Как называется зимнее жилище шорцев
В юго-восточной части западной Сибири, преимущественно на юге Кемеровской области, проживает небольшой тюркоязычный народ, о котором даже в России мало кто знает. Это шорцы. Они, в свою очередь, делятся на этнические группы.
Шорский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи — у алтайцев и хакасов он примерно такой же. А вот по культуре шорцы все же ближе к чулымцам.
Основные поселения шорцев расположены в бассейне реки Томь, в среднем ее течении. К началу XX века все эти люди официально считались православными, хотя на самом деле информация не соответствовала действительности, так как многие шорцы даже не скрывали, что сохраняют свои традиционные верования и обычаи, унаследованные от предков. Они почитали верховных божеств Ульгеня и Эрлика, верили в личных и родовых духов-покровителей. Посредниками между мирами духов и людей выступали шаманы.
Южные шорцы, в основном, занимались охотой и рыболовством, также собирали в лесу кедровые орехи — постепенно собирательство превратили в промысел. А вот северные шорцы предпочитали кочевое скотоводство. Проживающие в горных районах освоили подсечно-огневое земледелие — сеяли ячмень, обрабатывая поля мотыгами. В начале XVIII века шорцы стали засевать и пшеницу, а скотоводы-кочевники постепенно переходили к оседлому образу жизни, предпочитая больше заниматься разведением крупного рогатого скота.
Агысом называлось зимнее жилище. Это уже была каркасная постройка из бревен, жердей и досок. Она представляла собой усеченную пирамиду, которую также крыли берестой или ветвями. В центре устанавливался очаг — дым выходил через крышное отверстие.
Современные шорцы проживают в рубленых деревянных избах, к которым их приучили русские. Юрты используются как летняя кухня.
Сегодня шорцы, по большому счету так и не принявшие христианство, с удовольствием отмечают свои языческие праздники. До наших дней, например, дошел Мылтык-Пайрам — главное праздничное событие для всей народности. В этот день принято объедаться пельменями. Но смысл состоит не в том, чтобы наесться до отвала так, что дышать трудно, а в том, чтобы найти внутри пельменя некий знаковый предмет (их туда, само собой, закладывают повара), символизирующий то или иное событие, которое непременно случится в ближайшей перспективе.
Жилища шорцев
Шорцы жили оседло. Их переселения носили временный характер и вызывались потребами характерностями производства: либо это было переселение со всей семьей на пашню во время посева или уборки урожая, либо мужская часть переселялась во временное жилище, устроенное в глуши горной тайги, в районе зверового промысла. Менял местожительство по-настоящему шорец только в двух случаях: когда забрасывал старые пашни и переселялся поближе к вновь разработанным и когда бросал старое место после смерти кого-либо из членов семьи. У степных и северных горных шорцев и такие переселения редко имели место. Селились шорцы, особенно южные, маленькими селениями, удаленными друг от друга на большое расстояние. Если селения степных северных шорцев почти не отличались от маленьких русских деревень, то у южных шорцев они включали до десятка юрт. Некоторые из них состояли только из 2—3 юрт и носили название, как правило, по имени старшего родственника, например, «Накпай-Аал» — «Накпаев улус», или «Очай-Аал» — «Очаев улус», и т. д. Другим типом было селение, включавшее в себя несколько родов или их отдельных представителей. В таких селениях насчитывалось обычно больше десятка юрт и домов, и назывались они, как правило, по имени речки, ключа или горы, у которой находились. Таковы «Ак-Кая» — («Белая скала»), «Узун-Аргы» «(Длинный остров») и т. д. В деревнях северных шорцев, в отличие от русских деревень, не было улиц, и жилые дома, как и хозяйственные постройки, выглядели более бедными и запущенными. С переходом обитателей маленького шорского селения в другое место исчезало и название селения. Поэтому исследователи и путешественники, посещавшие шорцев в начале XX в., часто не могли найти тех или иных селений, значащихся на официальных картах еще до второй половины XIX в.
