как называется выражение мысли в графическом коде

Как называется выражение мысли в графическом коде

как называется выражение мысли в графическом коде. картинка как называется выражение мысли в графическом коде. как называется выражение мысли в графическом коде фото. как называется выражение мысли в графическом коде видео. как называется выражение мысли в графическом коде смотреть картинку онлайн. смотреть картинку как называется выражение мысли в графическом коде.

как называется выражение мысли в графическом коде. картинка как называется выражение мысли в графическом коде. как называется выражение мысли в графическом коде фото. как называется выражение мысли в графическом коде видео. как называется выражение мысли в графическом коде смотреть картинку онлайн. смотреть картинку как называется выражение мысли в графическом коде.

Екатерина Денисова запись закреплена

Ответы на тест «Риторика»как называется выражение мысли в графическом коде. картинка как называется выражение мысли в графическом коде. как называется выражение мысли в графическом коде фото. как называется выражение мысли в графическом коде видео. как называется выражение мысли в графическом коде смотреть картинку онлайн. смотреть картинку как называется выражение мысли в графическом коде.
1. Изменение темпа речи, силы и тембра голоса в соответствии с содержанием произносимого называется:
речевые волны
+ речевые модуляции
речевые вариации
речевые колебания

2. Перенесение названия с одного предмета на другой по сходству этих предметов имеет название:
сравнение
+ метафора
метонимия
синекдоха

3. Темы, которые оратор не излагает, но готов обсудить, представляют собой:
+ пассивный тематический фонд
общий тематический фонд
активный тематический фонд
суммарный тематический фонд

4. Речевое поведение включает:
+ форма речи
+ пространственное поведение
+ жесты и мимика
содержание речи

5. Укажите основные речевые цели:
выразить негативные эмоции
+ убедить
проигнорировать
+ дать оценку
+ сагитировать
+ проинформировать

6. Укажите, что из нижеперечисленного представляет собой речевое событие?
+ междометие
+ диалог
+ монолог
+ отдельная фраза
+ диспут

7. Единое или сходное начало нескольких фраз в речи имеет название:
антитеза
+ анафора
повтор
эпифора

8. Умение играть по правилам, принятым в данной среде, называется:
дружелюбие
+ артистизм
уверенность
обаяние

9. Потребление имен собственных в значении нарицательных называется:
олицетворение
гипербола
+ антономасия
аллегория

10. Изображение отвлеченных понятий в виде конкретных образов это:
метафора
метонимия
антономасия
+ аллегория

11. Вид парадокса, при котором происходит соединение эмоционально насыщенных антонимов, имеет название:
перифраза
ирония
+ оксиморон
литота

13. Укажите функциональные виды речи:
+ информирующая
+ эмоциональная
+ аргументирующая
громкая

14. Узловые точки речевого маршрута в модели речевого дискурсивного графа называются:
+ топами
пойнтерами
поинтами
кризисами

15. Использование в речи закономерности, выражаемой в том, что лучше запоминаются начало и конец любого информационного блока, выражает следующий прием риторики:
обратная связь с аудиторией
+ следование закону края
смысловые кванты
речевые модуляции

16. Как называется предварительный графический структурно-смысловой план речи?
проект
шаблон
макет
+ эскиз

17. Как называют в риторике употребление слова или выражения в переносном значении?
оборот
синтаксис
речевая конструкция
+ троп

18. Честность в изложении чужой позиции, недопущение вольных или невольных искажений информации называется:
+ объективность
уверенность
заинтересованность предметом речи
искренность

20. Описательный оборот, употребляемый вместо какого-либо слова или словосочетания, имеет название:
+ перифраза
метонимия
литота
гипербола

Источник

Представление информации

Информация, полученная человеком из опыта, наблюдений или путём размышлений, должна быть некоторым образом зафиксирована в материальной форме для сохранения и сообщения (передачи) другому человеку.

Всю свою йсторию для сохранения и передачи информации человечество пользуется разнообразными знаками.

Знак представляет собой заменитель объекта — предмета, явления, действия, свойства или отношения. Знак (набор знаков) позволяет передающему информацию вызвать в сознании принимающего информацию образ объекта.

Знак — это явное или неявное соглашение о приписывании некоторому чувственно воспринимаемому объекту определённого смысла. Соглашение явное, если форма знака позволяет догадаться о его смысле; знаки в этом случае называют пиктограммами (рис. 1.6). Если связь между формой и значением знака устанавливается по договорённости (неявное соглашение), то такие знаки называют символами (рис. 1.7).

Если соглашения о связи формы и значения знаков неизвестны, то невозможно выяснить смысл сообщений, представленных такими знаками. До сих пор не разгаданы письмена острова Пасхи, надписи на Фестском диске и других археологических находках. Но некоторые древние письмена учёные всё же смогли расшифровать. О том, как им это удалось, можно узнать из электронного образовательного ресурса «Клинопись и иероглифы» (191729), размещённого на сайте http://sc.edu.ru/.

Люди используют отдельные знаки и знаковые системы.

Знаковая система определяется множеством всех входящих в неё знаков (алфавитом) и правилами оперирования этими знаками.

Примером знаковой системы является язык, которым человек пользуется для выражения своих мыслей, в общении с другими людьми.

Общение между людьми может проходить в устной или письменной форме с использованием соответствующих звуковых или зрительных знаков.

