кроме того, летопись сообщает, что от Филиппова дня (14 (27) ноября) до мясопуста (кануна Масленицы, по Карамзину, до 1 февраля) погибло 7 тыс. человек. Судить о характере этой, видимо, эпидемической болезни, на основании обрывочных, сказочных летописных данных, нельзя. О симптомах также нет сведений. Болезнь называется «язвой» и «раной», поэтому можно предположить, что она сопровождалась наружными признаками.
Следующая эпидемия и одновременно эпизоотия отмечены в летописях за 1158 год в Новгороде. «Мор бысть мног», сообщает летопись, «в Новгороде в людях и в конех, и нельзя было пройти сквозь город, ни на поле выйти, из-за смрада мёртвых», и скот рогатый помре».
В следующий раз мор посетил Русь в 1187 году. Летописец сообщает, что болезнь «силна в людях», не было ни единого двора без больных, а в некоторых болели все. В то же время смертность не упоминается, что обычно делалось. Поэтому можно предположить, что болезнь не сопровождалась высокой смертностью. Страшная эпидемия разразилась в 1230 году в Смоленске, она сопровождалась очень высокой смертностью. В источниках он резко отличается «от мора и глада» (смерти от голода), который в это же время свирепствовал на Руси. Число жертв эпидемии измерялось тысячами. В 1237 году эпидемия поразила Псков и Изборск, умирали и старые, и молодые люди, женщины, мужчины и дети. Смертность была настолько высокой, что при церквях вырыли братские могилы. «Моры» также отмечены в 1265 и 1278 гг. Видимо, массовые болезни, господствовавшие в 13 столетии почти по всей Западной Европе, время от времени заносились и на Русь. Так, названные города – Полоцк, Смоленск, Киев, Новгород и Псков, были в то время большими торговыми центрами, которые посещало значительное количество иностранцев. В тот период практически ничего не знали о происхождении массовых болезней, методах борьбы с ними, приписывая их божьей каре за грехи людей. Позже развились суеверные представления о том, что мор был вызван колдовством или отравлением воды татарами. Это походило на схожие представления в Западной Европе, где за эпидемии преследовали «ведьм» и «колдунов», приписывали появление чумы отравлению источников воды евреями.
Первое известие о море в 14 столетии обнаруживается под 1308 год. Новгородская летопись сообщает: «бысть казнь от Бога, на люди мор и на кони…». В 1321 году снова сообщается о море, который затронул людей и коней. Новое упоминание об эпидемии в Пскове и Изборске за 1241 год, во время войны с ливонскими рыцарями. «Бяше мор зол», говорит летопись, болезнь имела такой охват, что приходилось рыть братские могилы на целые семьи. Это последнее известие о море на Руси, которое можно найти в источниках до прихода на русские земли «Чёрной Смерти».
Чумные эпидемии на Руси со 2-й половины до конца XIV столетия. Черная Смерть
В XIV веке по Западной Европе прошла страшная эпидемия «Чёрной Смерти», занесённая из Восточного Китая. Она отличалась от предыдущих и последующих чумных эпидемий необычайными масштабами о особенной злокачественностью, которая привела к миллионам жертв. Так, в 1348 году она унесла жизни почти 15 млн. человек, что составляло четверть всего населения Европы, а к 1352 году в Европе умерло 25 млн. человек, т. е. треть населения.
Впервые чума появилась в Крыму в 1346 году, во владениях Золотой Орды, а в 1351 году в Польше и Руси. Летопись сообщает: «бысть мор силен на бесермены и на татары, и на черкесы и на всех тамо живущих яко не кому их погребати». Татары вступили в конфликт с генуэзцами в Кафе и осаждали три года эту итальянскую колонию. Среди татар началась чума, и ежедневно их умирало огромное количество. Тогда они в ярости и отчаянии стали бросать трупы погибших от чумы при помощи метательных машин, в крепость, с целью погубить врага. Среди итальянцев началась паника и они бросив город, бежали на родину. Габриель де Мюсси сообщает, что по дороге чума началась и среди них, из 1000 отплывших осталось в живых только 10 человек. Так, с Востока чума попала в Европу. Интересно, что на Русь чума пришла не с владений Золотой Орды, а из Западной Европы, 5-6 лет спустя после появления её в Крыму. Первым русский город, который подвергся мору стал Псков, который располагался в то время в оживленных торговых сношениях с западноевропейскими, и в частности с городами Ганзы.
