Как называлась первая пьеса чехова
Чехов за 30 минут
Серия «Классики за 30 минут» позволит Вам в кратчайшее время ознакомиться с классиками русской литературы и прочитать небольшой отрывок из самого представленного произведения. В доступной форме авторы пересказали наиболее значимые произведения классических авторов, обозначили сюжетную линию, уделили внимание наиболее важным моментам и показали характеры героев так, что вы сами примите решение о дальнейшем прочтении данных произведений, что сэкономит вам время, либо вы погрузитесь полностью в мир данного автора, открыв для себя новые краски в русской классической литературе. Для широкого круга читателей.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Чехов за 30 минут предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Первая пьеса Чехова «Иванов» была поставлена в Москве, в театре Корша, в 1887 году. Премьера прошла бурно: кто-то шикал, кто-то топал ногами, но большинство аплодировали и вызывали автора. Позже Чехов значительно переработал «Иванова».
Летом 1889 года писателя постигла огромная утрата — умер брат Николай. Подавленный горем, желая сменить обстановку, Чехов едет в Одессу, затем в Ялту, но боль не стихает. Вернувшись в Москву, в дом на Садово-Кудринской, Чехов начинает писать, пытаясь вернуть себе душевное равновесие, найти успокоение в работе. Первые произведения этого периода — «Скучная история» и пьеса «Леший».
Пьесу «Леший» по причине неудачной постановки Чехов снял с репертуара, но несколько лет спустя переделанная пьеса получила новую жизнь под названием «Дядя Ваня».
• Повесть «Скучная история»;
• водевили «Медведь» и «Лебединая песня»;
• более ста рассказов.
Дверь этого гостеприимного дома всегда была открыта для музыкантов, артистов, писателей и другого творческого люда. На втором этаже не смолкали звуки споров, музыки, а в это время на первом этаже Чехов работал за столом. Вышел четвертый сборник рассказов «Хмурые люди», посвященный Чайковскому. В 1887 г. Академией наук за сборник рассказов «В сумерках» Чехову была присуждена половинная Пушкинская премия. Известность и популярность Чехова возрастают, и одновременно нарастает недовольство собой, жажда самосовершенствования. Вновь писатель прибегает к испытанному средству — путешествию.
Поездка на Сахалин и другие путешествия
«Я рад, что в моем беллетристическом гардеробе будет висеть и сей жесткий арестантский халат. Пусть висит!» (Чехов)
В 1890 году Чехов отправляется в Сибирь; главная цель путешествия — остров Сахалин, место ссылки осужденных на каторгу. Путь через Сибирь занял 82 дня.
• девять очерков под общим названием «Из Сибири».
На Сахалин Чехов прибыл 11 (23) июля. И начались трудовые будни: общаясь с местным населением, писатель узнавал историю каждого, причину ссылки. Писателя интересовали подробности быта, труда заключенных и обычных местных жителей, условия содержания в тюрьме. Работая днем и ночью, он собрал 10 000 опросных карточек о жителях острова, проведя фактически перепись населения Сахалина. Общение с политзаключенными было строго запрещено администрацией острова, но Чехов обошел этот запрет.
Возвратившись с Сахалина морем, через Владивосток, Чехов устремился по маршруту: Гонконг, Сингапур, остров Цейлон, Суэцкий канал, Константинополь, Одесса, в декабре 1890 года путешественник наконец вернулся домой.
Последующие 5 лет Чехов работал над своими путевыми заметками, в результате была написана книга очерков «Остров Сахалин». Этот литературный документ рассказывал о столь вопиющих нарушениях, что вызвал волну интереса к Сахалину, даже на уровне Министерства юстиции и Главного тюремного управления. На остров стали приезжать официальные лица и даже иностранцы для служебных расследований. Так, подвижнический труд Чехова в очередной раз принес пользу огромному количеству людей. А ведь самому писателю поездка на Сахалин стоила обострения туберкулезного процесса…
По итогам поездки в Сибирь написаны:
• книга очерков «Остров Сахалин»;
• рассказы «Гусев», «Бабы», «В ссылке», «Рассказ неизвестного человека», «Убийство».
После сибирского путешествия жажда странствий не была утолена, и Чехов вместе со своим другом и издателем Сувориным отправляются в Западную Европу: Австрию, Италию, Францию. Финальная точка путешествия — блистательный Париж.
В 1891-1892 годах часть средней полосы России и Поволжья из-за неурожая и засухи страдала от сильнейшего голода. Чехов организует сбор пожертвований в пользу голодающих Нижегородской и Воронежской губерний, сам дважды выезжал туда. В это время Чехов пишет рассказ «Жена».
Мелиховский период (1892–1898 гг.)
Недалеко от города Серпухова, близ станции Лопасня Московско-Курской железной дороги расположена деревня Мелихово. В центре ее — усадьба с фруктовым садом и двумя деревянными домами: большим и совсем маленьким. Весной 1892 г. Чехов покупает имение в Мелихово и поселяется там с родителями, сестрой Марией и на первых порах — братом Михаилом. Почему он убежал из Москвы? Вечные посетители, невозможность уединения, пошатнувшееся здоровье… Но даже не это главное. Чехов сам признавался, что, живя в Москве, он перестал чувствовать себя народным писателем, нужным врачом.
Итак, Чеховы живут «на земле»! Антона Павловича увлекают хозяйственные вопросы, реконструкция запущенного имения, во всех делах ему активно помогают домочадцы. Отец Чехова, Павел Егорович, начинает вести дневник, описывая жизнь в Мелихово день за днем: хозяйственные дела, погоду, кто и когда приезжал и уезжал.
