Как называется зимняя шапка военных
Как называется военная зимняя шапка
История знаменитой русской шапки-ушанки
Одним из культовых аксессуаров русского человека в представлении Запада, помимо матрешки, водки и балалайки, является шапка-ушанка. В Оксфордском словаре на этот счет даже есть отдельные термины, произносимые вполне по-русски, shapka и ushanka.
Предками шапки-ушанки были головные уборы разных народов. Впрочем, выглядели и назывались они несколько иначе.
Предки далекие и близкие
По версии историков, русская шапка-ушанка произошла от монгольского малахая. У кочевников он представлял собой конусообразный колпак, сшитый из обработанной овечьей шкуры. Носили малахай в основном мужчины, и при длительных переходах по зимней степи он был незаменим. Ведь широкие отвороты малахая оберегали нижнюю часть лица и щеки от мороза и ветра.
Со временем овчинные отвороты по бокам малахая стали вертикально разрезать. Так получились уши, которые при стуже завязывались на лице, а при теплой погоде убирались на затылок.
При вторжении монгольских орд в пределы Киевской Руси между народами произошел непроизвольный обмен культурными и бытовыми артефактами. Так малахай проник в древнерусскую среду.
Шапки кочевников пришлись по душе славянам. Тем паче что они считали неприличным появляться на людях без головного убора. Слово «опростоволоситься» как раз и подразумевает, что человек совершил глупый поступок, показав окружающим свои неприкрытые волосы.
По другой версии, прообразом ушанки могла стать шапка русских поморов. Она представляла собой низкий цилиндр с «потолком», сшитым из шкуры тюленя. По бокам «цилиндра» пришивались длинные уши, тоже из тюленьего меха. Именно в таких непромокаемых и непродува-емых шапках и выходили рыбаки в Белое море. А длинные уши обертывались вокруг шеи и подбородка.
Однако внешний вид и монгольского малахая, и поморской шапки до современной ушанки не дотягивал. Уже в XIV веке появились шапки, которые можно назвать более близкими предками ушанки. Это шапка-кабардинка из меха выдры и шапка бурка вильчура, носимые запорожскими казаками. Другая шапка, у которой были опускаемые отвороты и разрез впереди, — магерка, так любимая польской шляхтой и украинскими гетманами.
А в России наибольшую популярность снискал знаменитый треух. Сильно напоминавший малахай, он был в почете у ямщиков. Треух надежно закрывал не только нижнюю и боковые стороны лица, но и «задком» утеплял затылок. Что было немаловажно в трескучие морозы на заснеженном тракте.
Непосредственное рождение ушанки произошло в годы Гражданской войны. С июня 1919 года вещевое довольствие армии Колчака осуществлялось Британией. Англичане поставляли в том числе и головные уборы, названные колчаковками.
По внешнему виду колчаковка походила на шапку норвежского полярника Фритьофа Нансена. Правда, есть версия, что колчаковки (впрочем, как и буденовки) произошли от другого головного убора — «богатырки». Незадолго до Первой мировой войны ее ввели в царской армии как часть парадной зимней формы.
Тем не менее колчаковка оказалась ближе к ушанке, нежели буденовка. Шилась она исключительно из сукна и имела козырек, также обшитый сукном. Предназначалась колчаковка для солдат, но из-за трудностей со снабжением носили ее и офицеры. Правда, в отличие от солдат, на колчаковках офицеров имелись кокарды или бело-зеленые ленточки.
Почти сразу по окончании Гражданской войны в Петрограде началась мода на финку-ушанку. Она практически повторяла современную ушанку, с той лишь разницей, что сама шапка была кожаной, с каракулевой окантовкой. Именно ее и взяли за основу в 1931 году тыловые службы Красной армии, когда встал вопрос о зимнем обмундировании бойцов.
