Как называлась одежда петра первого
Модная революция: какими методами Петр I заставил Русь скинуть платок и открыть декольте
Мода способна менять ход истории. Кто знает, как сложилась бы судьба России и Шведской империи, если бы не модная революция, устроенная Петром I. Изменения царь начал с армии. Своим указом он переодел русское войско из стрелецких кафтанов в европейские мундиры. Солдатский мундир стал состоять из треуголки и камзола с нашитыми на обшлага пуговицами, а также туфлями с тупыми носами.
Швеция в ту пору была мощнейшей европейской державой. Молодой король Карл XII считался военным гением, его сравнивали с Александром Македонским. И вот с таким государством вступил в Северную войну Петр I. Россия боролась за выходы к Балтийскому морю, откуда русский царь собирался прорубить окно в Европу. Война длилась долго с переменным успехом до Полтавского сражения, где Карл потерпел поражение. После Полтавы Карл XII воевал еще почти 10 лет, пока не был сражен. чем бы вы думали? Пуговицей, той самой пуговицей, которая появилась на русских мундирах благодаря модной революции Петра.
«Карл XII приказал у всех пленных русских солдат срезать пуговицы. Это оказалось его роковой ошибкой, – рассказывает писатель Александр Мясников. – На родине его ненавидели все, потому что он разорил всю строну. Империя была мощной, но нищета стала невыносимой. И поэтому кто-то взял эту самую пуговицу от рукава русского солдата, залил ее свинцом, вставил в мушкет и выстрелил в спину Карла. Вот так закончилась Шведская империя».
В 2020 году в моду входят мужские ботинки с тупыми носами. Но не зря говорят, что все новое – это хорошо забытое старое. Квадратные носы были в моде в 90-е, а ввел эту моду еще Петр I 300 лет тому назад.
«Обязательно были тупоносые туфли с пряжкой, которые носили и военные. Почему были тупоносые? Сапожникам было легко их тачать, эти туфли не делали на правую и на левую ногу, они были бесформенные. Но если бедные солдаты сами их разнашивали, то у господ это делали их слуги – дома разнашивали им обувь для удобства. В наступившем году туфли с квадратными носами будут очень модными и у женщин, и у мужчин», – говорит дизайнер Владимир Бухинник.
В вопросах одежды Россия следовала византийским традициям: тяжелые одежды, расшитые золотом, у бояр и длинные зипуны у крестьян. Причем и зипуны, и шубы имели длинные рукава, чтобы зимой не мерзли руки. Отсюда, кстати, и пошло выражение «работать спустя рукава». Женщины, следуя византийской традиции, носили свободные платья до пят. О сексуальности женской фигуры никто не думал – тело вообще считалось греховным. У женщин в моде были длинные сарафаны, которые, правда, скрывали все недостатки фигуры. Главное было подчеркнуть дородность и величавость.
В 1697 году Петр I совершил свою первую зарубежную поездку в Европу в составе великого посольства и посетил почти все европейские страны: Голландию, Францию, Германию, Англию и другие королевские дворы. Петр видел, как выделяются одеждой на европейском фоне думские бояре и дьяки. Именно после этой поездки он решил переодеть Россию. «Петровские нововведения, касающиеся одежды, в первую очередь связаны с тем, что Петр понимал: нужно отправлять молодежь учиться. И когда человек в каком-нибудь зипуне приедет в Голландию, понятно, что над ним будут просто смеяться», – поясняет Александр Мясников.
В январе 1700 года Петр I издает указ: «На Москве и в городах носить венгерские кафтаны… Кто успеет сделать, носить с Богоявленьева дня нынешнего года». Так в России началась модная революция. Петра не зря называют первым большевиком на троне, царь по-большевистски, через колено сломал вековые устои и традиции. Позднее были и другие указы, по которым боярам и дворянам предписывалось носить немецкое платье по будням и французское – по праздникам. Для русского человека такое распоряжение стало настоящим шоком.