В конце XIX—начале XX в. у шорцев было в основном два типа жилища. Один — деревянный шалаш (одаг) из бревен, досок и жердей, крытый берестой, с земляным полом и очагом посредине. Этот тип сохранился в качестве временного жилья на пашнях во время земледельческих работ и в местах охоты. В южной Шории данный тип жилища, обычно утепленный, покрытый двойным слоем бересты, с набросанной землей, был у бедноты и зимним жильем. Другой тип — срубная бревенчатая низкая юрта (четырехугольная), с покрытой берестой крышей. Глинобитный очаг (кебсге) находился у стены влево от двери. Нередко очаг имел трубу, сплетенную из прутьев (суген). В таких случаях очаг состоял из двух обмазанных глиной досок, поставленных вертикально к стене. Наряду с юртой в конце XIX в. были и избы русского типа, почти вытеснившие юрты в северной Шории. На юге (по притокам главных рек) бревенчатых юрт было значительно больше, чем домов русского типа. Богачи строили двухэтажные дома, крытые тесом или даже железом. Усадьбы таких домов обносились деревянным забором и застраивались различными хозяйственными постройками. Внутреннее убранство шорских жилищ поражало скудностью и примитивностью. Только дома богачей имели обстановку русского типа, характерную для зажиточных крестьян и мещан.
Хозяйственными постройками были в южной Шории деревянные срубы на четырех столбах (тастак), предназначавшиеся для хранения мяса, зерна, и амбары с полом, крышей и дверью, на четырех-шести столбах, врытых в землю. На севере Шории наряду с такими постройками встречались и русские амбары. У торговцев шорцев амбары (анмар), достигали значительных размеров — были двух- и даже трехэтажные, крытые тесом, реже железом.
В одежде шорцев существовали различия между северными и южными группами и по социальному признаку. Степные и северные шорцы носили одежду и обувь русского образца, которую шили из самодельного холста, покупных тканей, овчин. Богатые шорцы одевались на городской манер, покупая готовое платье или заказывая его по типу одежды, носившейся в купеческих и мещанских кругах г. Кузнецка. Они пользовались исключительно фабричными тканями и не носили домотканину. Своеобразная по материалу и покрою одежда бытовала у южных таежных шорцев, где во всем царила нищета и нужда. Недостаток, а чаще полное отсутствие скота, особенно овец, и уменьшение численности крупного копытного зверя в лесах вынуждали большинство таежных шорцев делать себе летнюю и зимнюю одежду из кендыря, так как фабричные ткани, завозимые торговцами, были недоступны рядовым охотникам.
Обычная одежда шорца — рубаха (кунек) из кендыря или из покупной ткани, с прямым или косым воротом, иногда обшитым цветной материей, застегиваемым на пуговицы, и штаны (чембар, гитан) с поясом- веревкой из кендыря. Верхняя одежда — халат (шабур), короткий, застегивающийся вверху на одну пуговицу и запахивающийся слева направо, подпоясываемый кушаком. Ворот, грудь, иногда и нижняя часть пол обшивались тесьмой. Часто в таком халате из самотканного конопляного холста шорец бродил по тайге в дожди и холода, только зимой надевая еще второй, дополнительный.
Женская одежда, за исключением рубахи-платья, почти одинакова с мужской. Длинная, почти до земли, рубаха служила одновременно и платьем и шилась с разрезом на груди. Штаны (гитан) короче мужских, без разреза. Верхний халат шили из кендыря или покупного Манчестера (у зажиточных) и плиса (темного цвета). Грудь халата украшалась вышивкой цветными нитками или раковинами каури, полы и обшлага тоже украшались примитивной вышивкой.
Зимой шорки носили тот же халат, но для тепла часто надевали два таких халата один поверх другого. Носили и рукавицы из овечьей шерсти, на юго-западе — шерстяные чулки и кушаки, приобретаемые от соседей кумандинцев.
Основными продуктами питания служили мука (талкан) и крупа (шырак) из поджаренного ячменя. Поджаренные в плоском котле зерна (коргуш) толкли в деревянных ступах (сок) деревянным пестом (сок па- лазы), затем провеивали деревянным или берестяным широким лотком (сыргаш) и мололи на ручной мельнице. Полученную крупу или муку просеивали на деревянном, обтянутом кожей решете (эдгек). Просеянную крупу и отруби провеивали вторично тем же лотком. Талкан ели с чаем, холодной водой, молоком, с медом, маслом и со сметаной. Из талкана приготовляли густую кашу (саламат). Крупа шла на приправу к супу, ее варили также (на Кондоме и ее притоках> с молоком, рыбой, мясом или кандыком. Пресное пшеничное тесто, скатанное в жгутики и разделенное на мелкие кусочки (тутпаги), варили в воде, иногда с мелкой рыбой, с мясом и в молоке. Это было наиболее популярным и характерным блюдом шорцев. Тутпаш, как и похлебку с крупой (шырак), ели без хлеба. Тертпек — лепешки из пресного теста, вареные в кипятке, ели с мясным супом или с ухой.