Из курса истории вы знаете, что сначала у человека появилась речь. Значительно позже появилась письменность — знаковая система фиксации мыслей и речи, позволяющая с помощью начертательных элементов закреплять информацию во времени и передавать на расстояние.

Звуковые знаки, из которых складывается наша устная речь, называются фонемами. Из фонем складываются слоги, из слогов — слова, из слов — фразы. На письме каждую фонему мы обозначаем отдельной буквой или сочетанием букв. Такая письменность называется буквенно-звуковой. Кроме неё существует слоговое и идеографическое письмо. Слоговое письмо принято в Японии, где отдельным значком обозначается каждый слог. В Китае отдельные значки (иероглифы) используются для обозначения слов; такой способ письма называется идеографическим.

На сайте http://sc.edu.ru/ размещён информационный источник «История письменности» (191647). Это полнотекстовая электронная версия брошюры В. А. Висковатова «Как люди научились писать», опубликованной в 1886 году. Её оригинал хранится в Государственной публичной исторической библиотеке России. Благодаря современным техническим возможностям, вы можете, сидя за своим компьютером, познакомиться с этой книгой и узнать из неё много интересного.

Языки, используемые для общения людей, называются естественными языками. Их насчитывается несколько тысяч. Самым массовым естественным языком считается китайский язык, являющийся родным более чем для миллиарда человек. К числу наиболее распространённых в мире относится английский язык, используемый более чем в ста странах. Естественные языки характеризуются:

• широкой сферой применения — естественный язык известен всему национальному сообществу;

• наличием большого количества правил, одни из которых сформулированы явно (правила грамматики), другие неявно (правила смысла и употребления);

• гибкостью — естественный язык применим для описания любых, в том числе новых, ситуаций;

• открытостью — естественный язык позволяет говорящему порождать новые и при этом понятные для собеседника знаки (слова), а также использовать существующие знаки в новых значениях;

• динамичностью — естественный язык быстро приспосабливается к многообразным потребностям межличностного взаимодействия людей.

Развитие науки и техники повлекло создание формальных языков, применяемых специалистами в профессиональной деятельности. При этом многие формальные языки имеют международное употребление.

Формальный язык — это такой язык, в котором одинаковые сочетания знаков всегда имеют одинаковый смысл. К формальным языкам относятся системы математических, химических символов, нотная грамота, азбука Морзе и многие другие. Формальным языком является используемая повсеместно десятичная система счисления, позволяющая именовать и записывать числа, а также выполнять над ними арифметические операции. К формальным языкам относятся языки программирования, с которыми вы будете знакомиться на уроках информатики.

Особенностью формальных языков является то, что все правила в них задаются в явной форме; это обеспечивает однозначность записи и восприятия сообщений на этих языках.

Одна и та же информация может быть выражена разными способами. Человек может представить информацию в знаковой или образной форме (рис. 1.8).

Представление информации в той или иной форме иначе называют кодированием.

Представление информации с помощью некоторой знаковой системы дискретно (составлено из отдельных значений). Образное представление информации непрерывно.

Источник

Статья «Лингвистика детской речи»

В данной статье представлены: псохолого-лингвистические основы развития устной речи учащихся,виды и типы речи, требования к устной речи учащихся. Материал полезен для методической темы самообразования.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Лингвистика детской речи»»

Статья « Лингвистика детской речи» 1. Психолого-лингвистические основы развития устной речи учащихся 1.1 Речь и ее виды

Термин речь имеет три значения:

а) речь как процесс, как деятельность, например: механизмы речи; ребенок начинает говорить, он овладевает речью; речь льется свободно;

в) речь как жанр устного, ораторского выступления: Полный текст речи депутата Н.Н. опубликован в газетах; блестящая речь, произнесенная на суде адвокатом.

Внешняя речь, т.е. речь-общение, подразделяется на четыре вида:

слушание (аудирование)- слуховое восприятие акустического потока, отправленного говорящим, и его понимание, т. е. сверка со смысловыми, фонемными эталонами, накопленными в памяти ранее;

чтение, т. е. зрительное восприятие графического ряда, написанного или напечатанного, и его понимание, т. е. соотнесение графических комплексов (слов, их сочетаний) через их фонемный состав с эталонами, хранящимися в памяти.

Чтение имеет два варианта: прямое перекодирование графически зафиксированного текста на мыслительный код и двойное перекодирование: на мысленный код и на звучащие слова, т. е. на акустический код.

При слушании и чтении отсутствие в памяти эталона может привести к непониманию воспринятой речи, но контекст и понимание ситуации общения создают условия для догадки (антиципации), которая, как правило, сохраняет непрерывность общения.

Сходства и различия устной и письменной речи Таблица 1

По степени подготовленности

Импровизированная, моментальная, ситуативная

Обдуманная, подготовленная, проверенная

По точности выбора слов

Моментальный выбор, не всегда удачный

Тщательный, обдуманный выбор

По объему единиц речи

Сравнительно малый объем предложений

Уравнительно большой объем

По средствам выразительности

Паузы, логические ударения, интонации, темп, тембр, мимика, жесты наряду с фигурами

Только в момент исполнения (или в звукозаписи)

В повседневной практике последовательность видов речи:

В развитии речи взаимодействие видов кладется в основу его системы.