С 1934 года шапка-ушанка вводится в состав формы военнослужащих Военно-морских сил РККА. Но была она исключительно черного цвета, что по сути — дань традиции. Данная ушанка состояла из окола, черного суконного колпака, козырька и назатыльника с ушами. В опущенном положении уши завязывались под подбородком, а в поднятом заправлялись наверх.
Уже в 1939 году суконный колпак ушанки морякам заменили на кожаный из черного шеврета. А на макушке была добавлена обтянутая кожей пуговица. Появилось и отличие ушанок для военнослужащих разных рангов. Высший и старший командный состав получал шапки из меха мерлушки, а средний и рядовой — из цигейки.
Но вскоре ушанки стали делать не из дорогой цигейки, а из искусственного меха.
Армейская жизнь ушанки привела к появлению новых разновидностей этой шапки. Как следовало из приказа №29 министра обороны СССР от 16 февраля 1971 года «Об изменении особой парадной формы одежды для личного состава рот почетного караула», для разных родов войск ушанка шилась разного цвета и из разных материалов.
В ВМФ шапка была черного цвета. Причем для офицеров она шилась из кожи. Для личного состава Сухопутных войск отвороты ушанки должны были быть стального цвета, а для военнослужащих Военно-воздушных сил — темно-синего цвета.
В зависимости от норм снабжения военнослужащие СССР получали шапки-ушанки из натурального или искусственного меха. Так, в погранвойсках, относящихся к КГБ, ушанки были из цигейки, а в Советской армии из искусственного меха.
Впрочем, полковники, не говоря уже о генералах, по уставу носили папахи из каракуля. Что никак не умаляет достоинств ушанки, чьи «уши» спасли не одну тысячу солдатских ушей. Более того, в регионах с суровым климатом военнослужащим полагалась не обычная ушанка, а полуторная. Она имела в полтора раза более длинные уши, которые закрывали солдатам уши, щеки и шею ниже подбородка. В сложенном наверх состоянии уши складывались друг на друга, из-за чего шапка имела своеобразный «полуторный» вид.
Но шапки-ушанки состоят на «вооружении» не только в России. Китай, Северная Корея, Монголия — военнослужащие этих стран также имеют в своем гардеробе данный головной убор. Не избежали ушанок и некоторые армейские подразделения Канады, Швеции и Финляндии.
Интересно, что функциональность ушанки оценило даже полицейское управление в земле Северный Рейн — Вестфалия, в Германии. Проведенный экспертами тест показал, что ушанка, сшитая по русскому образцу, гораздо теплее, нежели утепленная бейсболка с защитой для ушей.
Однако полицейские и их профсоюз такую заботу не оценили. В частности, один из копов заявил: «Полицейские в этих шапках выглядят курам на смех. Мы все же не в Москве». Потому вместо 15 тысяч шапок управление заказало всего тысячу.
Впрочем, шапка-ушанка уже давно не нуждается в рекламе. В России она давно стала такой же частью истории, как валенки, самовар, матрешка и блины. А остальной мир ее свойства по достоинству вряд ли оценит. Потому что такие трескучие морозы, как в России, бывают разве что на севере Америки и Европы, где населения не так уж и много. источник
Как называется военная зимняя шапка
Как называется военная зимняя шапка
Военные головные уборы: тест Warspot
Военные головные уборы изначально должны были выполнять сугубо утилитарные функции, защищая своих владельцев от холода, жары, дождя, снега, ветра, грязи, а их глаза — от прямых солнечных лучей. Армия консервативна, и элементы униформы, в том числе и головные уборы, могут по традиции без больших изменений использоваться веками. Некоторые из них бывают неудобными для повседневного ношения, а с точки зрения постороннего человека выглядят достаточно нелепо. Но, став частью военной традиции, головные уборы могут даже превратиться в предмет гордости, как, например, знаменитые краповые береты.
В этом тесте предлагаем вам попробовать опознать десять военных головных уборов разных эпох и стран.
