Как называется японский инструмент струнный
Японские музыкальные инструменты — традиционное искусство
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Япония – удивительная страна. Вы наверняка в этом не раз убеждались, когда видели фотографии цветущей сакуры или панорамы Фудзиямы, а может быть даже, когда садились за руль «Тойоты» или покупали новенький телевизор «Сони».
А приходилось ли вам слышать народную музыку японцев? Стоит только бросить взгляд на японские музыкальные инструменты, и понимаешь, что этот народ обладает удивительной фантазией и недюжинным умом.
Статья ниже поведает, какие инструменты использовали японцы для создания музыки. Для того, чтобы не запутаться в их многообразии, мы подготовили картинки с названиями этих диковинных инструментов.
Музыкальные инструменты Японии можно разделить на 3 главных вида:
Последние, в свою очередь, делятся на щипковые и смычковые.
Самый знаменитый
Имя ему – сямисэн. Он считается известнейшим инструментом, практически символом народной музыки и относится к разряду струнных щипковых.
На каркас из дерева плотно натягивают шкурки животных, причем шкурки не простые, а змеиные, кошачьи или собачьи. К каркасу притянуты 3 струны. Длина сямисэна составляет приблизительно метр.
Он появился в Японии примерно в XVI столетии. Тогда для перебирания струн использовали медиатор, но сейчас его заменил плектр.
Особенность игры такова, что если перебирать струны сверху вниз, то плектр заденет еще и шкурку, поэтому звук окажется похожим на барабанный. Если играть плектром снизу вверх, то музыка польется нежнее.
Плектр для Сямисена
Уникальность сямисэна состоит в том, что он способен приобретать широкий диапазон звуков и тембров. Существует три главных способа игры:
Сямисэном должны были отлично владеть гейши во времена династии Токугава.
Музыка сямисена завораживает, послушайте сами:
Этот струнный инструмент размером около метра используют при ритуальных церемониях и даже для воспроизведения современных музыкальных шедевров. Это кажется удивительным, ведь появился он 13 столетий тому назад.
Каркас выполнен из тутового дерева и выглядит миндалевидным. Струны обычно изготавливаются из шелка. Перебирают их с использованием плектра.
Бива
Существует несколько видов бивы, каждый из которых различается внешне, по издаваемым звукам и назначению:
Так называются все барабаны в Японии. Они мигрировали с корейских и китайских просторов на японский территории на рубеже 3-го и 4-го столетий.
Полностью деревянный каркас с двух сторон обтягивают кожей. Размеры могут варьироваться: одни совсем маленькие, а на других должны барабанить сразу несколько человек.
Дайко
Условно дайко (или тайко) можно разделить на два вида:
Чаще всего Дайко используются в классике, хотя нередко их привлекают для любых других представлений, маршей. Считается, что этот звук повышает дисциплину, координацию, душевный настрой.
Существует разновидность Дайко, которая называется цудзуми. Он имеет маленький размер и форму песочных часов.
Сякухати
Эта бамбуковая дудка. Она была заимствована у китайцев и впоследствии так полюбилась в стране восходящего солнца, что стала народным инструментом.
Ее название указывает на размеры: сяку переводится как «фут», хати означает цифру 8. Восемь футов в переводе на привычную нам меру длины составляет чуть больше полуметра.
Сякухати
Звуки сякухати просты, красивы и располагают спокойному медитативному состоянию. Существует порядка двадцати разных видов японской флейты.
При этом выделяют три главных игровых стиля:
Японской музыке известен инструмент в виде арфы с помесью гуслей. Он был привезен в страну больше тысячелетия назад и назван кото.
Его можно назвать благородным, потому что на нем играли при дворе императора. Любой уважающий себя представитель аристократии обязан был уметь играть на нем. Для этого игру на инструменте даже включили в программу привилегированных школ.
Кото
Чтобы сыграть на кото, нужно использовать специальные накладки на ногти среднего, указательного и большого пальцев. Для оркестрового выступления использовали большие кото размером до двух метров, и на нем могла быть всего одна струна. Для сольных выступлений выбирался вариант поменьше – метровый, семиструнный.
Хитирик
Еще один духовой инструмент тоже очень похож на маленькую флейту. Он производится из дерева: бамбуковая трубка и внешнее украшение из коры вишни.
