Как называется женщина на носу корабля
Как появились носовые скульптуры на кораблях, и для чего они были предназначены
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Хороша была галера: румпель был у нас резной,
И серебряным тритоном нос украшен был стальной.
Кандалы нам терли ноги, воздух мы хватали ртом,
Полным ходом шла галера. Шли акулы за бортом.
(Редьярд Киплинг, перевод Е. Дунаевской)
Вначале эти фигуры в виде мифических животных размещали на носу судна, на специальном выступе.
Зачастую их устанавливали с целью устрашения врагов, особенно это касалось викингов. На высоких носах своих драккаров они размещали еще и высоко поднятые головы драконов. И когда эти головы выплывали из тумана в сопровождении ревущих боевых рогов, на европейских жителей это производило весьма устрашающее впечатление.
Примитивные суденышки часто оказывались бессильными перед морской стихией, и для успешного плавания капитаны старались установить на кораблях фигуры богов – укротителей морской стихии, надеясь таким образом получить от них защиту и покровительство для своей команды.
Но, как оказалось, эти тяжелые статуи на носу корабля, наоборот, делали его менее устойчивым на волнах, поэтому для них нашли другое, более подходящее место – под бушпритом, именно там мы и привыкли их видеть.
К середине 16 века скульптуры становятся уже весьма совершенными в художественном плане, резчики по дереву, умело используя структуру дерева, научились искусно передавать контуры тел этих фигур. Все эти носовые фигуры устремлены вперед, будто помогая судну идти быстрее.
И вскоре уже на всех крупных парусных судах под бушпритом красовались великолепные скульптуры.
Носовые фигуры старинных кораблей
Традиция украшать нос корабля скульптурной фигурой или рельефом существует с древних времен.
В древнем Риме носовое украшение именовалось рострой, в древней Греции- кариатидой.
Распростертая над бушпритом и устремленная вперед, она была символом судна, гордостью владельцев судов и капитанов.
Когда судно отслуживало свой срок, носовую фигуру снимали, и она украшала стены зданий, колонны, дома хозяина или капитана. Впоследствии носовые фигуры попадали в морские музеи.
Сейчас ее называют «галеонной фигурой» по имени кораблей, но в морской терминологии ее называют «гальюнной» фигурой, поскольку она устанавливается на гальюн (свес в носовой части парусного судна). На этом же свесе устанавливались отхожие места для экипажа, поэтому в настоящее время гальюном называют туалеты на кораблях.
История
Древняя Греция
Украшения в обличье богов характерны для Древней Греции, причем отдавали предпочтение богине победы Нике.
Также в убранстве кораблей часто обнаруживаются мифологические персонажи. Преимущественно это были древнеримские боги, покровители мореплавания и торговли, Нептун и Меркурий.
Викинги
Уходя в море, моряки всегда совершали жертвоприношения, а чтобы показать, что своих покровителей никогда не забывают, на судах стали устанавливать в виде украшения культовые предметы и изображения богов.
Чаще всего на первых порах это были изображения мифических животных. Жители Норвегии, например, для своих дракаров вырезали из дерева фигуры в виде головы дракона, располагавшиеся на носу судна. Славяне украшали свои ладьи головами баранов или козлов, а другие народы украшения на носу судна предпочитали делать в виде птиц, например павлинов.
Встречались фигуры монахов, святых, женщин и дев разных видов.
С середины XVI века испано-португальские корабельные мастера начали устанавливать на галеонах — больших трехмачтовых парусных судах, приспособленных для перевозки ценных грузов, — весьма совершенные в художественном отношении скульптуры.
Со второй половины XVI века и особенно в XVII веке богатый скульптурный декор становится обычным атрибутом всех парусных кораблей.
По пышности отделки подобные суда подчас не уступали роскошным дворцам своих властителей, а порой даже превосходили их.
В случае военно-морских кораблей- была цель- продемонстрировать богатство и могущество владельца.
В расцвете барокко, некоторые корабли имели исполинские фигуры, весящие несколько тонн.
Изначально проектные модели носовых фигур выполнялись скульптором из дерева и воска в небольшом масштабе и лишь после получения одобрения комиссии и короля они вырезались из дерева в натуральную величину.
Что скрывалось за фигурой женщины на носу корабля в старину 6 букв?
Корабль (парусник) плывёт вперёд, подгоняемый ветром. Фигуры — ростры, устанавливали на парусниках на носу.
С 16-17 веков стало широко распространено украшение разнообразными фигурами носа корабля.
Представьте себе, куда пойти матросу, если он хочет в туалет — попис*ть? Если пойдёт на корму, откуда ветер дует, то все брызги полетят на него. У матросов повелось ходить на нос, там и испражняться.
Место крепления ростров-фигур называлось гальюн.
Матросский туалет стали называть, от названия — гальюнная фигура, а не наоборот.
Среди таких статуй достаточно часто крепили женские фигуры богинь, ангелов, русалок. Вот и прикрывала женская статуя матросское отхожее место — гальюн.
Фигура женщины на носу парусного судна называлась гальюнная фигура.
С шестнадцатого по девятнадцатый век такие фигуры были обычными на носу корабля,
причем они были замысловато исполнены и даже украшались резьбой.
Гальюнные фигуры выполняли разные функции. В 16 веке, подобно вывескам на трактирах,
эти носовые фигуры служили обозначением имени судна для малограмотных моряков с других судов.
На военных кораблях и парусниках богатых судовладельцев эти женские фигуры были символом
богатства и могуществом владельцев кораблей.
Фигуры женщин очень часто сопровождают корабль, хоть и считалось, что женщина на корабле к беде. Но все же устанавливали фигуру женщины под бушпритом, как талисман. Участие женщины в обустройстве корабля не ограничивалось этим. Она могла скрывать и более прозаическое место. Галеонные фигуры, назывались фигуры женщин, устанавливаемые на носу парусного судна. А скрывали они гальюн, то есть туалет. Гальюн устанавливался на носу судна потому, что при установке на корме, запахи из отхожего места разносились бы попутным ветром по всему кораболю. А при установке на носу, ветер уносил их впереди корабля.
В Древнем Риме носовое украшение именовалось рострой, а в Древней Греции — кариатидой.
Для женской фигуры сегодня можно встретить название гальюнная фигура.
Как ни удивительно,но женщина украшающая нос корабля, это не только
украшение,а вещь вполне функциональная. Оказывается за ней устанавливали,необхо димое на корабле отхожее место,оно же гальюн,слово,нео бходимое для решения данного кроссворда или викторины.
Фигуры с женским торсом делались из-за того, что в старину существовало поверье якобы женская фигура утихомирит и успокоит шторм. Хоть в то время на корабли женщин и не пускали вообще. Ответом на вопрос «что скрывалось за фигурой женщины на носу корабля в старину» из шести букв будет слово «гальюн». реально же фигура женщины скрывала попросту туалет для членов корабля.
Дюймовочка в сказке датского писателя воспринимается нежным, маленьким существом, несмотря на то, что характер ее подобен стали, так крепко и стойко противостоит девочка ударам судьбы, обрушивающимся на нее. Поэтому из вариантов, древесину и бумагу, не подглядывая в первоисточник, я исключила сразу.
Люблю эту сказку «Огниво». Недавно читала ее детям перед сном. Значит так, за свадебным столом, помимо гостей сидели конечно же собаки! Куда без них, они ведь частично виновники всей канители. Они сидели за столом и «таращили глаза».
Голос в этом мультфильме сильно искажен. Я в интернете нашел информацию, что это Оксана Шабина.
Но когда-то давно, я еще в школе учился, мне сказали, что эту песню исполняет, как ни странно, Андрей Макаревич.
Может быть, тот человек ошибся, и Макаревич только написал эту песню, но не исполнял?
Это был Щелкунчик,который ещё раньше был принцем,ну и так далее.
Как называют нос корабля. Школьная энциклопедия. Судовая силовая установка
Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был
1. Нос. украшеніе 51-пуш. винтов. фрегата «Дмитрій Донской».
2. Нос. украшеніе 45-пуш. винтов. фрегата «Ослябя».
3. Нос. украшеніе 70-пуш. винтов. фрегата «Генералъ-Адмиралъ».
4. Модель нос. украшенія 17-пуш. винтов. корвета «Витязь».
5. Модель нос. украшенія 51-пуш. винтов. корвета «Богатырь».
6. Модель нос. украшенія крейсера 2 ранга «Джигит».
7. Нос. украшеніе 51-пуш. винтов. фрегата «Александръ Невскій».
Смотреть что такое «Нос корабля» в других словарях:
Нос Энциклопедический словарь
Книги
Рассматривая корабль в профиль, можно оценить его очертания и линии корпуса. Само судно представляет собой каркас, называемый набором, и обшивку. Набор корпуса служит для придания всей конструкции жесткости. Он также формирует внешний облик корабля, его обводы. Можно заметить, что в передней (носовой) своей части судно имеет особую форму. Нос корабля специально делают заостренным, чтобы при движении сквозь толщу воды судно испытывало минимальное сопротивление среды.
Переднюю оконечность корабля по морской терминологии называют носовой частью. По своему расположению она противоположна корме. Нос корабля чаще всего имеет вытянутую форму, суженную с боков. Его функция – разрезать волны, которые препятствуют быстрому движению судна. Такая своеобразная форма носовой части лучше всего соответствует условиям эксплуатации корабля.
Элементы носовой части корабля
Носовая часть корабля имеет сложное устройство. Она сконструирована таким образом, чтобы до минимума сократить сопротивление водной стихии. На самом конце носа располагается форштевень. Это толстый брус, который является своеобразным продолжением киля. В том месте, где форштевень подходит к ватерлинии, нередко ставят металлическую накладку, которая носит название «грен» или «водорез».
В древности на носу парусных судов обычно помещали украшения в виде фигур – ростры, выполнявшие декоративную функцию. Такие изображения позволяли не только сделать судно более привлекательным, но часто придавали боевым кораблям устрашающий вид. Римские боевые корабли вместо декоративных фигур часто имели спереди массивные тараны, которыми оканчивался нос.
Палубные элементы передней части судна также имеют собственные названия. Носовое пространство верхней палубы корабля носит наименование «бак». На парусном судне бак начинается у фок-мачты и заканчивается крайней передней оконечностью судна. Иногда корабль имеет на палубе возвышение в передней части – полубак. Этот элемент конструкции может занимать до половины всей длины судна. На передней части палубы устанавливают такелажное и швартовое оборудование.
В районе носовой части корпус корабля имеет усиленную конструкцию. Набор здесь более прочный и частый, а обшивка имеет значительную толщину и прочность. Делается для того, чтобы судно имело возможность уверенно идти против ветра и сильной волны. Крепкая носовая часть нужна также и при касании причала в момент швартовки. Нос в любых условиях плавания принимает на себя основную нагрузку внешней среды, поэтому требования к его конструкции всегда более строги.
Современные корабли делают из материалов, плотность которых во много раз выше плотности воды. Но они не тонут, потому что сконструированы таким образом, что внутри имеют много помещений, заполненных воздухом.
Когда речь идёт о корабле, мы употребляем термины «корабль » или «судно «. Между тем, эти понятия не означают одно и то же. В общем случае судном принято считать любое транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров и грузов по воде. Разные правила и кодексы трактуют это понятие по-разному. Например, в Международных правилах предупреждения столкновения судов в море написано, что судно – это любое средство передвижения по воде. Следовательно, судно – более широкое понятие. А кораблями принято считать крупные морские суда и суда любого размера, несущие на себе военно-морской флаг. Каждый корабль имеет собственное уникальное название, ходит под флагом государства, в котором оно официально зарегистрировано.
Как устроен корабль
1 – нос, 2 – бульб, 3 – якорь, 4 – борт, 5 – корма, 6 – корма, 7 – дымоход, 8 – ходовая рубка, 9 – палуба.
Корпус корабля состоит из нескольких частей.
Передняя часть называется нос . Во время движения он разрезает волны и поэтому имеет такую форму, чтобы сопротивление воды было минимальным. Передняя оконечность носа носит название форштевень . А часть носа, выступающая ниже ватерлинии, называется бульб . Он изменяет направление потока воды по корпусу, благодаря чему уменьшается сопротивление, увеличивается скорость корабля и уменьшается расход топлива.
Задняя часть корабля называется кормой. Она делится на надводную и подводную части. В подводной части располагаются руль и гребной винт . На надводной части находится машинное отделение и грузовой отсек.
Боковую часть называют бортом . Фальшборт – это часть борта, расположенная над палубой.
По дну судна, от носа до кормы, проходит продольная балка, которая называется килем . Она обеспечивает прочность корпуса и днища.
Линия соприкосновения корпуса со спокойной поверхностью воды, называется ватерлинией . Она условно разделяет надводную и подводную части корабля.
Для того чтобы удержаться на одном месте, судно на стоянке обязательно бросает на грунт якорь .
Судовой двигатель приводит в движение судовые движители : воздушный и гребной винт, гребное колесо). На парусных судах движителями являются паруса. (Движители – это устройства, преобразующие энергию двигателя или любую другую энергию, например, энергию ветра, в работу по перемещению транспортного средства).
Водонепроницаемость судна, плавучесть и непотопляемость обеспечивает корпус . Он состоит из обшивки и набора.
Центр масс и центр давления корабля
Когда корабль плавает, на него действуют две силы, равные по величине и противоположные по направлению: сила тяжести (вес) Р и выталкивающая сила.
Вес корабля Р – это сумма весов корпуса, механизмов, топлива, запасов воды, экипажа, вооружения и др. Сила тяжести всегда направлена вниз и тянет корабль на дно. Она приложена к точке, называемой центром тяжести корабля, или центром тяжести масс . При проектировании и строительстве корабля стараются сделать так, чтобы его центр тяжести находился в диаметральной плоскости . Это такая вертикальная плоскость, которая проходит через всю длину судна и делит его на 2 симметричные части. Центр тяжести расположен либо на половине высоты надводного борта, либо немного ниже его.
Выталкивающая сила приложена к геометрическому центру тяжести погруженного объёма корабля и направлена вертикально вверх. Точка приложения выталкивающей силы называется точкой давления , или центром давления .
Когда создают корабль, делают так, чтобы оба эти центра (центр тяжести корабля и центр давления) находились в диаметральной плоскости на одной вертикали.
Уравнение равновесия для корабля имеет вид:
V o – весь водонепроницаемый объём,
Это уравнение называется основным уравнением плавучести.
Запас плавучести
Плавучесть – самое важное мореходное качество корабля. Это способность оставаться на плаву вместе с грузами, необходимыми для выполнения определённых задач. Потеряв плавучесть, корабль утонет.
Каждый корабль имеет запас плавучести , который определяется как процентное отношение всех водонепроницаемых объёмов корабля, расположенных выше ватерлинии, к его полному водонепроницаемому объёму.
С точки зрения физики з апас плавучести равен такому объёму воды, который корабль может принять на борт, оставаясь на плаву.
Например, если запас плавучести равен 50%, то судно погружено в воду так, что его водонепроницаемый объём выше ватерлинии равен объёму, находящемуся ниже неё.
Объём надстроек и всех выступающих частей на верхней водонепроницаемой палубе не входит в запас плавучести. Объёмы повреждённых отсеков также исключаются из него.
Если корабль примет на борт количество воды, равное запасу плавучести, то он погрузится в воду по главную палубу. Его запас плавучести в данном случае станет равным нулю. А само судно будет находиться в неустойчивом положении. В физике это называется нейтральная плавучесть. Даже небольшое воздействие на корабль в таком состоянии может привести к тому, что плавучесть станет отрицательной, и корабль утонет. Поэтому ч тобы плавание было безопасным, для любого корабля устанавливается обязательный запас плавучести . Он обозначается грузовой ватерлинией или грузовой маркой – специальной отметкой, наносимой на судно. Она показывает уровень, до которого судно может быть нагружено. Чем больше загрузка, тем ближе к воде находится грузовая марка.
Для сохранения запаса плавучести корпус корабля и все его помещения делаются водонепроницаемыми. Они разделяются переборками и палубами. Водонепроницаемы двери, иллюминаторы, люки. В случае поступления воды в какое-то помещение на корабле, она не сможет проникнуть в другие помещения. Очень важно, чтобы все эти конструкции корабля всегда находились в исправном состоянии.
Продольный брус с внутренней стороны борта деревянной шлюпки на высоте ватерлинии, а чаще выше нее, связывающий верхние концы шпангоутов одного борта;
Деревянный или металлический брус, установленный снаружи борта для предохранения судна от повреждения во время ударов при швартовке.
Кроме корпуса, маломерное судно имеет ряд устройств: рулевое, швартовное, якорное и т. д.
— (морск.) иноск.: соображайся с духом времени: смотри, откуда ветер дует Ср. Держи нос по ветру, и все пойдет как по маслу. Если это еще не народная пословица, то станет ею. В ней вся мудрость мира. Данилевский. Девятый вал. 6. См. по маслу… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Держи носъ (корабля) по вѣтру (морск.) иноск. соображайся съ духомъ времени: смотри откуда вѣтеръ дуетъ. Ср. Держи носъ по вѣтру, и все пойдетъ какъ по маслу. Если это еще не народная пословица, то станетъ ею. Въ ней вся мудрость міра. … … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
А (у), предл. о носе, на носу; мн. носы; м. 1. Выступающая часть лица человека или морды животного между ртом (пастью) и глазами; наружная часть органа обоняния. Прямой, тонкий, маленький, длинный, короткий, курносый, вздёрнутый, горбатый нос.… … Энциклопедический словарь
НОС, а (у), о носе, в (на) носу, мн. ы, ов, муж. 1. Орган обоняния, находящийся на лице человека, на морде животного. Горбатый н. Римский н. (крупный, правильной формы нос с горбинкой). Из носу и из носу (носа). По носу и по носу. За нос и за… … Толковый словарь Ожегова
Нос передняя часть судна, противоположная корме. Устроен таким образом, чтобы сократить до минимума сопротивление воды. Передняя оконечность судна также называется форштевнем. В старину на носу корабля закреплялись фигурные ростры … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Нос (значения) … Википедия
Носовая фигура корабля, которая была популярна между 16 и 20 веками, представляет собой резное деревянное украшение, расположенное на носу судов. Корабельные фигуры были основным моментом древнего кораблестроения и архитектуры вплоть до их избыточности из-за событий в судостроении и архитектуре. Тем не менее, эти украшения можно рассматривать как заслуживающие внимания реликвии морской истории. Изготовленное в основном из дерева, носовая фигура корабля заметно представляла фронтальную часть сосуда, способствуя особой идентичности самого судна. Реальный мотив размещения резной фигуры на носу судна остается неясным. Но это подтвержденный факт, что эти украшения исторически использовались с убеждением, что эти «иконы» имеют сильное магическое или религиозное значение.
Происхождение и использование носовых фигур корабля
Происхождение носовых фигур или любого подобного украшения восходит к тысячелетиям, вплоть до древних греков или даже выше. Сообщается, что самое раннее использование деревянной статуи было совершено финикийцами, а затем египтянами, хотя фактические годы неизвестны. Использование носовых фигур, как сообщается, вошло в общую практику с галеонами, которые использовались с 15 по 18 века. От финикийцев и египтян традиция перешла на восток и к европейцам, в период расцвета 13-го века, вплоть до последних откликов традиции в начале 20-го века. Именно в эти времена фактическое назначение носовых фигур начало слегка изменяться. А в эпоху барокко тщательно продуманные фигуры были обычной картиной на кораблях высокого ранга.
Согласно историческим документам, на кораблях, построенных древнеми греками, использовались фигуры в виде глаза по бокам судна, а позже римляне переняли эту идею, поставив носовую фигуру на нос судна. Архитектурная утонченность резчиков по дереву и вытекающая из этого красота носовых фигур привели к тому, что они стали самостоятельным объектом, у которого защита была единственным предназначением. Для неграмотных и необразованных моряков носовые фигуры кораблей стали псевдонимом судна. Таким образом, во многих случаях суда стали идентифицировать, помечать и узнавать их по фигурам, а не по их названию. Аналогичным образом, носовые фигуры на кораблях ВМФ должны были показать богатство и мощь владельца.
Носовые фигуры были резным изображением духа корабля в форме людей, зверей или мифологических фигур. Фактически предполагаемая предпосылка включения носовых фигур египетских и финикийских моряков, точной копии святых птиц и лошадей, соответственно, заключалась в обеспечении абсолютной защиты судна и его команды. Зубастые и глазастые фигуры драконов, используемые на кораблях викингов, они были нацелены на защиту судна от злых духов, в то время как использование голов кабанов у древних греков должно было символизировать острое зрение и свирепость. Тем временем римляне использовали резьбу, чтобы изобразить доблесть в битве.
С другой стороны, резные деревянные формы драконов, дельфинов, змей и быков были наиболее распространенными фигурами кораблей северных европейцев. В 13-ом столетии северные европейцы использовали лебедя как носовую фигуру, чтобы символизировать изящество и подвижность. Позже лев на английских кораблях и фигура частично одетой женщины стали самыми распространенными фигурами во всем мире.
Очень популярное представление о носовых фигурах заключается в том, что их изображали в соответствии с распространенными анекдотами о море. Например, носовая фигура обнажённой леди представляла собой предложение океанам умиротвориться. Это противоречило общепринятому суеверию моряков, согласно которому женщины на судах могут отвлекать моряков и, таким образом, сбивать их с первоначального маршрута. Тогда моряки полагали, что песни русалок приведут их к кораблекрушению на коралловых рифах и скалистых береговых линиях. Они полагали, что фигурка обнаженной до пояса леди соблазнит богов и духов океана своей красотой, что позволит судну двигаться по курсу без какого-либо вреда для него. Точно так же британские корабли часто помещали фигуры одетых женщин на носовые части своих кораблей.
Ограничения носовых фигур и снижение использования
В течение столетия, охватывающего 1700-е и 1800-е годы, судовые фигуры были модным стилем, без которого ни один корабль не мог обойтись. Однако, несмотря на то, что большие фигуры на носах были одной из достопримечательностей кораблей, они затрудняли эксплуатацию судна. Фигуры, сделанные из дерева были тяжелые и значительно увеличивали веса судна, что приводило к значительным трудностям во время мореплавания. В то время как изначально вяз использовался в качестве средства для резьбы, в последние годы такие породы дерева, как тик, сосна и дуб, были предпочтительнее для уменьшения веса конечной деревянной скульптуры. Кроме того, эти деревянные резные фигурки также требовали огромных инвестиций, которые вызывали нежелательные затраты для владельца судна или оператора. Даже когда была попытка снизить стоимость у застройщика, капитаны и другие члены экипажа настаивали на возможности размещения фигур. Исторические документы утверждают, что давление со стороны капитанов исчезало с использованием носовой фигуры, а некоторые были готовы потратить даже из своего собственного кармана на подходящую носовую голову.
Позже, носовые фигуры кораблей, появившиеся в 18 веке, стали меньше и даже начали упраздняться примерно в 1800 году. Однако в более поздний период возвращение носовых фигур произошло, но со значительными изменениями в размере и цене. Между тем, внедрение и развитие недревесных судов также привело к снижению количества этих талисманов. Кроме того, поскольку новые суда были более обтекаемыми, не было места для размещения носовых фигур. Тем не менее, некоторые корабли оснащали эти талисманы во время Первой мировой войны, особенно немецкие и британские корабли, хотя к тому времени традиция уже начала угасать. Появление больших линкоров также привело к упразднению носовых фигур. Хотя меньшие суда Королевского флота продолжали нести фигуры, HMS Rodney был последним британским линкором, на котором была носовая фигура. Тем не менее, военные корабли все еще имеют знаки, которые представляют собой огромные таблички на надстройке с уникальным дизайном, связанным с названием или ролью корабля.
Судьба носовых фигур
Как говорилось ранее, популярность деревянных носовых фигур закончилась исчезновением деревянных судов. Преобразования в процессе кораблестроения, в конечном счете, положили начало сокращению судовых носовых фигур и заменили их элегантной архитектурой. Кроме того, новые формы украшений, введенные в 20-м веке, также заменили носовые фигуры на судах, отправив их для проживания в галереи и музеи. Этот переход начался в начале 90-х с введением двумерного искусства, что стало одной из значительных угроз для таких традиционных декораций. Тем не менее, рынок принял носовые фигуры в различных формах и в наши дни, поскольку потомки такого украшения представлены в виде мягких игрушечных животных, прикрепленных ко многим коммерческим транспортным средствам.
В настоящее время эти фигуры находят очень ценное место в морских музеях и хранилищах, привлекая внимание морских энтузиастов, студентов-историков и других исследователей. Их место жизненно важно, потому что они помогают нам понять морскую историю и успех совершенно другой эпохи, о которой мы могли бы и не догадываться.