На голове у этого красноармейца —
Головной убор с двумя лентами на затылке, который носят шотландские солдаты, называется
Эти военные самокатчики на головах носят
Головной убор этого немецкого горного пехотинца называется:
Такой головной убор, не мешавший, в отличие от шляп и треуголок с широким полями, метать гранаты, называется
На головах этих солдат-боснийцев из 13-й горной дивизии СС «Ханджар»
Головной убор, который носят эти солдаты Королевского малайского полка, называется
Этот военный головной убор военнослужащих Президентского полка ФСО России называется
Эти сотрудники национальной жандармерии Аргентины одеты в:
На знаменитой картине Жака Луи Давида «Наполеон на перевале Сен-Бернар» французский полководец и будущий генерал изображен в:
С правильными ответами можно ознакомиться здесь
С правильными ответами можно ознакомиться здесь
С правильными ответами можно ознакомиться здесь
С правильными ответами можно ознакомиться здесь
С правильными ответами можно ознакомиться здесь
С правильными ответами можно ознакомиться здесь
С правильными ответами можно ознакомиться здесь
С правильными ответами можно ознакомиться здесь
С правильными ответами можно ознакомиться здесь
С правильными ответами можно ознакомиться здесь
С правильными ответами можно ознакомиться здесь
Престиж по-русски Солдатская шапка была у каждого жителя СССР. Советский дизайнер сделал ее модной во всем мире
«Лента.ру» продолжает серию публикаций об истории разных видов одежды и манере ее носить. В предыдущих материалах цикла речь шла о шпильках, мини-юбке, мужском платье, костюме, галстуке, колготках, пуховике и дубленке. Новая статья — о самой популярной русской шапке, попавшей из повседневного обихода на подиумы и в сувенирные лавки.
Практичность прежде всего
Если набрать в русскоязычном поиске Google «история ушанки», практически по всем ссылкам можно выяснить, что русская ушанка, или треух, происходит от монгольской шапки-малахая. Сходство этих двух головных уборов несомненно. Но если говорить о происхождении тех или иных простых вещей, нужно учитывать один фактор: логику практичности. А она диктует определенное внешнее сходство похожих по назначению предметов, даже если они придуманы в разное время в разных уголках мира.
Слово «малахай» происходит от монгольского «малгай», в переводе — «шапка». В древности монгольский малахай выглядел как остроконечная шапка из меха шерстью внутрь. Сзади у шапки был отворот, защищающий шею. Уши закрывали длинные клапаны, которые связывались под подбородком или на затылке, поверх заднего отворота. У степных кочевников меховой малгай появился очень давно. Скорее всего, воины Батыя совершили свои разрушительные набеги на Русь именно в таких головных уборах. Опущенные отвороты берегли уши и шею не только от холода, но и от шальной стрелы.
Было бы странно предположить, что такая простая и практичная в условиях холодной русской зимы идея не могла прийти в голову самим русским — по крайней мере с того момента, как они одомашнили овцу и научились шить одежду из овчины. Поэтому слишком смело утверждать, что до масштабного военного столкновения с монгольскими кочевниками в 1238-1240 годах древние русичи не знали меховых шапок.
Так или иначе, ушанка распространилась по всей территории современной России еще в глубокой древности. Об этом косвенно свидетельствуют лингвистические данные. У мужского мехового головного убора с тремя отворотами (одним сзади и двумя с боков) множество диалектных названий. Ушанкой такую шапку называли в Центральной России. В других районах — ушанья, капелюх, кучма, уушатка.
На Русском Севере поморы носили ушанку из меха нерпы, по форме похожую на шлем. У нее были очень длинные, практически до пояса, «уши». Ими обвивали шею вместо шарфа, выходя на морской промысел. Ветер не мог сорвать ни шапку, ни импровизированный «шарф». Назывался головной убор обидным словом «оплеух», но на самом деле термин всего лишь указывал на то, что «уши» «оплетают» шею.