Хитирики
Звуковой диапазон соответствует габаритам – лишь октава. Музыка извлекается из специальных дырочек. Кроме того, хитирик оснащен колечком, которое позволяет варьировать тональность и звучание.
Суйкинкуцу
Замыкает семерку самых интересных и оригинальных инструментов Японии совсем уж необычный инструмент. Раньше поиграть на нем могли все желающие, сходив к ближайшему колодцу.
Секрет был прост: в землю на дне колодца зарывали кувшин из керамики, глины или металла, предварительно его перевернув. Дно кувшина имело отверстие, через которую просачивалась вода и выливалась в приятные звуки.
Поющий колодец Суйкинкуцу
Сегодня подобия древних суйкинкуцу более компактны. Насладиться такой мелодией можно в современных скверах, магазинчиках и даже домах.
Заключение
Список поразительных музыкальных инструментов Японии можно продолжать бесконечно: муккури, биндзасара, гэккин, хорагай, коцудзуми…Может быть, вы тоже знаете какие-то? Тогда пишите в комментариях, это будет интересно и нам, и читателям блога.
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Если вам понравилась статья — поделитесь ею с друзьями в социальных сетях.
И подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!
Некоторые японские народные музыкальные инструменты
Народные музыкальные инструменты в Японии использовали и используют для аккомпанемента при пении буддийских притч и военных сказаний, как неизменный атрибут аристократического образования и времяпрепровождения, их использовали мастера дзэн для исполнения медитативных мелодий. Национальные музыкальные инструменты в Японии широко известны и любимы. Популярность обусловлена не только уважением японцев к своей культуре и истории, но и использованием национальных инструментов в традиционном японском театре — прежде всего в театре Кабуки и Бунраку и даже в современном искусстве.
Бива (яп. 琵琶) — национальный японский инструмент. Термин бива объединяет ряд японских музыкальных инструментов лютневого семейства. В Японии издавна получили распространение (упоминаются в письменных источниках VIII века) две разновидности бива — гакубива и гогэнбива.
Гакубива — инструмент грушевидной формы с короткой шейкой, на которой расположены 4 лада, и отогнутой назад головкой, снабжённой четырьмя колками для настройки четырех струн из шёлка. Настройка согласуется с шестью ладотональностями классической японской музыки гагаку. Длина — 122 см, ширина — 41 см. Звук извлекается при помощи плектра (18 см), для предохранения деки от ударов плектра поперёк её центральной части наклеивается широкая кожаная лента, обычно чёрного цвета.
В дальнейшем возник ряд новых разновидностей бива (сасабива, хэйкэбива, сацумабива), использующихся для аккомпанемента при пении буддийских притч и военных сказаний. В XIX веке появилась последняя разновидность этого типа инструментов — тикудзэнбива.
Ко́то (яп. 琴) или японская цитра — японский щипковый музыкальный инструмент. Кото наряду с флейтами хаяси и сякухати, барабаном цудзуми и лютней сямисэном относится к традиционным музыкальным японским инструментам.
Сходные инструменты характерны для культуры Кореи (каягым) и Китая (цисяньцинь).
История кото как японского музыкального инструмента насчитывает более тысячи лет. Он был завезён в Японию из Китая в период Нара (710—793 гг. н. э.) в качестве инструмента для дворцового оркестра и использовался в музыке гагаку (雅楽). Своего расцвета кото достиг в эпоху Хэйан, как неизменный атрибут аристократического образования и времяпрепровождения. Одной из самых известных пьес написанных специально для кото является созданная в XVII веке слепым мастером Яцухаси Кэнгё композиция «Рокудан-но сирабэ» (яп. 六段の調べ, «Музыка шести ступеней»). На кото играют с помощью накладных ногтей-медиаторов (котодзумэ, яп. 琴爪), надевающихся на большой, указательный и средний пальцы правой руки. Лады и тональности настраиваются с помощью струнных подставок (мостов) непосредственно перед началом игры. Игра на кото является одним из традиционных японских национальных видов искусства, получивших распространение, прежде всего, при императорском дворе. Однако и сегодня этот инструмент пользуется большой популярностью. Благодаря своей пластичности кото находит применение в современной японской музыке и способствует её развитию.