Хлеб из покупной пшеничной или ржаной муки имели в достаточном количестве далеко не все шорцы. Больше всего хлеба имели северные шорцы, где было развито земледелие, но вдоволь — только богачи. Напитками служили абыртка — брага из ячменной муки (талкан), иногда из кандыка, арагы — водка из хлебной браги и чай.
Конина считалась роскошью. Только состоятельные шорцы имели возможность покупать так называемых согум — старых, предназначенных на убой лошадей. В пищу потребляли мясо козули, оленя, марала, лося, медведя, барсука, зайца, белки. Запеченные в золе костра тушки белок- охотники приносили домой: они считались лакомством. Из птиц ели глухарей, тетеревов, рябчиков, куропаток и уток.
В тех районах, где держали коров, некоторое значение в питании имели молочные продукты. Из молока, кроме масла, делали пресный сыр (пыги- так), заменявший хлеб: ели его с чаем.
В домашнем быту шорцев под влиянием русских произошли большие изменения. Широко распространилась у шорцев русская срубнан изба, несравненно более теплая, удобная и гигиеничная, а с ией п соответствующая домашняя утварь (столы, скамьи, табуреты, кровати, шкафчики, посуда и др.) и хозяйственные постройки (амбары, загоны и стойла для скота).
Усвоена более теплая, удобная и практичная одежда русского образца, ношение нижнего белья, стирка, баня; в пищу, кроме хлебных и молочных продуктов, начали употреблять много овощей и др. Учитывая относительно широкое распространение этих важных заимствований в результате тесного общения с русским трудовым населением, мы должны сделать вывод о положительном влиянии русской народной культуры на хозяйство и материальный домашний быт шорцев.
Презентация на тему «Традиционное жилище шорцев» 3 класс.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Традиционное жилище шорцев Областной семинар 2012г Мастер-класс Подготовили: Л.Г.Полева О.Г.Гоголева
Шорский улус (усадьба) Кезек Музей-заповедник «Томская писаница»
ореховый амбар: Амбары: Одним из национальных видов хозяйства шорцев было собирание орехов. И баня со смешным названием «мылча».
Эскиз творческой композиции «Шорский улус»
Приглашаем принять участие в мастер-классе. Желаем успеха!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Интегрированное занятие по окружающему миру и ИЗО искусству, с учётом регионального компонента. Территория расселения и численность, образ жизни и система жизнеобеспечения, этно-социальная обстановка,этно-культурная ситуация шорского народа. Итог работы на зянятии, создание творческой композиции используя в работе разные материалы, изготовление панно «Шорский улус». Групповая работа в создании панно. Обучающиеся определяются с выбором традиционного жилища, распределяют обязанности вгруппе, какие материалы будут использовать в работе, составляют план работы. Выбирают выступающего от группы для представления итога работы, защиты творческого проекта.
Номер материала: 429397
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде
Время чтения: 2 минуты
При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями
Время чтения: 2 минуты
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Жилища шорцев
Шорцы жили оседло. Их переселения носили временный характер и вызывались потребами характерностями производства: либо это было переселение со всей семьей на пашню во время посева или уборки урожая, либо мужская часть переселялась во временное жилище, устроенное в глуши горной тайги, в районе зверового промысла. Менял местожительство по-настоящему шорец только в двух случаях: когда забрасывал старые пашни и переселялся поближе к вновь разработанным и когда бросал старое место после смерти кого-либо из членов семьи. У степных и северных горных шорцев и такие переселения редко имели место. Селились шорцы, особенно южные, маленькими селениями, удаленными друг от друга на большое расстояние. Если селения степных северных шорцев почти не отличались от маленьких русских деревень, то у южных шорцев они включали до десятка юрт. Некоторые из них состояли только из 2—3 юрт и носили название, как правило, по имени старшего родственника, например, «Накпай-Аал» — «Накпаев улус», или «Очай-Аал» — «Очаев улус», и т. д. Другим типом было селение, включавшее в себя несколько родов или их отдельных представителей. В таких селениях насчитывалось обычно больше десятка юрт и домов, и назывались они, как правило, по имени речки, ключа или горы, у которой находились. Таковы «Ак-Кая» — («Белая скала»), «Узун-Аргы» «(Длинный остров») и т. д. В деревнях северных шорцев, в отличие от русских деревень, не было улиц, и жилые дома, как и хозяйственные постройки, выглядели более бедными и запущенными. С переходом обитателей маленького шорского селения в другое место исчезало и название селения. Поэтому исследователи и путешественники, посещавшие шорцев в начале XX в., часто не могли найти тех или иных селений, значащихся на официальных картах еще до второй половины XIX в.