Рассмотрим ступени речевых действий.

План внутренний, иногда написанный: он четко определяет содержание предстоящего высказывания, последовательность мыслей.

Наконец, внутренняя, мысленная подготовка высказывания завершается семантико-грамматическим структурированием. Оно складывается:

а) из выбора слов – самое важное;

б) порядка слов в высказывании;

в) грамматического маркирования, т.е. установления связей слов с помощью предлогов, союзов, падежных и личных окончаний частей речи.

Этой ступенью заканчивается докоммуникативный этап подготовки общения: следующие две ступени составляют коммуникативный этап.

Казалось бы, высказывание состоялось и речевой акт закончен. Но с точки зрения теории речевой деятельности для полного цикла общения (коммуникации) недостает еще двух ступеней: это, во-первых, восприятие высказывания собеседником (адресатом), без чего общение нельзя считать состоявшимся; во-вторых, это обратная связь, т.е. реакция перципиента на принятое высказывание.

Восприятие проходит следующие шаги (в устном варианте):

прием акустических сигналов в виде ряда звучащих слов;

сравнение их с хранящимися в памяти эталонами, в результате чего происходит понимание слов;

расшифровка грамматических связей в тексте высказывания;

понимание общего смысла предложения или текста;

понимание коннотаций, образов, тропов, аллегории, иронии и пр.;

понимание скрытого смысла высказывания или его отсутствия;

оценка личности говорящего: его интеллекта, нравственного облика, степени владения языком и уровня культуры речи и пр. (Сократ: «Заговори, чтобы я тебя увидел»).

1.3. Типы речи (текста)

В зависимости от целей высказывания и от его содержания в античной риторике разграничивали повествование, описание и рассуждение; в наши дни введено также понятие смешанного (комментированного) текста.

Рассуждением называется такой тип речи (и текст), в котором для доказательства или опровержения какого-то утверждения, тезиса используются различные доводы, аргументы, примеры, чьи-то мнения, доказательства; в итоге автор делает вывод. Модель рассуждения:

Развитие тезиса: доказательства и опровержения

Поскольку чистые типы повествования, описания и рассуждения встречаются не так часто, то целесообразно пользоваться такими оценочными понятиями: «текст с преобладанием того или иного типа»; «рассказ-повествование с двумя пейзажными зарисовками»; «рассуждение, в котором использованы две сюжетные повествовательные вставки в качестве аргументов».

Начальная школа делает первые шаги и в сторону стилистической дифференциации текстов: дети уже в I классе начинают понимать, что домашняя манера говорить, детская лексика, диалектная и просторечная в школе звучать не должны. Они различают также разговорно-бытовую и литературно-разговорную речь. В письменных изложениях и сочинениях они учатся дифференцировать две стилевые разновидности: эмоционально-образный стиль и научный, «деловой». Так у детей формируются умения коммуникативного выбора синонимических средств языка

Таким образом, формирование устной речи школьников надо связывать с работой над конкретными стилями речи.

1.4.Требования к устной речи учащихся

Какую же речь можно считать хорошей, к чему следует стремиться учителю и ученику?

Первое требование – требование СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТИ речи. говорить или писать можно лишь о том, что сам хорошо знаешь. Лишь тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда в нем будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания.

Второе требование – требование ЛОГИЧНОСТИ, последовательности, четкости построения речи. хорошее знание того, о чем школьник говорит и пишет, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по несколько раз. Правильная речь предполагает обоснованность выводов /если они есть/, умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание.

Эти первые два требования касаются содержания и структуры речи; последующие требования относятся к речевому оформлению устных сообщений и письменных сочинений.

Под ТОЧНОСТЬЮ речи понимают умение говорящего и пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства – такие слова, сочетания, которые передают именно те черты, которые присущи изображаемому предмету.

Речь только тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она ВЫРАЗИТЕЛЬНА. Выразительность речи – это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов,

построением фразы, выбором слов, настроением рассказа. ЯСНОСТЬ речи – это ее доступность тем людям, к кому она обращена.

Чрезвычайна важна также ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии – произносительных норм литературного языка, умение говорить /и читать/ выразительно, достаточно громко, владеть интонациями, паузами, логическими ударениями и прочее.

И выразительность, и ясность речи предполагают ее ЧИСТОТУ, то есть лишних слов, грубых просторечных слов и выражений и тому подобное.

Для школы особенно большое значение имеет ПРАВИЛЬНОСТЬ речи, то есть соответствие литературной нормы.

Все эти требования и приемы к речи младших школьников. Хорошая речь может быть получена только при соблюдении всего комплекса требований.

Таким образом, говорить о хорошей речи можно лишь в том случае:

1) если она богата и разнообразна по использованным в нем лексическим и грамматическим средствам;

2) если в ней точно передано содержание высказывание;

3) если в ней учтены особенности ситуации общения, выдержан определенный стиль речи.

Рассмотрим возрастные особенности развития устной речи детей седьмого года жизни и факторы, влияющие на эти особенности.

2. Возрастные особенности развития устной речи школьников 7-го года жизни.

Для понимания процесса развития устной речи человека, особенно движущих сил этого развития (факторов), очень много дает исследование первых его шагов, т.е. речи ребенка в самом начале овладения языком.