Сякухати
Сякухати (яп. 尺八) — продольная бамбуковая флейта, пришедшая в Японию из Китая в период Нара. Китайское название флейты — сяо (дунсяо).
На сегодняшний день существует около двадцати разновидностей сякухати. Стандартная длина флейты — 1,8 японских футов (что составляет 54,5 см). Это определило само японское название инструмента, так как «сяку» — значит «фут», а «хати» — «восемь». Инструмент имеет особый, неповторимый звук, который может в значительной степени меняться по желанию играющего мелодию. Это свойство использовалось мастерами дзэн для исполнения медитативных мелодий (практика суйдзэн). Кроме того, флейта имела распространение среди крестьян, так как была простым в изготовлении инструментом и подходила для исполнения народных мелодий.
По конструкции и звукоизвлечению сякухати аналогична андской кене: для извлечения звука музыкант приставляет верхний конец флейты к губам и направляет поток воздуха на клин.
В настоящее время принято выделять три основных школы (стиля) игры на сякухати: тодзан (тодзан-рю, яп. 都山流), основанная Накао Тозаном (1876—1956), кинко (кинко-рю, названная в честь основателя Куросава Кинко (1710—1771) яп. 琴古流), и мёан (мёан-рю, яп. 明暗流), связанная с храмом Мёандзи в городе Киото. Образовалась немедленно после разгона секты Фуке в целях продолжения традиции хонкёку. Её основателем считается Одзаки Синрю (1820—1888).
Сямисен
Сямисэ́н (яп. 三味線 букв. «три струны»), также сангэн; устар. сямизен, сямисен), — японский щипковый трёхструнный музыкальный инструмент. Ближайший европейский аналог сямисэна — лютня. Сямисэн наряду с флейтами хаяси и сякухати, барабаном цудзуми и цитрой кото относится к традиционным музыкальным японским инструментам.
Сямисэн появился в Японии примерно в XV-XVI веках. Предшественник сямисэна — сансин (яп. 三線), на котором играли в королевстве Рюкю, в то время ставшем префектурой. Сансин, в свою очередь, происходит от китайского инструмента саньсянь, произошедшего из центральноазиатских инструментов. В отличие от Европы, где традиционные/старинные инструменты не пользуются большим вниманием, сямисэн и другие национальные инструменты в Японии широко известны и любимы. Популярность обусловлена не только уважением японцев к своей культуре и истории, но и использованием национальных инструментов, в частности — сямисэна, в традиционном японском театре — прежде всего в театре Кабуки и Бунраку. Обучение игре на сямисэне входит в программу обучения майко — будущих гейш.
Сямисэн также был важнейшим инструментом для странствующих слепых музыкантов годзэ, которые появились в начале правления сёгуната Токугава.
Существуют несколько разновидностей инструмента которые отличаются друг от друга толщиной грифа. Инструменты с узким грифом называются хосодзао (細棹) и используется в основном в музыке нагаута (長唄). Инструмент с грифом средней толщины называется тю:дзао (中棹) и используется в таких музыкальных жанрах как киёмото (清元), токивадзу (常磐津), дзиута (地唄) и т. д. На севере Японии, особенно в районе Цугару (западная часть префектуры Аомори) используется отдельная разновидность сямисэна с толстым грифом цугару-дзямисэн (津軽三味線), игра на котором требует особой виртуозности. Цугару-дзямисэн с самым толстым грифом называется футодзао (太棹) и используется в дзёрури (浄瑠璃). Изготовляется сямисэн из дерева твёрдых пород (красное дерево используется для изготовления дорогих инструментов). Корпус обтягивается кошачьей (у цугарудзямисэн — собачьей) кожей. Играют на сямисэне большим плектром «бати», который изготовляется из таких материалов как: дерево, слоновая кость, панцирь черепахи, буйволиный рог, пластик. Бати для нагаута и дзиута – почти правильные треугольники, с очень острыми краями. Цугарудзямисэн предполагает меньший по размерам плектр, более напоминающий лист дерева гинкго. Струны изготавливаются из шелка, нейлона и тетлона. Обучение игре на сямисэне в стиле коута (小唄) «короткая песня» входит в программу обучения майко — будущих гейш. Название контрастирует с жанром музыки для бунраку и кабуки – нагаута (長唄) (длинная песня). Самый известный и самый сложный из стилей исполнения – гидаю, названный в честь Такэмото Гидаю (1651-1714), деятеля кукольного театра бунраку из Осака. Инструмент и плектр гидаю самые большие, а сам гидаю является одновременно и певцом и комментатором происходящего на сцене. Работа сказителя настолько сложна, что в середине представления гидаю сменяется. Сказитель должен абсолютно точно знать текст и мелодию. С XIX века появились и онна-гидаю, женщины-сказительницы.