В конце XIX—начале XX в. у шорцев было в основном два типа жилища. Один — деревянный шалаш (одаг) из бревен, досок и жердей, крытый берестой, с земляным полом и очагом посредине. Этот тип сохранился в качестве временного жилья на пашнях во время земледельческих работ и в местах охоты. В южной Шории данный тип жилища, обычно утепленный, покрытый двойным слоем бересты, с набросанной землей, был у бедноты и зимним жильем. Другой тип — срубная бревенчатая низкая юрта (четырехугольная), с покрытой берестой крышей. Глинобитный очаг (кебсге) находился у стены влево от двери. Нередко очаг имел трубу, сплетенную из прутьев (суген). В таких случаях очаг состоял из двух обмазанных глиной досок, поставленных вертикально к стене. Наряду с юртой в конце XIX в. были и избы русского типа, почти вытеснившие юрты в северной Шории. На юге (по притокам главных рек) бревенчатых юрт было значительно больше, чем домов русского типа. Богачи строили двухэтажные дома, крытые тесом или даже железом. Усадьбы таких домов обносились деревянным забором и застраивались различными хозяйственными постройками. Внутреннее убранство шорских жилищ поражало скудностью и примитивностью. Только дома богачей имели обстановку русского типа, характерную для зажиточных крестьян и мещан.
Хозяйственными постройками были в южной Шории деревянные срубы на четырех столбах (тастак), предназначавшиеся для хранения мяса, зерна, и амбары с полом, крышей и дверью, на четырех-шести столбах, врытых в землю. На севере Шории наряду с такими постройками встречались и русские амбары. У торговцев шорцев амбары (анмар), достигали значительных размеров — были двух- и даже трехэтажные, крытые тесом, реже железом.
В одежде шорцев существовали различия между северными и южными группами и по социальному признаку. Степные и северные шорцы носили одежду и обувь русского образца, которую шили из самодельного холста, покупных тканей, овчин. Богатые шорцы одевались на городской манер, покупая готовое платье или заказывая его по типу одежды, носившейся в купеческих и мещанских кругах г. Кузнецка. Они пользовались исключительно фабричными тканями и не носили домотканину. Своеобразная по материалу и покрою одежда бытовала у южных таежных шорцев, где во всем царила нищета и нужда. Недостаток, а чаще полное отсутствие скота, особенно овец, и уменьшение численности крупного копытного зверя в лесах вынуждали большинство таежных шорцев делать себе летнюю и зимнюю одежду из кендыря, так как фабричные ткани, завозимые торговцами, были недоступны рядовым охотникам.
Обычная одежда шорца — рубаха (кунек) из кендыря или из покупной ткани, с прямым или косым воротом, иногда обшитым цветной материей, застегиваемым на пуговицы, и штаны (чембар, гитан) с поясом- веревкой из кендыря. Верхняя одежда — халат (шабур), короткий, застегивающийся вверху на одну пуговицу и запахивающийся слева направо, подпоясываемый кушаком. Ворот, грудь, иногда и нижняя часть пол обшивались тесьмой. Часто в таком халате из самотканного конопляного холста шорец бродил по тайге в дожди и холода, только зимой надевая еще второй, дополнительный.
Женская одежда, за исключением рубахи-платья, почти одинакова с мужской. Длинная, почти до земли, рубаха служила одновременно и платьем и шилась с разрезом на груди. Штаны (гитан) короче мужских, без разреза. Верхний халат шили из кендыря или покупного Манчестера (у зажиточных) и плиса (темного цвета). Грудь халата украшалась вышивкой цветными нитками или раковинами каури, полы и обшлага тоже украшались примитивной вышивкой.