В 1360 году новая вспышка эпидемии снова произошла в Пскове. Отчаявшиеся горожане, опять отправили послов в Великий Новгород, попросив архиепископа помочь им. Владыка Алексий приехал, благословил город, обошёл его крестным ходом, и после этого, по сообщению летописца, болезнь отступила. В описании этой эпидемии впервые сообщается о припухании желез, о кровохаркании не упоминается. В 1364 году страшная болезнь объявилась в низовьях Волги и стала подниматься вверх по реке. Особенно от мора пострадали: Нижний Новгород, Коломна, Рязань, Москва, Переяславль, Тверь, Ярославль, Владимир, Суздаль, Дмитров, Можайск, Кострома, Белозерск, Волок. Болезнь унесла огромное количество людей. В Москве не успевали хоронить погибших, тела клали в братские могилы. Летописцы довольно обстоятельно описали симптомы страшной болезни. У одних сразу началось кровохарканье и через 2-3 дня они умирали. Кровохарканью предшествовали острые боли в груди, затем начинался жар, обильный пот, озноб. У других опухали лимфатические узлы в различных местах: шейные, паховые и др. В 1374 году по Руси и также Золотой Орде прокатился ещё один мор, который сопровождался падежом скота. О симптомах этой эпидемии ничего не сказано.
Чума: Хроника эпидемии на Руси
За свою 200-300-тысячелетнюю историю Homo sapiens — человек разумный — не раз оказывался на краю гибели. Одну из самых больших опасностей представляла чума, за один свой приход убивающая миллионы людей. Не избежала визитов чёрной смерти и Россия.
Человек всегда жил и живёт фактически на краю пропасти. Так, около 74 тысяч лет назад катастрофическое извержение вулкана в нынешней Индонезии затмило небо на два десятка лет, превратив в зиму все времена года. Как предполагают учёные, тогда выжили порядка 2 тысяч человек. С энтузиазмом восприняв завет Всевышнего «плодитесь и размножайтесь», уже через десяток-другой тысячелетий люди расселились по всем континентам Земли за исключением Антарктиды.
Но помимо природных катаклизмов, существованию человечества угрожали эпидемии болезней, за короткие промежутки времени выкашивающие внушительную часть народонаселения. Особую кровожадность проявляли эпидемии чумы, регулярно навещавшие обитаемые континенты вплоть до XX века. Её с ужасом окрестили чёрной смертью. Пандемия 1346-1353 годов унесла жизни порядка 60 миллионов человек. При том что все население планеты тогда составляло около 430 миллионов.
Цена благодарности пастырю
Чума была нередким гостем в России. Летописцы уже с XI века то и дело сообщают: «Мор бысть мног в Новгороде», «Бысть мор силён в Смоленсце», «Бяше мор зол на люди в Пскове и Изборске»… И везде «мнози человецы умираху». Но поскольку летописи не содержат описаний симптомов моров, то относить их к чумным эпидемиям не представляется возможным.
Первый мор, который можно достоверно идентифицировать как эпидемию чумы, постиг Русь в 1352 году. Ему подвёргся город Псков, имевший оживлённые торговые связи как с Востоком, так и с Западом, где чума похозяйничала несколькими годами ранее. Смертность среди псковичан была столь высокой, что за ночь у каждой церкви набиралось для отпевания до 30 трупов. В гробы укладывали по несколько покойников.
Поскольку молитвы рядовых горожан не приносили избавления от чёрной смерти, была направлена делегация в Новгород к архиепископу Василию Калике со слезной просьбой прибыть в Псков и помолиться о прекращении мора. Василий просьбе внял, совершил во Пскове крёстный ход, а на обратном пути в Новгород скончался от чумы.