Использование в современной музыке
Сямисэн из-за специфического звучания часто используется для усиления «национального» звучания в некоторых японских фильмах и аниме (примерно как в России балалайка). Так, сямисэн звучит в звуковом сопровождении аниме-сериала Naruto, Puni Puni Poemi. Агацума Хиромицу играет в стиле New Age. Его используют представители европейского музыкального авангарда (например, Анри Пуссёр). Довольно популярны композиции в исполнении Братьев Ёсида, сямисэн у них звучит как электрогитара. Митиро Сато исполняет на сямисэне импровизации, а джазовый пианист Гленн Хориути вставлял в свои композиции фрагменты игры на сямисэне. Гитарист Кевин Кметц возглавляет калифорнийскую группу «Бог сямисэна», в которой играет на цугару-дзямисэне. Братья Ёсида исполняют музыку в традиционном для севера Японии стиле Цугару-дзямисэн с добавлением барабанов и синтезаторов.
Интересные факты
В аниме “Shugo Chara” Фудзисаки Надэсико/Нагихико изменяет характер после звуков сямисэна – “чин, тон, сян”.
В аниме/книге “Меланхолия Харухи Судзумии” Харухи Судзумия назвала кота “Сямисэн”.
Тайко
Тайко — семейство барабанов, используемых в Японии. Тайко (яп. 太鼓) обозначает «большой барабан».
Вероятнее всего, эти барабаны были завезены из Китая или Кореи между III и IX веками, а после IX века изготавливались местными мастерами. Их использовали в синтоизме, при поклонении богу ветра Сусаноо. Они используется и по сегодняшний день как в народной, так и в классической музыке.
Барабаны Японии носят общее название тайко, по конструкции они делятся на две большие группы: бë-дайко (яп. 鋲太鼓 бё:дайко), у которого мембрана жёстко закреплена гвоздями без возможности настройки, и cимэ-дайко (яп. 締め太鼓), которые можно настроить при помощи шнуров или винтов. Корпус барабана выдалбливают из цельного куска твёрдой древесины. На тайко играют палочками под названием бати (яп. 撥?).
К бё-дайко относятся о-дайко (яп. 大太鼓 о:дайко) и ко-дайко (яп. 鋲太鼓). С помощью шнуров настраиваются да-дайко, ни-дайко, какко, ута-дайко и цудзуми.
Под тем же названием известны музыкальные ансамбли барабанщиков, являющиеся национальным символом Японии. Особо популярны они стали в 1970е годы, когда группы барабанщиков стали выступать на площадках вне Японии. Они выражали дух самураев: дисциплину, высокую физическую и нравственную подготовку, координацию группы и перфекционизм.
В отличие от западных практик, визуальная часть представления тайко не менее важна, чем акустическое воздействие. Движения ката составляют неотделимую часть игры на тайко и исходят из обычаев придворных представлений. Ката связывает барабан и барабанщика, создаёт родство между исполнителем и инструментом.
Сямисэн
В японской национальной культуре музыка играет первостепенную роль. В современном мире она стала симбиозом традиций, которые в Страну Восходящего Солнца пришли из разных стран. Сямисэн – уникальный музыкальный инструмент, на нем играют только в Японии. Название переводится, как «3 струны», а внешне он напоминает традиционную лютню.
Что такое сямисэн
В средние века сказители, певцы и слепые бродячие женщины играли на улицах городов и поселений на щипковом струнном инструменте, звучание которого напрямую зависело от мастерства исполнителя. Его можно увидеть на старинных картинах в руках красавиц гейш. Они воспроизводят завораживающую музыку, используя пальцы правой руки и плектр – специальное устройство для удара по струнам.
Сями (так японцы ласково называют инструмент) – аналог европейской лютни. Его звучание отличается широким тембром, который зависит от длины струн. Каждый исполнитель настраивает сямисэн под себя, удлиняя или укорачивая их. Диапазон – 2 или 4 октавы.
