Как называлась станция охотный ряд
Охотный ряд (станция метро)
Охотный ряд (до 25 ноября 1955 года), Имени Кагановича (до осени 1957 года), Охотный ряд (до 30 ноября 1961 года), Проспект Маркса (до 5 ноября 1990 года)
Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения
Ю. А. Ревковский, Н. Г. Боров, Г. С. Замский
Д. Н. Чечулин, Ю. А. Ревковский (восточный); О. А. Стапран и Л. И. Савельев (западный, в здании гостиницы «Москва», не сохранился)
Шахта № 10-11 Мосметростроя (руководитель А. Бобров); реконструкция 1997 года — СМУ-5 Мосметростроя (руководитель М. Арбузов)
СодержаниеИстория и происхождение названияСтанция открыта 15 мая 1935 года в составе первого пускового участка Московского метрополитена — «Сокольники» — «Парк культуры» с ответвлением «Охотный ряд» — «Смоленская». До 1938 года от станции действовало вилочное движение (в соотношении 1:1) в направлении станций «Библиотека имени Ленина» и «Коминтерн» (ныне «Александровский сад»). После отделения Арбатского радиуса в самостоятельную линию тоннель до «Александровского сада» (в то время эта станция называлась «Коминтерн», 24.12.1946 ставшая «Калининской») использовался для служебных нужд. При строительстве торгового центра под Манежной площадью в середине 1990-х годов тоннель был наполовину засыпан (был разобран один путь, ранее служивший для движения от «Александровского сада», второй сохранился). Подземный переход на станцию «Театральная» был открыт только 30 декабря 1944 года, ранее переход осуществлялся только через общий вестибюль. 29 ноября 1959 года был построен выход со станции в один из первых подземных переходов в Москве (под Охотным рядом). 7 ноября 1974 года открылся второй переходный коридор на станцию «Театральная», с этого момента каждый из коридоров работает на переход только в одну сторону. Станция получила своё название по улице Охотный ряд (в то время — площадь Охотного Ряда). Площадь была названа по находившимся здесь в XVIII—XIX веках лавкам, где торговали добычей охотников — битой дичью и птицей. В XIX веке Охотный ряд приобрел исключительно торговый характер: там расположились торговые лавки, склады, гостиницы, трактиры. В 1956 году площадь была преобразована в улицу, которая в 1961—1990 годах была частью проспекта Маркса. 25 ноября 1955 года станция была переименована в станцию Имени Кагановича: в связи с тем, что московский метрополитен, носивший доселе имя советского политического деятеля, руководившего строительством метро, Л. М. Кагановича, получил имя Ленина, имя Кагановича закрепили за одной из станций. В 1957 году бывший партийный лидер был снят с высших государственных постов, и осенью 1957 года (точнее установить не удалось) станцию переименовали обратно в Охотный Ряд. 30 ноября 1961 года станция вновь переименована — в «Проспект Маркса» — по существовавшему тогда проспекту Маркса, названному в честь основоположника коммунизма К. Г. Маркса. 5 ноября 1990 года, на волне начавшейся десоветизации, станции во второй раз возвращено исконное название. «Охотный ряд» — единственная в Москве станция, переименовывавшаяся 4 раза. Вестибюли и пересадкиСтанция является пересадочной на станцию «Театральная» Замоскворецкой линии. Переход осуществляется по эскалаторам, расположенным в центре зала, а также через совмещённый вестибюль (восточный), имеющий выход на Театральную площадь. В тот же пересадочный узел входит и станция «Площадь Революции», однако прямого перехода между ними нет, так как станции достаточно удалены друг от друга. Интересные фактыВо время съёмок фильма «Москва слезам не верит» в 1977—78 годах станция называлась «Проспект Маркса», однако по сюжету действия фильма происходят в 1958 году, когда станция носила название «Охотный ряд». В эпизоде, где героиня Ирины Муравьевой едет в метро, на стене станции ясно читается «Охотный ряд», то есть специально для съёмок фильма было повешено старое название. Интересно, что самая глубокая станция мелкого заложения, «Ленинский проспект» на 1,5 метра глубже самой мелкой станции глубокого заложения «Охотный ряд». Техническая характеристикаОформлениеМассивные пилоны выполнены в виде сдвоенных многогранных колонн. Они облицованы белым и серым мрамором. В 2007—2008 годах проведена замена облицовки путевых стен с желтоватой керамической глазурованной плитки на светлый мрамор. (Элемент прежней отделки путевых стен оставлен со стороны пути, ведущего из центра в сторону «Улицы Подбельского»). Название станции выполнено металлическим буквами на фоне из чёрного мрамора, пол выложен серым гранитом. Центральный зал и посадочные платформы освещаются шаровидными светильниками, укрепленными на потолке. Ранее для освещения центрального зала использовались светильники в виде торшеров, наподобие светильников, установленных в центральном зале станции Новокузнецкая. В восточном аванзале находится мозаичный портрет Карла Маркса (автор Евгений Рейхцаум, 1964 год). 18 станций московского метро, менявших названияВ московском метро почти 200 станций, и 18 из них меняли свои названия, а некоторые и не один раз. Рассказываем, как и почему. Станция, переименованная четыре раза: «Охотный ряд» При открытии станция получила название «Охотный ряд» – так назывался один из московских торговых рядов XII века. В 1955 году ее переименовали в честь советского государственного деятеля Л. М. Кагановича назвали станцией «Имени Кагановича». Через два года, когда Каганович оказался в числе участников так называемой антипартийной группы, станции вернули прежнее название «Охотный ряд». В 1961 году оно было изменено на «Проспект Маркса». С 1990 года станция вновь носит название «Охотный ряд». Станция, переименованная три раза: «Александровский сад» Соседняя станция первоначально была названа «Улица Коминтерна», затем долгие годы носила название «Калининская». В 1990 году была переименована в «Воздвиженку» − по названию ближайшей улицы. И уж только потом – в «Александровский сад». Станции, переименованные дважды: «Партизанская» При открытии в 1944 году станция называлась «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина». В 1963 году она была переименована в «Измайловский парк», а 2005 года именуется «Партизанской». При последнем переименовании столичные власти рассказали, что основанием для такого выбора стало оформление станции скульптурами и барельефами на тему Великой Отечественной войны, а также тот факт, что в парке по традиции встречаются ветераны партизанского движения. «Алексеевская» Станция открыта в 1958 году под названием «Мир». В 1966 году название сменили на «Щербаковскую» в честь советского партийного деятеля А. С. Щербакова. В 1990 году на схемах метро появилось название «Ново-Алексеевская», а с ноября того же года станция носит название «Алексеевская». Почему? Просто когда-то здесь было село Алексеевское, а потом оно стало частью Москвы. Таким образом, главными причинами переименований были либо переоценка исторической роли лица, в честь которого названа станция, либо желание дать станции название той части города, в которой она расположена. Бывало так, что менялось название одноименного района – тогда менялось и название станции. Местности могли вернуть ее историческое название. Бывало и так, что масштабный проект, в честь которого назвали станцию, не был реализован, и станцию переименовывали. Переоценка роли личности в истории «Улица Подбельского» − «Бульвар Рокоссовского» «Сталинская» − «Семеновская» «Кировская» − «Чистые пруды» «Площадь Ногина» − «Китай-город» «Дзержинская» − «Лубянка» «Ждановская» − «Выхино» «Завод имени Сталина» − «Автозаводская» Возвращение исторического названия «Площадь Свердлова» − «Театральная» «Лермонтовская» − «Красные ворота» «Горьковская» − «Тверская» «Битцевский парк» − «Новоясеневская» «Ленино» − «Царицыно» «Колхозная» − «Сухаревская» Отмена строительства большого проекта «Дворец Советов» − «Кропоткинская» Метро «Охотный ряд»«Охотный ряд» – одна из станций в центре Москвы, расположенная на Сокольнической линии Московского метрополитена. Станция открылась для пассажиров 15 мая 1935 года в составе первого пускового участка Московского метрополитена. Линия тогда состояла из 13 станций – от «Сокольников» до «Парка культуры». Станция «Охотный ряд» – величественное подземное сооружение. Протяжённость всех залов составляет 155 метров, а глубина заложения станции – 32 метра. Расположение «Охотный ряд» находится в самом «сердце столицы» – рядом с Красной площадью в Тверском районе Москвы. Соседние станции Московского метрополитена – «Лубянка» и «Библиотека имени Ленина». Проектирование и строительство Там, где сейчас располагается станция, несколько веков назад начиналась река Неглинка, поэтому долгое время в этой болотистой местности не сооружали никаких построек. В древности над водой проходил мост, по которому жители Москвы могли попасть на Красную площадь – крупнейший торг столицы. Территория бывшей гостиница «Москва» также была заболочена. Только в 17 веке на другой стороне Неглинки возвели усадьбы князей из Грузии и семейства Троекуровых, а также палаты Голицина. В Охотном ряду в конце 17 столетия построили церкви Параскевы Пятницы и Анастасии с колокольнями, церковными постройками и кладбищами. Грунт в речной местности был заполнен плывунами, глиной и водоносными песками, поэтому у участников стройки возникло множество трудностей при сооружения станции «Охотнорядская». Пустоты в склепах под захоронениями добавляли проблем во время проходки: они находились в самых неожиданных местах, где строители ожидали увидеть твёрдый грунт. Первоначально на станции было запланировано возвести два свода. В самом начале строительных работ, когда было пройдено только пара десятков метров тоннеля, Л. М. Каганович пришла в голову мысль заново спроектировать центральную станцию столицы: сделать её трёхсводчатой, и построить два выхода – северный и южный. Грунт для масштабной подземной станции пришлось разработать от улицы Горького до Большой Дмитровки. Станция расположилась под Охотнорядской площадью, по обеим сторонам которой находились масштабные здания гостиницы «Москва» и Дома комитетов Совета Труда и Обороны, построенные в 30-е годы в столице. По проекту разработки масштабной станции должны были проходить под землёй рядом с фундаментами высоток на малой глубине – 8 метров. Помимо сложностей с выработкой грунта, возникали и другие проблемы. Требовалось построить три свода станции таким образом, чтобы их разделяли переходные арки с опорами – пилонами. Лазарь Моисеевич Каганович потребовал, чтобы строители приложили максимум усилий на этом этапе работ. Благодаря мастерству и отваге рабочих, удалось воплотить все задумки архитекторов станции: Ю. А. Ревсковского, Г. С. Замского и Н. Г. Борова. Они хотели сделать «Охотнорядскую» максимально комфортной для людей, чтобы находясь внутри подземного зала, пассажиры не ощущали давления стен на такой большой глубине. Несмотря на сложные гидрогеологические условия, было решено проводить строительные работы обычным горным способом. Этот метод казался специалистам наиболее быстрым и эффективным. Для строительства тоннелей в водоносном грунте пригласили лучших профессионалов в данной области. Опытным тоннельщикам приходилось работать в сложнейших условиях среди плывунов, грязи и ледяной воды, на глубине 15 метров от поверхности под одной из самых оживлённых площадей столицы. В основе технологии лежал «немецкий» способ: сначала сооружали стены, а уже после этого на них строили своды станции. Первым делом поставили крайние стены-барьеры возле небоскрёбов, между которыми расположилась подземное пространство. Это позволило строителям с уверенностью продолжить выработки. На станции «Охотный ряд» впервые использовали наружную оклеечную изоляцию. Однажды за перекрытиями из бетона внутри шахты случился пожар. Причиной опасной ситуации стало возгорание изоляционного слоя. Грандиозная работа могла сорваться, но рабочим удалось ценой невероятных усилий ликвидировать аварию. Бригады строителей осторожно продвигались метр за метром в слоях карбонных глин. Кровля штолен постепенно опускалась, и породы сдавливали проходы в грунте так, что тяжело было провезти вагонетки в штольни. Когда в Москве двое суток шёл сильный дождь, на Охотнорядской площади образовался целый водоём. Движение транспорта в центре города остановилось, участники строительства ожидали в напряжении. Свод под зданием церкви тогда ещё не успели забетонировать, и сквозь подземные склепы в шахту стала проникать вода, а затем кровлю штолен прорвало бурным потоком. На стройку обрушились тонны воды с пластами грунта и асфальта. Чудом никто из рабочих не пострадал. На возобновление строительных работ ушло целых три дня. Строительство станции происходило в ускоренном темпе, и было завершено в срок, несмотря на все трудности. Особенности названия «Охотный ряд» неоднократно переименовывали. В проекте станция назвалась «Охотнорядская» в честь одноимённой площади, которая располагалась в центре столицы до 19 века. На Охотнорядской с начала 17 века часто торговали дичью местные охотники. В момент открытия подземный объект получил название «Охотный ряд». В конце ноября 1955 года Московскому метрополитену присвоили имя В. И. Ленина, а центральную станцию назвали именем руководителя строительством метро Л. Н. Кагановича. Спустя два года, после победы Н. С. Хрущева над «антипартийной группой», в которой состоял Каганович, «Охотному ряду» было возвращено первоначальное название. Осенью 1961 года Охотнорядскую улицу переименовали в Проспект Маркса, поэтому 30 ноября того года станция получила новое название в честь немецкого философа. Об этом периоде напоминает мозаичный портрет основоположника коммунизма Карла Маркса, сохранившийся до сих пор в аванзале восточного вестибюля. Изображение на мозаике написал в 1964 году художник Евгений Рейхцаум. Затем 5 июня 1990 года в период «перестройки» снова переименовали центральные улицу и станцию из «Проспекта Маркса» в «Охотный ряд». С тех пор название больше ни разу не меняли. Архитектура Станция «Охотный ряд» появилась одной из первых в Московском метрополитене. В отличие от подземки послевоенного периода, в 30-е годы столичное метро только начало приобретать свои неповторимые черты. Что же представляет из себя станция «Охотный ряд» сегодня, спустя более 85 лет с момента открытия? Главным украшением станции по-прежнему остаются массивные пилоны, выполненные в виде двойных колонн с четырьмя гранями. Облицовка пилонов – серебристо-голубой итальянский мрамор. Название станции написано буквами из металла на тёмном мраморном фоне. Путевые стены изначально были отделаны жёлтой глазурованной плиткой из керамики в форме небольших квадратов. В 2008 году оформление станции изменили: старую плитку убрали, а для отделки этой части центрального зала использовали светлый мрамор. Часть прежней облицовки путевых стен сохранили в той части центрального зала, откуда поезда следуют из центра Москвы до станции «Бульвар Рокоссовского». Покрытие пола гранитное серого цвета. Потолочный свод украшен нарядными кессонами сложной квадратной формы, а боковые залы отделаны лепниной. Изначально для освещения перронного зала установили массивные светильники-торшеры, но потом их заменили на потолочные лампы в форме шара. Вестибюли У станции «Охотный ряд» в настоящее время есть два вестибюля: восточный и западный. Восточный вестибюль является общим для станций «Охотный ряд» и «Театральная». Выход из этого вестибюля расположен на Театральной площади. Западный вестибюль находится под землёй и выходит на Манежную площадь. Войти в метро возможно через знаменитый подземный торговый комплекс, открытый в 1997 году под названием «Охотный ряд». Также на поверхность выходят ещё 7 лестничных переходов. Изначально был ещё южный вестибюль, который построили на первом этаже гостиницы Моссовета («Москва») по проекту архитекторов Л. И. Савельева и О. А. Стапрана. В помещении было очень необычное оформление перекрытий и стен, но в 2004 году вестибюль был разобран вместе со знаменитой гостиницей. Бывший северный вестибюль был сооружён в переделанном старом здании на пересечении улиц Большая Дмитровка и Охотный ряд. Проектированием вестибюля занимался архитектор Д. Н. Чечулин. Пересадки со станции В течение трёх лет после введения в эксплуатацию «Охотного ряда» действовало вилочное движение: часть поездов направлялась до станции «Улица Коминтерна» (сейчас «Александровский сад», а остальные шли до «Библиотеки имени Ленина». Сегодня со станции Московского метрополитена «Охотный ряд» пассажиры могут пересесть на «Театральную» Замоскворецкой линии. Переход происходит по эскалаторам в центральном зале. Интересные факты Станция Московского метрополитена «Охотный ряд» расположена в самом центре российской столицы. Неподалёку находятся улицы с удивительной историей: Тверская, Моховая, Охотный ряд и Большая Дмитровка. Центральные районы Москвы богаты на достопримечательности. Приехав на станцию «Охотный ряд», можно в считанные минуты добраться пешком до самых значимых мест и достопримечательностей Москвы.
Сколько каких товаров можно было купить на одну зарплату в том или ином году
Как и откуда войти на станцию Вход на станцию Охотный ряд с улицы Большая Дмитровка ↓ Вход на станцию Охотный ряд с Театральной площади ↓ Вход на станцию Охотный ряд с Тверской улицы. На заднем плане справа – здание исторического музея. Слева – здание гостиницы Москва, из-за угла которого виднеется здание бывшего музея Ленина, ранее служившее зданием Городской думы. Там, у этого здания, расположен противоположный вход в этот переход ↓ Вход га станцию Охотный ряд с противоположной стороны Тверской улицы. Как и куда выйти со станции Чаще всего, люди выходят из вестибюля, расположенного здании по адресу Улица Большая Дмитровка, 2. Выйдя на Большую Дмитровку вы увидите вот такую картину: Повернув голову направо, вы увидите ↓
улицу Большая Дмитровка. Если вы пойдёте в этом направлении, то дойдёте по ней до Страстного бульвара. Если же вы повернетесь налево, то увидите вот что ↓
Завернув налево за угол, вы можете пойти в сторону театральной площади, но если вам действительно нужно в эту сторону, то лучше бы вам было выйти из вестибюля не налево, а направо. Тогда при выходе вы увидите. ↓
Кроме того, пройдя по переходу, со станции Охотный ряд можно выйти и на Тверскую ↓ Охотный РядЕще перед открытием станция Охотный ряд получила эпитет «сердца метро» — она сооружалась в самом центре столицы и должна была иметь легкий вид, несмотря на глубокое залегание. Также во время строительства станции изменили проект: она стала иметь центральный зал. Название станции было дано по старинной улице, располагавшейся здесь в 17–19 веках, на которой шла оживленная торговля добычей охотников. В 19-м веке специализация исчезла, и тут стали торговать различными товарами. К 1935-му году здесь были построены монументальные здания: дом Комитетов Совета Труда и Обороны (ныне — здание Государственной Думы РФ) и гостиница имени Моссовета («Москва»). Необходимо было учитывать соседство с этими постройками и суметь соорудить павильоны в условиях плотной застройки. Выход был найден — два вестибюля расположились на первых этажах зданий. Для северного вестибюля был перестроен старый дом, стоящий на углу Б.Дмитровки и Охотного ряда — проект архитектора Д.Н.Чечулина. Первый этаж был декорирован в виде цоколя, в котором расположился вход в метро. Окна верхних этажей разделены пилястрами, на антаблементе сооружена балюстрада. Высокие ниши по бокам от дверей предполагались для размещения в них статуй. Некоторое время после открытия станции в двух нишах из четырех стояли фигуры атлетов. Внутри вестибюль украшен кессонированным потолком с маленькими шарообразными светильниками. Через некоторое время после открытия в интерьер была добавлена типовая скульптура Сталина. Южный вестибюль расположился на первом этаже здания гостиницы «Москва», авторами проекта являются архитекторы Л.И.Савельев и О.А.Стапран. Интерьер выделялся обработкой перекрытия и облицовкой стены. Эта знаменитая гостиница была разобрана в 2004 году, тем самым был утрачен старый вестибюль. В эскалаторном аванзале, вдоль его оси, располагались массивные высокие торшеры. Сводчатый потолок обработан неглубокими кессонами. По бокам расположены крупные четырехгранные колонны. Подземный зал станции спроектирован архитекторами Н.Г.Боровым, Г.С.Замским. Ю.А.Ревковским. По своим габаритам это была самая большая станция глубокого заложения в мире на момент открытия! Авторы станции постарались избавить пассажиров от ощущения глубины. Пилоны станции, сооруженные в виде сдвоенных колонн, облицованы светлым итальянским мрамором. Свод центрального зала богато кессонирован сложнопрофильными квадратами. Своды боковых залов украшены лепниной в виде меандра. В настоящее время все залы освещаются люстрами в виде шара, но до постройки перехода в центре зала средний неф освещался массивными торшерами, расположенными по оси станции.
Ст. Охотный Ряд. Скульптура «футболист» в нише наземного вестибюля
Ст. Охотный Ряд. Вестибюль, встроенный в гостиницу «Москва» В ноябре 1955 года было решено дать московскому метрополитену имя В.И.Ленина, а именем Кагановича, руководившего строительством метро, назвать центральную станцию. Постановили переименовать станцию Охотный ряд. Станция имени Кагановича недолго проносила свое название: в 1957 году после победы Хрущева над «антипартийной группой», куда входил Л.М.Каганович, станции вернули прежнее название. В 1961 году улица Охотный ряд вошла в состав образованного Проспекта Маркса и 30 ноября 1961 года, чтобы привести название станции в соответствие, ей дали название «Проспект Маркса». В 1964 году северный вестибюль был украшен панно с портретом Карла Маркса (художник Е.Рейхцаум). 5 ноября 1990 года станции возвращено первоначальное название. 1. Торшеры из центрального зала станции. Демонтированы из-за больших пассажиропотоков и строительства перехода в центральном зале. Освещение заменено на люстры-шары. Также торшеры демонтированы в эскалаторном зале вестибюля. 2. Скульптуры в нишах наземного вестибюля. 3. Скульптура И.В.Сталина в северном вестибюле. 4. Вестибюль в гостинице Москва. Снесен вместе со зданием гостиницы в 2004 году. Читайте такжеОхотный РядОхотный Ряд Еще перед открытием станция Охотный ряд получила эпитет «сердца метро» — она сооружалась в самом центре столицы и должна была иметь легкий вид, несмотря на глубокое залегание. Также во время строительства станции изменили проект: она стала иметь центральный Глава III Охотный РядГлава III Охотный Ряд Сейчас Охотный Ряд — это короткая и широкая улица, соединяющая Театральную и Манежную площади, на которой всего четыре здания. Три из них стоят на северной стороне — здание Государственной думы, Дом Союзов и дом на углу Большой Дмитровки и Театральной
|