Солдаты РККА на привале во время Финской войны, 1941 год
Фото: Universal Images Group / Sovfoto / Diomedia
Ушанка-треух была (и остается) вещью прежде всего практичной, поэтому долгие столетия это был головной убор простых людей. Бояре обычно носили высокие горлатные шапки из бобрового меха. Позже — начиная с XVII века — у дворян и боярских детей вошли в моду шапки из сукна, иногда крытого бархатом, с меховой оторочкой с треугольным вырезом спереди. Мода на этот головной убор пришла в Московию из Польши, где он назывался «магеркой». Магерку не только оторачивали мехом и крыли дорогими тканями вроде бархата и парчи, но и украшали аграфом с драгоценными камнями и с пером.
Ушанку, или треух, дворяне и богатые купцы надевали только в долгих зимних путешествиях в открытых санях и неотапливаемых возках, когда тепло было важнее престижа. Самым демократичным вариантом был, разумеется, треух из овчины. Таежные охотники, путешествующие купцы и дворяне могли позволить себе шапки из «красного» меха (дорогой пушнины).
Ну и пара слов про уже упомянутый малахай. Это позаимствованное у давно уже ставших оседлыми соседей-татар слово было вполне распространенным в крестьянской среде в XIX веке. Достаточно вспомнить строчку из сказки «Конек-Горбунок» Ершова, где поэт подражает простонародной речи: «Тут Иван с печи слезает, малахай свой надевает». Однако этнографы и толковый словарь сообщают, что наряду со значением «шапка» это слово имело у русских и другое значение: верхняя одежда типа кафтана. Так что вполне вероятно, Иван в сказке надевал все же кафтан, а не головной убор.
На войне как на войне
В XIX столетии русские военные не носили ушанок: армейской формой была предусмотрена более простая в изготовлении меховая папаха без наушников. Однако все меняется. Принято считать, что еще в самом начале Гражданской войны, в 1918-1919 годах, адмирал Колчак, возглавлявший белое сопротивление в Сибири, экипировал своих солдат в некое подобие ушанки. Это были шапки с наушниками из шерстяного сукна, а не меха.
Их прообразом был не малгай древних монголов, а так называемая «нансеновка», шапка полярника, которую носил известный норвежский путешественник и исследователь Фритьоф Нансен. В свою очередь «нансеновка» ведет свое происхождение от охотничьих кепок с наушниками, популярных в XIX веке в Великобритании и других странах Западной Европы. Те кепки были совсем легкими, а их суконная версия, даже не отороченная мехом, уже в той или иной мере соответствовала зимней погоде.
Интересно, что противники колчаковцев, красноармейцы, тоже носили суконные шапки — всем известные буденовки, напоминающие по внешнему виду шлемы древнерусских воинов. У буденовки также были отвороты, закрывавшие щеки и уши в холодную погоду. Впрочем, буденовка выглядела довольно причудливо, и из-за этого ее изготовление требовало лишних рабочих операций. В 1930-е годы от буденовок постепенно отказались.
Шапка-ушанка с мехом впервые стала частью военной формы в нашей стране в 1934 году. Ее внедрение началось с флота. Там ушанка состояла из суконного колпака черного цвета, козырька, меховых назатыльника и наушников, которые в поднятом виде заправлялись за назатыльник, а в опущенном завязывались под подбородком. Для ушанок комсостава использовалась мерлушка (мех ягненка или молодой овцы), для шапок матросов и старшин — цигейка (стриженая и крашеная в черный цвет обычная овчина).
В октябре 1939 года по приказу наркома военно-морского флота СССР № 426 суконный верх ушанки заменили на более практичный кожаный. Шапка оказалась такой удобной, что уже годом позже его ввели в форму сухопутных частей Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) и милиции. В отличие от флота, для них использовалась цигейка и мерлушка не черного цвета, а светлая.
После Великой Отечественной войны вышел приказ министерства обороны, по которому ушанки военнослужащих сухопутных войск и милиции стали выпускать с меховыми отворотами стального цвета, летчиков — более темного цвета, на флоте — по традиции черного. Высший комсостав, начиная с генерала, с военных времен носил не ушанки, а высокие каракулевые папахи без наушников.
Интересно, что ушанки в зимнее время носят солдаты и офицеры не только в российской армии, но и в Китае, Монголии и Северной Корее. Это может показаться логичным, поскольку эти страны называют себя социалистическими и в свое время подражали СССР. Однако в данном случае дело скорее в практичности, поскольку такие шапки входят в обмундирование отдельных частей и в Канаде, Швеции и Финляндии. У канадцев была своя ушанка, так называемая «шапка траппера» (охотника). По ее образцу и впоследствии делали офицерские ушанки для канадской армии.
Ушанка на модный лад
Финская версия ушанки — с кожаным круглым верхом и каракулевой оторочкой — стала первой «штатской» версией этой шапки в нашей стране. Для СССР периода нищего «военного коммунизма» такой головной убор был слишком роскошным, поэтому его носили главным образом лихие ребята, которые «зашибали шальную деньгу» противозаконными делами. Позже эти шапки стали обычными и для сельчан, и для горожан. Их носили и девушки, потому что молодые комсомолки из советских фильмов одевались просто. Например, главная героиня фильма «Девчата» в исполнении Надежды Румянцевой — юная повариха Тося — бегает в ушанке половину экранного времени.
Голову в холоде не держать! От башлыка и папахи до шапки-ушанки
От башлыка и папахи до шапки-ушанки. История зимних головных уборов нашей армии
Нам трудно представить себе русскую, советскую или российскую армию без простого, но очень характерного зимнего головного убора – шапки-ушанки. За пределами нашей страны ушанка вообще уже больше полувека служит одним из главных символов России. И подавляющее большинство людей уверено, что ушанка не просто чисто русский головной убор, но и очень древний. А между тем, эта шапка имеет далеко не столь давнюю историю. И что самое любопытное, история прямо связывает ее с другим характерным головным убором русской армии – папахой.
Казачья находка
Своим появлением в армии Российской империи папаха обязана казакам. Впервые в качестве строевого головного убора папахи ввели в Черноморском казачьем войске. Как часто бывает при выборе наиболее удобного снаряжения, русская армия «подсмотрела» этот головной убор у своих противников – горцев Северного Кавказа. Действительно, в условиях резко меняющихся в течение дня температур папаха оказалась весьма практичной: она равно защищала и от холода, и от жары. Она даже могла спасти голову от скользящего сабельного удара или пули на излете.
Официально частью формы Черноморского казачьего войска папахи стали в самом начале 1840-х годов. Этот эксперимент оказался весьма удачным, и уже к концу десятилетия такие головные уборы стали получать в качестве строевых пехотные полки, входившие в состав Отдельного Кавказского корпуса. В 1858 году папахи в качестве основных головных уборов предписывается иметь всем отдельным корпусам, в том числе Оренбургскому и Сибирскому, и частям, расположенным в Восточной Сибири. А в 1875 году ношение папахи стало обязательным для всех офицеров и нижних чинов частей Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского военных округов. Причем приказ, что показательно, был инициирован командующими округами.
Горские папахи оказались отличным вариантом зимнего головного убора. Правда, они имели несколько явных недостатков, которые обнаружились позднее. Во-первых, папаха хорошо грела голову, но совершенно не прикрывала шею и щеки, что в суровом климате Восточной Сибири было более чем актуально. Во-вторых, но это стало понятно только во время Русско-японской войны 1904-1905 годов, белые и черные папахи слишком демаскировали солдат. Решение этих проблем и привело в конечном счете к появлению той самой армейской папахи, в которой русская армия встретила Первую мировую войну. От нее оставался всего шаг до шапки-ушанки. Но бурные события первой половины ХХ века в России растянули этот шаг почти на три десятилетия.
Башкирский капюшон
Говоря о зимних головных уборах русской армии, нельзя не вспомнить еще один элемент униформы офицеров и нижних чинов – башлык. Впервые русская армия познакомилась с ним еще во время Отечественной войны 1812 года: в них воевали иррегулярные башкирские части. А в годы Кавказской войны казаки окончательно заимствовали его у горцев, к которым он попал, видимо, от соседей-турок. На это намекает название башлыка, происходящее от турецкого слова «bashlik» – «наголовник». В самом простом варианте он представлял собой две длинные полосы ткани, расширяющиеся концы которых были сшиты в форме капюшона. Его можно было набросить на голову, даже не снимая форменной папахи, чтобы укрыться от дождя, ветра, холода или зноя, а потом легко отбросить за спину.
В таком виде башлык в 1871 году и был принят в качестве элемента формы русской армии. И очень вовремя. Через шесть лет началась очередная русско-турецкая война, в ходе которой наша армия активно пользовалась башлыками. Опыт этот оказался настолько удачным, а пример таким заразительным, что вскоре башлыками начали щеголять и в армиях других стран. Например, французы экипировали ими посланный в 1881 году в Тунис экспедиционный отряд – и остались довольны.
Башлыки в русской армии сохранялись очень долго, а потом по наследству достались и армии красной, хотя и далеко не сразу. Когда в 1936 году постановлением ЦИК в СССР восстанавливались казачьи части, вернули и их традиционную форму. В том числе были разрешены к ношению папахи: низкие кубанки (сами казаки называли их «осетинки») носили кубанцы, а чуть более высокие – донцы. А чтобы у бойцов не мерзли уши, шеи и затылки, к папахам прибавили и башлыки. В последний раз в таком экзотическом виде советские казаки предстали перед широкой публикой на знаменитом Параде Победы 24 июня 1945 года.
«Колчаковка» имени Нансена
Вернемся к началу ХХ столетия. Опыт русско-японской войны показал, что папахи с башлыками хотя и позволяют солдатам и офицерам укрывать и согревать головы, но пользоваться таким набором не всегда удобно. Надетый на форменную папаху башлык существенно ограничивал угол обзора, что было критичным, например, для часовых, да и вообще добавлял военнослужащим неповоротливости. Требовался новый зимний головной убор, который позволил бы при необходимости обойтись без башлыка и при этом полностью укрывал голову от холода и снега.
Решение было найдено оригинальное. Взяв классическую папаху, конструкторы воинского снаряжения сделали ее шерстяной околыш двухчастным. Та часть, что приходилась на лоб, крепилась практически неподвижно – ее пришивали или закрепляли двумя крючками, а задняя часть, слегка заходившая на виски, стала откидывающейся. Изнутри к ней пришили специальный клапан: в развернутом виде он прикрывал нижнюю часть лица и застегивался на пуговицу или на крючок так, что шея военнослужащего была полностью закрыта со всех сторон.
Это простое, но эффективное решение немедленно превратило армейскую папаху в один из самых удобных и любимых в войсках головных уборов. В 1910 году он поступил на снабжение войск сибирских военных округов, а потом постепенно распространился и на запад. В 1913 году папаха образца 1910-го стала единым головным убором русской армии и оставалась им на протяжении почти десятилетия. В таких папахах русские солдаты и офицеры прошли всю Первую мировую войну. В них же, пришив спереди красные ленты, красовались первые красногвардейцы из числа распропагандированных фронтовиков. В таких папахах воевали бойцы по обе стороны фронта, и в Красной армии, и в Белой. Причем в последней, пожалуй, дольше. На кадрах кинохроники, запечатлевших эвакуацию остатков вооруженных сил Юга России из Севастополя, хорошо видны множество нижних чинов в папахах образца 1910 года. А в Красной армии их ношение (чтобы не путать своих бойцов с вражескими) запретили годом раньше, когда ввели зимний вариант знаменитой буденовки.
Буденовка плюс «финка» равно…
Буденовка с точки зрения функциональности и отчасти даже формы напоминала гибрид фуражки и башлыка: она имела козырек и отстегивающийся клапан с длинными концами, которые можно было застегнуть зимой вокруг шеи. Вроде бы удобная и проверенная конструкция, но на практике она оказалась не слишком удачной. Особенно ярко это проявилось во время Советско-финской войны 1939-40 годов, когда одетые в буденовки красноармейцы и командиры получали обморожения лица, щек и даже шеи. Требовался новый головной убор, который был бы более теплым и в то же время нетяжелым, хорошо сидел на голове и мог при необходимости укрыть затылок и шею военнослужащего.
Сегодня уже не установить, кто первым из сотрудников Управления тыла наркомата обороны вспомнил о конструкции дореволюционной папахи и придумал скрестить ее с так называемой «шапкой Нансена». Этот головной убор, разработанный знаменитым норвежским полярником, больше всего напоминал каскетку с опускающимися длинными наушниками. Такие головные уборы хорошо видны на фотографиях войск Верховного правителя России Александра Колчака. Они даже внешне напоминают более поздние шапки-ушанки, но отличаются от них козырьками, что роднит «колчаковки», как прозвали эти шапки, с шапками Нансена.
Впрочем, и Нансен не был изобретателем головного убора с опускающимися ушами. Подобные шапки, называвшиеся где треухом, где капелюхами, где малахаями, знали и носили многие народы на территории России. По последним данным, первый известный на сегодняшний день головной убор подобного типа найден во время раскопок захоронений на плато Укок, относящихся к IV веку до нашей эры. Так что идея ушанки буквально витала в воздухе, оставалось лишь воплотить ее на практике.
Чтобы сделать это, хватило простого решения. В 1931 году в качестве одного из вариантов зимнего головного убора для командного и начальствующего состава Красной армии ввели так называемые «шапки-финки». Внешне они больше всего напоминали кубанки, но в отличие от них имели опускающуюся часть мехового околыша, от виска до виска. Достаточно было пришить к этому околышу наушники – и на свет появилась армейская ушанка.
Рождение солдатской ушанки
Первые ушанки, по некоторым данным, поступили в войска еще в начале 1940 года: их якобы по собственной инициативе сшили ленинградские работницы. Но более вероятно, что это были опытные партии новых головных уборов, проходивших обкатку в боевых условиях. Официально же ушанки приняли на снабжение РККА только 5 июля 1940 года. Рядовым, сержантам и младшему командному составу их шили из шерстяного шлемного сукна, а околыши обшивали мехом цигейковой овчины. Командиры более высокого ранга, вплоть до маршалов, могли шить ушанки за свой счет из каракуля или мерлушки (меха ягненка), главное, чтобы цвет оставался серым.
Начавшаяся вскоре Великая Отечественная война внесла свои коррективы. Из-за дефицита материалов армейские ушанки начали шить с использованием бобрика – ворсованной полушерстяной ткани, которая не спасала от мороза даже с толстой ватной подкладкой. Поэтому такие шапки очень скоро стали отправлять на снабжение войск на южном фасе советско-германского фронта, а частям, воевавшим на севере, старались шить ушанки из натуральных материалов.
С окончанием войны ушанка никуда не делась из арсенала Советской армии и до недавних пор оставалась в списке солдатского имущества в армии современной России. Лишь недавно ее заменила новая ушанка из современных и технологичных материалов, но легко узнаваемые формы в ней сохранились. А вот башлыки и папахи из него исчезли. Первые – давно, еще в середине 1940-х. Папахи же оставались головным убором высших офицеров и полковников вплоть до 2014 года, когда ее окончательно исключили из списка разрешенных офицерам головных уборов.