Устройство инструмента
Представитель семейства струнных щипковых состоит из квадратного барабана-резонатора и длинной шеи. На нее натягиваются три струны. Гриф не имеет ладов. На его конце расположена коробочка с тремя длинными колками. Они напоминают шпильки, которыми японские женщины украшали свои прически. Головка грифа слегка загнута назад. Длина сями варьируется. Традиционный сямисэн около 80 сантиметров.
Shamisen или Sangen имеет необычное строение корпуса-резонатора. При изготовлении других народных инструментов чаще всего его выдалбливали из цельного куска дерева. В случае с сямисэном барабан сборно-разборный, он состоит из четырех деревянных пластин. Это упрощает транспортировку. Пластины выполнены из древесины айвы, шелковицы, сандалового дерева.
В то время, как другие народы обтягивали корпус струнно-щипковых инструментов змеиной кожей, японцы при изготовлении сямисэна использовали кошачью или собачью. На корпусе под струнами устанавливают порожек кома. Его размер влияет на тембр. Три струны у сями шелковые или нейлоновые. Снизу они крепятся к стойке нэо шнурами.
Играть на японской трехструнной лютне можно пальцами или плектром «бати». Его изготавливают из дерева, пластика, костей животных, панциря черепахи. Рабочий край у бати острый, форма треугольная.
История происхождения
Перед тем, как стать японским народным инструментом, сямисэн проделал длинный путь с Ближнего Востока через всю Азию. Изначально он полюбился жителям островов современной Окинавы, позднее перебрался в Японию. Сями долго не принимала японская аристократия. Инструмент относили к «низким», считая его атрибутом слепых бродяг годзэ и гейш.
В начале XVII века начался период Эдо, ознаменовавшийся подъемом экономики и расцветом культуры. Сямисэн прочно вошел во все пласты творчества: поэзию, музыку, театр, живопись. Без его звучания не обходился ни один спектакль в традиционных театрах Кабуки и Бунраку.
Игра на сями входила в обязательную программу обучения майко. Каждая гейша квартала Есивара должна была в совершенстве владеть японской трехструнной лютней.
Разновидности
Классификация сямисэна основывается на толщине грифа. От его размеров зависит звучание и тембр. Различают три разновидности:
Отличие разных видов сями и в том, под каким углом крепится к корпусу гриф, от размеров накладки, к которой прижимаются струны.
Использование
Без звучания сямисэна невозможно представить национальные культурные традиции Страны Восходящего Солнца. Инструмент звучит в фольклорных ансамблях, на сельских праздниках, в театрах, художественных фильмах, анимэ. Его используют даже джазовые и авангардные коллективы.
Как играть на сямисэне
Отличительная черта инструмента заключается в возможности изменять тембр. Основной способ извлечения звука – удары плектром по струнам. Но, если исполнитель одновременно перебирает левой рукой струны на грифе, то звучание становится более изящным. Важное значение в исполнительском искусстве имеет нижняя струна савари. Ее защипывание позволяет извлечь спектр призвуков и легкий шум, обогащающий мелодию. При этом линия голоса сказителя или певца должна максимально совпадать со звуком сями, немного опережая мелодию.
Сямисэн – не просто музыкальный инструмент, в нем воплощаются многовековые традиции, история Японии, культурные ценности народа. Его звучание сопровождает жителей страны от рождения до смерти, дарит радость и сочувственно мелодично в грустные периоды.
Японские традиционные музыкальные инструменты
Самый популярный
Страна восходящего солнца особая, непохожая на другие. Поэтому национальный японский музыкальный инструмент тоже необычный. Его называют сямисэн. Это японский щипковый музыкальный инструмент. Он имеет три струны, прикрепленные к деревянному каркасу, обтянутому шкурой кошки, змеи или собаки. Инструмент обтягивают с двух сторон. Длина его 100 сантиметров. Играют на сямисэне при помощи специального приспособления — плектра, заменившего ранее применявшийся медиатор. Исполнители, обладающие высоким мастерством, могут извлечь из этого инструмента особые звуки — савари. Кроме того, сямисэны отличаются друг от друга высотой тона и тембрами. Сказители и певцы аккомпанировали себе во время выступления, играя на этом инструменте. Появление этого инструмента относят к середине 16 века. На сямисэне играют в трех разных стилях. Миньё — исполнение народных песен. Катари-моно — подыгрывание сказителю. Ута-моно — песенный стиль, используется для сопровождения театральных представлений Кабуки. На сямисэне обязательно должны были уметь играть гейши в эпоху Токугава.