Зимой шорки носили тот же халат, но для тепла часто надевали два таких халата один поверх другого. Носили и рукавицы из овечьей шерсти, на юго-западе — шерстяные чулки и кушаки, приобретаемые от соседей кумандинцев.
Основными продуктами питания служили мука (талкан) и крупа (шырак) из поджаренного ячменя. Поджаренные в плоском котле зерна (коргуш) толкли в деревянных ступах (сок) деревянным пестом (сок па- лазы), затем провеивали деревянным или берестяным широким лотком (сыргаш) и мололи на ручной мельнице. Полученную крупу или муку просеивали на деревянном, обтянутом кожей решете (эдгек). Просеянную крупу и отруби провеивали вторично тем же лотком. Талкан ели с чаем, холодной водой, молоком, с медом, маслом и со сметаной. Из талкана приготовляли густую кашу (саламат). Крупа шла на приправу к супу, ее варили также (на Кондоме и ее притоках> с молоком, рыбой, мясом или кандыком. Пресное пшеничное тесто, скатанное в жгутики и разделенное на мелкие кусочки (тутпаги), варили в воде, иногда с мелкой рыбой, с мясом и в молоке. Это было наиболее популярным и характерным блюдом шорцев. Тутпаш, как и похлебку с крупой (шырак), ели без хлеба. Тертпек — лепешки из пресного теста, вареные в кипятке, ели с мясным супом или с ухой.
Хлеб из покупной пшеничной или ржаной муки имели в достаточном количестве далеко не все шорцы. Больше всего хлеба имели северные шорцы, где было развито земледелие, но вдоволь — только богачи. Напитками служили абыртка — брага из ячменной муки (талкан), иногда из кандыка, арагы — водка из хлебной браги и чай.
Конина считалась роскошью. Только состоятельные шорцы имели возможность покупать так называемых согум — старых, предназначенных на убой лошадей. В пищу потребляли мясо козули, оленя, марала, лося, медведя, барсука, зайца, белки. Запеченные в золе костра тушки белок- охотники приносили домой: они считались лакомством. Из птиц ели глухарей, тетеревов, рябчиков, куропаток и уток.
В тех районах, где держали коров, некоторое значение в питании имели молочные продукты. Из молока, кроме масла, делали пресный сыр (пыги- так), заменявший хлеб: ели его с чаем.
В домашнем быту шорцев под влиянием русских произошли большие изменения. Широко распространилась у шорцев русская срубнан изба, несравненно более теплая, удобная и гигиеничная, а с ией п соответствующая домашняя утварь (столы, скамьи, табуреты, кровати, шкафчики, посуда и др.) и хозяйственные постройки (амбары, загоны и стойла для скота).
Усвоена более теплая, удобная и практичная одежда русского образца, ношение нижнего белья, стирка, баня; в пищу, кроме хлебных и молочных продуктов, начали употреблять много овощей и др. Учитывая относительно широкое распространение этих важных заимствований в результате тесного общения с русским трудовым населением, мы должны сделать вывод о положительном влиянии русской народной культуры на хозяйство и материальный домашний быт шорцев.
Новое в блогах
Народы России: Шорцы
Шорцы
До 1926 года общим самоназванием всех родовых групп шорцев (абинцев, шорцев, каларцев, каргинцев и других) было тадар-кижи (человек-татарин). Название тюркоязычного населения Южного Кузбасса «шорцы» было закреплено властями во всех официальных документах с учётом высказываний академика В. Радлова об этнокультурном единстве так называемых мрасских и кондомских татар. Современными самоназваниями являются как тадар-кижи, так и шор-кижи.
Большинство шорцев говорят на русском языке, свыше 60 % родным считают русский язык; в шорском языке до недавнего времени было принято выделять два диалекта — мрасский ( хакасская (кыргызо-уйгурская) группа восточно-тюркских языков ) и кондомский ( северноалтайская группа западно-тюркских языков ), каждый из которых в свою очередь распадался на ряд говоров. В НФИ КемГУ имеется научная школа по изучению шорского языка.
Шорцы являются малочисленным коренным народом Западной Сибири. Всего в мире 13 000 представителей этой народности. Этнос был сформирован в 6-9 веках в результате смешения тюркоязычных и кетоязычных местных племен. Народ делится на две этнографические группы:
Где живут
Шорцы населяют юго-восточную часть Западной Сибири, в основном Кемеровскую область. Проживают в районах Республики Хакасии, Алтайском и Красноярском краях.