Новгородцы достойно проводили своего пастыря в последний путь: в церкви, где стоял гроб, было не протолкнуться от посетителей. И в Новгороде разразилась эпидемия чумы лёгочной формы.
Заболевание начиналось острой болью в груди, жаром, обильным потоотделением, ознобом, затем появлялось кровохарканье, и на второй-третий день человек умирал.
Турецкий «подарок»
В ноябре 1770 года в Московский генеральный госпиталь поступил офицер, привезённый из района русско-турецкой войны, где свирепствовала чума. Вскоре бедолага скончался. А вслед за ним отправились в мир иной пользовавший его лекарь и 22 из 27 человек, находившихся в госпитале на излечении. Была диагностирована моровая язва, как тогда называли чуму.
Позже болезнь проявилась на Большом суконном дворе — крупной ткацкой фабрике в Замоскворечье, куда поступила трофейная турецкая шерсть с затаившимися в ней блохами — переносчиками заразы. Её жертвами стали около сотни рабочих.
Похоронных команд не хватало, порой трупы ждали своей очереди по несколько дней, распространяя заразу.
Московский главнокомандующий Пётр Салтыков, а вслед за ним другие состоятельные граждане бежали из Москвы в загородные имения. В городе воцарилась паника. Окрестные крестьяне отказывались везти в Белокаменную свою продукцию. Начался голод.
Москвичи уповали на Бога. Распространились слухи о чудодейственной силе Боголюбской иконы Божией Матери, венчавшей Варварские ворота Китай-города. К чудотворной иконе устремились тысячи людей, чтобы молитвами и пожертвованиями подвигнуть Заступницу к отвращению от города моровой язвы.
Московский архиепископ Амвросий, понимая гибельность скопления людей в условиях эпидемии, велел молебны перед иконой прекратить, пожертвования опечатать, а саму икону перенести в церковь Кира и Иоанна на Солянке, что находилась неподалёку (она была снесена в 1934 году).
По Москве шептались, что Амвросий намерен пожертвования присвоить. И тогда, как горящую свечку в пороховой погреб, кто-то в толпе бросил клич: «Богородицу грабят!».
15 сентября (по старому стилю) 1771 года ударил набат Спасского колокола на Набатной башне Кремля, и тысячи людей, вооружённых дубинами, кольями, топорами, ножами и камнями, заполнили пространство между Варварскими и Ильинскими воротами Китай-города. Разгоряченная толпа направилась в Чудов монастырь в Кремле — резиденцию архиепископа — разбираться с Амвросием. Тот, предупреждённый, скрылся в Донском монастыре, защищённом мощными стенами. Чудов монастырь был разграблен.
На следующий день к восставшим примкнули ещё тысячи горожан. Стены не уберегли Донской монастырь от разъярённой толпы. Амвросия нашли на хорах монастырского храма, выволокли на улицу и подвергли безжалостному истязанию.
Другие бунтовщики направились громить лечебные учреждения, будучи уверенными, что доктора — по большей части иностранцы — только и делают, что умерщвляют честной народ.
Для подавления восстания в город были введены войска. Мятежники отчаянно сопротивлялись, но картечь, штыки и сабли сделали своё дело. Через три дня бунт был подавлен.
По приказу Екатерины II в Москву прибыл фаворит императрицы граф Григорий Орлов с четырьмя лейб-гвардейскими полками. С помощью принятых им мер дальнейшее распространение чумы прекратилось, а вскоре эпидемия сошла на нет.
Фанфары и кары
Екатерина высоко оценила заслуги Орлова. В Петербурге ему была уготована торжественная встреча. В Екатерининском парке Царского Села установили мраморную триумфальную арку с надписью «Орловым от беды избавлена Москва». Отчеканили медаль «За избавление Москвы от язвы в 1771 году» с посвящением награждаемому: «Россия таковых сынов в себе имеет». Этой медалью Орлов был вправе награждать тех, кто внёс весомую лепту в умиротворение Москвы.