Восприятие чужой речи опережает собственную речь ребенка: он начинает понимать речь взрослых несколько ранее, чем сам делает попытки говорить. Этот разрыв позволяет практически, на уровне «внутренних обобщений» усвоить простейшие правила языка, хотя ребенок не осознает их и не может сформулировать.

Из сказанного вытекает вывод о роли речевой (языковой) среды в овладении речью и языком и, следовательно, в развитии речи. Но это не единственный фактор нормального речевого развития человека; можно назвать и прокомментировать и другие факторы, не менее важные:

-фактор потребности номинации и обобщения: такая потребность возникает в познании окружающего мира, служит основой не только овладения речью, но и всей учебной познавательной деятельностью человека;

-фактор речевой активности ребенка предполагает общую активность в игре и в социальной жизни, быстрые речевые реакции в диалоге, быстрый выбор слов;

-наконец, фактор осмысления, «осознания» языка, фактор теории: предполагается изучение грамматики в школе.

Очень важно, чтобы эти предпочтения действовали в рамках нормированного, литературного, языка, а не просторечия, не диалекта. Очень важно поэтому, чтобы с ранних лет языковое чутье формировалось под влиянием высококультурной речевой среды, чтобы она создавалась на основе интеллигентной речи родителей, чтения художественной литературы дома и в школе. Конечно, школа постепенно исправляет даже неверную интуицию, но процесс исправления проходит трудно и долго.

Важной особенностью психического развития ребенка является его повышенная сензитивность (чувствительность), прежде всего к овладению целями и способами систематического обучения.

Детям доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научных знаний. Однако достаточно высокого уровня познавательной деятельности первоклассники достигают только при условии, если обучение в этот период направлено на активное развитие мыслительных процессов и ориентировано на зону ближайшего развития (10).

Уровень развития устной речи является одним из ярких показателей уровня и качества мышления.

Наглядно-действенное мышление проявляется в «глагольном» характере речи первоклассников: в словаре ребенка, по данным Канакиной В.П., имена существительные составляют 38% словарного запаса, глаголы— 32%, местоимения — 10%, наречия — 7% и лишь 2% — имена прилагательные (20). Но стоит отметить чуткость детей к языковым явлениям, которая проявляется в их способности понимать и употреблять новые слова, их формы и сочетания по аналогии с ранее усвоенными словами, формами и сочетаниями.

Если основной функцией речи дошкольников (и первоклассников на первых этапах обучения) является общение, то речь ребенка 7-го года жизни носит ситуативный, контекстный характер, отличительными особенностями ее являются свернутость, недосказанность, жесткая связь с конкретной ситуацией.

У детей в новой среде развивается потребность быть понятыми вне зависимости от ситуации. Чтобы быть понятым, ученик должен овладеть связной, развернутой, логичной речью.

Различные виды речи чередуются (перемежаются) в речевой практике каждого ребенка в зависимости от характера сообщения, его содержания, эмоционального состояния и пола (мальчики и девочки по-разному пересказывают тексты, хотя спонтанность речи снижается и у тех, и у других).

В этом возрасте в процессе обучения начинается формироваться объяснительная речь (рассуждение, объяснение способа действия, констатация факта, обдумывание плана действия, рефлексия действия и т. д. Этот вид речи требует точной лексики для описания свойств и качеств предметов, указания на место и время проходящих или минувших событий, логики построения предложения или рассказа(24). Такой вид речи не допускает произвольного изложения, он формируется в процессе обучения, и качество его формирования зависит от деятельности учителя.

Источник

Очерк истории развития « ДАРА СЛОВА» в русской школе 19 – 20 вв.

К. Д. Ушинский

В статье « О первоначальном преподавании русского языка» К.Д. Ушинский так определил его цели: « Во-первых, развить в детях ту врождённую душевную способность, которую называют даром слова; во-вторых, ввести детей в сознательное обладание сокровищами родного языка и, в-третьих, усвоить детям логику этого языка, т.е. грамматические его законы в их логической системе».

Правила развития языковой способности:

· Второе правило: систематичность, т.е. постепенное нарастание трудности, разнообразие тематики и типов, преемственность и перспективность, постепенное уменьшение помощи учителя.

· Третье правило: « упражнения должны быть логические: содержать переход от конкретных представлений к общим понятиям, выделение признаков предметов, объединение предметов в одно общее суждение».

· Четвёртое правило: упражнения « дара слова» должны быть изустные ( идут впереди) и письменные.

Основные направления в методике развития речи

Риторика

· Развитие личности ученика;

· Воспитательные, этические аспекты речи;

· Работа над темой, сбор и систематизация материала;

· План и композиция сочинений;

· Жанры сочинений и типы речи- повествование, описание, рассуждение;

· Выбор слова, построение предложений и текста;

· Применение фигур и тропов, выразительность речи.

Творчество

Приёмы творческого направления ( Л. Н. Толстой)

· Изучать жизнь, развивать наблюдательность, будить мысль;

· Заинтересовать, увлечь творчеством;

· Предлагать выбор тем- серьёзных, интересных самому учителю;

· Читать детские сочинения, разбирать их;

· Учить выбору слова, « отыскивать для мысли место»;

· Не повторяться, ничего не пропускать, соединять последующее с предыдущим.

Имитативное направление (обучение по образцам-оно опиралось и на риторическую традиции, и на изучение литературы.