Сякухати
Эта бамбуковая дудка. Она была заимствована у китайцев и впоследствии так полюбилась в стране восходящего солнца, что стала народным инструментом.
Ее название указывает на размеры: сяку переводится как «фут», хати означает цифру 8. Восемь футов в переводе на привычную нам меру длины составляет чуть больше полуметра.
Сякухати
Звуки сякухати просты, красивы и располагают спокойному медитативному состоянию. Существует порядка двадцати разных видов японской флейты.
При этом выделяют три главных игровых стиля:
Почти гусли
Существуют и другие японские струнные музыкальные инструменты. Существует большая группа, объединенная одним названием — бива. Эти японские музыкальные инструменты изготавливают из древесины тутового дерева, а струны делают из шелка. Самые ранние упоминания о них встречаются в документах, относящихся к VIII веку. Есть несколько разновидностей этих инструментов. Они имеют вытянутый, миндалевидный корпус, струны, играют на них при помощи плектра. Но есть и ряд особенностей, позволяющий отличать их друг от друга. Это не только внешний вид, звучание, но и различное предназначение. Гакубива использовалась для того, чтобы создавать особую музыку — гагаку. Размер этого инструмента 122*41 см. Он имеет 4 струны. Поперек корпуса наклеивают широкую черную ленту из кожи. Она предохраняет его от ударов плектра. Для придворных оркестров применяли пятиструнный вариант. Но со временем его перестали использовать. Слепые монахи играли на четырехструнной мосо-биве. Для того чтобы подыгрывать во время «Сказания о доме Тара», брали специальную хайкэ-биву с 4 струнами и 5 ладами. Расширенным диапазоном обладает сацума-бива. Этот инструмент имеет 4 струны, 4 высоко поднятых лада, а для игры используется самый большой плектр. Чаще всего ее использовали в провинции Сацума в период Эдо. А во времена Мэйдзи играли на тикудзэн-бива. Он мог иметь 4 или 5 ладов, в зависимости от этого менялась манера игры.
Не просто музыка
Японские народные музыкальные инструменты своим внешним видом напоминают барабан, флейту и гусли. Все барабаны в этой стране принято называть тайко, что в переводе означает большой барабан. Они появились в Японии в III-IV веке. Считается, что их родиной являются Корея и Китай. Японские барабаны подразделяют на две группы. Принадлежащие одной из них, можно настраивать, для этого имеются шнуры и винты. Их называют симэ-дайко. Относящиеся ко второй группе, — бё-дайко — имеют жесткую мембрану, закрепленную гвоздями, не позволяющую менять звучание инструмента. Корпуса инструментов выдалбливают из цельного куска твердой древесины. Барабаны участвуют при исполнении классической музыки, но и в народе широко распространены. В Японии считается, что игра на них развивает координацию, силу духа и дисциплинирует. Кроме того, игра на барабанах — это целое представление. Поэтому существуют музыкальные ансамбли, участники которых играют только на этих инструментах. Небольшой барабан в виде песочных часов называется цудзуми. Его настраивают при помощи шнуров, которые пропускают через мембраны с двух сторон. Мембраны при игре должны быть влажные, это обеспечивает лучшее звучание.
Самый знаменитый
Имя ему – сямисэн. Он считается известнейшим инструментом, практически символом народной музыки и относится к разряду струнных щипковых.
На каркас из дерева плотно натягивают шкурки животных, причем шкурки не простые, а змеиные, кошачьи или собачьи. К каркасу притянуты 3 струны. Длина сямисэна составляет приблизительно метр.
Сямисен
Он появился в Японии примерно в XVI столетии. Тогда для перебирания струн использовали медиатор, но сейчас его заменил плектр.
Особенность игры такова, что если перебирать струны сверху вниз, то плектр заденет еще и шкурку, поэтому звук окажется похожим на барабанный. Если играть плектром снизу вверх, то музыка польется нежнее.