После тщательного расследования с применением пыток под суд были отданы свыше 300 участников мятежа. Четверых из них приговорили к повешению, две сотни были биты кнутом и отправлены на каторгу.
Спасский набатный колокол, давший сигнал к началу бунта, императрица приговорила к изъятию языка. 30 лет колокол провисел немым, а затем был снят и в конце концов оказался в Оружейной палате.
Московская эпидемия 1770-1771 годов — последняя крупная вспышка чумы в истории России — унесла жизни более 50 тысяч москвичей. Но и стала для властей побудительным мотивом к благоустройству городов и созданию службы санитарного надзора.
Григорий Орлов настрого запретил хоронить погибших от чумы жителей Москвы на городских кладбищах. На некотором удалении от тогдашних границ Первопрестольной возникли «чумные» кладбища: Армянское, Дорогомиловское, Миусское, Пятницкое, Даниловское, Калитниковское, Семёновское, Преображенское, Рогожское. Самое известное из «чумных» — Ваганьковское кладбище, образовавшееся в 1771 году близ села Новое Ваганьково. Приняв тела сотен чумных покойников, оно долгие годы было последним пристанищем простого люда. Но когда оказалось окружённым Москвой, сюда потянулись катафалки с известными людьми. Здесь нашли упокой великие русские художники Тропинин, Саврасов, Суриков, великие русские поэты Есенин и Высоцкий, великие артисты…
Русь во время чумы: почему «черная смерть» подкосила только Европу
Санитарное состояние русских городов было не в пример лучше, чем на Западе
Пандемия коронавируса раздула панику мирового масштаба. Пока одни сражаются с опасной заразой, ищут эффективные лекарства и вакцину, другие ударились в мистику, предрекают скорый конец света и подозревают мировой заговор.
Однако все это уже было, история человечества, как известно, развивается по спирали. И сегодняшняя пандемия — просто детский лепет по сравнению с чумой, которая опустошила Европу в XIV веке. Сегодня заражены более 7,8 млн человек, умерло свыше 432 тысячи, тогда же погибло, по разным оценкам, от 25 до 100 млн человек. Семьсот лет назад человечеству реально угрожало полное вымирание. И тем не менее оно выжило, более того — получило мощный толчок в своем развитии. Оглянемся назад, чтобы убедиться, как порой поразительно похоже с нашими предками мы мыслим и действуем перед лицом такой напасти.
НУЛЕВОЙ ПАЦИЕНТ: СЪЕЛ ЧУМНОГО СУРКА
Чумой люди болели с доисторических времен и вплоть до XIX века, но «черной смертью» ее прозвали в XIV веке. Тогда случилась вторая пандемия чумы, ее пик пришелся на 1346–1353 годы. Жертвами болезни стали десятки миллионов людей по всему миру, а в Европе, по разным оценкам, погибло от 30 до 60% населения.
До сих пор среди ученых не утихают споры о том, кто и когда занес чуму в Европу. Одни, как и сейчас, во всем винят азиатов, другие утверждают, что в Старом Свете давно к тому времени существовали собственные очаги инфекции, которые под воздействием трагического стечения обстоятельств проснулись. Началась эпидемия после многочисленных климатических катаклизмов. Эта взаимосвязь не осталась незамеченной мистиками, и они сразу заговорили о близком конце света.
Действительно, началу пандемии чумы в XIV веке предшествовали сильные засухи и наводнения. С одной стороны, это привело к миграции грызунов, которые в поисках пропитания перемещались поближе к людям, а с другой — неурожай, голод заставлял людей есть все что попало, кроме того, у них снижался иммунитет, что приводило к возникновению эпидемий.
По одной из версий, нулевым пациентом стал монгольский кочевник, который съел зараженного чумой сурка, кстати, мясо этих грызунов до сих пор считается в Азии изысканным деликатесом. Несколько лет «черная смерть» гуляла по Юго-Восточной и Центральной Азии и в конце концов добралась до Золотой Орды, опустошив столицу золотоордынских ханов Сарай.