Как и каждый день жизни великого писателя, Мелиховский период был насыщен событиями, благотворительностью, профессиональной деятельностью. Как только местные жители узнали, что Антон Павлович — врач, со всех сторон потянулись к нему пациенты, с которых он денег за лечение не брал. Увозили к тяжелым больным и его самого.
Во время эпидемии холеры, которая поразила центральные губернии России в 1892 году, Чехов стал работать наравне с уездными врачами: на открытом им временном медицинском участке он принимал больных, бесплатно выдавал им лекарства, вел статистические записи о заболеваниях.
Просто удивительно, что помимо медицины и писательства Чехов занимается общественными делами, да какими масштабными! Построены на личные средства писателя в Мелихове и окрестностях три школы, колокольня и пожарный сарай. При активном участии писателя строилось шоссе, ведущее на Лопасню, также Чехов добивается, чтобы на лопасненской железнодорожной станции останавливались скорые поезда, чтобы там были открыты почта и телеграф.
Для важного дела просвещения Антон Павлович не только строил школы, но также стоял у истоков организации общественной библиотеки в городе Таганроге, на родине писателя. Он отдает в дар более двух тысяч томов из личной библиотеки, включая редкие, дорогие экземпляры, в дальнейшем постоянно закупает и посылает новые партии книг. Просто удивительно, с какой легкостью и любовью к окружающим этот человек с весьма хрупким здоровьем делал добрые и важные дела!
Ведет писатель и деловую, и светскую жизнь: выезжает в Москву и Петербург для встреч с издателями, редакторами, писателями, артистами, художниками, посещает спектакли, литературные вечера, концерты. В 1895 г. в Ясной Поляне состоялась встреча двух великих писателей — Л. Н. Толстого и А. П. Чехова.
В Мелихово, как и в другие места жительства семьи Чеховых, не прекращая едут гости. Антон Павлович, радушный хозяин, все-таки успевает и работать. Его рабочий кабинет — деревянный флигель. Над этим небольшим, но уютным «корабликом», окруженным ягодными кустарниками, поднимался настоящий флаг, когда его хозяин был дома. В этом флигеле была написана пьеса «Чайка».
В мелиховский период написаны:
• рассказы «Палата № 6», «Человек в футляре», «Бабье царство», «Дом с мезонином», «Случай из практики», «Ионыч», «Крыжовник», «На подводе», «Новая дача», «По делам службы»;
• повести «Мужики», «Моя жизнь», «Три года»;
• свыше полутора тысяч писем к различным адресатам;
• пьесы «Чайка», «Дядя Ваня».
В 1897 году у Чехова настолько обостряется туберкулезный процесс, что он вынужден пройти лечение в больнице. И сам Чехов, и лечащие его врачи считали, что резкое ухудшение здоровья было вызвано поездкой на Сахалин, где писатель жил и работал во вредных для его здоровья условиях: в холоде и сырости. Доктора настояли на переезде Чехова на юг. Осень и зиму 1897-1898 гг. писатель живет в Ницце, потом в Париже. И тут не обошлось без социально важного дела: познакомившись в Париже с известным скульптором М. М. Антокольским, Чехов убеждает того создать для Таганрога памятник основателю города Петру Первому. Переговоры проходят удачно, Чехов организовывает бронзовую отливку статуи и доставку её в Таганрог.
В сентябре 1898 года Чехов приобретает участок земли в двух километрах от набережной в деревне Аутка. В октябре Чехов узнаёт о смерти отца.
В Ялте Чехов начинает строительство дома на деньги, полученные от продажи сочинений известному книгоиздателю Марксу. Проект дачи, известной ныне как Чеховский сад, принадлежал архитектору Шаповалову. Чехов своими руками сажает деревья, трудится на участке земли.
Через год Чехов живет в Ялте уже с матерью и сестрой. Имение в Мелихово продано. Как и обычно, начинается кипучая деятельность: как местный житель, он избирается в члены попечительского совета женской гимназии, жертвует 500 рублей на строительство школы в Мухолатке, хлопочет об устройстве первой биологической станции. В Ялте, будучи сам тяжело болен туберкулезом, работает в Попечительстве о приезжих больных. В то время очень многие чахоточные приезжали в Ялту, причем почти без денег, только потому, что были наслышаны об Антоне Павловиче Чехове, который помогает устроиться.
Работая на пользу общества, Чехов не растворяется в десятках, сотнях больших и малых дел, которые он выполняет либо курирует. Он с огромной ответственностью относится к своей писательской известности и тому общественному резонансу, который неизменно вызывают его произведения. Именно этому вопросу посвящены строки: «Литератор не кондитер, не косметик, не увеселитель; он человек обязанный, законтрактованный сознанием своего долга и совестью». Так Чехов понимает свой долг — как писателя и человека. В 1900 году Чехова выбирают в почетные академики Петербургской Академии наук. Но в 1902 году Чехов выходит из её рядов в знак несогласия с решением Академии об исключении Горького по причине его политической неблагонадежности.
Весной 1900 года в Крым приезжает на гастроли Московский Художественный театр. Чехов отправляется в Севастополь, где специально для него дают «Дядю Ваню». Позже театр переезжает в Ялту, и в доме на Аутке начинают собираться писатели: Бунин, Горький, Куприн; кроме того, каждый день у Чеховых — вся театральная труппа. Вскоре театр возвращается в Москву, но одна из актрис вскоре приедет в Ялту вновь. Это Ольга Леонардовна Книппер, ведущая актриса МХТ, первая исполнительница ролей в чеховских пьесах, с которой Чехов познакомился на репетициях в 1898 году и впоследствии активно переписывался. Они проводят вместе весь июль, и решают создать семью. Судьба у этой семьи необычная: больше было прожито в разлуке, чем вместе — жена была привязана к театру, а муж — к курортному климату, поскольку уже был тяжело болен. Их письма полны нежности, глубокой печали от разлук и надежды на совместное будущее. Увы, этим надеждам не дано было осуществиться.