Задачи развития связной речи

1. Ориентация младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);

2. Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности;

3. Овладение устной и письменной формами языка, культурой речи;

4. Формирование коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников;

5. Формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся;

6. Формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку;

7. Создание основы для обучения школьников созданию текстов разного типа (текст- повествование, текст- описание, текст- рассуждение);

8. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли);

9. Развитие умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

1. Адекватно воспринимать звучащую и письменную речь;

2. Анализировать свою и оценивать чужую речь;

3. Создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации.

Психолого – лингвистические основы развития речи учащихся.

Речь и ее виды

Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства. Речью называют общение с помощью языка – знаковой системы, веками отшлифованной и способной передавать любые оттенки сложнейшей мысли. Вспомогательные, невербальные средства общения – жесты, мимика, прикосновения (тактильное общение), умолчания. И само пространство, ситуация участвуют во взаимодействии.

Термин речь имеет три значения:

а) речь как процесс, как деятельность, например: механизмы речи; ребенок начинает говорить, он овладевает речью; речь льется свободно;

б) речь как результат, как продукт речевой деятельности, синоним – текст, например: анализ речи 6 – летнего ребенка; образцы речи высокой культуры;

в) речь как жанр устного, ораторского выступления: Полный текст речи депутата Н. Н. опубликован в газетах; блестящая речь, произнесенная на суде адвокатом.

Неозвученная или ненаписанная речь – это внутренняя, или мысленная, речь, так сказать, речь для себя (играющая, кстати, огромную роль в сознательной жизни человека). Речь, таким образом, подразделяется на внешнюю, т. е. речь для других, и внутреннюю – речь для себя.

Речь внешняя и внутренняя служит важным средством формирования личности человека. В последние десятилетия изучается такой феномен, как «языковая личность», т. е. совокупность всех знаний, умений и предпочтений в области языка (языков) у данного человека, в нашем случае – у ученика начальных классов, в его онтогенезе и филогенезе, индивидуально или в историческом развитии людей.

Внешняя речь, т. е. речь – общение, подразделяется на четыре вида:

говорение, т. е. выражение мысли в акустическом коде, с помощью звучащих комплексов – слов, их сочетаний (действие коммуникатора);

слушание (аудирование) – слуховое восприятие акустического потока, отправленного говорящим, и его понимание, т. е. сверка со смысловыми, фонемными эталонами, накопленными в памяти ранее;

письмо, т. е. выражение мысли в графическом коде ( при звуковом, точнее – фонемном, письме – через посредство фонем);

чтение, т. е. зрительное восприятие графического ряда, написанного или напечатанного, и его понимание, т. е. соотнесение графических комплексов (слов, их сочетаний) через их фонемный состав с эталонами, хранящимися в памяти.

Чтение имеет два варианта: прямое перекодирование графически зафиксированного текста на мыслительный код и двойное перекодирование: на мысленный код и на звучащие слова, т. е. на акустический код.

При слушании и чтении отсутствие в памяти эталона может привести к непониманию воспринятой речи, но контекст и понимание ситуации общения создают условия для догадки (антиципации), которая, как правило, сохраняет непрерывность общения.

Первая пара видов речи – говорение и аудирование объединяется под названием устной речи, вторая пара – письмо и чтение как речь письменная; эти виды речи различаются не только своими механизмами или способами порождения, но и языковыми, внешними, признаками:

Сходства\различия Устная речь Письменная речь
По стилю Разговорные стили Письменно – книжные стили
По степени подготовленности Импровизированная, моментальная, ситуативная Обдуманная, подготовленная, проверенная
По точности выбора слов Моментальный выбор, не всегда удачный Тщательный, обдуманный выбор
По объему единиц речи Сравнительно малый объем предложений Уравнительно большой объем
По средствам выразительности Паузы, логические уравнения, интонации, темп, тембр, мимика, жесты наряду с фигурами Фигуры, тропы
По сохранности Только в момент исполнения ( или в звукозаписи) Долговременная сохранность

В повседневной практике последовательность видов речи:

как называется выражение мысли в графическом коде. картинка как называется выражение мысли в графическом коде. как называется выражение мысли в графическом коде фото. как называется выражение мысли в графическом коде видео. как называется выражение мысли в графическом коде смотреть картинку онлайн. смотреть картинку как называется выражение мысли в графическом коде. как называется выражение мысли в графическом коде. картинка как называется выражение мысли в графическом коде. как называется выражение мысли в графическом коде фото. как называется выражение мысли в графическом коде видео. как называется выражение мысли в графическом коде смотреть картинку онлайн. смотреть картинку как называется выражение мысли в графическом коде.мысленная устная письменная.

В развитии речи взаимодействие видов кладется в основу его системы.

В речи, в отдельных речевых актах (высказываниях) реализуются средства языка: звуки, слова, сочетания слов, интонации, а также правиле грамматики; в этом смысле речь – это прагматика языка. Сам язык, во всей его сложности, выступает как материал речи, кодовая система.

Речь и мышление

Мысль и слова находятся в диалектическом единстве. Речь неотделима от мысли: «Речь его процесс превращения мысли в слово, материализация мысли» (Выготский Л. С. Мышление и речь. – М; Л., 1934. – С. 311). Развитие речи – это и развитие мышления. Материализуя свю мысль, иногда не вполне четкую, мы подчиняем ее жестким, четким законам языка и таким образом упорядочиваем саму мысль.