«Конечно, народ сопротивлялся, – рассказывает Бухинник. – И даже в Москве эти реформы проходили в большим трудом, не говоря уже о провинции. И что придумали: на въезде в крупные города вешали чучело, которое наряжали в европейский костюм, чтобы народ видел, в каком виде можно приехать в столицу».
Петр действовал быстро и жестко, порой жестоко. Как писал Пушкин, он «уздой железной Россию поднял на дыбы». Он сам строил корабли, сам рубил бороды боярам, сам выплавлял металл – как бы сегодня сказали, он управлял страной в ручном режиме. И за соблюдением европейской моды он следил чрезвычайно строго. Тех мужчин, чье платье оказывалось длиннее колено (длина была тоже прописана в указах), ставили на колени, а кафтан обрезали ножницами.
Женщины в допетровской Руси жили в своих светелках и почти не выходили на улицу. Петровская революция в одежде прежде всего била по патриархальным нравам, это был своеобразный прообраз сексуальной революции.
«Дам заставить носить корсеты, лифы с глубоким декольте – это было большой проблемой,– утверждает дизайнер. – Пышные юбки, может, и неудобны, но это было самое малое зло. Есть еще другой момент: по древнерусской традиции замужняя женщина не имела права показывать свои волосы. Это считалось диким позором. И когда Петр заставил снять головные уборы – сложносочиненные кокошники с нижними платками – это была большая трагедия».
Чтобы подкупить дам, царь ввел ассамблеи, или светские вечера. Из указа Петра I: На ассамблеях быть «обряженным вельми, но без лишнего перебору, окромя дам прелестных. Последним дозволяется умеренно косметикою образ свой обольстительно украсить. Особливо грацией, веселием и добротой от грубых кавалеров отличительными быть».
«За образец вечернего платья был взят костюм эпохи Людовика XIV. Этот костюм предполагал очень глубокое декольте. Тут же вставал вопрос не только об этике, приличиях, но и о том, что нательный крест, который всегда был спрятан, оказывался на виду и выглядел как украшение», – отмечает историк моды Марина Скульская.
Женатые мужчины в обязательном порядке брали с собой на ассамблею жен и дочерей. Дамы щеголяли нарядами, сверкали украшениями, барышни танцевали и ревниво оглядывали подруг. Однако не сразу русские женщины привыкли к новым туалетам и европейскому этикету. Вот выдержка из еще одного документа, написанного рукой Петра I: «Замечено, что жены и девицы на ассамблеях являются, не зная политесу и правил одежды иностранной, яко кикиморы одеты бывают. Одев робы и фижмы из атласу белого на грязное исподнее, потеют гораздо, отчего зело гнусный запах распространяется».
Как же в отсутствие модных журналов и телевидения барышни могли следить за модой? Оказывается, в то время модные журналы заменяли специальные куклы – пандоры, которые одевались в будничное и парадное одеяния. К ним прилагались ящички с аксессуарами. Из Парижа пандоры кораблем развозили по разным странам, в том числе и в Россию.
Несмотря на жесткие методы, Петр все же позволил носить одежду старого фасона крестьянам и священнослужителям. И если в Санкт-Петербурге и Москве за его указами о ношении европейского платья следили очень строго, то в Сибири с ее 40-градусными морозами люди в европейской одежде просто не могли бы выжить. Поэтому в 1706 году царь подписал указ о дозволении сибирским жителям носить такое платье, какое кто пожелает.
Изначально отторгаемая европейская мода быстро прижилась в России. Уже во времена правления дочери Петра I императрицы Елизаветы русский двор славился во всем мире как самый изысканный и богатый.
Лучшая одежда со всего мира в шкафу российского императора Петра I
Имеем ли мы представление о том, как одевался Петр І? Мы сформировали свое мнение об основателе Петербурга по фильмам и тому, как выглядят его многочисленные «двойники», разгуливающие по улицам Северной столицы и предлагающие туристам сделать яркие, красочные фото. На самом деле их образы (от париков до орденских лент) не имеют ничего общего с государем. Как выглядел, что носил и где брал свои наряды Петр I, мы расскажем в этой статье.