Зиму 1900-1901 гг. Чехов находится в Ницце на лечении, потом едет в Италию, а в феврале возвращается в Ялту. 25 мая Антон Павлович и Ольга Леонардовна венчались. Сразу после свадьбы Ольга Леонардовна везет мужа в Уфимскую губернию на кумыс — считалось, что он помогает при чахотке. Чехов уже очень слаб, но несмотря на мучительную болезнь, он продолжает писать, встречаться, помогать. Написана и поставлена пьеса «Три сестры» (1901 г.). Чехов в основном живет в Ялте, хотя погодные и бытовые условия нельзя назвать подходящими для него. Супруги не виделись по несколько месяцев, так как Ольга Леонардовна была занята в театре, а Чехов вынужден был находиться в Ялте по предписанию врачей. Разлуки эти были мучительны для обоих. Чехов писал жене: «Если мы теперь не вместе, то виноваты в этом не я и не ты, а бес, вложивший в меня бацилл, а в тебя любовь к искусству».
В 1904 году ставится еще одна пьеса Чехова «Вишневый сад». Книппер играет Раневскую, и эта роль — вершина ее творческой карьеры. «Вишневый сад» — это последнее произведение великого писателя и драматурга. Страдая от туберкулеза, в мае 1904 года Чехов покидает Ялту и вместе с женой едет в Баденвейлер, знаменитый курорт на юге Германии, где на короткое время писателю стало легче.
15 июля (2-го по ст. стилю) во втором часу ночи Чехов почувствовал себя особенно плохо. Приехавшему на вызов доктору он сказал твердо: «Я умираю». Затем попросил принести шампанского, не торопясь осушил бокал, лег, повернувшись на левый бок, и вскоре скончался.
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
• Произведения Чехова переведены более чем на 100 языков;
• его пьесы, в особенности «Чайка», «Три сестры» и «Вишнёвый сад», на протяжении более 100 лет ставятся во многих театрах мира;
• произведения Чехова были экранизированы более 200 раз.
Антон Павлович Чехов. Биографическая справка
29 января исполняется 150 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова.
Русский писатель, драматург Антон Павлович Чехов родился 29 января (17 января по ст. стилю) 1860 года в городе Таганроге в семье купца третьей гильдии, владельца бакалейной лавки. В семье Чеховых было шестеро детей и все очень одаренные.
Антон учился в греческой школе, затем в классической гимназии. Будучи учеником гимназии, Антон Чехов одновременно работал в лавке отца. В 1876 году отец разорился и вынужден был бежать вместе с семьей от кредиторов в Москву, где семья Чеховых почти три года жила в тяжелой бедности. Антон до окончания гимназии оставался в Таганроге, зарабатывал на жизнь репетиторством и даже высылал небольшие денежные переводы семье. В Москву он приехал только в 1879 году и в том же году поступил на медицинский факультет Московского университета, где его преподавателями были очень известные профессора, в том числе и Николай Склифосовский.
Первые литературные опыты Чехова относятся к гимназическим годам. Он писал водевили, сцены, очерки, анекдоты, некоторые из которых посылал в редакции столичных юмористических журналов. После поступления в университет литературный труд стал для Чехова основным источником заработка. Он регулярно публиковал свои юмористические рассказы на страницах массовых иллюстрированных журналов под псевдонимами Антоша Чехонте, Человек без селезенки, Брат моего брата и др. (всего известно более 50 псевдонимов Чехова).
Первые произведения Чехова публикуются в 1880 году в журнале «Стрекоза» – это, написанные в жанре пародий «Письмо к ученому соседу» и «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т.п.?» С этого времени начинается литературная деятельность Антона Павловича Чехова.
С конца 1882 года Чехов начинает сотрудничать в петербургском журнале «Осколки», занявшем к тому времени ведущее положение среди юмористических изданий.
В 1884 году вышла его первая книга «Сказки Мельпомены». В том же году Чехов окончил университет и начал работать уездным врачом в Воскресенске (сейчас – город Истра), в больнице известного земского врача Павла Архангельского, позже Чехов работал в Звенигороде, временно заведуя больницей.
Работая врачом, Чехов не прекращал свою литературную деятельность и писал многочисленные короткие рассказики: сценки, этюды, наброски. В этот период появились такие рассказы как «Беглец», «Хирургия», а также темы для таких рассказов, как «Мертвое тело», «На вскрытии», «Сирена». Позже, в 1886 и 1887 годах, он объединил их в сборники «Пестрые рассказы» и «Невинные речи».
В 1886 году, Чехов получил приглашение на работу от знаменитого издателя общероссийской газеты «Новое время» Алексея Суворина. С началом регулярного сотрудничества с газетой Чехов отказывается от псевдонима и подписывается полным именем. Написанный в 1877 году сборник рассказов «В сумерках» принес Чехову Пушкинскую премию, а после публикации в том же году в престижном журнале «Северный вестник» повести «Степь» Антон Чехов получил настоящее признание.
В 1887 году в Москве в театре Корша была поставлена первая пьеса Чехова «Иванов».