В логическом, речевом мышлении человек пользуется понятиями, в которых обобщены существенные признаки явлений, предметов, действий и т. п. Понятия обозначаются словами и словосочетаниями, в которых приобретают необходимую для общения материальную оболочку. Знание слов, богатство и мобильность словаря позволяют человеку оперировать понятиями, т. е. мыслить ( на уровне внутренней речи) или говорить, писать ( на уровне внешней речи). Речь невозможна без мысли, без опережающего внутреннего процесса.

Но и мысль не может успешно работать без языкового оформления. «В речи мы формулируем мысль, но формулируя ее, мы сплошь и рядом ее формирует» (Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1940. С. – 305). Четкие, ясные, легко осознаваемые языковые конструкции накладываются на аморфную, складывающуюся мысль и дисциплинируют ее. Такова роль синтаксических конструкций, морфологический форм, словообразовательных моделей, стилистических фигур и пр.

Не вполне четкие, смутные мыслительные связи, оформляясь во внутренней и тем более – во внешней речи, должны быть вложены в языковые структуры, и при этом они либо разрушаются, т. е. самому говорящему становится очевидно, что слушатели его не понимают. Общение – лучший критерий и содержания, и языковой формы речи. Такова диалектика связей речи и мышления.

Внутренняя, мысленная речь обладает ступенями глубины. Первая ступень глубины наиболее близка к речи внешней. Так, когда мы пишем или составляем какой-либо важный текст, то мы его формируем «про себя», мысленно. В этой ситуации мы тщательно отбираем слова, строим предложения по правилам грамматики, обдумываем даже падежные окончания, орфографию и пунктуацию. Это первая ступень внутренней речи представляет собой неозвученный и пока не написанный вариант речи внешней.

Вторая ступень глубины: я размышляю сам с собой, без цели записи. Например, обдумываю план и содержание предстоящей лекции. Я придерживаюсь темы, не отвлекаюсь, но текст моей вербальной внутренней речи прерывист, я не слежу за правильностью синтаксических конструкций и тем более за орфографией. Я не употребляю служебных слов. Эти ступени каждый может проверить на себе методом самонаблюдения.

Третья степень глубины: я вспоминаю давно прошедшее.мысль моя неустойчива: отдельные картины…лица, слова…запах костра…песня…в мои восприятия врывается музыка …Я мыслю не только словами (вербально), столько образами, картинами, схемами. Логическое, речевое мышление смешивается с образным мышлением и даже с элементами конкретно – действительного мышления. В мою внутреннюю речь врывается неречевой элемент – то, что Н. И. Жинкин назвал «кодом образов и схем».

В обычной последовательности человек чаще всего «живет» в мире третьей ступени глубины поэтому условному делению. Но в смысле успешного развития речи, ее культуры наиболее важна первая ступень. В то же время языковое знание и умение обогащают мышление, развивают его.

Высказывание

Рассмотрим ступени речевых действий.

1. Ситуация – это стечение обстоятельств жизни, которые побуждают человека к высказыванию. Ситуация урока побуждает и учителя, и ученика строить высказывания определенного содержания и типа. Журналист побывал на крупной стройке, ему надо осветить возникающие там проблемы. Пожилой человек, много повидавший на своем веку, осознает приближение неизбежного, хочет передать хотя бы частицу своего знания людям…

2. Ситуация порождает мотивацию: возникает потребность высказывания, смутная потребность постепенно осознается, перестает в ясную цель (цель – осознанная потребность).

3. Речевая интенция ( в переводе с лат. – «намерение») – это ряд подготовительных решений: выбор адресата речи, стилевого ключа, определение громкости, тембра голоса, интонаций; прогнозирование вероятных результатов речевого действия (трезвая оценка такой вероятности нередко приводит к отказу от речевого действия).

4. План внутренний, иногда написанный: он четко определяет содержание предстоящего высказывания, последовательность мыслей.

5.Наконец, внутренняя, мысленная подготовка высказывания завершается семантико – грамматическим структурированием. Оно складывается:

а) из выбора слов – самое важное;

б) порядка слов в высказывании;

в) грамматического маркирования, т. е. установления связей слов с помощью предлогов, союзов, падежных и личных окончаний частей речи.

Этой ступенью заканчивается докоммуникативный этап подготовки общения: следующие две ступени составляют коммуникативный этап.

Ознакомление со студентами речевого действия показывает, как надо готовить школьников к речевым упражнениям: устным рассказам, сочинениям, письмам, сообщениям, к ведению дневников, к устному общению в школьных или домашних условиях.

1.Следующая ступень – материализация высказывания, т. е. кодовый переход на акустический код (устная речь) или на графический код (письменная речь). Эти кодовые переходы в течение многих лет тренировки в устной речи и письме, в аудировании и чтении достигают высокой степени автоматизма.

Казалось бы, высказывание состоялось и речевой акт закончен. Но с точки зрения теории речевой деятельности для полного цикла общения (коммуникации) недостает еще двух ступеней: это, во- первых.восприятие высказывания собеседником (адресатом), без чего общение нельзя считать состоявшимся; во – вторых, это обратная связь, т. е. реакция перципиента на принятое высказывание.