Где сегодня можно увидеть подлинные наряды императора?
Эрмитаж имеет свой реставрационно-хранительский центр. Именно в нем выставлена коллекция «Гардероб Петра І». Посетители тут могут увидеть небольшую часть настоящих сокровищ. В темных залах выставлены двадцать оригинальных костюмов. Остальная часть коллекции находится в хранилище. Натуральные ткани очень капризны и сложны в реставрации и хранении. Специалисты неустанно трудятся, чтобы максимально продлить им жизнь. Что мы можем увидеть в экспозиции и узнать из старинных документов о гардеробе императора?
Петр І был знаменитым модником. При Екатерине II был составлен перечень предметов его гардероба. В него вошли около шестисот предметов одежды и почти пятьдесят пар обуви. Две пары сохранились до сих пор и тоже вошли в экспозицию «Старой деревни».
Среди них непривычные для современного человека модели и фасоны:
Огромное количество было в гардеробе камзолов, кафтанов. При этом одежды и их декор был самым разнообразным. Роскошные расшитые наряды в восточном стиле, которые Петр носил с подвернутыми рукавами, как было принято в Европе, и простые, похожие на крестьянские рубахи и штаны, которые использовались императором при работе на верфи или в столярных мастерских. Петр четко понимал, где он может расслабиться и носить удобную одежду, а когда случай требует самого дорогого и изысканного наряда.
Кто и как шил одежду Петру I
Нарядную одежду для императора шили в Западной Европе, как сказали бы сейчас, ведущие модные дома. Государь обладал высоким, особенно для своего времени, ростом и нестандартной фигурой. Поэтому парадная одежда приезжала из-за границы в виде патронов. Это были уже раскроенные и декорированные, часто расшитые детали. На месте мастера их собирали. И тут, как правило, начинались проблемы. Одежда, раскроенная заграничными умельцами, не хотела садиться на русского императора. Поэтому многие камзолы, нарядные сюртуки и другие элементы гардероба «украшали» вставки.
Исключением стал знаменитый голубой камзол, который Петр надел на коронацию Екатерины I. Наряд дополняли красные чулки и туфли на каблуке с серебряными пряжками. Ходила легенда, что Екатерина сама расшила этот камзол. Но работа вышивальщицы настолько безупречна, что красивый миф остается только мифом. Хотя при реставрации под подкладкой была обнаружено неумело вышитое изображение короны. Поэтому и в этой сказке есть доля правды.
Уход за гардеробом императора
Если с домашней и рабочей одеждой все более или менее понятно (ее отдавали в стирку самым надежным и проверенным прачкам), то с нарядной была беда. Из-за обилия дорогой, изумительно красивой вышивки, ее категорически нельзя было даже застирывать, а чистить в те времена еще не умели. Поэтому посаженое императором на видном месте пятно или небольшая дырочка становились приговором для наряда. Его заменяли новым.
Сегодня десятки служащих Эрмитажа буквально сдувают пылинки с каждого элемента гардероба. Его хранят в специальных стеклянных шкафах, берегут от ультрафиолета, температуру воздуха держат в пределах 18-20 градусов, влажность – строго 45%. Благодаря их стараниям мы можем любоваться удивительными нарядами Великого Петра.
Реформы и фасоны
Европеизация России, проводившаяся Петром I, началась с внешнего вида жителей страны.
Вводя в 1698 году непривычный для россиян обычай брить бороду, Пётр не просто пытался приблизить облик соотечественников к близкому его сердцу облику обитателей Немецкой слободы, насадить европейскую моду, но недвусмысленно давал понять, что прежней жизни уже не будет. Серьёзность намерений государя подкреплялась символическим жестом — собственноручным публичным бритьём бород «близкому кругу». Первым, как считается, подставил свою бороду под ножницы князь Алексей Семёнович Шеин. Однако далее запрет на ношение бород распространился на все сословия без исключений.