В начале 1890 годов Антон Павлович Чехов становится практически самым читаемым писателем России. Он печатается во многих журналах и газетах, выпускаются его отдельные сборники и переиздания прошлых публикаций. За Чеховым закрепляется репутация бытового писателя, мастера психоанализа и человека, которому близки существующие социальные проблемы.
В 1890 году Чехов отправляется в Сибирь, чтобы затем посетить остров Сахалин – место ссылки осужденных на каторгу. В июле он прибыл на Сахалин, где в течение трех месяцев вел работу исследователя, медика, социолога. Чтобы ближе познакомиться с жизнью поселенцев и ссыльных, он произвел перепись сахалинского населения. Через некоторое время появляются очерковые записки «Из Сибири» и «Остров Сахалин», а также такие произведения, как «Гусев», «Бабы», «В ссылке», «Рассказ неизвестного человека», «Убийство».
В 1892 году Чехов покупает имение в селе Мелихово Серпуховского уезда Московской губернии. Мелиховский период – это не только вдохновенный литературный труд Чехова и активная медицинская практика, это колоссальная общественная деятельность писателя. Во время холерной эпидемии Чехов работал земским врачом, обслуживая 25 деревень. Он открыл на свои средства в Мелихове медицинский пункт, принимая множество больных и снабжая их лекарствами. В Мелихове и его окрестностях Чехов построил три школы для крестьянских детей, колокольню и пожарный сарай для крестьян, он участвовал в прокладке шоссейной дороги на Лопасню, ходатайствовал, чтобы на лопасненской железнодорожной станции стали останавливаться скорые поезда и там же добился открытия почты и телеграфа. Кроме того, Чехов организовал посадку тысячи вишневых деревьев.
В Мелихове Чехову приходит идея создания общественной библиотеки в Таганроге. Писатель жертвует туда более 2-х тысяч томов собственных книг, среди которых немало уникальных изданий с автографами музейной ценности, а также составляет для библиотеки галерею портретов деятелей науки и искусства.
В мелиховский период созданы «Палата № б», «Человек в футляре», «Бабье царство», «Случай из практики», «Ионыч», «Крыжовник», написан большой «деревенский цикл» произведений («Мужики», «На подводе», «Новая дача», «По делам службы»), повесть «Три года», пьеса «Дядя Ваня». Здесь же была написана и пьеса «Чайка», премьера которой состоялась в 1896 году на сцене петербургского Александрийского театра.
Первая постановка не имела успеха. В 1898 году «Чайка» была поставлена на сцене Московского Художественного театра и шла с непрекращающимся успехом. Эта постановка МХТ открыла публике искусство Чехова-драматурга. Постановки последующих чеховских пьес («Дядя Ваня», 1899; «Три сестры», 1901, «Вишневый сад», 1904) осуществлялись только на сцене этого театра.
В 1897 году у Чехова резко обострился туберкулезный процесс, и он вынужден был лечь в больницу. По настоянию врачей осень и зиму 1897/1898 годов писатель жил в Ницце, потом в Париже. В мае 1898 года он возвращается на родину и едет в Мелихово, где живет до сентября, а затем едет в Ялту. В Ялте он приобрел участок земли в двух километрах от набережной в деревне Аутка и начал строительство дома. Вскоре он продает имение в Мелихово и с матерью и сестрой окончательно перебирается на жительство в Ялту.
В Ялте Чехов ведет активную общественную деятельность: как местный житель, он избирается в члены попечительского совета женской гимназии, жертвует 500 рублей на строительство школы в Мухолатке, хлопочет об устройстве первой биологической станции. Будучи сам тяжело больным туберкулезом, Чехов работает в Попечительстве о приезжих больных.
В 1900 году его выбирают в почетные академики Петербургской Академии наук, но в 1902 году он вышел из ее рядов в знак несогласия с решением Академии об исключении Горького по причине его политической неблагонадежности.
Зимой 1900/1901 годов Чехов находился в Ницце на лечении, потом уехал в Италию, а в феврале вернулся в Ялту.
25 мая 1901 года Антон Павлович Чехов и ведущая актриса МХТ, первая исполнительница ролей в чеховских пьесах Ольга Леонардовна Книппер обвенчались.
Сразу после свадьбы Ольга Леонардовна повезла мужа в Уфимскую губернию на кумыс (считалось, что он помогает при чахотке). Чехов уже очень слаб, но несмотря на мучительную болезнь, он продолжает писать, встречаться с людьми, помогать всем.
Супруги не виделись по несколько месяцев, так как Ольга Леонардовна была занята в театре, а Чехов вынужден был находиться в Ялте по предписанию врачей. Разлуки эти были мучительны для обоих.
В 1904 году была поставлена еще одна пьеса Чехова «Вишневый сад», в которой Книппер играла Раневскую. Это было последнее произведение Антона Павловича Чехова. Туберкулезный процесс усилился настолько, что в мае 1904 года Чехов покинул Ялту и вместе с женой уехал в Баденвейлер, знаменитый курорт на юге Германии.
15 июля (2 по ст. стилю) во втором часу ночи Чехов почувствовал себя особенно плохо. Приехавшему на вызов доктору он сказал твердо: «Я умираю». Затем попросил принести шампанского, не торопясь осушил бокал, лег, повернувшись на левый бок, и вскоре скончался. Похоронили Чехова в Москве на Новодевичьем кладбище.
Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр XX века. Его драматические произведения, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара. Его пьесы не сходят со сцены театров всего мира, а рассказы и повести переиздаются большими тиражами и включены в школьные программы.
Музеи Антона Павловича Чехова имеются в Таганроге, Москве (в доме, где семья Чеховых жила в 1886–1890 годах), Мелихове, селе Лука (Сумской область), Ялте.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Громов М.П.: Книга о Чехове
Первая пьеса
ПЕРВАЯ ПЬЕСА
О, как это хорошо, что никому неизвестно, когда я начал писать.
Какой многолинейный и сложный сюжет, обладая склонностью к разгадыванию всякого рода литературных загадок и тайн, можно было бы развернуть вокруг этой пьесы, затерявшейся у самых истоков творческой биографии Чехова. Широко известная теперь по фильму « Неоконченная пьеса для механического пианино», она впервые увидела свет в 1923 году (Неизданная пьеса А. П. Чехова. Центрархив. Документы по истории литературы и общественности. Изд. «Новая Москва», 1923. Вып. 5. Текст подготовил и снабдил предисловием и примечаниями Н. Ф. Бельчиков). Рукопись была найдена в 1920 году при разборке документов и бумаг в Московском отделении банка Русско-Азовского общества. Она хранилась в личном сейфе сестры писателя.
Рукопись, найденная Н. Ф. Бельчиковым, не имела титульного листа; неизвестно было, когда создавалась пьеса и как она называлась.
«Безотцовщина» и писалась в Таганроге в 1877 или 1878 году, когда ее автор учился в VII классе гимназии. Младшему его брату и будущему биографу было тогда 12-13 лет. Впоследствии в книге «Вокруг Чехова» он писал: «Я очень жалею, что, уехав в 1876 году в Москву, был разлучен с братом Антоном на целые три года и что эти три года его жизни так и остались неизвестными в его биографии» (Чехов М. П. Вокруг Чехова. С. 73).
Вторая пьеса была написана уже в Москве в 1880 или 1881 году. Название этой второй драмы в памяти не удержалось.
Между тем сомнения возникли и были высказаны в печати задолго до того, как был найден автограф первой пьесы, о которой М. П. Чехов, очевидно, ничего не знал.
В 1914 году, когда отмечалось десятилетие со дня смерти Чехова и появилось множество статей и воспоминаний о нем, некто под псевдонимом «Эн» опубликовал в газете «Русские ведомости» статью «Неизвестные пьесы Чехова»: «Дело в том, что рукопись этой пьесы, очень толстая тетрадь, без заглавной страницы, существовала много позднее того времени, к которому относится воспоминание об учиненной Чеховым казни над его драмою. А раз так, совершенно не исключена возможность, что рукопись уцелела и затем, что пережила она писавшего ее. М. П. Чехов, которому принадлежит воспоминание, передает, что он переписывал пьесу, что переписанный им экземпляр был у Ермоловой, и этот же экземпляр затем изорван в клочки. Но, очевидно, писанный чеховскою рукою подлинник не подвергся той же печальной участи» ( ).
Через неделю в той же газете появилась пространная статья за подписью «Z», в которой приводились более достоверные свидетельства и пересказывалось содержание пьесы:
«Несколько дней назад в «Русских ведомостях» приводились сведения и соображения, позволяющие сделать вывод, что юношеская пьеса Чехова, будто бы уничтоженная автором, в действительности уничтожена не была и что, вероятно, рукопись этой драмы уцелела и до сих пор. Со слов лица, которому сравнительно недавно довелось читать эту пьесу, можем сообщить некоторые, хотя и отрывочные, подробности о самой драме, о главных контурах ее содержания и изображенных в ней персонажей.
В пьесе, оставленной Чеховым без названия (по крайней мере никаких следов его не уцелело), можно довольно ясно различить эмбрионы некоторых будущих чеховских произведений. Уже влекли к себе внимание молодого писателя некоторые образы, роились некоторые художественные замыслы, которые лишь много позднее получили полноту выражения, улеглись в формы законченные и отчетливые, а тогда были лишь смутны и сбивчивы; еще не выносила их его творческая фантазия. Но иногда отдельные черточки, отдельные факты целиком повторялись в позднейших произведениях. Ближе всего юношеская драма, технически очень несовершенная, но уже отмеченная печатью чеховского таланта, к «Иванову» (Z. Неизвестная драма Чехова // Русские ведомости. 1914. 8 июня).
«техническое несовершенство» не помешало ему оценить содержательность ранней драмы, ее скрытую художественную значительность.
Из статьи ясно, что в московских литературных кругах о пьесе знали; воспоминания Михаила Павловича не представлялись современникам ни единственным, ни тем более вполне достоверным источником сведений об А. П. Чехове.
Статью из «Русских ведомостей» перепечатала «Театральная газета», сделав свою врезку: «Каковы бы ни были достоинства и недостатки этой пьесы, она не может не представлять, хотя бы лишь для истории чеховского творчества, большой интерес. И нужно желать ее опубликования» (Неизвестные пьесы Чехова // Театральная газета. 1914. 8 июня).
Наконец, через месяц корреспондент «Московской газеты» напечатал интервью с М. П. Чеховой, взятое в Ялте: «Недавно мною, при разборе архива брата, найдена большая пьеса без названия, написанная в восьмидесятых годах» ( ).
Это известие скорее порождало новые проблемы, чем разрешало старые, но по этому поводу М. П. Чехова в печати более не выступала. Публикации не последовало, рукопись была помещена на хранение в банк.
С появлением издания Центрархива М. П. Чехов существенно отредактировал текст мемуаров, сняв прежде всего и в дальнейших изданиях не восстанавливая известие о том, что рукописи ранних драм были уничтожены автором. Эта ответственнейшая поправка, сделанная без всяких пояснений, была, конечно, замечена и Н. Ф. Бельчиковым, и С. Д. Балухатым; со временем о ней стали забывать.