Плектр для Сямисена
Уникальность сямисэна состоит в том, что он способен приобретать широкий диапазон звуков и тембров. Существует три главных способа игры:
Сямисэном должны были отлично владеть гейши во времена династии Токугава.
Музыка сямисена завораживает, послушайте сами:
Японская дудочка
Флейта из бамбука под названием сякухати также пришла в Японию из Китая. Ее название точно характеризует ее длину. «Сяку» — фут, а «хати» — восемь. По нашим меркам 54,5 сантиметров. Со временем ее научились изготавливать и в этой стране. На сегодняшний день эти японские музыкальные инструменты широко распространены. Всего их существует около 20 видов. Эта флейта является любимицей народа за красоту звучания и простоту изготовления. Оригинальные звуки, которые извлекают из нее музыканты, часто используются для написания музыки для медитации.
Необычная красота
Японские музыкальные инструменты, напоминающие гусли — это кото. Они были завезены в Японию в первом тысячелетии. Играли на кото в императорском дворце. Все аристократы должны были владеть им. Поэтому игра на кото входила в образовательную программу элитных слоев общества. Для того чтобы извлечь звук из этого инструмента, музыкант использует накладные ногти. Один для большого, второй для указательного и третий для среднего пальца правой руки. Предварительно при помощи мостов настраиваются лады. Существует два вида кото. На большом — длиной 1,8-2 метра,— имеющем 1 и более струн, используют для игры в оркестре. Он называется «со». Для сольно инструмента выбирают кото поменьше, длиной 1 метр с семью струнами. Самое популярное музыкальное произведение для этого инструмента — это «Рокудан-но сирабэ», написанное слепым Яцухаси Кэнге в XVII веке.
Японские традиционные музыкальные инструменты
Японские национальные музыкальные инструменты известны и любимы жителями страны восходящего солнца. Их и по сей день широко используют, например, в театрах кабуки (歌舞伎 かぶき Кабу́ки (яп. классический театр)) и бунраку (文楽 ぶんらく театр кукол «Бунра́ку»), многие современные исполнители и композиторы используют звучания старинных японских инструментов в своей музыке, а режиссеры в фильмах. Ни один мацури (祭り まつり праздник, празднество) не обходится без музыкального сопровождения, а обучение игре на некоторых музыкальных инструментах входит в образовательную программу будущих гейш.
Самый известный среди всех японских инструментов – это сямисэн (三味線 しゃみせん сямисэ́н (яп. широкораспространённый трёхструнный щипковый инструмент)). Аналог нашей русской балалайки. Этот инструмент имеет достаточно широкий тембральный диапазон, что обеспечивает ему широкое применение. Сямисен изготавливается из дерева, имеет всего 3 струны, а его корпус обтягивается кожей. Играют на нём с помощью плектра. Изменяя размеры шейки, материал струн и плектра, можно варьировать тембр этого инструмента. Благодаря этому существует огромное количество разновидностей этого инструмента.
Целое семейство японских флейт называют фуэ (笛 ふえ флейта; свирель; свисток; дудка). Они изготавливаются из бамбука и в зависимости от длины бамбуковых стеблей и расположения их между собой, насчитывается целое множество различных флейт. Например, флейта сё (笙 しょう губной орга́н) имеет семнадцать стволов разной длинны, а флейта сякухати (尺八 しゃくはち сякуха́ти (вид кларнета)) всего один.
Семейство японских барабанов – тайко (太鼓 たいこ барабан), имеют жёсткий бочкообразный корпус из дерева, к которому прикрепляется мембрана из кожи животного. Барабаны сильно разнятся по размерам: от небольших ручных, до барабанов высотой с рост человека. Существуют конечно и барабаны для широкого круга потребления, но, если придерживаться традиций, тайко изготавливают из цельного ствола дерева. Время изготовления барабана может достигать нескольких лет, а срок службы – столетия. Внутри корпуса барабана наносят разного вида резьбу, и от этого зависит звучание инструмента. Много лет назад под звуки этих барабанов маршировали грозные воины, а сейчас они являются неотъемлемой частью празднеств и церемоний.