Послабления были сделаны позже, в 1705 году, когда появился указ «О бритье бород и усов всякого чина людям…», согласно которому попы и монахи, а также крестьяне (в пределах своих деревень) освобождались от необходимости скрести подбородки, все же остальные должны были выкупать право на бороду, причём за немалые деньги. Дворянам борода стоила 600 рублей, купцам — 100, слуги должны были платить 30 рублей в год за право не бриться, и даже крестьяне при въезде в города обязаны были вносить две деньги, то есть одну копейку. Знаком уплаты пошлины служил медный бородовой жетон. Костюмная реформа Петра была последовательной. В конце августа 1699 года царский указ запретил старый русский костюм. Преимущества европейского платья были очевидны: более короткое, лёгкое, удобное, оно было лучше приспособлено для активной жизни. В январе 1700 года всем — боярам, дворянам, купцам и слугам — было велено «на Москве и в городах» носить «венгерские кафтаны». Для дам европейское платье вводилось с 1 января 1701 года. В декабре 1701 года новый указ вводил «немецкое платье и обувь», а также немецкие сёдла для верховой езды.
При реализации костюмной реформы возникали понятные трудности. Журналов мод в Петровскую эпоху не печатали, так что необходима была дополнительная пропаганда европейского костюма. Наряженных по-немецки «чучел», то есть манекенов, вывешивали в людных местах, в особенности же — на заставах при въезде в города, в первую очередь в Санкт-Питербурх. Критике старого русского и прославлению нового европейского платья служили и костюмированные празднества эпохи, программу которых утверждал сам Пётр. Старорусский костюм подлежал осмеянию, и напротив, костюмы «венецкий», «голанский», «лифляндский» или же костюмы матросов и рудокопов, шкиперские куртки-бостроги рекламировали новую эстетику и прагматичность.
Но праздников и примера молодого царя, разгуливавшего в удобном «кургузом» европейском платье, оказалось недостаточно, понадобился ряд госудаственных распоряжений. В 1701—1724 годах было издано 17 указов, определявших правила ношения и внешний вид костюмов европейского типа, как повседневных, так и праздничных. В последних полагалось ориентироваться на французские образцы. Выбор примеров для подражания поначалу определялся интенсивностью контактов с соседними странами, а в дальнейшем — представлением о моде и иерархии европейских государств. Поскольку в ряде областей климат никак не способствовал французским модам, в 1706 году появился указ, разрешавший обитателям Сибири носить одежду, «какую кто пожелает». Государь не боялся признавать собственные ошибки.
Против тех, кто противился монаршей воле, применялись другие методы. Воевода Иван Данилов, не сбривший бороды и усов, был «бит батоги нещадно». Точно так же батоги, а то и каторга предназначались для тех, кто изготавливал на продажу русское платье, включая обувь и головные уборы.
Существовали и меры экономического воздействия. Если на бороду действовал налог, то проезжавшие через городские заставы в русской одежде подвергались штрафам, а при отсутствии денег длинные полы традиционного платья специальные контролёры могли просто обрезать ножницами. Наконец, новый костюм означал возможность успешной карьеры.
Костюмная реформа Петра имела определённый экономический эффект. Благодаря ей появилась отечественная текстильная промышленность: к 1725 году в стране было 25 текстильных мануфактур. Возникла экономика третичного сектора — то, что называется сферой услуг. Обычай брить бороды привёл к появлению по всей стране многочисленных цирюлен, введение европейских причёсок — к формированию целой армии парикмахеров, то есть изготовителей париков и мастеров «чесать головы», поначалу иностранцев, а затем и русских, оформленных в соответствующие цеха. Для портных и сапожников открывалось безграничное поле деятельности, появились новые профессии — башмачников, перчаточников, зонтичников и тому подобные и так далее. Но для начала этим новым ремесленникам нужно было обучиться у иностранных мастеров, у которых они перенимали не только профессиональные навыки, но и манеры, правила обхождения, нередко — основы языка, коротко говоря, стиль жизни.