Собственно, «воспоминаний младшего брата», на которые принято ссылаться в исследованиях по творчеству Чехова, не существует. Есть ряд разновременных публикаций, заметно отличающихся друг от друга в фактическом плане. С появлением материалов, М. П. Чехову неизвестных или, может быть, просто забытых им, варьировался и уточнялся текст. Понятно, что важнейшие из поправок, внесенных в позднейшие годы, относятся к «Безотцовщине», которую младший брат писателя мог видеть только в отрочестве и о которой мало что помнил спустя тридцать лет, когда писал в 1907 году первый вариант своих воспоминаний.
Существует лишь одно бесспорное документальное свидетельство о юношеской пьесе, подтверждающее заглавие «Безотцовщина». Это письмо старшего брата Чехова, Александра Павловича, которому она и была послана из Таганрога в 1878 году. Письмо датировано 14 октября 1878 года.
Письмо Ал. П. Чехова от 14 октября 1878 года является первоисточником сведений о «Безотцовщине». Характерно, что младший брат ясно помнил это название и эту дату, о второй же драме, которую видел и дважды переписывал гораздо позднее, не помнил почти ничего.
Сохранившаяся рукопись восходит к какому-то не дошедшему до нас оригиналу. Переписывая драму, Чехов, естественно, делал не механическую копию, но уточнял и совершенствовал текст.
Платонов-старший «заодно с другими патриотами бесстыдно грабил свою родину», конечно, не пропустил бы ни один цензор. Впрочем, и в сокращенном варианте пьеса неизбежно была бы запрещена.
Редактируя текст, Чехов стремился сделать свою драму сценичнее. Он сузил круг персонажей (в списке действующих лиц вычеркнуты дочери Щербука и затем все, что в пьесе было связано с ними); устранялись также жаргонизмы и грубоватые обороты речи. Ряд поправок связан с попыткою приблизить характеры персонажей (прежде всего Платонова) к традиционным актерским амплуа, но с этой задачей Чехову не удалось справиться не только в этой юношеской пьесе.
Нет возможности сказать, сколько раз переписывалась пьеса (по мнению С. Д. Балухатого, не менее трех раз), но совершенно очевидно, что Чехов возвращался к рукописи неоднократно, на протяжении не месяцев, но лет. Это и делает вполне вероятным предположение, что сохранившаяся рукопись представляет собой один из последних авторских вариантов той «Безотцовщины», которую в 1878 году получил из Таганрога старший брат, отложивший все разговоры о пьесе до приезда А. Чехова в Москву. Здесь между 1879 и 1881 годами и перерабатывался ее первоначальный текст.
Много ли времени нужно, чтобы написать пьесу такого объема, распутать (или, быть может, запутать, нисколько не думая об условиях и условностях сцены) столько сюжетных линий, судеб, интриг? Двадцать действующих лиц, около трехсот страниц рукописи, по крайней мере трижды переписанных от строчки до строчки,- это невозможно сделать ни за месяц, ни за год. Не потому только, что Чехов никогда не писал помногу и быстро; но ведь он в это время учился, работал в анатомичке, дежурил в клиниках. Никогда не было у него ни той одержимости, с какой работал, например, Бальзак, тративший тем не менее бездну времени на правку корректур и объяснения с владельцами типографий, ни способности диктовать, проговаривать свой текст вслух.
Но потом что-нибудь, казавшееся более неотложным, отвлекало, вдохновения ждать было некогда.
Спустя десять лет, когда актриса приближалась к своему сорокалетию, Чехов написал в одном из поздних фельетонов: «Я требую, чтобы М. Н. Ермолова играла одних только идеальных девиц, не старше 21 года» (Чехов А. П. В Москве // Соч. Т. 7. С. 504 генеральши Войницевой, женщины заметно за тридцать, мало похожей на Офелию, на знаменитых героинь Малого театра.
Юношеская драма, не увидевшая при жизни своего автора ни сцены, ни света, имеет тем не менее долгую и довольно сложную сценическую историю.
актеры, обладавшие прекрасными внешними данными; их фотографии послужили иллюстрацией к заметке «В Париже и. Пскове», где сообщалось о постановке первой чеховской пьесы в Париже и упоминался Жан Вилар, режиссер Национального театра и первый во Франции исполнитель роли Платонова (Огонек. 1957. № 32. С. 30).
На европейской сцене пьеса появилась в самом начале 1928 года, когда в переводе на немецкий язык была поставлена в Герже (Германия). Здесь она шла под названием «Бесполезный человек Платонов». Через год в переводе с немецкого на чешский ставилась в Пражском городском театре на Виноградах; премьера состоялась в канун дня рождения Чехова, 28 января 1929 года (перевод П. Эйснера).
В рецензии на спектакль Отокар Фишер отметил художественную значительность драматургического материала и соотнес «Платонова» с пьесами зрелых лет: «Драматической сосредоточенности, которую обычно считают необходимым условием сценического произведения, мы здесь не найдем. Но ее, как известно, нет и в зрелых пьесах Чехова. В самом действии еще много наивного и натянутого, но эти недостатки окупаются тем напряженным и мучительным вниманием, которое дебютант уделил своей центральной проблеме и с которым он всматривался в своего «героя». трагикомического учителя, обладавшего бог весть какой притягательной силой для целого сонма красавиц и ими же затравленного потом» ( ).
Никто, естественно, не писал о художественной беспомощности «Платонова», никто не рискнул бы сказать, что драма не заслуживала постановки и обречена на забвение. Все это звучало бы весьма архаично, в духе театральной критики тех допотопных времен, когда писали о безыдейности Чехова, о «творчестве из ничего».