И хотя это было уже совсем близко от наших границ — в низовье Волги, но на север чума не пошла, в роли заградительного кордона выступило Дикое поле, ордынцы просто не смогли добраться до русских поселений и занести инфекцию, они умирали от чумы еще в пути.
Зато чума продолжила свою страшную экспансию на запад. Многие исследователи сходятся на том, что в Старый Свет болезнь попала с Крымского полуострова, откуда ее привезли генуэзские купеческие корабли. Золотоордынский хан Джанибек осаждал крымский город Каффе (нынешняя Феодосия), и когда среди его соплеменников началась эпидемия, он приказал забрасывать с помощью катапульты трупы умерших воинов в осажденную крепость.
ОБМАЗАТЬСЯ ФЕКАЛИЯМИ И ВОНЮЧИХ КОЗЛОВ ДЕРЖАТЬ В ДОМЕ
Чумная инфекция распространяется несколькими способами. Например, при легочной форме она передается респираторным путем, для средневекового человека, который ничего не знал о микробах, молниеносное развитие смертельной болезни выглядело как ужасное чародейство. Только что человек был жив-здоров, а завтра он уже харкает кровью, и к вечеру его несут на кладбище. Конечно, это приводило в ужас окружающих. Но еще больший страх вызывала у них бубонная форма чумы, которая поражала лимфатические узлы человека.
Они воспалялись, в паху и подмышках появлялись огромные шишки (бубоны), за несколько дней инфекция распространялась с кровотоком по всему организму, нарушалась свертываемость крови, появлялись многочисленные гематомы, отчего казалось, что тело больного чернеет. Из-за сильной интоксикации появлялся сильный неприятный запах. Выражение «выглядеть очумелым» возникло вследствие того, что лицо пациента отекало и черты лица менялись до неузнаваемости, а белки глаз воспалялись, про таких людей говорили, что у них «взгляд разъяренного быка». Многие не выдерживали страданий и выбрасывались из окон.
Переносчиками инфекции являлись блохи — это настоящие лаборатории по производству чумных бактерий. В пищеводе насекомого образуются миллионы бактерий, которые формируют пробку, она мешает блохе переваривать пищу, поэтому паразит вынужден постоянно срыгивать эту инфицированную слизь в ранку укушенного им человека или животного, тем самым заражая его.
Из-за проблем с пищеварением эта мелкая тварь вынуждена кусаться намного чаще и с большим ожесточением. Вместе с тем, если поблизости не было ни людей, ни животных, насекомое могло несколько суток обходиться без еды и воды, забившись в щель корабля — так блохи путешествовали по миру. Ученые утверждают, что благодаря их прожорливости и выносливости эпидемия чумы распространялась по Европе со скоростью 4 километра в сутки!
Согласитесь, что санитарно-эпидемиологические нормы за семь веков стали намного либеральнее. Подумаешь, цифровые пропуска и прогулки по графику, сейчас по крайней мере нас никто не заставляет обмазываться фекалиями, держать в доме вонючих козлов и не разбрасывают трупы собак на улице — так в Средневековье старались перебить запах чумных миазмов, тем самым предотвратив дальнейшее распространение инфекции.
ВИНОВАТЫ КОЛДУНЫ, МУСУЛЬМАНЕ И ЕВРЕИ
Пока одни люди ищут адекватные пути решения для коронавирусного кризиса, другие стараются найти скрытый мистический смысл в обыденных вещах и раскрыть вселенский заговор. Разница лишь в том, что сейчас на роль главных злодеев назначили китайцев, Билла Гейтса и мировую цифровую закулису, а в XIV веке обвиняли во всех бедах колдунов, мусульман и евреев. Последних особенно люто ненавидели и линчевали без суда и следствия, и все только потому, что они реже болели, так как строже соблюдали личную гигиену.