Наконец, именно в Петровскую эпоху возникло в России и само явление моды, со своим особым словарём, ведь с европейской одеждой в русский язык вошло множество иностранных слов: парик, камзол, кюлоты, зонтик, шлафор, фижмы, роба, декольте и прочие. Так, благодаря робам и камзолам, в сочетании с батогами и штрафами, Петру I удалось не только изменить облик целой страны, но получить новых подданных — европейского обличья и, в сравнении с предшествующей эпохой, культурных и образованных. Причём в рекордный срок — всего лишь за четверть века.
Мода при Петре I: французская роба и немецкий шлафрок
Белла Адцеева, РИА Новости.
Правление Петра I вошло в историю не только судебными и финансовыми реформами, но и преобразованиями в культурной сфере, в том числе, в области моды. Многие историки появление самого понятия моды в России связывают именно с именем Петра. За три десятилетия ему удалось не только переодеть консервативное русское дворянство на европейский лад, но и изменить стиль поведения и мышление столичных и московских жителей.
Петр I против традиций и налог на бороду
Еще до реформы Петр I традиционным долгополым одеждам предпочитал более удобное европейское платье, а в конце 1690-х годов, вернувшись из-за границы, принялся за европеизацию страны, причем начал с самого неприкосновенного – бороды.
Долгое время бритье бороды и усов считалось на Руси грехом. Поэтому, когда в 1698 году молодой царь Петр I собственноручно отрезал бороды нескольким знатным боярам, это вызвало непонимание и удивление. Однако царь был настойчив, несмотря на то, что многие видели в его действиях неуважение к исконно русским традициям. К тому же, после сбривания бороды дворяне лишались привычного мужественного внешнего вида, священники отказывались обслуживать безбородых, и были даже случаи, когда после принудительного бритья бояре кончали жизнь самоубийством.
В 1698 году Петр I установил налог на бороду, уплатившим который выдавался специальный жетон, предъявлявшийся городовым. Уже в 1705 году был издан указ, согласно которому единственными, кому разрешалось не брить бороду и усы, оставались священники, монахи и крестьяне. Со всех остальных за непослушание взимался повышенный налог, размер которого зависел от сословия и имущественного положения нарушившего. Всего существовало четыре уровня пошлины: 600 рублей в год, что было огромными деньгами, должны были платить царедворцы и городовые дворяне, 100 рублей в год взимали с купцов, 60 рублей платили посадские люди, а слуги, ямщики и московские жители разных чинов за ношение бороды отдавали 30 рублей в год. Единственными свободными от пошлины остались крестьяне, но и им старая привычка не обходилась бесплатно — при въезде в город они платили по одной копейке. Пошлина на ношение бороды существовала и после смерти Петра, а отменили ее лишь в 1772 году.
Кюлоты и шлафрок вместо халата и штанов
Не успевших оправиться от запрета на бороду дворян вскоре ждало новое потрясение — 29 августа 1699 года вышел указ о запрете на старый русский костюм. В январе 1700 года Петр I велел всем носить платье на манер венгерского, немного позже в качестве примера стал приводиться немецкий костюм, и в конце концов боярам и дворянам предписывалось носить немецкое платье по будням и французское – по праздникам.
Женщины должны были переодеться в европейское платье с 1 января 1701 года. Небогатым дворянам давалось два года, чтобы доносить старое платье – на одежду ставилось специальное клеймо с указанием даты. В качестве наглядных образцов нового костюма на городских улицах были выставлены чучела, одетые на новый манер.
Согласно предписаниям, мужчинам теперь следовало одеваться в укороченный кафтан (на французский манер — жюстокор), камзол и штаны (кюлоты). Европейский кафтан был значительно короче традиционного русского – он доходил только до колен. Достаточно плотно облегавший фигуру сверху, книзу он становился более широким – по бокам у кафтана были складки, а по центру спинки и по бокам – разрез. Это делало кафтан более удобным и практичным, теперь в нем можно было даже ездить верхом. Отвороты на рукавах – обшлага – делали достаточно широкими и нашивали на них декоративные пуговицы. Сам кафтан, как правило, либо носили нараспашку, либо застегивали на несколько пуговиц – под ним всегда был виден камзол.
Камзол в большинстве случаев шился из одной ткани с кафтаном, но был значительно короче и не такой широкий книзу. По бокам у этой одежды также были разрезы, но, в отличие от жюстокора, не было складок. Рукав был узкий (иногда его не было вовсе), а воротник к камзолу никогда не пришивали. Камзол застегивался на пуговицы и мог украшаться вышивкой и узорами на ткани. Обычно при пошиве сохранялось единство кроя, однако для особых случаев можно было варьировать фактуру и цвет, а также надевать кафтан и камзол, сшитые из разных материалов и разных цветов. Вместе с укороченными кафтаном и камзолом в моду вошли короткие штаны, которые обычно носили с широким тканевым поясом, собранным на спине. В теплое время года мужчины носили высокие шелковые чулки с кожаными башмаками, а осенью и зимой надевали такие же высокие сапоги. Большое внимание уделялось украшениям и деталям. В дополнение к наряду мужчины стали носить броши, запонки и булавки для галстуков. В моде было кружево, очень популярным после реформы стало жабо. Что касается головного убора, привычные тафью и мурмолку заменила треуголка. Треуголку делали из черного фетра, причем шляпу не шили, а складывали ткань определенным образом. Постепенно в моду входил и популярный в Европе парик. В качестве верхней одежды распространены были суконные плащи. Позже к такому наряду прибавились некоторые детали – часы на цепочке, трость, лорнет, перчатки и шпага, которую носили на портупее и пропускали сквозь один из разрезов по бокам кафтана.
Вся одежда обычно расшивалась золотой и серебряной нитью, ширина шитья не должна была превышать девяти сантиметров. Особо украшался парадный костюм – и в этом было его единственное отличие от повседневной одежды.
В это же время вошла в моду специальная одежда для дома – шлафрок. Шлафроком называли халат, который бояре и дворяне надевали в домашней обстановке поверх рубахи и кюлота. Судя по названию (с немецкого Schlafen – «спать», Rock – «одежда»), изначально шлафрок предназначался для сна. Чаще всего такой халат шили из бархата и шелка, однако в богатых домах шлафроки были выполнены из дорогих тканей, а зимой их утепляли мехом.
Корсеты в кружеве и робы в камнях
Если мужчины переодевались в новые костюмы довольно неохотно, то женщинам переход на европейскую моду дался еще тяжелее. Привыкшие к длинным и широким сарафанам, к многослойным нарядам, теперь девушки должны были надеть узкое и открывающее плечи и грудь европейское платье.
В начале XVIII века одежда столичных дворянок стала походить на французское платье конца XVII века. Дамский костюм теперь состоял из юбки, корсажа и распашного платья – все это надевалось на льняную сорочку. Корсет, который в Европе носили с XVI века, доставлял женщинам особые неудобства. У состоятельных дам он всегда был обтянут шелком и щедро обшит пуговицами, кружевом и лентами. Корсет нельзя было надеть самостоятельно – шнуровку на спине девушкам затягивали служанки, в нем было трудно дышать и расслабиться или согнуть спину. С непривычки многие дамы, находясь весь день в узком платье, падали в обморок. Помимо неудобства, корсет был еще и вреден для здоровья: в нем организм становился уязвимым для желудочных и легочных заболеваний. Однако, преодолевая мучения, дворянки повиновались веяниям моды – тем более, другого выхода при строгом указе Петра у них не было.
Как и узкий корсет, неотъемлемой частью женского платья была очень широкая юбка, которая на фоне изящного верха выглядела особенно контрастно. Чтобы юбки держали форму, под них надевались каркасы – фижмы. Такие юбки, пришедшие из Европы, подходили для теплого французского климата, но русская зима требовала более теплой одежды, поэтому в холодное время года юбки простегивались ватином.