Восприятие проходит шаги ( в устном варианте):

— прием акустических сигналов в виде ряда звучащих слов;

— сравнение их с хранящимся в памяти эталонами, в результате чего происходит понимание слов;

— расшифровка грамматических связей в тексте высказывания;

— понимание общего смысла предложения или текста;

— понимание коннотаций, образов, тропов, аллегории, иронии и пр.;

— понимание скрытного смысла высказывания или его отсутствия;

— оценка личности говорящего: его интеллекта, нравственного облика, степени владения языком и уровня культуры речи и пр. (Сократ:«Заговори, чтобы я увидел»).

Обратная связь осуществляется в виде ответа – нового высказывания либо в виде действия, поведения определяемого первым высказыванием.

Типы речи (текста)

В зависимости от целей высказывания и от его содержания в античной риторике разграничивали повествование, описание и рассуждение; в наши дни введено также понятие смешанного (контаминированного) текста.

В повествовании излагается последовательность событий, текст имеет сюжет и, как правило, действующий персонажей, в этом смысле оно близко к рассказу как литературному жанру. Последовательность событий в повествовании обычно определяется их естественным ходом. Но нередко автор в композиционных целях изменяет этот порядок. В повествовании имеют место диалоги, бывают описательные вставки, зарисовки пейзажа, рассуждения. Повествование – самый подвижный, динамичный тип речи, считаются, что он наиболее доступен детям.

Рассуждение называется такой тип речи (и текст), в котором для доказательства или опровержения какой-то утверждения, тезиса используются различные доводы, аргументы, примеры, чьи – то мнения, оказательства; в итоге автор делает вывод.

Тезис Развитие тезиса: доказательства и опровержения Вывод

Рассуждение– наиболее строгий, сложный тип речи. В начальных классах проводится целенаправленная работа над сравнением, сопоставлением, противопоставлением в основном по живым наблюдениям: объяснение причинно-следственных связей явлений; доказательство с помощью примеров, собственных наблюдений и пр.; построения умозаключений; работа на обобщениями и выводами. Примеры тем для рассуждений: «Лучшая профессия», «Почему надо беречь птиц?», «Как стать сильным и умелым?», «Кем быть или каким быть?».

Поскольку чистые типы повествования, описания и рассуждения встречаются на так часто, то целесообразно пользоваться такими оценочными понятиями: «текст с преобладанием того или иного типа»; «рассказ-повествование с двумя пейзажными зарисовками»; «рассуждение, в котором использованы две сюжетные повествовательные вставки в качестве аргументов».

Начальная школа делает первые шаги и в сторону стилистической дифференциации текстов: дети уже в 1 классе начинают понимать, что домашняя манера говорить, детская лексика, диалектическая и просторечная в школе звучать не должны. Они различают также разговорно-бытовую и литературно-разговорную речь. В письменных изложениях и сочинениях они учат дифференцировать две стилевые разновидности: эмоционально-образный стиль и научный, «деловой». Так, в школе проводится сочинение «Береза» в научном ключе (ствол, ветки, листья семена, березовый лес, древесина и пр.) и художественное сочинение о березе в зимнем наряде, в осеннем золоте, в весеннем кипении. Так у детей формируются умения коммуникативного выбора синонимических средств языка.

Теории строения текста

В 50 – 60-е годы интенсивно развивалась лингвистика текста. В ее основе признание того факта, что текст, как и предложение, тоже имеет регулярно воспроизводимые типы связей и, следовательно, свои единицы текста – «сложное синтаксическое целое» (ССЦ). Эти компоненты текста в графическом оформлении обычно совпадают с абзацем, но деление текста на абзацы произвольно, индивидуально, а ССЦ подчинены системе. Систему создают типы связей, они здесь проиллюстрированы примерами:

1. Содержательные, событийные, сюжетные связи.

Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. Они спросили меня, откуда я, помолчали, посторонились. Мы немного поговорили. Я прилег под обглоданный кустик и стал глядеть кругом (И. С. Тургенев Бежин луг).

Слова, я мальчики и заблудился связывают данное ССЦ с предыдущим текстом: из него читатель узнал, кто я, кто такие мальчики и почему сказано заблудился. Они во втором предложении – это местоимение, оно связывает второе предложение с первым (мальчики – они ). Такую же роль выполняют местоимения меня, я, мы.

Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое, красноватое отражение; пламя, вспыхивая, изредка забрасывало за черту этого круга быстрые отблески.

Огоньки тихонько потрескивали. Мальчики сидели вокруг их4 тут же сидели и те две собаки, которым так было захотелось меня съесть. Они еще долго не могли примириться с моим присутствием.

Упоминание собак связывает весь компонент текста с предыдущими его частями.

И далее у Тургенева:

Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. (Из их разговоров я узнал их имена и намерен теперь же познакомить с ними читателя)

Обещание автора описать каждого мальчика возбуждает в читателе ожидание и служит внутренним связям текста.

2. Логические связи. Мальчики, узнав, что ночной гость – помещик, помолчали, посторонились. Читатель с самого начала знал, что я- барин, а мальчики узнали только в указанный момент.

3. Лексические связи. Повторяющиеся слова мальчики, круглое, красноватое отражение и за черту круга.

4. Синонимические связи: огни, пламя.

Анатомические отношения: они легко прослеживаются в дальнейших описаниях мальчиков: разговорчивый – молчаливый.