Ещё один традиционный японский инструмент – кото (琴 こと ко́то (яп. тринадцатиструнный муз. инструмент)), собрат русским гуслям и европейской арфе. Согласно мифологии, кото олицетворяет спящего дракона. Это струнный инструмент (обычно 13 струн) с длинным резонирующим корпусом из дерева. Струны подпираются подвижными колками, которые обеспечивают инструменту множество вариантов настроек звучания. Играют на инструменте тремя пальцами – большим указательным и средним, на которые надеваются специальные «ногти»-медиаторы.
В Японии есть ещё одно интересное музыкальные приспособление – музыкальные колодцы суйкинкуцу (水琴窟 すいきんくつ яп. буквально пещера водного ко́то).
Не глубоко в землю зарывают перевернутый металлический или керамический кувшин, а в донышке делают отверстия. Над кувшином располагают воду.
Например, такие суйкинкуцу устанавливали рядом с рукомойниками, либо как элемент ландшафтного дизайна в японских садах. Вода проникает через отверстия в донышке кувшина и издает звуки, подобные колокольчику.
Сегодня, такие колодцы устанавливают во многих скверах в Японии, магазинчиках и даже в частных домах.
Это полезно почитать:
Tagged достопримечательности Японии жизнь японцев культура Японии поездка в Японию путешествие по Японии Япония японская культура японская музыка японские национальные музыкальные инструменты
Родственник гобоя
Какие же еще бывают японские музыкальные инструменты? Духовой — хитирик. Этот инструмент считается прародителем гобоя. Его изготавливают из бамбука и украшают корой вишневого дерева. Он имеет небольшой размер и диапазон звучания всего в одну октаву. Внешне хитирик напоминает флейту. На корпусе имеются отверстия, для извлечения звука, а также кольцо для регулировки тона и громкости.
А есть в Японии необычный музыкальный инструмент, на котором может сыграть каждый желающий. При этом необязательно обладать музыкальным слухом. Произойдет это само собой, когда вы будете мыть руки. Речь идет о суйкинкуцу.
Особенности
Прародители японских музыкальных инструментов завезены в страну из Китая и Кореи, и произошло это в VIII веке. Сегодня, если взглянуть на эти инструменты, можно увидеть сходство с некоторыми западными и другими азиатскими образцами. Но сходство скорее внешнее, а вот извлечение звука точно имеет свои особенности.
В целом история развития музыки в Японии насчитывает несколько этапов, отличающихся характером, динамикой, влиянием других культур. Например, в период Дзёмон существовали окарина и каменный свисток, керамические сосуды в это время могли использоваться в качестве ударных. Тогда японское общество складывалось из рыболовов, охотников и собирателей, которые в духовной жизни ориентировались на магию. И это отражалось в характере музыки и инструментов, на которых ее извлекали. Музыка являлась частью магических ритуалов.
В период Яёй музыка была сопроводителем похоронного обряда, а также некоторых земледельческих ритуалов. В 710 году при императорском дворе образована служба гагакурё – она отвечала в том числе и за приобщение знати к музыкальной культуре, обращаясь к опыту ведущих средневековых государств. В дальнейшем было много событий, заимствования, переплетений культур и технологий.
После Второй мировой восстановили Японскую лигу современных композиторов, появились оркестры и оперные труппы, открывались колледжи и музыкальные школы. В 50-х годах прошлого века появилась и первая студия электронной музыки. На сегодняшний день отмечается некое противостояние западной и традиционной направленностей в музыкальной культуре, но острым его не назовешь.
И национальные инструменты не стали сугубо музейными образцами: тем более что интерес к ним со стороны европейцев, кажется, только растет.
Подземная мелодия
В переводе это слово означает «пещера водного кото». Раньше такие приспособления устраивали на родниках, но в современном мире их можно найти в парках, в магазинах, в жилых помещениях. Японцы любят звуки суйкинкуцу и хотя звуки извлекает не человек, а природа, но настраивают его все равно люди. Он представляет собой зарытый в землю кувшин, перевернутый кверху дном. Вода проникает в кувшин через отверстие в донышке, рождая незамысловатые мелодии. Лучше всего подходят керамические кувшины, хотя используют и металлические. Те, кто впервые слышит звуки, исходящие из-под земли, бывают поражены, когда узнают, как на самом деле устроен этот инструмент.
Япония — это необычная страна. Поэтому и японские музыкальные инструменты, фото которых представлены в статье, отличаются оригинальностью. Конечно, лучше всего не рассматривать изображения, а услышать, как они звучат.