На Руси, кстати, не было еврейских погромов во время чумы, впрочем, и самих евреев тоже. Если кого и подозревали в злодействе, то в первую очередь колдунов и ведьм. Православный народ во всех своих бедах и болезнях уповал лишь на Бога и заступничество святых угодников, в зачумленных городах истово служили многочисленные молебны, ходили крестным ходом и строили за один день обыденные храмы.
Но, по свидетельству летописцев, и это далеко не всегда помогало. Иногда эпидемия из-за массового скопления людей во время богослужений, наоборот, лишь разрасталась. Известно, что первый русский город, куда пришла чума в XIV веке, был Псков, что вполне объяснимо, учитывая его оживленные торговые отношения с западными соседями. Новгородская летопись так описывает начало этого «мора»: «Того же лета был мор зол в граде Пскове и по селам, смерти належащи мнози; мроша бо люди, мужи и жены, старыи и младыи, и дети, и попове, и чернцы, и черницы».
В панике горожане обратились к новгородскому архиепископу Василию с просьбой посетить Псков и отслужить молебен, что он и сделал, а вернувшись домой — сам умер от «черной смерти». Новгородцы устроили ему пышные похороны, куда собралась толпа народа, и через короткое время чума уже свирепствовала в Новгороде с не меньшей силой, чем в Пскове. За несколько месяцев эпидемия охватила многие русские города: Суздаль, Чернигов, Киев, Смоленск.
Наблюдая за тем, как себя ведет болезнь, наши предки со временем накопили опыт и стали применять первые противоэпидемиологические правила. Они пришли к очень верному выводу о прилипчивости, заразности болезни. Поэтому власти строго запрещали присваивать личные вещи покойного, их надлежало сжигать. Возможно, благодаря этому мудрому запрету на Руси не было во время эпидемии такого разгула мародерства, как в Европе. В качестве профилактики лекари также рекомендовали очищать воздух с помощью костров и благовоний, а при возможности советовали покинуть зачумленное место. Карантин на даче или в родовой вотчине — лучший способ спастись от заразы во все времена.
«ГОРОДА РУСИНОВ ЗЕЛЕНЫ И ПРОСТОРНЫ»
Одни исследователи считают, что образ «черной смерти» порожден ужасом, который испытывали люди при виде почерневшего больного, эти несчастные к тому же источали жуткое зловоние. По другой версии, такую страшную болезнь, которая косила целые города, мог послать людям только князь Тьмы, отсюда и соответствующее название, и образ всадника Апокалипсиса.
На Руси считали, что мор (болезнь) — это божья казнь за людские грехи, а чуму называли моровой язвой. Несмотря на явное социально-экономическое отставание средневековой Руси от своих европейских соседей, санитарное состояние русских городов было не в пример лучше, чем на Западе. Возможно, поэтому «черная смерть» не нанесла такого колоссального урона жителям нашей страны в те времена.
Иностранцы с удивлением отмечали, что города русинов зелены и просторны, уже в XI веке был построен первый водопровод в Новгороде, для сравнения — первый водопровод Германии появился в Нюрнберге в XV веке. Отмечали путешественники и любовь славян к бане, после которой те обязательно надевали чистое белье. Уже тогда наши соотечественники широко использовали мыло. Причем оно было доступно не только богатым. «Домострой» предписывал содержать в чистоте не только тело, но и дом, следить за тем, чтобы пища готовилась в чистой посуде. В одной из летописей, которые являются главным источников документальной информации о тех временах, говорится, что в Новгороде уже в 1346 году была больница. А местный зелейник (аптекарь) располагал 55 средствами только от одной малярии.
Конечно, тогда тоже находились люди, считавшие, что все самое лучшее и прогрессивное есть только на Западе, поэтому бояре и прочая знать приглашали себе лекарей из Европы, но, по свидетельству очевидцев, заморские врачи часто оказывались шарлатанами, зато среди своих нередко находились одаренные самоучки, хорошо разбиравшиеся в траволечении и народной медицине.
В то время как в Старом Свете счет жертвам чумы шел на миллионы, на Руси ее страшная жатва была намного скромнее — в летописях сообщается о десятках тысяч погибших. Возможно, в статистику попали далеко не те, кто умер от моровой язвы. Ведь летописцы фиксировали только тех, кого хоронили в братских могилах. Так, в Смоленске за два года погребли 32 тысячи человек. А спустя несколько лет, в 1387 году, там вообще в живых осталось только 5 человек, которые вышли из пустого города и закрыли за собой ворота. Кстати, Смоленск наряду с Новгородом и Псковом в XIV веке считался въездными воротами государства, через эти три города шла вся торговля с заморскими странами, соответственно, там была самая напряженная эпидемиологическая обстановка.
Ученые до сих пор спорят, почему чума не оставила такого разрушительного следа на Руси, как в Европе в XIV веке. Одни считают, что нас спасла огромная территория, невысокая плотность населения и слабые экономические связи с соседями. Может, и так, но нельзя сбрасывать со счетов и то, о чем говорилось выше — русские поселения были намного чище западных. По средневековой Европе гуляли полчища крыс, в одном из лечебных трактатов того времени даже есть рецепт, что делать, если «кому крыса лицо щипнет или омочит», а ведь именно этим грызунам, точнее, их блохам, отводят роль главных разносчиков заразы.
Санитарное состояние европейских городов вообще было ужасным, из окон выбрасывали мусор прямо на мостовую, и когда уже невозможно было ни проехать, ни пройти, местный сеньор издавал указ убрать улицу от хлама. А парижский статут, городской закон, предписывал домохозяйкам, прежде чем выливать помои из окна на улицу, трижды крикнуть прохожим: поберегись! В сточные канавы стекала также кровь животных с городских боен, а потом все это попадало в реки, из которых жители брали питьевую воду.
ВОСПЕТЬ СВОЮ ЛАУРУ, ЛЕЖА В БРЕДУ НА ИВЛ
«Черная смерть» очень сильно повлияла на всю европейскую цивилизацию, подтолкнув ее к коренным преобразованиям. Во многом благодаря чуме Западная Европа сегодня именно такая, какая есть. Эпидемия подорвала основы феодального строя, дала толчок промышленной революции, создала предпосылки к созданию мануфактур. Ведь больше всего людей умерло в городах, поэтому цеховики вынуждены были принимать работников со стороны — в свою очередь это подтолкнуло крестьян к массовому бегству от вассалов.
Массовая гибель людей, невиданные доселе страдания поколебали авторитет католической церкви, и спустя какое-то время в Европе возникло протестантское движение. Напротив, светские власти, особенно в Венеции, где впервые были разработаны эффективные карантинные меры, обрели независимость от Папы.
Чума подкосила Золотую Орду, которая представляла серьезную угрозу для всего западного мира, в итоге она распалась на несколько ханств и вскоре прекратила свое существование. Но самое главное — именно в этот момент получила мощный толчок в своем развитии медицина — и благодаря этому продолжительность человеческой жизни резко увеличилась.
Многие современные слова — карантин, лазарет — возникли именно тогда, в XIV веке. Даже костюм чумного доктора, который до сих пор остается основным средством защиты эпидемиологов, правда, уже в другой, «космической» модификации, пришел к нам из Средневековья. Только тогда это был не комбинезон, как сейчас, а длинный балахон, полностью закрывающий все тело, а на лицо надевали маску из плотной кожи с длинным клювом, который забивали ароматическими травами. Дышать приходилось через две маленькие дырочки. Но это мало помогало врачам — смертность среди них, как, впрочем, и сейчас, была очень высокой.
И, наконец, неизгладимый след «черная смерть» оставила в искусстве того времени, породив особый жанр, который так и назывался «чумное искусство». Несколько веков художники и поэты находили особую красоту в смертельной болезни и ретранслировали ее через свои работы: стихи, картины и гравюры. Не исключено, что пандемия коронавируса тоже оставит после себя прекрасные произведения искусства. И новый Петрарка будет воспевать свою Лауру, которая ему привиделась в горячечном бреду, когда он лежал на ИВЛ.