5. Местоименные замены – их в данном тексте много.

6. Наречные замены – около костра и там.

7. Союзы, связывающие предложения

8. Частицы в роли средств связи: даже, бы, ли, не.

9. Интонационные связи, которые на письме частично передаются пунктуацией: вопросительным знаком, многоточием, восклицательным знаком.

10. Связующим средством в ССЦ может служить и тип связи между предложениями. Цепная связь:

Сверкнул ослепительный зигзаг молнии. И сразу же, почти в то же мгновение, раскололось небо над головой. Дрогнули стены, задребезжали окна…

Последовательное развитие событий:

как называется выражение мысли в графическом коде. картинка как называется выражение мысли в графическом коде. как называется выражение мысли в графическом коде фото. как называется выражение мысли в графическом коде видео. как называется выражение мысли в графическом коде смотреть картинку онлайн. смотреть картинку как называется выражение мысли в графическом коде. как называется выражение мысли в графическом коде. картинка как называется выражение мысли в графическом коде. как называется выражение мысли в графическом коде фото. как называется выражение мысли в графическом коде видео. как называется выражение мысли в графическом коде смотреть картинку онлайн. смотреть картинку как называется выражение мысли в графическом коде. как называется выражение мысли в графическом коде. картинка как называется выражение мысли в графическом коде. как называется выражение мысли в графическом коде фото. как называется выражение мысли в графическом коде видео. как называется выражение мысли в графическом коде смотреть картинку онлайн. смотреть картинку как называется выражение мысли в графическом коде.
как называется выражение мысли в графическом коде. картинка как называется выражение мысли в графическом коде. как называется выражение мысли в графическом коде фото. как называется выражение мысли в графическом коде видео. как называется выражение мысли в графическом коде смотреть картинку онлайн. смотреть картинку как называется выражение мысли в графическом коде. как называется выражение мысли в графическом коде. картинка как называется выражение мысли в графическом коде. как называется выражение мысли в графическом коде фото. как называется выражение мысли в графическом коде видео. как называется выражение мысли в графическом коде смотреть картинку онлайн. смотреть картинку как называется выражение мысли в графическом коде.

Цепная связь: возрастает к прошлому:

Иван Иванович едет на Дальний Восток. Побывать в Уссурийской тайге – его давняя мечта. Когда – то он с упоением зачитывался книгами В. К. Арсеньева…

как называется выражение мысли в графическом коде. картинка как называется выражение мысли в графическом коде. как называется выражение мысли в графическом коде фото. как называется выражение мысли в графическом коде видео. как называется выражение мысли в графическом коде смотреть картинку онлайн. смотреть картинку как называется выражение мысли в графическом коде. как называется выражение мысли в графическом коде. картинка как называется выражение мысли в графическом коде. как называется выражение мысли в графическом коде фото. как называется выражение мысли в графическом коде видео. как называется выражение мысли в графическом коде смотреть картинку онлайн. смотреть картинку как называется выражение мысли в графическом коде. как называется выражение мысли в графическом коде. картинка как называется выражение мысли в графическом коде. как называется выражение мысли в графическом коде фото. как называется выражение мысли в графическом коде видео. как называется выражение мысли в графическом коде смотреть картинку онлайн. смотреть картинку как называется выражение мысли в графическом коде.
как называется выражение мысли в графическом коде. картинка как называется выражение мысли в графическом коде. как называется выражение мысли в графическом коде фото. как называется выражение мысли в графическом коде видео. как называется выражение мысли в графическом коде смотреть картинку онлайн. смотреть картинку как называется выражение мысли в графическом коде. как называется выражение мысли в графическом коде. картинка как называется выражение мысли в графическом коде. как называется выражение мысли в графическом коде фото. как называется выражение мысли в графическом коде видео. как называется выражение мысли в графическом коде смотреть картинку онлайн. смотреть картинку как называется выражение мысли в графическом коде.

11. Параллельная связь:

Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.

Первое предложение задает общую тему, три последующих, параллельны друг другу, раскрывают ее.

как называется выражение мысли в графическом коде. картинка как называется выражение мысли в графическом коде. как называется выражение мысли в графическом коде фото. как называется выражение мысли в графическом коде видео. как называется выражение мысли в графическом коде смотреть картинку онлайн. смотреть картинку как называется выражение мысли в графическом коде.

В основе компонента текста лежит противопоставление, оно связывает текст в единстве противоположностей (тоже параллельная связь):

Если люди активные и общительные, искренне почитавшие себя альтруистами, благодетелями и знатоками других людей. Они дают советы, поучают… Они не подозревают, что не видят людей, с которыми общаются. Они думают, что активность их причинит другим людям лишь неприятности.

как называется выражение мысли в графическом коде. картинка как называется выражение мысли в графическом коде. как называется выражение мысли в графическом коде фото. как называется выражение мысли в графическом коде видео. как называется выражение мысли в графическом коде смотреть картинку онлайн. смотреть картинку как называется выражение мысли в графическом коде.

12. Связующая роль выполняют вводные слова и предложения, обобщающие конструкции, выводы в итоге рассуждения, парадоксальные, неожиданные суждения.

Недаром текст называется «связным»: действительно, средств связи множество, но пишущий тем более говорящий не всегда осознают и прогнозируют их.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *