Как называется запрет в исламе
Харам
Хаpам, хара́мный (араб. حرام , однокоренное слово — гарем) — в шариате запретные действия. Противоположностью харамного является халяльное. Например, свинина является харамной, а баранина, заколотая с призыванием имени Аллаха, халяльной.
Содержание
Этимология
Иногда харам считают исламским аналогом слова грех, но это не совсем верно, ибо существует такое понятие как Мечеть Аль-Харам, которую можно перевести как запретная, но никак не греховная мечеть. Родственными словами в других языках семитской семьи являются еврейское слово херем, означающее «исключение, позор», и эфиопское `irm, означающее «проклятый».
Примеры харама
Наиболее очевидные примеры харама для мусульман — это действия, запрещённые Кораном, такие как:
Запрет поклонения кому-либо, кроме Аллаха. (Коран, 17:23)
Запрет непочтительности к родителям. (Коран, 29:8, 17:23)
Запрет неправового убийства. (Коран, 6:151)
Запрет прелюбодеяния. (Коран, 17:32)
Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путем. |
Запрет воровства. (Коран, 5:38)
Вору и воровке отсекайте руки в воздаяние за то, что они совершили. Таково наказание от Аллаха, ведь Аллах – Могущественный, Мудрый. |
Запрет лжесвидетельства. (Коран, 24:4-5)
Тех, которые обвинят целомудренных женщин и не приведут четырех свидетелей, высеките восемьдесят раз и никогда не принимайте их свидетельства, ибо они являются нечестивцами, Кроме тех из них, которые после этого раскаялись и стали поступать праведно. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный. Запрет нарушения обязательств. (Коран, 5:1) Запрет ростовщичества. (Коран, 2:275) Запрет употребления опьяняющих веществ, мертвечины, крови, мяса свиньи, а также мяса животных, зарезанных не ради Аллаха и т.д. (Коран, 5:91, 5:3) Запрет азартных игр, жертвоприношений для идолов, гадания и колдовства. (Коран, 5:90, 2:102) Харам и убийствоВ настоящее время в исламском мире нет единого мнения относительно газавата и харамности нападения. Более либеральные богословы, как правило, американские, европейские и принадлежащие тем арабским религиозным общинам, которые лояльны Западу, утверждают, что газават необходимо вести лишь в ответ на нападение неверных и что нападение мусульман первыми на неверных является харамным действием. В то же время наиболее радикальные мусульманские богословы считают, что священная война — газават должна идти до последнего неверного и нападение на неверных и обращение их в ислам насильно не является харамным действием. Как правило, исламские организации, к которым принадлежат последние, объявлены в Европе и Америке террористическими, а более либеральные богословы считают призывающих к нападениям на неверных отступниками, которые вредят исламу. Следует отметить, что христиане и иудеи, в отличие от последователей других религиозных учений и атеистов, не считаются в исламе неверными, а называются «людьми Писания», и насильное обращение их в ислам является харамом; однако среди радикальных исламских богословов находятся и те, кто игнорирует это положение. Харамом является и убийство животных со злыми намерениями, либо без всякой цели. При этом умерщвление для приготовления пищи животных, разрешённых к употреблению в пищу, а также уничтожение животных, наносящих мусульманам вред, харамом не считается. Пищевые запретыХарамом считается употребление запрещённых продуктов, прежде всего свинины. Продукты, полученные путём переработки частей свиной туши, такие как желатин, также запретны по мнению многих мусульманских богословов, в то же время, по мнению других мусульманских богословов, это разрешённые, халяльные продукты. Красители, полученные из насекомых, такие как кармин (один из самых распространённых натуральных пищевых красителей красного цвета, получаемый из кошенили), также считаются харамными. Термин харам также используется арабами для выражения отношения к различным ситуациям, которые по-русски можно назвать «позорными», «стыдными». Виды харамаПоздние мусульманские богословы детально разработали концепцию харама. Они выделили два вида харама: харам зульми, совершение которого наносит вред посторонним людям, кроме совершающего (например, кража) и харам гайри-зульми, совершение которого приносит вред только совершающему (например, употребление недозволенных продуктов). Согласно канонам ислама, совершивший харам зульми и поклявшийся впредь не совершать его будет прощён Аллахом лишь в том случае, если простит пострадавший. Если человек, совершивший харам гайри-зульми, покаялся в содеянном и зарёкся не повторять, то Аллах, возможно, простит его. 35 важных запретов в Исламе
Вот некоторые запрещенные действия: 1) Придание сотоварищей Единому Аллаху; 2) Непослушание родителям, противостояние им; 3) Убийство человека без причины; 4) Причинение вреда или посягательство на чужое имущество; 5) Употребление одурманивающих и опьяняющих веществ, в том числе наркотиков; 6) Увлечение азартными играми; 7) Прелюбодеяние, мужеложство; Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Предопределена сыну Адама его доля прелюбодеяния, совершения которого ему не избежать. Грехом глаз является нескромный взор, грехом ушей — выслушивание непристойностей, грехом языка — скверная речь, грехом руки — прикосновение к хараму, а грехом ног — шаги к запретному». 8) Обвешивание и обмеривание; 9) Воровство, обман, хитрость; 10) Употребление в пищу мертвечины, свинины и мяса других запрещенных животных; 11) Обман, ложная клятва, сплетни, клевета, лжесвидетельство, насмешки, нарушение обещания; Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Рассказать ли вам об обитателях ада? Это люди бессердечные, далекие от понятия добра и не усмирившие свою гордыню» (Бухари, «Айман», 9; «Адаб», 6; Муслим, «Джаннат», 46; Тирмизи, «Джаханнам», 13). 12) Бесправное использование имущества сироты; Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Избегайте совершения семи грехов: это поклонение другим наряду с Аллахом, колдовство, убийство человека, ростовщичество, растрачивание имущества сироты, отступление в сражении и обвинение в прелюбодеянии целомудренных верующих женщин» (Бухари; Муслим). 14) Желание гневаться и сердиться; 15) Проявлять несправедливость, делать различие между людьми; 16) Лицемерие, высокомерие; 17) Религиозные заключения без соответствующих знаний; 18) Дружба с плохими людьми; 19) Колдовство, занятия магией; Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал:«Молитва того, кто явится к предсказателю, спросит его о чём-либо и поверит ему, не будет приниматься в течение сорока дней» (Муслим, «Салям», 125). Благочестивая Айша (радыяллаху анха) говорила: «Однажды люди спросили моего супруга о словах прорицателей, и он ответил, что нет в них ничего истинного» (Бухари; «Тыбб», 46; Муслим, «Салям», 122-124). 20) Вхождение в чужой дом без разрешения или в отсутствие хозяев; 21) Неискренность при совершении благочестивых дел; 22) Попытки увидеть недостатки других; 23) Поощрение несправедливости; 24) Небрежное отношение к тому, что доверено на хранение; 25) Облачение женщин в мужскую одежду и наоборот; Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Аллах проклял женщин, уподобляющихся мужчинам, и мужчин, уподобляющихся женщинам» (Бухари, «Либас», 62; Тирмизи, «Адаб», 24). 26) Ношение мужчинами золотых украшений и шелковой одежды; Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Да проклянет Аллах того, кто делает и кому делают наколки» (Бухари, «Либас», 83, 85, 87). В Коране сказано: «Те, которые берут лихву, восстанут [в Судный День], как восстанет тот, кого шайтан своим прикосновением обратил в безумца. Это им в наказание за то, что они говорили: «Воистину, торговля — то же, что и лихва». Но торговлю Аллах дозволил, а лихву запретил. Если к кому-либо [из ростовщиков] придет увещевание от Аллаха и если он поступит согласно этому увещеванию, то ему простятся прошлые его грехи. Его дела принадлежат Аллаху. А те, кто станет [вновь давать в рост], — обитатели адского пламени на вечные времена» (Сура «аль-Бакара», 2 / 275). Ибн Масуд (радыяллаху анху) говорил: «Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) проклял берущего в долг у ростовщика и занимающегося ростовщичеством» (Муслим, «Мусакат», 105-106; Тирмизи, «Буйю», 2). Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Щедрый близок к Аллаху, близок к Раю, близок к людям и далек от ада. Скупой далек от Аллаха, далек от Рая, далек от людей, близок к аду. Щедрый невежа любим Аллахом больше, чем усердно поклоняющийся скряга» (Тирмизи, «Бирр», 40). В хадисе сказано: «О, дети Адама! Поистине, пожертвовать часть добра — благо для вас, поскупиться — скверно для вас. Не будут вас осуждать, если оставляете себе необходимое. Отдавать пожертвования начинайте со своих детей. И рука подающая лучше руки приобретающей» (Муслим, «Закят», 97; Ахмад бин Ханбаль, «Муснад», V, 262). 30) Пребывание наедине с посторонней женщиной; Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Пусть никто из вас ни в коем случае не ходит к посторонним женщинам!» Один из ансаров спросил: «Скажи мне, а если это будет близкая родственница мужа?» Он сказал: «Близкий родственник — это гибель!» (Бухари, «Никях», 111; Муслим, «Салям», 20). 31) Уподобление шайтану и немусульманам; Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Пусть никто из вас ни в коем случае не ест и не пьёт своей левой рукой, ибо, поистине, шайтан пользуется своей левой рукой, когда ест и пьёт» (Муслим, «Ашриба», 107). 32) Обривание только части головы; Однажды Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) увидел мальчика, часть волос на голове которого сбрили, а часть оставили, и запретил это: «Либо сбривайте волосы полностью, либо не трогайте их совсем» (Абу Давуд, «Тараджул», 14). Благочестивый Али (радыяллаху анху) отмечал: «Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) запрещал женщинам брить голову» (Насаи, «Зинат», 4; Тирмизи, «Хадж», 75). 33) Называние мусульманина кяфиром; 34) Оплакивание умершего; Ислам позволяет оплакивать умершего, однако строго запрещается делать это громко. Недопустимо также, чтобы близкие родственники покойного царапали свое лицо и тело, рвали на себе волосы или одежду. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Умерший мучается в могиле из-за чрезмерной скорби по нему» (Бухари, «Джанаиз», 36, 38, 39; «Манакиб», 8; Муслим, «Иман», 165; Тирмизи, «Джанаиз», 22, 25). 35) Изображения живых существ; Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) напоминал: «Аллах сказал: «А кто более несправедлив, чем человек, попытавшийся создать нечто подобное Моему творению? Пусть создадут они муравья, или пшеничный колос, или ячменное зерно!» (Бухари, «Либас», 90; Муслим, «Либас», 101). ЧТО ЗАПРЕЩЕНО В ИСЛАМЕ1. Придавать сотоварищей Единому Аллаху; 2. не слушаться родителей, противостоять им; 3. убивать человека без причины; 4. причинять вред или посягать на чье-либо имущество; 5. употреблять все, что опьяняет в т.ч. и наркотики; 6. играть в азартные игры, заниматься ростовщичеством; 7. прелюбодеяние, мужеложство; 8. Обвешивание. Обмеривание (обманывать при измерении чего-либо). 9. воровать, обманывать, хитрить; 10. есть мертвечину, свинину и мясо других запрещенных животных; 11. лгать, давать ложную клятву, сплетничать, клеветать, лжесвидетельствовать, насмехаться, давать клички, нарушать обещание. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Рассказать ли вам об обитателях Ада? Это люди бессердечные, далекие от понятия добра и не усмирившие свою гордыню». (Аль-Бухари, «Айман» 9; «Адаб», 6; Муслим, «Джаннат», 46; Ат-Тирмизи, «Джаханнам», 13) 12. бесправное использование имущества сироты; Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Избегайте (совершения) семи губительных (грехов)». (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, а что это (за грехи)?» Он сказал: Поклонение другим наряду с Аллахом, колдовство, убийство человека, которого Аллах запретил убивать иначе как по праву, ростовщичество, бесправное использование имущества сироты, отступление в день наступления и обвинение в прелюбодеянии целомудренных верующих женщин, не помышляющих (ни о чём дурном)». (Аль-Бухари; Муслим) 14. гневаться и сердиться; 15. быть несправедливым, делать различие между людьми; 16. лицемерить, проявлять высокомерие; 17. делать религиозные заключения без соответствующих знаний; 18. иметь много плохих друзей; 19. колдовать, заниматься магией; Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Молитва того, кто явится к предсказателю, спросит его о чём-либо и поверит ему, не будет приниматься в течение сорока дней». (Муслим, «Салам», 125) Сообщается, что Айша, (радыйаллаху анха) сказала: (Однажды) люди задали Посланнику Аллаха, (саллаллаху алейхи ва саллям), вопрос о (словах) прорицателей, и он сказал: «Нет (в них) ничего» (то есть: нет в них ничего истинного). Они сказали: «О Посланник Аллаха, но ведь иногда они говорят нам что-то, и это оказывается правдой!» Тогда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), сказал: «Это — слово(имеющее отношение к) истине, которое джинн (сначала) похищает, а (потом) вкладывает его в ухо своего друга(то есть: своего друга из числа порицателей), а они примешивают к нему сотню (слов) лжи». (Аль-Бухари; «Тыбб» 46; Муслим «Салам» 122-124) Поистине, ангелы упоминающие о делах, которые были решены на небесах, спускаются в облаках, а подслушивающие шайтаны слышат их (слова) и внушают их Колдунам( после чего) те (добавляют к услышанному от шайтанов) сто слов лжи от себя. (Аль-Бухари; Бадуль-хальк» 6) 20. заходить в чужой дом без разрешения или в отсутствие хозяев; 21. при совершении благочестивых дел быть неискренним; 22. следить за недостатками других; 23. поощрять несправедливость; 24. небрежно относиться к тому, что доверено на хранение; 25. женщинам облачаться в мужскую одежду, а мужчинам в женскую; Сказал Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): «Аллах проклял женщин, уподобляющихся мужчинам, и мужчин, уподобляющихся женщинам». (Аль-Бухари, «Либас» 62; Ат-Тирмизи, «Адаб», 24) 26. мужчинам носить золотые украшения и шелковую одежду; 27. делать татуировки; Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Да проклянет Аллах того, кто делает, и кому это делают наколки». (Аль-Бухари «Либас», 83,85, 87) 28. давать деньги в рост (в проценты); Сказано в Священном Коране: «…Аллах разрешил торговлю и запретил рост». (Аль-Бакара, 275) Сообщается, что Ибн Мас’уд (радыйаллаху анху) сказал:«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) проклял берущего в долг у ростовщика и занимающегося ростовщичеством». (Муслим, «Мусакат», 105-106; Ат-Тирмизи, «Бую»,2) Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Щедрый близок к Аллаху, близок к Раю, близок к людям и далек от Ада. Скупой далек от Аллаха, далек от Рая, далек от людей, близок к Аду. Щедрый невежа любим Аллахом больше, чем усердно поклоняющийся скряга». (Ат-Тирмизи, «Бирр», 40) «О, дети Адама! Поистине, пожертвовать частью своего добра — благо для вас, поскупиться — скверно для вас. Не будут вас осуждать, если оставляете себе необходимое. Отдавать пожертвования начинайте со своих детей. И рука подающая лучше руки приобретающей». (Муслим, «Закят», 97; Ахмад Бин Ханбаль, «Муснад, V, 262) «Скупость заставила ваших предшественников проливать кровь друг друга и позволять себе запретное». (Муслим, «Бирр», 57) 30. находиться наедине с посторонней женщиной; Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Пусть никто из вас ни в коем случае не ходит к посторонним женщинам!» Один из ансаров спросил: «Скажи мне, а если это будет близкий родственник мужа?» Он сказал: «Близкий родственник — это гибель!». (Аль-Бухари, «Никях», 111; Муслим, «Салям», 20) Под близким родственником /хамв/ подразумевается двоюродный брат, сын брата или сын дяди.(Имеется в виду, что поскольку мужчина, состоящий с мужем в близком родстве, имеет свободный доступ в дом, он может послужить причиной опасного искушения). 31. уподобляться шайтану и немусульманам; Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Пусть никто из вас ни в коем случае не ест и не пьёт своей левой рукой, ибо, поистине, шайтан пользуется своей левой рукой, когда ест и пьёт». (Муслим «Ашриба» 107) «Поистине, иудеи и христиане не красят (волосы), а вы поступайте не так, как они!» (Аль-Бухари «Анбия» 50; Ибн Маджа «Либас» 32) (Здесь подразумевается окрашивание седых волос бороды и головы в жёлтый или красный цвет; что же касается окрашивания их в чёрный цвет, то это делать запрещается). 32. обривать только часть головы; 33. называть мусульманина кяфиром (неверным); Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Если человек скажет своему брату (в Исламе): «О неверный,- вернется к одному из них, и если он является таковм было сказано, (значит, он заслуживает этого,) в противном же случае (а ушное) вернётся к (тому, кто это сказал)». (Аль-Бухари «Адаб» 73; Муслим «Иман» 111) 34. оплакивать умершего; Шариат не запрещает оплакивания умершего, однако строго запрещается делать это громко. Недопустимо также, чтобы близкие родственники покойного царапали себе лицо и тело, рвали на себе волосы или наносили себе телесные повреждения, а также раздирали на себе одежду. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Умерший мучается в могиле из-за того, что по нему оплакивают». (Аль-Бухари, Джанаиз, 36,38,39, Манакиб, 8; Муслим,Иман, 165. Тирмизи, Джанаиз 22,25) «Тот, кто ради мертвого раздирает свою одежду, бьет себя по лицу или испускает вопли, которые были в обычаях времен джахилии (невежество до ниспослания Шариата Пророку Мухаммаду, мир Ему) — не из нас (т.е. не из числа благочестивых)». (Бухари, Джанаиз, 34; Муслим, Джанаиз, 36,38,39, Манакиб, 8; Муслим, Либас, 96,97,98) 35. рисовать изображение; Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Поистине, из всех людей наиболее тяжким мукам в День воскресения подвергнутся делающие изображения!». (Аль-Бухари, Либас, 89,91,92,95; Муслим, Либас, 96,97,98.) «Каждый создающий изображения (окажется) в огне, где за каждое созданное им изображение будет создано то, что станет мучить его в Аду». Ибн Аббас (радыйаллаху анху) сказал: (обращается к человеку, который сказал ему, что может зарабатывать на жизнь, только делая изображения, так как ничего больше делать не умеет) «Если уж ты непременно должен делать это, то (изображай) деревья и всё то, в чём нет духа». (Аль-Бухари, Бую, 104; Муслим, Либас, 99) Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: Аллах Всевышний сказал: «А кто более несправедлив, чем (человек), попытавшийся создать нечто подобное Моему творению? Пусть создадут они муравья, или пусть создадут они пшеничное зерно или пусть создадут они ячменное зерно!». (Аль-Бухари, Либас, 90; Муслим, Либас, 101) Подпишись на наш дзен а также на другие соцсети: Между дозволенным и запретным: что такое халяль, харам и макрух?В Исламе существует баланс между дозволенным и запретным. Пищевые запреты, о которых в общих чертах знают как мусульмане, так и те, кто исповедует другие религии, связаны с тем, чтобы показать людям, что полезно и необходимо для жизни, а от чего стоит воздержаться. В арабском языке существуют термины, определяющие, что является дозволенным, а что — запрещенным: халяль (араб. حالل ) — «дозволенное, разрешенное», харам (араб. حارم ) — «запретное, запрещенное». Для мусульман это не просто термины, но четкие правила, определенные Кораном (Священной книгой мусульман), которым безоговорочно следуют верующие. Эти правила касаются действий, предметов, продуктов питания, а также отношений между людьми. В данной статье мы хотели бы раскрыть тему продуктов питания, определяемых как дозволенные, запретные и сомнительные с точки зрения Ислама, а также более детально рассмотреть значение каждого из этих терминов. Халяль — дозволенные вещи и действия в Исламе. Что касается продуктов питания, то определение халяль — это в первую очередь подтверждение соответствия нормам Ислама. Халяльный продукт не должен содержать запрещенных компонентов: свинины, крови, алкоголя, мертвечины и того, что было забито не с именем Аллаха. Некоторые категории продуктов питания априори являются дозволенными к употреблению мусульманами: это овощи, фрукты, ягоды, орехи, мед, злаковые, рыба, а также молоко и кисломолочные продукты в чистом виде. Для остальных продуктов важно, чтобы в их составе не было запрещенных компонентов. Особые требования предъявляются к мясу и мясным продуктам, например, колбасным изделиям, чтобы такая продукция считалась халялем. Продукты, запрещенные для мусульман, подпадают под определение харам, что в переводе с арабского означает «запретное». Есть продукты питания, которые при любых обстоятельствах остаются харамом. Как мы отметили выше, это — свинина, алкоголь, мертвечина, кровь и то, что было забито не с именем Аллаха. Также в данную категорию входят хищные животные (волк, лиса, собака, кошка, медведь) и хищные птицы (сокол, ястреб), как сказано в Коране. Бывает так, что в процессе производства халяльный продукт приобретает статус харам. Скажем, если его производят совместно с запрещенными продуктами — например, используются ножи и другие предметы, соприкасавшиеся с харамом и после этого тщательно не вымытые, — в этом случае изначально дозволенный продукт приобретает статус запрещенного. Тем не менее в Исламе перечень запрещенного весьма невелик, в то время как разрешенное — практически безгранично. Макрух (араб. مكروه ) — «сомнительное», требующее дополнительного исследования. Это «переходная зона» между запрещенными и дозволенными действиями, по определению исламской этики. Понятие макрух относится и к продуктам питания. В эту категорию попадают такие продукты, как желатин и кармин (краситель Е120), а также пищевые добавки, происхождение которых неизвестно. Например, пищевые добавки могут быть как животного, так и растительного происхождения — в таком случае требуется дополнительное исследование данного продукта. Кроме того, в этом вопросе выбор зависит от того, какого мазхаба придерживается мусульманин. Например, если это маликитский мазхаб, то кармин и желатин (свиной) для его последователей будут разрешены, поскольку считается, что произошел процесс истихаля: превращение одного вещества в другое в результате процесса, при котором происходит необратимое изменение свойств исходного вещества и таким образом превращение запретного/нечистого в чистое и дозволенное. Если же мусульманин следует нормам ханафитского, шафиитского или ханбалитского мазхабов, то кармин и желатин будут запрещены к употреблению. Более подробно об этом можно узнать, дополнительно прочитав о процессе истихаля. Также есть мнение, что под категорию макрух подпадает всё, что человеку неприятно. То есть если какой-то продукт, например, морепродукты, человеку неприятно употреблять в пищу, значит данный продукт является сомнительным. Сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
Что касается сомнительного, то речь идет о дозволенных и запретных вещах и действиях, которые не очевидны, о которых люди не имеют представления. Ученые рассуждают о действиях и вещах подобного рода, исходя из определенных аятов Корана или на основании хадисов Пророка (мир ему и благословение). Поэтому для человека лучше следовать мнению ученых и придерживаться одного мазхаба, поскольку ни в Коране, ни в Сунне Пророка (мир ему и благословение) нет конкретных указаний относительно того, что подпадает под категорию макрух.
|