Возможен, однако, иной подход к многоплановому сценическому материалу первой пьесы. Так поставлена «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977; фильм Н. Михалкова отмечен международной кинопремией «Давид» в 1979 году).
Действие идет «в одной из южных губерний» и связано с Таганрогом и его окрестностями, с впечатлениями и жизненным опытом ранних лет. Чехов вырос на юге России, он знал степные помещичьи усадьбы графа Платова, у которого служил управляющим его дед, имения в Криничке, Крепкой, Рагозиной балке.
Персонажи пьесы упоминают реальные имена, читают действительно издававшиеся в России книги. Это проясняет хронологию действия и в некоторых случаях позволяет довольно точно сказать, к какому историческому моменту Чехов относил ту или иную сцену, какой реальный подтекст создавал.
«. А на лбу роковые слова: продается с публичного торга!
Щербук. Это Некрасова. Говорят, помер Некрасов. » (д. II, к. 2, явл. 8). (Некрасов умер 8 января 1878 г.).
«Идеалы нашего времени». Цитата из этой книги существенна для понимания драматического конфликта «Безотцовщины», упоминание же имени Некрасова и его стихов звучит в контексте весьма злободневно.
Что касается немногих календарных «реалий» (например, упоминание газеты «Русский курьер», д. I, явл. 9), то они позволяют судить лишь о времени создания сохранившейся авторской копии пьесы, а не ее первоначального раннего текста.
Первая пьеса важна для понимания формирующейся общественной позиции Чехова; быть может, никогда впоследствии эта позиция не выражалась столь определенно и ясно, как здесь.
«Безотцовщина» была задумана как современная, с глубоким историческим подтекстом драма о русской жизни. В первом ее действии старый Глагольев говорит: «Под неопределенностью я разумею современное состояние нашего общества. Все крайне неопределенно, непонятно. Все смешалось до крайности, перепуталось. » Это ключевые слова, и они, как нетрудно заметить, почти тождественны словам Л. Н. Толстого, сказанным о России 70-х годов прошлого века: «У нас теперь. все это переворотилось и только укладывается».
«Безотцовщина». Это пьеса о разорившихся и переживших себя отцах и о детях, взрослевших после реформы: «Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом. »
«Не верю я вашей старческой, самоделковой мудрости! Не верю, друзья моего отца, глубоко, слишком искренно не верю вашим простым речам о мудреных вещах. » (д. I, явл. 14).
При редактировании рукописи Чехов сильно сократил и ослабил монолог Платонова об отце, пронизанный в первоначальном своем варианте обличительным пафосом памятных 60-х годов: «Умирал человек, как только может умирать развратник до мозга костей, богач при жизни, нищий при смерти. Из глаз лилось шампанское, питое когда-то им и его прихлебателями на средства тех, которые ходили в лохмотьях и ели мякину. Я сунулся с покаянием. Напомнил ему засеченных, униженных, изнасилованных, напомнил Севастопольскую кампанию, во время которой он заодно с другими «патриотами» бесстыдно грабил свою родину. » (д. I, явл. 5).
Какая же почти детская наивность и неопытность нужны были для того, чтобы надеяться провести такой текст через цензуру и услышать его со сцены Малого театра. И какая память, чтобы вернуться к нему через много лет. Шампанское, бьющее из глаз, вспомнится при создании «Вишневого сада», где Раневская скажет о своем прошлом: «Муж мой умер от шампанского. »
Главным героем юношеской драмы является, конечно, Платонов. С ним связаны судьбы всех остальных персонажей и завязки всех любовных интриг. Ничего не происходит на сцене, пока на ней нет Платонова, и, стоит ему появиться, сразу же возникают острые конфликты, пробуждаются сильные чувства, гнев, страсть.
«Глагольев I. Платонов, по-моему, есть лучший выразитель современной неопределенности. Это герой лучшего, еще, к сожалению, ненаписанного, современного романа. Под неопределенностью я разумею современное состояние нашего общества: русский беллетрист чувствует эту неопределенность. Он стал в тупик, теряется, не знает, на чем остановиться, не понимает. Трудно понять ведь этих господ! Романы донельзя плохи, натянуты, мелочны. Все смешалось до крайности, перепуталось. Вот этой-то неопределенности, по моему мнению, и является выразителем наш умнейший Платонов» (д. I, явл. 3).
На сцене Глагольев должен выглядеть человеком умудренным, начитанным, выдающим, как это часто случается со старыми говорунами, книжные слова за свои. В обширном его монологе множество литературных намеков и перелицовок, «старых, но еще недопетых песен». Иногда их источник указать нетрудно, иногда его приходится разыскивать годами. Не будем, впрочем, делать вид, что нам совершенно неведом упомянутый в монологе «русский беллетрист», что мы не знаем, о каком романе рассуждает Глагольев. Вот страница, предвещающая характернейшие черты Платонова, его чудачества и его судьбу:
Книжные речи о вечных идеалах человечества и бессмертных принципах свободы не имеют в глазах молодых героев чеховской драмы ни малейшей цены; те «руководящие звезды отцов», которые так озадачивают Сашу Платонову при чтении «Идеалов нашего времени», для них навсегда погасли.
«Саша. Где я остановилась? (Читает). «Пора, наконец, снова возвестить о тех великих, вечных идеалах человечества, о тех бессмертных принципах свободы, которые были руководящими звездами наших отцов и которым мы изменили, к несчастью». Что это значит? (Думает). Не понимаю. Отчего это не пишут так, чтобы всем понятно было?» (д. II, к. 2, явл. 2).
а сама тема «отцов и детей» получала новую, не связанную с тургеневской традицией трактовку.
Так возникал один из примечательнейших приемов чеховской поэтики: «высокое» книжное или романическое слово в новом для себя контексте низводилось к пародии, переосмысливалось и развенчивалось.
Обращения к памятным книгам, цитатам, большим именам всегда глубоко содержательны и прежде всего историчны.
В работе над первой пьесой складывалось существенно новое понимание природы драматического конфликта. Начиная с простейшего, можно сказать так: у Платонова нет своего Яго, нет лица или круга лиц, которые преследовали бы героя, или, как тень отца в «Гамлете», открывали бы ему глаза, разоблачая измену.
Образы старшего и младшего Веигеровичей и Осипа, которому старик Венгерович всеми правдами и неправдами внушает ненависть к Платонову, рождены, конечно, наступавшим в России историческим хаосом; это фигуры недалекого будущего, предугаданного, но еще не наступившего. Чехов дал почувствовать, что они страшнее Яго, но раскрыть их до конца не мог. Справедливости ради нужно сказать, что время полного понимания коллизий такого плана не наступило еще и для нас.
«возможнее рисовать фигуры страдальцев от внутреннего недоумения». Так писал Достоевский в «Дневнике писателя», думая о судьбах старого романа и о наступающих временах, которые вскоре будут названы «чеховскими» (Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 24. С. 159).
«Зло кишит вокруг меня, пачкает землю, глотает моих братьев во Христе и по родине, я же сижу, сложив руки, как после тяжкой работы. Пропала жизнь!» (д. II, к. 1, явл. 18).
«чеховских» людей русской литературы, наделенных своеобразным угрюмством, чувством ответственности и вины, людей перевозбужденных и легкоранимых. Как скажет Иванов ему вослед: «День и ночь болит моя совесть, я чувствую, что глубоко виноват, но в чем собственно моя вина, не понимаю». Но в том и суть, в том и загадка этой таинственной роли, что личной вины ни за Платоновым, ни за Ивановым, ни за «чеховским человеком» вообще нет, как нет ее, например, у степи: «. вины не было, но она все-таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей невыносимо больно, грустно и жалко себя. » В мире Чехова очень важна эта гипербола совести, принимающей на себя не только грехи отцов, но всю непомерную тяжесть исторической ответственности и вековечной боли, как в «Вишневом саде»: с каждой вишни, с каждого листка глядят лица тех, кто когда-то жил на земле и оставил в саду свою душу.
Играть Платонова нужно как человека своего времени, как «героя еще не написанного современного романа», но и как особый характер, какого до Чехова на мировой сцене не было. Он соткан из противоречий и крайностей, беспощаден к себе, правдив, беззащитен и труден для всех, кто его любит или ненавидит (равнодушных к нему в пьесе нет), и прежде всего труден для себя самого. Можно говорить о сценической неопытности Чехова, но если пьеса «Иванов» будет написана несравненно более опытной рукой, то сам Иванов сохранит противоречивость и сложность первого героя, его непостижимую для толкователей и исполнителей трудность.
Софья Егоровна: «Я сделаю из тебя работника! Мы будем людьми, Мишель! Мы будем есть свой хлеб, мы будем проливать пот, натирать мозоли. Я буду работать» (д. III, явл. 1).
«Трех сестрах»: «Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги. Как хорошо быть рабочим, который встает чуть свет и бьет на улице камни, или пастухом, или учителем, который учит детей, или машинистом на железной дороге. »
Вера из рассказа «В родном углу»: «Хорошо стать механиком, судьей, командиром парохода, ученым, делать что-нибудь такое, на что уходили бы все силы, физические и душевные. »
«Принц Гамлет не убивал себя потому, что боялся тех видений, которые, быть может, посетили бы его смертный сон. Что и говорить, страшны видения, но страшна и жизнь. Я, голубчик, не понимаю и боюсь жизни» («Страх»).
«Как противны люди, в которых мы видим хоть намек на свое нечистое прошлое!»; «Сколько несчастных, сколько голодных, сколько пьяных под луной!» (д. II, явл. 5). И какие комплексы зависти, неполноценности, злобы окружают Платонова, одаренного способностью пробуждать в людях сознание вины и печальную память о совести, которая некогда была чиста. Как тут не понять старика Венгеровича, возжелавшего «слегка изувечить» героя, столь привлекательного, наделенного таким опасным даром.
Чехов писал об «Иванове»: нельзя играть героя этой пьесы однотонно и вяло, минуты уныния и душевного спада должны чередоваться с большими подъемами, с проблесками страсти и бешенства.
Невозможно представить себе и Платонова в исполнении неярком и монотонном. Здесь нужен ироничный, тонкий, с большим внутренним обаянием актер, способный сыграть насмешку, отчаяние, ярость. Здесь недопустима бледная стилистика, бедная внешность, бедный безвольный темперамент; на сцене должны сойтись и раскрыться крайности очень широкой души.
Первая пьеса была для Чехова серьезнейшей школой и значила для его последующего творчества несравненно больше, чем все, что было написано им в эти годы для юмористических журналов («Безотцовщине» (Чехов А. П. Т. 11. С. 382-383)).
Отмечая в свое время, что «Безотцовщина» писалась не ранее 1877-го и не позднее 1881 года, мы имели в виду не точную дату создания пьесы, но истинные истоки чеховского творчества; анализ юношеской драмы А. П. Чехова с неизбежностью приводил нас к существенному пересмотру всей концепции его литературного пути.