Название
Все родовые группы шорцев (абинцы, каргинцы, шорцы, каларцы) до 1926 года назывались тадар-кижи, что переводится «человек татарин». Название «шорцы» за народом закрепилось после 18 века, так их называли хакасы и алтайцы. Русские именовали народ кузнецкими татарами, абинцами, мрасскими и кондомскими татарами. Сегодня у шорцев есть и другие самоназвания — шор-кижи, татар-кижи, татар и тадар.
Сами шорцы называли себя по именам родов, управ, волостей и рек, например, Кобый, Кый, Карга. Те, кто проживал в Таяшской волости назывались таяш-чоны.
Большое количество шорцев говорят на русском языке, 60% считают его родным. В шорском существует два диалекта:
Каждый из диалектов распадается на несколько говоров. Для изучения шорского языка создана научная школа в НФИ КемГУ. В дорусское время шорцы владели древнетюркским, орхонским, старо-монгольским и китайским письмом. С 1920-х годов был создан литературный язык на основе мрасского диалекта и началось общее распространение грамотности. Это значительно отразилось на самосознании шорцев.
История
С 6 по 9 век шорцы были в составе Уйгурского, Тюркского и Енисейского каганатов. В этот период народ был тюркизирован и частично смешался с монгольскими, уйгурскими, древне-алтайскими, енисейско-киргизскими племенами. В 15-17 веках шорцы входили в состав Ойратского ханства. В 17-18 веках с народом слились кочевники-скотоводы телеуты, которые пришли с Севера.
Первые письменные свидетельства о шорцах, в частности степных, относятся к периоду освоения русскими верховья реки Томи. В середине 19 века часть шорцев переселилась в Хакасию, в результате основная часть народа перешла на хакасский язык, и сегодня их потомки уже не относятся к шорцам. В 1925 году образовался Горно-Шорский национальный район, центр которого располагался сначала в селе Мыски, затем в Кузедеево. Район прекратил существование в 1939 году.
С 1940-х годов начался процесс ослабления этнической специфики и ассимиляции шорского этноса, который продолжается до сих пор. В 20 веке в Северной Шории начались значительные изменения, на территории активно добывали уголь, образовались крупные рабочие поселки, где проживали ссыльные и заключенные со смешанным этническим составом. Когда Кемеровский облисполком принял в 1960 году решение ликвидировать в Горной Шории все колхозы, как нерентабельные, коренной народ начал массово мигрировать в крупные поселки и города Кемеровской области. Поэтому там сегодня проживает основная часть шорцев.
Религия
Традиционная вера шорцев — пантеизм, анимизм и шаманство. С древних времен народ представлял, что мир поделен на три сферы: земля Ульгеня — верховного божества в шаманизме, земля людей и земля злых духов, или подземный мир. Во владении Ульгеня 9 небес: на седьмом — звезды и луна, на восьмом — солнце, на девятом живет сам Ульгень. Люди представляли его добрым божеством. Человек и мир, по верованиям шорцев, были созданы Ульгенем и его братом Эрликом, который является олицетворением злого начала, владыкой подземного мира и главным правителем царства мертвых.
Связывающим между божествами и людьми был шаман. Он лечил больных и защищал народ от злых духов, совершал различные обряды, связанные с жизнью и бытом людей. Во время камлания к нему на помощь приходят духи, чьи изображения есть на шаманских бубнах. Шаманство у шорцев передается по наследству. Души умерших шаманов воплощаются в различные виды и могут быть животными или насекомыми.
В начале 20 века основная часть коренных жителей, проживающих в верховье Томи начала исповедовать православное христианство. Большую роль в этом сыграл миссионер Василий Вербицкий. Распространялось христианство разными методами, вплоть до принуждения, введения льгот для тех, кто пройдет обряд крещения. Им обещали бесплатный хлеб, освобождение от налогов в летний период. Крестили шорцев в церкви, на берегах местных рек. У шорцев появились иконы, нательные кресты, на могилах стали устанавливать кресты.
Но языческие религиозные обряды и верования до конца искоренить так и не удалось. Шаманы продолжали играть немаловажную роль в жизни народа, и дальше существовали культы медведя, огня и гор.
В кухне шорцев существует три вида супа:
Мясные бульоны варят долго, на медленном огне, обычно в них кладут много мяса. Раньше добавляли талган и дикий лук, затем измельченный лук с тертой морковью. Вместо мяса можно использовать говяжьи и конские потроха и рубец, такое блюдо называется суп из внутренностей. Особенность его в том, что готовится он не так долго.
Шорская кухня очень калорийна, потому что практически в каждом блюде присутствует мясо, едят его шорцы всегда и в больших количествах. До сих пор народ не использует мясорубку или современные блендеры, мясо принципиально измельчают ножом или сечкой, а жарят только на жирной сметане.
Внешность
Шорцы являются представителями монголоидной расы, у них зауженные глаза темных оттенков, выраженные скулы. Мужчины и женщины носили рубахи (кунек), штаны (чембары) и халат (шабур), который украшали вышивкой на вороте, подоле и обшлагах. Зимой надевали несколько халатов, их запахивали слева направо, подпоясывали кушаком. Женская рубаха была длинной с разрезом в области груди. Зажиточные носили только покупную одежду и овчинные шубы, крытые материей. Одежду на юге изготавливали из конопли и крапивы. Северные шорцы чаще шили из покупных тканей.
Обувались в кожаные сапоги одук, чарык с длинным голенищем. У бедняков сапоги были из кендыря. Ноги обматывали вместо портянок мягкой травой осокой. На голове женщины носили платки, мужчины надевали шапки, картузы из бересты, ткани или кожи, холщовые круглые шапки с тульёй, в виде колпака. Зимой носили меховые шапки. Под влиянием русских шорцы начали носить более практичную одежду и нижнее белье.
Жилище
Жизнь народов была оседлой, переселялись всей семьей на пашню, мужчины уходили в тайгу группами на время охоты. Меняли свои постоянные жилища шорцы редко, если старые пашни были заброшены или после смерти одного из членов семьи.
Народ проживал маленькими селениями, особенно это было распространено на юге. Все селения располагались далеко друг от друга и состояли из 10 юрт. Некоторые включали только 3 юрты и назывались в честь старшего родственника. Северные шорцы жили в домах, и их селения были похожи на русские маленькие деревни. Другой тип селения состоял из нескольких родов или их некоторых представителей. В них было более 10 юрт и домов, название они получали от имени реки или горы, около которой располагалось село. У северных шорцев в селениях не было улиц, дома и хозяйственные постройки выглядели бедно и немного запущенно.
В конце 19 и начале 20 века у шорцев было два основных типа жилища: одаг — деревянный шалаш, построенный из досок, жердей и бревен. Покрывали его берестой, полы были земляные, очаг располагался в центре. Строили такие шалаши на пашнях и в лесах, в качестве временного жилья. В южной Шории шалаш служил шорцам и зимним жилищем. Его утепляли, покрывали двумя слоями бересты, набрасывали землей.
Второй тип жилья — низкая срубная юрта из бревен, четырехугольная. Крышу покрывали тоже берестой, очаг делали глинобитный, располагался он у стены слева от входа. Часто для очага делали плетеную трубу из прутьев, тогда он дополнялся двумя досками, обмазанными глиной, которые ставили вертикально к стене.
Шорцы строили избы русского типа, которые в северной Шории практически вытеснили юрты. У притоков рек на юге деревянных юрт было больше, чем домов. Богатые представители народа строили двухэтажные дома, покрывали их железом и тесом. Жилища обносили забором из дерева, во дворе строили различные хозяйственные постройки. Внутри дома были обставлены достаточно бедно и очень примитивно. У богатых обстановка была выполнена в русском типаже, характерном для мещан и зажиточных крестьян.
На юге хозяйственные постройки строили в виде срубов из дерева, установленных на четырех столбах. Здесь хранили зерно, мясо. Амбары строили с крышей, полом и дверью, установлены они были на зарытых в землю четырех столбах. На севере помимо таких построек были русские амбары. Торговцы строили большие амбары, состоящие из 2 или 3 этажей, крытые железом и тесом.
Жизнь
Семья у шорцев патриархальная и большая. Шорцы делились на роды. Члены рода называли себя «карындаш», родовое собрание являлось высшим органом, на нем решались важные общественные дела, проводились выборы паштыка, раскладка албана и ясака, принятие христианства.
На общем собрании проводили суд, во время которого народ выбирал 6 человек, чаще это были старики. Эти люди проводили суд вместе с паштыком. После принятия решения спрашивалось мнение народа, если большинство было не согласно, снова проводили разбирательство. Принятое на собрании решение всегда обязательно выполнялось.
Основным занятием народа до 19 века была ковка и плавка железа. Особенно развито ремесло было на севере. Шорцы выплачивали дань тюркским каганам изделиями из железа, обменивали их на скот и войлок у кочевников. С 18 века начали сбывать железные изделия русским купцам, которые называли их кузнецкими людьми, а места, де они проживали, Кузнецкой землей.
В горных и степных районах, на севере было распространено пашенное земледелие. Сеяли в основном пшеницу. Разводили лошадей, передвигались на них в упряжках, на санях и телегах. Женщины ткали из крапивы и конопли, занимались выделкой кожи, из дерева и бересты производили утварь. Мужчины были заняты промыслами, обработкой кожи, рогов и дерева.
На табакерки, пороховницы, черенки ножей и другие предметы из дерева наносили художественную резьбу, на кости выжигали. Вышивали, изготавливали предметы из лепной керамики.
Сегодня большинство шорцев работает на шахтах, сельское хозяйство, охота и рыболовство остались на втором плане. Старинный образ жизни сохранился только в Шерегеше, где по сей день основным промыслом населения является охота. Большой проблемой современных шорцев является нехватка рабочих мест и отсутствие образования в селах. Многие уезжают в близлежащие города, где устраиваются на работу. Те, кто проживает в селе, занимаются традиционными промыслами и сельским хозяйством.
Культура
Фольклор шорцев богат и состоит из самых разных жанров:
Героические поэмы и сказания о богатырях занимают важное место среди народных жанров, исполняются они горловым пением «каем» или речитативом и относятся к музыкально-поэтическому творчеству. Их исполняют под аккомпанемент комуса — щипкового двухструнного инструмента, который делают из ствола кедра или ивы. Другие музыкальные инструменты народа:
К большому сожалению, сегодня шорская культура постепенно исчезает. Причиной тому является нарастание урбанистической культуры. Но вместе с тем с 1985 года понемногу начали возобновляться традиционные праздники народа. Они сопровождаются исполнением эпоса, песен и спортивными соревнованиями.
Традиции
У народа есть свои праздники:
Малтык-Пайрам отмечают 18 января. Это очень интересный праздник. Все едят пельмени с предсказаниями. В каждый пельмень принято класть мелкий предмет, который что-то обозначает и предсказывает, что ждет человека в этом году.
Чыл пазы, это Новый год, отмечается 20 и 21 марта в день весеннего равноденствия. Все веселятся и ходят в гости, переодеваются в медведей и разных существ (качаган).
Шор-Пайрам является праздником, посвященным сельскому хозяйству и скотоводству. В этот день помимо традиционного празднования проводится конкурс красоты и конкурс на самую длинную косу.
На праздник Пайрам собираются люди из разных районов области, проводятся различные конкурсы:
Обязательно проводятся спортивные соревнования по национальным видам спорта:
На празднике выступают народные танцевальные, музыкальные и вокальные коллективы, для зрителей проводится показ различных обрядов.
Когда в семье рождался ребенок, имя ему мог дать любой человек из тех, кто присутствовал при родах. Всегда избегают имен, которые повторяются в роду, особенно среди мужчин. С рождением малыша отец мастерил символьные знаки: если был мальчик, на колыбельную крепили лук, если девочка — березку. У кроватки новорожденного ставили оберег от злых духов в виде ножниц с нашитой пуговицей.
Большой удачей считается для мужчины жениться на вдове с ребенком. Это символизирует богатство. У шорцев принято выходить замуж с 14 лет. Три дня после свадьбы новобрачные живут в шалаше, построенном из священной березы. Первым в него входил жених, он разводил костер. Невеста в это время стояла у входа и дарила всем, кто принимал участие в строительстве шалаша, медные кольца. Эти кольца каждая девочка начинает собирать еще с детства.
В шалаше молодые принимают от гостей подарки, угощают всех квасом абырткой. Через три дня временное жилище молодых сносили и уносили в лес. Молодые начинали строить собственную юрту и временно проживали в доме мужа с его родителями.